Что такое стилистическая ошибка – : ,

Стилистические ошибки — это… Что такое Стилистические ошибки?


Стилистические ошибки
См. нарушение правил речевого этикета, неоправданное смешение стилей, злоупотребление иностранными словами (варваризмы), банальность стиля, бомбаст, апейрокалия. К стилистическим ошибкам также часто относится неправильное употребление лексических синонимов: ср. В день 8 Марта всем сотрудницам офиса вручили цветы (вместо… преподнесли цветы).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Стилистически сниженные жесты
  • Стилистические системы

Смотреть что такое «Стилистические ошибки» в других словарях:

  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность речевых ошибок. Являются нарушениями стилистической нормы и связаны с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учета их стилистической окраски: функционально стилистической и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • стилистические ошибки —    См. нарушение правил речевого этикета, неоправданное смешение стилей, злоупотребление иностранными словами (варваризмы), банальность стиля, бомбаст, апейрокалия. К стилистическим ошибкам также часто относится неправильное употребление… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • стилистические ошибки и недочеты —   См. статьи лексико стилистическая ошибка, морфолого стилистическая ошибка, синтаксическая стилистическая ошибка, фоностилистические ошибки …   Учебный словарь стилистических терминов

  • § 243. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — Употребление слова в несвойственном ему значении: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать. Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать. Нарушение лексической сочетаемости:… …   Правила русского правописания

  • ОШИБКИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ. См. стилистические ошибки …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ошибки речи —    Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего.    См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ошибки стилистические — 1) Вид речевых ошибок, состоящих в стилистически необоснованном употреблении языковых средств на разных уровнях: на уровне словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. 2) Нарушение речевой системности функционального стиля, приводящее: к… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • непринципиальные ошибки при переводе — ошибки, которые не являются результатом нарушения самого принципа перевода как выражение того, что уже было выражено на другом языке, т.е. прежде всего это стилистические ошибки, которые вызываются либо влиянием языка автора оригинала, либо… …   Толковый переводоведческий словарь


psychology_pedagogy.academic.ru

Какие ошибки называются стилистическими 🚩 виды стилистических ошибок 🚩 Образование 🚩 Другое

Стилистическими ошибками называют употребление словесных конструкций или отдельных слов, не соответствующих стилевому оформлению текста и нарушающих коммуникативную целесообразность предложения. Вследствие их возникновения ослабляется выразительность текста, утратившего стилевое единство, а художественное описание или разговорное повествование лишаются яркости и существенно отяжеляются.

Не рекомендуется использовать в художественном тексте терминологическую лексику или обороты речи, используемые в официальном или научном языке.

Существует четыре вида стилистических ошибок — лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические. Лексико-стилистические ошибки представляют собой неоправданное применение в тексте канцеляризмов, жаргонизмов, архаизмов и вульгаризмов. Морфолого-стилистические ошибки проявляются в неоправданном употреблении уменьшительно-ласкательных и оценочных суффиксов (приставок) в деловых и научных текстах. Синтаксико-стилистические ошибки – это неоправданное использование предложений, в которых причастные обороты применяются в разговорной речи. Логико-стилистическими ошибками называют предложения, в которых нарушены стилистические требования и логика повествования.

Обычно стилистические ошибки возникают вследствие слабого владения русским языком и его ресурсами и недоразвитостью языково-стилистического чутья. В результате человек часто грешит при написании текстов немотивированными повторениями однокоренных или одинаковых слов, тавтологиями, плеоназмами, штампами, словами-паразитами и нелитературной лексикой. Некоторые авторы стремятся приукрасить свои тексты неблагозвучным смешение разных стилей лексики, злоупотребляя специальными терминами и чересчур «мудреными» предложениями.

Все речевые ошибки часто называют стилистическими, что не является верным – ведь стилистическая ошибка всего лишь считается разновидностью ошибок речи.

Чтобы избавиться от стилистических ошибок, над ними следует проводить специальную работу. Основной целью подобной работы является точное определение самой ошибки и верное определение ее лингвистического механизма. Предупреждение и исправление смешений стиля разовьет языковое чутье и воспитает речевой вкус человека. Однако при этом следует помнить, что разные смешанные стили лексики часто являются удачным стилистическим приемом, направленным на создание иронического или комического эффекта.

www.kakprosto.ru

Морфолого-стилистические ошибки

Примечание.

Таблица составлена по материалам публикаций Д.Э. Розенталя, М.П. Сенкевич, И.Б. Голуб, Л.В. Рахманина, Н.С. Валгиной.

Сущность / Тип ошибки

Примеры

Вариант правки

I. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. Неверный выбор рода имени существительного по значению

по стилистической окраске

Казалось, сбить кегль нетрудно.

В музее театра хранился туфель великой актрисы.

Казалось, сбить кеглю нетрудно. Справка: кегль — размер типографской литеры; кегли — деревянный столбик для игры.

В музее театра хранилась туфля великой актрисы. Справка: туфель — разговорная форма.

2. Ошибки в образовании падежных форм существительных

В магазин поступила новая партия чулков и носок.

В магазин поступила новая партия чулок и носков.

3. Неверное употребление вариантных падежных окончаний

Власти не хватило духа признать свою вину.

Власти не хватило духу признать свою вину. Справка: форма на — у в родительном падеже единственного числа сохраня­ется во фразеологических оборотах.

4. Ошибочное образование формы множественного числа у некоторых вещественных существительных

Население горных районов охотно использует для бытовых нужд пухи до­машних и диких животных.

Население горных районов охотно использует в быту пух домашних и диких животных.

5. Ошибочное образование формы множественного числа имен существительных, употребляемых только в единственном числе

На склад привезли много роялей и пианин.

На склад привезли музыкальные инструменты — рояли, пианино.

II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. Неуместное использование полных форм прилагательных в именительном падеже

Требования рабочих обоснованные и справедливые.

Требования рабочих обоснованны и справедливы.

2. Ошибочное сочетание полной и краткой форм прилагательных как однородных членов предложения

Решение продуманное и объективно.

Решение продуманно и объективно.

3. Неверное употребление кратких форм прилагательных на -енный в нейтральных стилях речи

Темп увертюры слишком медленен.

Темп увертюры слишком

медлен.

Продолжение табл. 3

Сущность / Тип ошибки

Примеры

Вариант правки

4. Соединение в одном прилагательном обеих форм сравнительной степени и образование конструкций типа

более интереснее, а также возникновение плеонастических сочетаний при употреблении прилагательных в превосходной степени

Разработка новых месторождений становится более интенсивнее.

Реформы подразумевают более строжайший режим экономии.

Разработка новых месторождений становится интенсивнее.

Реформы подразумевают строжайший режим экономии.

5. Немотивированное употребление некоторых форм степеней сравнения имен прилагательных в нейтральных стилях речи

Новый фонд позволяет гибче использовать финансовые

средства.

Новый фонд позволяет более гибко использовать финансовые средства.

III. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. Несклонение или неполное склонение количественных числительных Примечание: при склонении изменяются части сложных и составных числительных

Рукопись не должна превышать двести страниц.

Рукопись не должна превышать двухсот страниц.

2. Смешение основ мужского и женского рода числительного оба – обе

Дикие абрикосы росли по обоим сторонам дороги.

Дикие абрикосы росли по обеим сторонам дороги.

3. Сочетание собирательных числительных а) с существительными, обозначающими лиц высокого общественного и государственного положения Примечание: такие сочетания имеют сниженную окраску б) с неодушевленными существительными в) с существительными женского рода (названиями лиц женского пола)

В зал вошли двое ректоров.

Потребовалось трое грузоподъемников, чтобы выполнить задание.

Комиссия отметила работу только двоих медсестер.

В зал вошли два ректора.

Потребовалось три грузоподъемника, чтобы выполнить задание.

Комиссия отметила работу только двух медсестер.

4. Ошибочное управление существительным при смешанном числе Примечание: при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число

Это расстояние спортсмен пробежал за 5,0 секунд.

Это расстояние спортсмен пробежал за 5,0 секунды.

Продолжение табл. 3

Сущность / Тип ошибки

Примеры

Вариант правки

5. Ошибочное управление существительным в конструкциях два (три, четыре) и более Примечание: в этих сочетаниях существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа

Существует три и более надежных вариантов, чтобы избежать аварии.

Существует три и более надежных варианта, чтобы избежать аварии.

6. Неверный выбор падежной формы существительного в словосочетаниях, обозначающих даты Примечание: в словосочетаниях такого типа существительное употребляется в форме падежа единственного числа

Письмо датировано 23 декабрем 1943 годом.

Письмо датировано 23 декабря 1943 года.

IV. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

1. Соотнесенность местоимения с несколькими предшествующими ему существительными (возможно двоякое понимание текста) Примечание: местоимение 3-го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближай­шее предшествующее ему существительное в том же роде и числе. Из контекста должно быть ясно, какое слово заменяется местоимением

Фирма выпускает обувь последних моделей, но она давно уже требует финансовых средств.

Фирма выпускает обувь последних моделей, но предприятие давно уже нуждается в дополнительных финансовых средствах.

2. Соотнесенность местоимения они с со­бирательным

существительным в форме единственного числа

Молодежь — наше будущее, они требуют постоянной заботы государства.

Молодежь — наше будущее и требует постоянной заботы.

3. Отсутствие начального ну личных местоимений 3-го лица или прибавление к ним после предлогов, а также после сравнительной степени прилагательных и наречий Примечание: после всех простых (первообразных) предлогов (без, в, для, до, за и т.д.), наречных предлогов, требующих родильного падежа, формы этих местоимений начинаются с н; после предлогов, требующих да-

Продолжение табл. 3

Сущность / Тип ошибки

Примеры

Вариант правки

тельного падежа местоимений, а также после форм сравнительной степени прилагательных или наречий, сложных предложно-падежных сочетаний в отношении, по линии, со стороны и др., начальное н перед местоимением не вставляется

Дети столпились вокруг его. Этот мальчик был выше нее.

Дети столпились вокруг него. Этот мальчик был выше се.

4. Неясность высказывания из-за соотнесенности возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного местоимения свое к нескольким словам

Губернатор застал помощника у себя в кабинете.

  1. Губернатор застал помощника в своем кабинете.

2) Губернатор застал помощника в его кабинете.

5. Пропуск местоимения себя в устойчивых словосочетаниях

Новый развлекательный комплекс представляет город виртуальной реальности.

Новый развлекательный комплекс представляет собой город виртуальной реальности.

V. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

1. Неправильное использование спрягаемых форм глагола: а) использование форм 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени недостаточных глаголов б) использование форм II спряжения у глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь

Я, конечно, ощутю восторг.

Кивание в сторону Запада непременно опротивит.

Меня, конечно, наполнит восторг.

Кивание в сторону Запада непременно опротивеет.

2. Нарушение в образовании, использовании видовой формы глагола а) в парах глаголов несовершенного вида заготовлять — заготавливать, накоплять — накапливать, подбодрять —

подбадривать, узаконить — узаконивать формы с суффиксом -ива-1-ыва-стилистически нейтральны б) образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-1-ыва- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать, организовать

Детей необходимо чаще подбодрять.

Надо адресовывать вопросы тем, кто может на них ответить.

Детей необходимо чаще подбадривать.

Надо адресовать вопросы тем, кто может на них ответить.

Окончание табл. 3

Сущность / Тип ошибки

Примеры

Вариант правки

  1. Неясность высказывания из-за совпадения у глаголов на -ся страдательного и возвратного значений

  2. Видовой или временной разнобой

  1. Злоупотребление одинаковыми формами глагола

  1. Образование причастий на -щш со значением будущего времени от глаголов совершенного вида

  2. Сочетания, образованные прибавлением частицы бы к действительному причастию прошедшего времени

8. Образование деепричастий совершенного вида с суффиксом -в- от глаголов несовершенного вида

Сюда собираются дети заблудившиеся на улицах.

В книге описаны события, происходящие в прошлом веке.

Нельзя допускать оставлять замерзать воду в винипластовых трубах.

В числе спортсменов, сыграющих все матчи, будет и наш герой.

Решения, поддержавшего бы реформы, не последовало.

Проектировав торговый комплекс, архитектор не обратил внимание на особенности ландшафта.

а) Сюда приходят дети,

б) Сюда собирают детей,

В книге описаны события, происходившие в прошлом веке.

Нельзя допускать, чтобы вода замерзала в винипластовых трубах.

В числе спортсменов, которые сыграют все матчи, будет и наш герой.

Решения, которое поддержало бы реформу, не последовало.

Проектируя торговый комплекс, архитектор не принял во внимание особен­ности ландшафта.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *