Как стать корреспондентом на телевидении – Как стать телеведущим: 10 фактов о профессии

Как стать корреспондентом. Профессия корреспондент

Профессия журналистов в наше время кажется привлекательной огромному числу молодых людей. По их мнению, журналистика непосредственно связана с интересными зарубежными событиями, горячими новостями и возможностью общения с «очень важными персонами». Все это, по их мнению, гарантирует им славу, популярность и всеобщее признание. На самом же деле все выглядит не так радужно, ведь этой профессии, как и всем другим, свойственны определенные сложности, о которых должен знать каждый, задающийся вопросом о том, как стать корреспондентом?

Твердо решив связать свою жизнь с журналистикой, необходимо сделать выбор, какой именно из областей этой профессии вам хотелось бы работать больше всего. Далеко не каждый журналист оказывается в лучах славы, постоянно будучи у всех на виду. Ведь кроме телевизионных журналистов есть еще и корреспонденты печатных изданий, журналисты, подготавливающие выпуски новостей, а также работающие над созданием развлекательных или аналитических шоу. Кроме того, существуют еще такие журналисты, вся деятельность которых происходит на просторах всемирной сети Интернет.

Многие считают, что для того, чтобы стать профессиональным и успешным корреспондентом, необходимо получить высшее образование по данной профессии в одном из престижных ВУЗов, однако данное мнение является ошибочным. Одна лишь учеба на журфаке не является гарантией того, что вы сможете сразу же занять место в штате журналистов модного издания или популярного телеканала. На практике все происходит гораздо сложнее.

По мнению состоявшихся профессионалов журналистики, наилучшее образование по выбранной вами специальности можно получить, работая на «поле боя» — в той организации, в которой в дальнейшем вы хотите стать журналистом. Это поможет вам заранее понять и осознать, что вас ожидает в дальнейшем. Очень часто случается так, что реальное положение дел никак не стыкуется с тем образом, который создали в своем воображении молодые специалисты. Кроме того, большинство профессионалов подтверждают то, что выбирая для себя новых сотрудников, большинство СМИ смотрят на наличие высшего образования у соискателей как необходимое, но недостаточное условие. Работодателей гораздо больше интересует наличие у кандидатов определенных качеств и так называемой

«журналистской хватки».

Как стать корреспондентом, с учетом всех вышеизложенных обстоятельств? Во-первых, вы должны в совершенстве владеть своим родным языком и уметь на нем грамотно излагать свои мысли при помощи бумаги. Кроме того, вы должны иметь большие амбиции, проявлять профессиональное любопытство и инициативу, а также быть активным. Корреспондент-профессионал сможет добыть все интересующие его сведения не смотря ни на что, а также преподать их в правильном виде зрителю или читателю.

Также, для того, чтобы стать корреспондентом, молодым специалистам можно рекомендовать попробовать себя в различных изданиях или телевизионных и радиокомпаниях местного или регионального уровня. Для этого попробуйте подготовить интересный материал и предложить его на рассмотрение редакции. Это можно сделать отправив свои материалы по почте, или при помощи личной встречи с редактором. В последнем случае вам будет крайне важно хорошо подготовиться к собеседованию.

Готовясь к встрече с потенциальным работодателем, подберите несколько тем, которые, как вам кажется, будут для него интересными и актуальными.

Подумайте над тем, как вы сможете представить эти темы потребителю: каким образом тема должна быть рассмотрена, интервью с кем потребуются для ее полного и всестороннего освещения, а также какие фото и видеоматериалы могут быть использованы.

Если результаты вашей подготовки не смогли заинтересовать редактора — не отчаивайтесь и не опускайте руки. Попросите у него подробной консультации, в рамках которой он укажет вам на то, в чем именно заключаются ваши ошибки, и какие имеются недочеты в вашей подготовке. Исправьте свои материалы с учетом этих рекомендаций и предпримите новую попытку. Проявляя упорство и настойчивость рано или поздно вы сможете отточить свое мастерство до того уровня, который позволит вам стать корреспондентом одного из изданий.

Отвечая на вопрос о том, как стать корреспондентом, можно сказать, что для этого требуется приложение массы усилий, направленных на постоянное самосовершенствование и повышение журналистского мастерства. Только долго и упорно работая над собой и твердо соблюдая нормы профессионально этики, можно рассчитывать на успех на выбранном поприще.

kanks.ru

Работа на Первом канале — это реальность!. Новости. Первый канал

Телезрители постоянно задают вопрос о том, как можно устроиться работать на Первый канал. И зачастую не верят, что совершенно реально получить работу, просто отослав резюме через раздел «Работа» нашего сайта www.1tv.ru.

Но скептиков, и тех кто уверен, что на Первый можно устроится только «по блату», опровергают наши сотрудники, которые нашли себе место в дружном коллективе Первого канала, именно прислав резюме через интернет.

Никитенко Яна, корреспондент программы «Доброе утро»:

«Когда живешь за тысячи километров от столицы, в скромном пригороде — «Первый канал» кажется недосягаемым, а работа в команде «первых» — словно полет в космос. Так только кажется. Дорогу осилит идущий! Несмотря на скептическое отношение и излюбленное многими выражение: «По блату все, в вашей Москве», заполнила анкету на сайте канала. Мне позвонили, пригласили работать Первом! Сегодня, я корреспондент «Доброго утра», рассказываю о секретах кулинарии, делюсь интересными фактами, мнениями и впечатлениями. Друзья звонят: «Видели твой сюжет!». Приятно, а главное — все реально!!!»

Прозоров Иван, корреспондент ДИП:

«Без связей на телевидении, без протекции друзей, практически с нуля в 22 года из г. Кемерово – попасть на Первый канал, сразу же в главную информационную службу страны! Фантастика? Ничуть! Я просто заполнил анкету на сайте и выслал DVD диск со своими репортажами. И у меня получилось — у парня из провинции. Мне позвонили и пригласили работать на Первом. Образование, талант – это, конечно, необходимо. Но, скорее всего, главное – всегда быть «заряженным», готовым «выстрелить» в любой момент. И каждый из вас может попытаться стать членом команды Первого, асом эфира».

Дина Филатова, корреспондент программы «В мире людей»:

«Многие полагают, что работу на Первом канале можно получить лишь по знакомству. Это не так! Я убедилась в этом на собственном опыте. Сотрудники отдела подбора персонала действительно внимательно относятся ко всем резюме, которые поступают к ним. Тебе предоставляют шанс войти в коллектив профессионалов. Остается лишь доказать, что ты достоин своей мечты».

Глебова Мария, корреспондент программы «В мире людей»:

«Все невозможное возможно. Имея шестилетний опыт на провинциальном ТВ, я всегда мечтала работать на Первом канале. И это стало реальностью. Главное – желание и преданность своему делу! Я просто заполнила анкету на сайте и выслала свои репортажи. Сегодня я — корреспондент программы «В мире людей».

Галина Смирнова, редактор–консультант Дирекции документального кино «Первого канала»:

«Возможно, кому-то это покажется довольно фантастичным, но это – правда. Я нашла работу на Первом канале через Интернет! А именно – через сайт www.1tv.ru. Первый канал – действительно первый в России. Работать здесь – большая ответственность и честь, и, одновременно, настоящее удовольствие для тележурналиста. Если у вас есть опыт телевизионной работы и искреннее желание оказаться среди настоящих профессионалов – поверьте в себя и рискните! И удачи вам!»

Вера Кондратьева, секретарь руководителя юридической службы ОАО «Первый канал»:

«За семь месяцев работы на Первом канале телевидение прочно вошло в мою жизнь и, похоже, надолго. Конечно, не обходится без трудностей, но, в конце концов, работе они идут только на пользу. Коллектив стал второй семьей. Семьей, где всегда можно найти как профессиональную поддержку, так и простое человеческое понимание. Я нашла такую замечательную работу, заполнив анкету на сайте Первого канала. У меня получилось! Получится и у вас».

Киселев Андрей, переводчик отдела Международных связей:

«На сайте Первого канала я нашел вакансию, которая сразу меня заинтересовала. Прямо на сайте я заполнил анкету и уже на следующий день меня пригласили на собеседование. После этого я прошел конкурсный отбор, и теперь я работаю в международном отделе на Первом канале. На Первом и невозможное возможно».

Если вы всe еще не верите, в то, что работа на Первом канале это не фантастика, то заходите на rabota.1tv.ru и отправляйте своe резюме. И тогда вы сможете стать одним из нас, асов эфира!

www.1tv.ru

Как стать корреспондентом?

Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что корреспондент газеты или телевидения – это достойная профессия, которая часто очень неплохо оплачивается. Однако те, кто всерьёз задумывается как стать корреспондентом, должны понимать, что далеко не все представители этой популярной специальности ведут репортажи из респектабельного Лондона или зарабатывают всемирную славу, находясь под обстрелом в «горячих точках». Чаще всего даже столичные корреспонденты носятся как угорелые за мелкими сенсациями, формируя новостную ленту короткими информационными блоками о том, как пегая корова упала в канализационный люк или как на улице Абрикосовой бодро горел молоковоз.

Понятно, что стать корреспондентом можно поступив на журналистский факультет одного из высших учебных заведений страны, однако это не единственный путь, чтобы превратиться в аккредитованного «посланника» одного из средств массовой информации. История пестрит случаями, когда знаменитыми корреспондентами становились простые издательские курьеры или совсем уж посторонние люди, предложившие газете интересные фотоснимки или очерки. Поэтому если вы твёрдо решили примерять на себя костюмчик матёрой «акулы новостей», для начала стоит разобраться, какими данными должен обладать хороший корреспондент.

Прежде всего, необходимо осознать, что корреспондент во многом схож с частным детективом, недаром же некоторые работы репортёров называют «журналистским расследованием». Поэтому умение общаться с людьми, так называемая коммуникабельность – это главная черта, которой должен обладать настоящий корреспондент. Второй краеугольный камень, на котором держатся все мировые СМИ – это интрига. Создать интригующий репортаж талантливый корреспондент сможет практически «на ровном месте», и не важно, о чём там будет идти речь – о первом младенце, родившимся первого января или о внеочередном переизбрании президента. Способность заинтриговать читателя или зрителя, в независимости от увлекательности сюжета репортажа – это необходимое для успеха качество, которое, к слову, можно развить самостоятельно.

Простой пример – допустим, начинающему корреспонденту даётся задание написать или отснять репортаж о первом младенце года. Для того, чтобы «вкусно» преподнести этот факт, необходимо отыскать какую-нибудь интересную «фишку», на которой и построить весь репортаж. Например, можно порыться в исторических справочниках и сделать подборку, кто из великих также родился в этот день. Или же связать имя и место рождения ребёнка с конкретным публичным персонажем. Ещё один вариант — подпустить мистики, изучив особенности Знаков Зодиака и предсказания астрологов на этот день. Одним словом, дополнительная информация и работа мозга – вот что нужно, чтобы заплести интригу на основе самого рядового события. При этом необходимо учитывать особенности целевой аудитории и формат издания, которое заказало конкретный репортаж. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.

Третье и четвёртое свойство, которыми должен обладать каждый корреспондент – это «цепкий» глаз и способность грамотно выражать свои мысли и словесно оформлять наблюдения. И, наконец, умение делать выводы на основе всестороннего анализа конкретной тематики заключает список базовых критериев, определяющих причастность к этой специальности.

Целевая аудитория и формат СМИ

Целевая аудитория – это психологические и вкусовые особенности большинства зрителей или читателей, которые смотрят данный канал или читают конкретное печатное издание. Простой пример – рейтинг сталелитейных предприятий в журнале «Экономика и жизнь» вряд ли будет интересен домохозяйкам, а эмоциональные разборки возле сельмага села Задрищево однозначно не привлекут внимания серьёзного биржевого брокера. Поэтому каждый репортаж должен «бить» по конкретной целевой аудитории, что позволит максимально заинтересовать потенциальных поклонников вашего репортёрского таланта. Конечно, существуют универсальные тематики, которые сегодня мало кого оставляют равнодушными – грязное бельё звёзд шоу бизнеса, кровавые убийства, сплетни о первых лицах государства и непроверенные сведения о пристрастиях олигархов. Однако, как правило, к таким «сладким» темам начинающих репортёров не допускают, поэтому изначально стоит настраиваться на увлекательное описание факта спасения коровы из канализационного люка.

Формат канала или издания – это определённый набор стандартов, ориентированных на всё ту же целевую аудиторию. Поэтому предлагать в журнал «Вяжем на дому» статью об изнасиловании путанами постового милиционера бесполезно. Зато такой материал с удовольствием примут в так называемой «жёлтой прессе» — средствах массовой дезинформации, которые в наши дни для подавляющего большинства становятся источником развлекательного и даже познавательного чтива.

Путь в профессию

Определив основные критерии потенциального корреспондента, стоит наметить пути проникновения в профессию. Самым распространённым вариантом, помогающим без образования начать карьеру фотокорреспондента, является специальность «стрингер-любитель». Этим термином называется человек, делающий са

www.yastal.ru

Глава 4 Как стать хорошим репортером. Универсальный журналист

Глава 4

Как стать хорошим репортером

«Журналист — это самый трудолюбивый лентяй на свете».

Работа репортеров — все узнавать. Выражаясь красиво, репортеры ударные войска истории. Они шагают в первых рядах среди хаоса сегодняшнего дня, стучатся в запертые двери, идут на риск, чтобы овладеть истоками правды. Если не они — кто будет заниматься этим? Редакторы? Комментаторы?

Люди, не связанные с журналистикой (в том числе и издатели), полагают, что репортеру прежде всего необходимо умение хорошо писать. На самом деле, литературные способности — лишь часть его работы, и зачастую далеко не большая часть. Основные навыки, которыми должен обладать репортер, — это те, что помогают докопаться до наилучшей из возможных версий правды.

Итак, чтобы стать хорошим репортером, требуется немало умений и навыков выяснять нечто и должным образом это фиксировать. Сверх того, необходимо кое-какое техническое оборудование и немалая духовная культура.

И наконец, чтобы стать хорошим репортером, нужно иметь подходящий характер.

Основное оборудование и навыки

Было время, когда репортер обходился двумя подручными средствами ручкой и записной книжкой. В девятнадцатом веке этого хватало, но, чтобы преуспеть на репортерском поприще сегодня и в будущем, вам нужно оснаститься большим. Вам также потребуется ряд навыков, не все из которых вам преподадут на курсах традиционной журналистики:

1. Записные книжки.

Если вам приходится напоминать, что репортер должен постоянно иметь при себе ручку, значит, работа в газете, скорее всего, не для вас. Поразительно, как много бывалых репортеров пренебрегают такой необходимой для их профессии вещью, как записная книжка. Мне доводилось видеть, как опытные репортеры общенациональных газет в ответ на просьбу показать их записи вытаскивали из карманов горсти смятых автобусных билетов и клочки других бумаг, покрытые каракулями. От подобного зрелища сатанеют редакторы отдела новостей. А если статья повлечет за собой судебное разбирательство и, кроме автобусных билетов, предъявить будет нечего, то картина будет еще менее завидной.

Вам необходимы две записные книжки. Одна — маленькая, чтобы как бы между прочим выскользнуть из кармана или сумочки при непосредственном общении с людьми. Другая — большая (чем больше, тем лучше) для записи телефонных разговоров из своего офиса. Большой формат позволяет легче делать записи, реже отвлекаться на переворачивание страниц. Кстати, о переворачивании страниц: заведите книжку, скрепленную спиралью, а не на скрепках и не на клею. Перевернутая страница ложится плоско, без сгиба, ее можно вырвать, не опасаясь, что вся книжка рассыплется на части. На обложке каждой записной книжки необходимо ставить дату первой записи, а исписав ее до конца, надо хранить книжку как можно дольше. Возможно, вам никогда не придется заглянуть в нее снова, но будьте уверены — стоит вам выбросить записную книжку, как она тут же понадобится вам позарез.

2. Стенография

Если вы не являетесь, тем единственным, кто способен писать, поспевая за речью, то стенография — ваша сила и просто спасение. Магнитофоны ломаются, батарейки в них вдруг садятся, а кроме этого, существует много ситуаций, когда магнитофон невозможно использовать. К тому же, большинство людей охотнее разговорятся с вами, если их не будет смущать магнитофон.

Еще больше людей быстро устанут от репортера, который то и дело просит их повторить сказанное, чтобы успеть все записать.

Репортеры знают: чаще всего приходится отказываться от переспрашиваний, и в результате записи оказываются неполными или неточными.

Выучить стенографию несложно, и вы будете на всю жизнь обеспечены нужным навыком. Уж если ею пользовался Чарльз Диккенс (он выучил ее, прежде чем стать парламентским корреспондентом лондонской «Morning Chronicle»), то и нам с вами грех воротить от нее нос.

3. Диктофон

Диктофоны как нельзя лучше годятся в двух случаях: при непосредственном контакте с собеседником и — при надлежащей технической оснастке — для записи телефонных разговоров, дабы потом интервьюируемый не смог опровергнуть содержание беседы. Во времена моей работы редактором отдела новостей, когда кто-нибудь заявлял, что наш репортер неверно его процитировал, либо угрожал судебным иском, я чувствовал себя увереннее, если знал, что мы можем предъявить магнитофонную запись, а не заметки от руки.

Но даже в интервью с диктофоном не забывайте о записной книжке. Не говоря о том, что техника может подвести, а у диктофона есть еще два недостатка. Во-первых, на нем можно только записать речь, поэтому записная книжка нужна вам, чтобы набрасывать свои мысли и впечатления. Во-вторых, последующее прослушивание ленты отнимет куда больше времени, чем просматривание заметок в книжке. Поэтому отмечайте в книжке основные пункты сказанного, чтобы обращаться к магнитофонной записи только за подтверждением конкретных фактов и для цитирования.

Если вы намереваетесь часто использовать диктофон, не забывайте следовать тому же правилу, что и в случае с записной книжкой: датируйте и сохраняйте кассеты. И обзаведитесь такой моделью диктофона, которая предупреждает о конце записи. В противном случае хороши вы будете в офисе, прокручивая для редакторов замечательный эпизод интервью: вот правительственный чиновник нехотя признает, что ему предложили взятку за… и запись обрывается.

4. Адресная книга

Каждый репортер должен вести книгу своих контактов, подробнейше записывая адреса, номера телефонов и факсов его собеседников. Порой решишь, что номер телефона этого человека тебе больше никогда не понадобится — и именно с этим человеком возникнет месяцы спустя острая необходимость переговорить вновь. Когда, кроме вас, в офисе никого нет, на часах — десять вечера, а вам позарез надо что-то узнать, тут-то вы и поймете, какая ценная штука — адресная книга. Не обязательно, чтобы это был роскошный «органайзер» в коже за сто долларов, подойдет обычная телефонная книжка. Только нужно, не ленясь, заносить туда все имена и телефоны, какие получите или сможете достать — и всеми силами старайтесь раздобыть как можно больше имен и телефонов. Крадите их у коллег и конкурентов. Читая газеты и журналы, выписывайте имена специалистов, которые могут вам понадобиться, и старайтесь узнать номера их телефонов. И наконец, пожертвуйте как-нибудь выходным, чтобы сделать дубликат телефонной книжки на тот неизбежный случай, когда вы ее потеряете.

5. Фотоаппарат

Многое репортеры исполняют свой профессиональный долг, ни разу не взяв в руки фотоаппарат. Но во всем мире в небольших газетах от репортеров обычно ждут фотоснимков. По мере того, как все больше трещат штатные сметы, а специализация уходит в прошлое, того же будут ждать и от репортеров крупных газет. Если вас и минует чаша сия, умение работать с камерой все же несомненно будет профессиональным плюсом. Каждый журналист должен усвоить, какой снимок считается хорошим и как его сделать (пусть даже он набьет шишки, учась этому), потому что фотографии — важная часть газеты. Может случиться, что карьера вытолкнет вас в кресло редактора, и вам придется иметь дело со снимками, решая, как их использовать. Пишущему журналисту могут и простить неумение обращаться с фотоаппаратом, но кому охота, чтобы ему что-то «прощали»?

6. Подслушивающие устройства

Это штука опасная, и в журналистской практике ей нет места. Применение этих устройств оправдано только в том случае, когда это поможет спасти чью-то жизнь либо раскрыть крупное правонарушение. Подробней смотри об этом в главе об этике и о репортерских расследованиях.

7. Компьютерная грамотность

Необязательно иметь собственный компьютер, но надо знать, как пользоваться компьютером, а еще лучше двумя: «Apple-Macintosh», который все шире используется во всем мире для выпуска газет, и IBM-совместимым персональным компьютером. Возможно, сейчас вам и в голову не приходит, что ваша газета сможет позволить себе компьютер, но этот день настанет раньше, чем вы думаете. Поэтому поскорее овладейте компьютером со всеми его возможностями. Приручите технику, не то она приберет вас к рукам.

Компьютеры используют не только для выпуска газет, но и для хранения информации, к которой вы можете получить доступ. Повсюду в мире журналисты сегодня уже привычно пользуются компьютерными базами данных, содержащими огромное количество информации: полная информация о любых статьях, справочные системы и обширные статистические данные. Газета может подписаться на такие базы данных за сравнительно небольшую сумму. Оборудование, необходимое для доступа к этим и иным крупным компьютерным архивам, становится все дешевле и проще в обращении. Очень скоро, благодаря создающейся ныне всемирной компьютерной сети, доступ к этим архивам будет по карману любому, у кого есть компьютер и модем. И само собой, такая связь работает в обе стороны. Если вы — свободный журналист или живете в провинции, с помощью компьютера вы сможете посылать статьи в крупнейшие столичные газеты страны — и даже в газеты других государств.

8. Иностранные языки

Если вы владеете хотя бы одним иностранным языком в достаточной степени, чтобы вести умные разговоры, ваши журналистские горизонты значительно расширяются. Если вы можете писать на этом языке — еще лучше. Владение иностранным языком не сделает вас лучшим журналистом, но ясно, что с ним вы ценнее для своей газеты и можете заниматься своей работой не только в родной стране.

9. Чтение вверх ногами

Это умение сильно недооценивают. Разумеется, за каждым остается его право иметь свои секреты. Но и общество имеет непреложное право — поможет вам узнать с вашего собеседника.

10. Чтение по губам

Не стоит даже трудиться представить себе все обстоятельства, при которых крайне важно понять, что говорится за пределами слышимости. Разумеется, чтение по губам сопряжено с риском, как при использовании оптических средств (см. вопросы этики), но иметь такую сноровку весьма полезно.

11. Задержки сдачи материала и превышение его объема

Многие репортеры полагают, что тянуть со сдачей материала до последнего и сдавать чересчур объемные статьи — признак литературного таланта. Они либо воображают, будто их писания настолько ценны, что редактор будет часами ждать статью и выкинет ради нее другие материалы, либо прикидывают так: редактору нужен их материал, замены у него нет, следовательно, ему придется смириться с такими сроками и объемом, которые угодны репортеру. Подобное поведение — непрофессионально, и, если вы не являетесь даром Божьим для журналистики (а таких совсем немного), оно скоро доставит вам репутацию человека ненадежного. Укладываться в срок — вопрос собранности. Сделать это не всегда легко, но почти всегда возможно.

Укладываться же в объем (а хуже репортера, пишущего пространно, только репортер, пишущий слишком коротко) — это вопрос и собранности, и опыта. Если вы печатаете на компьютере, у вас вообще нет оправдания для превышения заданного объема даже на строчку. Тем же, кто пишет статьи от руки, я дам один хороший совет. Возьмите исписанный лист бумаги привычного для вас размера и сосчитайте, сколько слов на нем помещается. Повторите этот опыт еще раз-другой, и вы будете знать среднее число слов (и, соответственно, строк) в одном листе вашей рукописи.

Принципы

Вот и все, что касается материального оснащения и элементарных навыков репортера. Самое же необходимое оснащение он носит в черепной коробке — это его духовный багаж, или принципы. Некоторые — врожденные, другие были быстро усвоены на занятиях или схвачены на лету в редакции, но большая часть сноровки и приемов приобретается годами опыта, через расследования и написание, перепроверки и переписывание сотен статей.

Репортер из тех профессий, которым учатся на своих ошибках. Мне ли не знать этого — я ошибок наделал достаточно. В самом начале своей журналистской деятельности я работал в маленьком еженедельнике в южной Англии. Благодаря счастливому случаю и решимости произвести впечатление, я в первую же неделю напал на хороший сюжет о загрязнении речных вод. Я сорвался с места, провел расследование и поспешил обратно в редакцию, полный мыслей о похвалах, которые услышу, выдав статью. Написав, я вручил статью редактору.

«Это еще что такое? — рявкнул тот. — Где имена?». Сюжет так меня взбудоражил, что я позабыл спросить имена у тех, кого интервьюировал. Статья изобиловала хорошими цитатами, но все они принадлежали «обеспокоенному местному жителю», «водному инженеру», «инспектору по безопасности» и так далее.

И целые сутки, забыв про сон, я бегал, выясняя имена, повторно расспрашивая людей и восполняя пробелы. Переживал я страшно, но с тех пор не раз благодарил себя за тогдашнюю глупость, ибо с первых же дней получил два бесценных урока. Первый: цитаты мало чего стоят, если при них нет имен. Второй, еще более важный: работа репортера — занятие не из легких. Одного энтузиазма и мастерства еще недостаточно. Нужны также верные принципы. Вот основные из них:

1. Нюх на новости

Этот первый элемент духовной оснастки репортера может быть либо врожденным, либо основанным на глубоком понимании вопросов, освещенных в предыдущей главе (о ценности новостей). Но откуда бы он ни проистекал, он вам необходим по двум причинам. Первая (со знаком плюс): чтобы знать, что лежит в основе хорошей статьи, и уметь найти ценную новость в куче информационного мусора. Вторая (со знаком минус): чтобы не тратить время свое и газеты на разработку сюжетов, которым грош цена. Чаще спрашивайте себя: «Насколько хорошим может быть этот сюжет? Насколько ценным будет материал, даже если я раздобуду всю нужную информацию?» Положим, вам ясно, что овчинка выделки не стоит. Так бросьте сразу эту тему.

Все прочие принципы, потребные репортеру, тесно связаны с непредвзятостью, непредубежденностью, которые вообще нужно привносить в любое исследование.

2. Страсть к точности

Начав работать редактором отдела новостей, вы быстро поймете, что превыше всего цените в своих репортерах именно эту страсть. Можете ли вы положиться на то, что они сделали? Можете ли довериться их точности? Работая репортером, вы также быстро усвоите, что ваша репутация человека, не склонного преувеличивать и стремящегося к точности как в готовой для печати статье, так и на предварительных этапах, крайне важна для вас. Утратив эту репутацию, восстановить ее будет нелегко.

Понятие точности включает в себя три вещи. Во-первых, что очевидно, правильно записать на пленку и воспроизвести на бумаге то, что вам говорят люди. Во-вторых, быть внимательным в следующем: как бы ни были точны фрагменты вашей статьи, весь материал в целом также должен соответствовать духу и атмосфере ситуации или события. То есть, речь идет о проработке фона и контекста.

И в-третьих, вы не должны поддаваться опасному и широко распространенному поверью: «Раз произошло одно и тут же другое, значит, это другое — правда». Не надо думать только о том, чтобы пропихнуть статью в печати. Если в череде описываемых вами событий существуют разрывы, узнайте точно, что упущено, не решайте: если сперва произошло А, потом что-то еще, а потом С, значит, пропущенная часть — В. Не всегда бывает так.

3. Никогда не стройте предположений

Это относится ко всем предположениям — касающимся логики, личности, фактов или мотивов. Очень часто, делая предположение, вы оказываетесь правы. Потому так и опасны предположения. Они с легкостью затягивают. Однако опасность их очевидна. Пишите только о том, что знаете, а не о том, что предполагаете. Таким образом вы избежите неточности, вранья, не обманете людей — и избежите увольнения.

Широкую огласку получил случай, когда некая британская массовая газета получила от нештатного автора фотографию, на которой принц Чарльз обнимал женщину, явно не свою жену, а уже было известно о неудачном браке принца. Газета опубликовала снимок под заголовком, намекавшим на роман принца, такое у них было предположение. И они жестоко ошиблись. В газете не знали, что фотография была сделана на похоронах ребенка этой женщины, умершего от лейкемии в возрасте четырех лет. Принц делал то, что любой сделал бы в подобной ситуации: утешал убитую горем мать.

4. Никогда не бойтесь выглядеть дураком

Каким бы дремучим невеждой вы ни казались себе, не знаете спрашивайте, не понимаете — просите объяснять. Если над вами посмеются пусть! Настоящие дураки — те репортеры, что с умным видом кивают головой в продолжение всего интервью, понимая сказанное лишь отчасти, а после пытаются написать статью — и ничего у них не выходит. Незнание свое выказывайте при расспросах, а не на газетных страницах.

5. Сомневайтесь во всех источниках

Сомнения по отношению к любым источникам — важный и один из основных принципов в работе репортером, да и вообще всех журналистов. Зачем этот человек говорит мне все это? Каковы его мотивы? И вообще, в его ли компетенции знать то, что он якобы знает? Этому сложному вопросу посвящена шестая глава.

6. Забудьте о своих предубеждениях

Никто не ждет, что вы отбросите прочь все свои убеждения и дорогие сердцу взгляды. Но если уж вы не в состоянии избежать их невольного влияния, не позволяйте им стать определяющими в вашей работе. Не то вы станете писать необъективные, нечестные статьи. Такую статью написал стажер из «Washington Post», когда его, человека крепких антимилитаристских убеждений; направили писать репортаж о слушании в Конгрессе по вопросу об использовании Соединенными Штатами дефолиантов во вьетнамской войне.

Ученые один за другим свидетельствовали, что нет доказательств, позволяющих предположить, будто некое химическое соединение под названием «Эйджент Оранж» причиняло серьезный вред здоровью людей. Только один свидетель был не согласен с этим — и как раз ему репортер посвятил всю статью, проигнорировав свидетельства остальных. Возможно, в будущем медицина докажет правоту этого одного, но дело не в этом. Репортеры существуют для того, чтобы точно передавать происходящее, не отцеживая события через решето собственных воззрений, пусть даже толковых и передовых.

Этот призыв относится как к устоявшимся предубеждениям, так и на ходу формирующимся. Не допускайте, чтобы мнение, сложившееся у вас на начальной стадии работы, преждевременно отразилось в суждениях о событии. Тяжкий грех многих репортеров, особенно тех, кого часто просят написать яркие, с «настроением» статьи либо легкие информационные заметки, — грех этот состоит в том, что подзаголовок они сочиняют еще до встречи с источником. Текст этот может быть остроумным, блистать красотой слога — но велика вероятность того, что он больше скажет о самих репортерах, нежели о предмете статьи. Правда, это же можно сказать и в целом о статьях, написанных такими журналистами.

7. Осознайте себя частью процесса

Порой так подмывает писать когда и сколько захочется и только на ту тему, какую облюбовал! А надо, видите ли, слушаться редакторов. Обязательно спорьте с ними, кричите на них, пытайтесь заболтать, но в конце концов придется подчиниться — или идите работать в другое место. Это и есть профессионализм. Порядок в газете для всех один. Пока ваша статья не опубликована, она представляет собой лишь сырье. Поэтому она должна быть нужного объема, доставлена в срок, и, если вы передали ее по телефону или факсу — перезвоните позже и узнайте, нет ли к вам вопросов.

8. Помните о читателях

Один читатель у вашей статьи всегда найдется: вы сами, бормочущий ее себе под нос в укромной затемненной комнате. Другие же прочтут ее в том случае, если вы считаетесь с ними — и когда пишете, и особенно когда готовите тему. Что желают узнать читатели? Что нужно растолковать им? Как сделать, чтобы статья задела их за живое? Отыщите курьезные факты, покажите, каким образом описываемые вами события затронут жизнь читателей или жизнь других людей. Привлекайте примеры, соотносимые с жизненным опытом самих читателей: при всякой возможности пишите живым языком. Не надо статей, написанных исключительно о макро-социальных и экономических проблемах и живущих своей жизнью организациях. Пишите статьи так, чтобы они читались как написанные обычным человеком для таких же обычных людей. И наконец, если в вашей статье нет людей действующих и взаимодействующих, значит она либо нуждается в доработке, либо это вовсе не статья.

9. Воля к победе

Рано или поздно каждый репортер начинает убеждаться в том, что мир вовсе не вертится вокруг газет. В самом деле, миропорядок часто кажется созданным как нарочно для того, чтобы расстраивать их планы. Мало того, что правительства, чиновники и все прочие словно вознамерились понадежней разлучить вас с надежной информацией, — так еще и события происходят в неурочное время и в неподходящих местах, телефонов то не найти, то они не работают, а если вы находитесь в командировке, у вас могут оказаться на исходе деньги, время, еда, питье и силы. Вот когда нужна воля к победе.

Вы должны преисполниться решимости сокрушить любые препятствия, что встретятся на пути, и, добравшись до места события, как можно быстрее отослать материал. Берите пример с Эда Коли из «Washington Post». Морт Розенблюм в своей превосходной книге «Кто похитил новости?» приводит следующую историю. В декабре 1988 года Коди находился в Париже. Как-то вечером он услышал, что в Локерби, небольшом городке в Шотландии, потерпел аварию аэробус компании «Пан Ам». Было 8.20 вечера, и последний самолет на Англию уже улетел. Коди разыскал диспетчера чартерной линии, уговорил своего редактора-международника в Соединенных Штатах оплатить расходы и через несколько часов был уже в Глазго. Розенблюм пишет:

«На стоянке было всего два такси, и что-то толкнуло его подойти к левому. Он объяснил, как важно ему попасть в Локерби, минуя полицейские заслоны. „Везет тебе, — ответил таксист, — я сам из Локерби“. Долгая поездка на большой скорости, несколько резких поворотов во мраке — и они в центре городка. Там они разошлись и встретились позже. Таксист собрал не меньше ценных свидетельств и ярких подробностей происшествия, чем сам Коди. Потом он отыскал приятеля, тот открыл свой паб, и Коди позвонил в Вашингтон. Как обычно, материал Коди стал сенсацией».

Катастрофа, в которой погибли все 259 пассажиров и 11 местных жителей, стала одним из крупнейших событий 80-х годов. Превосходная работа Коди (хотя откуда ему было знать, насколько истинны свидетельства, собранные таксистом?) стала возможна благодаря его воле к победе. Хорошо и то, что у него был редактор, готовый выложить 6000 долларов за чартерный авиарейс, хотя в большинстве случаев погоня репортера за информацией обходится дешевле.

10. Чувство срочности

Коди, как многие до и после него, действовал быстро, чтобы опередить конкурентов из газет и телевидения. В этом нет ничего предосудительного: ведь читатели желают получить самый свежий — и самый полный — отчет о событиях.

Здоровая — а хоть бы и не очень — конкуренция, желание быть первым делают работу увлекательнее. Конкуренция эта на благо читателям — если она не оголтелая, конечно. Только желание утереть друг другу нос двигало, к примеру, фотографами из агентств «Ассошиэйтед Пресс» и ЮПИ, когда им было поручено сфотографировать далай-ламу, покидавшего Тибет в 1959 году. Оба наняли по самолету, организовали эстафеты мотоциклистов, чтобы доставить фотоснимки с китайской границы до ближайшего передатчика в Индии. Когда далай-лама показался в дверях самолета, фотографы ринулись вперед, сделали снимки и устремились к уже набиравшим обороты самолетам. После сумасшедшей гонки в воздухе и на земле победил корреспондент ЮПИ.

Фотограф из «Ассошиэйтед Пресс» был сражен. Он вернулся к себе в гостиничный номер и сидел там, упиваясь горечью поражения. Тут из его офиса пришла телеграмма: «У конкурентов далай-лама длинноволосый и лохматый. У вас — лысый. В чем причина?» Фотограф послал ответную телеграмму: «Мой далай правильный». Обезумев от желания быть первым, фотограф из ЮПИ снял переводчика.

Однако допустимая конкуренция тоже имеет свои пределы. До этих пределов, несомненно, дошел — и даже вышел за них — бывший репортер из «New York Post» Стив Данливи. В молодые годы он сотрудничал в газете, конкурировавшей с той, где был репортером его отец. Как-то раз оба получили одно и то же задание. Стив так жаждал попасть на место происшествия первым, что проткнул шины отцовского автомобиля.

11. Индивидуальность и неприглаженность

Конкуренция между репортерами — пока они не перегрызают друг другу горло — все же лучше, чем стадный психоз, которым страдают журналисты в ряде стран, особенно в Японии. Им там спокойнее, когда их больше. Например, в сентябре 1992 года Япония впервые отправила свои войска за границу в составе группы миротворческих сил ООН. 600 японских солдат сопровождало в Камбоджу не менее 300 журналистов, каждый из которых обязан был быть членом «тинсай куражу», то есть клуба аккредитованных журналистов.

В каждом секторе экономики, в каждом министерстве и политической партии в Японии есть свой «тинсай курабу». Численность в этих «маленьких клубах» ограничена, и они осуществляют контроль за распространением новостей. Иностранные журналисты не могут стать членами клуба, нос недавних пор им разрешено присутствовать на пресс-конференциях клуба — без права задавать вопросы. Клубы обеспечивают своих членов полностью оборудованными офисами и делают их жизнь достаточно легкой. Здесь и таится опасность. В Японии есть великолепные репортеры, но если журналиста кормить с ложечки, то он скоро утратит аппетит к новостям. Еще опаснее — когда информацию распространяет клуб, который всегда склонен вырабатывать собственные правила и условия. Стоит вам отказаться играть по этим правилам, раскачать лодку — и вы окажетесь за дверьми клуба, лишившись доступа к его новостям.

Но Япония — далеко не единственная страна, где наблюдается эта тенденция. Власти любят, когда журналисты ведут себя по стадным правилам. Стадо — или стая — по-своему разберется с бунтовщиками и нонконформистами. По мере того, как повсеместно правительства и прочие власть имущие все хитроумнее прибирают новости к рукам (и все жестче следят за тем, какую информацию и кому передавать), неуклонно возрастает и давление на журналистов, дабы сплотить их в элиту, обладающую доступом к новостям в обмен на примерное поведение. В худших своих формах это не что иное, как заговор молчания.

Во всем мире репортеры сотрудничают между собой. Они делятся цитатами из интервью, дают коллегам и конкурентам нужные номера телефонов. Но хороший репортер должен быть всегда готов к тому, чтобы действовать в одиночку, если понадобится — отправиться туда, куда больше никто не рвется, а если дело не выгорит — принять весь огонь на себя. Хороший репортер с негодованием отвернется от разжеванного корма с официальной ложечки: он знает, что найдет что-нибудь повкуснее, если только сам отправится искать себе пропитание.

Характер

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Как стать независимым корреспондентом | Экспресс-Новости

Для того чтобы быть журналистом, не обязательно официально работать в редакции печатного издания, на радио или телевидении. Есть два способа осуществления этой идеи:

  • Предложить в любое СМИ свои услуги в качестве внештатного репортера.
  • Создать свое собственное средство массовой информации.

Первый вариант на первый взгляд кажется более выполнимым, и возможно так оно и есть. Любое издание, кроме тех, которые едва сводят концы с концами и всеми силами стараются продержаться на плаву, не откажется от нового источника информации. Естественно, при условии, что вам есть что предложить, и вы умеете добывать материалы и грамотно формулировать мысли в новостном формате. Бывают «прирожденные» журналисты, но и развить в себе, отточить это мастерство может каждый образованный человек.

Чтобы настроить ум на нужную волну, можно начать с регулярного анализа новостных сюжетов и попыток разбить содержащуюся в них информацию на смысловые части. Суть в том, чтобы понять принципы, которыми пользуются журналисты при написании сюжетов. К тому же при желании можно найти много полезной литературы. Можно смело рекомендовать к прочтению бестселлер всемирно известного журналиста и телеведущего Лари Кинга «Как разговаривать с кем угодно и где угодно». Приведенные в ней советы помогут всем новичкам научиться преодолевать стеснение и всегда быть в хорошей форме.

Если вы мечтаете хотя бы внештатно работать на телевидении, то кроме основ журналистики вам нужно создать тандем с телеоператором или обзавестись камерой и научиться правильно ее использовать. Некоторые внештатные телеоператоры снимают видео с помощью зеркального фотоаппарата. В таком подходе есть свои преимущества, например небольшой вес, возможность использования разных объективов, в том числе портретных, позволяющих получить красивую картинку с боке. К фотоаппарату тоже можно подключить хороший микрофон. Съемку следует производить исключительно с помощью штатива. Профессиональные камеры, используемые телеоператорами, оборудованы стабилизатором, гасящим небольшую тряску и вибрацию, что позволяет снимать «с руки». Фотоаппараты лишены этого преимущества, а трясущийся видеоряд не купят ни на одном канале, если это не что-то вроде съемки приземления летающей тарелки.

Но есть и недостаток: на фотоаппарат долго снимать видео не рекомендуется, от этого перегревается матрица и довольно скоро могут появиться «горячие» пиксели.

Начинающим операторам можно посоветовать почитать замечательное руководство, написанное Брюсом Блоком. Книга называется «Визуальное повествование».

Кроме того, для эффективной работы в этой сфере крайне важно понимать основы монтажа. Составление видеоряда можно производить в таких программах, как Adobe Premiere или даже Pinnacle, которая более простая, но имеет весь необходимый функционал.

Очень желательно ознакомиться с книгой «Монтаж» С.М. Эйзенштейна. Ее трудно найти в продаже, но в электронном виде – вполне реально.

Постепенно оттачивая свое мастерство, обзаводясь контактами и связями, анализируя сюжеты профессионалов и изучая свои ошибки, можно достичь довольно высокого уровня и наработать портфолио, с которым вас с удовольствием пригласят работать на ТВ официально.

Но официальное трудоустройство прельщает далеко не всех, кому нравится журналистика. На самом деле профессия корреспондента довольно трудная, часто опасная. Корреспонденту может в 2 часа ночи позвонить главный редактор и потребовать через час быть на таком-то мосту, потому что там случилось кое-что такое, что до утра не подождет. И не важно, ливень на улице или град. Выходные и праздники для представителей профессии тоже являются понятием абстрактным.

Для тех, кто не хочет подчиняться начальству, но кто ценит возможность самостоятельно строить свой график, больше подходит второй вариант: свое собственное издание. Хотя при наличии стартового капитала сегодня возможно все, в рамках этой статьи мы не рассматриваем дорогостоящие виды информационного бизнеса, поскольку мало кто из новичков может позволить себе создать с нуля телеканал или начать издавать журнал. Но есть прекрасный способ реализовать себя, подходящий всем. Речь идет о городском или региональном новостном блоге.

В этом случае для начинающего корреспондента неоценимую пользу может оказать книга Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика».

Если этот путь кажется вам более привлекательным, начать следует с приобретения всего необходимого. В зависимости от планируемого формата издания это может быть камера с комплектом накамерного освещения или фотоаппарат со вспышкой, штатив, микрофон, диктофон. Но в любом случае вам понадобится свой сайт, причем размещенный на платном хостинге, иначе речи о публикации чужой рекламы быть не может.

Сайт можно сделать самостоятельно, но для этого нужно очень много чего знать, от языков программирования до секретов адаптивной верстки. Он-лайн конструкторы позволяют слепить сайт из того, что есть в наборе готовых элементов. Но это не солидно: начиная такое серьезное дело, лучше сделать небольшие вложения и получить хороший уникальный сайт, которого будет не стыдно.

Заказать разработку можно фрилансерам или в профессиональной веб-студии.

В первом случае можно хорошо сэкономить, но можно и стать жертвой недобросовестных халтурщиков и заплатить за сайт, который даже не отображается на экранах обильных устройств или выглядит перекошенным, если войти через не тот браузер, который использовал веб-мастер.

Значит, остаются студии. Это и правда лучшее решение: компании больше ценят свою репутацию.

Позволить себе работу крупной студии может далеко не каждый начинающий блогер. Золотой серединой можно считать те студии, которые вышли на этот рынок относительно недавно, и сейчас всеми способами привлекают клиентов. Демонстрируя в портфолио отличные работы, такие студии предоставляют услуги по самым минимальным ценам и руководствуются золотым правилом: «клиент всегда прав».

Если вы живете в большом городе и у вас есть свой новостной блог, где вы публикуете свежие новости, профессионально снятые и смонтированные, у вас есть несколько способов заработка на этом занятии.

  • На страницах ресурса можно публиковать рекламу. На главной странице размещение баннера может стоить не меньше, чем рекламный ролик, выходящий в эфир на телевидении. И самое главное, многие фирмы вашего города с удовольствием воспользуются возможностью разместить свое объявление там, где гарантированно ежедневно бывают тысячи жителей города, в котором они работают. Это бывает гораздо выгоднее обычной контекстной или тизерной рекламы на сайтах, рассчитанных на огромную территорию постсоветского пространства.
  • На главной странице блога можно опубликовать предложение о съемке платных сюжетов. Это тоже отличная реклама для многих фирм, вас будут приглашать на проведение праздничных акций, открытия новых предприятий, и так далее. Золотое время для подобного заработка – выборы.

Подпишитесь на наши аккаунты в Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Youtube, Instagram, Twitter, Pinterest. Будьте в курсе последних новостей!

express-novosti.ru

«Школа юного журналиста»: Павел Девайкин раскрыл секрет, как стать корреспондентом на ТВ

Главный редактор телеканала «Ладья-СТС» Павел Девайкин в эти выходные провел урок в «Школе юного журналиста». На встречу с ним в центре «Грант» собрались более 50 начинающих «акул пера». На занятиях известный тюменский тележурналист рассказал ребятам об особенностях работы в прямом эфире и о том, как выбрать тему для видеосюжета. А главное, раскрыл секрет: как начинающему журналисту попасть на телеканал «Ладья-СТС».

«Главное — настойчивость. Если вас гонят в дверь, то залезайте в окно. Тогда вас заметят и запомнят. Хватайтесь за любую работу, делайте ее быстро и на 200%. Кстати, журналистское образование — не главный фактор: важен общий уровень образованности и подкованности, а не диплом», — поделился Павел Девайкин.

По словам главного редактора «Ладья-СТС», в Тюмени существует нехватка журналистских кадров. При этом особенно недостает журналистов, которые бы хорошо разбирались в определенной сфере: деловой, научной, медицинской. «Как правило, человек, который приходит в редакцию «с улицы», приносит новые и необычные идеи. Например, недавно ко мне пришел молодой человек и предложил снять сюжет об экспериментах тюменских ученых над закаливанием мышей в холодной воде», — сказал Девайкин.

Юные журналисты отметили потрясающе чувство юмора выступающего, умение легко находить общий язык с аудиторией. Как оказалось, тема телевизионной журналистики — одна из самых волнующих для ребят: у них накопилось много вопросов об уровне тюменского телевидения, о конкуренции региональных каналов. Особенно начинающих журналистов заинтересовала информация о работе телеведущего.

«Ведущие новостной программы «Точнее» работают в прямом эфире. Но никто не пишет для них текст: они приходят с утра, узнают о сюжетах, общаются с корреспондентами. Перед выпуском новостей ведущие сами готовят «подводку» — текст перед сюжетом. Подводка должна быть такая, чтобы зрителю захотелось посмотреть сюжет», — ответил Павел Девайкин.

И добавил: «На собственном опыте знаю, что «прямой эфир» — это сильный стресс даже для профессионала».

Вместе со «студентами» школы журналистики Павел Девайкин разобрал несколько тем для видеосюжета и рассказал на примерах, как корреспонденты готовят свои материалы. Главный редактор «Ладьи-СТС» объяснил, что такое синопсис: он пишется еще до съемок сюжета, при этом в одной фразе нужно раскрыть тему, обозначить героев и проблему. Кроме того, даже в материале про новогодние елки должен быть скрытый или явный конфликт.

«Вы можете просто снять очередной сюжет об украшении города к новому года. А можете найти в этом конфликт: новогодние гирлянды не эстетичны, светят в окна горожанам, вредно действуют на живые елки», — рассказал Павел Девайкин, а ребята сами дополняли его рассуждения своими примерами.

В конце встречи прозвучал вопрос, который волновал практически каждого из присутствующих юных журналистов: «А можем ли мы, школьники, стать корреспондентами телеканала «Ладья-СТС»?» И Павел Девайкин ответил: «Если вы готовы работать, у вас есть интересные темы и вы хорошо пишите — все возможно».

Стоит отметить, что начинающие журналисты уже начали «вживаться» в профессию прямо на занятиях. С помощью любительских камер ребята снимали встречу на видео, фотографировали гостя и собравшуюся аудиторию. Теперь ученики с нетерпением ждут следующих встреч с выдающимися специалистами.

Напомним, образовательный проект «Школа юного журналиста. Шаг в профессию» начал свою работу в областном центре в сентябре. В его рамках квалифицированные специалисты готовят будущих «акул пера» ко вступительным экзаменам на отделение журналистки. Они рассказывают об особенностях своей профессии, делятся накопленным опытом, советуют, как избегать распространённых ошибок и при каких обстоятельствах журналисту удобнее совершать успешные карьерные шаги.

Проект проходит при поддержке правительства Тюменской области, управления по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени, Центра развития творчества детей и юношества «Грант», муниципального учреждения «Тюменский молодежный социально-деловой центр».

newsprom.ru

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 03.11.2019 13:35
Опубликовано: 08.05.2017 17:55
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Корреспондент – это журналист, подготавливающий информацию для печатных и интернет изданий, радио, телевидение. Это могут быть авторские передачи, заметки, очерки, статьи.

Корреспонденты изучают профессию в ВУЗах, но постигать азы можно уже с ранних лет: на базе некоторых изданий и телеканалов работают школы юных журналистов.


История профессии


Несмотря на то, что журналисты были уже в Древней Греции, профессия корреспондент возникла только в XVIII в. В России времен Петра Первого корреспондентами были иностранные граждане, которые добывали секретную информацию и в письменной форме передавали ее заинтересованным людям.

Только когда печатные издания начали выходить регулярно, корреспондентами стали называть людей, которые занимались написанием свежих новостей.

Развитие технологий привело к появлению разных специализаций: телекорресподент, фотокорреспондент и т.д.


Особенности профессии


Корреспонденты могут работать на радио, телевидении, сотрудничать с печатными или интернет изданиями. Кроме написания статей некоторые занимаются фотожурналистикой.

Работа корреспондентом бывает штатной и внештатной. Штатный постоянно сотрудничает с одной редакцией, внештатный работает с несколькими заказчиками, часто он сам решает, о чем ему писать.

Также корреспонденты бывают специальными (спецкор) и собственными (собкор). Спецкоры по заданию редакции отправляются на место события и готовят репортаж на заданную тему. Собкоры проживают на месте событий постоянно и освещают все происходящее.

К примеру, собственный корреспондент может находиться в зоне военных действий. Многие корреспонденты специализируются на определенной теме: экономика, политика, светская жизнь и т.д.

Работа корреспондентом предполагает ненормированный график, частые командировки. Эта профессия связана с большим риском, т.к. нередко приходится находиться в центре военных действий, массовых мероприятий и т.д.


Обязанности


Корреспондент должен быть в курсе всех событий, перед проведением интервью он изучает материал, составляет вопросы. Кроме того, корреспондент обязан посещать различные мероприятия, места событий, пресс-конференции, создавать информационные сюжеты, писать статьи, новости, обзоры. Иногда приходится проводить журналистские расследования.

Для успешной работы необходимо установить контакт со многими людьми и государственными органами. Собрав материал, корреспондент проверяет правильность данных, их достоверность.


Важные качества


Конечно же, профессия корреспондент требует идеальной грамотной устной и письменной речи, коммуникабельности, умения найти подход к разным людям. Не обойтись без эрудиции, хороших манер, тактичности, чувства юмора. Кроме того, корреспондент должен быть мобильным, наблюдательным, любознательным, креативным, трудолюбивым, упорным. Ему необходимо уметь быстро действовать, делать выводы и принимать решения.

Очень важно уметь абстрагироваться от происходящего и рассказывать о событиях беспристрастно. Корреспондент должен быть эмоционально устойчивым и физически выносливым.


Навыки и знания


Корреспондент необходимо уметь подготавливать фото и текстовые материалы, писать статьи в сжатые сроки, умещать весь материал в определённый объем текста. Желательно владеть английским языком, иметь навыки видео- и фотосъемки.


Перспективы и карьера


Корреспондент — это профессия, требующая и таланта, и немалых усилий. Без труда добиться успехов не получится.

Карьерная лестница выглядит следующим образом:

  1. корреспондент;
  2. старший корреспондент;
  3. редактор рубрики;
  4. выпускающий редактор;
  5. главный редактор.

Или же можно переходить в более крупное и известное издательство или канал.


Обучение


В наше время начать карьеру корреспондента можно и без высшего образования. Имея способности можно писать для небольшой газеты или сайта. Но более крупные работодатели все же предпочитают дипломированных специалистов.

Получать образование лучше в престижном ВУЗе.

Также будущему корреспонденту необходимо иметь широкий кругозор, уметь пользоваться различными компьютерными программами, профессиональной аппаратурой.  

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о