Как правильно писать заметку – Что такое заметка — виды и правила написания с примерами

Содержание

Что такое заметка — виды и правила написания с примерами

Вы узнаете, что такое заметка, а также какими признаками и структурой она обладает в журналистике. Разберем основные ее виды и правила написания. Еще будет много подробных примеров и описаний.

Что такое заметка?

Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.

В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации. Твитнуть

Признаки заметки:

  • Небольшой объем (около 2 000 знаков)
  • Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке. Обратите внимание, здесь нет вопроса почему это произошло или какие будут последствия.
  • Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
  • Более подробно то или иное событие освещается в других жанрах. Например, в репортаже, комментарии или статьи.
  • Достаточно жесткая структура

Структура заметки

Вот как выглядит структура заметки:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовок (не всегда может встречаться)
  3. Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
  4. Основной текст

Как написать заметку

Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с заголовка. В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.

Вы не спрашиваете у читателя!

Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.

Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.

Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «Современная культура». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.

На лид обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.

Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.

Яндекс заметки на главной странице

На главных страницах крупных порталов (Яндекс, к примеру) есть новостные заметки. Но даже прямо в заголовках иногда дают ответы на вопросы.

Если перейти на такую новость, то можно увидеть страницу со всеми источниками этой информации. Дальше просто открываете ту, которая вас заинтересовала.

Лента новостей Яндекса

В ленте новостей Яндекса можно увидеть очень много хороших примеров заголовков и лидов. Обязательно их посмотрите.

Основной текст заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.

Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.

Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.

Виды заметки

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

  1. Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто используется в событийном поджанре.
  2. Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре мини-история такой вид часто может использоваться автором.
  3. Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то небольшое интервью или мини-вывод.

Поджанры

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

Событийная заметка

В событийной (новостной) заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

Пример новостной заметки в газете

Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.

Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс

Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.

Пример анонса предстоящих концертов

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Аннотация

Аннотация — это основной и первоначальный источник информации о статье или книге. И чем грамотнее и точнее вы напишите аннотацию, тем больше вероятности, что кто-нибудь захочет прочитать весь текст статьи.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и статьи.

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Пример заметки в виде аннотации

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее).

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Пример мини-рецензии на кинопоиске

Блиц-портрет

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Мини-обозрение

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

Мини-история

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Мини-совет

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.

Пример мини-совета

Пример заметки в газете

Давайте на конкретном примере из газеты посмотрим, как пишется событийная заметка и какова ее структура.

Событийная заметка в газете

В заголовке мы видим, что уже сообщена главная новость. В лиде (первом абзаце) идет пояснение с ответом на вопросы: что, где и когда.

Что случилось? Путин подписал указ, согласно которому зрители должны регистрироваться. Когда это случилось? 15 ноября 2013 года. Где это случилось? В данном случае это не актуальный вопрос поскольку и так понятно, что в Кремле. Поэтому уточнения тут нет.

Смотрите, если человек пробегается только по заголовку и лиду, то он уже получает достаточную информацию. А если он захочет подробности, то продолжает читать текст дальше.

В основном тексте заметки автор не дает каких-либо оценок данному событию. Он никак это не комментирует. Человек просто дает нам информацию. Значит это информационный вид, выполненный в новостном поджанре.

Единственное, где есть проявление личности и оценки автора, так это самый последний абзац. Но это сделано не навязчиво. Автор просто информирует нас. Никаких оценок тут нет. Только факты.

Плохой пример заметки

Давайте рассмотрим второй простой пример событийной заметки. Здесь есть все типичные ошибки, присущие данному жанру.

Грубые ошибки в заметке

Заголовок тут не несет ценной информации. Фраза «оштрафовали за дым» не сразу понятна. Можно оштрафовать за пожар в лесу, за дым на кухне или за курение. То есть это не информативный заголовок.

Дальше идет введение (лид).

Тут тоже не понятно, что, где и когда случилось. Во-первых, первая фраза абсолютна банальна. Что ежегодно умирают сотни людей, это не статистика. Это все абстрактно. А нужно более точные цифры. Например, 2 765 человек.

Во-вторых, как это связано с заголовком и нашей новостью тоже не понятно. Только второе предложение лида кое как пытается ввести нас в суть дела. Но это плохо получается. В итоге он не передает главное сообщение. Введение не слишком конкретное.

Дальше в третьем абзаце идет пояснение. Само событие освещено только в этом абзаце. Но опять же не понятно, что это за закон, когда он принят был и так далее.

Дальше идет подзаголовок философского характера — «Не пора ли бросать?»

Чуть ниже за ним идет абсолютно неуместный комментарий специалиста. Такое частенько встречается, когда привлекают непонятно кого, для того чтобы человек прокомментировал.

Во-первых, какое отношение врач аллерголог имеет к данной ситуации? Наверное, никакого.

Во-вторых, даже если это врач по специальности, то кто это. В первом примере заметки это был глава УФМС. То есть то лицо, которое будет отвечать за исполнение закона на территории Сочи.

Если бы во втором примере был хотя бы глава Минздрава Краснодарского края, то другой вопрос. А так это просто частное лицо, которое имеет диплом врача. Его притащили за уши буквально в эту заметку.

Сам комментарий никак не освещает сути события. Он не несет никакой новой информации. Нет никаких фактов.

Конец заметки очень пафосный, не конкретный и не информативный.

В общем, это пример того, как нельзя писать заметку. Запомните, что автор не высказывает свое мнение. Он не пытается показать себя. Здесь мы только информируем.

Мы всегда остаемся за кадром. Да, это обидно. Хочется все же проявить свои таланты и показать себя. Но пусть вас утешит то, что заметки, это очень популярный жанр, который очень часто находит свое применение в интернете. Например, новости на сайтах, посты в социальных сетях, ленты новостей и так далее.

Приемы компоновки информации

Как можно из большой новости или какой-то информации сделать компактную заметку? Для начала, это удаление вводных слов и конструкций.

Также нужно убирать оценочные выражения. Например, авторитетный, новейший, супер качественный и так далее. Помним, что оценка автора в данном жанре никому не интересна.

Еще удаляйте бытовые штампы. Например, на каждом шагу, волшебным образом, в конце концов. Это также не несет в себе никакого смысла и информативности.

Также удаляйте штампы иробюрократизма. Такие слова очень трудны для восприятия. Они никак не сделают вашу заметку более легкой.

Например, если вы скажете: «Осуществляются работы, направленные на специализацию…», то это будет сложно воспринимать. А можно сделать так, «Работники ЖКХ будут собирать налоги по единой системе.»

Формализм не просто враг понимания и легкости текста. Он нарушает заботу о читателе. Например, при отключении воды на подъездах развешивают объявления.

Какая польза от такого сообщения?

Да никакой! Такой принцип также будет плох и для заметки. Поэтому лучше написать по-другому. Думая о пользе для читателя, мы должны понять, с какой проблемой он столкнулся.

В нашем примере, это отключение горячей воды. Людям приходится туго без нее. Но мы можем сказать читателю в этой же заметке, что ЖКХ наоборот, о нас заботиться.

Во-первых, они выбрали самый удобный период, когда человеку проще прожить без горячей воды. Во-вторых, если летом не будет проведен ремонт, то зимой может случиться авария. Тогда будет намного хуже.

И вот прочитав такое, человек уже понимает, это даже хорошо, что сейчас ему две недели придется пожить без горячей воды. Таким образом, мы сделали пользу и сформировали понимание.

На этом все!

Теперь вы знаете, как правильно сделать заметку. Помните, что можно использовать различные ее виды (простые и более расширенные). Также старайтесь больше обращать внимание на примеры образцов написания. Это потом хорошо помогает на практике.

alzari.ru

Как написать заметку?

Поделиться статьёй:

Сегодня заметка – это маленькая королева всех журналистских жанров, поскольку именно она заставляет покупать те или иные газеты, журналы или увлеченно переходить со страницы на страницу в интернет-пространстве. «Как написать заметку?» Одинаково просто и сложно одновременно, поскольку несколько строк сжатого и лаконичного текста зачастую даются тяжелее, чем статья на несколько страниц.

С чем ее едят?
Краткое сообщение о том, как написать заметку – заметка, призвана раскрывать острую или актуальную информацию, освещать те или иные события, излагать определенный факт. Заметка широко используется не только в печати, но и в телевидении и на радио. Часто эти несколько строк интересной и важной информации называют хроникальным сообщением.

Часто журналисты не испытывают особой сложности перед написанием интервью, обзоров и пресс-релизов, поскольку эти тексты позволяют проявлять всю свой талант и опыт, применять сравнения, цитаты, приводить примеры и аргументировать. Для заметки такие навыки не нужно, о том, «как написать заметку», никто не расскажет и не пояснит, потому что это приходит с опытом. Также для создания сочного лаконичного текста потребуется немалая эрудиция и талант, который невозможно выработать или получить.

Какие бывают заметки и в чем их особенность?
Как правило, заметку с легкой руки относят к информационным жанрам журналистики и остаются в этом решении совершенно правыми, поскольку небольшой по своему объему жанр в первую очередь призван нести актуальную информацию. При этом блиц-опрос, некролог, репортаж, информационный отчет и вопрос-ответ также можно причислить к заметкам.

Правильное и интересное содержание заметки должно быть максимально лаконичным и сдержанным. Предельная краткость – это признак качества заметки, поскольку она не требует сравнений, сложных метафор или иных художественных приемов. В основе этих нескольких строк лежит актуальный и злободневный момент, факт или событие, которое способно вызвать общественный резонанс, заинтриговать и заинтересовать общественность.

Пишется это информативное оперативное сообщение в «телеграфном стиле», отображая только лаконично изложенный факт и социально явление. Все подробности и аргументы заметка оставляет для статьи и обзора. Краткий текст заметки должен дать максимум информации, чтобы у читателя не сложилось мнения, будто ему что-то недосказали или скрыли, но при этом информация должны излагаться кратко и даже сухо. Правильная заметка кратко и полно отвечает на шесть вопросов: что случилось? Где и когда? с кем (участники)? Почему и как это произошло? Только так сообщение будет интересным и исчерпывающим.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Как написать заметку в газету? Пример :: SYL.ru

В жизни нередко приходится излагать мысли на бумаге в публицистическом стиле. Это может понадобиться для выступлений перед аудиторией, для составления документов, писем и заявлений, пресс-релизов, интернет-сообщений и ведения блога. Самый быстрый способ приобрести этот навык – составление газетных заметок.

По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.

Публицистический стиль

Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.

Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.

Как может выглядеть публицистическая заметка в газету. Пример сообщения об открытии новой библиотеки в школьной стенгазете:

  • Около года ребятам была недоступна помощь библиотеки. И вот прошлое воскресенье ознаменовалось возрождением местного храма знаний. Помещение давно нуждалось в ремонте. Читатели помнят сквозняки и сырость, укутанных библиотекарей и слабый интернет. Все в прошлом! Новые окна, прекрасное современное освещение ЛЕД-лампами, беспроводной интернет высокой скорости – все это радует читателей. В десять часов началась церемония торжественного открытия: звучит гимн «Есть по соседству библиотека», повсюду воздушные шары и счастливые лица. С напутствием «Книга – лучший друг» к ребятам обратилась Анна Ивановна Петрова, которая выдавала книжки еще их бабушкам и дедушкам. Праздник продолжался весь день. Когда пришло время расходиться по домам, родители вместе с детьми исполнили песню «Как здорово, что мы здесь собрались». Побольше бы таких хороших новостей!

Информационная заметка

Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:

  • Событие российского масштаба. Сегодня открылся «Центр семейного чтения». Это новая библиотека. По словам главы администрации, ее открытие – событие российского масштаба. На фоне закрытия читальных залов по всей стране появление нового, современного библиоцентра – это, несомненно, достижение.
  • Открытие Ундоровской библиотеки. Вскоре состоится открытие библиотеки после ремонта и модернизации. Планируется это событие на 25 сентября. В настоящее время заканчиваются ремонтные работы, проводится телефонная связь и завершается благоустройство территории. Итогом станет образцовая библиотека, обеспеченная современной компьютерной системой.

Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.

Что такое газетный стиль

Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.

Поэтому пришедшие позже телевидение и радио сформировали иной стиль сообщения. Сначала радиокорреспонденты, комментируя события в эфире, стали описывать то, что видят. Про хороших комментаторов спортивных соревнований говорят, что к такому репортажу картинка не нужна. Позже, с появлением телевидения, важной способностью ведущего стало умение видеть детали, обратить внимание зрителя на определенный момент. Призывы: «Слышите?», «Вглядитесь!» — отличительная черта этих выступлений.

Но стремление подать информацию кратко, сжато роднит все три типа сообщений. Текст заметки озвучивают по радио в новостях, пускают бегущей строкой под видеоизображением. Поэтому фундаментом журналистики считается газетная заметка.

Строение заметки

Термин «заметка» означает, что статья, которая так называется, малого объема. Она должна включать название события или постановку проблемы. Короче говоря, должна отвечать на вопрос:

Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:

Заметка – это почти юридический документ. На нее могут ссылаться при рассмотрении дел в суде. Хотя все новостные сообщения публикуются в текущий период времени, необходимо ответить на вопрос:

Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:

Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:

  • Каковы результаты и первоисточники?

Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:

Как спасали кота

26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.

Как писать заметку

Чтобы начать писать, хорошо ставить себе цели: ознакомиться с работами корреспондентов газет, выделить основные части в тексте, обобщить информацию и сделать выводы, как пишется заметка в газету. Пример плана интересной заметки для стенгазеты:

1. Описание обстановки.

2. Событие.

3. Оценка автора.

Заметка в газету. Пример

Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.

Как найти тему для заметки в стенгазету

Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:

  • Школьная олимпиада по математике.
  • Школьный концерт художественной самодеятельности.
  • Субботник.
  • Сбор металлолома.

Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:

  • Вежливость в школе.
  • Прогульщики.
  • Дежурство.
  • Работа школьных кружков.

Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.

Слова и термины

В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:

  • Работники бюджетной сферы.
  • Коммерческие структуры.
  • По данным из информированных источников.
  • Силовые ведомства.
  • Винтокрылая машина.
  • В данный отрезок времени.
  • Взято на контроль.

Существуют клише эмоциональной окраски:

  • Энергичный старт.
  • Твердая позиция.
  • Все как один.
  • Тяжелейший кризис.

С чего начать

Многих пугает начало. Есть даже такая поговорка – «лиха беда начало». Но если начинать с описания фактов, заметка напишется быстро. Сначала сформировать тело статьи, а уже потом подобрать интригующий заголовок и эффективное заключение – в этом ключ к успеху. Бывает, что начав издалека, автор так и не может повернуть текст на выбранную тему. Получается несоответствие заданию. Поэтому рекомендуют составлять план, по которому будет написан текст заметки в газете. Пример:

  • Вступление.
  • Описание выступления самодеятельных артистов.
  • Награды и грамоты.
  • Отзывы зрителей.
  • Творческие планы победителей.
  • Заключение.

Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.

Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.

Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.

Как составить заключение

Психологи знают, что самое последнее слово запоминается лучше. Поэтому роль заключения велика: оно резюмирует сказанное прежде и побуждает к действию. В любом случае заключение должно ободрять, вселять надежду. Даже при отрицательной направленности материала можно дать читателю надежду.

Это будет нетрудно даже для учащихся 7 класса. Пример заметки в газету, имеющей положительное заключение:

  • Несмотря на то что наша команда потерпела поражение в соревнованиях, дух ребят не сломлен. Тренер сказал, что не ошибается тот, кто бездействует. Подробный разбор допущенных ошибок поможет избежать их в будущем. Так что мы с нетерпением ждем дальнейших побед.

Как придумать заголовок

Легче всего придумать заголовок после того, как написана вся заметка. Тогда легче выразить ее суть одной фразой. Следуя советам из этой статьи, постепенно можно разобраться, как написать заметку в газету. Пример, помогающий подобрать эффективный заголовок, вызывающий интерес, закончит эту тему.

1. Число.

2. Область.

3. Новость.

По этой схеме легко подобрать заголовки почти на любую тему:

  • 1000 + 1 способ запоминания информации: выбрасываем шпаргалки.
  • 11 классов: кто сойдет с дистанции в 9-м.
  • Бесконечные вопросы: когда будут получены ответы.

Писать в публицистическом стиле приходится всем. Чтобы научиться это делать хорошо, лучший способ – читать прессу. Ведь публицистика, можно сказать, родилась в газете.

www.syl.ru

Как написать новостную заметку — пример нашей студентки и комментарий |

Вниманию журналистов: это учебная придуманная новость, просьба не перепечатывать.

Белый тигр на свободе!

Сегодня, 24 января, в Зеленограде из цирка сбежал взрослый белый тигр. Тигра безрезультатно ищут уже четыре часа.

В Зеленоград, административный округ Москвы, две недели назад с гастролями приехал цирк «Максимус». Сегодня в 10:00 цирк потерял свою звезду — тигра Снежка. Снежок совершил побег из своего вагончика во время очередной репетиции программы. «Это первый подобный случай за всю историю нашего цирка— комментирует ситуацию директор «Максимуса» Иван Хищный. — Тигра уже ищут и найдут в ближайшее время. Человек, виновный в случившемся, уже уволен».

По словам Ивана, стажёр неправильно закрыл клетку Снежка. Животное выбралось из клетки и сбежало, когда вагон открыли, чтобы покормить тигров. Команда цирка сразу объявила тревогу и вызвала МЧС. Беглеца ищут уже четыре часа, но поиски пока безрезультатны.

«Как сквозь землю провалился, — удивляется дрессировщик Снежка Петр Иванов. — Теперь 220 килограммов “счастья” гуляют по Зеленограду. Странно, что хищник так быстро сориентировался в городе и смог скрыться».  По мнению Петра, тигр притаился в лесу и в скором времени обязательно отыщется.

По статистике, тигры убивают около сотни людей в год и занимают 12 место в списке самых опасных для людей животных. Однако в большинстве случаев люди сами провоцируют хищников на нападение. Будем надеяться, проблема будет устранена в кротчайшие сроки и никто не пострадает.

 

Комментарий тренера Школы журналистики:

 Заголовок немного банальный, к тому же с восклицательным знаком, а его в журналистике мы используем очень редко. Даже если российские футболисты станут чемпионами мира, подавляющее большинство СМИ напишут об этом без восклицательных знаков. Другое дело когда восклицает интервьюируемый, тогда можно поставить восклицательный знак. К тому же заголовок вводит в заблуждение. Я прочитав этот заголовок подумал что тигра отпустили на волю, что это положительное событие.

«…звезду — тигра Снежка. Снежок совершил …» — слишком близко повторяющиеся слова (Снежка, Снежок), как тавтология. Используйте разные синонимы — тигр, белый тигр, Снежок, четвероногий артист цирка и так далее. В последующем тексте Вы так и не делаете, отлично.

Цитату ставьте всегда в новом, отдельном от остального текста, абзаце.

МЧС — понятная всем аббревиатура, но всё равно лучше написать «вызвали спасателей». А малопонятные аббревиатуры всегда расшифровывайте.

Написано интересно, написано хорошо. Последний абзац — отлично написан, бэкграунд нужен.

Итог: очень хорошо! Три минуты работы редактору и заметку можно публиковать.

xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai

Как написать заметку в газету. Советы журналистам. | Ты

В интернете не мало статей, которые отвечают на вопрос «как написать заметку». Я же здесь постараюсь расширить ответ основываясь на опыте, а не только на теории, которая написана в учебниках по журналистике.

Прежде, чем говорить о заметках в газете, пару слов скажу о статейках в блоге.  Последняя разительно отличается от заметки в печатном издании. Так же отличаются и правила их написания. Но не сильно.

Начнем с простых вещей, а именно с бложных статеек (слово «бложных» меня обескураживает )) )

Как я писал в статье «Почему изменилась журналистика«, сегодня блог может вести каждый и назвать себя гордым словом блогер. Это нечто сродни журналисту в газете.

Блогеры пишут заметки на свой ресурс не используя никаких правил написания. Это ведь просто — пришла мысль, ты ее излагаешь. Т.е. что есть в голове, то и пишешь. Как правило заголовок для такой заметки пишут в последнюю очередь, поскольку автор, садясь за компьютер, не всегда себе представляет, куда его может привести написание статьи. Порой замыслил написать об одном, а вышло совершенно другое.

Правила ведения блога, которые забиты технически в структуре сайта не позволяют игнорировать заголовок. Поэтому у блогера уже есть два правила написания заметки — наличие заголовка и сам текст материала.

В отличие от газетной заметки, бложная, как правило не несет в себе новостийную часть. Обычно это описание каких либо действий или описание того или иного случая, приема и т.п. Поэтому заметка на сайте начинается с вводной части типа «Я хочу вам рассказать, как слепить пулю из…». Т.е. интуитивно автор, не зная правил написания заметок, очень близок к ним на самом деле. Чтобы понять почему, давайте посмотрим на построение газетной статьи.

Общеизвестная структура заметки в СМИ такая:

* Заголовок (название)

* Подзаголовок (продолжение заголовка, но более длинная описательная часть)

* Лид (вступительная часть, в которой сжато говорится о новости)

* Новость (непосредственно сама новость)

Любая статья должна отвечать на вопросы

Что? Где? Когда?

В отличии от блога, в газете заголовок имеет определенный формат и размерность. Это обуславливается тем, что макет издания не позволяет писать сколь угодно длинный заг (заголовок). В коротких колоночных новостях заголовок должен быть совсем кратким — где-то из 2-3 слов. Например: «Сталлоне женился» или «В Зимбабве потоп«. Все материалы, которые имеют полосность от четверти до единицы имеют возможность представить более длинный заголовок. А многие макеты издания позволяют дописывать и подзаг (подзаголовок). Например: «Сильвестр Сталлоне женился на Шерон Стоун» с подзагом: ЗАГ «Сильвестр Сталлоне женился на Шерон Стоун«. ПОДЗАГ «

Свадьба состоялась в Майами на Крон-плаза«. Далее идет ЛИД, где вкратце говорится о новости: «Известный актер Голивуда Сильвестр Сталлоне решил обзавестись семьей. Его избранницей стала 65-летняя актриса Шерон Стоун с которой они крутили роман более года. Их отношения вылились в яркую свадьбу, куда съехались гости со всей страны«. После этого идет текст — описательная часть, которая начинается с начала истории: «Еще несколько лет назад Сильвестр и не подозревал, что…..«.

Итак. что мы имеем: Заголовок, подзаголовок, лид и новость. Это — классическая структура любой заметки или статьи в печатных СМИ. Информационные сайты этих изданий, как правило копируют эти тексты и структуру, поэтому они — отличны от блогов.

 А теперь вкусное. Автор заметки, журналист не имеет право на свое мнение. Он должен описывать только имеющиеся факты. Преподать их он может в любой форме, но без своих реплик. Только, если статья аналитическая, тогда априори автор выставляет себя в качестве эксперта и пишет от своего имени. В этом случае журналист должен иметь соответствующую степень подготовки по вопросу, который описывает. Причем официальную.

Что касается заголовка. Чем ярче и интереснее заголовок, тем больше шансов, что читатель не пропустит этот материал и не будет его просматривать по диагонали. В интернете для привлечения трафика красочный заголовок — это самый важный пункт. Но не следует слишком съезжать в сторону «желтизны». Во первых этого может не позволить политика издания (если оно проецирует себя, как серьезное). Во вторых при фантастических заголовках читатель со временем перестанет верить автору. О заголовках мы поговорим в отдельной заметке. Это целое искусство. Когда я учился у журналистов газеты THE SUN то узнал, что у них в газете есть специальная должность «придумыватель заголовков». Это одна из самых высокооплачиваемых должностей в издании. Вот так.

Вернемся к нашему названию. В данном примере можно озаглавить заметку так, как мы ее озаглавили: «Сильвестр Сталлоне женился на Шерон Стоун«. По сути он очень информативен и уже интересен, как факт. Можно добавить к нему изюминку: «Сталлоне женился на Стоун, как ему много лет назад нагадала гадалка«. Это к примеру. Но об этом должно быть указано в тексте. И такой заголовок попахивает «желтизной».

Всегда Заг в статье будет зависеть от фактов, которые есть. И чем интереснее факты, тем интереснее заг. Или так: «Почему Сталлоне женился на Шарон Стоун«. Читатель, помимо того, что уже понял, что актеры поженились получил интригу в виде вопроса: почему же он женился? Читателю необходим ответ и его он найдет в тексте.

А теперь главное! Вы заметили, что в якобы вопросе «Почему Сталлоне женился..» нет знака вопроса? Все потому, что это полувопросительная форма, которая несколько отходит от правил. Самое важное правило в СМИ — НЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЮ! Читатель должен искать ответы, а не отвечать за «тупых, по его мнению» журналистов на вопросы. Читатель подумает: «Почему? Откуда я знаю…» и пойдет дальше. Читатель поймет, что заметка не ответит ему на вопрос «Почему?», а наоборот спросит. Это при наличии знака вопроса. Чтобы не вводить в литературный шок того, кто держит в руках газету, можно к слову «Почему» добавить слово «Узнайте». «Узнайте почему Сталлоне женился…«. Но еще раз напомню — никаких знаков вопроса. А этим так сейчас грешат многие СМИ.

О заметках и приемах мы будем много еще говорить, поэтому, если вам это интересно, подпишитесь на обновления ))

Творческих вам успехов!

 Вадим Корчинский

www.you-author.com

Как написать заметку в газету. Заметка в газету: пример написания

Поможет понять, как пишется заметка в газету, пример написания таковой. Также желающему попробовать свои силы в этой области следует разобраться в некоторых важных вопросах. О том, как написать заметку в газету, расскажет данная статья.

Что важно знать будущему корреспонденту?

Даже тому, кто впервые принимает решение написать заметку в газету, следует знать, какие существуют виды этого литературного жанра. Также, перед тем как написать заметку в газету, начинающему корреспонденту потребуются знания о том, в каких стилях создаются заметки, какие цели они преследуют. Ведь прежде чем корреспондент приступит к созданию произведения малого объёма для периодической печати, он должен определиться, в каком стиле он будет писать. Видовая принадлежность произведения также является важной составной этой деятельности.

Что такое информационная заметка?

В газете часто используют произведения супер-малого объема. Это короткие оперативные сообщения, имеющие самую простую форму. Целью корреспондента является сжатая подача материала таким образом, чтобы читатель легко нашёл в первых же строках ответы на вопросы:

  1. Суть события.
  2. Место происшествия.
  3. Время происхождения.
  4. Описание самого события.
  5. Первоисточники, дающие право утверждать, что происшествие действительно имело место именно тогда и там, как об этом сообщил корреспондент.

Вот основные правила, благодаря которым рождается информационная заметка в газету. Пример таковой сегодня можно встретить не только в традиционной печати, но и на интернет-сайтах. Их чаще всего относят к новостям.

Как пишут новостное сообщение?

Самыми короткими и простыми являются сообщения о том или ином событии. Стиль таких сообщений обычно публицистический с использованием общественно-политической и нейтральной лексики. Часто употребляют в таких заметках профессионализмы, особенно если они связаны с каким-либо родом деятельности людей.

Вот примерный образец заметки в газету, цель которой — дать читателю основные сведения о происшествии без какой-либо его оценки.

«В Балтиморе, в лаборатории прикладной физики Университета Джонса-Хопкинса, учёными был разработан бионический протез руки, который управляется посредством человеческой мысли. Он связывается с нервной системой индивидуума, благодаря чему управление протезами становится возможным даже в критичных случаях полной потери рук – до самых плеч, как это произошло с Лесу Боу – жителем штата Колорадо. Это открытие в скором времени перевернёт весь мир, став доступным большинству людей, потерявших в связи с травмами свои конечности».

Как автор может выразить своё отношение к событию в информационной заметке?

Изредка автор допускает высказывание собственного мнения в коротком сообщении относительно описанного события. Однако делается это завуалированно, без употребления местоимений первого лица, например, путём использования риторических вопросов, эмоционально окрашенных синонимов. Читатель должен как бы сам догадаться, что хотел высказать автор, только тогда это будет информационная новостная заметка в газету. Пример:

«Эта невероятная чудовищная правда заставляет сегодня содрогаться весь мир. Ежегодно в Дании, стране, которую принято считать цивилизованной, на Фарерских островах происходит страшное варварское кровопролитие. Юноши, достигшие совершеннолетия, убивают беззащитных дельфинов, убивают без причины, просто по традиции. Воды моря в это время окрашивается в ярко-красный цвет, да и убийцы покрываются кровью своих жертв. Самым страшным является то, что животных не просто мгновенно лишают жизни, но заставляют долго мучиться, издавая при этом крики, которые напоминают плач новорожденных младенцев».

Какова тематика публицистики?

В центре внимания общественности могут быть политика, экология, здравоохранение, криминалистика, образование, экономика, искусство и множество других тем. Корреспонденту важно не только возбудить интерес читателя к той или иной стороне нашей жизни, но и дать ему необходимую информацию, ненавязчиво направить мысль обывателя в нужное русло. Даже самое короткое сообщение, написанное грамотно и талантливо, может вызвать в обществе огромный резонанс, поднять народные массы против какого-то явления. Вот что такое обычная короткая заметка в газету.

Публицистический стиль, который обычно используется при написании статьи, не всегда имеет нейтральную окраску. Во многих случаях высокая лексика, фразеологизмы и короткие рубленые фразы, риторические вопросы, повторы и восклицания усиливают эмоциональное воздействие заметки на читателя. Особенно это важно в художественно-информационных статьях, где литературные вкрапления просто необходимы.

Как написать интересную художественно-публицистическую заметку в газету?

Обучает искусству написания произведений в публицистическом жанре специальный школьный предмет — русский язык. Заметка в газету, однако, не получится увлекательной и интересной у автора, которого самого не волнует освещаемый в статье вопрос. Это и является главным «гвоздём» любого литературного произведения, какого бы объёма оно ни было.

Вторым важнейшим критерием следует признать умение автора донести до читателя свою мысль, свои чувства, свои идеи. Широкий словарный запас, навык пользования образными средствами языка, красивый слог – всё это чрезвычайно важно для каждого, взявшегося за перо ради читателя.

Какова роль названия заметки?

Всем известна пословица про корабль и его название, мол, плыть ему по морям и волнам так, как указывает его название. Та же участь ожидает и любое сочинение. Заметка в газету начинается с названия, как театр – с вешалки. И оно просто обязано зацепить, удивить или даже где-то рассмешить потенциального читателя – только тогда он перейдёт в разряд реального чтеца. Кстати, многие авторы давно уже научились использовать этот факт себе во благо.

«Тайна затонувшего города», «Бегущая по кругу под страстное танго», «Не будите австралийского бегемота» — наверняка такие названия привлекут внимание читателя. Особенно если и сам текст будет содержать важную актуальную информацию, поданную интересно и креативно.

Какое значение имеет первый абзац публикации?

Даже самую тривиальную информацию можно преподнести оригинально, пробудить в читателе интерес и ответные эмоции, заставить задуматься. Первый абзац подчас бывает самым важным, ведь от него зависит, станет читатель продолжать чтение или обратит свой взор на другое сочинение.

Заметка в газету, например, о том, как привить малышу любовь к чтению, может показаться большинству скучной и неактуальной. Однако если автор начнёт свою публикацию так…

«Все помнят «древнюю» поговорку про книги, которые являются, якобы, лучшим подарком. Но представьте себе на мгновение, что все приглашённые на ваш день рождения гости подарят вам по книге… Очень ли обрадуют вас такие дары? Вас, выросшего в годы, когда и слова-то Интернет не знал практически никто, а чтение было почти единственным интеллектуальным развлечением.

Значит, актуальность такого подарка канула в лету – книга из роскоши и предмета необходимости плавно перешла в стадию ненужного хлама. Так стоит ли удивляться тому, что подрастающее поколение потеряло уважение к литературе как таковой, а занятие чтением стало считать бессмысленным времяпрепровождением».

Такая заметка в газету, пример начала которой предлагается здесь, может вызвать в умах многих людей протест, желание развить дискуссию. А это можно считать первым шагом к успеху — статья будет дочитана читателем до конца! Таким образом, переход к основной теме статьи будет уместен.

fb.ru

Эффективное написание статей и заметок

Архангельский Г.А.

О некоторых методах повышения количества вдохновения в пределах отдельно взятого субъекта

Введение


Китайцы, говорят, в свое время всем претендентам на госдолжность задавали писать сочинение о прекрасном. Поскольку, если человек сечет в прекрасном, он и с поставками риса справится. И правильно. Пишите и вы о прекрасном. Риса будет – завались.

Задача этой статьи – дать достаточно простую методику эффективной работы над статьями, заметками, отчетами, регламентами и прочими материальными воплощениями творческого процесса. Предлагаемая методика основана на методе ограниченного хаоса, методе структурирования внимания, психологии К.Г.Юнга и личных наблюдениях автора.

Появление такой статьи в общем тайм-менеджерском контексте нуждается в небольшом пояснении. Для чего вам, уважаемый читатель, жизненно необходимо овладеть технологией написания творческих текстов?

  • Во-первых, рано или поздно все равно придется писать мемуары. Конечно, если благодаря хорошей организации вашего времени и осмысленности вашей жизни будет о чем писать.
  • Во-вторых, обычному менеджеру и специалисту не так уж редко приходится излагать свои мысли письменно, причем временами от качества восприятия этих мыслей начальством зависит достаточно много. Надеемся, кое-что из нижеследующего поможет вам повысить удобопроходимость, скороутверждаемость и высокооцениваемость ваших отчетов и предложений.
  • В-третьих, выражение мысли в письменной форме развивает умение культурно мыслить. Если же человек умеет культурно мыслить, ему не нужны никакие книжки по менеджменту. Экономия личного времени налицо. А для активных участников ТМ-сообщества есть еще одна экономия времени: написание заметок позволяет выражать свои мысли с более высокой трибуны, чем скоропреходящие форумные постинги.

Наконец, в нашей жизни просто станет немножко меньше убожества и немножко больше красоты. Артемий Лебедев в одной из своих заметок о веб-дизайне с тоской вспоминает о временах, когда простой коробочкой для чая можно было любоваться, как произведением искусства. Я же с тоской вспоминаю о временах, когда можно было наслаждаться словом даже в совершенно технических или коммерческих текстах.


Страничка из «Коммерческого календаря “Прогресс” на 1901 год» –>  
Впрочем, в этой статье мы не будем касаться риторики и прочих подобных материй. Вспоминаю я об этом лишь потому, что научиться писать культурно и красиво можно только при достаточной практике. А чтобы много практиковаться, нужно иметь о чем писать, и уметь делать это эффективно. Об этом-то мы и поговорим.

Выбор темы заметки


Интеллектуальное содержание

Прежде чем писать заметку, нужно определиться: что именно вы хотите донести до всего прогрессивного человечества? Какие мысли, чувства, методы, итд? В научном мире есть хороший канон оформления мысли, предполагающий ответ на следующие вопросы:

  1. Какую проблему я пытаюсь решить?
  2. Как ее решали до меня?
  3. В чем новизна моих методов решения по сравнению с предшественниками?
Например, вы хотите описать личную систему планирования времени. Попытайтесь выявить недостатки предыдущих способов или систем планирования, и показать, за счет каких ее особенностей ваша система не страдает этими недостатками. Проблемную область и новизну желательно ясно заявить в самом начале статьи и в аннотации.

Кстати, этот канон удобен не только для писателей, но и для читателей. Попробуйте взять какую-нибудь из столь распространенных ныне книжек для менеджеров, кричащих о «Новейшей Революции в Бизнесе!», «Наипередовейшей Технологии Успеха!!», «Системе Управления Фирмой, Которая Принесет Вам Миллионы!!!», и т.п. Ответьте за автора на три приведенных вопроса, и сформулируйте – что останется. В значительном проценте случаев – пшик, цветная обертка.

Эмоциональное содержание

Если вы действительно убеждены в нужности, пользе, удобстве того, что вы предлагаете, постарайтесь передать этот настрой читателям. Большинство проблем в тайм-менеджменте – не столько технологического свойства, сколько психологического. Все знают, что нужно делать то-то и так-то. Проблема заставить себя это делать. А еще лучше – делать это так, чтобы процесс был приятен.

Пример. Многие знают про десятипальцевую слепую печать и в принципе понимают, что ее освоение дало бы им значительный прирост эффективности. Проблема – нужно собраться, решиться, начать в конце концов… Материалов на эту тему, сообщающих все необходимые технологические подробности, много. Посмотрите на заметку «Как и зачем научиться слепой десятипальцевой печати?» С технологической точки зрения ничего особо нового там нет. Но есть достаточно большое эмоциональное, мотивирующее содержание – благодаря описанию реального собственного опыта, собственных ощущений при обучении. Результат (цитата из одного письма):

А скажи мне Глеб, неужто действительно возможно научиться так печать??
Ты своей рассылкой затронул какие-то внутренние струны моей души….
Я ужасно ленив 🙁 Но може и мне попробовать???

Другой пример высокомотивирующих на эмоциональном уровне текстов – заметки Олега Смирнова. Их же, кстати, можно иметь в виду как образец удобочитаемости и наглядности.
Замечу, что не стоит пытаться каким-то искусственным образом усиливать эмоциональное содержание своих заметок – это обязательно будет звучать фальшиво. Каждый человек эмоционален по-своему – один размахивает руками и восторженно кричит, другой слегка улыбается прищуром глаз. Проще говоря, будьте в заметке самим собой, используйте наиболее органичные для вас формы самовыражения – шутки юмора, если таковые вам удаются, суровые отповеди оппонентам, если этот стиль вам кажется более уместным, или просто суховатое изложение фактов и идей.

Методы написания заметки


В зависимости от серьезности ваших намерений определитесь:
должна заметка быть написана экспромтом, проще говоря, с налету, или быть результатом долгого неторопливого размышления. Разница достаточно условная.

  • Экспромтом имеет смысл писать тогда, когда большинство мыслей по тематике заметки у вас уже выношены, выстраданы, и прямо таки рвутся наружу. Остается только поймать их, вывалить на бумагу и привести в презентабельный вид. Например, эта статья написана экспромтом – но экспромту предшествовали полгода работы с авторами из ТМ-сообщества, что дало некий готовый набор мыслей. Итак, экспромт: накопление мыслей –> решение написать –> написание
  • Протяженно во времени стоит писать тогда, когда вы еще только поставили себе задачу, но у вас нет готовой стаи мыслей, жаждущей вырваться и напасть на окружающих. Здесь мысли придется копить, придумывать, тщательно вынашивать. Последовательность действий приобретает вид: решение написать –> накопление мыслей –> написание

Написание экспромтом полезно в случае, если заметка не очень большая, вы горите идеей, жаждущие вырваться мысли складываются в целые пассажи, итд. В таком случае бывает эффективнее написать ее, не откладывая.
Пример. Около 25.12.2001 автору настоящей статьи пришла в голову мысль: неплохо бы поздравить ТМ-сообщество и всех посетителей сайта с Новым годом, подвести итоги и все такое. Идея понравилась, сразу родились какие-то мысли, фразы, итд. Вместо того, чтобы сесть и сразу за час-другой написать заметку, была использована схема работы с большими статьями: заведены бумажки А6, заполнены мыслями, отложены в подобающие папки, заведен постер-напоминалка в органайзере, и т.д. В результате мысль о заметке несколько дней занимала какой-то кусочек в голове, суммарный уровень назойливого жужжания несделанных дел был выше, количество дел с жестким deadline’ом было на единицу больше (нота бене: вот так рождается стресс у представителей совершенно разных профессий). Причем за эти несколько дней новых мыслей почти не родилось, а вот эмоциональное качество заметки, бывшее в данном случае как раз важнейшим, скорее снизилось, чем повысилось, поскольку написана она была не в момент начального вдохновения, а уже в спокойном состоянии.
Как писать экспромты – примерно понятно. Садимся, открываем новый документ в Word, включаем музыку, подходящую к тематике заметки, набрасываем грубый план – и пишем, по ходу уточняя план и корректируя структуру уже написанного. При продолжительном написании нужна более сложная процедура, которой посвящен следующий раздел.

Вынашивание текста


Ограниченный хаос мыслей


Инструментарий.
Для начала стоит прочитать статью «Метод ограниченного хаоса», версия Professional (особое внимание разделу «Выращивание мыслей»), и заметку Олега Смирнова «Картотека нужна приличному человеку». Дальше все просто – заводите картотеку, или The Brain, или просто блокнотик, и начинаете заносить туда мысли, касающиеся темы.

Первая группа мыслей.
Сперва попытайтесь поставить задачу, как это описано в разделе «Выбор темы заметки». Набросайте основные мысли, факты, и т.д. Заносите все это в соответствующее «место хаоса» (структурировать внутри, например по разделам заметки, вряд ли нужно – это скорее помешает творческому процессу, чем поможет).
В частности, может быть очень полезным написание экспромтом первого варианта текста заметки, если вы достаточно неленивый для этого человек. Польза в том, что одно дело просто накапливать мысли, другое дело – начать оформлять эти мысли в нечто целостное. Процесс оформления в целостность часто порождает много новых мыслей. «Облегченный вариант» того же действия – разбор, просмотр уже накопившихся карточек с мыслями. Сталкиваясь между собой, старые мысли порождают новые.

Особо отмечайте мысли, относящиеся к названию, началу, завершению и аннотации к заметке. Поскольку это наиболее важные ее элементы, обдумывать их содержание нужно на всем протяжении работы. Хотя окончательный вариант формулируется, естественно, в последнюю очередь.

Собирание самопоявляющихся мыслей.
Ваш мозг – это кит, непрерывно пропускающий сквозь себя тонны воды ради килограммов планктона. Нужно сделать так, чтобы вы могли среди неважного для заметки планктона увидеть важный, отловить его и посадить в ваш ограниченный хаос. Как это сделать?
Применим метод структурирования внимания. Создайте соответствующую заметке напоминалку в зоне своего не слишком близкого внимания – например, где-нибудь на полях графика дел на неделю, так, чтобы хотя бы раз в несколько дней вспоминать о заметке. Благодаря такому нахождению этой задачи в поле вашего зрения вы не пропустите мыслей, фактов, цитат, которые могут пригодиться в процессе вынашивания и написания заметки. Записывайте все эти полезные «кусочки информации» и кладите в «место хаоса». Замечу, что в «месте хаоса» желательно создать избыток информации, чтобы при написании текста заметки было из чего выбирать. Даже те мысли, которые в заметку явно не войдут, могут пригодиться – порождая новые мысли при столкновении с соседями.

Содействие самопоявлению мыслей.
Общий способ повышения эффективности «места хаоса» – пропускание через него большого количества информации. Вспомним синергетику: чтобы в хаосе что-то самоорганизовывалось, система должна быть открытой. В нашем конкретном случае это означает поиск информации, которая может навести вас на новые мысли по тематике заметки. Нота бене: не информации, которую вы включите в заметку, а информации, благодаря которой у вас родятся новые мысли по вопросу. Рефераты и компиляции, на мой взгляд, к творческим текстам не относятся, и уж во всяком случае на тайм-менеджерском сайте они не нужны. Хотя отдельные мысли, цифры, факты, приведенные в качестве иллюстрации, могут очень украсить заметку.

Далее, есть смысл разделить темы заметки на понятные для вас, в которых остается только оформить мысли, и проблемные, в которых нужно дополнительное исследование. Для проблемных тем можно наметить программу развития своих представлений. Первый наиболее естественный способ – поиск в интернете по подходящим ключевым словам. То, что вы найдете, вряд ли даст вам ответы на ваши вопросы, но может натолкнуть на полезные мысли. Есть смысл применить, естественно, и другие способы сбора дополнительной информации. Но нас в первую очередь интересует порождение собственных мыслей, поэтому дальше мы скажем о том, как можно активизировать свою творческую активность самостоятельно и с помощью окружающих.

Использование возможностей подсознания


Пока ваше сознание работает с одним объектом, предсознание – с семью-восемью, подсознание обрабатывает огромное количество информации. В частности, это может быть и та проблема, о которой вы хотите написать в своей заметке. Наиболее общий способ использования возможностей подсознания следующий: поработать какое-то время над проблемой, нагрузиться информацией по вопросу – и радикально переключиться на что-то другое. Например, позаниматься спортом, сознательно ни о чем не думая. Или просто пройтись по улице. Или заняться активной умственной (или эмоциональной, или духовной) работой в совершенно перпендикулярном направлении.

 
Поясним пользу этой «перпендикулярной» работы. Г.С.Альтшуллер в «Алгоритме изобретения» (М., 1973) приводит схему совершения научных открытий акад. Кедрова, объясняя роль научно-фантастической литературы в развитии творческого мышления изобретателя (мы даем схему в несколько упрощенном виде). В поисках решения задачи мысль человека движется от фактов к обобщениям, к выявлению некоторой закономерности.

  • На этом пути как правило присутствует психологический барьер, связанный с прежними представлениями (обозначен небольшой вертикальной линией).
  • Для преодоления барьера нужен трамплин ( Г ), в качестве которого обычно выступают случайные ассоциации, появляющиеся при пересечении линии а с другой линией мыслей b.
  • Альтшуллер утверждает, что научно-фантастическая литература хорошо работает в качестве линии b при поиске технических решений.
От себя добавлю: не только технических. Естественно, только хорошая НФЛ, типа Стругацких, Лема, Азимова – такая, в которой можно найти много нетривиальных ходов мысли и чувства, а не синхроциклоквазитроны с мегабластернавигаторами. Кроме того, для активизации мысли и снятия стереотипов в области менеджерской тематики может быть полезной литература, моделирующая политические, экономические, предпринимательские процессы («Основание» Азимова, «Обитаемый остров» Стругацких, антиутопии Оруэлла, Хаксли, Замятина, Ефремова, обе книги про Остапа Бендера, и т.д., и т.п.)

Еще одна важная задача переключениядать подсознанию возможность переварить информацию, чтобы сознательный поиск решения не мешал подсознанию выдать ответ. Лучше всего вообще забыть о той проблеме, которая вас беспокоила, имея, впрочем, под рукой блокнотик для записи внезапно появляющихся (как правило, в самой неподходящей обстановке) мыслей.

Наиболее типичная ошибка здесьпозволить мозгу пережевывать одни и те же мысли, вновь и вновь пытатся решить проблему на уровне сознания. Эта «имитация бурной деятельности» мозга как правило довольно легко вычисляется. Она абсолютно неплодотворна (наоборот, ведет к усталости), поэтому с ней нужно бороться переключением внимания на другое дело.

Подобного же рода «делегирование» проблемы подсознанию действует на уровне больших интервалов времени – например, недели, месяца. Наиболее эффективны такие переключения для сложных проблем, в частности таких, как рождение имени для нового продукта, и т.п. Такого рода проблемы характеризуются особенно сильной «дискретностью» решения – его можно или видеть, или не видеть, но нельзя разбить проблему на кусочки и решать по частям. Подробнее о технологии решения этих проблем см. статью о непрожективном подходе.

Здесь только заметим, что именно для такого рода проблем бывает удобна схема: неделя активной работы над проблемой –> неделя переключения, забыли о проблеме –> родилось решение.

Использование интеллектуальных ресурсов окружающих

Трудно переоценить значение этого способа получения дополнительной информации и рождения новых мыслей. Привлекать других к решению собственных проблем, естественно, нужно грамотно.
Например, если вы приходите на тайм-менеджерский форум и спрашиваете «Есть проблема: нет четких технологий расстановки приоритетов. Кто подскажет, что делать?» – вам может ответить только очень неленивый человек, страшно заинтересованный этой тематикой.
Правильная постановка подобных вопросов должна быть такой, чтобы другим было интересно включиться в дискуссию.
Например:
«Задался я вопросом: как бы сочинить технологию расстановки приоритетов? Думаю, нужна табличка, с помощью которой можно оценить сравнительные доходы от каждого дела, например так-то и так-то. Но при этом непонятно, как можно сравнить величины такие-то и такие-то. Пробовал вот с этой стороны зайти, но что-то не вытанцовывается. Какие будут мысли по этому поводу? И еще: поделитесь опытом please, кто как приоритеты расставляет – все на автопилоте, или есть методики?»

Обратите внимание, что здесь задающий вопрос не перекладывает свою проблему на других, ожидая, что ему дадут готовое решение. Первый шаг он делает сам, не просто озвучивая проблему, но предлагая варианты решения. То есть работает не по схеме «Мне очень-очень надо, дайте пожалуйста!», а по схеме «Я делаю, пробую, грызу проблему так-то – помогите взглядом со стороны, свежей мыслью и пинком в нужном направлении».

Другой вариантвнести в вопрос некоторую провокационность. Помните, у Виктора Суворова в «Аквариуме» – вербуя инженера секретного завода, герой в беседе на вольные темы по какому-то поводу роняет: «Мне кажется, твердотопливные ракетные двигатели применяться никогда не будут». В результате пациент разражается лекцией на различные интимные для ракетной промышленности темы. В рукаве героя, естественно, спрятан микрофон. А теперь представьте, что герой поставил бы вопрос так: «Расскажи мне что-нибудь про ракетные двигатели?» Удивительно, но факт: большинство задаваемых на форумах вопросов ставится именно в такой форме.

Вспоминается великолепный обмен постингами на ныне покойном форуме БКГ (цитирую по памяти, заглавные советские буквы обозначают порядковые номера участников):

А: Господа! Предлагаю обсудить тему факторинга!
Б: Зачем?
В: Хочет
Г: Класс!
Д: Наберите в Яндексе слово «факторинг» – он завалит вас ссылками.

Итого: не относитесь к местам дискуссий иждивенчески. Вносите свой вклад, и тогда получите ответное усилие участников.
Вообще, тема эффективности коммуникации, ведения плодотворных дискуссий заслуживает отдельной заметки. Поэтому сейчас ограничимся сказанным о правильной постановке вопросов, а также ссылкой на переписку А.А.Любищева о культуре спора.

В завершение темы вынашивания мыслей замечу, что обеспечивать себе обратную связь окружающих – друзей, знакомых, тайм-менеджерского сообщества, полезно на всех этапах работы над заметкой. Причем как по отдельным мыслям или проблемам, так и по общей организации работы: в том ли направлении я движусь, насколько актуальным окажется то, что я делаю, итд.

Рождение текста

Когда нужно переходить от вынашивания текста к рождению? Вспомним Эдгара Шейна: «…биолог будет исходить из того, что ребенок должен вынашиваться в течение девяти месяцев, менеджер же будет настаивать на сокращении этого срока до шести месяцев, обусловленном экономическими интересами компании». Если плод созрел, то при трясении дерева он сам легко и непринужденно свалится в корзину. Если же не созрел, вам придется долго мучиться, чтобы его стряхнуть, но от этого он не станет менее зеленым и кислым. Как определить степень готовности текста к рождению? Вряд ли можно назвать какие-то формальные критерии. Если это действительно ваше родное долгожданное дитя, вы почувствуете, когда ему пора появиться на свет.

Итак, нужная масса мыслей скопилась. И здесь я должен обратить внимание на один тонкий момент, связанный с целостностью конечного продукта. Если вы просто вывалите все карточки с мыслями на стол, расположите их в нужном порядке и начнете переносить мысли на бумагу – велика вероятность того, что результатом будет лоскутный ковер, а не единое стройное целое. Мысли рождены в разное время, в разном состоянии ума и души, и поэтому механически состыкованные воедино, целостности, стройности, гармонии – не создадут.

Более эффективным мне кажется следующий метод. Вы просматриваете весь накопившийся материал и набрасываете общий план заметки. Степень детальности плана зависит от того, насколько вы вообще склонны к планированию своей деятельности, насколько вам комфортно работать по плану. План, кроме основных разделов и тезисов, может содержать также информацию типа «не забыть» – например, в таком-то пункте упомянуть пример такой-то фирмы, а по такому-то поводу привести такую-то цитату.

Дальше вы откладываете свои бумажки с мыслями и начинаете писать заметку «из головы», заглядывая в ваш план и в источники, которые нужно процитировать дословно. Таким образом, вы создаете единый целостный текст, произносите его заново, наращиваете плоть живого слова на скелет основных тезисов – а не стыкуете мертвые кусочки, старые, уже оформившиеся мысли и выражения.

Когда статья написана, до всякой шлифовки и прилизывания можно вернуться к карточкам с мыслями, просмотреть их, если что-то упущено – добавить в статью.
Здесь вы поймете, что имеется в виду под целостностью текста: есть мысли, которые очень хочется упомянуть, но которые совершенно не влезают, не втискиваются, не прилепляются к уже сложившейся целостности, не хочет она их в себя принимать. Формальные критерии целостности текста так же трудно назвать, как и критерии «выношенности», но на этом этапе целостность чувствуется не менее уверенно и безошибочно. Если мысли очень хороши, можно или слегка поковеркать скелет целостности и ее логику, или попытаться провезти их на правах безбилетных пассажиров в «месте хаоса» заметки. Это может быть и специально выделенный раздел, и заметки на полях, как у Дмитрия Кирсанова в «Веб-дизайне», и какие-нибудь вставки, врезки, и т.д.

Структура заметки

 
Структура «в длину».
Это обычное деление на главы, разделы, и т.п. На схеме оно обозначено идущими слева направо стрелками. При организации материала в этом направлении нужно стараться сохранять единообразие устройства частей, а также иметь в виду удобство разбиения для публикации на сайте (желательна возможность осмысленно разбить текст на части размером в 1-2 экрана каждая).

Структура «в глубину».
Это структурирование внимания читателя, помощь ему в стратегии продвижения по тексту, выделение наиболее важного. Кроме заголовков, этому служат различные абзацные отступы, цвета шрифтов, итп. Все это должно применяться предельно экономно: во-первых из эстетических и эргономических соображений, во-вторых т.к. не все возможности Word можно без лишних проблем реализовать в html, т. е. в формате публикации на сайте. Стоит помнить, что информацию несет только заметное отличие, а если этих отличий много, они информацию нести перестают.
Какое одно слово вы сочли бы главным в этой фразе, если акцентировал я внимание на НЕСКОЛЬКИХ, желая всячески подчеркнуть свою мысль? Помните притчу про мальчика-пастуха, несколько раз от скуки дававшего ложную тревогу? Когда появились настоящие волки, жители деревни сочли его тревогу очередной провокацией и продолжали мирно спать, пока волки резали овец.
Любое выделение в тексте – это некоторый знак тревоги, или, если угодно, приправа, не дающая ослабнуть вниманию, управляющая его переключениями. Еда невкусна и при недостатке приправ, и при избытке.
 
Структура заинтересовывания.
Если вы пишете текст для читателя, а не исключительно ради самовыражения, есть смысл подумать о том, как заинтересовать его и побудить на чтение. Здесь речь не столько о каком-то популизме и завлечении (что легче всего делается игрой на примитивных биологических инстинктах, см. почти любой баннер), сколько о поддержке принятия решений. Вы должны помочь читателю решить, стоит ли ему читать всю статью или такую-то ее часть.
Здесь может помочь метафора стаканчика с мороженым. Наиболее заметна ягодка наверху, некий завлекающий элемент. Затем – мороженое, которое пользователю предлагается съесть по итогам осмотра ягодки. И наконец, стаканчик, который можно съесть, если тема глубоко заинтересовала, а можно и выкинуть без большой потери вкуса.

  • Ягодкой может быть название, эпиграф, первый абзац, и т.п. Полезно бывает разбивать заголовок на информативную и заинтересовывающую части. Например, информацию несет заголовок, привлекает внимание эпиграф. Или заголовок завлекает (провоцирует, заставляет задуматься…), а подзаголовок информирует. Дивный пример попался на глаза совсем недавно. Эпиграф – отрывок из «Незнайки на Луне», о том, как Пончик залез в ракету, нажал в лифте не на ту кнопку, вместо нижних этажей заехал на верхние, долго ходил в темных помещениях, пока наконец не нажал большую кнопку посередине, которая, как он думал, включала свет (кнопка на самом деле запускала ракету на Луну).
  • Мороженое – основной текст, о нем много говорить не нужно.
  • Стаканчиком могут быть различные примечания, комментарии, подробности, статистические данные, и т.п.
Естественно, для текстов разного жанра элементы «стаканчика с мороженым» будут разными. Например, вы пишете достаточно серьезный текст консультантского типа, т.е. среднего между менеджерским «делай раз, делай два, пожинай успех» и научным «в свете всеобщей теории всего, с учетом локальной теории частного, что было бы, если бы?..» Структура вашего текста может быть примерно такой:
  • Ягодка: «Типичная проблема, с которой сталкивается менеджер при попытке…»
  • Мороженое: «Помочь в решении этой проблемы может дисциплина Х, рассматривающая вопросы А, Б, В… , и предлагающая методы A, B, C…, реализованные в технологиях a,b,c…, которые можно применять так-то и получить от этого такой-то эффект».
  • Стаканчик: «Тонкости, могущие возникать при применении… Предметом отдельных публикаций должны стать аспекты… Более подробно с основами дисциплины Х можно ознакомиться по трудам отцов-основателей таких-то…».
Соответственно, чем ближе текст к научному, тем более вся иерархия завлекательности сдвигается в сторону суховатой информативности. И наоборот, чем ближе текст к менеджерскому, мотивирующему и дающему ясные алгоритмы, тем больше внимания нужно обращать на эмоциональные и заинтересовывающие факторы.

Технические средства структурирования внимания.
Наиболее простыми и удобными средствами являются полужирный шрифт и курсив. Так как полужирный шрифт хорошо виден издалека и привлекает к себе внимание, его лучше применять для выделения значимых участков текста, например абзацев, создавая удобную систему «навигации» по статье. В середине абзаца лучше использовать курсив, который менее заметен до непосредственного столкновения с соответствующим словом и поэтому не мешает размеренному движению по тексту.

Механизм стилей в Word.
К сожалению, он незнаком многим пользователям, что отнимает у них массу лишнего времени. Сравните два алгоритма действий при выделении заголовка:

  1. Меняем шрифт, например, на Arial, кегль на 16, делаем шрифт полужирным курсивом. Так повторяем с каждым заголовком. При необходимости изменить внешний вид заголовков проделываем соответствующую операцию опять же над каждым заголовком.
  2. В окошке стилей вместо «Основной текст» ставим «Заголовок 1» (или Заголовок 2, 3…) для каждого заголовка соответствующего уровня. Если стандартный формат этого заголовка (Arial, 14pt, bold) нас не устраивает, или если мы решили внести изменения во все заголовки соответствующего уровня сразу, выделяем один из них, форматируем (например, меняем кегль на 16), идем в окошко стилей и просим присвоить заголовку тот стиль, который у него уже был. Word уточняет: вы хотите, чтобы все заголовки сооответствующего стиля стали такими же, как этот? Отвечаете утвердительно – и все соответствующие заголовки в документе приобретают желаемый вид. Тайм-менеджмент, однако!
Этот метод применим не только к заголовкам, но и к другим элементам текста, например таким образом можно задать отступ слева для примеров, и т.п. Заметим, что при использовании заголовков желательно соответствие их порядка структуре текста (Заголовок 1 для названия, Заголовок 2 для названий основных разделов, Заголовок 3 для подразделов, и т.д.)

Примечания.
Обычные word’овские примечания в html реализуются в виде гиперссылок, что создает пользователю порядочное количество дополнительных неудобств. Поэтому лучше обойтись без них, поместив нужные пояснения прямо в тексте в скобках, или в конце разделов.

Иллюстрации. Здесь свобода вашего самовыражения должна ограничиваться, кроме самоочевидных эстетических и смысловых, следующими обстоятельствами: чем больше по размеру картинка, тем менее вероятно, что читатель ее в итоге увидит (может просто не дождаться загрузки). Поэтому схемы и черно-белые картинки, вообще говоря, предпочтительнее полутоновых и цветных. Кроме того, полезно познакомиться с форматами GIF и JPEG (с помощью команды Save As в вашем графическом редакторе), и выяснить, в каком из форматов та или иная иллюстрация будет меньше «весить». Стилю сайта IMPROVEMENT.RU близки черно-бело-серые схемы и картинки, которые удобно рисовать средствами Word, т.к. они наглядны, просты, эргономичны. Но это скорее пожелание, чем требование.

Введение, выводы, аннотация.

Это, пожалуй, наиболее важные средства поддержки принятия решений пользователем. Из аннотации и введения читателю должно быть достаточно легко понять, нужен ли ему предлагаемый вами текст. В частности, может быть полезным сказать несколько слов о себе, чтобы читатель понял, с кем ему придется иметь дело в ближайшие полчаса.
Во введении стоит также наметить основные задачи статьи, основные проблемы, в решении которых может помочь читателю предлагаемая информация, и т.п. Полезно также как-то обозначить «карту боевых действий».
Например,
Основная задача настоящей заметки – помочь менеджеру в решении проблемы «как быстро припарковаться, когда опаздываешь, а парковаться негде». Пятнадцатилетняя работа автора в столичном ГАИ-ГИБДД дала ему богатый материал для выработки рекомендаций по этому вопросу.
Основное отличие нашей заметки от других подобных: мы не даем общих и очевидных советов («чтобы всегда находить место для парковки, хорошо знайте родной город и внимательно смотрите по сторонам»). Все предлагаемые методы конкретны, не очевидны с первого взгляда, а также содержат рекомендации по их применению, так что вы можете подобрать для себя наиболее подходящие.

  • В первом разделе заметки мы наметим основные подходы к решению обозначенной проблемы, в зависимости от различных внешних обстоятельств и внутренних склонностей водителя.
  • Во втором разделе будет дан ряд практических советов по тонкостям применения описанных методов, в частности с точки зрения устройства мышления среднестатистического работника ГИБДД.
  • Наконец, в третьем разделе мы наметим перспективы развития темы облегчения жизни автомобилиста в свете достижений отечественного тайм-менеджмента.
  • В заключение введения мы хотели бы поблагодарить… и т.д.
Кстати, о благодарностях. Если вы пишете заметку для сайта IMPROVEMENT.RU, вряд ли стоит благодарить Глеба Архангельского за живейшее участие в ее судьбе, иначе вскоре сайт превратится в какой-то сплошной культ личности. Вот если отдадите ее для публикации в журнал, или еще на какой-нибудь сайт – благодарите сколько душе угодно, не забыв кроме того и все тайм-менеджерское сообщество.

Аннотация должна содержать примерно ту же информацию, что и введение, но более сжато, не больше абзаца. Полезно также продумать концепцию рисунка, который будет сопровождать аннотацию на сайте.

Выводы
могут быть полезны, если в задачи статьи входило доказательство, исследование, выяснение вопроса
– т.е. если вы не просто информируете, но ведете читателя по какому-то пути. Итоги этого пути стоит обозначить. Примерно то же значение, что и выводы, для текстов практического характера имеют краткое повторение основных принципов, рекомендации по практическому внедрению описанных методов, и т.п.

Шлифовка текста

Со стороны всегда виднее. Поэтому есть смысл потренироваться на кошечках – озадачить прочтением и оценкой сырого варианта текста ваших знакомых, в частности участников ТМ-сообщества. Посмотрите их публикации на сайте, решите, кто вам больше всего подходит в качестве наставника в стиле, логике изложения, и т.п. – и мотивируйте его на предоставление вам обратной связи всеми доступными способами.
Полезно также дать тексту вылежаться недельку-другую, забыв про него и занимаясь другими делами, а потом вернуться к нему и осмотреть свежим взглядом. Увидите много прежде незамеченных шероховатостей и прочих некузявостей. И только после этого можно выпускать ваше детище в свет, и услаждать на славу потрудившуюся голову тяжестью благородного лавра.
Итак, пишите, дорогие читатели – и с каждым разом это будет получаться все лучше!
 
Источник: http://www.improvement.ru

art-con.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *