Как правильно составлять план – Сложный план текста – пример

Содержание

Как составить план на неделю, чтобы она была продуктивной

Выходные — это время для отдыха и восстановления сил. Однако это ещё и хороший период для планирования будущей недели.

Эта четырёхшаговая система поможет составить эффективный план.

1. Проанализируйте прошедшую неделю

Чтобы двигаться вперёд, нужно знать, чего вы уже достигли. Поэтому рассматривайте этот шаг как самоанализ.

Подумайте, завершили ли вы до конца начатое, со всем ли вы справились. Если вы не достигли своих целей, почему так получилось?

Вспомните, как вы чувствовали себя на прошедшей неделе, чем вы занимались, чем питались. Если вы съели много фастфуда, что на вас повлияло? Возможно, какие-то стрессовые ситуации, работа, нехватка времени или что-то ещё.

Когда вы поймёте причины своих действий, вы сможете подготовиться и не повторять прошлых ошибок.

2. Запишите все свои идеи

Это могут быть абсолютно любые личные и рабочие идеи. После того как вы их запишете, просмотрите список и определите, какие из целей наиболее важные.

Выполнение первостепенных задач обеспечит вам личностный и карьерный рост. Помните: вы можете достигнуть всего, но всему своё время.

3. Занесите все мероприятия и встречи в календарь

Начните с указания в календаре ваших рабочих часов. Это наверняка займёт основную часть недели. Затем распишите часы сна и занятий спортом. В конце укажите важные общественные мероприятия и встречи, которые вы хотите посетить.

После этого шага вы заметите, что у вас ещё достаточно свободного времени, которое можно без зазрения совести потратить на хобби или развлечения.

4. Распишите каждый день предстоящей недели

Каждый день должен приближать вас к намеченной цели.

Если вы хотите заниматься спортом четыре раза в неделю, заранее определите, когда и как вы будете это делать. Продумайте и запишите всё до мелочей. Учитывайте то, в какое время дня вы наиболее продуктивны. Важные дела планируйте на это время.

План на день должен быть сугубо индивидуален. Разумно рассчитывайте свои силы и время.

lifehacker.ru

План задач на день » Планирование и постановка задач

Эксперт по саморазвитию Брайан Трейси утверждает: 10 минут на планирование дня экономит не менее 2 часов в сутки. Но как составлять план задач на день, чтобы успеть не только рутинные дела, но и что-то более важное? Мы поделимся тремя эффективными техниками, которые изменят ваш день.

Содержание

I. Планируем день правильно
II. Три способа составить список задач
1. Интеллект-карты
2. Результативно-ориентированное планирование 
3. Жестко-гибкое планирование
III. Планирование задач на день в СРМ

Планируем день правильно

Вроде весь день вы были заняты, а в итоге уходите из офиса с мыслью, что ничего не успели — знакомая ситуация? Давайте посмотрим, что можно с этим сделать.

1. Выделяйте приоритетные дела —  задачи, позволяющие достигать глобальных целей. Ответьте на вопрос, насколько важная и срочная каждая задача и нельзя ли ее кому-то делегировать. Если можно — так и сделайте, а сами займитесь более приоритетным делом.

Как написать задачи на день: 3 простых и эффективных способаКак написать задачи на день: 3 простых и эффективных способа
Читать по теме
В постановке целей лучше всего руководствоваться принципом SMART.

2. Анализируйте день: выясняйте, что помешало выполнить все пункты вашего листа задач на день. По итогам решайте, что можно улучшить: планировать меньше дел, больше делегировать другим, продуктивнее работать или меньше внимания уделять неважным и несрочным вопросам.

3. Выберите инструмент для составления плана задач на день. Это можно делать как на бумаге, так и с помощью специальных сервисов и приложений, главное, чтобы было удобно. Остается только один вопрос: как правильно написать задачи на день, чтобы верно рассчитать свои силы и успеть как можно больше?

Назад к содержанию

Три способа составить список задач

Если просто хаотично записать все дела в список, это скорее запутает, чем поможет успевать больше. Поэтому мы предлагаем подойти к вопросу системно.

Интеллект-карты

Интеллект-карты придумал английский психолог Тони Бьюзен. Эта методика подробно описана в его книге «Супермышление». Внешне карта представляет собой ветвящуюся схему.

Пример интеллект-картыПример интеллект-картыПример интеллект-карты с планом задач на день

Как написать задачи на день в интеллект-карте:

  1. Поместите в центре листа дату.
  2. От нее прочертите ветви с отдельными категориями дел. Это могут быть рабочие, личные, общественные и семейные дела. Либо используйте разделение по критериям срочности и важности как в матрице Эйзенхауэра.
  3. Укажите в каждой категории конкретные дела, при необходимости с подпунктами. Но слишком увлекаться детализацией не стоит, а то запутаетесь.

Задачи можно пояснить примечаниями, указать сроки их реализации, придумать забавные иллюстрации. Если вы не любите чертить от руки, на помощь придут десятки специальных сервисов, к примеру: Mind42, Coggle, MindMeister или iMindMap.

На таких картах удобно отмечать выполненные дела и добавлять новые. Они дают наглядное представление об объеме задач на день и позволяют видеть картину в целом.

Впрочем, у этого метода есть минусы: интеллект-карты плохо сочетаются с жестким планированием и временной последовательностью событий. К тому же на них нельзя указать приоритетность задач, а значит, вы всегда рискуете потратить время на не самые важные дела. Если для вас это важно, то попробуйте следующую методику.

Назад к содержанию

Результативно-ориентированное планирование

В основе этой методики — классический to-do list, только немного дополненный и измененный. Главная особенность результативно-ориентированного планирования — формулировка задачи в списке должна отвечать на вопрос «что сделать?» и отражать желаемый результат.

Пример: новому клиенту нужно выслать коммерческое предложение. Эту задачу следует записать как «подготовить и отослать КП Ивану Ивановичу», а не просто «коммерческое предложение», «подготовить документы» или другими размытыми формулировками.

Что сделать (формулировка задачи)Отметка о выполнении

Пример таблицы с задачами на день

Задачи записываются в произвольном порядке — без учета их срочности и важности, но разные категории задач выделяются разным цветом:

  • особо важные и срочные — красным;
  • менее приоритетные — зеленым;
  • те, что можно/нужно делегировать — желтым;
  • такие, которые в принципе сделать надо, но не обязательно сегодня — синим и так далее.

Это позволит сразу увидеть, что является самым срочным и важным, а значит, именно с этого и стоит начать. Как только дело сделано, напротив него в табличке ставится галочка. Или можно просто вычеркнуть задачу из списка.

Единственный минус этой методики — дела не ранжируются по дедлайнам, и есть риск сорвать сроки. Тогда для вас лучше будет воспользоваться третьей методикой.

Назад к содержанию

Жестко-гибкое планирование

Как правило, часть задач в распорядке дня привязана ко времени (это жесткие задачи), а другая — нет. Удобно совместить эти два типа дел помогает жестко-гибкая методика планирования.

Как работать с таблицей:

  1. В колонке слева запишите жесткие задачи с указанием времени.
  2. Справа — фиксируйте дела, не имеющие привязки к точному сроку.
  3. Для важных и объемных дел второй колонки укажите, сколько времени потребуется на их выполнение.
Жесткие задачиГибкие задачи
ВремяЗадача
8:00Прослушать запись звонков отдела продаж в CRM (1 ч)
9:00Провести планерку для менеджеровСогласовать план отпусков
10:00Запросить в бухгалтерии данные по поступившим оплатам
11:00Отправить презентацию по итогам года Васильеву
12:00Посмотреть договор с ООО «Интерпретация»
14:00Провести собеседование с кандидатом на должность менеджераСогласовать макет визиток и бейджей
15:00Совещание с отделом маркетингаДоделать бюджет продаж на следующий месяц (2 ч)
17:00Посмотреть в CRM статистику по сделкам менеджеров за неделю

Пример таблицы для жестко-гибкого планирования

Желательно, чтобы «жесткие» и «важные гибкие» задачи занимали не более 50-60% дня. Оставшиеся часы — это запас на менее важные дела и непредвиденные обстоятельства. Как и в предыдущей методике, особо приоритетные пункты плана можно выделять цветом для наглядности, а выполненные — вычеркивать.

Назад к содержанию

Планирование задач на день в СRМ

Если списки в блокнотах или ручные таблицы не для вас, автоматизируйте планирование задач с помощью CRM-системы. В SalesapCRM реализована постановка задач на день и более длительные сроки с помощью жестко-гибкого планирования: список совмещает те дела, которые просто надо выполнить в определенный день, и те, у которых есть четкий дедлайн по дате и времени.

В два клика вы можете поставить любую задачу себе или подчиненному: позвонить клиенту, отправить ему коммерческое предложение, подготовить договор — и она автоматически появится в расписании. Когда наступит дедлайн по задаче, сотрудник получит уведомление внутри программы, по электронной почте, телефону или в Telegram. Если же дедлайн будет просрочен, то об этом система сообщит руководителю.

В CRM можно планировать реализацию и больших проектов, которые состоят из десятков последовательных задач. Программа каждый день будет напоминать о сегодняшних задачах и сигналить, если вы о чем-то забыли.

Более подробно о возможностях SalesapCRM по управлению задачами вы можете узнать здесь. Не позволяйте неумелому планированию лишить вас результата.

Назад к содержанию

Хотите эффективнее управлять бизнесом?

Внедрите SalesapCRM!

  • checkзахват заявок с сайта, почты и соцсетей;
  • checkавтоматизация процессов и аналитика;
  • checkкалендарь для записи клиентов;
  • checkкалькулятор стоимости услуг;
  • checkшаблоны документов и писем;
  • checkIP-телефония, e-mail- и sms-рассылки.
Пример интеллект-картыПример интеллект-карты

Автор: Любовь Аброськина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях:

salesap.ru

Как составить план на день и выполнить его?

Когда дел настолько много, что порой не видно конца и края, самое время заняться планированием. Перечислить на листке бумаги все дела мало для того, чтобы составить работающий план на день и выполнить его. Адукар собрал простые, но действенные рекомендации, которые помогут навести порядок в делах.

Пользуйся планировщиками

Есть люди, которые всегда помнят, что им нужно сделать и никогда не заваливают сроки по задачам. Но большинству людей необходимы органайзеры, где можно фиксировать все дела и следить за их выполнением. Рассмотри 9 приложений для планирования, которые облегчат жизнь в школе и вузе. Обычный бумажный блокнот или программа на телефоне помогут разгрузить голову и сконцентрироваться непосредственно на делах.

Не бери больше, чем сможешь выполнить

В идеале ты должен брать на себя столько задач в день, сколько сможешь выполнить качественно и в срок. Перегрузив себя за один раз, рискуешь выпасть из рабочего ритма на несколько суток. Лучше объективно оценить свои возможности и составить реальный план. Как этого добиться? Присваивай каждому делу статус (квадрат Эйзенхауэра), фиксируй время на его выполнение, крупные задачи разделяй на мелкие и закрывай постепенно (помогут уроки забавного тайм-менеджмента). Записывай планы накануне вечером или утром, чтобы оставалось время их скорректировать.

Как выполнять свои планы

Главное — чередовать работу с отдыхом, чтобы организм мог восстановить силы. Для этого воспользуйся следующими способами.

Методом «Помидора»

Задачи делятся на 30-минутные «помидорки» (25 минут работы и 5 минут перерыва), после каждой четвёртой «помидорки» делаешь паузу на 20 — 30 минут. И так пока не закроешь весь список. Во время короткого отдыха хорошо сделать зарядку для глаз или физические упражнения. Минус этой методики в том, что после большого перерыва, можешь не захотеть возвращаться к делам.

Правило 25 минут

Если в твоём списке собраны из разных сфер (учёба, подготовка к экзаменам, домашние дела, хобби) их можно чередовать с помощью правила 25 минут. Группируешь задачи по темам и выполняешь из каждой по одному делу в течение этого времени. Так занятия не приедаются и всё выполняется равномерно, нет риска зависнуть на хобби и не сделать, к примеру, тесты для подготовки к ЦТ.

Ещё это правило работает как минимальное время, которое ты отводишь на важные и долгосрочные дела. Подготовка к ЦТ — пример такой задачи. Бывают темы, которые увлекают, и ты разбираешь из с удовольствием. В таком случае и несколько часов пролетят незаметно. Когда же сталкиваешься с делом, за которое руки просто не берутся, отдай ему 25 минут своего времени. Либо аппетит придёт во время еды, либо ты сделаешь мало, но хоть какую-то часть.

Стивен Кинг - автор более 56 романов и 200 рассказов - работает каждый день, даже по праздникам и в свой день рождения. И ты так можешь, просто уделяй время  важным вещам независимо от даты в календареСтивен Кинг — автор более 56 романов и 200 рассказов — работает каждый день, даже по праздникам и в свой день рождения. И ты так можешь, просто уделяй время важным вещам независимо от даты в календаре

Это правило помогает оставаться в тонусе во время праздников, когда работать в полную силу не выходит и очень легко потерять форму, если выпасть из привычного графика.

Правило 5 секунд

Наш организм любит лениться. Если он чувствует, что ему «грозит» интенсивная работа, найдёт множество отговорок и симптомов, лишь бы избежать напряжения. Пришла в голову идея, наметил задачу — у тебя есть ровно пять секунд, чтобы начать действовать. Например, ты решил записаться в бассейн. Не медли, а сразу же посмотри удобные варианты. Иначе это дело попадёт в список «хотелок», которые покрылись метровым слоем пыли. Конечно, если такая мысль посетила во время работы, её лучше зафиксировать и не отвлекаться от задачи.

Надеемся, эти советы помогут тебе стать хозяином своего времени!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Стивен Кинг - автор более 56 романов и 200 рассказов - работает каждый день, даже по праздникам и в свой день рождения. И ты так можешь, просто уделяй время  важным вещам независимо от даты в календаре

adukar.by

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи. В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

  • Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства
  • Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно
  • Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься
  • Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

  • Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
  • Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
  • Интерактивный метод. Базируется на взаимодействии учащегося с другими людьми, а также на выполнении различного рода интерактивных заданий и упражнений. К таким можно отнести онлайн-тесты и игры, направленные на самостоятельную проверку своих знаний.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

 

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как ней уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего. В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь. Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством. А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения. Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере. Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится. Выход один – адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты. Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творчески подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию.

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4brain.ru

Как выполнить план на год: алгоритм успеха от читателей Лайфхакера

Я прочитал все ваши комментарии. Практически каждый совет я обсудил там же, в комментариях, с автором совета. И это было важно, так как не с первого комментария было понятно, что же предлагал человек. Например, таким человеком был Alex Epov. Он действительно давал очень полезные советы с достаточно яркими примерами из жизни. Также хотелось бы отметить советы от одного из наших авторов. Это Юрий Паламарчук. Итак, к чему же мы пришли.

Ваши подсказки и советы

Каждый из ваших советов я записал на листочке бумаги в виде ключевых слов. Можете не думать, что советов так мало. На каждом листке бумаги по два совета, плюс с другой стороны ещё два совета. В своей статье-выводе я постараюсь затронуть каждый. И в итоге это должно привести к алгоритму, который позволит выполнять все поставленные перед собой задачи. А также воплощать свои мечты. Ведь мечта остаётся мечтой до тех пор, пока вы не превращаете её в задачу или цель.

Какими должны быть ваши цели

Перед тем как выполнять цели, нужно над ними поработать. Огромной ошибкой может оказаться этап составления целей на год. Вы можете поставить перед собой неправильные цели. Цели, которые нужны не вам, а вашим коллегам, друзьям, семье. Но вовсе не вам.

Первое требование к вашим целям: это должны быть те цели, которые хотите поставить перед собой именно вы. Представьте себя в тот момент, когда вы достигли своей цели. Как вам ощущения? Что вам это принесло? Если вы довольны результатом, то да, эта цель действительно заслуживает стать пунктом в вашем списке задач на год.

Очень неплохую аналогию привёл один из читателей. Представьте, что вы наркоман. А ваша цель ― это доза. Нет, я ни в коем случае не пропагандирую. А теперь представьте, что у вас ломка.

У наркомана есть цель. Каждая клетка его организма помнит об этой цели и жаждет её. И когда начинается ломка, доза становится единственной целью наркомана в жизни. Он не сидит на месте, он проявляет невероятные чудеса изобретательности. И таки находит 3–4 тысячи долларов в месяц на дозу. Это в 5–6 раз больше средней зарплаты жителя Украины.

Чудеса? Просто у одного есть цель, которая всегда перед глазами и ни минуты на месте спокойно сидеть не даёт. И есть конкретный образ, что будет, если он не добьётся цели. А у второго — размытый образ желаемого и размытый образ того, что будет, если цель не будет достигнута.

И второе требование к вашим целям: они должны быть SMART. Или, по-нашему, вы должны использовать принцип ВОДКИ. Мы очень подробно писали о этом методе. Суть этого метода заключается в том, чтобы ваши цели соответствовали пяти параметрам.

Цели должны быть:

  • важными и вдохновляющими;
  • ограниченными по времени;
  • дерзкими, но достижимыми;
  • конкретными;
  • измеряемыми.

У кого-то могут возникнуть проблемы с целями. Если вы не можете найти цель, то наша статья вам поможет найти цель всей вашей жизни всего за полчаса.

Работа над планом

Итак, вы определились с тем, какие у вас должны быть цели. И создали свой большой план. Теперь давайте сделаем его более практичным. Обязательно стоит разбить большие задачи на более мелкие. А те, в свою очередь, на ещё более мелкие. Таким образом, у вас должны получиться чёткие, лёгкие и выполнимые задачи.

Ещё одним важным аспектом является время выполнения задачи или достижения цели. Например, у вас в плане на год стоит «Изучить английский до уровня C1». Это не означает, что вы должны достичь этой цели именно к концу года. Вам нужно выполнить её за как можно меньший отрезок времени.

Ваши цели в течение года могут меняться. Что-то может терять актуальность. Что-то может перестать быть важным для вас. А может, судьба-злодейка вмешается в ваши планы. Поэтому нужно постоянно актуализировать свои цели.

Справедливости ради стоит отметить, что не всем по душе длинные списки целей. Некоторые считают, что лучше делать короткий список. Как правильно ― решать вам. Можно попробовать сначала один вариант, затем другой.

Выполняем план

Следующий этап — это выполнение целей. И тут возникает проблема с мотивацией. Чтобы выполнять задачи, вы должны действительно хотеть этого. Вы хотите достичь цели. Вы уже представляли ваши ощущения, когда вы добьётесь своего. И это было круто! Вам осталось всего лишь сделать пару шагов навстречу мечте.

Получайте удовольствие от процесса. Вам должно быть действительно приятно делать то, что приблизит вас к вашей мечте. И, когда вам будет сложно, вы можете повторять, как мантру, важнейшую фразу вашей жизни: «Я всё смогу, я всего добьюсь, я получу то, чего я хочу». А может, у вас другая фраза?

Главное, не начинайте расстраиваться и ныть. Вы же не слабак. Вы не должны ныть, вы должны впахивать! Или, как сказал наш читатель, «не ныть, а фигачить!».

Практическая сторона выполнения плана

Немного о практической стороне выполнения задач. Очень многим людям пришлась по душе система Pomodoro. Если кратко, то вам нужно определённый отрезок времени посвящать исключительно задаче. Не отвлекаясь абсолютно ни на что. Для этого нужно использовать таймер.

Очень важным аспектом для выполнения задач является обстановка. Многие совершенно не могут заниматься делами в той же комнате, в которой они спят. Некоторые очень продуктивно работают в кафе. Например, Хемингуэй снимал комнату в гостинице для того, чтобы творить в спокойной обстановке.

Предлагаю в комментариях к этой статье написать свой план (если он не очень секретный) и потом отчитаться о выполнении. Это, кстати, тоже может положительно повлиять на выполнение плана.

lifehacker.ru

Как составлять план

А зачем его вообще составлять?

Когда я училась в школе, от нас требовали перед каждым сочинением писать план. Я не понимала, зачем это нужно, поэтому сначала писала само сочинение, а потом к готовой работе составляла план. С тех пор я эволюционировала и сейчас расскажу, для чего он на самом деле требуется и как его делают.

План — это полезный инструмент, который позволяет вам привести мысли в порядок и уберегает от возможной потери времени. Иногда бывает так: вам понравилась тема, вы уверены, что все сейчас хорошо напишете. Начинаете писать. Первый абзац написали, второй, третий. И тут вдруг поняли, что мыслей на четвертый у вас нет. И на пятый. Вот вообще нет мыслей. Смотрите на соседнюю тему и понимаете, что она гораздо более выигрышная. Бросаете то, что писали, и начинаете писать на другую тему. А время-то уже потрачено на ненужные абзацы. Или еще ситуация: начали писать, и хорошо так все пишется, а потом бац — картинки не подходят к вашим мыслям. Еще одна: дописав до середины, поняли, что у вас на самом деле другой взгляд на вещи, а исправлять уже некогда. Еще: пишется отлично, полет мысли, столько всего хочется сказать — и перешли за ограничение в количестве слов. Чтобы исключить такие (и им подобные) ситуации, нужно уметь правильно составлять план.

Составляем базовый план

На написание плана не должно уходить много времени. На этом этапе лучше подольше подумать и поменьше написать. Сформулируйте мысль четко. Если мысль четко не формулируется, не надейтесь, что это произойдет внезапно, когда вы перейдете к написанию самой работы. Когда четкой мысли нет, абзац превращается в размытый набор слов, за который много баллов не наберешь.

Скажу дополнительно, что четко формулировать мысль нужно для всех пунктов плана. Часто бывает так, что составив первые два-три пункта, человек думает: «Ну все, дальше уже понятно и легко». Такой подход нередко выливается в проблемные ситуации, описанные двумя абзацами выше.

Разберем составление плана на примере. Предположим, что мы собираемся писать иллюстрированную статью на олимпиаде «Высшая проба». Тема статьи: «What age is the happiest?». Сначала определимся с основной мыслью. Моя мысль будет, например, такой: в каждом возрасте есть место счастью, все возрасты одинаково приспособлены для счастья. Эту мысль я упомяну во вступлении. Затем я подробно расскажу о каждом возрасте, а в качестве заключения повторю основную мысль.

  1. Вступление: is there a particularly happy age?
  2. child (having no responsibilities, fun, toys, playing around)
  3. teenager (learning new things, new opportunities, communication, getting more intelligent)
  4. young adult (becoming free, travel, becoming independent)
  5. adult (creating a family, marriage, love)
  6. parent (baby as a new joy of life, caring about others, spending time with children)
  7. elderly (few responsibilities, freedom, no need to work)
  8. Заключение: every age can be equally happy.

Это базовый план, в котором есть разбивка на абзацы и краткое перечисление основных идей. Я рекомендую составлять его на английском, поскольку это не только помогает структурировать идеи, но и проверяет наличие нужных слов в вашей голове.

Базовый план будет выглядеть по-разному для разных заданий. Например, целых 8 абзацев на одну не очень длинную письменную работу — это особенность именно статьи в «Высшей пробе». План эссе на ЕГЭ будет включать в себя всего 5 пунктов, а план для короткого письма и того меньше.

Подробный план — почти черновик

Когда базовый план готов, можно приступать к написанию черновика. Однако обязательно нужно учитывать, сколько у вас есть времени на выполнение задания. Если времени очень мало (например, около 40 минут на 200 слов), то на черновик его с большой вероятностью не хватит. Альтернативой может стать подробный план, в котором помимо основных слов и идей будут написаны целые фразы. Сравним строки из базового и подробного планов:

upwego.ru

План жизни: как составить и зачем он нужен? Пример плана на год

Составление долгосрочного плана жизни является достаточно важным аспектом для достижения поставленных целей и задач. Это позволяет не только все время видеть перед глазами то, к чему вы стремитесь, но и правильно расставить жизненные приоритеты. Однако написать на листе бумаге что-то вроде: «Хочу разбогатеть за год» – недостаточно. Составление плана является довольно трудоемким и важным процессом, который не принесет результатов, если сделать что-то неправильно.

Зачем составлять план?

Прожить этот год счастливее предыдущего – вот, в чем заключается основной смысл составление плана. В первую очередь записи на бумаге должны вести нас к счастливой жизни, а также поддерживать наше саморазвитие и рост. Необходимо постоянно стремиться улучшить качество своей жизни, где бы вы ни находились, повышая представление о себе и увеличивая самооценку.

план на год

Планирование жизни помогает структурировать наше развитие и постоянно подталкивает нас к намеченной цели. С помощью плана можно разделить одну большую задачу на мелкие составляющие, после чего достигнуть больших результатов становится намного проще. Постоянное планирование своего дня заставляет нас делать самые необходимые вещи, которые кажутся не особо приятными.

Как правильно составить план?

Жизненный план должен быть похож на черновой список идей. Если вы хотите составить его на следующий год, то начните присматриваться к целям уже с начала декабря. Например, если вы хотите научиться хорошо петь, то будет весьма не лишним сходить на несколько пробных занятий, дабы в будущем году было легче набраться смелости для посещения курсов.

Вопрос о том, как правильно составить план на жизнь, волнует практически каждого человека, кто заинтересовался саморазвитием или хочет добиться высоких результатов. Основной принцип заключается в том, чтобы следовать написанному алгоритму действий было не только полезно, но и в радость. Для этого придется соблюдать основные принципы планирования, которые будут описаны в следующих разделах.

Жизнь длинная

Во время планирования жизненных целей люди довольно часто совершают одну и ту же ошибку – создают слишком узкие рамки для реализации чего-то задуманного. А если что-то пойдет не по плану? Даже из-за малейшей оплошности могут опуститься руки и человек не реализует даже половину того, чего задумал. Поэтому стоит помнить, что лучше каждый день по утрам бегать по два километра, чем раз в неделю преодолевать марафон. Ну, не получилось сегодня отправиться на пробежку из-за плохого самочувствия – ничего страшного. Впереди еще есть шесть дней, чтобы наверстать упущенное, добавив к общей дистанции всего 300-400 метров.

как составить план на жизнь

Также стоит отметить, что эффективнее всего ставить перед собой «темповые» цели. То есть нужно бежать не спринтом, а спокойным бегом. Читать в день по 100-150 страниц научной литературы, но вдумчиво. Такое отношение к самосовершенствованию помогает не только быть мотивированным каждый день, но и более эффективно достигать поставленных целей. Наш мозг устроен таким образом, что он не любит решать большие задачи. Поэтому стоит подразделить одно большое дело на несколько маленьких, записав все пункты в своем дневнике.

Принцип качалки

Достижение жизненных целей ни в коем случае не должно приносить дискомфорт. Вы, конечно же, можете какое-то время заниматься делом, которое приносит только стресс, однако перебороть чувство собственной лени в этом случае будет крайне трудно, ведь организм всегда стремится отдыхать, а не заниматься скучной или тяжелой работой. Поэтому можно обманывать себя фразой «я буду делать это в течение 10 минут». Во время работы мозг активизируется и сосредоточится только на процессе достижения цели. Даже если после 10 минут тренировок у вас не появится интереса, 10 минут – это все же лучше, чем ничего.

зачем составлять план

Также старайтесь всегда держать в голове следующую мысль: «Мои действия приведут к добавочным возможностям в следующем году (месяце)». Подобная мотивация позволит не сдаться даже в самых трудных ситуациях, ведь у вас будет стимул работы над собой каждый день – «Сегодня не работаю – завтра не прогрессирую. Нет прогресса – идет деградация».

Постоянный рост

Старайтесь не забывать о том, что для достижения поставленных задач необходимо постоянно увеличивать темп нагрузки. Как правило, если мы занимаемся чем-то в течение 12 дней, то это входит в привычку. Со временем ваш организм перестанет испытывать нагрузки от тренировок, а чтение литературы будет даваться более легко, благодаря увеличению словарного запаса. Так зачем останавливаться на достигнутом? Вы должны постоянно делать то, что совсем чуть-чуть выходит за грани ваших возможностей. Один мудрец сказал: «Как можно добиться результата, если не делать чего-то через силу?» Тут важно не переусердствовать. Увидели, что дистанция в два километра стала даваться вам легко? Попробуйте сегодня бежать до тех пор, пока не выдохнетесь, а завтра попытайтесь побить собственный рекорд. Но если вы изначально распланируете все по типу: «на этой неделе я бегаю по 2 километра, а на следующей – по 3», то надолго вас так не хватит. Поэтому важно видеть грань между постоянным ростом и изнурительными тренировками.

Источники целей

Главным источником целей при составлении плана на год должен являться персональный смысл жизни. Именно от него будут отходить все остальные источники, которые будут давать вам ежедневную мотивацию. С помощью персонального смысла жизни можно без труда определить, что для вас ценно в новом году, а что требуется отбросить. Приведем небольшой пример, чтобы было более понятно.

планирование жизни
  • Мой персональный смысл жизни – завести семью.
  • Глобальная цель на год – найти любимого человека.
  • Задача – похудеть на 20 килограмм, научиться разбираться в психологии.

Затем идут подпункты, из которых и должен состоять план на год. «Прочитать за месяц 5 книг по психологии» или «Ежедневно пробегать по 1 километру в спокойном темпе». Помните о том, что если задача кажется вам труднодостижимой, то ее следует разбить на несколько маленьких.

Составление чернового варианта

Удобнее всего делать первые наброски плана на год в электронном варианте, поскольку потребуется постоянно редактировать список целей и задач. На бумаге сделать это будет достаточно проблематично, но не невозможно. Однако в среднем человек вносит в свой ежегодный план около 20 поправок. Представьте, сколько чернил и бумаги вы переведете.

пример плана

Лучше всего начать составлять план заранее, чтобы к 1 января нового года у вас все было готово. Для этого ежедневно записывайте в него все новые и новые идеи, которые пришли на ум, и редактируйте старые, расставляя приоритеты. Однако чистовик должен быть обязательно написан от руки, дабы у вас не было соблазна менять цели на ходу в новом году.

В следующих разделах вы найдете примеры плана на год для разных сфер жизни. Вы можете изменить их по своему желанию, если посчитаете нужным. Такой шаблон будет удобно использовать человеку, который до этого ни разу не составлял список жизненных целей.

Здоровье и спорт

Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Если вы решили с нового года всерьез заняться спортом и начать правильно питаться, то обязательно составьте план по примеру, который приведен ниже.

жизненные цели
  • Цель на год – похудеть на 15 килограмм, бросить вредные привычки.
  • Достижение цели – ежедневно бегать по 1 километру, сокращать количество выкуренных сигарет на 1-2 в неделю.
  • Разведывательная цель – сходить в бассейн в конце года.
  • Цель-привычка – прозаниматься в спортзале минимум 12 занятий.
  • Цель для роста – постараться увеличивать дистанцию для бега на 100 метров в неделю.
  • Дополнительные цели – постепенно отказаться от алкоголя, майонеза и фастфуда.

Примерно так должен выглядеть план жизни на год. После этого можно разделить его на мелкие задачи и записать их в ежедневник, дабы достигнуть целей было немного проще.

Отношения и семья

В зависимости от ситуации и личных предпочтений, вы можете менять «канцелярский» стиль записи целей на более удобный для вас. В следующем примере вы поймете, о чем идет речь.

жизненный план
  • Есть страх и нет отношений – я должен побывать в 15 разных местах за год, где можно познакомиться со второй половинкой.
  • Больше нет страха, но пока и нет отношений – сходить на 10 свиданий с одной или разными девушками.
  • Есть отношения – устроить романтический ужин на берегу моря, съездить со второй половинкой в заграничное путешествие.
  • Дополнительные меры – консультация с психологом, выявление причины страха.

Вы должны составлять цель таким образом, чтобы, смотря на нее, захотели поскорее поставить галочку напротив. Для этого не обязательно следовать вышеперечисленным шаблонам. Достаточно будет составить план, который был бы максимально понятным и удобным. Вы можете записать этот план в красивом дневнике с кожаным переплетом или повесить листочек на стену, чтобы он был постоянно у вас перед глазами. Можете даже украсить его красивыми ручками или картинками. Словом, делайте все – чтобы вам было комфортно выполнять поставленные задачи.

Как видите, составление плана жизни серьезно упрощает процесс достижения поставленных целей. Большинству людей будет недостаточно просто решить «заниматься спортом с нового года». Как правило, желание со временем может пропасть, а записанные слова всегда имеют силу. Они будут мотивировать вас каждый день вставать в 5 утра и отправляться на пробежку по зимней стуже.

psychbook.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о