Как устроено глазное яблоко биология 8: Зрительный анализатор. Строение глаза — урок. Биология, Человек (8 класс).

Зрительный анализатор. Строение глаза — урок. Биология, Человек (8 класс).

Зрительный анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира. Более \(90\) % информации мы получаем с помощью зрения.

 

Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.

 

 

Периферический отдел зрительного анализатора представлен органом зрения.

 

Глазное яблоко защищено от внешних воздействий вспомогательным аппаратом. От механических повреждений глазное яблоко защищено стенками глазницы черепа, в которой оно располагается. От попадания пыли и влаги защищают веки и

ресницы. Слёзные железы выделяют слезу, которая смывает пыль и увлажняет поверхность.

 

sifilis-glaza-i-ego-pridatkov.png

 

К глазному яблоку прикреплены мышцы, которые обеспечивают его движения.

 

 

В глазном яблоке выделяют три оболочки: наружную, сосудистую и сетчатую.

 

5.png

  

Наружная (белочная) оболочка в передней части представлена прозрачной выпуклой

роговицей, а в задней части — непрозрачной белой склерой

 

Сосудистая оболочка снабжает глаз кровью. В передней её части находится радужка. Клетки радужки содержат пигмент меланин, от количества которого зависит её цвет. В центральной части радужки находится зрачок. Зрачок может расширяться и сужаться в зависимости от яркости света.

 

 

За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик может изменять свою кривизну и фокусировать световые лучи на внутренней оболочке глаза. Этот процесс называется

аккомодация

 

Между роговицей и радужкой находится передняя камера, между радужкой и хрусталиком — задняя камера. В них содержится жидкость, которая снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами.

 

Пространство за хрусталиком заполнено стекловидным телом.

 

 

Внутренняя оболочка глаза — сетчатка — содержит светочувствительные клетки (фоторецепторы), представленные палочками и колбочками

.

 

6.png

 

Палочки обеспечивают сумеречное зрение. Колбочки реагируют на яркий свет и обеспечивают цветное зрение. В сетчатке содержатся три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие — зелёный, третьи — синий. В результате взаимодействия всех трёх видов колбочек мы видим разные цвета.

 

Большая часть колбочек располагается в средней части сетчатки и образует так называемое жёлтое пятно. Место выхода зрительного нерва из сетчатки не содержит фоторецепторов и называется слепым пятном

.

Зрительный анализатор. Биология 8 класс Сонин, Сапин
  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия

Как устроено глазное яблоко?

Зрение обеспечивает до 90% всей информации, которая поступает в головной мозг от органов чувств.

Зрительный анализатор

Мы видим потому, что лучи света, попав на сетчатку глаза, вызывают раздражение  фоторецепторов и вызывают образование нервных импульсов. По зрительному нерву импульсы попадают в затылочную долю коры больших полушарий, где расположена зрительная зона. В ней происходит их расшифровка и у человека появляется зрительный образ. Трудно сказать, какое из звеньев анализатора важнее, но если лучи света не будут вызывать раздражение фоторецепторов — человек видеть не будет. 

Строение глазного яблока

 Органом зрения является глазное яблоко. Располагаясь  в глазнице черепа, оно надежно защищено от механических повреждений. Глазное яблоко состоит из оболочек и оптической системы.

Оболочки глаза:

  1. Склера — защитная оболочка из плотной соединительной ткани. Иногда ее называют белочной оболочкой.
  2. Сосудистая оболочка образована сетью капилляров, в которых осуществляется обмен веществ, а, значит, ткани глаза получают кислород и питательные вещества.
  3. Радужная оболочка — это слой темного пигмента меланина, который поглощает лучи света, не давая им отражаться.
  4. Сетчатка — самая тонкая оболочка, состоит из фоторецепторов, которые воспринимая лучи, образуют нервные импульсы.

Но, сетчатка самая глубоко лежащая оболочка глаза и, для того, чтобы лучи попали на нее существует оптическая система. Ее составляющими являются:

  • роговица;
  • зрачок;
  • хрусталик;
  • стекловидное тело.

Рассмотрим как устроена и как работает оптическая система глазного яблока. 

  1. Роговица — это выпуклая, абсолютно прозрачная часть белочной оболочки, она пропускает лучи света внутрь глазного яблока.
  2.  Зрачок — отверстие в сосудистой и радужной оболочках. Оно окружено слоем круговых мышц, поэтому может изменять свой диаметр.  Функция зрачка — регулировать поток лучей, поступающих в глаз.
  3. Хрусталик — «линза» из прозрачной хрящевой ткани. С помощью ресничного тела он может изменять свою кривизну, фокусируя лучи света на сетчатку.
  4. Для фокуса необходимо расстояние. Его обеспечивает стекловидное тело — желеобразная прозрачная жидкость. Она пропускает лучи и сохраняет форму глазного яблока.

 

Орган зрения, подготовка к ЕГЭ по биологии

Анализаторы

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость — способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

Реакция зрачка на свет

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический — рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый — чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) — участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть — орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

Зрительный анализатор

Глазное яблоко лежит в костном вместилище — глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

  • Наружная, называемая также — фиброзная оболочка
  • Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера — белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.

    Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).

    Наружная оболочка глаза
  • Средняя — сосудистая оболочка
  • В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.

    Средняя оболочка глаза

    Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие — зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.

    Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации — настройки глаза на наилучшее видение объекта.

    Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.

    Средняя оболочка глаза
  • Внутренняя оболочка — сетчатка
  • Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток — палочек и колбочек.

    Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.

    На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва — здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) — место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.

    Сетчатка внутренняя оболочка глаза

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело — прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию — настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение — это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: «Расслабьтесь, посмотрите вдаль». При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

Ресничная мышца

По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело — свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное — соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное — перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное — размеры отраженной «картинки» пропорционально уменьшены
Прозрачные среды глаза
Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела — затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка — «искры из глаз». Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Центральный отдел зрительного анализатора
Заболевания

Конъюнктива — слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы — выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза — конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза — «красными глазами», а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

Близорукость и дальнозоркость

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

Двояковогнутые линзы при близорукости

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Двояковыпуклые линзы при дальнозоркости
Гигиена зрения

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей — с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется — это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения
Гигиена зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Урок 10. зрительный анализатор. строение и функции глаза. — Биология — 8 класс

Конспект
Анализатор – система, которая обеспечивает восприятие поступающей информации (рецепторы), доставку информации в мозг (нервы) и анализ поступившей информации, создание ощущения (головной мозг). Например зрительный анализатор включает в себя зрительные рецепторы глаза, зрительный нерв и отделы головного мозга, участвующие в обработке зрительной информации.
Обычно анализатор формирует вполне правильное представление об окружающем мире, но иногда возникают ошибки восприятия. Они известны как иллюзии.
Давайте познакомимся со строением глаза. Прежде всего нужно сказать о вспомогательном аппарате, в который входят брови, веки, ресницы, слезные железы. Все части вспомогательного аппарата выполняют защитную функцию – оберегают глаза от пыли, капель пота, бактерий. Слезная железа находится над дальним углом глаза, слезы омывают поверхность глаза и стекают в носослезный канал.
Глазное яблоко находится в полости черепа – глазнице. Глазодвигательные мышцы обеспечивают движения глаза. Глаз покрыт тремя оболочками: наружной (белочной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчаткой).
Наружная (белочная) оболочка выполняет защитную функцию. В передней части глаза она прозрачная и носит название роговицы. Задняя часть белочной оболочки называется склера.
Основная функция средней (сосудистой) оболочки – снабжение клеток глазного яблока кровью. В передней части сосудистой оболочки есть отверстие – зрачок. Мышцы зрачка способны изменять его диаметр, регулируя поступление света. Часть сосудистой оболочки, окружающая зрачок окрашена и называется радужной оболочкой. Цвет радужной оболочки зависит от количества пигмента меланина – чем его больше, тем менее цвет глаз.
Между роговицей и радужкой находится передняя камера, заполненная жидкостью.
За зрачком находится хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Кривизна хрусталика может изменяться за счет мышц. Эта способность хрусталика называется аккомодация. Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера, заполненная жидкостью.
Основное пространство глазного яблока заполнено прозрачным стекловидным телом.
Главная часть глазного яблока – сетчатка. В сетчатке находятся зрительные рецепторы – палочки (их около 130 миллионов) и колбочки (их около 7 миллионов). Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, активируются небольшим количеством света и отвечают за черно-белое зрение. Колбочки содержат иодопсин, активируются ярким светом и отвечают за цветное зрение. В сетчатке различают 3 вида колбочек, отвечающие за восприятие красного, зеленого и фиолетового цвета.
Схема работы зрительного анализатора выглядит так: квант света разрушает молекулу зрительного пигмента, в результате чего возникает электрический сигнал (нервный импульс), по зрительному нерву передающийся сначала в средний мозг для первичной обработки, затем в таламус промежуточного мозга и далее в зрительную зону коры больших полушарий. Там формируется зрительный образ. Место выхода зрительного нерва из сетчатки лишено рецепторов и поэтому называется слепым пятном; над ним находится место, где сконцентрированы только колбочки – желтое пятно.
Наиболее распространенными нарушениями зрения являются близорукость и дальнозоркость. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, плохо различаются предметы, расположенные на далеком расстоянии. Дальнозоркость характеризуется фокусированием изображения за сетчаткой и плохим различением близко расположенных предметов. Основной способ коррекции близорукости и дальнозоркости – ношение очков.
Другое нарушение зрения – помутнение хрусталика, называемое катарактой. В этом случае удаляют поврежденный хрусталик и заменяют его искусственным либо носят специальные очки.
Подведем итог.
Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие информации, ее проведение в мозг и ее анализ в участках головного мозга. Зрительный анализатор обеспечивает получение около 90% всей информации, получаемой человеком. Сетчатка воспринимает зрительные сигналы, по зрительному нерву эти сигналы передаются в мозг, где и формируется зрительный образ.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Сомова Л. В. — учитель географии

МБОУ «Русскокандызская СОШ»,

Северного района.

Предмет — Биология

Класс – 8

УМК – Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– 4 е изд. – М.: ООО «Дрофа», 2011. – 287 с.: ил.

Уровень образования – базовый

Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2

Место урока в системе уроков по теме – 1 урок по теме: «Органы чувств, их роль в жизни человека»

Цель урока: изучить строение, функции глаза и его частей, раскрыть содержание понятия «зрительный анализатор».

Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения органа зрения и зрительного анализатора;

Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;

Воспитывающие: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, привитие интереса к учению и любознательности.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

— определение понятий «анализатор»;

— составные части и отделы анализатора;

— состав и отделы зрительного анализатора, строение и функции глаза, его частей;

Учащиеся должны уметь:

— распознавать на учебной таблице, рисунках, моделях основные части органа зрения и его анализатора, объяснять и описывать их;

— характеризовать роль органа зрения и зрительного анализатора в жизни человека;

— самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом.

Тип урока: освоение новых знаний и видов учебных действий.

Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): учебник, дополнительный материал, презентация, интерактивная доска, проектор.

http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F

http://koleso.mostinfo.ru/sciencediscoveries_374_705

http://ru.science.wikia.com/wiki/Глаз

http://www.artoks.ru/pedia-eye.shtml

http://moezrenie.com.ua/vneshnee-stroenie-glaza/

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Н.Б. Ренёва, Н.И. Романова. Методическое пособие к учебнику М.Б. Жемчуговой, Н.И. Романовой «Биология» для 8 класса общеобразовательных организаций. Москва «Русское слово» — 2015 год.

Содержание урока

I. Организованный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нашей нервной системой. А какие органы нам помогают получить информацию?

Органы чувств.

— Какие органы чувств вам известны?

Зрение, слух, осязание, вкуса, обоняния.

— А где происходил анализ этой информации?

В головном мозге, точнее в коре больших полушарий.

— А что такое анализаторы?

Анализаторы – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какой – либо информации.

— У вас на партах находятся предметы. Сможете ли вы собрать о них информацию? Используйте все возможные органы чувств.

(яблоко, резиновый ёжик, мягкая игрушка, крем)

Описывают предметы.

III. Актуализация знаний.

— С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации о предметах?

С помощью органа зрения.

— А можно ли глаза назвать главным источником информации?

Да, можно.

— Именно благодаря глазам мы получаем 70% информации об окружающем мире.

IV. Определение темы и целеполагание.

— Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Формулируют тему: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

— Запишем в тетрадях число и тему нашего урока.

— Исходя из темы урока и всего вышесказанного, давайте сформулируем цель нашего урока.

Формулируют цель: изучить строение, функции глаза и его частей, раскрыть содержание понятия «зрительный анализатор».

— Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

— Решаем данную проблему.

V. Изучение нового материала.

1. Впервые термин «анализатор» употребил Иван Михайлович Сеченов. Иван Петрович Павлов на опытах обосновал учение об анализаторах.

— Рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.

Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)

Совершенно верно (рецепторы, нервы, кора больших полушарий)

— Рассмотрим зрительный анализатор. Как он устроен?

Зрительный анализатор = рецепторы глаза (свет – раздражитель) + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

– Как устроен глаз? На этот вопрос мы ответим после просмотра видео.

2. Просмотр мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

VI. Физминутка.

Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Если Вы будите регулярно использовать предлагаемый комплекс упражнений гимнастики для глаз, то сохраните хорошее зрение.

  1. Быстро поморгайте, закрыв глаза, и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 5 раз.

  2. Крепко зажмурьте глаза, считая до 3. Откройте их и посмотрите вдаль, считая до 5. Повторите 5 раз.

  3. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль. Повторите 2 раза.

  4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении 5 секунд.

V. Изучение нового материала. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы, слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада.

— Результатом обсуждения строения глаза и рассматривания рисунков, таблиц, может стать таблица «Строение глазного яблока». Чтение текста учебника на стр. 79.

— Данные внесите в таблицу.

Задняя непрозрачная часть;

 белочная оболочка, или склера;

 передняя прозрачная

 роговица. Роговица – выпукло-вогнутая линза

 Защитная;

 через роговицу свет извне проникает внутрь глаза

2

Сосудистая оболочка

 Передняя часть радужки, содержащая пигмент;

 в центре радужной оболочки находится небольшое отверстие – зрачок;

 сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов

 Определяет цвет глаз;

 регулирует поступление света в глаз;

 обеспечивает глаз кислородом и питательными веществами, выносит продукты распада

3

Хрусталик

 Двояковыпуклая линза

 Рефлекторно меняя кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке

4

Сетчатка

 Состоит из рецепторов двух типов:

 палочек;

 колбочек

 Рецепторы сумеречного света;

 рецепторы, способные реагировать на цвет

5

Стекловидное тело

Поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света

Заполняет внутреннюю часть глаза

Световоспринимающие: Фоторецепторы: палочки и колбочки.

Оптические: Роговица, Водянистая влага, Радужка, Зрачок, Хрусталик, Стекловидное тело.

Оболочки: Сетчатка, Сосудистая, Белочная.

– Как же работает зрительный анализатор?

Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза.

В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры.

Здесь собирается вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ.

VII. Первичная проверка понимания.

Рубрика «Готовимся к OГЭ».

Работа по пособию, предназначенному для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации – ОГЭ по биологии.

стр. 58- 60, задания: 1, 7, 8, 11.

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполнение теста: Зрительные анализаторы

Выполнение задания по теме: Части глаза.

IХ. Итог урока.

К концу урока мы можем ответить Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Потому что глаз это обработка визуальной информации для мозга.

Домашнее задание: стр. 76-80., подготовить сообщение: близорукость, дальнезоркость.

Х. Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.

ХI. Рефлексия

Выразите своё настроение смайликом.

Органы чувств и сенсорные системы (анализаторы) — урок. Биология, Человек (8 класс).

Человек получает информацию об окружающей среде с помощью сенсорных систем, или анализаторов.

Сенсорная система (анализатор) — совокупность структур нервной системы, осуществляющих приём, обработку информации определённого вида и формирование ощущений.

Все анализаторы построены по единому принципу и состоят из трёх отделов: периферического, проводникового и центрального.

 

Периферический отдел представлен рецепторами.

Рецепторы — нервные окончания или чувствительные клетки, преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы.

Проводниковый отдел доставляет информацию к головному мозгу и представлен чувствительными нервными волокнами.

 

Центральный отдел анализатора обеспечивает анализ поступившей информации и преобразование её в ощущения. Центральный отдел располагается в коре больших полушарий головного мозга.

 

6_1.gif

 

Ощущения возникают только в том случае, если каждый из трёх отделов анализатора выполняет свои функции.

Пример:

слух человек может потерять не только из-за болезни уха, но также и при повреждении слухового нерва и слуховой зоны коры больших полушарий.

 

Часто используется понятие «органы чувств».

Орган чувств — это анатомическое образование, воспринимающее внешнее воздействие.

В состав органов чувств входят рецепторы и вспомогательные структуры. Так, орган зрения состоит из глазного яблока (в нём расположены зрительные рецепторы) и век, ресниц, слёзных желез (выполняют защитную функцию).

 

У человека шесть органов чувств:

  • орган зрения — глаз,
  • орган слуха — ухо,
  • орган осязания — кожа,
  • орган обоняния — нос,
  • орган вкуса — язык,
  • орган равновесия — вестибулярный аппарат.

 

0004-001-Informatsiju-ob-okruzhajuschem-mire-my-poluchaem-s-pomoschju-5-chuvstv.jpg

Глазное яблоко | анатомия | Britannica

Глазное яблоко , сфероидальная структура, содержащая сенсорные рецепторы для зрения, обнаружена у всех позвоночных и сконструирована во многом как простая камера. В глазном яблоке находится сетчатка — чрезвычайно метаболически активный слой нервной ткани, состоящий из миллионов световых рецепторов (фоторецепторов) — и всех структур, необходимых для фокусирования света на нем. Склера, жесткая защитная оболочка глазного яблока, состоит из плотной волокнистой ткани, которая покрывает четыре пятых глазного яблока и обеспечивает прикрепления для мышц, которые двигают глаз.Склера сама покрыта спереди конъюнктивой, прозрачной слизистой оболочкой, которая препятствует высыханию глаза. В передней части глаза слезная пленка покрывает прозрачную роговицу, «окно», через которое свет проходит в глаз. Работая в гармонии с водянистым юмором, роговица обеспечивает наибольшую фокусирующую способность глаза. Однако, в отличие от линзы, форма и сила фокусировки роговицы не регулируются. Другие важные структуры в глазном яблоке включают радужную оболочку и хрусталик.Большая часть глазного яблока заполнена прозрачным гелеобразным материалом, называемым стекловидным телом, который помогает поддерживать сфероидальную форму.

Горизонтальное поперечное сечение человеческого глаза, показывающее структуры глаза, визуальную ось (центральную точку фокусировки изображения в сетчатке) и оптическую ось (ось, вокруг которой глаз вращается мышцами глаза). Encyclopædia Britannica, Inc.

Британика Викторина

Тело человека

Какова средняя температура здорового человека в градусах Цельсия?

Непосредственно под склерой находится нижележащий сосудистый слой, называемый увеа, который поставляет питательные вещества во многие части глаза.Одним из компонентов увеа является цилиарное тело, мышечная структура, расположенная за радужной оболочкой, которая изменяет форму хрусталика во время фокусировки и создает водный юмор, омывающий переднюю камеру. Другими компонентами увеа являются радужная оболочка и сосудистая оболочка. Сосудистая оболочка представляет собой слой сосудистых тканей, который обеспечивает кровью наружные слои сетчатки, лежащие над ней.

человеческий глаз Человеческий глаз. © Andrey Armyagov / Shutterstock.com

Роговица, где начинается процесс фокусировки, изогнута в гораздо большей степени, чем остальная часть глазного яблока.Дефекты искривления роговицы вызывают искажение зрения, известное как астигматизм. За роговицей находится передняя камера, которая проходит сзади к плоскости радужной оболочки и зрачка. Это заполнено водной жидкостью, названной водным юмором. Радужная оболочка представляет собой мускулистую шторку в форме пончика, которая открывается и закрывается, чтобы регулировать количество света, попадающего в глаз через зрачок — отверстие в центре радужки. Водный юмор течет через зрачок из задней камеры (небольшое пространство между радужной оболочкой и хрусталиком) в переднюю камеру и выходит из глаза через трабекулярную сеть и канал Шлемма, который окружает периферическую радужную оболочку.Некоторый водный юмор также выходит из глаза непосредственно через цилиарное тело. Привязки цилиарной мышцы и хрусталик отделяют водный юмор впереди от стекловидного тела сзади.

Форма линзы контролируется действием цилиарного тела, изменяя фокусирующую способность линзы по мере необходимости. Роговица и хрусталик фокусируют изображение на сетчатке в задней части глаза. Если изображение проецируется слишком далеко перед сетчаткой, это вызывает дефект зрения, называемый близорукостью, или близорукостью.Если изображение теоретически сфокусировано «за» сетчаткой, результатом является гиперметропия или дальнозоркость. Если деформация хрусталика отсутствует, изображение проецируется на фовеа, структуру вблизи центра сетчатки, которая содержит большое количество конических фоторецепторов и обеспечивает наиболее четкое зрение. При воздействии света клетки фоторецепторов сетчатки посылают сигналы в соседние клетки сетчатки, которые затем передают сигналы через зрительный нерв в зрительные центры мозга.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня ,

Как работает человеческий глаз

Человеческий глаз принадлежит к общей группе глаз, встречающихся в природе, называемых «глазами типа камеры». Подобно тому, как объектив камеры фокусирует свет на пленку, структура глаза, называемая роговицей, фокусирует свет на светочувствительную мембрану, называемую сетчаткой.

Структура глаза

Роговица представляет собой прозрачную структуру, которая находится в передней части глаза и помогает фокусировать поступающий свет. Позади зрачка находится бесцветная прозрачная структура, называемая хрусталиком.Прозрачная жидкость, называемая водным юмором, заполняет пространство между роговицей и радужкой.

«Роговица фокусирует большую часть света, затем проходит через линзу, которая продолжает фокусировать свет», — объясняет доктор Марк Фромер, офтальмолог и специалист по сетчатке в Ленокс Хилл Больница в Нью-Йорке. [ 7 самых больших тайн человеческого тела ]

За роговицей находится цветная кольцевая мембрана, называемая радужной оболочкой. По словам Фромера, радужная оболочка имеет регулируемое круглое отверстие, называемое зрачком, которое может расширяться или сжиматься для контроля количества света, попадающего в глаз.

Цилиарные мышцы окружают хрусталик. Мышцы удерживают линзу на месте, но они также играют важную роль в зрении. Когда мышцы расслабляются, они натягивают и разглаживают линзу, позволяя глазу видеть предметы, которые находятся далеко. Чтобы ясно видеть более близкие объекты, ресничная мышца должна сокращаться, чтобы утолщить хрусталик.

Внутренняя камера глазного яблока заполнена желеобразной тканью, называемой стекловидным телом. После прохождения через линзу свет должен пройти через этот юмор, прежде чем попасть в чувствительный слой клеток, называемый сетчаткой.

. Внешний слой, называемый склерой, — это то, что придает большей части глазного яблока белый цвет. Роговица также является частью внешнего слоя.

Средний слой между сетчаткой и склерой называется сосудистой оболочкой. Сосудистая оболочка содержит кровеносные сосуды, которые снабжают сетчатку питательными веществами и кислородом и удаляют ее отходы. [ Галерея изображений : глазной имплант восстанавливает зрение слепого ]

В сетчатку глаза встроены миллионы светочувствительных клеток, которые бывают двух основных разновидностей: палочки и колбочки.

Стержни используются для монохромного зрения при плохом освещении, в то время как колбочки используются для цвета и для обнаружения мелких деталей. Конусы упакованы в часть сетчатки непосредственно за сетчаткой, которая называется фовеа, которая отвечает за острое центральное зрение.

Когда свет попадает на палочки или колбочки сетчатки, он преобразуется в электрический сигнал, который передается в мозг через зрительный нерв.Затем мозг преобразует электрические сигналы в изображения, которые видит человек, сказал Фромер.

Проблемы со зрением / заболевания

Наиболее распространенными проблемами со зрением являются близорукость (близорукость), дальнозоркость (гиперметропия), дефект глаза, вызванный несферической кривизной (астигматизм) и возрастная дальнозоркость (пресбиопия), в соответствии с Национальный институт глаз.

Большинство людей заболеют пресбиопией в возрасте от 40 до 50 лет и начнут нуждаться в очках для чтения, сказал Фромер.С возрастом хрусталик становится плотнее, что затрудняет сгибание хрусталика мышц, сказал он.

Основными причинами слепоты в Соединенных Штатах являются катаракта (помутнение хрусталика), возрастная дегенерация желтого пятна (ухудшение центральной сетчатки), глаукома (повреждение зрительного нерва) и диабетическая ретинопатия (повреждение крови сетчатки). сосуды), по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Другие распространенные расстройства включают амблиопию («ленивый глаз») и косоглазие (косоглазие), говорится в CDC.

Дополнительная отчетность Тани Льюис, штатного сотрудника

Примечание редактора: Если вам нужна дополнительная информация по этой теме, мы рекомендуем следующую книгу:

Страницы по теме о человеческом теле

Части человеческое тело

  • Мочевой пузырь: факты, функции и болезни
  • Мозг человека: факты, анатомия и картирование Project
  • Колон (толстая кишка): факты, функции и болезни
  • Уши: факты, функции и болезни
  • Пищевод: Факты, функции и заболевания
  • Желчный пузырь: функции, проблемы и здоровое питание
  • Сердце человека: анатомия, функции и факты
  • Почки: факты, функции и болезни
  • Печень: функции, нарушения и болезни
  • Легкие: факты, функции И заболевания
  • Нос: факты, функции и заболевания
  • Поджелудочная железа: функция, расположение и болезни
  • Тонкая кишка: функция, длина и проблемы
  • S pleen: функции, местоположение и проблемы
  • Желудок: факты, функции и болезни
  • Язык: факты, функции и болезни

Системы организма человека

  • Система кровообращения: факты, функции и болезни
  • Пищеварительная система Система: факты, функции и заболевания
  • Эндокринная система: факты, функции и заболевания
  • Иммунная система: заболевания, нарушения и функции
  • Лимфатическая система: факты, функции и заболевания
  • Мышечная система: факты, функции и заболевания
  • Нервная система Система: факты, функции и заболевания
  • Репродуктивная система: факты, функции и заболевания
  • Дыхательная система: факты, функции и заболевания
  • Скелетная система: факты, функции и заболевания
  • Кожа: факты, заболевания и состояния
  • Мочевая система : Факты, функции и болезни

Дополнительные ресурсы

,
биология | Определение, история, понятия, ветви и факты

Биология , изучение живых существ и их жизненных процессов. Область имеет дело со всеми физико-химическими аспектами жизни. Современная тенденция к междисциплинарным исследованиям и объединению научных знаний и исследований в различных областях привела к значительному совпадению области биологии с другими научными дисциплинами. Современные принципы других областей — например, химии, медицины и физики — интегрированы с принципами биологии в таких областях, как биохимия, биомедицина и биофизика.

биология; Микроскоп Исследователь, использующий микроскоп для исследования образца в лаборатории. © Раду Разван / Фотолия

Основные вопросы

Что такое биология?

Биология — это отрасль науки, которая занимается живыми организмами и их жизненными процессами. Биология охватывает различные области, включая ботанику, сохранение, экологию, эволюцию, генетику, морскую биологию, медицину, микробиологию, молекулярную биологию, физиологию и зоологию.

Почему биология важна?

Где работают выпускники биологии?

Выпускники биологии могут занимать самые разные должности, некоторые из которых могут потребовать дополнительного образования.Человек со степенью в области биологии может работать в сельском хозяйстве, здравоохранении, биотехнологии, образовании, охране окружающей среды, исследованиях, криминалистике, политике, научной коммуникации и во многих других областях.

Биология подразделяется на отдельные ветви для удобства изучения, хотя все подразделения взаимосвязаны по основным принципам. Таким образом, хотя принято отделять изучение растений (ботаники) от изучения животных (зоология) и изучение структуры организмов (морфология) от изучения функции (физиология), все живые существа имеют общие определенные биологические свойства. явления, например, различные способы размножения, деления клеток и передачи генетического материала.

К биологии часто обращаются на основе уровней, которые имеют дело с фундаментальными единицами жизни. Например, на уровне молекулярной биологии жизнь рассматривается как проявление химических и энергетических преобразований, которые происходят среди многих химических компонентов, составляющих организм. В результате разработки все более мощных и точных лабораторных приборов и методик становится возможным понять и определить с высокой точностью и точностью не только конечную физико-химическую организацию (ультраструктуру) молекул в живом веществе, но и способ воспроизводства живого вещества. на молекулярном уровне.Особенно важным для этих достижений был рост геномики в конце 20-го и начале 21-го веков.

Клеточная биология — это изучение клеток — фундаментальных единиц структуры и функции живых организмов. Клетки были впервые обнаружены в 17 веке, когда был изобретен составной микроскоп. До этого времени отдельный организм изучался в целом в области, известной как биология организма; эта область исследований остается важной составляющей биологических наук. Популяционная биология имеет дело с группами или популяциями организмов, которые населяют данную область или регион.На этом уровне включены исследования ролей, которые играют определенные виды растений и животных в сложных и самосохраняющихся взаимосвязях, существующих между живым и неживым миром, а также исследования встроенных элементов управления, которые поддерживают эти отношения естественным образом. , Эти широкие уровни — молекулы, клетки, целые организмы и популяции — могут быть далее подразделены для изучения, что приводит к специализациям, таким как морфология, таксономия, биофизика, биохимия, генетика, эпигенетика и экология.Область биологии может быть особенно связана с исследованием одного вида живых существ — например, изучение птиц в орнитологии, изучение рыб в ихтиологии или изучение микроорганизмов в микробиологии.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Основные понятия биологии

Биологические принципы

Концепция гомеостаза — то, что живые существа поддерживают постоянную внутреннюю среду — впервые была предложена в 19 веке французским физиологом Клодом Бернаром, который заявил, что «все жизненные механизмы, какими бы разными они ни были, имеют только одну цель: сохранить постоянные условия жизни.

Первоначально Бернард задумал, что гомеостаз относится к борьбе единого организма за выживание. Позднее эта концепция была расширена, чтобы включить любую биологическую систему от клетки до всей биосферы, все области Земли, населенные живыми существами.

Unity

Все живые организмы, независимо от их уникальности, имеют общие биологические, химические и физические характеристики. Все, например, состоят из основных единиц, известных как клетки, и из одних и тех же химических веществ, которые при анализе демонстрируют заметное сходство даже в таких разрозненных организмах, как бактерии и люди.Кроме того, поскольку действие любого организма определяется тем, как взаимодействуют его клетки и поскольку все клетки взаимодействуют практически одинаково, основное функционирование всех организмов также схоже.

клетки Животные клетки и клетки растений содержат мембраносвязанные органеллы, включая отличное ядро. Напротив, бактериальные клетки не содержат органелл. Encyclopædia Britannica, Inc.

Существует не только единство основной живой субстанции и функционирования, но и единство происхождения всех живых существ.Согласно теории, предложенной в 1855 году немецким патологом Рудольфом Вирховом, «все живые клетки происходят из уже существующих живых клеток». Эта теория представляется верной для всех живых существ в настоящее время в существующих условиях окружающей среды. Однако если бы жизнь зародилась на Земле более одного раза в прошлом, то тот факт, что все организмы имеют одинаковое базовое строение, состав и функцию, может показывать, что преуспел только один оригинальный тип.

Общее происхождение жизни объясняет, почему у людей или бактерий — и во всех промежуточных формах жизни — одно и то же химическое вещество, дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), в форме генов объясняет способность всего живого вещества к самовоспроизводству. точно и передавать генетическую информацию от родителя к потомству.Кроме того, механизмы этой передачи следуют схеме, которая одинакова для всех организмов.

Всякий раз, когда происходит изменение в гене (мутация), происходит какое-то изменение в организме, который содержит ген. Именно это универсальное явление приводит к различиям (вариациям) в популяциях организмов, из которых природа выбирает для выживания те, которые лучше всего могут справиться с изменяющимися условиями окружающей среды.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.