Как составить сложный план текста – Сложный план текста – пример

Сложный план текста – пример

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Сложный план текста – пример

Сложный план текста – пример

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Предыдущая

Русский языкСловообразовательный разбор слова – примеры (русский язык, 6 класс)

Следующая

Русский языкСуффиксальный способ образования слов – примеры

sprint-olympic.ru

Методическая разработка «Составление сложного плана»

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Бибулатова Г.А. учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка

Задание: Составление плана-ответа

План – это некая схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По плану легко можно ориентироваться в теме, а также определить знание материала. Составлять план чрезвычайно необходимо для организации мыслительной деятельности, а также для развития навыков и умений четкого выражения мыслей и ведения логически последовательной схемы.

Положительные моменты в составлении плана:

1)Краткая запись.

2) Обобщенное и последовательное изложение.

3) Раскрытие материала.

4) Быстро запоминается.

5) Может заменить конспекты и тезисы.

6) Формулирует мысли.

7) Способствует усвоению материала при длительной работе над источником.

8) Организует самостоятельную работу.

9) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

Виды планов и их выполнение:

Планы бывают: простые и сложные.

Простой план отражает выделение и наименование главных частей.

Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план:

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал), выделите главные мысли.

2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль (можно ориентироваться на абзацы) .

3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5) Напишите план.

Как составлять сложный план:

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1) Для составления плана необходимо прочитать текст, выделить главное в прочитанном материале.

2) Разбить текст на отдельные части и озаглавить их.

В заголовках необходимо передать главную суть каждого фрагмента.

3) Посмотреть, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4) Проанализировать, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Требования к плану:

1) Пункты плана необходимо составлять сразу с момента первого прочтения.

2) Составляя план при чтении, следует обратить внимание на абзацы, авторы обычно им отделяют свои мысли. Определенным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Сформулировать заголовки необходимо используя научный термины дисциплины. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4 План должен полностью охватывать содержание текста (темы).

5) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Графическая схема сложного плана:

I. —————————————

1. —————————————

2. —————————————

3. —————————————

а) —————————————

б) —————————————

в) —————————————

II. —————————————

III. —————————————

Составляя план ЕГЭ по обществознанию, необходимо помнить, что как минимум три, а лучше четыре пункта он должен отражать.

Большое внимание уделяйте подпунктам, тем самым Вы показываете знание материала.

Все пункты, обязательно строим в столбик, чтобы Эксперт ЕГЭ видел Ваш план.

При анализе ответа учитывается:

 соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

 наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

 корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Пример:

Налоги и их воздействие на экономику страны

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

а) прямые;

б) косвенные.

2. Системы налогообложения:

а) пропорциональная;

б) прогрессивная;

в) регрессивная.

3.Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся черезреализацию следующих функций:

а) фискальная;

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

г) стимулирующая;

д) контрольная и др.

4.Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

infourok.ru

Текстоведение. Сложный план текста

Администрация Новоазовской общеобразовательной школы I-III ст. №2

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

на тему: «План текста простой и развернутый»

Составитель: Цебенко Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Новоазовск 2016 год

Тема: « План текста простой и развернутый »

Цель: Познакомить учащихся с понятием развернутый план текста, видами планов текста, обобщить знания о признаках текста, его составных частях, типах текстов.

Задачи:

Образовательная:

-учить анализировать выбор языковых средств, в зависимости от основной цели автора;

-научить детей составлять развернутый и простой план текста.

Развивающая:

-формировать умения составлять собственные тексты разных типов;

-формировать умение логично выражать свои мысли.

Воспитательная:

-развивать орфографическую зоркость при объяснение изученных орфограмм;

-воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Ресурсы и оборудование: учебник Ладыженская 5 класс, карточки с заданием, тексты разных типов.

Этапы урока, время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД.

Методы, средства и приёмы.

Организационный

(2 минуты)

-Добрый день ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас лежит на партах.

Приветствуют учителя, садятся на свои места. Готовятся к уроку.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Актуализация знаний

(5-7 минут)

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.

-Давайте с вами проведем орфографическую минутку. На доске написано стихотворение, вам нужно прочитать его и выписать слова с буквосочетаниями чк/чн.

-Заканчиваем, давайте проверим какие слова вы выписали.

-Теперь, давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова ёлочки. Кто хочет разобрать это слово на доске?

( вызываю одного из учеников к доске) — Все остальные выполняют в тетрадях.

-Давайте проверим.

-Молодцы

Дети прописывают число и классная работа в тетрадях.

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.
Колючие ёлочки берегут иголочки.
Поёт сверчок, скрипит смычок.
А ларчик просто открывался, если на ключ не запирался…
Кочни капустки зелены и хрустки…
Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…

-Дети совместно с учителем проверяют задание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя;

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Словесный метод;

Вопросно-ответная форма работы.

Самоопределение к деятельности

(5-7 минут)

Теперь, у нас с вами будет работа в парах. Я раздам вам карточки с текстом, вам нужно прочитать его и соединить линиями названия частей текста с его частями, а затем восстановить последовательность событий.

-Но прежде, чем мы с вами приступим выполнять эту работу, давайте вспомним правила работы в парах.

-Приступаем к работе.

-Как вы распределили порядок?

-Правильно!

-Составьте и запишите к данному тексту план.

-Давайте проверим какой план вы составили.

-Ребята , кто мне может сказать ,что такое текст?

-Верно. С какой целью он может быть составлен?

— О каких типах текста идёт речь?, смотрим на доску.

1. Повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности.

2. Для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий.

3. Имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.

-Из каких основных частей состоит текст?

-Правильно!

-Как вы думаете, о чем сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

-Нужно прислушиваться друг к другу. Работать нужно без ошибок. Уважать чужие ошибки и правильно поправлять их.

-Текст-это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

— Повествование.

— Описание.

-Рассуждение.

Вступление, основная часть, заключение.

-О типах текста и планах текста.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Умение осуществлять продуктивное взаимодействия с одноклассниками; Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

Умение работать в парах.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Объяснение, беседа, чтение молча, наглядность.

Работа по теме урока

(5-10 минут)

Ребята, работаем по карточке. Прочитайте этот текст про себя.

-С какой целью создан этот текст?

-Какова основная мысль текста?

-К какому типу вы его отнесете?

-Теперь, нам нужно составить развернутый план текста. Как вы понимаете, что значит развернутый план текста?

-Ребята ,если простой план мы составляли по пунктам 1,2,3 и т.д, то развернутый план или еще его называют сложным планом нужно составлять по такой схеме:

( показываю карточку, где расписано как нужно составлять развернутый план)

-Давайте сейчас вместе попробуем составить развернутый план текста.

(коллективная работа). Для начала прочитаем этот текст.

-Теперь будем работать по плану, который у нас с вами на карточке.

(составляем совместно развернутый план текста)

Дети читают текст.

Дети высказывают свои мысли.

Дети выполняют задание.

Работа с раздаточным материалом

Текст «Капля в море» по

Г. Цыферову

Вступление:

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Основная часть:

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.

Заключение:

Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

Развёрнутый план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I Вступление. Случай на море

    1. Домик на ножках.

II Основная часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром – плачет.

2.2. Закатилось солнышко – плачет.

2.3. Погасли звёзды – плачет.

III Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Развитие внимания, самостоятельности.

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Беседа, обсуждения, составление плана текстов, объяснение, работа с книгой.

Физкультминутка

( 2-3 минуты)

Встаем со своих мест и повторяем за мной (показываю упражнения).

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Закрепление изученного материала

(5 минут)

Работа с раздаточным материалом.

Текст повествование

Текст описание

Текст рассуждение

Ученики работают в группах. Составляют сложный план к текстам.

Кто сажает лес?

        За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились  дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.

        А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

        А кто?

        Долго не мог угадать.

        Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

        Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто?  И потом полетела к реке.

        Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

        Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

Текст.

        Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.

        Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

Личностные УУД:

Умение выполнять в срок задание.

Обсуждение, беседа, чтение молча

Рефлексия

(5 минут)

Работа с упражнениями учебника (определение типов текстов).

Личностные УУД:

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Обсуждение

Подведение итогов урока

(3 минуты)

-Что такое текст?

-С какой целью он может быть создан?

-С какими типами мы познакомились?

-Сегодня хорошо работали на уроке…

Дети отвечают на вопросы учителя. Совместно подводят итоги урока.

Познавательные УУД:

Умение находить главное в изучаемом; умение кратко оформлять высказывание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Беседа (совместное подведение итогов).

Памятка «Как составить простой план текста»

План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.
Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

Например:

— Кого поймали в море?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Как составлять сложный план •

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Развёрнутый план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I Вступление. Случай на море

    1. Домик на ножках.

II Основная часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром – плачет.

2.2. Закатилось солнышко – плачет.

2.3. Погасли звёзды – плачет.

III Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Текст.

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.

А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

А кто?

Долго не мог угадать.

Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.

Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

Текст.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.

Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

infourok.ru

Памятка для учащихся. Что такое план и как его составлять

Что такое «план», как его составлять?

План – это последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и /или основную мысль.

Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Простой план – это план, включающий названия значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план – это план, включающий название значительных частей, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

2. и т.д.

Рекомендации:

1. Составляя план при чтении текста, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам дайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова посматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен порядок содержания, уточните формулировки.

2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

3. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте карандашом или закладкой.

4. Запись любых планов делайте так, чтобы её легко было охватить одним взглядом.

Как составлять план текста:

1. Прочитайте текст, выясняя значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана, сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль.

5. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать) текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

infourok.ru

Как составить сложный план текста

План — это последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль. Сложный план включает название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1. …

1.1. …

1.2. …

2. …

2.1. …

2.2. …

2.3. … и т. д.

Алгоритм 1

1. Прочитайте текст и разделите его на смысловые части.

2. Определите основную мысль каждой смысловой части и дайте им названия.

3. Напишите черновик плана, используя для нумерации смысловых частей цифры 1, 2, 3 и т. д.; между названиями смысловых частей оставьте по несколько строк для записи подпунктов.

4. Перечислите для каждой смысловой части составляющие её подпункты, используя для их нумерации цифры 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 и т. д.

5. Сравните черновик плана с текстом, обращая внимание на следующее:

— всё ли главное нашло отражение в плане;

— связаны ли пункты плана по смыслу;

— отражают ли они основную мысль текста.

6. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо, откорректируйте план.

7. Перепишите план на чистовик.

Алгоритм 2

1. Прочитайте текст.

2. Напишите черновик, составляя очень подробный простой план.

3. Преобразуйте простой план в сложный, сгруппировав его компоненты под общими для них заголовками, отражающими основные мысли текста.

4. Сравните черновик плана с текстом, обращая внимание на следующее:

— всё ли главное нашло отражение в плане;

— связаны ли пункты плана по смыслу;

— отражают ли они основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо, откорректируйте план.

6. Пронумеруйте заголовки, отражающие основные смысловые части текста, цифрами 1, 2 и т. д., а соответствующие им подпункты — цифрами 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. д.

7. Перепишите план на чистовик.

teacher-chem.ru

как составлять сложный план – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Критерии оценки

На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:

  • 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.
  • 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.
  • 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.

Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.

ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник

ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.

Купить
Этапы подготовки

Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:

  • 5–6 классы – простой план текста
  • 7–8 классы – сложный план текста
  • 9 класс – простой план выступления на тему
  • 10–11 классы – сложный план выступления на тему

Читайте и смотрите также:


Советы педагогам по подготовке
  1. Тренируйте составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляйте сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывайте это умение на разных этапах изучения темы.
  2. Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали.
  3. Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой.
  4. Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.

По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.

ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Купить

rosuchebnik.ru

Конспект занятия на тему «Учимся составлять сложный план»

УРОК – 8

Тема: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ СЛОЖНЫЙ ПЛАН.

Цель: познакомить учащихся с простым и сложным планом; научить составлять планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования, календаря работы.

Материалы: презентация, ТСЗ, карточки к различным видам заданий на уроке, образец календаря работы исследователя.

Ход занятия:

  1. Актуализация знаний.

ТСЗ (за 1 мин. запомнить слова, затем слова закрываются и за 1 мин. воспроизвести их в тетради).

  1. Исследователь

2-3. Исследовательская работа

4-5. Проектная работа

6. Проблема

7. Гипотеза

8. Информация

9. Наблюдение

10. Предположение

  1. Понятие о планах.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

Варианты схем планов:

Простой план:

1. Старый воробей охраняет воробьишек.

2.Появляется ястреб-разбойник.

3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Сложный план:

1. Национальный символ.

2. История слова.

а) Введение термина.

б) Вилы.

в) Троица.

3. Утверждение государственного герба.

4. Распространение термина «трезубец».

5. Помнить историю.

Вопросный план:

  1. Как появился первый птенец?

  2. Сколько птенцов появляется у кукушки?

  3. Почему кукушка бросает птенцов?

  4. Как вырастают птенцы кукушки?

Цитатный план:

  1. «Видеть не могу манную кашу!»

  2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»

  3. «Ты должен съесть все до конца!»

  4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»

  5. «А я остался с кашей наедине!»

  1. Упражнения по восстановлению текста с помощью плана.

— В больших книгах нередко есть страничка с планом, который написал сам автор – это оглавление. План не только расскажет о главных событиях книги, но и поможет найти нужное место в тексте.

Упражнение 1.

Ты открыл книгу на одной из последних страничек и начал читать:

  1. Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом.

  2. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.

  3. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино.

  4. Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет.

  5. Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию.

  6. Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.

— По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь?

Вывод: В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.

Упражнение 2.

Вот какой план написал к своей сказке «Снежная королева» датский писатель

Г.-Х. Андерсен:

История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках.

История 2. Мальчик и девочка.

История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать.

История 4. Принц и принцесса.

История 5. Маленькая разбойница.

История 6. Лапландка и финка.

История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

— Что вы узнали об этой сказке из ее плана?

— Захотелось ли прочитать ее?

— Почему глава «Маленькая разбойница» так называется? Какие основные события в ней происходят?

Вывод: Из плана можно узнать какие герои действуют в сказке?

Упражнение 3.

— Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?

1) Жили-были кот, дрозд да петушок.

2) Лиса обманывает петушка и уносит его.

3) Кот и дрозд спасают петушка.

4) Лиса второй раз обманывает петушка.

5) Опять кот и дрозд спасают петушка.

6) Лисе удается унести петушка в свою нору.

7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.

  1. Медведь грозится мужика «сломать».

  2. Уговор медведя и мужика.

  3. Мужику достается репа, медведю – ботва.

  4. Новый уговор медведя с мужиком.

  5. Медведь получает корешки, мужик берет рожь.

  6. «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».

— С помощью планов вспомните названия этих сказок. («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)

  1. Упражнения по составлению планов по текстам.

Упражнение 1.

— Теперь сами попробуйте составить план. Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Определите самое главное в каждой части рассказа. Запишите план в тетрадь.

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.

Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Примерный план текста:

  1. Мы купили цыпленка.

  2. Собака Зента учуяла цыпленка.

  3. Цып склевывает гречневую крупинку с носа Зенты.

  4. Зента растерялась и вышла из комнаты.

— Какой вид плана вы составили? (простой)

Упражнение 2.

— Составьте сложный план по предложенному тексту.

Государственный флаг

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце — источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение — день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «кошкар-муйз — бараньи рога».

Примерный план текста:

  1. Символ государства.

  2. Конкурс государственного флага.

  3. Элементы государственного флага.

  1. Цвет – символ неделимости государства.

  2. Солнце – источник жизни и энергии.

  3. Орел – символ свободы и независимости.

  4. Орнамент.

  1. Составление календаря исследовательской деятельности.

Разработка исследовательской (проектной) работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет исследователю продуктивно организовать НИР по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

Рабочий план составляется автором на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками.

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, т.к. в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов.

Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.

Рабочий план составляется в произвольной форме. В нем приводятся конкретные этапы по написанию НИР и сроки их реализации в соответствии с учебным планом.

Согласование рабочего плана осуществляется с руководителем, либо с педагогом-технологом.

Совместное составление календаря исследовательской работы.

Вид деятельности

Сроки

Подпись учащегося

Подпись руководителя

1

Выбор темы исследования.

Октябрь 2012г.

2

Формулирование цели и задач исследования, гипотезы.

Октябрь 2012г.

3

Выбор методов исследования.

Ноябрь 2012г.

4

Анализ литературных источников.

Ноябрь-декабрь 2012г.

5

Проведение исследования и анализ результатов исследования.

Январь-февраль 2013г.

6

Оформление исследовательской работы.

Январь-февраль 2013г.

7

Составление презентации к исследовательской работе.

Февраль 2013г.

8

Участие в школьной научно-практической конференции.

Март 2013г.

  1. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.

Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.

Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.

Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.

Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Государственный флаг

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце — источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение — день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «кошкар-муйз — бараньи рога».

  1. Как появился первый птенец?

  2. Сколько птенцов появляется у кукушки?

  3. Почему кукушка бросает птенцов?

  4. Как вырастают птенцы кукушки?

1. Старый воробей охраняет воробьишек.

2.Появляется ястреб-разбойник.

3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

  1. «Видеть не могу манную кашу!»

  2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»

  3. «Ты должен съесть все до конца!»

  4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»

  5. «А я остался с кашей наедине!»

1. Национальный символ.

2. История слова.

а) Введение термина.

б) Вилы.

в) Троица.

3. Утверждение государственного герба.

4. Распространение термина «трезубец».

5. Помнить историю.

hello_html_m3efefaf5.gif

  1. Как появился первый птенец?

  2. Сколько птенцов появляется у кукушки?

  3. Почему кукушка бросает птенцов?

  4. Как вырастают птенцы кукушки?

1. Старый воробей охраняет воробьишек.

2.Появляется ястреб-разбойник.

3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

  1. «Видеть не могу манную кашу!»

  2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»

  3. «Ты должен съесть все до конца!»

  4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»

  5. «А я остался с кашей наедине!»

1. Национальный символ.

2. История слова.

а) Введение термина.

б) Вилы.

в) Троица.

3. Утверждение государственного герба.

4. Распространение термина «трезубец».

5. Помнить историю.

Упражнение 1.

Ты открыл книгу на одной из последних страничек и начал читать:

  1. Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом.

  2. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.

  3. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино.

  4. Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет.

  5. Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию.

  6. Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.

Упражнение 2.

Вот какой план написал к своей сказке «Снежная королева» датский писатель

Г.-Х. Андерсен:

История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках.

История 2. Мальчик и девочка.

История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать.

История 4. Принц и принцесса.

История 5. Маленькая разбойница.

История 6. Лапландка и финка.

История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

Упражнение 3.

— Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?

1) Жили-были кот, дрозд да петушок.

2) Лиса обманывает петушка и уносит его.

3) Кот и дрозд спасают петушка.

4) Лиса второй раз обманывает петушка.

5) Опять кот и дрозд спасают петушка.

6) Лисе удается унести петушка в свою нору.

7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.

  1. Медведь грозится мужика «сломать».

  2. Уговор медведя и мужика.

  3. Мужику достается репа, медведю – ботва.

  4. Новый уговор медведя с мужиком.

  5. Медведь получает корешки, мужик берет рожь.

  6. «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *