что это такое и как пользоваться простыми словами
Возможность совместного использования автомобиля изменила жизнь многих людей. Подобную услугу называют: «каршеринг». В этом случае нет необходимости в обслуживании и уходе за транспортным средством в гараже. То же самое касается страховки, ремонта и поиска мест для парковки.
Проблемы будут исключены в случае совместной эксплуатации транспорта. Люди считают, выбирая каршеринг, – что это комфортно и выгодно. Преимущества подтверждает статистика и множество положительных отзывов о таком виде аренды.
Простыми словами
Что такое каршеринг? – Carsharing («каршеринг») — аренда автомобиля на короткое время. Этот термин впервые появился в Швейцарии в 1948 году. Совместное использование легковых машин пришло в Европу только в 70-х годах прошлого века. Отсутствие надлежащего технического оснащения и контроля за работой агрегата, делало компанию, предоставляющую подобную услугу – убыточной.
Ситуация резко изменилась в 90-х годах с появлением GPS-навигации. Современное техническое оснащение позволяет контролировать процесс. Инновации сделали каршеринг более эффективным. Услуга появилась в России уже в 2012 году и сегодня доступна юридическим и физическим лицам.
5 отличий от аренды
- Сервис работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
- Возвращать транспорт и пользоваться можно в праздничные и выходные дни.
- Процесс полностью автоматизирован, включая: бронирование, аренду, возврат и оплату.
- Человек получает быстрый доступ к машине (всего несколько минут).
- Возможен возврат автомобиля на более удобную парковку.
- Использование удобного приложения и оплату Онлайн-банкингом.
Преимущества услуги
Россия относительно недавно узнала о том, что такое совместное использование машины. Всего шесть лет назад в Москве только одна компания предлагала эту услугу. На сегодняшний день их насчитывается более 15. Количество автомобилей в обиходе составляет не менее 10 000.
Стоимость аренды зависит от выбранной модели и продолжительности использования авто. Водителям не нужно забирать машины с парковки компании, и возвращать их на место. Самое главное — оставить транспорт на платной стоянке или на вокзале (эта опция доступна не во всех компаниях). Среди преимуществ услуги:
- Предоплата за «Carsharing» не требуется.
- Расчет производится после использования.
- Счет выставляется в заявке.
- Можно использовать любую парковку в городе – бесплатно.
- Удастся забронировать каршеринговый автомобиль в приложении.
Как пользоваться?
Слово каршеринг всегда ассоциируется с очень выгодным и удобным сервисом для людей, привыкшим не отказывать себе в комфорте. Главное — соблюдать условия сделки, чтобы поездка не стала причиной дополнительных финансовых затрат, связанных со штрафами. Совместная эксплуатация позволяет отказаться от такси и общественного транспорта. Если вас интересует каршеринг, нужно сделать несколько вещей:
- Скачать мобильное приложение выбранной компании на свой телефон.
- Зарегистрируйтесь в системе с личными данными, номером паспорта и водительскими правами.
- Принять условия аренды и подписать простой договор.
Принцип сотрудничества – простой. В дальнейшем вам удастся за пару минут найти ближайший автомобиль на карте, разблокировать транспорт с помощью приложения и отправиться в путешествие. Однако нужно не забывать проверять внешнее и внутреннее состояние машины, даже если это бизнес-класс.
Виды каршеринга: пояснение
- Free-floating – клиент может взять напрокат автомобиль на короткий срок. Чаще всего значение ассоциируется с поездками в черте города. Между пользователем и компанией заключается единовременный договор. Доступ к транспорту клиент получает через приложение или онлайн-бронирование. Во втором варианте обычно предоставляется 20 бесплатных минут. За это время вы должны добраться до автомобиля. В противном случае — включается в тариф простоя.
- Peer-to-Peer – в этом варианте средства передвижения часто находятся в частной собственности или принадлежат компаниям, основной деятельностью которых не является аренда. Бронирование осуществляется через онлайн-платформы, которые собирают все доступные предложения людей в одном месте. Это рабочая модель для США и некоторых европейских стран.
- Fractional – в данном типе совместного использования машина является в частичном владении. Услуга позволяет совместным усилиям проводить обслуживание и ремонт за счет специфического использования транспортного средства. Это работает в Прибалтике, Норвегии и Финляндии.
В каких городах России есть возможность воспользоваться услугой?
Совместное использование транспортном доступно в обеих столицах, включая Москву и Санкт-Петербург. Вы также можете заказать услугу во многих крупных городах:
- Уфе.
- Сочи.
- Нижнем.
- Новгороде.
- Красноярске.
- Ростове-на-Дону.
Недавно каршеринг появился в: Новосибирске, Грозном, Краснодаре, Екатеринбурге, Казани, Рязани и Туле. Полный список городов, в которых работают каршеринговые компании, вы можете посмотреть на их официальных сайтах следующих компаний:
- Easy Ride.
- Делимобиль.
- YouDrive.
- Car5.
- BelkaCar.
Каршеринг в переводе с английского («Car» и «Sharing») означает совместное пользование автомобилем. Суть его заключается в том, что Вы платите только за фактическое время использования. Это выходит дешевле чем владение собственным авто и более комфортно (и чаще тоже дешевле), чем ездить на такси.
Время использования авто считается в минутах. Но здесь в тарифах могут быть:
- Минуты поездки.
- Минуты ожидания – когда Вы закрыли машину, но хотите воспользоваться ею через некоторое время (например, решили по пути заехать в магазин)
- Минуты бронирования. Почти все операторы дают 20 минут на то, чтобы дойти до авто. После этого включается платный режим ожидания.
Вообще, каршеринг, как и другие прогрессивные тренды, пришел с Запада. У нас, несмотря на то, что первый нормальный сервис заработал в 2015 г, каршеринг еще только зарождается. Там, на Западе, идея пользоваться вещами в аренду (взять тот же лизинг), но не платить за них полную стоимость, хорошо откликнулась в умах людей. У нас же, в России, люди привыкли полностью владеть. Возможно, со временем, менталитет изменится.
Каждый норовит иметь личное авто, хотя, у многих горожан, оно задействовано только для поездок до работы и обратно. Так зачем покупать машину за огромные деньги, занимать и без того тесные дворы и дороги мегаполисов, когда можно доехать на каршеринге за 50-150р? Чем больше людей будет пользоваться этим сервисом, тем будет лучше нам всем.
1 каршеринг-авто = 10 личных авто
Уже сейчас, по крайней мере в крупных городах, люди привыкли к каршеринговым машинам. Это говорит статистика — поездок на них было несколько миллионов, а количество зарегистрированных пользователей исчисляется десятками тысяч! И неизменно, всё больше и больше людей стремятся попробовать этот вид транспорта. Ведь если все пользуются, значит это выгодно, почему я до сих не попробовал. Так рассуждает среднестатистический житель.
Примерный сценарий «влюбления» в каршеринг:
- Сначала человек пробует это один раз, на выходных, прокатиться, узнать «что да как».
- Через неделю другую пробует еще раз
- Периодически начинает использовать каршеринг в другие дни
- Потом начинает использовать эти машины для поездок на работу
- Если есть собственное авто, со временем продаёт его
Мы собрали в одну таблицу несколько важных параметров, и присвоили каждому из них баллы по 5-бальной шкале.
Каршеринг | Такси | Прокат | Личное авто | |
Всегда рядом | 4 | 3 | 1 | 5 |
Обслуживание | 5 | 5 | 5 | 1 |
Бензин | 5 | 5 | 5 | 1 |
Залог | 5 | 5 | 1 | 4 |
Первоначальные вложения | 5 | 5 | 3 | 1 |
Комфорт | 4 | 2 | 4 | 5 |
Стоимость поездки | 5 | 4 | 2 | 3 |
Штрафы | 2 | 5 | 2 | 4 |
Итог: | 35 | 34 | 23 | 24 |
Например, в Москве, власти активно поддерживают городской каршеринг. И хотят приравнять его к общественному транспорту. Там машины каршеринга можно оставлять на платных паркингах, цена за парковку уже включена в стоимость поездки. А если бы еще сделали выделенные полосы для него, то водителям этих машин стало бы гораздо удобнее.
Какие машины есть в каршеринге
Самые разные, от Солярисов до Порше 911. Если углубиться в суть вопроса, то каршеринговые операторы стараются угодить многим. Основной парк машин, это конечно же, городские экономичные модели вроде Солярисов, Каптюров и Фольксвагенов Поло. Какие машины есть у каршеринга можно посмотреть здесь — парк машин.
Но есть и большая прослойка клиентов, которым нужен комфорт, и важно соблюсти свой статус. Для них есть премиальный каршеринг. Здесь они найдут Мерседесы CLA, Гелик, Ягуар, Порше, БМВ и даже электрокар.
Кому нужен премиальный каршеринг, он же стоит значительно дороже, скажете Вы?
- ТОП-менеджерам и предпринимателям, которые хотят подчеркнуть свой статус
- Молодоженам на свадьбу
- Молодым людям, которые хотят устроить классное свидание или просто эффектно приехать на вечеринку
- Тем, кто просто привык к комфорту и качеству
Дополнительно, есть не хотите, чтобы другие знали о том, что Вы ездите на арендованной машине, есть каршеринг без надписей.
Также в Москве есть грузовой каршеринг, чтобы можно было возить небольшие грузы.
Требования к водителям касаются в основном стажа и возраста — чаще всего это возраст от 21-22 лет и стаж от 2 лет. Впрочем, есть и каршеринг без стажа вождения, но таких операторов немного. Для аренды машин премиум уровня, минимальную планку возраста поднимают до цифры 25-26 лет и стажа требуют не менее 5 лет.
Некоторые операторы не хотят работать с иностранцами и просят, чтобы была исключительно российская прописка.
Где дешевле
Мы собрали небольшую подборку операторов с ценами. Точные цены и полный список операторов уточняйте на странице: в каких городах есть каршеринг.
Москва
→ каршеринг в Москве
- Делимобиль — от 3 р/мин
- TimCar — от 3,9 р/мин
- Карусель — от 5 р/мин
- Яндекс Drive — от 5 р/мин
- Car5 — от 5 р/мин
- Anytime — от 7 р/мин
- Белка Car — от 8 р/мин
- You Drive — от 8 р/мин
Санкт-Петербург
→ каршеринг в Санкт-Петербург
- Colesa — от 2,5 р/мин
- Делимобиль — от 3 р/мин
- Car5 — от 5 р/мин
- Rentmee — от 6 р/мин
- You Drive — от 8 р/мин
- Carsmile — от 9 р/мин
Сочи
→ каршеринг в Сочи
- Шеримобиль — от 6 р/мин
- Urentcar — от 6,4 р/мин
- You Drive — от 8 р/мин
- Car5 — от 10 р/мин
- Белка Car — от 14 р/мин
Стоит ли пользоваться
Оцените какие плюсы и минусы у каршеринга, что понять, выгодно ли Вам пользоваться этим видом транспорта.
Самые главные плюсы:
- Доступность авто. Операторов так много, что обязательно будет хотя бы одна машина в пешей доступности от Вас
- Отсутствие трат на обслуживание. Это и бензин, и парковка, и мойка, и ТО, и страховка. Всё уже включено в стоимость
- Комфорт. Вы едите один, а не с болтливым таксистом или в переполненной маршрутке. И сами прокладываете удобный для себя маршрут.
- Поминутность. Можно арендовать машину буквально на 10 минут.
- Гибкость. Вы можете «бросить» автомобиль где угодно (в пределах разрешенной зоны и правил ПДД) и когда угодно. Например, Вы можете поехать за покупками и встать в пробку. Чтобы не платить за каждую минуту, можете поставить авто в ближайшем месте и далее пройтись пешком или на метро.
Самые главные минусы:
- Материальная ответственность. Помимо оплаты возможного ущерба, у операторов есть штрафы и за другие деяния, например, передача управления 3-им лицам, вождение в пьяном виде, загрязнение машины, утеря документов и прочего, за что предусмотрены большие штрафы.
- Один из негласных законов каршеринга – если сели в машину, которую повредил предыдущий водитель, а Вы этого не заметили перед арендой – значит вина на Вас.
- Отсутствие доступных машин, когда они нужны. Хоть автомобилей и много, но может так случиться, что их не окажется рядом. И это не такси, которое может подъехать через 5-10 минут.
ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО ТАКОЕ КАРШЕРИНГ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ
С развитием мегаполисов, со стремительным ростом инфраструктуры и расширением границ современный человек испытывает крайнюю необходимость в средстве передвижения. На сегодняшний день их огромное количество: личные авто, автобусы, троллейбусы, мотоциклы и мопеды, велосипеды, электросамокаты, метро – список можно продолжать долго.
Каждый вид транспорта пользуется популярностью у определенных групп лиц. Практически все из них хорошо знакомы большинству граждан.
Потребитель становится очень избирательным и в какой-то степени “капризным” при выборе “своего” транспортного средства. Поэтому в 2019 году набирает обороты молодой, но довольно перспективный сервис под звучным названием “каршеринг”.
Поговорим подробнее о нем.
ЧТО ТАКОЕ КАРШЕРИНГ
Carsharing – это современный и относительно новый вид услуг в сфере проката автомобилей. Он представляет собой почасовую и даже поминутную аренду транспортного средства, которой клиент может воспользоваться в кратчайшие сроки через мобильное приложение. Фишка сервиса заключается в том, что заказчик, имея под рукой лишь смартфон, получает возможность самостоятельно выбрать полностью подходящее ему по его личным критериям авто в удобном для него месторасположении. Машина подается в технически исправном виде и с полным баком.
Немного истории
Слово Carsharing берет свое начало в английском языке («car» — машина, «sharing» — разделение). Термин зародился в 1948 году: руководство одного из швейцарских жилищных кооперативов решило приобрести для членов своей организации пару-тройку автомобилей и отдать их коллегам в краткосрочное пользование.
В начале 70-х годов европейские бизнесмены предпринимали попытки запустить в массы что-то отдаленно напоминающее современный каршеринг. Однако все их начинания терпели фиаско, так как технические возможности, связанные с данным видом торговли, не позволяли им в полной мере контролировать использование автомобилей и обеспечивать оперативный к ним доступ.
Во второй половине 1990-х годов каршеринг начал набирать обороты: прогресс в сфере спутниковой GPS-навигации позволил услуге по кратковременной аренде автомобилей выйти на новый уровень продаж (пока преимущественно на территории Европы и США).
ПРИНЦИП РАБОТЫ КАРШЕРИНГА
У любой компании, занимающейся каршерингом, прописан свой перечень правил и существует определенный алгоритм оказания услуг по прокату.
Шаг 1. Регистрация в системе
Создание учетной записи является обязательным пунктом. Благо, в 21 веке сделать это очень просто: достаточно зайти на официальный сайт организации, либо скачать их мобильное приложение.
В процессе регистрации потенциальный клиент проходит стандартизированную процедуру активации с помощью электронной почты, на которую ему будет отправлено письмо со списком необходимых документов. Далее происходит подписание договора в электронном виде.
Важно! Обязательным условием является привязка банковской карты, с которой будут списывать денежные средства за поездки.
Шаг 2. Поиск авто
Здесь все достаточно просто. Для выбора машины необходимо:
- Войти в мобильное приложение.
- Открыть карту города и найти расположенные в нужной локации автомобили.
- Нажать на значок выбранной машины, зафиксировать адрес ее расположения.
- Проверить уровень топливного средства.
- Выбрать тип проката.
- Нажать на кнопку «Забронировать».
Шаг 3. Осмотр авто
Перед началом пользования машиной заказчику необходимо внимательно проверить ее внешнее и техническое состояние.
Важно проверить бардачок на наличие следующих документов:
- Свидетельство о прохождении регистрации.
- Полис ОСАГО.
- Действующая топливная карта.
Если при осмотре наблюдаются те или иные повреждения, полагается незамедлительно связаться со специалистами колл-центра. В случае успешной оценки транспортного средства подписывается акт приема-передачи автомобиля. Можно садиться за руль.
Шаг 4. Пользование авто
Данный этап также предельно прост и доступен.
- Подстроить параметры машины под свои параметры, далее повернуть ключ зажигания для начала движения.
- Соблюдать ПДД, установленные законодательством РФ. Важно помнить, что штрафы, которые могут прийти по вине клиента, будут оплачиваться именно за его счет.
- В случае если компьютер показывает низкий уровень запаса топлива, заказчику необходимо произвести заправку ТС. Для этого нужно открыть мобильное приложение, найти АЗС-партнера, связаться со специалистом каршеринговой фирмы для получения специального пин-кода от топливной карты.
- При совершении остановки припарковать машину по правилам ПДД и перевести ее в режим ожидания.
Интересно, что за самостоятельную дозаправку автомобиля, компания по прокату предоставляет различные приятные бонусы или скидки.
Шаг 5. Завершение аренды
Для этого нужно выполнить ряд следующих действий:
- Найти расположенную поблизости парковку
- Аккуратно припарковать автомобиль;
- Выключить двигатель
- Поставить коробку передач в «Р» режим
- Покинуть ТС и закрыть его с помощью мобильного приложения
- Услуга каршеринга успешно завершена
Как зарегистрироваться в каршеринге
Как упоминалось ранее, первый этап в онлайн регистрации – это установка мобильного приложения каршеринговой компании. После этого нужно пройти незамысловатые этапы проверки данных и создания профиля.
Далее потребуется подготовить сканы следующих документов:
- Развороты паспорта гражданина – с данными о выдачи и фото, а также с регистрацией.
- Сканы водительского удостоверения с обеих сторон в 2 экземплярах.
После предоставления списка документов и их проверки подписывается договор. Компании подобного типа давно используют электронную печать. Она бывает нескольких видов:
- При помощи функции touch: заказчик оставляет в качестве подписи отпечаток своего пальца.
- Путем нажатия на значок “Принять условия” в случае соглашения с условиями каршериноговой фирмы.
Наличие возможности оформить регистрацию в электронном виде не отменяет вариант личного обращения в компанию.
В такой ситуации условия практически те же:
- Подготовить ксерокопии того же пакета документов, что и в электронном порядке.
- Сообщить сотруднику фирмы электронную почту, на которую будет отправлено подтверждение соглашения с условиями договора.
- Приехать в офис в рабочие часы компании и лично подписать договор.
НУЖЕН ЛИ СТАЖ ВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ КАРШЕРИНГОМ?
Каждая каршеринговая компания очень дорожит своей репутацией. Именно поэтому у многих из них существует ряд ограничений на пользование транспортными средствами, находящимися в их владении.
Среди них можно выделить следующих 2 параметра:
- Возраст арендатора. Автомобиль не выдается в прокат лицам, не достигшим 21 года.
- Стаж вождения. Здесь рамки более размыты. Однако в среднем допустимым является цифра от 2 лет.
Такие данные установлены для предотвращения рисков совершения ДТП на автомобильных дорогах.
В приоритете фирм по каршерингу всегда находятся клиенты с чистой “водительской историей”: со стажем вождения не менее 5 лет и отсутствием страховых случаев.
Важно помнить, что подделать свои водительские данные точно не получится. При оформлении договора заказчик предоставляет информацию, записанную в его удостоверении и иных документах. Все сведения проходят тщательную проверку службой безопасности организации.
Интересно, что с развитие каршеринга и появление все большего количества фирм в этом сфере услуг создает здоровую конкуренцию. Таким образом, многие компании заинтересованы в привлечении клиентов и создают систему гибких условий. Поэтому стоит уточнять информацию об описанных выше ограничениях: есть шанс найти оператора с менее завышенными условиями по аренде авто.
ПЛЮСЫ КАРШЕРИНГА
Список преимуществ довольно обширен. Выделим наиболее основные:
- Экономия денежных средств. Данный сервис в большинстве случаев выигрывает в финансовом плане у регулярного пользования такси или содержания собственного транспорта.
- Комфорт. Арендованное с помощью системы каршеринга авто принадлежит только клиенту: никаких третьих лиц, посторонних запахов и прочих неудобств.
- Гарантия качества. Любая каршеринговая служба щепетильно относится к формированию своей репутации. Поэтому клиент может быть уверен в исправности и чистоте машины, предоставленной ему во временное пользование.
- Удобство использование системы. Возможность оперативно оформить услугу, не выходя из дома, офиса, кафе и так далее. Понятный интерфейс.
НЕДОСТАТКИ КАРШЕРИНГА
Их немного, но они есть. Отметим некоторые из них:
- Не всегда удобное месторасположение автомобиля: возможно потребуется время и физические затраты, чтобы добраться до него. Это может оказаться крайне неудобно, если в поездку вы планируете отправиться с багажом.
- Ограничения по человеческому фактору. Как правило, в авто, участвующих в каршеринге, запрещено курить, распивать спиртные напитки, провозить крупногабаритный багаж и так далее. Однако последний пункт легко превратить в достоинство сервиса: существуют специальные каршеринговые услуги по предоставлению транспорта для перевозки крупных грузов.
- Быть всегда на связи. Смартфон всегда должен быть онлайн, а это не всегда удобно и возможно.
В любом случае каждый потребитель сам определяет, что для него является преимуществом, а что недостатком. Поэтому вышеперечисленные тезисы очень относительны.
всё о каршеринге: как работает, сколько стоит
Суть каршеринга
Для наглядности рассмотрим простой пример, характеризующий особенности каршеринга. Представьте, что вам нужно добраться из одной точки города в другую. Если вы не хотите пользоваться общественным транспортом или вызывать такси, нужно лишь дойти до ближайшего автомобиля, выдаваемого напрокат. Такие машины имеют отличительную фирменную окраску, которая у каждого каршерингового оператора своя.
Сев за руль прокатного автомобиля, можно доехать до нужного места и оставить его там, совершенно не думая о расходах на бензин и парковку. Оплачивать придется только время, в течение которого машина находилась в вашем распоряжении. Как только вы покидаете автомобиль, закрывая за собой дверь, он становится доступен любому другому человеку, нуждающемуся в совершении поездки. Большинство операторов каршеринга предлагают поминутную тарификацию, реже встречается предложения с почасовой оплатой.
Как начать пользоваться каршерингом?
Чтобы взять машину в краткосрочную аренду достаточно иметь водительские права и смартфон, на который потребуется установить специальное мобильное приложение. Именно оно и будет:
- Находить ближайший к вам автомобиль;
- Открывать машину без ключа;
- Вести учет времени и вычислять стоимость аренды согласно тарифу.
Оплачивать услугу можно любой банковской карточкой также с помощью мобильного приложения. Чтобы начать пользоваться каршерингом, желательно заранее познакомиться с условиями, которые предоставляют разные операторы, и выбрать ту компанию, у которой они наиболее привлекательные.
Что проверять, беря автомобиль в краткосрочную аренду?
Найдя в мобильном приложении ближайшую к вам машину и дойдя до нее, не спешите садиться за руль. Осмотрите автомобиль со всех сторон, чтобы убедиться в отсутствии внешних повреждений. Если их нет, можно открывать дверь нажатием кнопки на смартфоне.
Оказавшись в салоне, необходимо проверить содержимое бардачка. Там должен находиться полис ОСАГО и топливная карта, по которой машину можно бесплатно заправить, если уровень бензина на минимуме. Как правило, операторы каршеринга возвращают бонусами время, затраченное на посещение заправки.
По ОСАГО застрахованы все автомобили, сдаваемые в краткосрочную аренду. Некоторые компании дополнительно приобретают еще и полисы КАСКО. Но оказавшись за рулем арендованной машины, нужно помнить, что ответственность за соблюдение правил дорожного движения несете лично вы. Если камера зафиксирует нарушение, штраф придется оплачивать вам.
Преимущества каршеринга
Фактически каршеринг является краткосрочной арендой по системе «все включено». Поэтому уже есть те, кто полностью отказался от личного автомобиля, и регулярно пользуется машинами, взятыми напрокат. Главным достоинством каршеринга считается отсутствие любых забот, сопряженных с эксплуатацией собственного транспортного средства. Не нужно регулярно следить за техническим состоянием машины, проходить плановое обслуживание, а также оплачивать:
- Бензин;
- Парковку;
- Полис ОСАГО и т. д.
Недостатки каршеринга
Водители с небольшим опытом, неуверенно чувствующие себя за рулем, могут испытывать дискомфорт от нависающего груза ответственности за арендованный автомобиль. Недостатком каршеринга также является пока еще не очень большая его распространенность. Иными словами, машины в нужный момент по близости может не оказаться. Кроме того, к минусам стоит отнести ситуации, когда поездка срывается из-за полностью разрядившегося смартфона и т.п.
90000 Car-sharing — Wikipedia, wolna encyklopedia 90001 90002 90003 Car-sharing 90004 — system wspólnego użytkowania samochodów. Samochody udostępniane są za opłatą użytkownikom przez operatorów floty pojazdów, którymi są różne przedsiębiorstwa, agencje publiczne, spółdzielnie, stowarzyszenia lub grupy osób fizycznych. 90005 90002 Stosowanie tego systemu zwiększa intensywność wykorzystania pojazdów w ciągu doby, co prowadzi do zahamowania wzrostu liczby samochodów rejestrowanych prywatnie 90007 [1] 90008.90005 90010 Car sharing 4mobility.pl — samochód elektryczny BMW i3 w Warszawie 90011 4mobility.pl Car Sharing — Audi Q3 Parking carsharingowy w Poznaniu — ul. Rycerska Samochód floty firmy Panek 90002 Car-sharing jest to model biznesowy wypożyczalni samochodów, gdzie możliwe jest wypożyczanie samochodu na krótki czas, często z godziny na godzinę. Jest on atrakcyjny dla klientów, którzy tylko sporadycznie korzystają z pojazdu, a także dla tych, którzy chcieliby okazjonalnie mieć dostęp do samochodu innego typu.Podstawą car-sharingu jest uzyskanie korzyści prywatnego samochodu, bez kosztów i obowiązków wynikających z jego posiadania 90007 [2] 90008. Organizacja wynajmu samochodów w tym modelu może być komercyjna, lub użytkownicy mogą być zorganizowani jako spółki, instytucje publiczne, spółdzielnie lub ugrupowania ad hoc. 90005 90002 Usługi car-sharingu są dostępne w ponad tysiącu miast w wielu krajach 90007 [3] 90008 między innymi przez przedsiębiorstwa takie jak PANEK CarSharing, Autolib, City Car Club, Greenwheels, Stadtmobil, Zipcar czy CityBee.Tradycyjne wypożyczalnie samochodów wprowadziły własne usługi typu carsharing, w tym Hertz on Demand, Enterprise CarShare, Avis On Location, Uhal Car Share. Ponadto producenci samochodów również wprowadzili usługi typu 90019 carshare 90020, w tym car2go Daimlera, DriveNow BMW i Quicar Volkswagena 90007 [4] 90008. Toyota wprowadziła pilotażowy program car-sharingowy Toyota Ha: mo w Toyota City, Tokio i Grenoble, w którym wykorzystywane są elektryczne jedno- lub dwuosobowe pojazdy Toyota i-Road oraz Toyota COMS 90007 [5] 90008 90007 [6] 90008.90005 90002 Pierwsza usługa car-sharingowa w Polsce została uruchomiona w Krakowie w październiku 2016 r 90007 [7] 90008. Za jej wdrożenie odpowiada Traficar Sp. z o.o. która wprowadziła na rynek markę Traficar — system pozwalający wypożyczać samochody jak miejskie rowery. Działa na terenie Warszawy, Krakowa, Wrocławia, Poznania, Trójmiasta oraz konurbacji górnośląskiej 90007 [8] 90008 90007 [9] 90008. Cechą wyróżniającą Traficara na rynku pojazdów car-sharingowych jest otwarty model parkowania (free-floating) który umożliwia odbiór i pozostawienie samochodu w dowolnym — prawnie dozwolonym — miejscu w mieście 90007 [10] 90008.90005 90002 Od września 2016 w Warszawie działa system car-sharingowy 4Mobility 90007 [11] 90008. W kwietniu 2017 firma Panek uruchomiła pilotażowy program car-sharingowy w Warszawie z 300 egzemplarzami Toyota Yaris Hybrid 90007 [12] 90008. Obecnie PANEK CarSharing jest największym operatorem carsharingu w Polsce i posiada ponad 2 000 samochodów w 150 miastach 90007 [13] 90008. 90005 90002 Z raportu firmy DataArt wynika, że w grudniu 2019 roku, liczba samochodów dostępnych we wszystkich systemach car-sharingowych w Polsce wyniosła 5 tysięcy 90007 [14] 90008.W grudniu 2018 roku, liczba samochodów wyniosła 3,7 tysięcy 90007 [15] 90008. 90005 90002 W czerwcu 2020 w Polsce działało 6 usługodawców oferujących głównie samochody osobowe — 4Mobility, EasyShare, InnogyGO !, MiiMove, Panek CarSharing i Traficar oraz 2 firmy oferujące car-sharing samochodów dostawczych — CityBee i Wozibus 90007 [16] 90008. 90005 90002 W grudniu 2012 roku było około 1,7 miliona użytkowników car-sharingu w 27 krajach, wliczając tak zwane usługi peer-to-peer, według badań Transportation Sustainability Research Center przy U.C. Berkeley. Spośród nich 800 000 użytkowników znajdowało się w Stanach Zjednoczonych 90007 [17] 90008. W listopadzie 2012 firma Zipcar miała 767 000 członków i oferowała 11 000 pojazdów na terenach Ameryki Północnej i europy, co czyni ją światowym liderem sieci car-sharingowej 90007 [18] 90008. Natomiast Car2go jest dostępne w 17 miastach na całym świecie z liczbą klientów równą 275 000 na styczeń 2013 roku 90007 [17] 90008. 90005 90002 Według Navigant Consutling globalne przychody z usług car-sharingu wyniosą 1 miliard dolarów w roku 2013 i wzrosną do 6,2 miliarda dolarów do 2020 roku, z ponad 12 milionami użytkowników na całym świecie.Głównymi czynnikami wzrostu wartości car-sharingu są rosnące natężenia ruchu w miastach, pokoleniowa zmiana poglądów na temat posiadania samochodu, rosnące koszty posiadania samochodu, a także konwergencja modeli biznesowych 90007 [19] 90008 90007 [20] 90008. Car-sharing przyczynia się do zrównoważanego transportu, ponieważ jest to transport publiczny o mniejszej intensywności, a według 90019 The Economist 90020, car-sharing może zmniejszyć liczbę posiadanych samochodów, szacunkowo jeden samochód car-sharingowy zastępuje nawet do 15 samochodów prywatnych 90007 [21] 90008.90005 90002 Car-sharing różni się od tradycyjnych wypożyczalni samochodów w poniższych aspektach: 90005 90076 90077 car-sharing nie jest ograniczony przez pracę biura, 90078 90077 rezerwacja, odbiór i zwrot samochodu są we własnym zakresie użytkownika, 90078 90077 pojazdy mogą być wypożyczane na minuty, godziny, lecz równie dobrze i dni, 90078 90077 użytkownicy są członkami i zostali wstępnie zatwierdzeni do jazdy (ich prawo jazdy zostało sprawdzone, a mechanizm płatności został ustalony), 90078 90077 samochody są rozmieszczone w obszarze usług i często łatwo do nich dotrzeć za pomocą publicznych środków transportu, 90078 90077 ubezpieczenie wchodzi w koszta wypożyczenia, 90078 90077 paliwo często jest w cenie wypożyczenia, 90078 90077 w przypadku niektórych operatorów pojazdy nie są serwisowane (czyszczone, tankowane) po każdym wypożyczeniu.90078 90093 90002 Niektórzy operatorzy car-sharingowi współpracują z lokalnymi przedsiębiorstwami wynajmującymi samochody, na przykład w sytuacjach gdy klasyczne wypożyczenie okazuje się tańsze. 90005 90002 Car-sharing zapewnia liczne korzyści transportowe, środowiskowe czy społecznościowe 90007 [22] 90008. Jest on też alternatywą dla posiadania samochodu w miastach, gdzie do większości miejsc dostać się można za pomocą transportu publicznego, na piechotę czy rowerem. Wtedy samochód jest potrzebny tylko do wycieczek za miasto, przewozu dużych rzeczy, czy na specjale okazje.Car-sharing może też być alternatywą dla posiadania wielu pojazdów w gospodarstwach domowych z więcej niż jednym kierowcą. Podczas długoterminowych badań City CarShare prowadzonych przez Roberta Cervero, Profesora urbanistyki na Uniwersytecie Kalifornijskim w Berkeley, 30% badanych gospodarstw domowych sprzedało samochód, a inni opóźnili jego zakup. Wykorzystanie innych środków transportu takich jak chodzenie na piechotę, transport publiczny czy za pomocą roweru pośród badanych wzrósł 90007 [23] 90008.90005 90002 Car-sharing nie jest opłacalny przy codziennych dojazdach do pracy. Większość znawców car-sharingu i operatorów uważa, że w przypadku gdy nie jeździ się codziennie lub nie robi przebiegu większego niż 10 000 kilometrów rocznie posiadanie pojazdu może być droższe niż korzystanie z car-sharingu 90007 [24] 90008. Wprawdzie różnice tej wartości zgłaszane przez operatorów dochodzą do 50%, głównie są one zależne od lokalnych warunków. W przypadku, gdy krótkoterminowe wypożyczanie samochodu jest tańsze niż posiadanie własnego samochodu, zwiększana jest dostępność do użytkowania samochodu przez gospodarstwa domowe o niskich dochodach.90005 90002 Car-sharing może również pomóc w zmniejszeniu ruchu drogowego i zanieczyszczeń środowiska. Wymiana samochodów prywatnych na dostępne w usłudze car-sharingu naturalnie zmniejsza zapotrzebowanie na miejsca parkingowe. Ponieważ tylko określona liczba samochodów może być używana jednocześnie, znacząco wpływa to na obniżenie ruchu ulicznego, szczególnie w godzinach szczytu. Dodatkowo część kosztów posiadania samochodu są to koszta niezwracane w pełnym stopniu, np. kupno samochodu, naprawy, ubezpieczenie, czy koszt rejestracji 90007 [25] 90008.90005 90002 Car-sharing jest jednym z rozwiązań na odciążenie zarówno środowiskowe, jak i natężenia ruchu w centrach dużych miast, czy kampusów uczelni. W obszarach o mniejszej gęstości zaludnienia car-sharing jest trudniejszy do wprowadzenia ze względu na małą ilość alternatywnych do samochodu środków transportu i potencjalnie większy dystans, który użytkownicy pokonują. Niemniej jednak w Europie powstają programy car-sharingowe na terenach wiejskich. 90005 90002 Ludzie, którzy zaczęli korzystać z car-sharingu sprzedali samochody (niektórzy swoje jedyne, inni drugie lub trzecie w rodzinie).Pozwoliło to im zaoszczędzić średnio 135 $ -435 $ miesięcznie na kosztach transportu, na podstawie badań Uniwersytetu Kalifornijskiego w Berkeley z roku 2008 90007 [26] 90008. 90005 90116 Działanie [edytuj | edytuj kod] 90117 90002 Technologie do obsługi car-sharingu bardzo się między sobą różnią. Od prostych systemów z wymianą kluczyków i zapisywaniem w księgach do skomplikowanych, kompleksowych systemów komputerowych (częściowo lub w pełni zautomatyzowanych), z oprogramowaniem zarówno dla operatorów, jak i użytkowników 90007 [27] 90008.Mali operatorzy mają jedno lub dwa miejsca parkingowe dla swoich samochodów, jednak bardziej zaawansowane systemy zezwalają na rozpoczęcie i zakończenie korzystania z usługi w dowolnym miejscu parkingowym w strefie działania operatora. 90005 90002 Programy car-sharingowe różniące się celami, wielkościami, modelami biznesowymi, poziomami ambicji, technologii i docelowym rynkiem mają ze sobą wiele wspólnego. Różnią się na przykład maksymalnym czasem i kosztem wypożyczenia, wymaganymi opłatami za członkostwo.90005 90002 Rezerwacji można dokonać on-line, za pomocą telefonu, SMS-a lub aplikacji na urządzenia mobilne, w zależności od operatora. 90005 90002 Firmy często potrzebują informacji takich jak: 90005 90076 90077 od kiedy nastąpi wypożyczenie; 90078 90077 jak długo samochód jest potrzebny; 90078 90077 gdzie chcielibyśmy aby samochód się znajdował; 90078 90077 jaki typ samochodu potrzebujemy. 90078 90093 90002 W przypadku anulowania rezerwacji niektórzy operatorzy naliczają opłatę.Kiedy już rezerwacja zostanie złożona i potwierdzona, samochód zostanie dostarczony do miejsca odbioru w określonym czasie wynikającym z rezerwacji. 90005 90002 Niektóre przedsiębiorstwa korzystają z czytników kart członków, które umożliwiają odblokowanie samochodu. Działają one w czasie rezerwacji. Kluczyki samochodu mogą znajdować się gdzieś w samochodzie np. w schowku. Czasami użytkownicy otrzymują klucz do specjalnych pojemników na kluczyki. W większości przypadków klienci są odpowiedzialni za dotankowanie i wyczyszczenie samochodu, ale to operator jest odpowiedzialny za naprawy i obsługę pojazdu.Użytkownicy muszą się tylko upewnić, czy po ich wypożyczeniu samochód jest gotowy dla kolejnych użytkowników 90007 [28] 90008. 90005 90002 Pierwszym odnośnikiem do car-sharingu był artykuł w 90019 Selbstfahrergenossenschaft 90020 o programie wspólnego użytku samochodów spółdzielni mieszkaniowej w Zurychu w roku 1948 90007 [29] 90008 90007 [30] 90008, ale nie ma formalnych danych na temat rozwoju tego pomysłu. Do lat 1960 włącznie studiowano możliwość wykorzystania małych komputerowych systemów zarządzania samochodami — zauważyć można w nich prekursorskie spojrzenie na problem transportu w obszarach o wysokiej liczbie użytkowników (centrum miast, czy obszary industrialne).90005 90002 We wczesnych latach 1970. powstał pierwszy projekt systemu typu carshare, o nazwie ProcoTip został uruchomiony we Francji i trwał dwa lata. O wiele bardziej ambitny projekt nazwany Witkar został wprowadzony w Amsterdamie przez założycieli projektu «Białe rowery» w 1968 roku. Witkar był projektem, opierającym się na małych elektrycznych pojazdach, elektronicznie sterowanymi rezerwacjami i bezobsługowym oddawaniu pojazdów. W planach była budowa dużej liczby stacji, obejmujących cały obszar miasta.Projekt przetrwał do połowy lat 1980., lecz ostatecznie został porzucony. 90005 90002 W lipcu 1977 roku w Suffolk w Wielkiej Brytanii rozpoczął się pierwszy oficjalny brytyjski eksperyment car-sharingowy. Biuro w Ipswich udostępniało usługę Share-a-Car dla «wprowadzenia kierowców, którzy są zainteresowani dzieleniu podróży samochodem w kontakcie ze sobą.» 90007 [31] 90008. W 1978 roku Uniwersytet w Leeds dostał dotację rządową w wysokości 16,577 funtów «za badanie i symulację dzielenia się samochodami» (car-sharingu) 90007 [32] 90008.Schemat zakładał nie wypożyczanie swojego samochodu tylko miejsca w swoim samochodzie tzw. Rideshaering. 90005 90002 W latach 1980. i początku 1990. rozwijały się małe nie przynoszące zysku systemy, wiele z nich w Szwajcarii i Niemczech, ale także w mniejszej skali w Szwecji, Holandii, Kanadzie i USA 90007 [33] 90008. 90005 90002 Od września 2012 roku największym operatorem na świecie jest Zipcar. Posiada on 730 tysięcy członków na całym świecie i oferuje do wypożyczenia 11 tysięcy samochodów w miastach i na ponad 300 kampusach uczelni w USA, Kanadzie, Wielkiej Brytanii, Hiszpanii i Austrii.Od 2010 roku Zipcar posiada 80% rynku car-sharingowego w USA 90007 [34] 90008 90007 [35] 90008 i 50% na całym świecie 90007 [36] 90008. 90005 90002 Kilka wypożyczalni samochodów stworzyło swoje własne serwisy car-sharingowe, począwszy od Hertz on Demand w 2008 roku 90007 [37] 90008, na terenie USA i Europy, WeCar od Enterprise Rent-A-Car, Uhaul Car Share, którego właścicielem jest U -Haul i Avis On Location od Avis 90007 [34] 90008. 90005 90002 W 2010 zaczęło się formować nowe podejście do car-sharingu, a mianowicie peer-to-peer.90005 90002 W 2017 roku polska firma Car-sharingowa — PANEK CarSharing zdobyła rekord guinnessa w przejeździe największej liczby samochodów hybrydowych. W rekordzie wzięło udział 339 samochodów Car-sharingowych. Tym wydarzeniem firma chciała pokazać, że Polska jest gotowa na ekologię i Car-sharing 90007 [38] 90008. 90005 90184 Światowy Rekord Guinnessa w przejeździe największej liczby samochodów hybrydowych 90002 Podejście peer-to-peer (skrótowiec od ang. 90019 person-to-person 90020) jest to podejście, w którym prywatne osoby wypożyczają swoje samochody innym na krótki czas.Model biznesowy jest bardzo podobny do komercyjnych operatorów, takich jak Streetcar albo Zipcar, z tą różnicą, że typową flotę zastępuje się «wirtualną» flotą, złożoną z samochodów właścicieli, którzy przystąpili do usługi. Dzięki temu osoby prywatne mogą zarabiać wynajmując swój prywatny samochód, kiedy z niego nie korzystają. Z drugiej strony użytkownicy płacą jedynie za określony czas użytku samochodu. Dzięki temu obie strony wyciągają wymierne korzyści. W tym rodzaju car-sharingu przeważnie wykorzystuje się strony internetowe, w celu komunikacji pomiędzy właścicielem samochodu a wynajmującym, rezerwacji pojazdów i przeprowadzenia płatności za wypożyczenie.Dodatkowo, niektóre serwisy umożliwiają zautomatyzowaną usługę wykupu ubezpieczenia OC, a nawet assistance. 90005 90189 90077 ↑ Słownik pojęć Strategii Rozwoju Transportu do 2020 roku (z perspektywą do 2030 roku). W: 90019 Ministerstwo Transportu, Budownictwa i Gospodarki Morskiej 90020 [on-line]. mib.gov.pl. s. 3. [dostęp 2017-03-21]. 90078 90077 ↑ S.A. Shaheen: Carsharing in Europe and North America: Past, Present, and Future (90195 ang. 90196). W: 90019 Transportation Quarterly 90020 [on-line].Summer тисяча дев’ятсот дев’яносто вісім. 90078 90077 ↑ World Carshare Cities: Inventories (90195 ang. 90196). World Carshare Consortium. [Dostęp 2009-06-09]. 90078 90077 ↑ Volkswagen becomes latest automaker to enter car-sharing business (90195 ang. 90196). 2011-05-13. [Dostęp 2013-01-12]. 90078 90077 ↑ 90019 Car-sharing Toyoty w Grenoble ma szanse na komercjalizację 90020, interia.pl, 2016-07-29. 90078 90077 ↑ 90019 Toyota i Park24 rozbudowują testowy system zintegrowanego transportu miejskiego w Tokio 90020, test.auto.pl, 2015-10-01. 90078 90077 ↑ 90019 W Krakowie ruszyło Traficar «auto na minuty». Dla każdego [NASZ TEST] — Gazetakrakowska.pl 90020, www.gazetakrakowska.pl [dostęp 2017-11-15] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90019 Wyborcza.pl 90020, trojmiasto.wyborcza.pl [dostęp 2019-06-16]. 90078 90077 ↑ LOTA, 90019 Samochody na minuty w 14 miastach. Startuje Traficar [CENY] 90020, katowice.naszemiasto.pl, 20 marca 2018 [dostęp 2019-06-16] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90019 Traficar wjechał do Warszawy — Miesięcznik Dealer 90020, www.miesiecznikdealer.pl [dostęp 2017-11-15] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90019 W Warszawie ruszył 4Mobility car sharing 90020, interia.pl, 2016-09-21. 90078 90077 ↑ 90019 Panek CarSharing — wynajem hybryd na minuty niebawem ruszy w Warszawie 90020, menadzerfloty.pl, 2017-04-05. 90078 90077 ↑ 90019 PANEK CarSharing — najbardziej spektakularna ekspansja na Świecie! 90020, Wprost, 14 maja 2020 [dostęp 2020-05-19] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ AdamA. Woźniak AdamA., 90019 Słabszy początek sezonu pojazdów wypożyczanych na minuty 90020, moto.rp.pl, 8 marca 2020 [dostęp 2020-05-19] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90019 Transport-sharing w Polsce: liczba pojazdów na początku sezonu spadnie o 2,5 tysiąca 90020, Fintek.pl, 9 marca 2020 [dostęp 2020-05-19] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90019 Usługi Polska 90020, Autonaminuty.org [dostęp 2020-06-16] (90219 pol. 90196). 90078 90077 ↑ 90007 a 90008 90007 b 90008 Stephanie Steinberg and Bill Vlasic: Car-Sharing Services Grow, and Expand Options (90195 ang. 90196).W: 90019 The New York Times 90020 [on-line]. 2013-01-25. [Dostęp 2013-01-26]. 90078 90077 ↑ Zipcar Reports 2012 Third Quarter Results (90195 ang. 90196). Ir.zipcar.com, 2012-11-08. [Dostęp 2013-01-12]. 90078 90077 ↑ Richard Martin: Carsharing Services Will Surpass 12 Million Members Worldwide by 2020 (90195 ang. 90196). Navigant Consulting, 2013-08-22. [Dostęp 2013-08-26]. 90078 90077 ↑ Navigant Research: Navigant forecasts global carsharing services to grow to $ 6.2B by 2020 (90195 ang.90196). Green Car Congress, 2013-08-22. [Dostęp 2013-08-26]. 90078 90077 ↑ Seeing the back of the car (90195 ang. 90196). W: 90019 The Economist 90020 [on-line]. 2012-09-22. [Dostęp 2012-09-23]. 90078 90077 ↑ S.A. Shaheen, A.P. Cohen & M.S. Chung: North American Carsharing: 10-Year Retrospective (90195 ang. 90196). W: 90019 Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board 90020 [on-line]. [Zarchiwizowane z tego adresu (2011-08-10)]. Sprawdź autora: 1.90078 90077 ↑ Robert Cervero: City CarShare: Longer-Term Travel Demand and Car Ownership Impacts (90195 ang. 90196). Institute of Urban and Regional Development University of California at Berkeley, 2007. [dostęp 2013-09-07]. [Zarchiwizowane z tego adresu (2012-05-11)]. 90078 90077 ↑ Bringing Carsharing to your Community (90195 ang. 90196). City Car Share. [Dostęp 2007-07-04]. [Zarchiwizowane z tego adresu (2006-04-21)]. 90078 90077 ↑ 90019 Yahoo! Groups 90020, groups.yahoo.com [dostęp 2017-11-15] (90195 ang.90196). 90078 90077 ↑ Joseph Pisani: Car Sharing Takes Off (90195 ang. 90196). CNBC, 2009-12-04. [Dostęp 2012-01-19]. 90078 90077 ↑ S.A. Shaheen, A.P. Cohen & J.D. Roberts: Carsharing in North America: Market Growth, Current Developments, and Future Potential (90195 ang. 90196). Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. [Zarchiwizowane z tego adresu (2011-08-10)]. Sprawdź autora: 1. 90078 90077 ↑ Toothman, J (2008). 90019 How Car Sharing Works 90020.Retrieved November 29 2009. 90078 90077 ↑ The CarSharing Handbook (Part 1) (90195 ang. 90196). Rain Magazine. [Dostęp 2007-07-04]. [Zarchiwizowane z tego adresu (2007-07-20)]. 90078 90077 ↑ S.A. Shaheen, D. Sperling & C. Wagner: Carsharing in Europe and North America: Past, Present and Future (90195 ang. 90196). Transportation Quarterly.Sprawdź autora: 1. 90078 90077 ↑ The Times: 90019 Experiment in car-sharing 90020, by Robin Young, 19 July, 1977, p. 2. 90078 90077 ↑ The Times, 15 February, 1978, p.12. 90078 90077 ↑ S.A. Shaheen, D. Sperling & C. Wagner: A Short History of Carsharing in the 90’s (90195 ang. 90196). Journal of World Transport Policy & Practice.Sprawdź autora: 1. 90078 90077 ↑ 90007 a 90008 90007 b 90008 Ken Belson: Car Sharing: Ownership by the Hour (90195 ang. 90196). New York Times, 2010-09-10. [Dostęp 2010-09-11]. 90078 90077 ↑ Wheels when you need them (90195 ang. 90196). The Economist, 2010-09-02. [Dostęp 2010-09-11]. 90078 90077 ↑ The connected car (90195 ang.90196). The Economist, 2009-06-04. [Dostęp 2010-09-11]. 90078 90077 ↑ Eric Loveday: Hertz on Demand is a bit like ZipCar without membership fees (90195 ang. 90196). AutoblogGreen, 2011-07-20. [Dostęp 2011-07-20]. 90078 90077 ↑ 90019 Największa parada samochodów hybrydowych — rekord Guinnessa ⋆ BiuroRekordow.pl 90020, 21 lutego 2018 [dostęp 2018-03-14] (90219 pol. 90196). 90078 90374 .