Диктор на радио – Работа диктором и радиоведущим: в чем разница?

Работа диктором и радиоведущим: в чем разница?

На первый взгляд у диктора и радиоведущего много общего: и тот, и другой работают у микрофона, их часто можно услышать по радио. Однако, на этом, пожалуй,  сходство этих двух профессий заканчивается.

Я знаю многих людей, которые мечтают работать на радио ведущим, но мало кто из них видит себя в роли диктора рекламы. Почему? Все просто: порой, люди даже не догадываются о существовании профессии диктора. Такой вот парадокс: слышат все, но мало кто знает.

Профессия диктор

С чем ассоциируется у вас слово «диктор»? Скорее всего, с голосом Левитана или Игоря Леонидовича Кириллова, с улыбкой Дяди Володи. В эпоху советского радио и телевидения в основном в эфире работали дикторы, а не ведущие.  Это были  времена, когда от диктора требовалось прежде всего четко и правильно прочитать готовый текст.

Диктор — работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном, телекамерой.
(Толковый словарь Ожегова)

Но времена изменились, изменилась страна, изменились люди, и сейчас дикторов в эфире сменили ведущие, для которых  важнее  умение найти выход из любой ситуации и «повести» за собой аудиторию, чем красивый тембр голоса.

К счастью, профессия диктора востребована и в наши дни. Правда теперь дикторы работают не в прямом эфире, а в продакшн-студиях. Они читают рекламные объявления, озвучивают документальные фильмы и видео-презентации. Их голоса можно услышать в метро и на автоответчике крупной кампании, в теле-рекламе и аудио-уроках по изучению иностранных языков, словом, везде, где важна четкость речи и безупречная дикция.

Возможно вы скажете, что читать чужой текст по бумажке  для творческого человека слишком скучное занятие. Тогда я напомню вам слова Юрия Левитана: «Да, диктор не автор текста, но у микрофона он — соавтор и должен, работая предельно эмоционально-сдержанно, тонко чувствовать ту грань, до которой можно выявить своё отношение к материалу…»

Но вернемся к главному вопросу

Чем отличается профессия диктора от работы ведущего

Ни одна продакшн-студия не откажется пополнить свой банк голосов, поэтому начать работать диктором бывает гораздо проще, чем получить место ведущего эфира: не нужно проходить собеседование, пытаться понравится программному директору. Даже резюме при устройстве на такую работу вам скорее всего не потребуется – дикторы редко входят в штат сотрудников радиостанции (исключение составляют так называемые «фирменные голоса» или Brand Voice).

К дикторам и радиоведущим предъявляют разные требования. Например, одно из самых главных качеств диктора —  четкая дикция. У ведущего же легкие деффекты речи могут стать «изюминкой», яркий пример тому — Стас Садальский.

Диктор должен обладать актерскими способностями, чтобы каждый текст в зависимости от содержания преподносить по-разному. В работе радиоведущего ценится естественность и постоянность.

Дикторы могут работать с несколькими продакшн-студиями одновременно. Если радиоведущий хоть раз выйдет в эфир «вражеской» радиостанции, скорее всего, он лишится работы. Голос дикторов звучит на всех радиостанциях, причем не только в родном городе. В последнее время стала популярна услуга онлайн-дикторов, которые работают по сети с продакшн-студиями из разных городов России.

Есть профессионалы,  которым удается совмещать работу в продакшн-студии и в прямом эфире. Мне знакомы случаи, когда радиоведущий полностью уходил в рекламу, а диктор получал предложение вести эфир. Но все же это две разные профессии, и каждая по-своему интересна.

radiozvuk.com

Как стать диктором | Про профессии.ру

Диктор — очень интересная творческая профессия, которая, на первый взгляд, не требует особых навыков, кроме как четко и красиво говорить. Но быть диктором — это значит ежедневно работать над собой, оттачивать ораторское мастерство, следить за тем, чтобы речь была грамотной и чистой.

Что нужно, чтобы стать диктором

Если вы решили стать диктором, то для начала стоит решить, где вы будете обучаться этой профессии. Как правило, получить необходимые знания можно на факультетах или отделениях журналистики в гуманитарных ВУЗах. Но если у вас нет цели получить высшее образование, найдите курсы ораторского или актерского мастерства, или сценической речи. На этих курсах вы получите как теоретические знания, так и необходимую практику: научитесь выступать на публике, делать доклады, читать прозу наизусть, овладеете дыхательными техниками.

  • Посещение специализированных курсов не освобождает вас от постоянной домашней работы.
  • Чтобы тренировать свою речь, нужно очень много читать вслух.
  • Вооружившись словарем, учитесь правильно расставлять ударения и произносить слова.
  • Выписывайте незнакомые и сложнопроизносимые слова, слова с двойными ударениями, неологизмы.
  • Учитесь читать знаки препинания, выделяя голосом ту или иную эмоцию (восклицание, вопрос, пауза), правильно произносить и склонять имена и отчества, географические названия.
  • Еще один полезный совет для хорошей дикции — заучивание стихов и прозы.
  • Каждый день учите новый стих или отрывок из любимого произведения, затем рассказывайте друзьям, родным или просто перед зеркалом.
  • Меняйте интонации, ударения, почувствуйте, насколько четко вы способны передать смысл того, о чем говорится в стихе или прозе.
  • Не стоит забывать и о классическом рецепте работы над дикцией — скороговорках. В интернете можно найти массу примеров: от простых скороговорок до целых «поэм».
  • Постоянно работайте над расширением словарного запаса: читайте как можно больше книг!
     

Как стать диктором на телевидении

Работа диктором на телевидении имеет ряд важных отличий.

Здесь недостаточно обладать хорошо поставленным голосом и правильным произношением. Это тот случай, когда важны и внешние данные, и профессиональные навыки.

Вооружившись необходимыми знаниями, облачившись в строгий деловой костюм, можете смело ходить на кастинги, пока не найдете хорошее место на ТV.

Как правило, новички проходят практику, в ходе которой подтягивают свои знания и умения.
 

Как стать диктором новостей

Если вы хотите быть диктором новостей, будьте готовы к тому, что ваша внешность должна быть безупречной: ухоженные волосы, маникюр, свежий цвет лица, здоровые зубы — это главные условия. С остальным справится гример. Также придется позаботиться о гардеробе и пополнить его одеждой в деловом стиле.
 

Как стать диктором на радио

Помимо всех вышеперечисленных требований, диктор на радио должен обладать приятным тембром голоса, чтобы слушателю не захотелось переключить радиостанцию. Радиоведущий должен быть эрудированным человеком, уметь импровизировать, проводить интересные интервью в режиме «онлайн».

  • В качестве тренировки, включите диктофон и поговорите 3-4 минуты на какую-то тему: это может быть погода за окном, предстоящий концерт Мадонны, ваше мнение о просмотренном кино и тому подобное.
  • Затем послушайте себя и проанализируйте запись.
  • Продумайте, насколько интересно вы ведете монолог?
  • Владеете ли вы мастерством импровизации?
  • Если вы уверены в своих возможностях — смело устраивайтесь на практику на радиостанцию.
     

Как стать диктором аудиокниг

Дикторами аудиокниг зачастую становятся актеры, теле- и радиоведущие, которые уже имеют хорошую дикцию.

  • В качестве практики также подойдет чтение книг вслух.
  • Следите за интонациями, выбирайте произведения с диалогами, чтобы учиться читать текст по ролям.
  • Работайте над артикуляцией — умением правильно и четко произносить каждую гласную и согласную буквы.
     

Как стать диктором рекламы

Диктор рекламы должен отличаться высокой скоростью чтения, поскольку часто приходится укладывать обширный аудиоролик в несколько секунд. Рекламный голос должен звучать максимально убедительно, призывая человека приобрести товар или услугу.

Возможно Вас заинтересуют:

proprof.ru

заказать озвучку текста, видео, аудиоролик, автоответчик

Просто цитаты…

«Диктор — это и актёр, и чтец, и агитатор, и пропагандист – всё зависит от того, какой материал в данный момент ему приходится читать». «У диктора — каждый день премьера!»… «Чем детальнее изучен текст, тем вернее будут интонации…» «Диктор обязан знать материал, он должен стать ему интересен…  Важно с самых первых шагов выработать в себе умение «видеть» слушателя, даже мысленно представлять, как он реагирует на наше выступление…» «Диктор должен быть беспристрастным. В его беспристрастии никогда не может быть утрачено чувство причастности к тем событиям, о которых он говорит у микрофона. Да, он не автор текста, но у микрофона он — соавтор и должен работая предельно эмоционально-сдержанно, тонко чувствовать ту грань, до которой можно выявит своё отношение к материалу…»

Ю. Левитан

«Всю жизнь первая группа дикторов, с которой я начинала, занималась «грамотой голоса». Приходили специальные преподаватели. Тренинг продолжался часами. Мы не отлынивали — понимали, что на одних природных данных долго не протянешь. Только с хорошо поставленным голосом и безупречной техникой речи можно долго и успешно работать для слушателя, а не в «камский мох». Было у нас такое довольно обидное определение для тех работников радио, кто не спешит избавляться от «каши во рту». Не понимают, наверное, что поставленный голос и отсутствие дефектов речи в нашей профессии — знак качества». «Я поняла, что радио — мой дом. Здесь мне комфортнее. Я жестикулирую во время чтения. Это мне помогает найти более яркую, более убедительную интонацию. На телевидении, как и в обыденном живом общении, такие «плохие манеры» неприемлемы».

О. Высоцкая

«Диктор должен не просто читать по бумаге, он обязан глубоко осмыслить текст, дать собственную оценку сообщению, в простой, доверительной форме донести его до зрителя…» «…Потерян темпоритм русской речи. Такое ощущение, что у ведущей что-то не в порядке с животом. А у нас темпоритм был определённый, потому что мы знали: нас смотрят и слушают люди, которые плохо знают русский язык, — например, в среднеазиатских и прибалтийских республиках. Да и в российской глубинке плохо усваивали смысл, если темп речи превышал 12-14 строчек в минуту. А сейчас гонят по 20 строчек, в результате получается абракадабра. Нельзя просто так пробалтывать текст. Я уже не говорю о подаче. Сейчас ведь сплошь и рядом нарушается одно из главных правил: ни в коем случае нельзя начинать программы новостей с негатива, еще и постоянно подчеркивать его! У людей создается впечатление, что мы живём если и не в эпоху Апокалипсиса, то в самый его канун…» «Я работал диктором, а не журналистом. Однако, в принципе, я мог сказать то, что думаю. Вопрос заключался лишь в том, как сказать. Я мог выразить своё мнение интонацией. Как говорил Салтыков-Щедрин, «важно не то, что ты говоришь, а что имеешь в виду…» «…Сейчас нужно стремиться к тому, чтобы каждый диктор имел свой голос, своё лицо, если хотите, чтобы своё собственное индивидуальное, личностное. Вот тогда это интересно. Тогда это не диктор, а собеседник, с которым приятно побеседовать, которого приятно и полезно послушать…»

И. Кириллов

«…От дикторов напрямую к зрителю идёт желание смотреть телевидение. Причём сам диктор должен быть заинтересован материалом настолько, что если зритель протянул руку, чтобы выключить телевизор, и услышал что-то интересное, он уже никуда от экрана не денется…» «…Если брать эфир сегодняшнего дня, то кто у нас на экране? Ведь почти нет ни одного подобного героя, как те, что были в передаче «От всей души», тех потрясающих героических судеб.  Те люди, о которых я рассказывала, они же, несмотря на всё то, что выпало на их долю, были счастливыми. Горды пониманием того, что не зря прожили жизнь. Они понимали, что о них вспомнили, — а что ещё нужно старому человеку? О них рассказали на весь Советский Союз, они «отеплены» вниманием, письмами телезрителей. А сейчас они не востребованы. Они продолжают работать, творить каждодневный подвиг. Но их нет на экране…» «Отдав сорок лет своей профессии, я совершенно убеждена в том, что на телевидении есть только одна чисто «человеческая» профессия, представители которой общаются напрямую только со зрителями — дикторы…»  

В. Леонтьева

diktory.com

Дикторы

База голосов Radiozvuk.com — каталог профессиональных дикторов, предоставляющих услуги «удаленной» записи. Здесь вы можете подобрать голос для аудиоролика, презентации, аудиокниги, выбрать диктора, который озвучит видео-презентацию или текст для автоответчика.

Если вас интересует конкретный голос, воспользуйтесь поиском по каталогу.

К вашему сведению, поисковым запросом может быть не только конкретная фамилия диктора, но и например: «вокал», «пародист» или же тембр — «баритон», «бас», «сопрано» и т.д.

Случайный выбор

Низкий, бархатный, игровой.

Баритон- от энергичного молодёжного до зрелого. Стилистика подачи зависит от поставленных задач.

соблазнительный баритон

Диктор с 1978 г., brand-voice (Евроньюс, Немецкая Волна, Русская Служба Новостей, Радио Орфей)

Баритон, спокойный, умиротворяющий

Тенор, взрослый, молодёжный, от позитивного до брутального.

Универсальный информационный голос

Интеллигентный, завораживающий голос

Универсальный приятный голос для разных задач (реклама, презентации,программы, ivr и др.)

Баритон, тенор, игровой, информационный, вокал.

radiozvuk.com

Работа диктором

Важно разработать данный природой голос, обрести свободу у микрофона, снять зажимы. Делимся упражнениями, которые помогут увеличить объёмность звучания и расширить вокальный диапазон.

Любой ролик — это микро-рассказ. Этот рассказ должен быть интересным!

Полезные советы о том, какое демо диктора лучше собрать для заказчика, а какое для звукорежиссёра. И где разместить демо, чтобы обеспечить себе поток заказов.

Небольшой мастер класс от Пэта Фрейли — посвящённый дыханию диктора и записи аудиокниг.

Чак Маккиббен был личным инженером звукозаписи Бланка в Голливуде в 70-ых, затем 30 лет работал как отмеченный наградами продюссер/директор и диктор в Нью-Йорке.

В этом видеоуроке Нэнси Вольфсон демонстрирует простое упражнение, которое поможет диктору снять напряжение в голосе.

В этом видео Dan Friedman рассказывает о том какой микрофон выбрать, на каком расстоянии находится при записи голоса и других тонкостях работы диктора.

Перевод видео-интервью чикагского диктора Джеффа Люпетина, в котором он дает несколько рекомендаций по работе с рекламной начиткой.

Легко понять, когда человек говорит естественно, а когда его произношение вымучено и натянуто. У вас может быть прекрасный голос, и вы можете работать диктором не один десяток лет, но слушатель всегда заметит, если вы читаете текст без души.

Демо-запись — главный инструмент маркетинга в работе диктора. Но часто на просьбу звукорежиссера прислать демо начинающий диктор просто отправляет несколько готовых рекламных роликов, не задумываясь о том, что в этих записях, возможно, есть еще чей-то голос, и заказчику нужно будет объяснять, кто где звучит.

radiozvuk.com

Мифы о работе радиоведущих

Радиоведущий – удивительная профессия. У тех, кто работает в эфире много поклонников, но никто не узнает их в толпе прохожих. Слушатель может только догадываться о том, что происходит по ту сторону приемника, возможно поэтому вокруг работы ведущего на радио столько мифов и заблуждений.

Миф #1. Все, что должен уметь радиоведущий — говорить в микрофон.

На самом деле выходы в эфир это лишь небольшая часть работы ведущего. Пока микрофон выключен диджей должен продумать что и как он будет говорить в следующий раз, подготовить анонсы новостей или тематических рубрик. Кроме того, в линейном эфире ведущий работает без звукооператора, а значит, именно он должен миксовать песни и в нужный момент выпустить рекламный блок. Во время программ по заявкам на небольших радиостанциях ведущий так же отвечает на звонки слушателей.

Миф #2. Диджей ставит в эфир свои любимые песни.

Практически все радиостанции строят эфир на основе плей-листов. Музыкальный редактор вносит в базу песни, подходящие по формату. На крупных радиостанциях к этому вопросу подходят особенно серьезно: прежде чем поставить песню в эфир проводится тестирование аудитории. На основе этих исследований выносится решение о том, подходит ли песня формату радиостанции. Ежедневно при помощи специальной программы редактор составляет график, в котором с точностью до минут расписано, какая песня должна звучать в эфире. Каждый ведущий обязан соблюдать плей-лист, нарушение может привести как минимум к штрафу, но чаще — к потере работы.

Миф #3. Для работы ведущим на радио нужно закончить специальные курсы.

В это сложно поверить, но практически все популярные ныне ведущие попали на радио совершенно случайно. Дело в том, что коммерческое радио в нашей стране появилось сравнительно недавно. Лет 15 назад в России никто не знал, как работать на музыкальных радиостанциях, поэтому и курсов никаких не было. Все учились на своих собственных ошибках. Некоторые счастливчики отправлялись на стажировку за границу, после чего рассказывали о полученом опыте своим коллегам. Нынешние звезды эфира никаких школ для радиоведущих не заканчивали, что, однако, не помешало им стать настоящими профессионалами. В наше время главные требования, которые предъявляют радиостанции соискателям остались неизменными: ведущий должен быть интересным человеком с четкой речью, широким кругозором и молниеносной реакцией.

Миф #4. Ведущий на радио получает бешеные деньги.

Большими гонорарами могут похвастаться лишь звезды радиоэфира. Чаще всего это ведущие утреннего шоу или авторских программ. В большинстве случаев, зарплата ведущих линейного эфира гораздо ниже, чем представляют себе слушатели. Для того, чтобы руководство радиостанции оценило твой труд выше среднего уровня, нужно постараться стать практически незаменимым человеком. Возможно на это потребуется немало времени. Но если ты уверен в своих силах и мечтаешь стать вторым Говардом Стерном, кто знает, может быть именно твои эфиры побьют все рекорды рейтингов.

radiozvuk.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *