Менеджмент как профессию определила школа – Ошибка 404

Научные школы менеджмента. Представители школы научного менеджмента

Современные взгляды на теорию управления, фундамент которой заложили научные школы менеджмента, весьма многообразны. Статья расскажет о ведущих зарубежных управленческих школах и основоположниках менеджмента.

Зарождение науки

Управление имеет древнюю историю, но теория менеджмента начала развиваться только в начале XX века. Возникновение управленческой науки считается заслугой Фредерика Тейлора (1856-1915 гг.). Основатель школы научного менеджмента, Тейлор вместе с другими исследователями положил начало изучению средств и способов руководства.

Революционные мысли об управлении, мотивации возникали и раньше, но не были востребованы. Например, весьма успешным оказался проект Роберта Оуэна (начало XIX века). Его фабрика в Шотландии приносила большую прибыль благодаря созданию условий труда, побуждающих людей к эффективной работе. Трудящиеся и их семьи обеспечивались жильем, работали в лучших условиях, поощрялись премиями. Но бизнесмены того времени не были готовы последовать за Оуэном.

В 1885 г. параллельно со школой Тейлора возникла эмпирическая школа, представители которой (Друкер, Форд, Саймонс) придерживались мнения, что управление представляет собой искусство. А успешное руководство может быть основано только на практическом опыте и интуиции, но не является наукой.

Именно в США на заре XX века сложились благоприятные условия, в которых началась эволюция научных школ менеджмента. В демократической стране сформировался огромный рынок рабочей силы. Доступность образования помогла многим умным людям проявить свои качества. Развитие транспорта, экономики способствовало укреплению монополий с многоуровневой структурой управления. Потребовались новые способы руководства. В 1911 году была опубликована книга Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», положившая начало исследованиям в области новой науки – руководства.

Школа научного менеджмента Тейлора (1885-1920 гг.)

Отец современного менеджмента Фредерик Тейлор предложил и систематизировал законы рациональной организации работы. С помощью исследований он доносил мысль о том, что труд необходимо изучать научными методами.

  • Нововведениями Тейлора являются методы мотивации, сдельная оплата труда, отдых и перерывы на производстве, хронометраж, нормирование, профессиональный отбор и обучение персонала, введение карточек с правилами выполнения работ.
  • Вместе с последователями Тейлор доказал, что применение наблюдений, замеров и анализов поможет облегчить ручной труд, сделать его более совершенным. Введение выполнимых нормативов и стандартов позволяло повысить зарплату более эффективным работникам.
  • Сторонники школы не обошли вниманием и человеческий фактор. Введение способов стимулирования позволило повысить мотивацию рабочих, увеличить производительность.
  • Тейлор расчленил трудовые приемы, отделил руководящие функции (организацию и планирование) от фактического труда. Представители школы научного менеджмента считали, что выполнять управленческие функции должны люди, имеющие данную специальность. Они придерживались мнения, что сосредоточение разных групп сотрудников на том, к чему они более способны, делает организацию успешнее.

Система, созданная Тейлором, признается более применимой к низовому управленческому звену при диверсификации, расширении производства. Школа научного менеджмента Тейлора создала научный фундамент взамен устаревших практических методов работы. К сторонникам школы принадлежали такие исследователи, как Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О.А. Ерманский.

Развитие школы научного управления

Фрэнк и Лилиан Гилбреты изучали факторы, влияющие на производительность труда. Чтобы зафиксировать движения при выполнении операций они использовали кинокамеру и прибор собственного изобретения (микрохронометр). Исследования позволили изменить ход работ, устранив лишние движения.

Гилбреты применяли стандарты и оборудование на производстве, что в дальнейшем привело к появлению рабочих нормативов, которые внедрили научные школы менеджмента. Ф. Гилбрет исследовал факторы, оказывающие влияние на производительность труда. Он разбил их на три группы:

  1. Переменные факторы, связанные со здоровьем, образом жизни, телосложением культурным уровнем, образованием.
  2. Переменные факторы, связанные с условиями труда, обстановкой, материалами, оборудованием и инструментами.
  3. Переменные факторы, связанные со скоростью движений: быстрота, результативность, автоматичность и другие.

В результате исследований Гилберт пришел к выводу, что факторы движения являются самыми значимыми.

Основные положения школы научного менеджмента были доработаны Максом Вебером. Ученый сформулировал шесть принципов для рационального функционирования предприятия, которые заключались в рациональности, инструктировании, нормировании, разделении труда, специализации руководящего состава, регламентации функций и подчинении общей цели.

Школа научного менеджмента Ф. Тейлора и его дело были продолжены вкладом Генри Форда, дополнившего принципы Тейлора, осуществив стандартизацию всех процессов на производстве, разделив операции на этапы. Форд механизировал и синхронизировал производство, организовав его по принципу конвейера, за счет чего себестоимость уменьшилась в 9 раз.

Первые научные школы менеджмента стали надежным фундаментом для развития управленческой науки. Школу Тейлора отличают не только многие сильные стороны, но и недостатки: изучение управления под углом механического подхода, мотивация через удовлетворение утилитарных потребностей рабочих.

Административная (классическая) школа научного менеджмента (1920-1950 гг.)

Административная школа положила начало развитию принципов и функций руководства, поиску систематизированных подходов по повышению эффективности управления всем предприятием. Существенный вклад в ее развитие внесли А. Файоль, Д. Муни, Л. Урвик, А. Гинсбург, А. Слоун, А. Гастев. Рождение административной школы связано с именем Анри Файоля, трудившегося более 50 лет на благо французской компании в области переработки угля и железной руды. Диндалл Урвик занимал должность консультанта по управлению в Англии. Джеймс Муни работал под началом Алфреда Слоуна в «Дженерал Моторс».

Научная и административная школы менеджмента развивались в разных направлениях, но дополнили друг друга. Сторонники административной школы считали своей главной целью добиваться эффективности всей организации в целом, используя универсальные принципы. Исследователи сумели посмотреть на предприятие с точки зрения перспективного развития и определили общие для всех фирм характеристики и закономерности.

В книге Файоля «Общая и промышленная администрация» управление впервые было описано как процесс, включающий в себя несколько функций (планирование, организацию, мотивацию, регулирование и контроль).

Файоль сформулировал 14 универсальных принципов, позволяющих предприятию достичь успеха:

  • разделение труда;
  • сочетание полномочий и ответственности;
  • поддержание дисциплины;
  • единоначалие;
  • общность направления;
  • подчиненность собственных интересов коллективным интересам;
  • вознаграждение сотрудников;
  • централизация;
  • цепь взаимодействия;
  • порядок;
  • справедливость;
  • стабильность рабочих мест;
  • поощрение инициативы;
  • корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)

Классические научные школы менеджмента не учитывали один из основных элементов успешности организации – человеческий фактор. Недостатки предыдущих подходов разрешила неоклассическая школа. Ее весомым вкладом в развитие менеджмента стало применение знаний о межличностных отношениях. Движения за человеческие отношения и поведенческие науки – это первые научные школы менеджмента, которые использовали достижения психологии и социологи. Развитие школы человеческих отношений началось благодаря двум ученым: Мери Паркер Фоллетт и Элтону Мэйо.

Мисс Фоллетт первой пришла к мысли, что менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей. Она считала, что управленец не должен только формально относиться с подчиненными, а должен стать для них лидером.

Мэйо доказал на основе экспериментов, что четкие нормативы, инструкции и достойная оплата труда не всегда ведут к повышению производительности, как считал основатель школы научного менеджмента Тейлор. Отношения в коллективе часто превосходят усилия руководства. Например, мнение коллег может стать более важным для сотрудника стимулом, чем указания менеджера или материальное вознаграждение. Благодаря Мэйо зародилась социальная философия менеджмента.

Свои эксперименты Мэйо осуществлял в течение 13 лет на заводе в Хортоне. Он доказал, что изменить отношение людей к работе можно благодаря групповому влиянию. Мэйо советовал использовать в менеджменте духовные стимулы, например, связь работника с коллегами. Он призывал руководителей обращать внимание на взаимоотношения в коллективе.

«Хортонские эксперименты» стали началом:

  • изучения коллективных взаимоотношений на многих предприятиях;
  • учета групповых психологических явлений;
  • выявления трудовой мотивации;
  • исследований отношений между людьми;
  • выявления роли каждого сотрудника и небольшой группы в рабочем коллективе.

Школа поведенческих наук (1930—1950 гг.)

Конец 50-х годов – это период перерождения школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. На первое место вышли не методы по построению межличностных отношений, а эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента привели к возникновению новой функции менеджмента – управление персоналом.

К весомым фигурам данного направления можно отнести: Дугласа МакГрегора, Фредерика Герцберга, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта. Объектом исследования ученых стали социальные взаимодействия, мотивация, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество трудовой жизни и работы. Новый подход отошел от методов налаживания отношений в коллективах, а сосредоточился на оказании помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук стали применяться в создании организаций и менеджменте. Сторонники сформулировали цель школы: высокая эффективность предприятия за счет высокой эффективности его человеческих ресурсов.

Дуглас МакГрегор разработал теорию о двух типах управления «Х» и «У» в зависимости от типа отношения к подчиненным: автократический и демократический. Итогом исследования стал вывод о том, что демократический стиль управления более эффективен. МакГрегор считал, что менеджеры должны создавать условия, при которых сотрудник не просто затратит усилия для достижения целей предприятия, но и достигнет личных целей.

Крупный вклад в развитие школы сделал психолог Абрахам Маслоу, создавший пирамиду потребностей. Он считал, что руководитель должен видеть потребности подчиненного и выбирать подходящие методы мотивации. Маслоу выделил первичные постоянные потребности (физиологические) и вторичные (социальные, престижные, духовные), постоянно меняющиеся. Данная теория стала основой для многих современных мотивационных моделей.

Школа количественного подхода (с 1950 г.)

Весомым вкладом школы стало применение математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов при выработке управленческих решений. Среди сторонников школы выделяют Р. Акоффа, Л. Берталанфи, Р. Калмана, С. Форрестра, Э. Райфа, С. Саймона. Направление призвано внедрить в управление основные научные школы менеджмента, методы и аппарат точных наук.

Возникновение школы было обусловлено развитием кибернетики и исследований операций. В рамках школы возникла независимая дисциплина – теория управленческих решений. Исследования данного направления связаны с разработкой:

  • методов математического моделирования при выработке организационных решений;
  • алгоритмов подбора оптимальных решений с использованием статистики, теории игр и других научных подходов;
  • математических моделей для явлений в экономике прикладного и абстрактного характера;
  • масштабных моделей, имитирующих общество или отдельную фирму, балансовых моделей по затратам или выпуску продукции, моделей для составления прогнозов научно-технического и экономического развития.

Эмпирическая школа

Современные научные школы менеджмента невозможно представить без достижений эмпирической школы. Ее представители считали, что основной задачей исследований в области менеджмента должен стать сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Яркими представителями школы стали Питер Друкер, Рэй Дэвис, Лоуренс Ньюмен, Дон Миллер.

Школа способствовала выделению управления в отдельную профессию и имеет два направления. Первое – исследования проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций. Второе – исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров. «Эмпиристы» утверждали, что руководитель создает из определенных ресурсов нечто единое. Принимая решения, он ориентируется на будущее предприятия или его перспективы.

Любой руководитель призван выполнять определенные функции:

  • постановку целей предприятия и выбор путей развития;
  • классификацию, распределение работ, создание организационной структуры, подбор и расстановку кадров и другие;
  • стимулирование и координацию персонала, контроль на базе связей между управленцами и коллективом;
  • нормирование, анализ работы предприятия и всех занятых на нем;
  • мотивацию в зависимости от итогов работы.

Таким образом, деятельность современного управленца становится комплексной. Менеджер должен владеть знаниями из разных областей и применять методы, проверенные на практике. Школа разрешила ряд значимых управленческих проблем, повсеместно возникающих на крупном промышленном производстве.

Школа социальных систем

Социальная школа применяет достижения школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде. Среда предприятия также влияет на образование потребностей у сотрудника.

К ярким представителям школы относят Джейна Марча, Герберта Саймона, Амитай Этциони. Данное течение в изучении положения и места человека в организации пошло дальше, чем другие научные школы менеджмента. Кратко выразить постулат «социальных систем» можно следующим образом: потребности индивида и потребности коллектива обычно далеки друг от друга.

Благодаря работе человек получает возможность удовлетворять свои потребности уровень за уровнем, двигаясь все выше в иерархии потребностей. Но суть организации такова, что она часто противоречит переходу на следующий уровень. Возникающие преграды на пути движения сотрудника к своим целям вызывают конфликты с предприятием. Задача школы – снизить их силу с помощью исследований организаций как сложных социотехнических систем.

Менеджмент человеческих ресурсов

История возникновения «менеджмента человеческих ресурсов» относится к 60-м годам XX века. Модель социолога Р. Миллеса рассматривала персонал как источник резервов. Согласно теории, отлаженное управление не должно становиться основной целью, как проповедовали научные школы менеджмента. Кратко смысл «человеческого менеджмента» можно выразить следующим образом: удовлетворение потребностей должно стать итогом личной заинтересованности каждого работника.

Отличное предприятие всегда умеет удержать отличных сотрудников. Поэтому человеческий фактор является важным стратегическим фактором для организации. Это жизненно важное условие для выживания в сложной рыночной среде. К целям данного вида менеджмента относится не просто наем, а стимулирование, развитие и подготовка профессиональных сотрудников, эффективно реализующих организационные цели. Суть данной философии в том, что сотрудники – это активы организации, капитал, не требующий большого контроля, а зависимый от мотивации и стимулирования.

fb.ru

Менеджемт как профессия, основные функции менеджмента

Содержание:

Введение

1. Определения менеджмента как науки

2. Профессия менеджер

3. Качества, необходимые управленцу

4. Функции управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема менеджмент как профессия особенно актуальна в наше, современное время. Согласитесь, что большинство людей не хотят работать в качестве подчиненных, а желают управлять организацией. Все больше людей стремятся к этому, но далеко не каждый достигает своих целей, да и не каждый заслуживает роли управленца.

Лично меня, как студента факультета государственного и муниципального управления эта тема сильно волнует. Я, как будущий специалист, руководитель, хочу узнать, что такое менеджмент, какие существуют определения для этой науки. Также, то, что включает в себя эта профессия; то, какими качествами должен обладать специалист, чтобы стать успешным в своем роде деятельности. Я хочу быть успешным, благодаря работе я смог узнать, что поможет мне в достижении цели.

Главная цель моей работы – определить сущность менеджмента как вида деятельности человека.

Перед собою поставил следующие задачи:

— Рассмотреть историю происхождения менеджмента.

— Определить роль управления в современном мире.

— Рассмотреть функции менеджмента.

Объект моего исследования – менеджер, управляющий организацией.

Предмет моего исследования – качества, различные грани личности.

Для достижения цели необходимо рассмотреть периодическую литературу, книги, справочники и энциклопедии по данной тематике, проанализировать полученные знания, выписать тезисы ответа на данный вопрос. Думаю, что собственные рассуждения также помогут мне в раскрытии темы.

Определения менеджмента как науки

За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования. Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики. Действительно, время, в которое мы живем, — эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.

Существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними цели деятельности организации, механизмы их взаимодействия. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих структур — менеджмента.

Можно сказать, что управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчиненным, исполнителем.

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое – «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Что же такое менеджмент?

Определений и толкований этому слову множество. Рассмотрим некоторые из них.

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: «Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей».[1] Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Объектом управления могут быть природное явление, техническая или хозяйственная система. Несмотря на специфику каждого из видов управления, они имеют общую особенность: воздействие на объекты при небольших затратах энергии должно давать весомый результат. [2]

Так мы познакомились с определениями менеджмента, а теперь хотелось бы поговорить о профессии менеджера.

Профессия менеджер

Профессия менеджера трудна, но в тоже время в ней есть много привлекательных сторон, она очень интересна. В современном мире далеко не каждый человек способен стать хорошим управленцем. Почему я так считаю? Потому что в прошлом рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. Да и управленцами были люди в первую очередь с явными диктаторскими способностями. Людей заставляли работать не рассуждая.

В наше время все абсолютно по-другому. С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились требования к управляющим. Менеджер как главы семьи, отец, который относится к подчиненным с твердостью, но по справедливости.

Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Эта профессия предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию — руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем — увольнение сотрудников. Также можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.

Качества, необходимые управленцу

Менеджеру, чтобы быть успешным необходимо обладать целым рядом качеств. Просто ужиться с людьми не достаточно, взаимодействие нужно обеспечить надежной материальной базой, которую создает надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребует от менеджера еще и маклерских способностей.

И наконец, сегодня, фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это – новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

К личным качествам менеджера в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться.

mirznanii.com

Контрольная работа: Менеджмент: сущность и понятие, наука об управлении людьми

Тема: Менеджмент: сущность и понятие, наука об управлении людьми

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.88K | Скачано: 53 | Добавлен 09.12.09 в 20:03 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы

Вариант 1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие менеджмента. Менеджмент как тип рыночного управления 2

2. Менеджмент как наука. Цели и задачи менеджмента 7

3. Принципы менеджмента 10

4. Основные особенности современного менеджмента 14

Вывод 15

Список литературы 16

 

1. Понятие менеджмента

Менеджмент как тип рыночного управления

Менеджмент — из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) — организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент — сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука менеджмент появился 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:

1) школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. — рациональность труда плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;

2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления;

3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. — межличностные отношения между людьми;

4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта — максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;

5) количественная школа Винера, Акоффа — компьютерное математическое моделирование ситуаций.

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы нынешнего столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) — «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления (см. рис. 1.1).

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Рис. 1.1 Понятие «менеджмент»

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания. Менеджмент – это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

 

2. Менеджмент как наука. Цели и задачи менеджмента

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время  его  стали применять в США  и в отношении некоммерческих организаций.

Менеджмент как наука представляет собой отрасль теоретических знаний об управлении предприятием (организацией).

Целью менеджмента как науки является установление законов, закономерностей, принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

В рамках реализации поставленной цели в менеджменте решаются следующие задачи:

  • объяснение природы управленческого труда;
  • установление причинно-следственных связей в управленческой деятельности;
  • выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Объяснение природы управленческого труда позволяет исследователям и практикам понять истоки, сущность и социальную значимость управления, выявить его роль в развитии производительных сил и общества в целом.

Установление причинно-следственных связей в управленческой деятельности дает возможность выявить зависимость между качественным уровнем управления и результатами деятельности организации. Известные науке причинно-следственные связи фиксируются в виде управленческих законов, на основании которых разрабатываются основополагающие принципы управления.

Выявление условий эффективности совместной деятельности людей представляет собой ключ к повышению результативности работы как системы управления в отдельности, так и организации в целом.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

1.       Закон изменения функций управления.

2.       Закон сокращения числа ступеней управления.

3.       Закон концентрации функций управления.

4.       Закон распространения и контроля.

 

3. Принципы менеджмента

Слово «принцип» происходит от латинского principium – начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач[1].

Механизм формирования принципов управления представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2 Механизм формирования принципов управления

Как видно из схемы на содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социо-культурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

Однако, не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и содержат наиболее общие положения теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области.

В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов управления в настоящее время также существует несколько различных подходов.

Наиболее оптимальной представляется классификация принципов управления посредством их деления на три группы, приведенная на рис. 1.3.

Рис. 1.3 Классификация принципов управления

Согласно указанному способу классификации вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основных группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе – принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.

В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и формализации управления.

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на  эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди,  структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан  принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.

С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказав, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным и рациональным.

 

4. Основные особенности современного менеджмента

Современный менеджмент как управление организацией в условиях функционирования рыночной экономики имеет ряд следующих особенностей:

1. Ориентацию организации на спрос и потребности общества и осуществление тех видов деятельности, которые пользуются спросом и могут принести намеченный эффект;

2. Постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации;

3. Целесообразность и обоснованность принимаемых решений;

4. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений;

5. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

6. Выявление конечного результата деятельности организации на рынке в процессе обмена;

7. Использование современной информационной базы с применением компьютерной техники  для  многовариантных расчётов.

 

Вывод

Основная проблема определения понятия «менеджмент» заключается в том, что его можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

В наиболее общем виде менеджмент можно определить как управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Целью менеджмента как науки является установление законов, закономерностей, принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Как законы, так и принципы управления делятся на три основные группы: общие, частные и специальные.

 

Список литературы

  1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.:ФБК-ПРЕСС,1998.
  2. Менеджмент организации: Учебное пособие. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.:ИНФРА-М,1995.
  3. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: – Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.
  5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: – М.: Инжинирингово-Консалтинговая Компания «ДеКА»,1996.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело»,1992.
  7. Яковлева О.Н. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / ГУУ. – М.:ЗАО «Финстатинформ»,1998.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

Профессия – менеджер в образовании :: Федеральный образовательный портал

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования

83-й федеральный закон предусматривает переход образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных. Процесс должен быть завершен до середины 2012 года. К этому времени каждый директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения как самостоятельной финансовой структуры.

— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель – первый среди равных в своем коллективе – или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?

— Дискуссия о том, кто же такой директор школы – старший учитель он или менеджер, – не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.

После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.

В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием – например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому – РОНО.

— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?

— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу – у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам – все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.

Поэтому одна из задач директора – создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, – это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.

— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?

— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?

Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.

— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…

— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать – и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.

Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.

— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования – директора школы, сотрудника управления – где можно выучиться?

— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.

Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя Институт развития образования Высшей школы экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания – в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.

— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?

— Безусловно, без этого не обойтись – без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.

При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ – всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.

На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда – компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент – это искусство, но его тоже нужно изучать.

— Сфера образования – не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования – будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, – повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?

— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах – это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.

— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?

— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.

— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…

— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают – давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.

Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах – это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.

В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании», и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра – даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы – это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, – боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.

Беседовала Екатерина Рылько

 

Подробнее о магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ – в интервью Виктора Болотова на портале РИА Новости.

ecsocman.hse.ru

Тесты: Менеджмент — тест — МЭСИ

Вопросы

В рамках административной школы управления работал
В рамках школы научного управления работал
В рамках школы поведенческих наук работал
В рамках школы человеческих отношений работал
В структуру понятия человеческий фактор включают
Восстановите иерархию потребностей Маслоу (от первичных потребностей к высшим)
А. престижные потребности
Б.социальные потребности
В.экзистенциальные потребности
Г.духовные потребности
Д.витальные потребности
Восстановите порядок возникновения школ управления
А. Школа человеческих отношений
Б. школа научного управления
В. Эмпирическая школа
Г. Школа поведенческих отношений
Д. Классическая школа управления
Впервые вопросы научного подбора и расстановки кадров были подняты:
Дифференциаторами личности являются:
Дифференцированную систему труда разработал:
Для каких организационных структур характерна продуктовая, потребительская и региональная департаментализация?
За реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников, отвечают:
Значение каких навыков менеджера возрастает по мере его продвижения в иерархии организации?
К общим характеристикам организации относятся:
Кинокамеру для исследований движений рабочего применил:
Когда менеджер осуществляет психологическое консультирование подчиненных, он реализует роль:
Когда менеджер разрешает конфликты и урегулирует споры, он выполняет роль:
Когнитивные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей это:
Менеджмент как профессию определила школа:
Может ли быть целью организации удовлетворение духовных потребностей?
Моноцентрический постоянный тип руководства характерен для:
Мостом Файоля называется:
Обеспечение внутрифирменных коммуникаций и связей фирмы с внешней средой — это
Организацией признается социальное образование, состоящее из:
Относительно независимо друг от друга функционируют потребности:
Оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации, — это:
Поиском новых идей занимается:
Полицентрический тип руководства характерен для:
Понятие «человеческий фактор» в научный оборот ввел:
Принципы менеджмента – это
Просмотр периодической печати и отчетов соответствует роли менеджера:
Пятиуровневую иерархию человеческих потребностей разработал:
Развитие и использование творческих способностей в интересах организации предполагает:
Рестрикционизм как «работу с прохладцей» определил:
Роли менеджера бывают:
Роль менеджера, которая предполагает исполнение таких функций, как набор, обучение, мотивация подчиненных:
Роль менеджера, связанная с проведением церемониальных и символьных мероприятий, называется:
Систему оплаты труда с элементами сдельной и повременной форм оплаты труда
Скалярная цепь — это:
Специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач – это:
Способы воздействия субъекта на объект для достижения поставленных целей — это
Степень приближения организации к поставленной цели – это:
Сущностью американского менеджмента является:
Сущностью японского менеджмента является
Теорию эффективного управления одной организацией создал:
Управление по целям разработал:
Управленческая способность является экономическим ресурсом
Установите соответствия: А. Факторы условий работы Б. Факторы содержания работы
1) Признание
2) Отношения с руководителем
3) Заработок
4) Ответственность
5) Гарантия занятости
Хорошие условия работы:
Хоторнские эксперименты проводил:

wuz.by

Профессия – менеджер :: Федеральный образовательный портал

Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств – авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе.

— Сергей Ростиславович, хотелось бы начать с вопроса о возникновении менеджмента. Как он зародился и в чем суть этой деятельности?

— Первые элементы менеджмента как профессии появились уже в XVIII   веке. Одна из причин – разделение труда, которое требовало координации деятельности различных работников, выполняющих частичный труд. Одной из задач менеджера стала координация усилий многих людей. А менеджмент как наука возник на рубеже XIX – XX   веков. В XX   веке менеджмент, наряду с научными открытиями, стал одним из главных факторов прогресса человечества и повышения уровня жизни.

Профессия менеджера связана с необходимостью принятия решений. В середине XIX   века, когда бурно развивалось промышленное производство, появилась корпоративная форма собственности, возникли акционерные общества. В акционерном обществе собственников много и, как правило, они не выполняют функции менеджеров. Поэтому стали нанимать людей, которые выполняли бы эти функции.

Тогда же возникла так называемая агентская проблема, потому что в любом открытом акционерном обществе наемный менеджер управляет чужой собственностью, принадлежащей акционеру. Эта проблема и на сегодняшний день до конца не решена. Менеджмент до сих пор является инновационной сферой, где что-то придумывается и изобретается.

Нужно сказать, что до сих пор человечество сталкивается с управленческими кризисами. Например, в 2001 году был серьезный управленческий кризис, после которого стали видны ограничения, казалось бы, простой идеи о том, что менеджер должен заботиться о росте акционерной стоимости компании, ее рыночной капитализации. Этот кризис прошел, были внесены законодательные коррективы, но не исключено, что через какое-то время нас ожидают новые непредсказуемые сюрпризы.

— А кто выполнял функции менеджера до появления этой профессии? Ведь необходимость в подобной деятельности все же была…

— До промышленной революции, как правило, хозяин предприятия – мастерской или завода – сам выполнял функции руководителя. У него, конечно, были и мастера – специалисты низшего звена, которые осуществляли чисто исполнительские функции.

— Какое образование должен иметь менеджер? В каких отраслях знания он должен разбираться?

— Профессия менеджера требует от человека очень широкого спектра навыков и умений.

Менеджер должен понимать основы экономики, должен ориентироваться в экономической теории, несмотря на то, что экономическая теория довольно далека от реалий экономической жизни. Ему необходимо владеть также элементами маркетинга и разбираться в финансах. Подчеркиваю, не каждый менеджер должен уметь составить баланс предприятия, но читать баланс должны уметь все. Конечно же, менеджер должен понимать стратегию и основы управления людьми, даже если он не специалист по управлению персоналом, а просто линейный руководитель. У него все равно есть подчиненные, нужно уметь ставить им задачи, мотивировать их, проявлять в общении с ними лидерские качества.

— Есть много разных менеджеров: по управлению персоналом, по управлению проектами, по управлению инновациями – и другие, причем возникает ощущение, что перечень их постоянно пополняется. Какие менеджеры, на ваш взгляд, сегодня только появляются, а в перспективе на них будет особый спрос?

— Очень многое в работе современных компаний зависит от скорости обмена знаниями внутри них, и было бы хорошо, если бы в компании работал специалист, в обязанности которого входила бы организация процесса обмена знаниями между сотрудниками. Речь идет о профессии «менеджер знаний», и его функционал сейчас обсуждается.

Менеджер знаний – это человек, который внутри компании должен организовать процесс накопления и распространения знаний, необходимых для успешного ведения бизнеса. Он не должен быть суперэрудитом, а должен владеть технологиями распространения знаний. И здесь есть некоторая проблема – ведь знания сосредоточены в сознании конкретного человека. Каждый сотрудник в компании обладает определенным набором знаний. Чтобы работа шла более слажено, необходимо, чтобы сотрудники, которые мало соприкасаются друг с другом в текущей работе, делились между собой элементами знаний из своих областей. Ведь чем сложнее бизнес, чем он более «знаниеёмкий», чем больше нужно знаний для его реализации, тем важнее процесс обмена знаниями.

К сожалению, сейчас менеджеров знаний практически нигде не готовят – в некоторых компаниях есть такие сотрудники, но они – самоучки.

— Если сравнивать особенности менеджеров в России и за рубежом, есть ли какие-то характерные различия?

— Функции менеджмента универсальны. Если говорить о четырех базовых, то это организация, планирование, мотивация и контроль. Они реализуются во всех компаниях вне зависимости от того, в какой стране они находятся, – в Японии, США или России. Но, конечно, отличия есть в любой стране. Например, как и чем мотивируют людей, очень сильно зависит от национальной культуры, и менеджер, работающий в конкретной стране, должен это учитывать.

Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств – авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе. Например, уровень развития некоторых отраслей в России еще крайне низкий. В них можно проявлять креативность, строя новые предприятия, вводя современные технологии и т.д., что крайне сложно сделать на уже поделенных рынках развитых стран.

— А от уровня экономического развития страны востребованность менеджера зависит?

— Конечно, зависит. Например, говорить о менеджменте в советских условиях не приходилось. Существовала плановая экономика, и даже генеральные директора крупных предприятий фактически были исполнителями решений, которые принимались, скажем, в Госплане.

А потом в государстве изменилась экономическая система. В 1990-е годы возникла потребность в большом количестве менеджеров, и 2000-е годы ушли на их подготовку. Но сейчас Россия по-прежнему испытывает их острую нехватку. Причин тому множество, и одна из них в том, что Россия не построила классическую рыночную экономику, и экономика страны очень сильно испытывает на себе влияние государства. А государственное управление отличается от рыночного управления. Собственно, у государства свои функции, а у рынка свои.

С другой стороны, есть люди, которые, на мой взгляд, эффективно работают и в сфере менеджмента, и в сфере государственного управления. Например, Андрей Владимирович Шаронов – бывший заместитель министра экономического развития РФ, статс-секретарь, после ухода с госслужбы работал исполнительным директором российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», а потом опять вернулся на госслужбу – сейчас он заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики.

— А если взглянуть на профессию менеджера в общем, вы видите какие-то отрицательные моменты?

— В профессии менеджера довольно большая рутинная компонента. Там есть вещи, которые нужно делать изо дня в день – например, осуществлять функцию контроля. Многим людям это не по душе. Поэтому менеджер и предприниматель, как правило, люди разные. Предприниматель – энергичный, все время хочет что-то изобретать, создавать новое, уничтожать старое. Менеджер – стремится к тому, чтобы что-то упорядочить.

Но у менеджера есть и преимущества – он видит результат своего труда, у менеджера меньше рисков, чем у предпринимателя, потому что он, как уже говорилось, управляет чужой собственностью. На Западе уже давно возникло такое разделение: люди либо становятся предпринимателями (как правило, с юности), либо предпочитают карьеру менеджера.

— И каким, по-вашему, должен быть менеджер с большой буквы?

— Менеджер с большой буквы – это не просто менеджер, но и лидер. В 1970-е годы была сформулирована максима, которая очень красиво звучит по-английски: «Managers   do   things   right, and   leaders do   right   things». «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Таким образом, раньше считалось, что лидеры принимают решения, определяют, что делать, а менеджеры должны грамотно воплощать эти решения. Я считаю, что на сегодняшний день это перестало быть дилеммой, и менеджер с большой буквы должен быть как профессиональным менеджером, который знает, как и что организовать, так и человеком, обладающим лидерскими качествами, умеющим определять, что именно нужно делать в данный момент.

Например, ректор является генеральным менеджером университета. Он должен принимать решения – допустим, какие факультеты открывать. Топ-менеджеры производственных предприятий самостоятельно решают, что им делать, какую продукцию выпускать, в каком объеме, какой должен быть ассортимент и т.д. Поэтому менеджер должен обладать способностью принятия решений, но помимо этого – уметь собирать и обрабатывать информацию, уметь посмотреть на то, что происходит вокруг организации. Для этого необходим широкий кругозор. Топ-менеджер, принимающий решения, должен отличаться изобретательностью, креативно мыслить.

Беседовала Юлия Соловьева

 

 

 

ecsocman.hse.ru

Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления.

 

Менеджмент (управление) можно определить как процесс до­стижения поставленных целей посредством использования труда людей. Управление всегда было весьма сложной задачей. Даже в те времена, когда организации были небольшими по размеру, имели сравнительно простые технологии и связи с внешней средой, хороший управляющий заметно отличался от тех, кто был не способен мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей.

История развития фармацевтических организаций знает мно­жество примеров как эффективных, так и малопродуктивных орга­низаций, а также примеров, когда одни и те же организации были эффективными в какой-то определенный период времени и со­всем не справлялись со своими задачами в последующем.

Слово management переводится с английского языка как: 1) дея­тельность по руководству людьми в различных организациях; 2) об­ласть человеческого знания, наука управления; 3) категория людей, которые осуществляют работу по управлению организациями.

История управления насчитывает тысячелетия, однако само­стоятельным видом деятельности и профессией управление стало только в начале XX в. Связано это было, в первую очередь, с тем, что управление стало самостоятельной областью исследования и научной дисциплиной.

За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего раз­вития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.

Этап 1(1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, ко­торого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управ­ления» он обосновал теорию научного управления и заложил осно­вы научной организации труда.

Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тей­лора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производ­стве дает прибыль.

В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ спо­собов выполнения работы (например, хронометраж), нормирова­ние и стимулирование труда.

Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классиче­ской теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управле­ния, которые не потеряли своего значения и в современных орга­низациях: разделение труда, власть, ответственность, дисципли­на, единоначалие, единство руководства, подчинение частных ин­тересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерар­хия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рас­сматривалось как процесс, состоящий из функций, а по опреде­лению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.



В современном менеджменте используют взгляд на организа­цию как на объект управления, принципы разделения труда и управления организацией.

Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отно­шений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой уп­равления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенчески­ми мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рис. 1).

 

 

Рис.1. Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)

 

Иерархия потребностей от более низких к высоким следую­щая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) соци­альные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовы­ражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом дея­тельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Боль­шой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор сво­ими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.



В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы ис­следования поведения людей в организациях, отношение к лю­дям, работающим в организациях, как к активным человече­ским ресурсам.

Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управле­ния связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.

Принципы и практический опыт управления создали обшир­ную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивает­ся, можно выделить направления, по которым шло развитие ме­неджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, марке­тинга и финансирования), изучение качеств руководителей (на­бор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межлично­стных отношений) и роли руководителя в современной организа­ции (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).

Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда лю­дей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конку­ренцию, возрастающие социальные и экономические требования.

Основными характеристиками современного мира, оказываю­щими влияние на практическую работу руководителя фармацев­тической организации, являются следующие.

Глобализация. Продукция производится в одной стране, а реа­лизуется в других странах, рамки мирового хозяйства расширяют­ся. Транснациональные фармацевтические компании работают на рынках многих стран мира.

Телекоммуникации. Крупнейшие организации и отдельные лица соединены между собой во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посред­ством спутниковой связи и волоконной оптики.

Возможности компьютерной обработки данных. Персональные компьютеры, соединенные в сети с всевозрастающими творче­скими возможностями, меняют способы сбора и обработки ин­формации.

Технология. Меняющиеся возможности, которые могут помочь разработке новых подходов к производству товаров и предостав­лению услуг. Например, успехи в области генной инженерии, био­технологии, раскрытие генома человека могут привести к появле­нию принципиально новых лекарственных средств и методов ле­чения.

Образованная рабочая сила. Изменились предпочтения и моти­вы труда, например: сотрудники хотят принимать участие в ре­зультатах деятельности организации, мужчины и женщины ищут для себя новый статус в составе рабочей силы, появляются новые реальности времени и места работы (возможность работать дома), необходимость периодического обновления профессиональных навыков делает наиболее конкурентоспособными на рынке труда работников, которые постоянно учатся и т. п.

Теоретические споры о том, кто может и должен управлять организацией: (практик или специально подготовленный чело­век) склоняются в сторону специалиста. Поэтому в программы подготовки специалистов со средним и высшим фармацевтиче­ским образованием включен курс менеджмента.

 

Функции управления.

 

Функции управления — это непрерывные, взаимосвязанные действия, последовательная реализация которых составляет процесс управления.

Функции управления передают содержание управленческой деятельности. К наиболее общим функциям, характеризующим про­цесс управления, относятся следующие.

Планирование — формирование программы развития организа­ции, целей и путей их достижения.

Организация — деятельность по формированию оптимальной структуры управления, а также распределение работы, закрепле­ние прав обязанностей, ответственности.

Координация — направлена на обеспечение согласованности между людьми в процессе работы, регулирует выполнение совме­стных действий.

Мотивация — побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Контроль — включает учет, анализ, собственно контроль. Эта функция служит для обеспечения обратной связи. При ее реализа­ции сопоставляют фактически достигнутые результаты с постав­ленными целями и при необходимости проводят корректировку.

С большинством управленческих функций вы уже знакомы и, надеемся, имеете необходимые знания и практические навыки, например, для того чтобы организовать работу по изготовлению лекарств в аптеке или отпуску лекарств без рецепта, составить план объема реализации, а затем рассчитать и другие экономи­ческие показатели, осуществить первичный учет (это функция контроля) отдельных хозяйственных операций, составить товар­ный отчет и т.д.

Функция планирования. По сути в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими и это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это — основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Принципы и техника планирования. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.
1 Полнота планирования — при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2 Точность планирования — при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
3. Ясность планирования — цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
4. Непрерывность планирования — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования — расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных — моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, — это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования — это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.

Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования.

Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель — помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о