Что такое кейс технология – — . , — .

Современные образовательные технологии. Кейс-технология

Современные образовательные технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».

Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)

в начале XХ века.

В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

casus (лат.)– запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик

Типы кейсов:

  • Тренировочный — тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.

  • Обучающий — овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.

  • Аналитический — выработка умений и навыков аналитической деятельности.

  • Исследовательский — получение нового знания относительно развивающихся объектов.

  • Систематизирующий — систематизация ситуационного знания.

  • Прогностический — получение сведений о развитии данной системы.

Виды кейсов:

  • Печатный кейс

    (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

  • Мультимедиа — кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус — ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).

Методы кейс-технологии:

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода

— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло…».

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Ситуационно-ролевая игра

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Этапы работы с кейсами:

I этапзнакомство с ситуацией, её особенностями;

II этапвыделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этаппредложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этапанализ последствий принятия того или иного решения;

V этапрешение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Преимущества использования кейсов:

  • Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.

  • Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.

  • Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

  • Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

При использовании кейс – технологии в ДОУ у детей происходит:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления.

  • Соединение теории и практики.

  • Представление примеров принимаемых решений.

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения.

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

videouroki.net

Статья на тему: Использование метода кейс-технологии в школе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 

B.C. Голованова,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 им. Горького г. Арзамас Нижегородской области

В начале XXI века образование превратилось в одну из важнейших от раслей человеческой деятельности. Именно здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны и всего человечества на новое тысячеле тие.

Мир осознал, что решение социально-экономических проблем, не мо жет быть достигнуто без высокого уровня развития образования. С точки зрения педагогики это означает изменение традиционного содержания и общепринятых форм обучения и воспитания.

     Сегодня мы имеем дело с процессами, знаменующими переход чело вечества от техногенной к антропогенной цивилизации, в которой ключе вую роль будет играть творческий потенциал человека.

«В техногенной цивилизации, — считает, например, А.В. Толстых, — главным условием расширенного воспроизводства, порожденных его об щественных отношений, было проникновение в тайны объективного суще ствования сил неживой — и в меньшей мере живой природы, превращае мых в средства индустриального производства, где человеку отводилось место источника направляемой физической энергии. При переходе к антро погенной цивилизации условием ее объективного обоснования становится проникновение в тайны объективного существования творческих способно стей человека, независимо от социальной функции, профессиональной специализации» (1).

Вот несколько фактов, которые можно считать очевидными:

  • наше образование во многом рационализировано и вербализировано;
  • в нем не всегда присутствует эмоциональный запал, что ведет к распространению в обществе профессионального компетентного, но безду ховного индивида;
  • акцент на формирование у ребенка некоторой суммы знаний, уме ний и навыков на основании способности к символическим замещениям сегодня не адекватен структуре современного детства;
  • наблюдаются также существенные изменения положения человека в обществе как целостной системе, индивид постепенно становится не объ ектом, а субъектом, он сам делает свой выбор, посредством которого кон тролирует и реализует себя как личность;
  • творческая деятельность в современных условиях становится объ ективной необходимостью и насущной потребностью в жизни общества.

В связи с этим, очевидно, что формы, методы, содержание образова ния, традиционные для предшествующего периода или противоречат сего дняшним тенденциям общественного развития, или являются недостаточ ными и, в условиях быстро меняющихся знаний, остро встает вопрос: чему и как учить людей, как усовершенствовать систему образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколе ния — принципиально новый для отечественной школы документ. Если ва рианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

  1. к структуре основной образовательной программы;
  2. к условиям реализации основной образовательной программы;
  3. к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к ре зультатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах — стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования — критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению обучающимися основной образовательной программы.

В требованиях к структуре основная образовательная программа обще го образования впервые рассматривается как целостный документ, задают ся ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте за фиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разде лы основной образовательной программы (содержательно и количествен но) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной дея тельности.

Соблюдение требований к условиям реализации основной образова тельной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обу чающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

На наш взгляд, начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить це лостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление эле ментарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной шко ле, обеспечить качество начального образования — основная задача феде ральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второ го поколения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государ ственный образовательный стандарт начального общего образования пред ставляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования об разовательными учреждениями, имеющими государственную аккредита цию.

ФГОС НОО должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы на чального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального об щего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участника ми образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы на чального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, мате риально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени на чального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций вы пускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, об щественными, государственными потребностями и возможностями ребён ка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, цен ностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, лич ностные качества; сформированность основ российской, гражданской иден тичности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсаль ные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникатив ные).

Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и приме нению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирова на всеми учреждениями, реализующими основные образовательные про граммы начального общего образования, независимо от их вида, местона хождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной про граммы начального общего образования.

Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, на наш взгляд, возможна с помощью кейс-метода.

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуа ций. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо ус воить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не име ет однозначных решений.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыс лить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка мо дели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс — метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее исполь зовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приоб рёл новый смысл.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал ис пользоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода вне сли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, B.C. Рапоппорт и др.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в конце XX- на чале XXI века. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения.


Сегодня метод кейс стадии активно используется как в высших учебных заведениях, так и в средней и начальной школе.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

  1. Аналитические: умение отличать данные от информации, классифи цировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
  2. Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической тео рии, методов и принципов.
  3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
  4. Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный от чет.
  5. Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определен ные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, под держивать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
  6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и ана лизу мнения других и своего собственного.

Результаты работы с кейсом:

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможно сти. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы — учебные результаты (в терминологии ФГОС- предметные и метапредметные) как результаты, связанные с освое нием знаний и навыков, и образовательные результаты (другими словами — личностные результаты) как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

  • Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей на ходке.

Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы учащийся забыл, что он приду ман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс дол жен чем-то разрешиться. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.

  • Хороший кейс содержит проблемы, понятные учащемуся. Это вы рабатывает склонность к участию, сочувствию, сопереживанию.
  • Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. По скольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецеден тами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представ лял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.
  • Хороший кейс требует решения определенных проблем. Ответы на этот и на предыдущий пункт отражали предпочтение кейсов, требующих принятие решений, а не тех кейсов, где нужна оценка решений, уже прини мавшихся другими. Хороший кейс прививает навыки принятия решения, необходимого в реальной жизни.

Можно определить принципиальные отличия кейс-метода от традици онных образовательных методик:

  1. Данный метод ориентирован на принципиальное изменение харак тера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обуче ние».
  2. Эта особенность стимулирует поисковую активность участников.
  3. Обращенность в будущее — ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то».
  4. Обучение на своих ошибках.
  5. Задача преподавания отклоняется от классической схемы и пере ориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.
  6. Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и по лученной профессии.
  7. При использовании кейс-метода преодолевается классический де фект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутст вием эмоциональности в изложении материала.
  8. Акцепт образования здесь перекосится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.

Таким образом, можно констатировать следующее:

  1. Данный проект открывает двери для творчества преподавателя.
  2. Кейс-метод является сложным и эффективным инструментом тех нологии обучения. Однако его нельзя считать универсальным для решения любых задач обучения, и подлинный эффект можно получить только в про цессе его сочетания с классическими методами обучения.
  3. Кейс-метод сложно «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь не обходимы не только общесоциальные перемены, но и значительные уси лия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произ ведения искусства обучения.

Безусловно, кейс-технологии отвечают государственному стандарту нового поколения, отличительной особенностью которого является компетентностно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. И по нашему мнению, именно кейс-технологии способствуют достижению этих целей.

Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуа ции на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс — метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.

Выстраивать индивидуальную траекторию на основе кейс-метода не обходимо с начальной школы, это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем.

Предлагаем вам пример кейса для начальной школы. (Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Грибы».)

Мухомор

В этом году Лена пошла в лес, чтобы набрать грибов и порадовать маму. Дождь только прошел, и все грибы как будто ждали встречи с людьми. Они блестели, показывая свои чистые шляпки. Скоро девочка нашла красивые грибы. У них были шляпки красного цвета, усыпанные белыми точками. Потом мне встретились грибочки с коричневыми шляпками. Придя домой, Лена почистила, вымыла грибочки, как это делала мама, сварили суп. Лена так хотела порадо вать маму. Вечером девочка угощала родителей грибным супом. Через некоторое время всем членам семьи стало плохо. У всех закружилась голова, заболел живот. Мама успела вызвать скорую помощь. Они все оказались в больнице. Врачам чу дом удалось нас спасти. После выздоровления Лена начала изучать грибы. Про читала много книг о них и узнала много интересного и полезного.

  • Русское, а также характерное для большинства славянских языков название «мухомор» возникло из-за массового использования мухомора красного в качестве средства против мух. Первоначально оно относилось только к мухомору красному, а позже было распространено на весь род.
  • Шляпка у гриба мясистая, иногда более тонкая, может быть с бугор ком, легко отделяется от ножки. Кожица различных оттенков белого, крас ного и зелёного цветов, обычно покрыта различными лоскутами или хлопь ями. Край шляпки гладкий или рубчатый. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без.
  • Большинство мухоморов несъедобны или сильно ядовиты, есть опасные смертельно ядовитые виды, которые иногда путают со съедобны ми грибами (бледная поганка, мухомор вонючий). Общеизвестный мухомор красный, кроме средней токсичности, обладает также галлюциногенным действием.
  • Небольшое число видов мухомора съедобны. Например, обычный в лесах средней полосы мухомор серо-розовый.
  • Мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку — блюдечко. В это «блюдечко» набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.
  • Мухомор обладает токсичными возбуждающими свойствами. Древние викинги — великие завоеватели — перед боем выпивали отвар красных мухоморов. Это приводило их в сильное нервное возбуждение. Сражаясь одновременно двумя мечами, они не чувствовали усталости и боли и бились особенно яростно.
  • Опытный грибник знает, что мухомор ядовитый гриб, поэтому он никогда его в корзинку не положит. Но мухомор служит для нас указателем. Рядом с ним чаще всего растут хорошие грибы — подосиновики и белые грибы. Я всегда рядом с ним нахожу белые грибы.
  • о Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, на пример сорока. Лоси, коровы, олени лечатся от глистов.
  • Грибница мухомора, посаженная в землю, оплетает корешки де ревьев и снабжает их водой и другими веществами, необходимыми для жизни.
  • В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормо зит развитие опухолей. Из мухомора получают лекарственные препараты, например, для людей страдающих головными болями, хронической анги ной.

Так как вы считаете, ребята, нужно ли уничтожать мухоморы? Вредны мухоморы или полезны?

Алгоритм работы с кейсом

Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложен ная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.

  • Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса мо жет происходить на предыдущем уроке или же дома).
  • Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания уча щихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
  • Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает ак тивизацию тех учащихся, которые не участвуют в обсуждении и сдержива ние тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоцио нального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов).
  • Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступле ний отдельных учащихся).
  • Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценива ние ее участников).

Список использованных источников

  1. Леонтьев A.M. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983.
  2. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  3. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина — Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  4. http://www.educ . sfu. ca/case

nsportal.ru

технология». | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Кейс – технология

Слайд 2

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Слайд 3

Кейс — технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Слайд 4

Кейс – технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению ) , кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Слайд 5

Сущность технологии Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Слайд 6

Кейс — это События, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения событий.

Слайд 7

Типы кейсов: Тренировочный Обучающий Аналитический Исследовательский Систематизирующий Прогностический

Слайд 8

Рекомендуемая последовательность работы: 1 ступень – введение в задачу 2 ступень – сбор информации по кейс-задаче 3 ступень – принятие решений 4 ступень – рассмотрение альтернатив 5 ступень – сравнительный анализ 6 ступень – презентация решений

Слайд 10

Подготовительный этап определение места кейса в рабочей программе; поиск источника; описание хода занятия.

Слайд 11

Ознакомительный этап вовлечение учащихся в процесс работы; выбор оптимальной формы.

Слайд 12

Аналитический этап обсуждение проблемы в группах; подготовка решения .

Слайд 13

Итоговый этап представить законченный вариант работы по кейсу, диагностировать результаты

Слайд 14

Объекты оценки наблюдение за работой в группе, в классе; «рефлексия», «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Слайд 15

Данная технология позволяет решать задачи: Личностного саморазвития; Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; Функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания; Культуры речи: навыков аргументированной речи и письма; Социальной компетентности.

Слайд 16

Кейс технология развивает Аналитическое мышление Практические навыки работы с информацией (вычленение, структурирование, ранжирование по значимости проблемы) Коммуникативную компетентность.

Слайд 17

“ Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт

nsportal.ru

Кейс-стади в образовательном процессе | Социальная сеть работников образования

КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию учащихся, учителя и учащихся в процессе обучения. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых для современной школы является Кейс-метод.

Кейс-стади (case-stady) как педагогическая технология

Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» — случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Даннная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика компетентностное обучение.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Краткий экскурс в историю кейс-стади

Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30%, а в знаменитом Уортоне — 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее — Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономичсеской рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный подход, оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, взятия ответственности, анлиза многоуровневых причинно-следственных связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования. Так автор этих строк глубоко благодарен коллегам из Томска за обучение в системе вузовского повышения квалификации на основе материалов исследовательских кейсов профессора Г.Н. Прозументовой «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади».

Кейс-стади в вузовском и школьном образовании

В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. При организации открытой дискуссиипо материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения.

В ходе группового опросаучащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

В последнее время кейс-технологию используетсяпри проверке результатов обучения.Учащиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Однако объективные или субъективные причины (комплекс факторов) влияют на ситуацию в ее неопределенности. Отсюда, необходимо на основе анализа найти адекватные ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе (на занятиях по экономике). Если это кейс с правовой ситуацией, то проанализировав преступление и все прямые или косвенные данные и обстоятельства, принять верное юридическое решение. Если ситуация связана с той или иной учебной дисциплиной, то полная информационная картина события или проблемной ситуации должна дать толчок к превращению школьных знаний действие в постшкольной профессиональной области.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделению отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

При подготовке к уроку, учитель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания по Б.С. Блуму, то напомним, следующие: знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

На уровне формирования знаний и понимания основная работа идет на основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с информацией и пр. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.

На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных ситуаций, в которых необходимо на основе раннее полученных знаний решить конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных ситуаций могут быть экологические, природно-климатические, социально-экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы. При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы биографического, историко-событийного, социологического, политологического характера. В качестве примера мы предлагаем вариант изучения социально-политической истории середины и второй половины XVIвека на основе кейса «ИванIVГрозный». Технология работы предполагает анализ, обсуждение по предложенным вопросам и выводы учащихся. Кейс представлен в виде набора документальных источников, характеризующих динамику религиозно-ментальных и политических взглядов ИванаIV.

Освоение учеником компетентностй высшего уровня целеполагания полностью согласовано с логикой аналитической работы над сложными кейсами в оценивании построения как текста, так и самой ситуации, выявления причинно-следственных связей, вариантов решения проблемы, адекватных выводов. Ученик здесь дает оценку итогу собственного исследования и решений коллег и оппонентов на основе разработанных оценочных критериев. Важное место занимают учебные кейсы с выраженными воспитательными задачами с анализом нравственно-этических, морально-правовых, общественно-политических и иных ситуаций. Обсуждение, анализ и нахождение путей и способов решения проблем важно для включения ученика в активную позицию соучастника общественной жизни страны в период учебы.

Таким образом, кейс-технология не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.

Виды и содержание кейсов

1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.

При разработке текста кейса для своего урока учитель, на наш взгляд, может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Так на уроках по темам Великой Отечественной войны вполне приемлемы фрагменты из произведений писателей, участников войны ввиду максимальной их достоверности. Например, «Солдатские мемуары» К. Симонова, «Я погиб подо Ржевом» А. Твардовского, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич или мемуары известных полководцев.

Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр. Важное место занимают кейсы на основе биографических материалов, особенно известных личностей своего края. При разработке кейсов по курсу школьной экономики учитель вправе использовать доступные источники о местных предприятиях, компаниях. На уроках права в качестве источников для кейс-ситуаций используются данные криминальных хроник местных средств массовой информации, в том числе и для создания видеокейсов.

В процессе подбора имеющихся или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во первых, выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 5-7 кл. – не более 0,5 — 1 страницы. Для учащихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. На наш взгляд, проблема должна быт представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме.

Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Варианты организации работы с кейсом

Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Здесь мы не можем подробно проанализировать даже наиболее распространенные. Остановимся на нескольких вариантах.

Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».

Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.

Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально. Если работа строиться по методу КСО, то и задания могут быть в виде дискретных индивидуальных кейс-текстов.

В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да»-«Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа). Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки.

Как мы отмечали выше, важными составляющими кейс-стади является его использование адекватно задачам общего целеполагания в формировании компетентностей учащихся (См. по Б.С. Блуму).

Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Таким образом, кейс-технологии развивают умение:

— анализировать и устанавливать проблему,

— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс-технологии помогают:

— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Список литературы

  1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 — № 10 – 11. 
  2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  3. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. — 1995.- N5-6.- С.65-90.
  4. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
  5. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.
  6. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий // Компьютерра.- , 2000. — №13-15.
  7. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  8. http://www.casemethod.ru

nsportal.ru

Статья по теме: Кейс-технологии в образовательном пространстве

Кейс-технологии  в образовательном пространстве

Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием.

Профессор Нойгауз

Кейс представляет собой описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения.

Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание

реальных ситуаций.

Есть много названий: Кейс-метод, CASE-STUDY, Кейс-стади.

Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай, проишествие.

Немного истории…

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс метод в обучении стали в 70-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее — на специальных курсах подготовки и переподготовки. Хотя наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента, не стоит думать, что сфера его применения этим и ограничивается. В мировой практике кейсы все больше применяются и в медицине, политологии, юриспруденции и математике и т.д.

 

Кейс – друг студента


Преимущества кейса как метода обучения состоят:

  •  во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
  • во-вторых, разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
  • в-третьих, в процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения»

Методика проведения занятия по кейс-методу:

  1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно(это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
  2. Опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.
  3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам. Группы не должны быть большими (4-6 человек), чтобы все принимали участие в обсуждении. Желательно комплектовать группы не по интересам, а по способностям (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой — много пассивных).
  4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
  5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
  6. Презентация решений групп.
  7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподавателю придется задавать «провокационные» вопросы и он должен следить, чтобы было уважительное отношение друг к другу.
  8. Обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки.
Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.
Решение кейса способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки. 
Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении  кейс-ситуаций.

4. Коммуникативные навыки.
Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.
В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Технология конструирования CASE STUDY.

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:

  • определение целей,
  • критериальный подбор ситуации,
  • подбор необходимых источников информации,
  • подготовка первичного материала в CASE,
  • экспертиза,
  • подготовка методических материалов по его использованию 

«1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).

2-ой этап. Идентифицировать соответствующую цель конкретную реальную ситуацию или фирму.

3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.

7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE.

8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE.

Отличительной особенностью метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

«Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».

Где найти «кейс», пригодный к использованию в учебном процессе?

  1. Можно купить готовый «кейс». На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах «кейсов» — это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 «кейсов» в год. Полный же список «кейсов», которые можно приобрести для использования в учебном процессе включает более 7.500 наименований.  Как правило, в каждом крупном западном вузе или бизнес-школе на это отведена отдельная статья в бюджете, причем значительная ее часть формируется из тех доходов, которые вуз получает от продажи своих учебников и пособий студентам.Стоят «кейсы» недорого, например, один экземпляр «кейса», разработанного в Гарварде стоит всего $20.
  2. Написать самому. Информацию для «кейса» можно получить двумя путями: провести специальное исследование, предусматривающее сбор финансовой и прочей информации непосредственно в компании, или поработать с открытыми источниками».

Первый метод широко применяется западными бизнес-школами, а второй, так как денег на сбор информации для написания «кейсов» не выделяется, получил широкое распространение в России.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются авторы кейсов в России:

1) закрытость нашего бизнеса. Зачастую приходится изменять в «кейсе» конкретные данные, качественные показатели, цифры, взятые из финансовых документов компании, предоставившей о себе информацию. Однако общая тенденция сохраняется, демонстрируя положительную или отрицательную динамику развития предприятия или компании».  Несовершенен «кабинетный способ». Написанные с его использованием «кейсы», как правило, грешат дефицитом технологической, стратегической информации, отсутствием конкретных цифр, которые можно взять только в финансовой и бухгалтерской документации компании, — а она в России не попадает в открытые источники.

2) денег на сбор информации для написания кейсов не выделяется

3) специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы».

Собственно, и писать «кейсы» у нас некому. В российских бизнес-школах в основном преподают теоретики — люди, имеющие отличную академическую подготовку, но совершенно не знакомые с реальной деловой средой. К тому же «кейсы» тоже надо уметь писать, это вам не сочинение в свободной форме. Специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы». «Кейсы», как правило, пишут опытные преподаватели или группы студентов (аспирантов) под их чутким руководством. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по сбору фактов и цифр. Судьба каждого проекта по написанию «кейса» во многом зависит от того, захочет ли компания раскрыть реальную информацию о своей деятельности. Многие авторы кейсов описывают реальные проблемы менеджмента компании, а потом договариваются с ее руководством о том, чтобы изменить цифры в соответствующей пропорции. Зачастую приходится менять и имена.  Впрочем, кое-что уже написано и даже издано. На II Московском конкурсе по разбору кейсов (case competition), одним из организаторов которого выступил как раз г-н Липсиц, участникам предложили для разбора случаи из российской бизнес-практики. А Национальный фонд подготовки кадров начал даже масштабный проект по созданию базы данных из российских кейсов. Изначально кейсы содержали только реальную информацию, но в российской практике в связи с ограниченным доступом к информации и дороговизной практических исследований часто используют и вымышленные ситуации.

Кейс – друг работодателя.

Кейсы применяются не только при обучении, но и как метод оценки кандидатов при приеме на работу. Допустим, наш выпускник проходит конкурс на должность в крупной компании и он может столкнуться с этим. Анализ кейсов используется в качестве одного из заданий при оценке кандидатов с помощью метода assessment center, считающегося наиболее эффективным и перспективным методом отбора персонала. Суть этого метода заключается в том, что группа участников проходит через разнообразные испытания, среди которых главная роль отводится решению кейсов и презентациям. За участниками ведутся наблюдения (часто их действия записываются на видео), а затем все действия участников внимательно анализируются и для каждого из них составляется заключение, содержащее оценку деловых и личностных качеств. Разбирая кейс при отборе на работу, надо помнить, что однозначно верного решения здесь не существует. Поэтому цель желающего поступить на работу не найти определенный ответ, а продемонстрировать работодателю свои аналитические способности. Давая подобное задание, работодатель, в первую очередь хочет узнать, как участники мыслят и как умеют применять теоретические знания на практике. Если кейс разбирается в группе, то здесь проверяются также Ваши коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде. Поэтому здесь важно не только выработать свой вариант действий, но и выслушать своих оппонентов, убедить их в своей правоте, а если потребуется, то скорректировать свой метод решения проблемы с учетом мнения оппонентов.

В заключение

Case Studies ни в коем случае не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Это говорит лишь о том, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.

Статью подготовил: преподаватель спецдисциплин                                                             Чебоксарского электромеханического колледжа

Мелешкина Евгения Владимировна

nsportal.ru

Статья на тему: Использование кейс — технологий в учебном процессе

Использование кейс — технологий в учебном процессе

                                                               Все уроки, как люди, похожи и разные,

Если к ним приглядеться с разных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В. Троицкий

Мастер своего дела, профессионал. Какой смысл вкладывается в эти понятия? Наверное, так можно сказать о человеке компетентном в определенной сфере деятельности. Например, компетентный педагог — это  специалист, который хорошо знает не только преподаваемый предмет, но и методику обучения и психологические, возрастные особенности своих слушателей, умеющий найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  

Все педагоги мечтают о студентах, которые схватывают информацию « на лету», самостоятельно заполняют  пробелы  в знаниях и активно с интересом работают на учебных занятиях. Реальная картина, увы, не столь радужная. Если студент конспектирует лекции, отвечает на вопросы, выступает с презентациями и докладами,  но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интерес–процесс запоминания развивается слабо. Часть информации он усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний.  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, без эмоций, без осмысления значимости учебного материала, остаются «мертвым грузом».

Проблема усвоения знаний обучающими давно не дает покоя педагогам. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3, с. 234].В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России, происходит поиск новых эффективных методов  и технологий обучения. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки студентов в рамках компетентностно-ориентированных требований.

Информация, чтобы получить статус профессионального знания, должна усваиваться в контексте собственного практического действия студента. Такое действие должно быть не чисто академическим, а приближенным к специальным и социокультурным ситуациям будущей реальной профессиональной деятельности. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты служебной деятельности и межличностные отношения занятых в ней людей. Такое обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как  учебная дисциплина, на которую должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения профессиональных задач в деятельности  будущего специалиста.

Один из путей  решения обозначенной проблемы и реализации этих задач, в учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Впервые метод был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. К нам истинный интерес к кейс-технологии пришел в 1990-х годах.

На современном этапе во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов. Использование педагогами активных технологий обучения является источником удовлетворения его желания подготовить обучающихся, которые овладели бы секретом профессионального мастерства на уровне более высоком, чем у наставника. Суть кейс-технологии состоит в том, что в процессе обучения используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать: реальную жизненную ситуацию; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения обучающимся; требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты делают собственные выводы и находят выход из проблемной ситуации в виде неоднозначных множественных решений.

Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса студентов к учебному процессу. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических ситуаций и заданий, которые группе необходимо проанализировать и решить. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса, периодически он может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

 Внедрение данной технологии при изучении специальных предметах позволяет приблизить  деятельность студентов к профессиональной деятельности, усвоенные профессиональные знания в процессе работы непосредственно связаны с формированием практических навыков. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от студентов требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

Проблема внедрения кейс– технологии в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

— первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

— вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Использование метода сase-study как технологии профессионально-ориентированного обучения представляет собой сложный процесс, плохо поддающийся алгоритмизации. Формально можно выделить следующие этапы: ознакомление студентов с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода сase-study. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:

— объективность — создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания студентов, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

— обоснованность оценок — их аргументация;

— систематичность — важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий студентов, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

— всесторонность и оптимальность.

Методы  кейсов очень разнообразны  и существует классификация по разным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

— иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

— учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

— учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

— прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Несомненным достоинством технологии является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Преодолевается проблема традиционного обучения, связанная с не эмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этой технологии  так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. Разумеется, чтобы «спектакль» был успешным, немаловажную роль должен внести режиссер–преподаватель. Педагог должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Эффективность деятельности преподавателя, использующего метод кейс- технологий связана с воплощением ряда принципов:

— принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

— принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

— принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире информации;

— принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность;

— принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

— принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Деятельность преподавателя при использовании рассматриваемой технологии включает в себя две фазы:

— трудоемкая  внеаудиторная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа;

—  деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения студентов, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки

Кейс– технологии — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления. но чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. Педагогический потенциал кейс-технологии  значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Но все же, его  необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе и с традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание.

Список литературы:

  1. Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. – 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net/case/casestadu.html (16.01.2015)
  2. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 1999. – 352 с.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н\Д.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2010.

nsportal.ru

Кейс-технология в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Родиной метода case — study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.

Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций — в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии — помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-технологии завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно данный метод выступает и как образ мышления педагога, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделатьсоответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной илиизбыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самымобучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи междуимеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательноматериал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности иролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенногорешения.

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носитименно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсыданного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в томчисле и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика,который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте идоступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этойтехнологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необ

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *