- Что скрывают цифры – Коммерсантъ Санкт-Петербург
- Престижно ли быть экономистом?
- Высшее образование и личный успех | КонсультантПлюс
- Как отличить экономиста от юриста
- зачем топ-менеджерам второе образование? — РБК
- Экономическое образование в Испании. Испания по-русски
- Экономическое воспитание
- Центр экономического образования ООН | Центр экономического образования
- Совет по экономическому образованию
- Почему образование важно для экономического развития
- Purdue Center for Economic Education
- Центр экономического образования — Государственный университет Эмпория
- Центр экономического образования — Коллатская школа бизнеса
- Центр передового опыта в области экономического образования — Chaminade University of Honolulu
Что скрывают цифры – Коммерсантъ Санкт-Петербург
Никакое высшее образование в сфере экономики не может гарантировать успех бизнеса, полагают эксперты. Идеи создают творцы, а оперативные решения на топовых должностях принимают сильные личности — экономические знания служат лишь основой их взвешенности.
Елена Большакова
В совместном исследовании аналитический отдел компании Courseburg.ru и Институт дизайна и урбанистики ИТМО проанализировали 800 публичных резюме директоров и высшего менеджмента из Санкт-Петербурга, размещенных на двух крупнейших площадках по поиску работы. Выяснилось, что 43,7% этих людей имеют высшее образование в сфере экономики (от бухучета до макроэкономики). 24% — это «технари» (технологи производств, специалисты в области IT и программирования, строители, инженеры-конструкторы и другие инженерные специальности). 13,6% получили образование в сфере управления: персоналом, предприятием, государственное управление. На четвертом месте группа гуманитарных направлений (педагогика, психология), таких — 10%.
При этом большинство менеджеров, чьи резюме были просмотрены, получили высшее образование заочным или вечерним способом (то есть либо совмещая его с работой, либо уже имея практический и управленческий опыт) с целью дальнейшего роста. Из тех, кто указал форму обучения, очно институт окончили только 37%. И данные резюме, предупреждают аналитики, могут быть сознательно приукрашены. «Наличие высшего и особенно экономического образования не гарантирует высокую должность, но большинство руководителей имеют именно его, возможно, и не как первое», — резюмировали специалисты Courseburg.ru.
Понимать не значит действовать
Однако только лишь экономическое образование не может гарантировать директору, а тем более владельцу компании, долголетие бизнеса. В современной России достаточно примеров, и вовсе опровергающих его необходимость при получении руководящих постов: Владимир Якунин, экс-президент ОАО «Российские железные дороги», окончил «Военмех» по специальности «Производство летательных аппаратов»; Андрей Дубовской, президент МТС — режиссерский факультет ВГИКа; генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина по специальности «Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений», а председатель правления ГК «Ренова» Алексей Москов — факультет «Техническая кибернетика» Московского института инженеров транспорта; глава российского отделения компании Pfizer Данил Блинов имеет степень магистра в области социальных наук и политики Ланкастерского университета.
Если копнуть глубже, многие предприниматели мирового значения не имели не просто экономического — никакого полного высшего. Хрестоматийные примеры: Генри Форд, Билл Гейтс и Стив Джобс.
«Экономист — это человек, обладающий мышлением под лозунгом «экономика должна быть экономной». То есть: не тратить, не внедрять, если дорого, не заниматься НИОКР, если это непредсказуемо. Экономисты в основном — логики, которым не свойственно рисковать и креативить», — объясняет бизнес-ментор Галина Роткова.
«Такие люди прекрасно трудятся в компаниях, занимая при этом отнюдь не лидирующие позиции. При этом многие выпускники других специальностей — например, философских факультетов — изобретают идеи и готовы их воплощать, привлекая к сотрудничеству своих приятелей «с экономфака»», — согласен руководитель «Банка студенческих стажировок» Егор Литвиненко.
С одной стороны, экономист знает, как устроена финансовая кухня, что немаловажно, но с другой стороны, руководитель, а уж тем более предприниматель, — это человек, который готов рисковать и брать ответственность на себя. «Не нужно также забывать о предпринимателях первой и второй волны, где зачастую у собственника вообще нет высшего образования, это обусловлено, конечно же, историей России, ее переходом к рыночной экономике», — напоминает партнер рекрутинговой компании «Марксман» Наталья Валдаева.
Более того, многие блестящие выпускники экономических вузов оказываются совершенно неэффективными практиками. Наглядный пример — великий ученый, нобелевский лауреат по экономике Йозеф Шумпетер. «Гордость Австрии, настоящий революционер в экономике оказался никудышным министром финансов и еще более ужасным директором австрийского банка, который он довел почти до полного краха. К слову, Шумпетер считал, что предпринимательство это не профессия, этому невозможно научиться. Она требует творческого подхода и специфических черт личности: сильной интуиции, дара предвидения, воли, независимости. А вот интеллект, по его мнению, иногда может даже навредить предпринимателю, потому что в этом случае он сеет сомнения, вынуждает долго сравнивать различные варианты и отнимает много времени на принятие решения», — рассказывает совладелец и директор по развитию компании «Экоокна» Нина Филоненко.
Требуются личности
Трудно поверить, что выносив и реализовав идею бизнеса, встроив его в глобальную экономику, владелец не будет ждать от оперативного руководства своей компании адекватных знаний. Однако в Петербурге, говорят данные аналитики сайта HeadHunter за май, чаще всего наличие высшего экономического образования выступает обязательным условием работодателя к бухгалтерам, специалистам по планированию, экономистам, аналитикам и операционистам. «Если перевести статистику в плоскость профессиональных областей, всего 5% предложений от работодателей для специалистов из сферы «Высший менеджмент» предполагают обязательное наличие высшего экономического образования у управленцев», — говорит директор по Северо-Западу HeadHunter Юлия Сахарова.
Зато каждый год требования ужесточаются к таким аспектам, как опыт работы на аналогичной должности в конкретной отрасли, опыт руководства, а также знание иностранных языков. Работодатели ждут от руководителей не только ярко выраженных hard skills, но и soft skills, добавляет госпожа Сахарова. Например, важны наличие выраженных лидерских и организаторских качеств, аналитических способностей, умение оказывать влияние, быть наставником и лидером изменений, проактивность, гибкость и системность мышления.
«Знания, полученные в техническом университете через такие дисциплины, как теория вероятности, высшая математика, пригодились мне в бизнесе, поскольку страхование основано на теории вероятности, статистике и теории больших чисел. Знания, которые дает экономическое образование, лежат в основе принимаемых решений», — делится своей историей генеральный директор СК «Капитал-полис» Алексей Кузнецов. Первое высшее образование он получил в ГУАПе по специальности «инженер», второе, экономическое, в СПбГУ — по специальности «менеджмент».
Под руководством господина Кузнецова трудятся 125 сотрудников, 70% имеет специальное экономическое образование. Оно, по мнению гендиректора страховой компании, имеет значение на позициях топ-менеджеров: «Человек знает принципы существования экономики, бизнес, принципы его существования и развития». Однако конкретных требований здесь нет. «В начале становления СК «Капитал-полис» сотрудники и руководители были без экономического образования, но при этом многие из них были успешными, — рассказывает Алексей Кузнецов.
В российском подразделении компании Imperial Tobacco многие руководители в составе топ-менеджмента тоже изначально не обучались на экономических специальностях. «Национальный HR-менеджер в моей команде имеет высшее педагогическое образование, старший GR-менеджер — кандидат физико-математических наук, а операционный директор, который отвечает за продажи в рамках страны, — филологическое образование одного из ведущих вузов России», — перечисляет директор по персоналу Imperial Tobacco Галина Пташкина. Компания растит свои кадры самостоятельно (менеджеры среднего звена, пройдя «боевую подготовку», пополняют ряды топ-менеджеров), и наибольшую ценность в этом случае представляют личностные качества: целеустремленность, амбициозность, организованность, предприимчивость, нацеленность на результат.
В компании «Балтийский лизинг» работают более 900 человек, около 96% сотрудников — с высшим образованием, три четверти из них — с экономическим. «На большинстве позиций, как линейных, так и руководящих, оно является необходимым требованием. Это сотрудники всех финансовых подразделений и большинство сотрудников коммерческих подразделений, так как мы продаем финансовую услугу. Даже при приеме в непрофильное подразделение мы предпочтем сотрудника с базовым экономическим образованием», — говорит начальник отдела управления персоналом ООО «Балтийский лизинг» Татьяна Онилова. Но и она отмечает, что это не является гарантией результата: многое определяется личностными характеристиками и внутренней мотивацией сотрудника.
И данные исследования Odgers Berndtson только подтверждают правильность такого отношения: многие CFO, несмотря на экономическое образование и глубокое понимание финансов и экономики компании, не видят себя генеральными директорами.
По мнению генерального директора ООО «ПССГ» Сергея Нуриджанова, важнее образования — культура: корпоративная — для компании и личная — для менеджеров и владельцев бизнеса. Второй важный момент — самообразование, которое господин Нуриджанов понимает как самостоятельный поиск ответов и вопросов, участие в групповых занятиях, и главное — поиск наставника, «сенсея». «15 лет назад я занимался реструктуризацией «Уралмашзавода» и тогда же стажировался в Японии. Знаете, что бросалось в глаза на примерно сопоставимом производстве, одном из заводов Mitsubishi? Отношение к работе было другое. Инженер, контролирующий заготовку под сосуд высокого давления, кропотливо измерял, буквально излазил все со штангенциркулем. Инструмент на мобильных тумбочках не прятали «под ключ». Инженеры от рабочих вообще, кроме касок и ботинок с крагами, по одежде ничем не отличались. И все-все, как пчелки, без малейшей остановки трудились», — рассказывает он.
Копилка знаний
Рассуждая о том, что важнее экономического образования для руководителя, не стоит нивелировать ценность его наличия как такового. Учредитель, управляющий партнер группы компаний «Нексиа Пачоли» Светлана Романова констатирует: «Предпринимателю любого рода просто необходимо разбираться в экономических категориях. Размер объекта хозяйствования — малый бизнес ли это или крупное предприятие — принципиальной разницы не имеет. Экономическая задача по определению возникает только там, где объем используемых ресурсов является ограниченным. И для экономиста здесь речь идет не просто об учете доходов и расходов, главное — уметь интерпретировать каждую цифру с экономической точки зрения, видеть за ней сущность хозяйственных процессов».
Сейчас среди работодателей ценится экономическое образование в Российской экономической школе (РЭШ), Высшей школе экономики (ВШЭ), Финансовом университете при правительстве РФ, Академии народного хозяйства при правительстве РФ (РАНХиГС) и Российском экономическом университете им. Плеханова. «Ценятся также выпускники МГУ им. Ломоносова, МГИМО и технических вузов (например, МГТУ им. Баумана, МФТИ, НИТУ «МИСиС»). Считается, что техническое образование хорошо «структурирует» мозг, тренирует логику, учит строить причинно-следственные связи», — перечисляет старший консультант компании Odgers Berndtson Ксения Попова.
Если нет профильного образования или не хватает экономических знаний для работы, а иногда и для соответствия статусу топ-менеджера, управленцы получают степень МВА или Executive MBA. Чаще выбирают американские или британские школы. «Из европейских самая популярная школа Insead. Из российских школ котируется Московская школа управления «Сколково». Сюда поступают, если нет возможности часто летать или важно наладить связи именно в российской бизнес-среде», — рассказывает госпожа Попова.
Среди преимуществ, которые приобретают выпускники МВА, — полезные знакомства в бизнес-среде, вход в закрытое сообщество выпускников бизнес-школы, упорядочение знаний, умение структурировать накопленный опыт и так называемый helicopter view. Для получения степени МВА «с отрывом от производства» уезжают учиться на один год. Для получения Executive MBA уходит два года, при этом летать на учебу нужно каждые несколько месяцев. Цены на обучение варьируются от нескольких десятков до сотен тысяч долларов.
«Многие бизнесмены до сих пор ездят получать экономическое и финансовое образование в Европу и США. В этом есть определенный смысл, потому что знания, которые дают в этих странах, формировались в эпоху капитализма, — комментирует Нина Филоненко. — Но в чистом виде никакие экономические знания нигде применять нельзя (тем более в России), они требуют адаптации под бизнес-реалии конкретной компании».
Престижно ли быть экономистом?
Вернуться в раздел Профессия экономист
«Все профессии нужны, все профессии важны» — эти строки справедливы и для профессии экономиста. Но не всякая профессия почитается одинаково, престижность профессии определяется ее востребованностью в обществе, пользой и значимостью, сложностью и, конечно, перспективами — оплачиваемостью и возможностями карьерного роста. Можно добавить в список критериев и то, насколько интересна работа, но, пожалуй, это уже зависит от конкретного человека и его качеств, интересы у каждого свои, свои требования к личностным качествам есть и у профессии экономиста.
Что касается престижности диплома экономиста и карьерных перспектив в этой сфере, то мнения на этот счет расходятся:
Диплом экономиста престижен, это интеллектуальная и важная работа, высокооплачиваемая профессия и возможности существенного карьерного роста. |
С тем, что профессия экономиста — это работа интеллектуальная и значимая в обществе, спорить, конечно, не приходится. Тем не менее, спорным может показаться вопрос о перспективах этой профессии. По ряду причин наблюдается переизбыток выпускников экономических специальностей и высокая конкуренция, особенно нелегко найти работу начинающему экономисту. Кроме того, зарплаты специалистов без опыта весьма скромны.
Большой спрос на экономическое образование среди абитуриентов приводит к тому, что возрастает и предложение, в том числе и незаконными путями — диплом экономиста обычно находится в топе популярности на ресурсах, занимающихся продажей фальшивых дипломов. Открывается и большое количество образовательных учреждений, выдающих дипломы экономиста, но имеющих низкий порог для поступления и качество, увы, не всегда соответствующее высоким стандартам. Соответственно, степень доверия работодателей к диплому экономиста оказывается не самой высокой. Эта проблема, разумеется, не касается дипломов престижных вузов с хорошей репутацией, они пользуются большим доверием.
Получать хорошую зарплату и сделать карьеру не так просто, но по плечу целеустремленному и волевому человеку, готовому усердно учиться и конкурировать на рынке труда.
Дипломом экономиста теперь никого нельзя удивить, их слишком много, выпускники сталкиваются с серьезной конкуренцией и зачастую идут на работу не по специальности, например, встают на кассы магазинов обычными продавцами и т.д. |
Люди, преувеличивающие избыток экономистов, юристов и прочих «нерабочих» специалистов, нередко видят причину в том, что современная молодежь не хочет «трудиться у станка», но вдохновляется образами карьеристов и бизнесменов, широко растиражированных массовой культурой, в то время как «заводы стоят» и промышленность гибнет от недостатка рабочей силы. Такая позиция не соответствует реальному положению вещей.
Большую конкуренцию здесь трудно отрицать, с другой стороны, не стоит её преувеличивать. Да, работу найти непросто, особенно начинающему экономисту. А кому легко? С теми же трудностями в той же степени сталкиваются специалисты большинства других профессий. Целеустремленный, талантливый человек везде пробьет себе дорогу.
По данным Министерства образования, трудоустройство выпускников экономических специальностей составляет 81,45% для магистров, 78,48 % для специалиста и 70,81% для бакалавра. Эта статистика далеко не самая низкая среди прочих и находится примерно на том же уровне, к примеру, что и у весьма востребованных специалистов в сфере строительства.
Должность экономиста есть почти на каждом предприятии, в государственном и частном секторе. А в крупных предприятиях целый штат экономистов различного направления. В том числе и на заводах, и в промышленности. Что же касается заводов, которые «стоят», закрытие предприятий происходит вовсе не от недостатка рабочих рук, более того, рабочих там регулярно сокращают. Заводы закрываются потому, что выпускают товары, которые не могут конкурировать на рынке, не имея при этом достаточных средств на усовершенствование производства. Причина же заключается в неэффективной экономической политике, следовательно, из-за дефицита грамотных, компетентных экономистов, а вовсе не из-за дефицита простой рабочей силы.
Кроме того, хороший экономист может найти работу за рубежом или, в крайнем случае, подыскать удаленную работу.
Быть или не быть экономистом?Компетентным, талантливым, эффективным экономистом быть очень престижно. Востребована ли профессия экономиста? Учитывая незавидное состояние экономики страны — несомненно, действительно грамотные и хорошие экономисты сейчас в дефиците и, возможно, именно в них сейчас самая острая и насущная необходимость.
Высшее образование и личный успех | КонсультантПлюс
Интервью с ректором Финансового университета при Правительстве РФ М.
А. ЭскиндаровымЧто такое личный успех? Оказывает ли влияние высшее образование на достижение успеха, и изменилось ли высшее образование за последние годы? Как должно меняться образование, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда? Своим мнением на тему «Высшее образование и личный успех» с нами поделился ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров.
КонсультантПлюс: Многие молодые люди сегодня стремятся добиться успеха в жизни. И большую часть амбициозной молодежи можно встретить именно в среде студентов. Вы — ректор одного из крупнейших и престижных вузов России, авторитетный ученый и общественный деятель. Как Вы считаете, что такое успех? Что нужно молодому человеку, чтобы стать успешным сегодня? Каково значение высшего образования для достижения успеха?
Михаил Абдурахманович Эскиндаров: Успех и образование, безусловно, взаимосвязанные явления, но я бы не ставил во главу угла именно диплом о высшем образовании. Не вызывает сомнения, что человек, стремящийся достичь успеха в бизнесе или в общественной деятельности, должен быть хорошо подготовлен.
Но надо иметь в виду, что «аудиторное» образование, которое получают в вузе, — всего лишь база. Помимо этого необходимо уметь заниматься самообразованием. Человек, если он хочет быть успешным, должен учиться каждый день. Это объективное требование, диктуемое самой жизнью. Оно определяется всей логикой развития общества в целом.
К сожалению, в обществе сложилось представление, что человек, который не получил высшего образования, не может быть успешным. Я не согласен, это очень упрощенный подход. Часто трагедия заключается именно в том, что, получив диплом, выпускник думает, что его дальнейшая судьба пойдет по восходящей и он получит большие деньги, почет, уважение и так далее. Однако это не совсем так. Образование — база для успеха, но эта начальная база, о которой можно говорить. Необходимо развиваться дальше, получать новые знания и навыки. Очень важно для достижения успеха создавать контакты, приобретать друзей, выстраивать с ними отношения, не управлять, а, как говорил один известный деятель, жить с ними. Приведу пример нашего вуза. В 1990-е — 2000-е годы многие наши молодые выпускники добились успеха именно потому, что после окончания поддерживали друг друга. Старшие поколения, которые раньше закончили вуз, приглашали на работу молодых выпускников, поддерживали и продвигали их. Вместе со знаниями учеба в хорошем вузе позволяет приобретать умение жить и работать в команде.
КонсультантПлюс: Сейчас в России проходит реформа образования. Вузы переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это внешняя сторона реформы, видимая «невооруженным глазом». Вы же человек, знающий ситуацию изнутри. Расскажите, пожалуйста, в чем суть изменений, как они скажутся на качестве высшего образования и, в конечном счете, на успешности выпускников вузов?
Михаил Абдурахманович: Реформа образования — сегодня очень популярная тема. Сделано много, и уже пора провести мониторинг того, что достигли, определиться с направлением дальнейшего движения. Я не могу согласиться с теми, кто призывает отказаться от всего и вернуться к советскому образованию. Да, оно было вполне хорошим, но меняются времена и условия жизни. Сейчас рыночные отношения, которые диктуют другие требования, в том числе и к образованию.
Когда говорят о реформе образования, в первую очередь имеют в виду ЕГЭ и, соответственно, прием в вузы, а также переход на уровневую, так называемую болонскую систему подготовки специалистов. Я не вижу в этом ничего страшного. Если мы живем в мировом сообществе, если мы вступаем в ВТО, если мы принимаем правила игры, то мы должны играть по этим правилам. Наша задача — обеспечить высокое качество обучения. Здесь же таится и главная опасность. У нас огромное количество вузов и если все они — и государственные, и коммерческие — начнут готовить не только бакалавров, но и магистров, обеспечить качество будет крайне сложно. Потому что, к сожалению, ни кадровый состав преподавателей, ни материально-техническая база, ни наличие учебных лабораторий не позволяют большинству из вузов обеспечить подготовку магистров. Магистр — это совсем другой профессиональный уровень.
КонсультантПлюс: А в чем принципиальное отличие бакалавров от магистров?
Михаил Абдурахманович: Возьмем наш университет. Мы готовим бакалавров экономики, менеджмента, юриспруденции, математики, IT-технологий. Причем подготовка осуществляется «по профилям» профессиональной деятельности. Что это означает? Бакалавры экономики, например, изучают финансы и кредит, налоги и налогообложение, анализ и аудит, мировую экономику. На своем уровне они получают базовые знания и осваивают основы профессиональной деятельности. Они могут спокойно идти в финансовые и банковские учреждения или на любое производство и занять соответствующую должность. Но для того чтобы быть профессионалом в узкой конкретной области, например в сфере банковского менеджмента, или успешно работать на стыке экономики и права, скажем, заниматься правовым обеспечением экономики, знаний, полученных в бакалавриате, недостаточно. Для этого и существует магистратура. В нашем университете можно выбрать любую из более чем 30 магистерских программ.
Магистратура призвана окончательно определить путь развития специалиста, она является основой его профессиональной ориентации. А бакалавриат — это база, позволяющая ему профессионально приступить к работе. Кстати, мировой опыт показывает, что в странах, которые переходят на уровневую подготовку, сначала 70-80 % выпускников бакалавриата идут в магистратуру, но со временем это число сокращается до 25-30%. Поэтому если бакалавр приходит в банк или куда-то еще, то до требуемого профессионального уровня, как это принято на западе, выпускника должен довести собственный учебный центр работодателя.
КонсультантПлюс: А у нас в России сейчас есть такие центры?
Михаил Абдурахманович: Должны быть. На западе это обычное явление. Никого просто так не допустят непосредственно к рабочему месту, даже если он самый лучший выпускник самого лучшего университета. Как только новичок приходит на производство, он должен пройти тестирование, отбор, после чего его направляют в учебный центр, где читаются лекции и проводится профессиональный разбор специально подготовленных кейсов.
КонсультантПлюс: Может ли, например, инженер по специальности поступить к Вам в магистратуру?
Может, если он хорошо изучал микро- и макроэкономику. Еще один экзамен, который он обязательно должен сдать в нашем университете, независимо от того, на какое направление идет, это иностранный язык. Без иностранного языка, каким бы выдающимся специалистом он ни был, сейчас никак нельзя. И в первую очередь, без английского языка. Без него успеха, о котором мы говорили, не будет. Мы находимся в мировой системе, где главенствует английский язык. Бухгалтер, например, который не знает английского языка, имеет весьма ограниченные перспективы профессионального роста, потому что вся терминология, и в первую очередь отчетная, представлена на английском языке. Во многом оттого, что в советское время мало внимания уделяли иностранным языкам, отстают многие наши ученые и научные коллективы. Наши вузы и научные центры не попадают в мировые рейтинги, потому что научная литература публикуется на английском языке, научные работы цитируются в англоязычных изданиях.
КонсультантПлюс: Финансовый университет является одним из крупнейших финансовых вузов России, Ваши выпускники высоко ценятся работодателями. В чем секрет успеха университета? Каковы наиболее важные показатели качества образования, которое дает Ваш университет?
Михаил Абдурахманович: Сегодня 93% выпускников Финуниверситета работают по специальности. У нас есть результаты исследований, подтверждающие эти показатели. Давайте посмотрим материалы по выпуску 2010 года. На начало июня уже работали 78% выпускников. В феврале — 97%. Если уточнить по факультетам, то на «Учете и аудите» 100%, на факультете налогов и налогообложения — 99%. Наименьший результат был на Международном экономическом факультете — 91%. Кстати, на этом факультете был выпуск бакалавров, и все эти «нетрудоустроенные» собирались идти в магистратуру.
Как оценивают наши выпускники уровень своей профессиональной подготовки? 96,5% опрошенных выпускников оценивают теоретические знания, полученные в Финансовом университете, на высоком и очень высоком уровне. Я считаю, что это очень хорошо. Чуть хуже, когда речь идет о практической подготовке, только 71% выпускников оценивают уровень практической подготовки на высоком и очень высоком уровне. Мы это понимаем. Поэтому мы сейчас открываем кафедры совместно с PriceWaterhouseCoopers, KPMG, с Ассоциацией российских банков, с Внешэкономбанком, чтобы еще шире привлекать к преподаванию в университете высококвалифицированных специалистов-практиков. И второе, встречное, направление — мы поставили задачу, чтобы все преподаватели университета обязательно проходили стажировку раз в три года на производстве: в банках, в страховых компаниях.
КонсультантПлюс: А где чаще всего работают ваши выпускники?
Михаил Абдурахманович: Первое место занимают банки. За ними идут консалтинг и аудит. Около 7% идут работать в госструктуры, примерно такое же количество открывают собственный бизнес, работают в лизинговых и туристических компаниях, занимаются строительством и недвижимостью. Примерно 5% работают в сфере страхования и инвестиций, 8% занимаются наукой и преподавательской деятельностью.
КонсультантПлюс: Охотно ли берут ваших выпускников?
Михаил Абдурахманович: К сожалению, даже слишком охотно. Многие ребята начинают работать на третьем, четвертом курсах. И такие студенты начинают воображать, что они уже все знают, начинают пропускать занятия. В конечном счете страдают и студенты, и работодатели. Поэтому мы предполагаем в ближайшее время запретить работать студентам бакалавриата. Пришли учиться — учитесь. Поработать еще успеете.
КонсультантПлюс: Получается, что диплом Финансового университета — своеобразный знак качества специалиста?
Михаил Абдурахманович: Я очень надеюсь на это, но окончательную оценку должны дать сами выпускники и работодатели. Выпускники говорят — да. Из работодателей нам пока тоже никто не сказал: «Вы готовите плохих специалистов». Да и было бы прискорбно, если бы университет при Правительстве Российской Федерации готовил бы плохо. Ведь мы возглавляем учебно-методическое объединение вузов России. Мы говорим: «Делайте как мы, делайте лучше нас». Но мы должны быть всегда впереди. Очень простой принцип.
КонсультантПлюс: Сегодня во всех сферах деятельности широко применяются компьютеры, программные средства. Уверенное владение передовыми информационными технологиями стало своеобразным стандартом качества выпускников вузов. Понимая это, компания «КонсультантПлюс» в рамках своего некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российской науки и образования» уже около 20 лет сотрудничает с вузами России, предоставляя преподавателям и студентам свободный доступ к своим информационным ресурсам.
Как в Финансовом университете готовят студентов к использованию информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности?
Каково Ваше отношение к использованию справочных правовых систем при подготовке юристов, экономистов и специалистов в области управления?
Михаил Абдурахманович: Чтобы ответить на этот вопрос, надо снова вернуться к проблемам, связанным с реформой образования. Реформа будет успешной только в том случае, если мы научим студентов работать самостоятельно. Сегодня у нас основное внимание уделяется аудиторным занятиям, а это не совсем правильно. К сожалению, преподаватель сам не всегда успевает освоить все новое, что ежедневно появляется в науке и в производстве, соответственно, он не может донести это до студентов. Мы должны обеспечить студентов доступом к самой оперативной и достоверной информации — читайте, знакомьтесь, анализируйте, работайте самостоятельно. Задача преподавателя — помочь разобраться в этой информации, быть не ментором, но учителем, наставником, показать направление движения, а не водить студента за руку. Информация в нынешнее время — это, может быть, самое главное. Ваша система — очень удачное подтверждение этому. Почему система КонсультантПлюс необходима в учебном процессе? В ней самая свежая правовая информация, аналитика. Так давайте и предоставим студенту возможность с этой информацией ознакомиться. Пусть поработает самостоятельно в библиотеке, да в конце концов, в сквере на лавочке. Современная техника предоставляет и такую возможность.
Еще раз повторюсь: информация — очень важная вещь. А готовить людей, которые могут работать с ней, заниматься анализом, важно и для нашей сферы. Поэтому мы занимаемся подготовкой IT-специалистов для финансово-банковской сферы, которые смогут работать на стыке техники и экономики. Мы активно рекомендуем использовать правовые программы, и в первую очередь КонсультантПлюс, в учебном процессе на профильных факультетах. Уже много лет мы с вами проводим конкурсы на знание системы КонсультантПлюс и привлекаем к этому другие вузы. Кроме того, наши сотрудники, не только преподаватели, активно используют систему. Что ни спросишь, они сразу ссылаются на КонсультантПлюс. Такого рода помощь и поддержка — это важный элемент подготовки студентов к практической деятельности. Для нас это сотрудничество очень важно.
КонсультантПлюс: Большое спасибо, Михаил Абдурахманович за интересную беседу. Что бы Вы могли пожелать нынешнему студенту?
Михаил Абдурахманович: Я повторю: студент, выйдя из университета, должен продолжать учиться. Как это ни банально звучит, без этого невозможно добиться успеха. Студент, точнее, уже не студент, а специалист, должен всю жизнь самообразовываться, самосовершенствоваться и развиваться.
Документы по теме интервью:
Экономическое образование
Как отличить экономиста от юриста
Сколько России нужно профессиональных экономистов? Очень-очень мало, если под экономистами мы понимаем исследователей, профессоров, макроэкономистов в банках, крупных компаниях и министерствах. Думаю, что если все российские университеты будут выпускать 1000 специалистов такого профиля, то потребность в экономистах будет закрыта.
Сколько России нужно людей, которые понимают базовые правила и законы экономики в широком смысле этого слова? Очень много! Миллионы, возможно десятки миллионов людей. Знать основы экономики полезно и частным предпринимателям, и всем управленцам, и даже торговому представителю производителя шампуней в провинциальном городе.
А кто получает экономическое образование в России? И первые (которых очень мало), и вторые. И это далеко не чисто российская специфика. Если студент решил изучать экономику, то в большинстве случаев он просто хочет пойти работать в фирму, банк или стать предпринимателем. О научной карьере мечтают и могут на нее рассчитывать лишь выпускники считанного числа элитных факультетов топовых университетов.
Сколько России нужно профессиональных юристов? Миллионы. Это и адвокаты, и корпоративные юристы, и чекисты, и милиционеры, и многие чиновники. Этим людям нужно профессиональное юридическое образование (в большинстве случаев это жесткое условие при поступлении на работу). И по идее именно они должны составлять костяк студентов юридических факультетов.
Скольким людям в России нужны базовые знания законов? Всем. Но этот мотив редко будет определяющим при выборе юридического вуза или факультета.
Принципиальная разница между экономистами и юристами и между экономическим и юридическим образованием, к сожалению, не всегда прослеживается в действиях Министерства образования. Создается впечатление, что эти две профессии сейчас постоянно идут в паре и меры к ним всегда обсуждаются идентичные.
Так, на днях министр образования Дмитрий Ливанов предупредил, что бюджетные места по экономическим и юридическим специальностям в 2017 г. будут сокращены на треть и перераспределены на другие профессии. Идея в целом здравая, но почему на треть и там и там?
Еще одна инициатива министерства – потенциальный запрет на заочную форму обучения экономистов и юристов. Тут я вообще отказываюсь понимать логику. Либо мы закрываем вообще все заочные институты, как принципиально вредные и не способные на какое-либо здравое обучение, либо давайте действовать разумно.
Экономические заочные факультеты нужно реформировать и развивать. Для этой категории студентов (не ученых-экономистов) главное – общее развитие. Весь мир пытается внедрить дистанционное образование, и для тех людей, кому экономика нужна как база, это один из возможных путей. От онлайн-лекции по макроэкономике профессора Гарварда или ВШЭ явно больше толку, чем от живой лекции доцента-экономиста «урюпинского педа».
И наоборот, профессиональным юристам важно не только развитие, но и детальные знания, которые, безусловно, закреплять в заочной форме, без общения с однокурсниками и преподавателями, гораздо сложнее.
Автор – независимый обозреватель
зачем топ-менеджерам второе образование? — РБК
В качестве места получения второго высшего образования московские вузы доминируют еще более явно, чем в случае первого высшего образования. В Москве второе высшее получали 75,8% руководителей, тогда как первое высшее —61,7%. На втором месте остался Санкт-Петербург (14,9%), далее следуют Новосибирск (1,4%) и Нижний Новгород (1,2%).
Лидером в списке вузов, в которых будущие руководители получали свое первое высшее образование, является Московский государственный университет, на долю которого приходится 11,4% наблюдений. Второе и третье места с почти двукратным отставанием занимают Московский государственный институт международных отношений и Финансовая академия (6,0 и 5,9% соответственно). На четвертом месте еще один классический университет — Санкт-Петербургский государственный университет (3,1%). Остальные места в первой десятке занимают три московских технических вуза (МАИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ), два московских экономических вуза (РЭА и ГУУ) и один петербургский экономический вуз (ФинЭк).
Читайте на РБК Pro
Исследование С.Солнцева (Фото: vo.hse.ru)
Наиболее популярные вузы для получения второго высшего образования—Академия народного хозяйства и Финансовая академия: 12,5 и 11,9% соответственно. Далее со значительным отставанием идут четыре экономических вуза: Высшая школа экономики (5,2%), Российская экономическая академия (4,4%), Санкт-Петербургский университет экономики и финансов (3,9%), Всероссийская академия внешней торговли (3,6%), а также два классических университета: Московский (4,3%) и Санкт-Петербургский (3,7%).
Исследование С.Солнцева (Фото: vo.hse.ru)
Популярность второго высшего образования среди топ-менеджеров позволяет предположить, что прибавка к зарплате после получения второго диплома (а она может быть связана с продвижением по службе) позволяет компенсировать понесенные издержки, отметил Солнцев. Если же концептуально рассматривать учебу по второму кругу, то здесь актуальны теория человеческого капитала и теория сигналов. Первая говорит о стремлении получить те знания, которых не дало ни первое образование, ни опыт. Вторая гласит, что дополнительный диплом оказывается явным преимуществом кандидата в глазах работодателя.
Первое высшее образование имеют почти все топ-менеджеры. При этом примерно две трети имеют одно высшее, а 34,5% — два и больше дипломов.
Эксперт установил, что люди с высшим техническим образованием чаще стремятся получить второй диплом. В советское время техническое образование было одним из самых распространенных (высшая школа учитывала нужды промышленности и ВПК). В условиях рыночной экономики стала активно расти сфера услуг, в промышленности же шел спад. Часть технического образования оказывалась невостребованной. И, наоборот, в условиях развития сферы услуг «технарям» могло не хватать соответствующих навыков. Самый распространенный профиль первого высшего среди руководителей – технический: такое образование получили 46% руководителей (средний показатель, сложившийся из данных по советскому и постсоветскому высшему образованию). Причем среди «корочек» о высшем образовании, полученных во времена СССР, дипломы технических вузов составляли почти 60%, а позднее «упали» почти вдвое – до 35%. Зато актуализировалось экономическое образование, и доля руководителей с дипломами экономистов удвоилась – с 21% до 41%.
Исследование С.Солнцева (Фото: vo.hse.ru)
Солнцев проанализировал и шансы получения второго высшего образования для групп руководителей разного профиля. Для этого он рассмотрел, какая доля топ-менеджеров получала/не получала высшее образование, и учел временной контекст первого круга обучения. Оказалось, что экономисты почти вдвое реже, чем «технари» (а также гуманитарии), имели второе высшее образование: 23% против 40%. У юристов показатель ближе к экономистам – 28%.
При этом обладатели технических и гуманитарных дипломов, как правило, получали второе высшее на родине, а экономисты и юристы – за границей. Возможно, первым двум группам не хватало базовых знаний по экономике и управлению, которые они получали в российских вузах, причем часто без отрыва от производства, комментирует Солнцев. У участников двух последних групп появилась потребность в более детальных знаниях, поэтому они выбирали дорогие зарубежные вузы, в которых обучают в течение одного-двух лет с отрывом от производства.
Экономическое образование в Испании. Испания по-русски
Почему изучать экономику и бизнес нужно именно в Испании?
Высшее экономическое образование в Испании представлено, пожалуй, самым широким спектром специальностей. Спросите: почему? Да очень просто! Во-первых, экономика, бизнес, финансы, менеджмент и маркетинг – это те науки и дисциплины, которые влияют практически на все сферы повседневной жизни каждого отдельно взятого человека, и, конечно, на жизнь стран, регионов, континентов и всего мира в целом. Именно поэтому и потребность в специалистах-экономистах очень велика. А, во-вторых, Испания – это страна, которая сама по себе является своеобразным экономическим флагманом не только Евросоюза, но и мира – и это даже несмотря на общее замедление экономического роста, связанного с преодолением последствий мирового финансово-экономического кризиса. Своим опытом, успехами на бизнес-арене и даже уроками, извлеченными из неудач, испанцы с удовольствием готовы делиться с молодым поколением.
Выбирая Испанию, совсем не обязательно учиться только на испанском языке. Университеты предлагают учебные программы как на испанском, так и на английском языке, кроме того, существуют и двуязычные программы обучения. Имеется выбор и в форме обучения: очная, дистанционная, смешанная и вечерняя – все это предлагают вузы, а выбирать вам. А в дополнение ко всем вышеизложенным аргументам, хотелось бы добавить только одно: испанская система высшего образования предоставляет возможность получить качественное, престижное европейское образование по доступным ценам.
Где получить экономическое образование в Испании?
Качественное высшее образование в сфере экономики и бизнеса можно получить в любом регионе Испании, как в частных, так и в государственных университетах, а также в бизнес-школах, университетских школах менеджмента, маркетинга или туристического бизнеса. Однако бесспорными лидерами по качеству и разнообразию учебных программ, конечно, являются Барселона и Мадрид. Дипломы всех трех циклов, а именно: бакалавриат, магистратура (в том числе МВА и EMBA) и докторантура – доступны в испанских университетах. А в многочисленных бизнес-школах существует еще возможность перед поступлением в бакалавриат пройти и подготовительный год.
ТОП-вузы в сфере экономического образования
- Universitat Autonoma Barcelona
- Universitat Pompeu Fabra – idEC & Barcelona School of Management
- Universitat Ramon Llull
- Universidad Carlos III — Department of Business Administration
- Европейский Университет в Барселоне (EU)
- ESADE Business School
- IESE Business School
- EADA Business School
- Universidad Complutense Madrid – Facultad de Ciencias Economicas y Empresariales
- IE Business School
- ESCP Europe Madrid
- EAE Business School
- ESEUNE Business School
И это далеко не все учебные заведения Испании, в которых можно получить заветный диплом и стать специалистом в мире бизнеса.
Самые популярные специализации экономического, финансового и бизнес-образования
Для того чтобы не растеряться при выборе своей будущей специальности, воспользуйтесь нашей подсказкой. Мы рекомендуем в первую очередь ответить на вопрос: «В какой сфере бизнеса я бы хотел работать?» Возможно, уже сейчас вы точно определили для себя сектор, в котором мечтали бы строить карьеру: банковское дело и финансы, туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, фармацевтика и медицина, спорт, полиграфический бизнес или свой собственный – семейный. Тогда и учебную программу нужно выбирать соответствующую. Ну, а для тех, кто пока в поиске, можно выбрать общие дисциплины:
- Управление организациями и экономика предприятия
- Менеджмент и предпринимательство
- Международные экономические отношения и международный бизнес
- Маркетинг и продажи
- Экономика и юриспруденция в сфере бизнеса
- Управление малым и средним бизнесом
- Маркетинг и коммерческий менеджмент
- Бизнес-администрирование
- Коммуникационные технологии в бизнесе и PR
- Дизайн-менеджмент
- Менеджмент в сфере цифровых медиа
- Бизнес-финансы
- Семейный бизнес
- Инновационные технологии и предпринимательство
- Корпоративные финансы и право
- е-Бизнес
- Управление HR
- Глобализация и бизнес
- Бизнес-стратегии
- Маркетинг и социальные медиа
И это далеко не весь список возможных специализаций. Напишите нам и наши опытные менеджеры помогут вам выбрать самые лучшие и интересные учебные программы в сфере экономики и бизнеса, расскажут об особенностях различных вузов, опишут правила поступления и будут вашими надежными помощниками на протяжении всего пути от вашего дома до дверей испанского вуза.
Центр услуг «Испания по-русски» – это Ваш гид по обучению в Испании. Подбор учебных заведений, перевод в испанский вуз, визы, ВНЖ для всей семьи, детские лагеря, спортивные и английские школы.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(0) (0)Экономическое воспитание
«Формирование начал экономического воспитания дошкольников»
Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика, понимается как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений.
Экономические понятия «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. входят в жизнь ребенка с раннего возраста.
В некоторых дошкольных учреждениях уже несколько лет ведется работа по апробации и внедрению в практику авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и … экономика».
Прежде чем начать работу, необходимо было познакомить педагогов и родителей с концепцией программы «Дошкольник и … экономика». Провели анкетирование родителей, стремясь выяснить их отношения к раннему приобщению ребенка к экономике.
В программе делается акцент на взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания, а понятия «труд», «трудолюбие», «аккуратность», «бережливость», «честность» всегда входили в сферу воспитательной работы детского сада.
Педагоги, работающие по программе «Дошкольник и … экономика» уже накопили богатый методический материал. Они знают, как дать детям элементарные сведения из области экономики, научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; как с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, предметов и вещей; как объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий: «труд, товар, деньги, стоимость, цена», с одной стороны и «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» — с другой.
Педагогами разработано содержание занятий и сюжетно-дидактических игр, создана специфическая предметно-развивающая среда. Наиболее результативный формой работы с детьми является сюжетно-дидактическая игра, в которую включается конкретное экономическое содержание (например, «Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет» и др.). В игре облегчается процесс усвоения новых знаний и умений, она способствует развитию детской активности, самостоятельности. Кроме того, ставит перед ребенком конкретные нравственные задачи, например купить для кого-то подарок, помочь собрать урожай и т.д.
Занятия и сюжетно-дидактические игры расширяют экономический кругозор детей, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Сталкиваясь с проблемными ситуациями экономического характера в реальной жизни и игре, дошкольники приобретают опыт практической деятельности.
Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)». Поэтому серию занятий педагоги посвятили ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.
На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточнили, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги. Конечно, большая работа была проведена с родителями. Детям было дано необычное домашнее задание – подготовить сообщение о стране, в которой они отдыхали. Задание предусматривало помощь детям, и мы нашли отклик и понимание со стороны родителей. Занятия получились интересными и познавательными. Приобретенные знания дошкольники переносили в игры и повседневную жизнь.
Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться деньгами. С этой целью воспитатели знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «бюджет семьи», объясняли, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей.
Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи …» — и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление о том, что денег у неё нет: ведь он только что видел их в кошельке.
Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, необходимо с ними обсуждать возможные варианты расходования денег. При этом надо исходить из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородные телефонные переговоры и т.д. По просьбе воспитателей родители вместе с детьми планировали на семейном совете текущие траты. Сюжетно-дидактическая игра «Семья» помогла выяснить, научились ли дети соотносить доход с ценой на товары в игрушечном магазине, на что тратят заработанные деньги и чьи интересы при этом учитывают.
Реализация задач экономического воспитания возможна лишь при условии полноценного решения задач трудового и нравственного воспитания, так как труд является ведущей экономической категорией, а нравственный аспект – важнейшим в сфере экономических отношений.
Дети должны научиться уважать чужой труд, осознать, что предметной мир – мир рукотворный, приобрести качества, необходимые настоящему хозяину (трудолюбие, аккуратность, бережливость, экономность, щедрость) и современному профессионалу (умение договариваться, вступать в контакт с широким кругом людей – партнерами и клиентами общительность, порядочность, ответственность).
В детском саду стало традицией печь к празднику печенье. Выполняя работу, дошкольники учатся договариваться между собой, уважительно относиться к результатам труда, экономно расходовать продукты.
На первых порах, раскатав тесто и вырезав формочкой печенье, дети оставляли большое количество кусочков, из которых нельзя было вырезать печенье. Важно было показать малышам, что существует возможность использовать полуфабрикат до конца. Навыки рационально использования материала закрепились на занятиях и в быту, детей учили экономно расходовать цветную бумагу, не выбрасывать оставшиеся кусочки хлеба и т.д.
При этом необходимо было найти способ внушить детям, что бережливость и экономность – это не скупость и стяжательство, так же как честное соревнование – не стремление победить любой ценой, да и ценность вещи далеко не всегда определяется её стоимостью. Размышляя над тем, что можно сделать с печеньем, которое испекли, дошкольники предлагали его съесть, продать, кого-нибудь угостить и в конце концов откликнулись на предложение воспитателя помочь детям младшей группы провести занятие «Сервируем стол к празднику». Отобрали самое красивое печенье, разложили его по тарелочкам и отдали малышам. На вопрос: «А не жалко?» — уверенно ответили: «Нет. Это подарок, а подарок должен быть красивым». Таким образом, можно оценить деньгами, а удовольствие от труда можно получить и от бескорыстной помощи, услуги.
Кроме того, дошкольников учили беречь ресурсы страны: воду и электроэнергию.
В ходе беседы «Зачем людям вода?» выяснилось, что дети не могут ответить на вопрос: «Почему надо экономить воду, которая течёт из крана?», ведь её много и она никогда не кончается.
Объяснение, что за воду мы платим, вызвало у детей удивление. Педагоги обратились с просьбой к родителям показать детям квитанции по оплате коммунальных услуг и рассказать о том, что включает в себя плата за квартиру.
В детском саду были проведены занятия – беседы на темы «Свет в нашем доме» и «Без воды нет жизни», в ходе которых объяснили малышам, откуда берутся в доме электричество и вода, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет на лестнице. Тем более что им объяснили, что и в детском саду мы за всё расплачиваемся сами, и чем больше денег придется заплатить за свет и воду, тем меньше их останется на покупку игрушек.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Центр экономического образования ООН | Центр экономического образования
На национальном уровне он входит в состав Совета по экономическому образованию. Он периодически пересматривается Советом по экономическому образованию и в настоящее время имеет наивысший рейтинг аккредитации.
Центр поддерживает и поощряет учителей в их усилиях по обучению экономическим концепциям, необходимым будущим гражданам, чтобы они стали хорошо информированными избирателями, мудрыми потребителями и эффективными производителями.
Чем может вам помочь Центр экономического образования ООН?
Если вы школьный администратор, позвольте мне помочь вам
- Разработать учебную программу для нового курса экономики или личных финансов
- Изменить учебную программу для существующего курса экономики или личных финансов
- Обеспечьте индивидуальное профессиональное развитие ваших учителей, которое предоставит им высококачественный контент, увлекательные уроки для студентов и уверенность в успешном преподавании экономики и личных финансов
Если вы учитель, позвольте мне помочь вам
- Пересмотрите свою программу, включая темп, темы и время
- Предлагает вам увлекательные уроки, которые вы можете сразу же внедрить в свой курс экономики или личных финансов.
- Общая поддержка для успешной учебы
Что говорят о Центре экономического образования ООН?
«Центр экономического образования при ООН полностью изменил экономическое образование в моей школе.Их возможности профессионального развития и мероприятия для студентов являются неотъемлемой частью моей учебной программы. За последние несколько лет я стал свидетелем невероятного роста экономического мышления на моих курсах, а также общей успеваемости.
Экономика может быть очень пугающим предметом как для преподавателя, так и для студента, и Центр экономического образования полностью изменил это чувство. Я лично перестал нервничать, чтобы преподавать предмет, и не был уверен в содержании, к тому, что теперь считаю экономику своим самым сильным предметом в качестве учителя.Большая часть этой уверенности пришла из инструментов и рекомендаций, предоставленных доктором Вагнером, который стал невероятным ресурсом для моей карьеры.
Наконец, я заметил заметное увеличение числа студентов, которые рассматривают возможность карьерного роста в области экономики, что является свидетельством работы центра по продвижению этой карьеры посредством их мероприятий, проводимых в ООН ».
— Мэтт Пирсон, средняя школа Брайана
Совет по экономическому образованию
Было ли социальное обеспечение успешным?
Это целенаправленное исследование позволяет студентам изучить как цели, так и потенциальные успехи Программы социального обеспечения, уделяя особое внимание денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике в различных экономических условиях.
Загрузите версию WORD здесь
Загрузите версию PDF здесь
Имеет ли значение долг?
В ходе этого расследования студенты проводят расследование увеличения федерального дефицита и общего федерального долга. Как постоянный источник политической поляризации, долг является актуальной темой, которая проливает свет на несколько национальных экономических концепций: налогообложение, расходы федерального правительства, государственные бюджеты, дефицит и сам федеральный долг.
Загрузите версию WORD здесь
Загрузите версию PDF здесь
Как мы должны реформировать социальное обеспечение?
Это расследование приводит студентов к изучению современных прогнозов, указывающих на будущую нехватку финансирования для социального обеспечения, причин этой нехватки, а также к анализу некоторых важных предложений по реформированию системы социального обеспечения.
Загрузите версию WORD здесь
Загрузите версию PDF здесь
Не слишком ли дорого обходится социальное обеспечение?
Это исследование позволяет студентам изучить экономические издержки и социальные выгоды социального обеспечения, уделяя особое внимание тому, как стимулы влияют на выбор, который может привести к политике, предполагающей различные затраты и выгоды для различных групп.
Загрузите версию WORD здесь
Загрузите версию PDF здесь
Загрузите PDF-версию здесь
Это исследование помогает студентам изучить психологию принятия экономических решений.Это исследование, основанное на науке о поведенческой экономике, дает учащимся возможность понять, какой экономический выбор люди в их возрастной группе делают каждый день, исходя из различных стимулов, затрат и выгод.
Загрузите версию WORD здесь
Загрузите версию PDF здесь
Почему образование важно для экономического развития
Молодая девушка стоит, чтобы читать. Фото: © Стив Харрис / Всемирный банк
На Глобальной конференции по вопросам равноправия и передового опыта в базовом образовании , которая пройдет в Шанхае, Китай, 17-19 мая 2016 г., Всемирный банк будет обсуждать выдающееся положение Шанхая в высоких рейтингах по международным тестам на успеваемость.На конференции также будет рассмотрено, как хорошая политика может помочь улучшить качество образования в других странах. Смотрите слайд-шоу, пресс-релиз, основные выводы.
«Дайте человеку рыбу, и он будет есть в течение дня. Научи человека ловить рыбу, и он будет есть на всю жизнь ». — Лаоцзы (老子), древний китайский философ и писатель, известный как известный автор« Дао дэ цзин ». Он является основателем философского даосизма и почитается как божество в даосизме и традиционных китайских религиях.
Сегодня в школе ходит больше детей, чем когда-либо прежде. Например, в 1950 году средний уровень образования в Африке составлял менее двух лет. Сегодня прошло более пяти лет. В Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в период с 1950 по 2010 год обучение населения увеличилось с двух до семи лет. Это более чем 200-процентный рост! В настоящее время прогнозируется, что в глобальном масштабе средняя продолжительность обучения увеличится до 10 лет к 2050 году. Это больше, чем пятикратное увеличение в течение полутора веков.
Тем не менее, 124 миллиона детей и подростков по-прежнему не ходят в школу. Кроме того, более 250 миллионов школьников не умеют читать даже после нескольких лет обучения в школе.
Вот пять вещей, которые вы должны знать о ключевой роли образования в экономическом развитии:
Образование — это вложение
Важность знаний и обучения признавалась с незапамятных времен. Платон писал: «Если человек пренебрегает образованием, он идет хромым до конца своей жизни.
Но на самом деле именно экономисты, получившие Нобелевскую премию, выдвинули аргумент об образовании как об инвестициях. T.W. Шульц утверждал, что инвестиции в образование объясняют рост, а Гэри Беккер дал нам теорию человеческого капитала.
Короче говоря, теория человеческого капитала утверждает, что инвестиции в образование окупаются более высокой заработной платой. Более того, теория и эмпирические оценки поддерживаются современной наукой, как объяснил Джеймс Хекман.
Нейрогенез говорит нам, что обучение может продолжаться и в пожилом возрасте.Относительные затраты и выгоды от инвестиций в пожилых людей по сравнению с молодыми людьми различаются. Инвестиции в более способных работников в любом возрасте приносят более высокую прибыль, чем вложения в менее способных работников, а способности формируются в раннем возрасте.
Образование платит
В целом, следующий год обучения увеличивает заработок на 10 процентов в год. Обычно это больше, чем любое другое вложение, которое может сделать физическое лицо:
Стоимость человеческого капитала — доля человеческого капитала в общем богатстве — составляет 62 процента.Это в четыре раза больше стоимости произведенного капитала и в 15 раз больше стоимости природного капитала. Во всем мире мы — правительства, частный сектор, семьи, отдельные лица — тратим более 5,6 триллиона долларов в год на образование и профессиональную подготовку. Страны тратят 5 процентов ВВП на образование или 20 процентов своего национального бюджета. В образовании занято около пяти процентов рабочей силы.Более того, растет частный доход от обучения — то, что люди получают на рынке труда. Возврат увеличивается более чем на 20 процентов в Африке и более чем на 14 процентов в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.Большое изменение в последнее время заключалось в том, что сейчас высшее образование приносит наибольшую отдачу.
Навыки, востребованные на рынке труда, меняются
Одной из причин изменения модели доходности является гонка между технологиями и образованием, поскольку рынки труда приспосабливаются к автоматизации. В этом новом мире конкурентоспособность рабочих ограничивается низкой производительностью систем образования в большинстве развивающихся стран. Технологические изменения и глобальная конкуренция требуют от многих овладения компетенциями и приобретения новых навыков.
Страны могут конкурировать — и добиваться успеха
Чтобы добиться успеха на сегодняшнем рынке труда, нужно вкладывать средства как можно раньше, а затем вкладывать средства в соответствующие навыки (см. Ниже). Прежде всего, странам необходимо разумно инвестировать, уделяя внимание трем принципам: автономия, подотчетность, оценка. Им нужно уделять внимание учителям, развитию и культуре детей младшего возраста.
Важно сосредоточиться на результатах.
Системы образования, которые хорошо подготавливают детей в раннем возрасте, непрерывно реформируются и используют информацию для улучшения и подотчетности.Информация для подотчетности работает, как и высокая оценка; но то же самое делают и оценки с низкими ставками. В любом случае, подотчетность на основе тестов рентабельна. «Даже если бы затраты на подотчетность были в 10 раз больше, чем они есть, они все равно не составили бы 1% затрат на государственное образование» (Хоксби).
Расширяйте возможности, но обращайте внимание на справедливость
Странам необходимо повышать качество, стремиться к совершенству и расширять возможности на основе эффективности и справедливости.Это означает обеспечение того, чтобы обездоленная молодежь поступала и добивалась успеха.
В то время как отдача от обучения высока в среднем ( Псахаропулос и Патринос 2004 ) , результаты различаются (Черногория и Патринос, 2014) . У таких учеников, которые не успевают, должны быть более качественная информация и более широкие сети поддержки, чтобы помочь им справиться с проблемами завершения своего высшего образования. Дополнительная информация также будет полезна студентам и семьям из неблагополучных семей, которые склонны переоценивать преимущества и недооценивать затраты.
Образование действительно является одним из самых мощных инструментов сокращения бедности и неравенства, и оно закладывает основу для устойчивого экономического роста. Давайте начнем вкладывать в это больше.
Следуйте за Гарри Энтони Патриносом в Twitter по адресу @hpatrinos.
Узнайте больше о работе Группы Всемирного банка в области образования в Twitter и Flipboard.
Purdue Center for Economic Education
Наша миссия
Центр экономического образования Purdue (PCEE) отмечает 55-летие национального лидера в области экономической грамотности.
С момента своего создания в 1966 году, PCEE является примером духа своей миссии по поддержанию и укреплению лидирующих позиций Университета Пердью в области экономического образования и непосредственного предоставления услуг школьным системам в Типпекано и близлежащих округах.
Наша история
История нашего центра началась в 1966 году, когда он был директором-основателем Деннисом Вайденааром. Однако наши корни в Департаменте экономики восходят к 1950-м годам до основания Краннерта.В 1957 году наш отдел нанял Лоуренса Сенеша, первого профессора экономического образования в стране. Профессор Сенеш получил гранты на повышение экономической грамотности детей младшего возраста. Он считал, как мы все еще верим сегодня, что основные экономические принципы, такие как дефицит, альтернативные издержки, компромиссы и принятие решений, должны быть сначала введены вместе с языковыми и математическими навыками в начальных школах. В 1964 году Роберт Хортон, бывший партнер Goldman Sachs, настолько глубоко верил в раннюю экономическую грамотность, что согласился приехать в Purdue в качестве преподавателя экономики с годовой зарплатой в 1 доллар.
- ИСТОРИЯ PCEE С 1966 ГОДА
Наш директор-основатель и будущий декан Краннерта, Деннис Вайденаар, сосредоточил свои усилия на национальном уровне на обучении преподавателей социальных наук и разработке некоторых из первых программ обучения использованию микрокомпьютеров для преподавания экономики. В 1971 году профессор Краннерта Питер Харрингтон стал директором Совета по экономическому образованию Индианы (ICEE) и основал центры в других университетах штата Индиана.Майк Уоттс, руководивший PCEE с 1984 по 2014 год, зарекомендовал себя как национальный исследователь в этой области, автор 77 научных статей и редактор журнала «Journal of Economic Education».
ПОСЕТИТЕ НАШУ ИСТОРИЮ СРОК
Наше видение
- ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА РЕЗУЛЬТАТАХ
Центр экономического образования Purdue (PCEE) стремится проводить исследования, обучать студентов и преподавателей Purdue, разрабатывать учебные материалы и участвовать в школьных и общественных программах, которые повышают как экономическую грамотность, так и экономические результаты в обществе.Хотя время от времени мы будем работать напрямую с учащимися школ K-12, модель нашего центра будет по-прежнему сосредоточена на оснащении учителей для разработки концепций экономического образования, включая финансовую грамотность, карьерный рост и предпринимательство, со своими учениками.
- ИНТЕГРАЦИЯ СТЕКЛА
PCEE стремится развивать исследования, учебные программы и усилия по интеграции STEM (науки, технологии, инженерии и математики) и экономического образования. Мы продолжим усилия нашего центра по включению компьютерных и аудиторных технологий в учебные материалы по экономике.Мы также продолжим изучать преимущества объединения этих двух областей на практике как для экономического, так и для математического образования.
Центр экономического образования — Государственный университет Эмпория
Заявление о миссии
Миссией Центра экономического образования ЕСУ является предоставление высококачественных программ и материалов, которые способствуют изучению основных экономических концепций и способности к экономическому мышлению учащихся детского сада. через старшие классы средней школы, особенно в зоне обслуживания Центра.Более того, признавая, что экономическое образование является непрерывным процессом, Центр будет стремиться к тому, чтобы каждый учащийся знакомился с экономикой с первых классов и продолжался в средней школе.
Важно понимать, что учитель каждого детского сада до двенадцатого класса не обязательно обладает подготовкой, способностями и мотивацией, чтобы с энтузиазмом обучать учащихся экономическим концепциям и рассуждениям эффективным и подходящим для класса образом. Тем не менее, цель Центра — подготовить достаточное количество учителей, чтобы учащийся имел существенный опыт использования высококачественных инструкций и материалов по экономике несколько раз в процессе обучения.
Библиотека выдачи
В Центре есть практически все публикации Национального совета по экономическому образованию и многих других. Привилегии при оформлении заказа распространяются на учителей, при этом наивысший приоритет имеют учителя, работающие в зоне обслуживания Центра. Если у нас нет того, что вы хотели бы использовать, не стесняйтесь обращаться в другой центр в Канзасе. В настоящее время Центр не взимает плату за проверку материалов; все, что мы просим, - это вернуть его в Центр или оплатить обратную пересылку, чтобы получить его здесь.Все, что присылается, следует направлять по адресу:
Центр экономического образования
Campus Box 4027
Научный зал 141
Государственный университет Эмпории
1 Kellogg Cir
Emporia, KS 66801-5087
Общественная работа
Финансовая и экономическая грамотность
Экономическая и финансовая грамотность — это основа для принятия важных решений как индивидуально, так и коллективно. Хотя центр сосредоточен в первую очередь на обучении и обучении учителей K-12, мы будем предлагать докладчиков, семинары и ресурсы для более широкой аудитории.Пожалуйста, свяжитесь с Робом Катлеттом в Центре для получения дополнительной информации по телефону 620-341-5678.
Ресурсы в Интернете:
Регулярная экономия даже небольших сумм может со временем принести значительное богатство. Попробуйте по первой ссылке; вторая иллюстрирует несколько ситуаций, связанных с интересом:
Совет по экономическому образованию
Home
Канзасский совет по экономическому образованию (штат)
Федеральный резерв
https://www.kansascityfed.org /
Центр экономического образования — Коллатская школа бизнеса
Центр экономического образования UAB (CEE) — это некоммерческая организация 501 (c) 3 в составе бизнес-школы UAB Collat, которая занимается экономическим образованием учащихся от детского сада до средней школы. UAB CEE, входящий в состав Совета по экономическому образованию штата Алабама и аккредитованный на национальном уровне Советом по экономическому образованию, работает более тридцати лет.
Мы даем четвертое «R» — реальное понимание того, как построить плодотворную жизнь — молодежи Алабамы. Наша цель — охватить каждого ребенка в Алабаме и научить его формированию более информированных граждан, способных принимать более обоснованные решения в качестве получателей дохода, вкладчиков, инвесторов, заемщиков, избирателей и участников мировой экономики.
Мы делаем это, обучая педагогов: предоставляя инструменты учебной программы, педагогическую поддержку и сообщество сверстников, которые наставляют, вдохновляют и направляют.Мы гордимся тем, что являемся частью национальной сети филиалов, насчитывающей более 240 филиалов по всей стране.
Подготовка учителей
Обучение без отрыва от производства учителей по контактным часам повышения квалификации проводится Центром экономического образования UAB через членство с Региональным центром повышения квалификации UAB и ACEE.
«Экономика для педагогов», зачетный курс колледжа предлагается каждый весенний семестр учителям, работающим до начала работы , которые проходят сертификацию по общественным наукам.
Студенческие программы
The Alabama Economics Challenge: The Challenge побуждает студентов применять свои экономические знания во время работы в командах, чтобы выиграть государственные, региональные и национальные награды. С 2004 года UAB CEE проводит чемпионат Alabama Economics Challenge в кампусе UAB.
Дополнительная информация
Сара Э. Калвер, доктор философии
Директор Центра экономического образования
UAB Collat School of Business, CSB 270
710 13th St.S.
Почта: 1729 2nd Ave. S, CSB 270
Birmingham, AL 35294-4460
Центр передового опыта в области экономического образования — Chaminade University of Honolulu
Home> Центр передового опыта в области экономического образованияЦентр повышения квалификации в области экономического образования (EECE)
В сотрудничестве с Гавайским советом по экономическому образованию (HCEE) Школа бизнеса и коммуникаций Университета Чаминад открыла Центр экономического образования для повышения финансовой грамотности и видения Гавайев устойчивого будущего.
Миссия
Центр экономического образования Chaminade (EECE) способствует процветанию и экономической справедливости на Гавайях и в Тихоокеанском регионе, аффилированном с США, посредством интегрированного экономического образования, обучения и исследований.
Vision
EECE разрабатывает и реализует образовательные программы для преподавателей, студентов и общества в поддержку расширения экономических прав и возможностей K-through-Kupuna на Гавайях и в Тихоокеанском регионе, аффилированном с США. Исследовательская деятельность EECE сосредоточена на экономической справедливости и социальной мобильности для информирования на основе данных при принятии решений и выработке политики.EECE объединяет разнообразное сообщество заинтересованных сторон в поддержку устойчивой, диверсифицированной и справедливой экономики Гавайев.
Что такое экономическое образование?
Экономическое образование — это попытка изучить и улучшить существующие материалы экономической программы и педагогические методы на всех уровнях образования. Он включает исследование эффективности различных методов обучения, факторов, влияющих на уровень экономической грамотности и образовательного равенства в экономических и личных финансах различных групп.
Почему экономическое образование является приоритетом на Гавайях и в Тихоокеанском регионе, аффилированном с США?
Недавний отчет United Way ALICE показывает, что более 42% семей на Гавайях изо всех сил пытаются свести концы с концами. Это число постоянно увеличивается, что свидетельствует о высокой стоимости жизни и увеличивающемся разрыве в уровне благосостояния в штате, а также о глобальных проблемах, непропорционально влияющих на Гавайи и Тихоокеанский регион, включая изменение климата и повышение уровня моря. Повышение экономической устойчивости и финансовой стабильности для нашей камаины в период восстановления экономики после COVID-19 необходимо сейчас как никогда.
Chaminade EECE и ландшафт экономического образования на Гавайях
EECE способствует расширению экономических прав и возможностей семей и сообществ на Гавайях и в Тихоокеанском регионе, аффилированном с США, посредством доступного и постоянного обучения экономической и личной финансовой грамотности с учетом культурных особенностей.