Как стать композитором – где учиться, плюсы и минусы профессии

где учиться, плюсы и минусы профессии

Музыка является неотъемлемой частью жизни любого человека. Каждый из нас — слушатель, все слушают музыку как дома, так и на улице, в машинах, поездах и метро. Все потому, что любимая композиция может расслабить или, наоборот, мотивировать на новые силы в работе, например. Представляете жизнь без радио, музыкальных каналов и концертов? Скорее всего, нет.

Но если у вас имеется определенный музыкальный вкус, чувство ритма и вы считаете, что вы можете стать настоящим композитором, почему бы не попробовать это сделать? Как стать композитором мы подробно разберем в данной статье.

История музыки

Настоящие композиторы-виртуозы появились в эпоху ренессанса, когда классическая музыка стала некоторой роскошью, ведь в то время практически все композиции исполнялись только вживую, огромными оркестрами в больших, специально предназначенных для музыки акустических помещениях. Магистры музыки очень ценились среди королевских семей, ведь стать музыкальным гением в те века было очень непросто, мало кто умел правильно писать и читать, не говоря уже о музыке. Как стать композитором также никто не знал, музыканты учились друг у друга, а специальных музыкальных школ было слишком мало — все-таки искусство рукописи было более востребованным.

Первые композиторы

Тем не менее, именно в эпоху ренессанса зародились первые произведения, сочиненные профессиональными композиторами. Весь мир сегодня знает Моцарта, Баха, Штрауса и Бетховена — их музыка актуальна до сих пор, вы, скорее всего, слышали ее в фильмах или в театре и знаете с детства. Российская классическая школа музыкальных искусств также не стояла на месте, ее яркими представителями являются Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов и другие великие композиторы, известные на весь мир.

Стать композитором, как приведенные выше личности, мечтают многие музыканты и в сегодняшний день. В погоне за доминированием на сцене образовалась целая когорта музыкантов, творивших в своем стиле и своей манере. И сегодня мы можем наблюдать бесчисленное множество жанров и их представителей: от поп-музыки до тяжелого рока, от репа до музыкальной поэзии и речитативов. Ежегодно открываются все новые жанры музыки и «трон» магистра музыки переходит от одного исполнителя к другому.

Музыкальное образование

Но как стать композитором, спросите вы? Для того чтобы писать музыку, необходимо в первую очередь разбираться в ней больше, чем простой слушатель. Чувство ритма, к сожалению, от природы дано не всем, но при развитии определенных навыков и умений можно достичь успехов в сочинении простых мелодий, переходя к более сложным композициям.

Вопреки мнению о том, что для написания первого хита необходимо получить музыкальное образование, можно привести несколько персон из мира музыки, которые не заканчивали музыкальные школы и консерватории. К примеру, гитарист-виртуоз и композитор, входящий в список «100 лучших гитаристов мира», Джими Хендрикс является самоучкой.

Рок-н-ролл легенда Чак Берри также миновал получение музыкального образования, и это не помешало ему прославиться на весь мир. На современной сцене также присутствует множество артистов, ставших композиторами без вмешательства музыкальной школы. Тилль Линдеманн, фронтмен известной в данный момент в любом уголке Земли группы «Раммштайн», не имеет музыкального диплома, но обладает уникальным вокалом и пишет некоторые композиции группы самостоятельно.

Начало пути

С чего же стоит начать, чтобы грамотно и оригинально придумывать музыку? Как стать композитором, не выходя из дома?

Для начала рекомендуем определиться с жанром музыки, которую вы воспринимаете лучше всего. Это может быть совершенно любой стиль и неважно, насколько он актуален, ведь популярность определяет не количество слушателей, а качество продукта. Вы должны понимать, что музыку, как и любое другое искусство, понимает не каждый. Если вам нравится психоделический рок или кантри, который не слушает никто в вашем дворе, кроме вас — это не повод не развиваться в данных направлениях. Конечно же, эстрадных певцов слушают чаще, чем гаражную философскую музыку, тексты которой завуалированы метафорами. Но опять же, не стоит гнаться за известностью. Музыка — продукт идеи в вашей голове.

Как становятся композиторами, также вам никто не ответит, этот процесс сугубо индивидуальный.

Игра на инструменте

Но одного вдохновения будет мало. Как правило, если вы решили написать свою первую песню, вы должны владеть каким-либо инструментом или вокалом, хотя бы на продвинутом уровне. Изучение инструмента предполагает и освоение правильных гамм и других средств построения мелодий. Никто не запрещает вам переигрывать композиции известных музыкантов и разбирать их по частям. Современные компьютеры позволяют эмулировать большинство музыкальных инструментов, можно воспользоваться этим. Электронная музыка, к примеру, вообще целиком и полностью пишется на компьютере, чем ди-джей не композитор, если он грамотно и оригинально написал бит?

Мультиинструменталист?

Начинающие композиторы должны понимать, что любая мелодия, как правило, состоит из нескольких партий, собранных в правильном порядке. Важно уметь, слышать и располагать инструменты так, чтобы каждый из них звучал оригинально и гармонировал с другими. Даже если вы отлично владеете гитарой и хотите написать гитарную песню с использованием, например, барабанов, но, в то же время, вы никогда не имели дела с перкуссией вообще, наращивайте этот навык. Для композитора не обязательно уметь играть на барабанах, важно знать хотя бы теорию каждого инструмента по отдельности. А если вы еще и приобретете базовые навыки игры на всех инструментах, предполагаемых в ваших композициях — это будет огромным плюсом.

Многие композиторы с мировым именем прописывают партии для инструментов и записывают песню уже с профессиональными музыкантами. Так формируются коллективы, группы и оркестры. Сессионные музыканты могут также помочь вам построить правильную партию инструмента, которым они владеют. Не бойтесь экспериментировать и общаться с людьми, одна голова хорошо, а две — лучше.

Рассмотрим 2 случая становления композиторами: с музыкальным образованием и без него.

Есть музыкальное образование

Как становятся композиторами, если есть музыкальное образование?

Если вы учились в музыкальном учреждении, это, несомненно, даст вам преимущество перед остальными. Дисциплина игры на инструменте помогает раскрыть потенциал, а также подружиться с другими музыкантами. При образовании классов по игре музыки обычно формируются и отдельные группы с учителями-профессионалами.

Путь через сцену

При достижении успехов можно попасть в оркестр и попробовать себя в роли музыканта на сцене — прочувствовать кухню изнутри. Как правило, большинство учителей музыки и композиторов когда-то сами были рядовыми музыкантами и даже не подразумевали, что добьются чего-то большего. Вы же изначально можете поставить перед собой цель стать творцом, пройти несколько ступеней от музыканта до композитора и начать писать свой репертуар.

При получении музыкального диплома также вы укрепляете свои позиции перед другими музыкантами. Если вы учились в музыкальном учреждении, значит, вы знаете нотную грамоту, историю музыки и основы построения композиций — все то, что необходимо композитору-новичку.

В данном случае у вас есть все, кроме вдохновения и смелости. Найдите недостающие детали мозаики и начните творить.

Нет музыкального образования

Но как стать композитором музыки, если никогда не занимался в музыкальной школе? Возможно ли это вообще? Можно ли стать композитором без музыкального образования?

Определенно, да. Конечно же, придется приложить больше усилий и стараний. Но если все пойдет «по маслу», вы также сможете писать музыку. Для человека, никогда не имевшего ничего общего с написанием музыки, существуют многочисленные ролики на YouTube и других видеохостингах, где профессиональные музыкальные продюсеры делятся своим опытом.

Современный человек должен понимать, что сегодня музыку часто пишут при помощи компьютерного программного обеспечения: все инструменты эмулируются и сводятся даже простым домашним компьютером, стоит только захотеть. Примерно таким же образом можно стать композитором песен на компьютере.

Конечно же, не обладая музыкальным слухом, первое время будет тяжело, но постепенно наращивая навыки владения домашней звукозаписывающей студией, вам будет проще работать с инструментами по-отдельности. Для работы в компьютере с музыкой практически всегда используют секвенсоры. Секвенсор — это программное обеспечение для записи, сведения и обработки аудиофайлов. При грамотной работе с ним можно добиться студийного качества звука. Также такие программы позволяют подключать VST-инструменты (программные инструменты, эмулирующие звуки реальных аналогов). Рекомендуем Cubase или FlStudio — самые популярные и старые секвенсоры, они отлично подходят для начинающих.

Такие композиторы высшего эшелона, как Ханс Циммер или Макс Рихтер, пишут музыку на компьютерах. Более того, имея большой опыт и оригинальный материал, вполне реально стать композитором музыки к играм, как Стюарт Чатвуд или Джереми Соул.

Вот так вот просто можно начать сочинять музыку, имея клавиатуру, компьютер и энтузиазм. Стать композитором без образования, как профессионал, может абсолютно любой человек при желании.

Электронная музыка

Набирающая популярность электронная музыка часто вообще не требует опыта в написании партитур, этим можно воспользоваться и стать композитором музыки с нуля, как многие ди-джеи и электронные музыканты. Витч-хаус, техно, драм-энд-бэйс или эмбиент — это жанры, в которых часто используются композиции других музыкантов. То есть берется оригинальная дорожка и видоизменяется посредством наложения на нее дополнительного бита, эффектов или инструментов. Нарезка из нескольких разных треков приветствуется.

Как стать композитором электронной музыки? Нужно ли для этого музыкальное образование? Нет, не нужно. Более того, электронная музыка чаще всего подразумевает под собой хобби. Но стоит отметить, что существуют случаи, когда такое хобби перерастает в профессиональное увлечение.

Критиками такой музыки выступают другие слушатели, а в интернете существует множество порталов, на которые выкладывают очередные ремиксы самого разного качества. Никто не будет против, если и вы попробуете что-нибудь сочинить или склеить. Творчество всегда приветствуется, а качественное произведение, как правило, мотивируется материально.

Заключение

Работа с музыкой вдохновляет не только вас, но и ваших слушателей: вы вольны выбирать жанры, способы исполнения, записи и сведения самостоятельно. Еще лет 20 назад для того, чтобы записать какой-либо инструмент, необходимо было платить много денег в студию звукозаписи, сейчас же все манипуляции можно проводить дома и получить вполне качественный материал на выходе. Пишите музыку и становитесь композиторами.

fb.ru

Советы начинающему композитору / Habr

Статья изначально была опубликована на DTF.RU, но со временем она ушла в архив и стала недоступной для большинства пользователей, тем временем я уже не раз получила благодарственные письма, с просьбой выслать материал.

I. Экспозиция

Статья в сонатной форме, так что не ищите тайного умысла в названиях разделов. Идея написать статью возникла неслучайно — в последнее время ко мне за советом часто обращаются начинающие музыканты. Как правило, задаются одни и те же вопросы: как вам моя музыка, смогу ли я работать композитором в игровой индустрии и что мне необходимо для этого?

В свою очередь, хочу сказать, что три года назад один человек очень помог мне дельным советом, и поэтому сейчас я чувствую некую ответственность, и хочу поделиться своими мыслями с начинающими. А чтобы не отвечать каждому в отдельности, тратя драгоценное рабочее время, я и пишу эту статью. Все мои наблюдения строятся лишь на основании личного опыта, поэтому если что-то не так, и я где-то заблуждаюсь, не стесняйтесь — высказывайтесь и дополняйте.

Сперва немного расскажу о себе и том, как я попала в геймдев. Я являюсь профессиональным музыкантом. С 2006 года работаю в игровой индустрии в качестве композитора. Идейный руководитель и исполнитель (в одном лице) студии Martamusic.

После окончания университета я работала концертмейстером в музыкальной школе. И вот однажды к моему другу-программисту обратилась омская команда разработчиков (Studio DVA), которые искали человека, готового безвозмездно написать саундтрек к их первому игровому проекту — «CheПаю». Друг, соответственно, предложил попробовать это сделать.

Так все и началось. Я приняла предложение, так как импровизировать на фортепиано я всегда любила, а тут еще и моя музыка будет звучать в игре, и разработчики обещают славу! Была, правда, одна заминка: на тот момент я не представляла всей сложности работы с компьютерными музыкальными программами, необходимыми для создания конечного продукта. Но решила, что с работой как в драке: главное — ввязаться, а там видно будет. Проект был долгосрочным, и я начала потихоньку осваивать эту науку. Спустя какое-то время музыка была написана во встроенном секвенсоре моего синтезатора. Обещанной мне известности после выхода проекта конечно же не случилось, но отзывы о музыке в ряде профильных СМИ, таких как «Игромания», AG.ru, были положительными, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.

Итак, вы начинающий композитор (или себя таковым считаете), пишете музыку, вам и вашим друзьям она, несомненно, очень нравится, и вы решаете, что ее обязательно должен услышать мир. А еще лучше, если она будет звучать в игре!

Таким образом, вы отправляетесь на поиски проекта. От себя хочу заметить: не стоит сразу замахиваться на большие проекты, все равно получить заказ для крупного коммерческого продукта начинающему практически нереально. Поэтому попытайте счастье с начинающими разработчиками.

В модельном бизнесе есть такое понятие time for print, когда начинающие специалисты объединяются и организовывают съемку, а вместо оплаты каждый участник получает расчет фотографиями. В этом есть свой здравый смысл. Я сама работала с несколькими молодыми командами, треки для которых писались за символическую сумму или вовсе бесплатно. Я получала опыт, а некоммерческий проект был «осчастливлен» моей музыкой. Были случаи, когда через какое-то время та же самая команда обращалась ко мне уже с более выгодным коммерческим предложением.

Если вы заинтересованы в том, чтобы у вас была хорошая репутация, качественные работы, которые потом не стыдно будет показать, то не жалейте в этот период ни сил, ни времени. Тем не менее, в такой ситуации я бы не советовала бросать свое старое дело, приносящее вам доход, и с головой окунаться в мир музыки. На мой взгляд, все должно происходить постепенно, и со временем более важные вещи вытеснят второстепенные, мешающие полной самоотдаче любимому делу.

Но вернемся к поискам работы. Предположим, вы нашли объявление о поиске музыканта и решили отправить свое резюме. Несколько советов, как это сделать:

1. Не отсылайте универсальное письмо сразу нескольким компаниям, когда будете рассылать письма с предложением о сотрудничестве. Обращайтесь конкретно к каждому.
2. Пишите о себе честно. Доверие трудно завоевать, но очень легко потерять. Не стоит, на мой взгляд, составлять описания всех тех программ, названия которых вы когда-либо слышали в своей жизни. Ограничьтесь тем главным, что непосредственно касается вашей деятельности, то есть музыки.
3. Если разработчик игры просит указывать определенную тему письма, не игнорируйте его пожелание. Может случиться, что у вашего получателя стоит фильтр на входящую почту, который автоматически удаляет письма, не отвечающие указанным параметрам.
4. Не посылайте в аттаче письма свои треки. Лучше в теле письма оставлять ссылки, ведущие на примеры ваших работ — если вами заинтересуются, то обязательно посмотрят. Если у вас нет возможности создать свою интернет-страничку, то можно использовать специальные ресурсы — MySpace, RealMusic и подобные.
5. Покажите свою заинтересованность проектом.
6. Подбирайте примеры своих работ обдуманно. К примеру, вы знаете, что на данный момент компания работает над шутером, и какой бы великолепной ни была ваша медленная лирическая композиция, ее в данном случае могут не оценить. Если же подходящего трека в вашем арсенале пока нет, я бы посоветовала чередовать произведения на вашей страничке по контрастности. Чтобы заказчик, прослушав первые две-три композиции одного настроения, с одними и теми же сэмплами, не сделал поспешных выводов о том, что вся ваша музыка однообразная. Помните, ваша страничка должная представлять вас наиболее выигрышным образом.

Если же все ваши попытки найти работу не увенчались успехом — не расстраивайтесь, постарайтесь разобраться, в чем дело, и что не так?

II. Разработка

(или разбор полета)

Причин может быть несколько:
1. Ваша музыка не соответствует запросам индустрии.

Вы любите писать, скажем, чувственные пьески, песенки для души или же бойкую танцевальную музыку. Но, изучив рынок, вы должны будете понять, что музыка здесь носит скорее прикладной характер, т. е. призвана усиливать образ, подчеркивать происходящее на экране, вызывать у игрока определенные чувства. Подумайте и честно ответьте себе — сможете ли вы творить в этом случае?

2. Ваша музыка в сравнении с хитами игровой музыки звучит блекло, непрофессионально.

С развитием компьютерных технологий и интернета писать треки, кажется, может каждый — не надо знать нот, можно не уметь играть, даже наличие слуха необязательно. Но каков при этом получается результат?

Новички предпочитают видеть корень своих проблем не столько в себе, не в своем музыкальном невежестве, сколько во внешних факторах — не та аппаратура, не те сэмплы, не тот секвенсор и т.д. Так начинается бесконечная погоня за новыми технологиями, за «фирменным» звучанием, в итоге время тратится не на развитие себя как музыканта, а на вещи, которые, в свою очередь, тоже очень важны, но не первостепенны. Попытайтесь не зацикливаться на этом.

Что же необходимо для саморазвития и достижения поставленной цели? Приведу фрагмент письма Чайковского к своей сестре:
«… Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй, лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности, но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло…»

К счастью, Чайковский нашел в себе силы и поступил в Петербургскую консерваторию, и за несколько лет упорного труда стал всесторонне образованным музыкантом, а впоследствии и великим композитором.

Итак, вот что вам понадобится.
1. Сильное желание научиться.

2. Критичное отношение к своему творчеству. Как только вы решаете, что у вас все «ок» — это конец вашего роста.

3. Нужно слушать, слушать и еще раз слушать много хорошей и разной музыки. Расширяйте свой музыкальный кругозор.

4. Изучайте гармонию, оркестровку, инструментоведение. И это не обязательно должно быть чтение толстых учебников. Подойдите к процессу творчески, найдите свой путь, так, чтобы вам было интересно.

Для тех, у кого отсутствуют базовые знания гармонии, я бы порекомендовала неплохой ресурс в интернете — музыкальный колледж «7 нот». В разделе гармонии материал излагается автором в очень доступной форме, с юмором и аллегориями, и, что немаловажно, содержит музыкальные примеры в MIDI.

Если вы пишите оркестровую музыку, то ознакомьтесь с инструментоведением. Невозможно прилично написать партию для скрипичных или духовых, не зная природы звукоизвлечения этих инструментов, их штрихов, тембральных возможностей. Из-за незнания возникают такие распространенные ошибки как бездыханная партия духового инструмента на протяжении 20 тактов, когда реальный исполнитель давно бы задохнулся от недостатка воздуха в легких, или использование инструментов симфонического оркестра не в своих регистрах, и так далее.

У меня в училище этот предмет вел дирижер музыкального театра. Он мог бы сухо излагать материал, но выбрал более интересный и эффективный способ, а именно: он всякий раз приглашал на лекцию одного из своих оркестрантов. Те рассказывали о технике исполнения, демонстрировали свою игру и даже давали попробовать поиграть желающим. К слову сказать, тогда я поняла, почему редко встречаются девушки, играющие на контрабасе, валторне, тромбоне и тубе.

Попробуйте действовать тем же способом, отыщите друзей-знакомых, которые будут не прочь провести мастер-класс, возьмите у них пару уроков. Иллюстрацией к учебнику может послужить и подборка видео на YouTube.

5. Анализируйте музыкальные произведения.

Хотела бы упомянуть еще один ресурс, который мне очень нравится. Это форум rmm, и в частности раздел «Оркестровая музыка». В данном топике автор приводит подборку классических произведений, с которыми стоит непременно ознакомиться (партитуры располагаются по принципу «от простого к сложному»). Здесь же даны рекомендации, как изучать.

Для тех людей, кто не владеет нотной грамотой, я бы рекомендовала загружать MIDI-композиции в секвенсор, и, одновременно с аудио записью изучать их в пьяно ролле. Вот некоторые сайты, на которых можно скачать произведения классики (и не только): www.kunstderfuge.com, www.midi-karaoke.info, www.midi.ru.

Также в учебных целях можно использовать программу Band-in-a-Box, которая содержит «строительный материал» для разных жанров музыки. Она позволяет посмотреть, из каких кирпичиков строится музыкальная «ткань» в том или ином случае.

6. Не бойтесь подражать.

Здесь я не имею в виду прямой плагиат, а лишь косвенный переем приемов. Если проанализировать музыку классиков, каким бы ярким и самобытным ни казался нам талант того или иного гения, все они в ранний период своего творчества копировали предшественников. И лишь когда был заложен приличный фундамент, шло формирование своего видения, почерка, стиля.

Хотелось бы подробнее остановиться еще на таком моменте, как перенятие опыта с успешных игровых продуктов, а также отметить важность референсов.

Когда я начинаю работать с заказчиком, я первым делом прошу его высказать пожелания по поводу стиля, привести примеры музыкальных композиций, которые, на его взгляд, удачно подошли бы к проекту. Обычно получаю очень расплывчатые ответы или что-то типа «мы всецело доверяем вашему вкусу». Тогда я сама начинаю задавать наводящие вопросы, приводить музыку из игр, кино, классики и т.д. В процессе обсуждения, как правило, выясняется направление, в котором нужно двигаться. Если вам для вдохновения предлагаются только скрины, можно спросить у разработчика о прототипах его продукта. Если будущая игра не отличается особой оригинальностью, поиграв в прототипы, вы, скорее всего, будете знать, чего от вас ждут. Останется только привнести свое «креативное видение», чтобы будущая игра в плане музыки была еще лучше и интересней.

Если этого не сделать, то может получиться так, что ваша дальнейшая работа будет походить на «блуждание в потемках». Ваши наброски будут «незаслуженно» отвергнуты, и вам даже не смогут толком объяснить, почему. А учитывая, что время на создание саундтрека бывает весьма ограниченным, то, в конечном счете, недопонимание и напряжение могут нежелательным образом сказаться на самой музыке.

Бывает и наоборот, когда сам разработчик дает референс и просит сделать похожее. К примеру, одна команда обратилась ко мне с просьбой сочинить музыку, похожую на тему из «Гарри Поттера», но, разумеется, так, чтобы это не было плагиатом, а лишь создавало нужное настроение. Прослушав и проанализировав мелодию, я выявила ряд отличительных особенностей в гармонии и инструментовке, и применив те же приемы сочинила свою.

В итоге заказчик остался доволен. А у меня не ушло много времени на творческие поиски. Такой подход во многом облегчает задачу музыканту, поскольку обе стороны точно знают, чего хотят.

7. Если вы не владеете ни одним музыкальным инструментом — научитесь.

Многие почему-то считают, что овладеть инструментом можно лишь в раннем детстве. Разумеется, это верное утверждение, если речь идет о воспитании профессионального исполнителя. Но в истории композиции есть примеры, доказывающие, что композитору это никогда не поздно.

Почитайте биографию Арама Хачатуряна. Рассказывали, что в 19 лет, после переезда в Москву, он увидел стоящую в углу виолончель и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Несмотря на отсутствие элементарной подготовки, но при наличии хорошего слуха и большого желания Хачатурян был принят в «Гнесинку».

Я часто слышу: «А зачем мне это нужно, я и карандашиком превосходно нарисую или натыкаю партию одним пальцем в секвенсоре!». Может оно и так, но умея играть, вы напишите музыкальную фразу куда быстрее, при этом она будет куда естественней. Я уже не говорю об искусстве импровизации. Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Рахманинов и другие — все они были выдающимися исполнителями. Боюсь, не владей они техникой игры, творчество их было бы куда скуднее.

8. Изучайте основы звукорежиссуры.

Учебных материалов, статей, посвященных сведению и мастерингу, в интернете более чем достаточно. Общайтесь с людьми, «подсматривайте» их рецепты, экспериментируйте со звуком. Ведь, в конечном счете, весь процесс создания музыки ложится на ваши плечи. Вам предстоит совместить должности композитора, исполнителя, звукорежиссера. И звукорежиссерская работа будет занимать отнюдь не последнее место.

Наконец, запомните: одна лишь теория, не подкрепленная практикой, не даст вам никаких результатов.

III. Реприза

(или возвращаемся к тому с чего начали)

Итак, поскольку никакими временными рамками вы не ограничены, то постарайтесь сделать ваши демо-треки максимально близкими к идеальным и нацеленными на свою аудиторию. Во-первых, если треки получатся интересными, это привлечет к вашему творчеству внимание первых клиентов. Во-вторых, все написанные мной когда-либо демки рано или поздно находили свои проекты.

Старайтесь время от времени пополнять страничку новыми работами, даже если вам кажется, что треков на ней достаточно, не бойтесь увеличивать их количество. Заказчик каждый раз ищет чего-то нового. И зайдя на вашу страничку вновь через какое-то время и обнаружив все те же пару релизов, тут же ее закроет.

Конечно, рамки одной статьи не позволяют раскрыть всех проблем, но, думаю, все выше написанное послужит для вас толчком или хотя бы заставит задуматься.

IV. Кода

Те, кто пробовал свои силы в написании музыки, знают, какой это нелегкий труд. Да, порой музыка сама приходит к композитору, но потом, как правило, идея отшлифовывается часами кропотливой работы. Так что выражение «гений — это 99% труда и только 1% таланта» очень актуально в музыкальном деле.

Наконец, самое главное: нужно поверить в себя, и если вы действительно любите свое дело, то у вас несомненно все получится!

P.S

Студия Martamusic открыта для сотрудничества!

Если вашему проекту нужна музыка или звуковой дизайн, пишите мне на адрес: [email protected]

habr.com

Композитор – кто это и как им стать? Что делает композитор, описание профессии

Чтобы стать композитором, необходимо призвание и серьезная подготовка. Эта интересная творческая профессия. Современные композиторы пишут музыку не только для эстрадных исполнителей, оркестров и театральных представлений, но и для фильмов, рекламных роликов, сериалов, различных шоу, компьютерных игр. Для создания музыки используются настоящие инструменты и компьютерные программы.

Кто такой композитор и что он делает?

Композитор – это автор музыкальных произведений. Он пишет музыку на заказ. Многие композиторы специализируются на определенном жанре, например, сочиняют музыку только для оперы или эстрады. Есть известные композиторы, которые пишут музыку для фильмов. Например, Ханс Циммер является известным кинокомпозитором. Он написал музыку для фильмов «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря», «Гладиатор», «Темный рыцарь», «Начало» и многих других:

Рабочее место композитора – как правило, за музыкальным инструментом, в домашней студии или в консерватории. С развитием компьютерных технологий появились композиторы, сочиняющие музыку с помощью специальных компьютерных программ.

Как композитор сочиняет музыку?

Многие композиторы говорят, что будущая музыка рождается у них в голове. Затем они напевают ее на диктофон и записывают в виде нот. В дальнейшем музыка дорабатывается, ведь существуют определенные законы жанров и творческие приемы.

Интересный факт: просматривая ноты, композитор может «в голове» воспроизвести музыку и «услышать» ее. Например, известный композитор Людвиг ван Бетховен написал ряд музыкальных шедевров, будучи глухим (он потерял слух из-за болезни).

Плюсы и минусы профессии композитора

Плюсы:

  • Возможность творческой самореализации.
  • Достаточно большой доход при наличии известности и регулярных заказов.
  • Возможность пассивного дохода (часто композитор получает процент с каждого публичного исполнения своего произведения).
  • Свободный график работы.
  • Общение с творческими людьми.
  • Известность, наличие поклонников.

Краткое описание профессии композитор может быть таким: это творческая, не рутинная работа с широкими возможностями для самовыражения.

Минусы:

  • Сложный вход в профессию. Чтобы выйти на хороший уровень дохода, необходимо добиться известности и признания.
  • Нерегулярный доход. Часто композиторы вынуждены искать дополнительный источник дохода, многие преподают в музыкальных школах или консерваториях.
  • Субъективная оценка результатов работы.

Необходимые навыки и знания

  • Музыкальный слух, талант.
  • Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте (желательно не на одном).
  • Знание музыкально-теоретических дисциплин: гармоника, композиция, гармония, оркестровка и т.д.
  • Знание специализированных компьютерных программ (этот навык необходим не всем композиторам, но если вы, например, собираетесь сочинять музыку для компьютерных игр, без него не обойтись).
  • Коммуникативные навыки (работа композитора предполагает частое общение с заказчиками).

Сколько зарабатывает композитор?

Как правило, композитор получает гонорары за свои произведения. Если заказов немного, то параллельно с сочинением музыки он имеет другую постоянную работу. Например, преподает в музыкальной школе или консерватории, дирижирует оркестром, работает диджеем, исполнителем.

Гонорар за песню у начинающего композитора может составлять 50-100 долларов, в то время как известные авторы с именем могут брать от 2000-3000 до 5000 долларов за песню. В ряде случаев гонорары могут быть еще выше.

Как стать композитором?

Безусловно, в профессии композитора важную роль играет талант. История знает немало выдающихся композиторов-самоучек. Однако получить профильное образование и при наличии таланта не помешает, так как стать композитором проще при наличии образования.

Многие начинают свое обучение в музыкальной школе, а потом продолжают в средних и высших учебных заведениях. Но подготовиться к поступлению в консерваторию можно и индивидуально с преподавателем. Как правило, будущие студенты сдают литературу, русский язык, историю или обществознание, а также творческий экзамен.

В консерватории обучение композиторов идет на специальности «Композиция». Например, набор по такой специальности открыт в Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Академии хорового искусства им. В.С. Попова и ряду других.

Студентам преподают гармонию, полифонию, инструментовку, инструментоведение, основы хорового письма, музыкальную информатику, электронную и компьютерную музыку, сочинение, сольфеджио, чтение партитур, историю музыкального искусства.

Где искать работу?

  • Часто первые заказы композиторы получают во время участия в конкурсах, которые проводятся регулярно, как в России, так и за рубежом. Конкурсы – отличный шанс для начинающих авторов стать более известными.
  • Театр, телевидение, ИТ-компании, занимающиеся разработкой компьютерных игр, эстрада.
  • Можно поискать заказчиков на биржах фриланса. Перед этим желательно набраться опыта и собрать хотя бы небольшое портфолио.

Автор: Дина (KadrofID: 15725)
Добавлено: 12.03.2015 в 17:05

Рекомендуем

Email-маркетолог – один из тех специалистов, которым готовы много платить и обеспечивать отличные условия работы. Всё потому, что профессионалов в …

Появление профессии баннермейкера – следствие стремительного развития интернета. Учитывая растущую популярность интернет-рекламы, востребованность …

www.kadrof.ru

Как стать композитором 🚩 Работа и карьера 🚩 Другое

Слушайте много хороших произведений, расширяя тем самым свой музыкальный кругозор. Анализируйте понравившиеся вам композиции. Сочиняя свои произведения, не опасайтесь подражать. Даже самые известные композиторы в ранний период творчества в чем-то копировали своих предшественников и только затем формировали свой индивидуальный почерк и стиль.

Кроме того, старайтесь относиться к собственному творчеству со здоровой критичностью, это поможет вам расти.

Чтобы стать хорошим композитором, развивайте свой эстетический вкус. Не ограничивайтесь только музыкой, будьте разносторонними, интересуйтесь различными видами искусства и творчества. Возможно, впоследствии это вас вдохновит создать свой шедевр.

Изучайте оркестровку, гармонию и инструментоведение. Так, знакомство с последним необходимо для написания оркестровой музыки. Не зная природы звукоизвлечения, тембральных возможностей и т.п., практически невозможно написать партию для духовых или струнных.

Также стоит учиться нотной грамоте. Это нужно не только для того, чтобы уметь записать свое произведение в нотную тетрадь, но и для расширения своего общего музыкального кругозора. Кроме того, знание нотной грамоты позволит вам впоследствии сделать ваши произведения более сильными и интересными, вывести их на качественно новый уровень.

Если вы не умеете играть на каком-нибудь инструменте — научитесь. Конечно, можно создать партию одним пальцем в секвенсоре, однако, умея играть, вы напишете музыкальную фразу намного быстрее и она получится более гармоничной, естественной.

Современная эпоха цифровых технологий во многом повлияла и на процесс создания музыки. Если несколько лет назад композитора невозможно было представить за работой без фортепиано или рояля, сейчас эти инструменты успешно заменяют специальные компьютерные программы.

Если вы мечтаете стать композитором, не умея играть на музыкальном инструменте, вы можете с помощью таких программ создать свое первое произведение. Обычно они используются ди-джеями, однако никто не запрещает применть их и обычным пользователям ПК, ощущающих в себе тягу к творчеству.

Эти программы-редакторы позволяют начинающим композиторам в их первых опытах использовать имеющиеся базы сэмплов, представляющие собой короткие музыкальные фрагменты. Комбинируя такие фрагменты между собой, накладывая на них аранжировку, вполне можно получить свои первые отличные результаты.

Разумеется, подобный процесс создания музыкальных композиций можно назвать сочинением музыки лишь с большой натяжкой. Ведь человек, который работает с такого рода программами, «собирает» музыку, словно строит здание из кубиков. Если вам и удастся создать что-нибудь стоящее с помощью музыкальных редакторов, то для того, чтобы стать настоящим композитором, этого еще недостаточно. Но для начала вполне можно воспользоваться такой возможностью.

Решив стать композитором, помните, что признания на этом поприще способен добиться лишь тот, кто не мыслит свою жизнь без музыки и получает огромное наслаждение от процесса ее создания. Научитесь не только слышать музыку внутри себя, но и доносить ее до своих слушателей, и тогда успех вам обеспечен.

Видео по теме

Связанная статья

Кто такой Джоаккино Антонио Россини

www.kakprosto.ru

Как стать композитором. Стать известным композитором

Если вы мечтаете о том, чтобы стать композитором, вы должны понимать, что композитор должен не просто сочинять музыку, а делать это так, чтобы написанные им произведения могли донести до слушателя нужные эмоции, чувства, затронули струны их души. Работая над написанием музыкальной темы для театральной или кинематографической постановки, она помогать тому, чтобы зритель мог погрузиться в ту атмосферу, которую задумал режиссер.

Процесс работы над созданием музыки приносит начинающему автору огромное удовольствие. Бывает так, что вдохновленные своими первыми успехами авторы начинают сразу же считать себя композиторами, однако на самом деле все не так просто. Как стать композитором, и какими навыками и умениями для этого необходимо обладать?
Еще несколько лет назад считалось, что для того, чтобы стать композитором, необходимо самому уметь играть на музыкальных инструментах, однако современная эпоха цифровых технологий наложила отпечаток и на процесс создания музыки. Если раньше композитора за работой невозможно было представить без рояля или фортепиано, то сейчас эти инструменты с успехом заменяют специализированные компьютерные программы.

Любой, кто мечтает о карьере композитора, может при помощи этих программ, а также воспользовавшись подробными инструкциями к ним и видео уроками, создать свое первое произведение. Чаще всего такие музыкальные программы применяются ди-джеями, однако никто не запрещает воспользоваться ими и обычными пользователями ПК, чувствующих в себе тягу к созданию музыки.

Музыкальные редакторы предлагают начинающим музыкантам в их первых опытах воспользоваться имеющимися базами сэмплов, представляющих собой короткие фрагменты музыки. Комбинируя эти фрагменты между собой, а также накладывая на них аранжировку, можно получить замечательные результаты.

Процесс создания музыкальных композиций таким образом, конечно же, назвать сочинением музыки можно с большой натяжкой. По сути, человек, работающий с такими программами, не сочиняет музыку, а «собирает» ее, словно из кубиков. Как правило, процесс творчества такого композитора можно описать последовательностью: запуск программы, прослушивание фрагментов, оценка результата и его сохранение. Если вам и удастся создать при помощи музыкальных редакторов что-то стоящее, то для того, чтобы стать композитором этого недостаточно. Максимум, на что вы можете рассчитывать, это на звание умелого компоновщика фрагментов.

Так как стать композитором? В первую очередь для этого необходимо, чтобы музыка буквально звучала в вашей душе. Именно это качество является определяющим для настоящего композитора. Решив связать свою судьбу с сочинением музыки, вы должны обладать таким качеством, как умение расслышать в собственном сознании мелодию, которую никто и нигде ранее не слышал, а также суметь передать эту мелодию при помощи нот.

Учиться нотной грамоте стоит не только для того, чтобы суметь записать в нотную тетрадь свое произведение, но и для расширения общего музыкального кругозора. В свою очередь, это поможет вам в дальнейшем сделать ваши произведения более интересными, выводя при этом их на качественно новый уровень.

Решив для себя стать композитором, помните о том, что успеха на этом поприще может добиться только тот, кто не представляет свою жизнь без музыки, а процесс работы над ее созданием является для него настоящим наслаждением. Научитесь слышать музыку внутри себя, а также доносить ее до всех остальных людей, и успех вам обеспечен.

kanks.ru

Как стать композитором?

Сразу предупредим: речь пойдет о людях, сочиняющих музыку, а не о том, как придумывать шахматные этюды или задачи для олимпиад по математике. Почему мы вообще заговорили о шахматах и математике? Дело в том, что авторов сложных красивых задач тоже называют композиторами, ведь слово «compositor» в буквальном переводе означает «составитель». Но все-таки чаще всего, когда мы говорим «композитор», мы имеем в виду именно сочинителя музыки.

Музыкальные конструкторы
В бескрайних просторах интернета размещены десятки компьютерных программ, помогающих любому желающему сотворить собственную композицию. К этим программам прилагаются сотни подробных мануалов, пошаговых схем и даже видеоуроков. Иногда их используют в своей клубной работе ди-джеи, но и обычный пользователь ПК, абсолютно не знакомый ни с нотной грамотой, ни с каким-либо музыкальным инструментом, вполне способен с помощью этих программ приобщиться к музыкальному творчеству.

Удовольствие от процесса создания музыки начинающий творец получает огромное! Иной раз эйфория от первых успехов настолько кружит голову свежеиспеченному автору, что он и впрямь начинает считать себя настоящим композитором. В действительности же дело обстоит немного иначе. Давайте попробуем в этом разобраться.

Программы для музыкантов-любителей, особенно для начинающих, предлагают пользователю выбирать из базы мелодий коротенькие музыкальные фрагменты, компоновать их в разной последовательности, аранжировать в разных стилях. Фактически меломан-новичок просто пользуется своеобразным музыкальным конструктором, в который ему дали поиграться создатели программы. Именно они изготовили все «кирпичи» и блоки этого конструктора: синтезировали звуки, имитировали звучание разных инструментов, записали мелодии и ритмические формулы, запрограммировали разные виды аккомпанемента, то есть преподнесли пользователю все уже в готовом виде.
Однако и программисты не сами придумывали мелодии и способы их обработки – они просто выбрали самые «ходовые» музыкальные конструкции из огромного наследия мировой музыкальной культуры.

Конечно, собрать из разнообразных блоков музыкального «лего» нечто целостное и благозвучное тоже надо суметь, но все-таки это в большей степени игра, нежели настоящий акт творения. Алгоритм работы с программами для начинающих в упрощенном виде сводится примерно к следующему ряду действий: «нажимаю на кнопку/слушаю/одобряю или отвергаю/закрепляю результат». Даже если на выходе получаются достаточно интересные вещи, автору не стоит думать о себе как о композиторе – разве что в исходном понимании этого слова: «составитель, компоновщик».

Музыкальное творчество
«Слышу собственную музыку внутри себя» – без такого пункта в рабочем алгоритме истинное музыкальное творчество немыслимо. Для настоящего композитора именно этот момент является исходным, главным.
«Настоящий композитор» в данном случае вовсе не обязательно профессиональный музыкант: имеется в виду любой человек, хоть пятилетний ребенок, наделенный даром слышать внутренним слухом то, чего до него не слышал никто и никогда. Разница между музыкантом-профессионалом и талантливым ребенком будет состоять лишь в том, что музыкант сумеет сформулировать себе творческую задачу, сумеет сочинить мелодию и удержать ее в памяти, сумеет ее спеть, сыграть, аранжировать, записать на нотной бумаге, использовать при создании нового музыкального произведения, а ребенок – нет.

Взрослый композитор-любитель, не знакомый с теорией музыки, к сожалению, окажется в таком же положении, что и пятилетний малыш. В лучшем случае самодеятельный сочинитель сумеет подобрать собственную мелодию на каком-либо музыкальном инструменте. Но сделать ее интересной для других людей меломану-дилетанту будет очень сложно: скажется незнание основ гармонии, полифонии, инструментовки и прочих тонкостей. Вывод напрашивается сам собой: человеку, у которого постоянно «душа поет», человеку, ощутившему себя настоящим источником новых музыкальных идей и желающему поделиться ими со всем миром, обязательно придется учиться музыке профессионально. Возраст при этом особого значения не имеет – призвание может «проснуться» и в 5, и в 10, и в 50 лет.

Учиться стоит не только для того, чтобы уметь исполнить или записать свою музыку. Расширение музыкального кругозора ведет к тому, что собственные музыкальные идеи становится более интересными. «Сочинительские» способности получают мощную подпитку, и в результате творчество в целом поднимается на более высокий уровень.

Кстати, в наше время многие профессиональные композиторы для воплощения своих замыслов с удовольствием используют цифровые технологии. Правда, профессионалов привлекают не музыкальные лего-конструкторы, а сложные звуковые редакторы с богатыми возможностями.

Как же все-таки стать композитором?
Рецепт прост: всегда, и в печали и в радости, прислушиваться к музыке в своей душе, любить эту музыку больше всего на свете и всю жизнь делиться этой музыкой с другими людьми. Да, вот еще: всю жизнь учиться и развиваться. Другого пути нет.

www.yastal.ru

Как стать композитором?

Сразу предупредим: речь пойдет о людях, сочиняющих музыку, а не о том, как придумывать шахматные этюды или задачи для олимпиад по математике. Почему мы вообще заговорили о шахматах и математике? Дело в том, что авторов сложных красивых задач тоже называют композиторами, ведь слово «compositor» в буквальном переводе означает «составитель». Но все-таки чаще всего, когда мы говорим «композитор», мы имеем в виду именно сочинителя музыки.

Музыкальные конструкторы
В бескрайних просторах интернета размещены десятки компьютерных программ, помогающих любому желающему сотворить собственную композицию. К этим программам прилагаются сотни подробных мануалов, пошаговых схем и даже видеоуроков. Иногда их используют в своей клубной работе ди-джеи, но и обычный пользователь ПК, абсолютно не знакомый ни с нотной грамотой, ни с каким-либо музыкальным инструментом, вполне способен с помощью этих программ приобщиться к музыкальному творчеству.

Удовольствие от процесса создания музыки начинающий творец получает огромное! Иной раз эйфория от первых успехов настолько кружит голову свежеиспеченному автору, что он и впрямь начинает считать себя настоящим композитором. В действительности же дело обстоит немного иначе. Давайте попробуем в этом разобраться.

Программы для музыкантов-любителей, особенно для начинающих, предлагают пользователю выбирать из базы мелодий коротенькие музыкальные фрагменты, компоновать их в разной последовательности, аранжировать в разных стилях. Фактически меломан-новичок просто пользуется своеобразным музыкальным конструктором, в который ему дали поиграться создатели программы. Именно они изготовили все «кирпичи» и блоки этого конструктора: синтезировали звуки, имитировали звучание разных инструментов, записали мелодии и ритмические формулы, запрограммировали разные виды аккомпанемента, то есть преподнесли пользователю все уже в готовом виде.
Однако и программисты не сами придумывали мелодии и способы их обработки – они просто выбрали самые «ходовые» музыкальные конструкции из огромного наследия мировой музыкальной культуры.

Конечно, собрать из разнообразных блоков музыкального «лего» нечто целостное и благозвучное тоже надо суметь, но все-таки это в большей степени игра, нежели настоящий акт творения. Алгоритм работы с программами для начинающих в упрощенном виде сводится примерно к следующему ряду действий: «нажимаю на кнопку/слушаю/одобряю или отвергаю/закрепляю результат». Даже если на выходе получаются достаточно интересные вещи, автору не стоит думать о себе как о композиторе – разве что в исходном понимании этого слова: «составитель, компоновщик».

Музыкальное творчество
«Слышу собственную музыку внутри себя» – без такого пункта в рабочем алгоритме истинное музыкальное творчество немыслимо. Для настоящего композитора именно этот момент является исходным, главным.
«Настоящий композитор» в данном случае вовсе не обязательно профессиональный музыкант: имеется в виду любой человек, хоть пятилетний ребенок, наделенный даром слышать внутренним слухом то, чего до него не слышал никто и никогда. Разница между музыкантом-профессионалом и талантливым ребенком будет состоять лишь в том, что музыкант сумеет сформулировать себе творческую задачу, сумеет сочинить мелодию и удержать ее в памяти, сумеет ее спеть, сыграть, аранжировать, записать на нотной бумаге, использовать при создании нового музыкального произведения, а ребенок – нет.

Взрослый композитор-любитель, не знакомый с теорией музыки, к сожалению, окажется в таком же положении, что и пятилетний малыш. В лучшем случае самодеятельный сочинитель сумеет подобрать собственную мелодию на каком-либо музыкальном инструменте. Но сделать ее интересной для других людей меломану-дилетанту будет очень сложно: скажется незнание основ гармонии, полифонии, инструментовки и прочих тонкостей. Вывод напрашивается сам собой: человеку, у которого постоянно «душа поет», человеку, ощутившему себя настоящим источником новых музыкальных идей и желающему поделиться ими со всем миром, обязательно придется учиться музыке профессионально. Возраст при этом особого значения не имеет – призвание может «проснуться» и в 5, и в 10, и в 50 лет.

Учиться стоит не только для того, чтобы уметь исполнить или записать свою музыку. Расширение музыкального кругозора ведет к тому, что собственные музыкальные идеи становится более интересными. «Сочинительские» способности получают мощную подпитку, и в результате творчество в целом поднимается на более высокий уровень.

Кстати, в наше время многие профессиональные композиторы для воплощения своих замыслов с удовольствием используют цифровые технологии. Правда, профессионалов привлекают не музыкальные лего-конструкторы, а сложные звуковые редакторы с богатыми возможностями.

Как же все-таки стать композитором?
Рецепт прост: всегда, и в печали и в радости, прислушиваться к музыке в своей душе, любить эту музыку больше всего на свете и всю жизнь делиться этой музыкой с другими людьми. Да, вот еще: всю жизнь учиться и развиваться. Другого пути нет.

yastal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о