Составить план к – Как правильно составить план текста. Подробная инструкция с рекомендациями.

Содержание

Как правильно составить план текста. Подробная инструкция с рекомендациями.

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Виды и типы планов текста

Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:

Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.

Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.

  • Опорная схема

Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.

Также планы различают по видам: простой и сложный.

  • Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
  • Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

olgadyachenko.ru

Составить план к сказке – как? [Решено] |

Чтобы составить план к сказке, нужно:

  • Прочитать внимательно сказку.
  • Разделить текст на части, микротемы.
  • Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
  • Текст сказки делится на микротемы. Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь?» Сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна» можно разделить на 19 частей. В первой части читатель знакомится с царем и царицей. Во второй части речь идет о пророчестве рака. В третьей – о рождении дочери в царской семье и так далее.

    На следующем этапе части озаглавливают. Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.

    • Жили-были царь с царицей.
    • Вторая часть может быть названа по теме своими словами:

  1. Пророчество рака.

Или с использованием цитаты: 2. «У тебя родится дочь» (основная мысль).

  1. Рождение дочери. Или «Дочь царица родила». (Тема)
  2. Пир во дворце. Или «Царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир».

Остальные части озаглавливают таким же образом. Выглядеть это должно примерно так:

План.

  • Жили-были царь с царицей.
  • Пророчество рака.
  • Рождение дочери.
  • Пир во дворце.
  • Ошибка царя.
  • Предсказания десяти чародеек.
  • Заклинание незваной гостьи.
  • Отмена проклятья.
  • Царский указ.
  • Пророчество сбылось.
  • Трехсотлетний сон.
  • Попытки разбудить красавицу.
  • Царский сын.
  • Разговор со стариком.
  • Царевич помчался в заколдованное царство.
  • Царевич во дворце.
  • Юноша избавил царевну от заклятья.
  • Пробуждение.
  • Свадьба.
  • Оценка: 3.2 (4 голоса)

obrazovaka.ru

Как составить план к тексту 4 класс?

§ 2 Учимся составлять план к тексту

Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.

Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.

«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.

Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».

Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.

Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».

Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.

Вопросный план может быть следующим:

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?

4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?

5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?

Повествовательный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:

Сложный план может быть следующим:

1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.

2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.

а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.

б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.

в) Команда к действию.

г) Ожидание вестей по телефону.

д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.

Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану(на основе упр.641)»

Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану(на основе упр.641)

Тип: повторение изученного материала

Планируемые результаты

Предметные:

— определять тему и главную мысль текста

-составлять план текста

-соблюдать нормы построения текста

-подробно излагать содержание повествовательного текста,уметь дать собственную оценку

Метапредметные:

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— строить речевое монологическое высказывание

-осуществлять деятельность в соответствии с планом

— оценивать правильность написанного текста

Личностные:

— понимать ответственность за свои поступки

-осознавать важность заботы о братьях наших меньших

Цель:1.Образовательная:совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; .

Развивающая: — развивать связную речь, умение критически мыслить, творческие способности, память, образное мышление

3.Воспитательная:воспитывать аккуратность, терпение. интерес к миру, окружающему человека; любовь к живому; доброжелательное отношение друг другу;

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:иллюстрация к тексту,учебник 2ч. Упр.641,авт.Соловейчик М.С. УМК «Гармония»,мультимедийная физминутка для глаз

Ход урока.

1.Орг.момент.(вы большой и дружный класс?Всё получится у вас?)

-(Мы большой и дружный класс,

Всё получится у нас!

2.Проверка домашнего задания.Какой тип текста мы брали для изложения?

Какие умения мы применяли?

3.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.(на доске написать слово-Изложение)

-Что такое изложение?

У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь

-О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете тогда, когда отгадаете загадку.

-Отгадайте загадку.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает:
Время считает.

-Так о ком будем писать изложение?

Рассмотрите картинку(слайд с изображением петуха)

-Сформулируйте тему и задачи урока.

2)Знакомство с текстом стр.124 упр.641.(читает учитель)

Беседа по содержанию.

-Что прочитали?

-Докажите, что это текст.

-Определите тип текста.(Повествование.)

-О ком говорится в тексте?

— Назовите основную мысль рассказа.

-Какой проступок совершил Санька?

-Почему мальчик заорал и замахал руками?

-Как ответил петух на угрозу Саньки?

Как бы вы закончили этот рассказ?Какова ваша оценка события?

-Как бы вы озаглавили данный рассказ?(используйте памятку стр.171)

Выбирают лучший заголовок и записывают в тетради

3.Чтение текста про себя,отметить непонятные слова и выражения

4).Лексическая работа.

-краснущий,задолбил по голове,едва успел взбежать

-Как понимаете выражение не стало житья от петуха?где встречается такое выражение?-фразеологич еский оборот

3).Составление плана текста.

-Что такое план текста?

-Для чего нужен план?

-Сколько частей в тексте?

-Чтобы составить план текста, что нужно сделать?(Определить главную мысль каждой части, озаглавить их.)

-Сейчас вы самостоятельно составите план текста на черновиках.

Примерный план текста.(работа в парах)

1.Попал!

2.Атака петуха.

3.Нет Саньке житья.

*Чтение детьми самостоятельно составленных планов. Выявление самых лучших , удачных планов.(запись плана в тетрадь)

5).Пересказ текста по плану.(читают план и находят части текста согласно плану)

6). Физкультминутка(для глаз)

7).Орфографическая подготовка.

Оттянул, рогатка,выстрелил,вцепился,задолбил,заорал,замахал,смотрел,по-грозил,взбежать.(вставить и объяснить 5слов,а потом играем)

Игра «Эхо»(я говорю,как слышим,а вы отвечаете,как пишете)

Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки?(Безударная гласная в корне слова.)

-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными. (петух,карман,сарай)

8).Знаки препинания.

Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения

-Объясните постановку запятой в предложении:Санька заорал,замахал руками.

9).Работа над изложением.

Прочитать текст ещё раз.

Написание изложения

Слова,в которых вы вставляли орфограммы ,будут для вас помощниками или ключевыми словами

-Вам надо написать текст, но с творческим заданием.(по выбору уч-ся) Его надо продолжить 2-3 предложениями.Дай свою оценку этой истории.-написать на доске

*Самостоятельная работа. Самопроверка, редактирование текста.

4.Рефлексия.Какова ваша оценка этого события? . Ребята, продолжите фразу…(написать на доске)
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я понял…

Какие слова Маленького принца уместно вспомнить в конце нашего урока?

(Мы в ответе за тех,кого приручили.)

5.Итог.

-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

-Кто доволен своей работой?

-Какие затруднения вы испытывали?

-Что полезного вы узнали из текста?

6.Домашнее задание.(перепроверить и отредактировать,если есть необходимость)

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

  1. Что такое декоративная штукатурка?
  2. Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  3. Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  4. Сколько стоит декоративная штукатурка?

Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

  1. Контекстная реклама.
  2. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  3. Эффективность контекстной рекламы.
  4. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

  1. понять задачу текста,
  2. определить, какая информация необходима для решения задачи,
  3. изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  4. логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?
  6. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Валентина (KadrofID: 13)

# 4966

(1)Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. (2)Третьяков — это создатель обширного собрания предметов искусства. (3)Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи. (4)В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. (5)В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. (5)15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

(6) Перенесёмся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. (7)Мы увидим Павла Михайловича, совсем ещё молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. (8)Для всех он — замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке. (9)Павлу Третьякову не было ещё и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. (10)Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи.

(11)У Третьякова был безошибочный вкус. (12)Он не боялся покупать произведения молодых, ещё неизвестных художников. (12)Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей. (13)Им овладела идея создать музей национальной живописи. (14)Об этом он писал на заре собирательства. (15)Тогда им уже было составлено письмо-завещание. (16) Вот что там в частности было написано: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». (17)Первые картины были куплены в 1856 году. (17)Этот год он считал датой основания галереи, известной теперь каждому культурному человеку.

(По Е. Осетрову)

Читайте также:

  • Как пересказывать текст

    Научить ребёнка пересказу прочитанного Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты.…

  • Выровнять текст в ворде

    Существующие виды выравниванияФорматирование может быть горизонтальное и вертикальное. Первый вариант определяет ориентацию краев текста или…

  • Как выделить текст?

    Как выделить только часть текста?Чтобы выделить часть текста, вам понадобится курсор мыши. Нет, можно обойтись…

le-protestant.ru

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Памятка «Как составить план текста»

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  1. Прочитай текст целиком.
  2. Раздели текст на смысловые части.
  3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  4. Таким образом поработай над другими частями.
  5. Запиши заголовки к каждой части (план).
  6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста;

— не повторяются ли заголовки;

— не пропущено ли что-либо важное.

nsportal.ru

Как составить план к изложению

Составить план к изложению нелегко, однако именно этот шаг часто помогает написать действительно хорошую работу. Разберём, как правильно это сделать.

Отличие изложения от прочих работ

Главной особенностью изложения как письменной работы является то, что оно не требует от автора проявления фантазии. По сути, это просто пересказ текста, который зачитывается вслух преподавателем. 

При написании изложения необходимо придерживаться следующих правил:

  1.  Сосредоточьтесь на главном: не пытайтесь запомнить чересчур мелкие детали и лишние подробности, лучше уловитель основную авторскую мысль.
  2. Постарайтесь передать стилистику автора, помните, что у каждого писателя свой слог и образ изложения событий (чем больше ваша работа будет напоминать оригинальный текст по стилю, тем это будет лучше).
  3. Не забывайте, что это все же самостоятельная работа, поэтому не стоит стараться пересказать услышанный текст слово в слово, проявите немного самостоятельности.

Как составить план к изложению

Составление плана к изложению стоит начинать уже во время первого слушания текста. Необходимо делать краткие заметки по содержанию, которые затем позволят восстановить события в правильной последовательности и достоверно передать содержание текста.

Во время повторного слушания сделанные до этого записи можно немного расширить, добавить в них детали и подробности, которые также отразятся в плане. 

При этом помните, что изложение не требует дословного пересказа авторского текста. План должен лишь передавать его структуру и быть логичным, этого будет вполне достаточно. Деление на части и абзацы необходимо производить, исходя из их смыслового содержания.

Итак, основная задача плана изложения — передать специфику структуры исходного текста. Не стоит делать подобный план чересчур кратким или, наоборот, подробным. Лучше записать лишь самую нужную, опорную информацию, на базе которой получится воссоздать текст (например,если в какой-либо из частей говорится о приятном весеннем дожде, ее можно заплатить как «Весёлый весенний ливень»). 

vashurok.ru

Как составлять план к изложению 🚩 план изложения 🚩 Школы

Автор КакПросто!

Изложение, в отличие от сочинения, не требует от ученика полета фантазии и знаний литературных произведений, но это не означает, что писать изложение проще. Изложение – это пересказ текста своими словами, с сохранением общей стилистики, структуры и основных мыслей автора. Чтобы структурировать информацию в голове и все запомнить правильно, необходимо составлять план предстоящего изложения.

Статьи по теме:

Инструкция

Запоминайте на слух. Первый раз прослушайте изложение, не записывая ничего, и просто старайтесь запомнить как можно больше. Если текст совершенно незнакомый (а именно такие тексты, как правило, предлагаются для изложений), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились. Когда слушаете текст изложения во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание текста и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое слово и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у преподавателей ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь разделить их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.

Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала и видеть, что вы умеете работать с полученной информацией.

Обратите внимание

Никогда не следует писать в плане отрывки фраз из текста или части диалогов. Лучше всего дайте абзацам названия, отражающие их общий смысл, и составьте план из них.

Полезный совет

План можно составить и в самом конце работы, когда весь текст уже будет написан. Чернового варианта набросков и плана, который вы составляли только для себя, для пересказа может быть вполне достаточно, а вот красивый структурный план иногда бывает проще сделать уже после того, как работа закончена.

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Предложения со словосочетанием СОСТАВИТЬ ПЛАН

Вы уже составили план проведения и текст. Когда вы уже составили план, рассказали каждому, кто что делает, теперь нужно заставить людей оторвать попу от стула и двигаться к цели. Рекомендуется жить по заранее составленным планам. Ему надо продумать всё до мелочей, составить план и действовать, действовать! Давай составим план, если мы собираемся преобразить гостиницу и создать настоящую зимнюю сказку для их повторной церемонии обмена клятвами.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму, как устроен ваш мир.

Вопрос: котурны — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Становится всё более очевидным, что без грамотно составленного плана создать произведение такого нелёгкого жанра, как сочинение, невозможно. Подобная ревизия поможет вам составить план борьбы с вредителями на весенне-летний период, подскажет, какими инсектицидами запасаться. Должен ли я составить план романа или писать по наитию?.. Когда я составил план судна для подводного плавания, я хотел, чтобы оно погружалось на девять десятых, а над поверхностью возвышалось бы на одну десятую. К каждому сочинению составлен план, на основе которого можно проследить логическую последовательность изложения и написать собственное сочинение. Стоило составить план действий. — Наверное, нужно составить план работы? Для четвёртого уровня определены измеряемые переменные (показатели), методы их измерения, источники данных, составлен план анализа эффективности. Необходимо составить план оздоровительной работы на каждый месяц и постараться придерживаться его как можно более тщательно. Затем составить план и следовать ему — чётко и без колебаний. В начале марта, в восемнадцатом это было, нас как раз обещали отпустить на несколько дней, и мы заранее составили план кампании. Пусть он будет для вас примером и покажет вам путь, поможет составить план развития и цели, которые необходимо достичь. С необыкновенной быстротой был составлен план оперы, и началась собственно музыкальная работа. При этом следует помнить, что хорошо составленные планы предполагают чёткое определение сроков окончания работ и количественные критерии оценки результатов. Подвести итоги прошедшего года и составить план на новый год. В 1831 году или немного позже — это не играет роли — он составил план большой статьи — «О дворянстве». Человек, обладающий талантом к архитектуре и способный конструировать, с большим умением составит план и перспективу дворца. Шаг 2. Просчитать возможные траты и составить план подготовки мероприятия. После того как составлен план сада, на оставшейся свободной площади можно разметить грядки для земляники, овощных и цветочных культур. Я объяснил остальным все подробности плана, и они присоединились ко мне, выражая величайшее удивление ловко и умно составленному плану атаки. Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. Если хотите привлечь молодёжь, необходимо составить план использования новых медийных ресурсов. Был срочно составлен план операции. А пока составим план действий на каждый день. Занимайтесь поиском работы по составленному плану каждый день. Надо составить план всё продумать и заняться подготовкой к путешествию. Вы можете составить план на неделю или на следующий день. Так, например, человек на основе приобретённых знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. Действительно, крайне соблазнительно всё как следует просчитать, продумать составить план кто кому чего и сколько продаёт. И для этого вам нужно составить план. Вечером составил план мероприятий. Дать нужно, чтобы каждый знал сроки выполнения и выполнял их. Обдумайте, что вы намерены выращивать в этом году и составьте план посадок. К вашему прибытию я соберу совещание, на котором вы узнаете обстановку, что называется из первых рук, и мы сможем совместно составить план дальнейших действий. Далее составил план жизни и начал трудиться вместе со всей страной по пятилеткам — только своим личным пятилеткам. Тогда я составил план действий. И я составил план. Не стесняйтесь просить своих близких о помощи, ведь вам обязательно нужно составить план беседы, чтобы реально настроиться на разговор.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *