- Кто был первым экономистом. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса [2-е издание]
- Экономист — Википедия
- 11 книг для первого знакомства с экономикой • Arzamas
- Предварительные замечания
- Интересные книги
- Дарон Аджемоглу, Джеймс Робинсон. «Почему одни страны богатые, а другие бедные» Daron Acemoglu and James Robinson. «Why Nations Fail»
- Сильвия Назар. «Путь к великой цели. История одной экономической идеи» Sylvia Nasar. «Grand Pursuit: The Story of Economic Genius»
- Terry Pratchett. «Making Money» Терри Пратчетт. «Делай деньги»
- Тим Харфорд. «Экономист под прикрытием» Tim Harford. «The Undercover Economist»
- Ха-Джун Чанг. «Как устроена экономика» Ha-Joon Chang. «Economics: The User’s Guide»
- Нассим Николас Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» Nassim Nicholas Taleb. «The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable»
- Elie Ayache. «The Blank Swan: The End of Probability» Эли Аяш. «Пустой лебедь. Конец вероятности»
- Нужные книги
- Hиколас Грегори Мэнкью. «Принципы экономикс» N. Gregory Mankiw. «Principles of Economics»
- Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев. «50 лекций по микроэкономике»
- Роберт Пиндайк, Даниэль Рабинфельд. «Микроэкономика» Robert Pindyck, Daniel Rubinfeld. «Microeconomics»
- Оливье Бланшар. «Макроэкономика» Olivier Blanchard. «Macroeconomics»
- Учебники и задачники по математике
- Экономические учения и великие ученые – экономисты — Студопедия
- Экономисты — это… Что такое Экономисты?
- История развития экономической науки
- Экономист — Википедия
- вакансий экономиста | Обзор Princeton
- Прогнозирование выборы в США 2020
Кто был первым экономистом. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса [2-е издание]
Кто был первым экономистом
Когда человек впервые задумался над тем, почему горит огонь или гремит гром? Вероятно, много тысяч лет назад. Столь же давно он, может быть, задумался над явлениями, составлявшими экономику первобытнообщинного строя, который постепенно разлагался и превращался в первое классовое общество — рабовладельческое. Но эти раздумья не были и не могли быть наукой — системой знаний человека о природе и обществе.
Наука появляется лишь в эпоху зрелого рабовладельческого строя, опиравшегося на гораздо более развитые производительные силы. Познания людей древних государств — Шумера, Вавилонии, Египта, существовавших 4–5 тыс. лет назад, в математике или медицине выглядят порой очень внушительно. Высшие из известных нам образцы древней науки дали античные греки и римляне.
Определенное осмысление фактов экономической жизни началось задолго до того, как в XVII в. выделилась особая область науки —
Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поскольку это так, точно определить ее первые проявления невозможно. Неудивительно, что отдельные историки экономических учений начинают с разного. Советский ученый Д. И. Розенберг в книге, вышедшей в 1940 г., начинал с древних греков, а в некоторых наших послевоенных курсах корни экономической мысли ищутся глубже: в древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах».
Немало экономических наблюдений имеется в той сложной мозаике, которую представляет собой библия. Она содержит известное толкование экономической жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину и окрестные земли во II и I тысячелетиях до нашей эры. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей.
Однако тот факт, что, например, американский историк экономических учений профессор Дж. Ф. Белл посвящает библии большую главу, а все другие источники тех же времен полностью игнорирует, объясняется, надо полагать, обстоятельствами, не имеющими отношения к науке. Дело в том, что библия — это священная книга христианства, с детства известная большинству американских студентов. Наука слегка приспосабливается к этому факту современной жизни.
Древнегреческое общество, находившееся в стадии далеко зашедшего распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладения, получило замечательное художественное отражение в поэмах Гомера. Эти памятники человеческой культуры — подлинная энциклопедия жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей. Самые различные экономические наблюдения искусно вплетены в ткань увлекательного рассказа об осаде Трои и странствиях Одиссея. В «Одиссее» содержится тезис о низкой производительности рабского труда:
Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим
К делу его, за работу он сам не возьмется охотой:
Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.
Конечно, и законы Хаммурапи, и библию, и Гомера историку и экономисту приходится рассматривать прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, которая предполагает известное обобщение практики, умозрение, абстракцию. Поэтому, например, Шумпетер назвал свою книгу историей экономического анализа и потому начал ее сразу с классических греческих мыслителей.
Действительно, в сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Мы иногда склонны забывать, как много нитей связывает нашу современную культуру с удивительной цивилизацией этого небольшого народа. Наша наука, наше искусство, наш язык навсегда впитали в себя элементы древнегреческой цивилизации. Об экономической мысли Маркс говорил: «Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки».[7]
Слово «экономия» (ойкономиа, от слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о домашнем хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосм античного мира.
Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеЭкономист — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это статья о профессии, возможно, вы искали статью о журнале The Economist.Экономи́ст — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.
Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью.
Экономистом также называют человека, который пишет статьи и иные материалы по экономической политике.
В организациях экономисты принимают участие в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности. Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании[1].
Известные экономисты
Ранних экономистов можно встретить уже в Древней Греции. Так, Аристотель (384—322 до н. э.) сначала в трактате «Топика», потом «Политика» задается вопросом о производственных процессах человека.
Первым из великих экономистов-теоретиков эпохи Просвещения считается ирландский экономист Ричард Кантильон (1680—1734), который написал «Очерк о природе торговли вообще». Но родоначальником современной экономической теории признается шотландский теоретик Адам Смит (1723—1790). Он, Давид Рикардо (1772—1823) и Томас Роберт Мальтус (1711—1776) причисляются к классикам политической экономии. Среди других экономистов этого периода можно выделить Джона Стюарта Милля (1806—1873), Жана Батиста Сэя (1767—1832), Карла Маркса (1818—1883).
В XX веке экономическая теория развивалась, в основном, трудами австрийцев Эйгена фон Бём-Баверка (1851—1914) и Карла Менгера (1840—1921), основателя современной макроэкономической теории британца Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946), американцев Ирвинга Фишера, Джеймса Тобина, Милтона Фридмана.
Среди наиболее известных экономистов XXI века стоит отметить обладателя Нобелевской премии по экономике 2008 года Пола Кругмана, бывшего шеф-экономиста Всемирного банка и также нобелевского лауреата (2001) Джозефа Стиглица, бывшего экономического советника генсека ООН и автора концепции «шоковая терапия» Джеффри Сакса, главу ФРС США Бена Бернанке.
См. также
Примечания
11 книг для первого знакомства с экономикой • Arzamas
Книги, которые нужно прочитать, чтобы решить, действительно ли вы хотите заниматься экономикой, и книги, которые нужно изучить, чтобы поступить в магистратуру факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге
Текст Михаил Пахнин, Екатерина Гущина, Юлия Раскина, Максим Буев
Предварительные замечания
Наш список разбит на три части. В первой находятся книги, которые помогут понять, чем занимаются экономисты и что в их занятиях интересного. Во второй — важная учебная литература по экономике, которая поможет вам сдать вступительный экзамен в магистратуру Европейского университета. Все нижеупомянутые книги (равно как и, в принципе, любые книги по экономике) стоит читать в оригинале. Наконец, в третью часть списка включены учебники и задачники по высшей математике, знания основ которой мы требуем от абитуриентов: для того чтобы заниматься экономикой на международном уровне — например, в качестве аналитика в консалтинговом агентстве, эконометриста в банке или ученого в университете, — помимо базового понимания того, как работает мир вокруг нас, нужно еще и уверенно чувствовать себя в высшей математике.
Интересные книги
Дарон Аджемоглу, Джеймс Робинсон. «Почему одни страны богатые, а другие бедные»
Daron Acemoglu and James Robinson. «Why Nations Fail»
На вопрос о причинах богатства некоторых народов (которым задавался в своем opus magnum еще Адам Смит Адам Смит (1723–1790) — шотландский экономист, считающийся основателем экономики как науки, автор основополагающего для классической политэкономии труда «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776).) окончательного ответа до сих пор не получено. Более того, разнообразные примеры «экономических чудес» (Сингапур, Тайвань, Япония) и «экономических катастроф» (Аргентина, Зимбабве, Греция) XX века ставят под сомнение существование единого ответа, который был бы верен для всех стран.
Два известных американских экономиста в своей книге тщательно анализируют практически все факторы, которые могут влиять на экономическое развитие стран (в частности, географическое расположение, наличие природных ресурсов, культурные особенности), и предлагают свой ответ. По мнению Аджемоглу и Робинсона, процветание или нищета стран определяются экономическими и политическими институтами — «правилами игры» во взаимодействии власти и общества.
Этот серьезный труд, опирающийся на множество исследований и научных статей самих авторов, очень популярно и легко написан и рассчитан на массового читателя.
Сильвия Назар. «Путь к великой цели. История одной экономической идеи»
Sylvia Nasar. «Grand Pursuit: The Story of Economic Genius»
Профессор бизнес-журналистики Колумбийского университета Сильвия Назар прославилась книгой «Прекрасный разум. Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша» («A Beautiful Mind. The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash»), в которой биография математика и экономиста Джона Форбса Нэша была рассказана параллельно с довольно точным изложением его научных исследований — и по которой был снят оскароносный фильм «Игры разума». В своей следующей книге Назар решает еще более трудную задачу — показать развитие экономической науки на протяжении XIX и XX столетий сквозь призму биографий и воззрений выдающихся экономистов (от Альфреда Маршалла Альфред Маршалл (1842–1924) — английский экономист, один из самых влиятельных экономистов конца XIX — начала XX века, фактически основатель неоклассического направления в экономике. В его честь назван один из самых известных и красивых экономических образов: график пересечения кривых спроса и предложения, «крест Маршалла». и Йозефа Шумпетера Йозеф Шумпетер (1883–1950) — американский экономист и политолог австрийского происхождения, министр финансов Австрии после Первой мировой войны. Шумпетер внес значительный вклад в изучение экономической истории и механизмов экономического развития, существенно повлияв на всю современную теорию экономического роста. до Милтона Фридмана Милтон Фридман (1912–2006) — американский экономист, получивший в 1976 году Нобелевскую премию по экономике «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации». Создатель теории монетаризма, которая предполагает, что важнейшее влияние на реальные макроэкономические переменные, такие как ВВП или инфляция, оказывают изменения денежной массы. и Пола Самуэльсона Пол Самуэльсон (1915–2009) — американский экономист, в 1970 году получивший Нобелевскую премию по экономике «за научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки». Самуэльсона, автора самого продаваемого экономического учебника всех времен «Экономика: вводный анализ», называют «отцом современной экономики», и это более чем заслуженно.). Из этого крайне увлекательного, хотя и небесспорного рассказа о том, как экономические теории содействуют экономическому развитию, можно узнать, насколько тернист путь к великой цели преобразования к лучшему жизни всех людей на планете.
Terry Pratchett. «Making Money»
Терри Пратчетт. «Делай деньги»
Это не экономический труд, а фэнтезийный роман из цикла «Плоский мир» (Discworld), но в нем между делом поднимается вопрос, что же такое деньги, однозначного ответа на который ученые-экономисты до сих пор не знают.
Роман Пратчетта, во-первых, обыгрывает реально существовавшую гидравлическую модель экономики: его герой является создателем «Булькера», компьютера, представляющего собой модель национальной экономики:
«…Течение денежных потоков, их воздействие на общество моделируются потоками воды внутри стеклянной матрицы, каковая и есть „Булькер“. Геометрическая форма трубок, работа клапанов, гениальные, как я их называю, пипетки и тщательно откалиброванные насосы позволяют „Булькеру“ имитировать самые сложные транзакции. Кроме того, мы можем в широких пределах изменять начальные условия, чтобы исследовать присущие системе свойства. Например, с помощью „Булькера“ можно выяснить, что произойдет, если трудовые ресурсы города сократятся вдвое. Для этого достаточно перенастроить всего несколько клапанов, вместо того чтобы выбегать на улицу и убивать людей».
Механизмы, которые воспроизводили реальные экономики и в которых роль денежного потока играл поток воды, еще в конце XIX века строил Ирвинг Фишер Ирвинг Фишер (1867–1947) — американский экономист, статистик и изобретатель. Фишер оставил след практически во всех областях экономической науки — он успешно занимался математической экономикой, международной экономикой, теориями денег, и был одним из первых эконометристов в современном понимании этого слова., а наибольшую известность получил гидравлический компьютер MONIAC Олбана Уильяма Филлипса Олбан Уильям Филлипс (1914–1975) — английский экономист новозеландского происхождения. Помимо постройки гидравлического экономического компьютера MONIAC, прославился как автор «кривой Филлипса», отображающей отрицательную зависимость между безработицей и инфляцией (уменьшение безработицы коррелирует с высокой инфляцией)., моделировавший британскую экономику. Кроме того, роман прекрасно иллюстрирует некоторые положения разных теорий денег, а также диаметрально противоположные представления о том, что же такое деньги. В общем, эту книгу стоит прочесть, даже если вы ничего не слышали про «Плоский мир». Официально на русском языке она еще не издавалась, но в интернете можно найти любительские переводы.
Тим Харфорд. «Экономист под прикрытием»
Tim Harford. «The Undercover Economist»
Как справедливо отмечено в одной из рецензий, эта книга — яркий представитель работ из серии «нескучно о серьезном» и «просто о сложном». Харфорд увлекательно и доступно объясняет множество важных экономических идей, используя в качестве отправной точки своих наблюдений явления, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Так, на примере цены чашки кофе обсуждается, как и на что в реальной экономике влияет ограниченность ресурсов (причем очень разных видов ресурсов — цена чашки кофе в последнюю очередь определяется ценой кофейных зерен и работой баристы), а обычный поход в супермаркет показывает, каким образом на практике осуществляется ценовая дискриминация покупателей — и это не всегда плохо, как можно подумать, если исходить только из термина.
Из этой книги вы узнаете, какую информацию содержит в себе цена товара и как ею правильно распорядиться, что может произойти, если продавец и покупатель обладают неодинаковой информацией, как работает теория аукционов и почему правительство США на аукционе по продаже лицензий мобильной связи выручило в 100 раз меньше, чем планировалось, а британскому правительству удалось выручить в 10 раз больше, чем оно ожидало, а также многое другое. Кстати, в 2014 году у этой книги появилось не менее захватывающее продолжение: «Экономист под прикрытием наносит ответный удар. Как развить — или развалить — экономику» («The Undercover Economist Strikes Back: How to Run — or Ruin — an Economy»).
Ха-Джун Чанг. «Как устроена экономика»
Ha-Joon Chang. «Economics: The User’s Guide»
В своей предыдущей книге «23 факта о капитализме, которые от вас скрывают» («23 Things They Don’t Tell You About Capitalism») Ха-Джун Чанг, профессор экономики из Кембриджа, объясняет, что 95% процентов экономики — это здравый смысл. С тех же позиций написана и эта книга: в ней коротко и очень ясно излагаются этапы развития капитализма (начиная с 1500 года и до наших дней), обсуждаются основные понятия и термины, которыми оперируют экономисты (валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, устойчивый экономический рост, безработица, неравенство и бедность), описываются особенности различных школ экономической мысли (от австрийской и марксистской до неоклассической и кейнсианской Разница между экономическими школами ярко выражается (но, разумеется, далеко не исчерпывается) в их рекомендациях при проведении экономической политики. Апологеты австрийской школы утверждают, что никакого государственного вмешательства в экономику быть не должно и что лучшее решение — свободный рынок. Марксистская школа выступает за полностью централизованное планирование и плановое хозяйство. Представители неоклассической школы признают, что существуют как провалы рынка, так и провалы государства, поэтому допускают вмешательство в работу свободного рынка только при условии, что польза от государственного регулирования перевесит возможный вред. Кейнсианская школа настаивает на активном государственном вмешательстве в экономику, проведении активной фискальной политики (особенно в периоды кризисов) и перераспределении доходов в пользу бедных.), а также анализируются роли государства и рынка в экономике. Эта книга может быть прекрасной отправной точкой для изучения экономики, дополнением к любому учебнику по макроэкономике или справочником по истории экономической мысли.
Нассим Николас Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»
Nassim Nicholas Taleb. «The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable»
Совет прочитать «Черного лебедя» — мировой бестселлер, проданный в количестве более 3 миллионов экземпляров, — сложно назвать оригинальным. Талеб, эрудит-универсал и бывший трейдер, оказался очень удачливым автором, потому что правильно поймал момент: он обрушился с критикой на экономистов и финансистов-ортодоксов, думающих о мире в упрощенных терминах, в 2007 году, когда финансовый рынок был на пороге самого значительного кризиса после Великой депрессии 1930-х годов. Основной тезис Талеба заключается в том, что раз за разом люди попадают в ловушку излишней самоуверенности, думая, что знают об окружающем мире больше, чем знают на самом деле. Согласно Талебу, мы постоянно уделяем внимание неважным событиям, которые не помогают объяснить, что происходит вокруг нас, недооценивая при этом вероятность наступления больших, по-настоящему значительных событий — так называемых «черных лебедей». В результате они становятся для нас откровениями, которые кардинально меняют наше представление об окружающей действительности. Не желая отойти от упрощенного взгляда на мир, мы раз за разом не замечаем действительно важных вещей и пожинаем горькие плоды.
Elie Ayache. «The Blank Swan: The End of Probability»
Эли Аяш. «Пустой лебедь. Конец вероятности»
В «Черном лебеде» Талеб предположил, что в один прекрасный день кто-нибудь подвергнет его взгляд на мир уничтожающей критике и опишет свои аргументы в книге под заголовком «Белый лебедь». Действительно, уже через три года вышла книга, содержавшая критический ответ Талебу, но называлась она не «Белый лебедь», а «Пустой лебедь». Ее автор Эли Аяш не ищет изъяна в логике Талеба, но критикует основы, которые формируют современный взгляд на процессы, происходящие на финансовых рынках. Речь идет о принципах вероятностного мышления, к которому люди прибегают, говоря о возможных вариантах развития событий — в том числе в которых участвуют сами.
Например, когда Талеб пишет о «белых» и «черных» лебедях, то есть о потенциально предсказуемых и непредсказуемых событиях, он воспринимает вероятность этих событий как нечто отдельное от прогнозиста. В мировоззрении Талеба, трейдеры — сами по себе, а случай — сам по себе. Первые все время пытаются определить вероятность второго, и на ее основе действовать, устанавливая цены. Для Аяша это не имеет смысла: люди сами влияют на то, что происходит на финансовых рынках, — ведь трейдеры все время находятся в центре событий. Если бы они смотрели на мир глазами Талеба, то были бы похожи на игроков футбольной команды, пытающихся угадать вероятность победы в матче, в котором сами же и участвуют.
Любое событие для Аяша — это ненаписанный сценарий, который пишут сами инвесторы. Таким образом, «лебедь» не может быть черным или белым — он может быть лишь «пустым», то есть еще не совершившимся, но возможным событием, конечный результат которого зависит от конкретных действий каждого, кто попытался бы его предсказать. Понятие вероятности как математической концепции здесь вообще неприменимо. Отталкиваясь от этой идеи, Аяш кардинально переопределяет принципы ценообразования на финансовом рынке.
Как и Талеб, Аяш — успешный трейдер с инженерным образованием. Но, кроме того, он профессиональный философ, и это позволяет ему выводить свои аргументы из работ многих известных философов XIX–XXI веков.
Кто из авторов ближе к правде? Популярность — на стороне Талеба, но, возможно, истина — на стороне Аяша. Сам Талеб дал «Пустому лебедю» чрезвычайно высокую оценку: «Эли Аяш — единственный человек, представивший такие аргументы относительно “Черного лебедя” и редких событий, о которых я не подумал».
Удивительно, но эта очень интересная, хотя и сложная для прочтения книга до сих пор не переведена на русский язык.
Нужные книги
Hиколас Грегори Мэнкью. «Принципы экономикс»
N. Gregory Mankiw. «Principles of Economics»
Ставший уже классическим труд Мэнкью считается по праву одним из самых удачных учебников по экономике, обучающим прежде всего способу думать и задавать вопросы как экономист. В нем представлено не так много специализированных моделей, практически не используются математические методы, зато разбирается огромное количество кейсов из самых разных областей жизни, что делает учебник достаточно простым и интересным для чтения. Но основное его преимущество — максимально широкий охват тем. «Принципы экономикс» включают в себя не только основы фундаментальной экономической теории (микроэкономики, то есть принципов работы отдельных рынков, и макроэкономики — поведения ВВП и цен в краткосрочном и долгосрочном периодах), но и доступно изложенные элементы теории международной торговли, теории организации промышленности (поведения фирм), экономики общественного сектора и финансового анализа — дисциплин, по которым написаны отдельные толстые учебники.
Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев. «50 лекций по микроэкономике»
Это не столько учебник, сколько вольный конспект лекций, с рисунками на полях и дискуссиями после каждого занятия. При этом все важные экономические идеи описаны подробным и доступным образом, а легкость изложения сочетается с необходимой научной строгостью. Что особенно ценно, в книге приводятся многочисленные исторические примеры (например, из истории ростовщичества или российских монополий) и уникальные случаи из экономики России 1990-х годов (авторы, в частности, анализируют налоги и социальные трансферты, изучают цены, рынки и процессы поиска ренты).
Роберт Пиндайк, Даниэль Рабинфельд. «Микроэкономика»
Robert Pindyck, Daniel Rubinfeld. «Microeconomics»
Разницу между двумя частями экономической теории (макро- и микроэкономикой) иногда иронично объясняют следующим образом: микроэкономика является стройной, тщательно разработанной наукой, основанной на серьезном математическом аппарате, но способной объяснить только те вещи, которые не имеют никакого отношения к реальному миру, а макроэкономика занимается описанием того, что обычно и имеется в виду под «реальной экономикой», только при этом в макроэкономике имеется большое количество различных школ, представители которых дают противоположные прогнозы и ответы на один и тот же вопрос. Тем примечательнее, что учебник Пиндайка и Рабинфельда объясняет базовые микроэкономические понятия, не требуя от читателя развитой математической техники, которая обычно нужна для чтения микроэкономических учебников. Практически без математических формул авторы рассказывают и наглядно показывают (в списке приведенных в пример торговых марок и фирм более 50 названий, от Airbus до Wal-Mart), как работает экономика на уровне отдельных рынков, почему и как люди и фирмы договариваются и взаимодействуют друг с другом, в том числе в условиях неопределенности и асимметричной информации.
Оливье Бланшар. «Макроэкономика»
Olivier Blanchard. «Macroeconomics»
Тот факт, что существует множество макроэкономических школ, накладывает отпечаток как на преподавание макроэномики, так и на ее восприятие в целом: хороших учебников по макроэкономике великое множество, но ни один из них не дает единой картины и полного представления о том, что же все-таки такое макроэкономика. Книга Бланшара на этом фоне выделяется своей четкой структурированностью и продуманной логикой изложения. Выделяя в экономике три периода (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный), Бланшар последовательно рассматривает их и показывает, почему на разных временных промежутках справедливы разные выводы. Большое место в учебнике уделено роли ожиданий экономических агентов, а также анализу применения макроэкономической (фискальной и денежно-кредитной) политики в разнообразных реальных обстоятельствах.
Учебники и задачники по математике
Следующая часть списка призвана создать у читателя общее представление о том, какого уровня минимальные знания требуются для успешного прохождения вступительных испытаний на магистерские программы факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге. В эту часть вошли классические книги советского периода — потому что базовые знания по математике, в отличие от экономики, можно (и, наверное, даже нужно) получить, изучая старые книги. В процессе подготовки к нашим экзаменам, однако, могут быть использованы и другие учебники, более современные и не обязательно на русском языке. Например, многие ведущие западные университеты предлагают абитуриентам, которые поступают на программы магистерского уровня по экономике, книгу Карла Саймона и Лоуренса Блюма «Математика для экономистов» (Simon C. P., Blume L. E. Mathematics for Economists. W. W. Norton & Company, 1994).
Кудрявцев Л. Д. Краткий курс математического анализа. М., 1989.
Бугров Я. С., Никольский С. М. Дифференциальное и интегральное исчисление. М., 1988.
Бугров Я. С., Никольский С. М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. М., 1988.
Бугров Я. С., Никольский С. М. Высшая математика. Задачник. М., 1987.
Ильин В. А., Позняк Э. Г. Линейная алгебра. М., 1999.
Колемаев В. А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1991.
Минорский В. П. Сборник задач по высшей математике. М., 1987.
Экономические учения и великие ученые – экономисты — Студопедия
Тема 1.2 История развития экономической теории.
Экономические законы
Методы экономической теории
Большинство методов используемых в экономической теории является общенаучными, т. е. такие, которые используются и в других общественных и естественных науках:
ü Наблюдение и сбор фактов, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде.
ü Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, в специально созданных и контролируемых условиях.
ü Метод научных абстракций – абстрагирование от второстепенных свойств изучаемого объекта и выделение основных свойств.
ü Анализ и синтез – представляет собой системных подход.
ü Индукция –рассуждение от частного к целому или к общему.
Дедукция – рассуждение от общего к частному.
ü Исторический и логический методы – изучение явлений с их историческими последствиями и логическими обобщениями.
ü Графический метод – использование схем, графиков, диаграмм.
4) Экономическая теория выполняет ряд функций:
¨ Познавательная — состоит в том, чтобы изучать, объяснять экономику общества и предоставлять информацию в обобщенном и систематизированном виде.
¨ Методологическая – разработка методов и способов познания экономики общества.
¨ Практическая – разработка принципов и способов хозяйствования.
1. Общехозяйственного назначения:
¨ закон стоимости — отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров;
¨ закон накопления – часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение её масштабов, на инвестиции;
¨ закон денежного обращения – выражает связь между количеством бумажных денег и уровнем цен.
2. В сфере микро экономики:
закон спроса; закон предложения; закон падения эффективности дополнительных затрат
Вопросы:
1) Генезис экономической теории;
2) Основные этапы развития экономической теории.
3)Сравнительная характеристика направлений развития экономической теории
1)
Экономисты | Вклад в экономическую науку |
1) Ксенофонт, Платон, Аристотель | Понятие «экономикс», разделение труда, происхождение и функции денег, пропорции товарного обмена, природа богатства, значение торговли. |
2) Антуан де Монкретьен | 1615 год. Ввел термин политэкономии. |
3) Томас Ман Жан Батист Кольбер | 1615 год. Школа меркантилистов, определение закономерностей в сфере обращений. |
4)У. Петти | 17 век. Родоначальник классической политэкономии. |
5) Джон Ло | 18 век. «Отец» инфляции – считал, что основным критерием экономического благополучия, является большое количество в стране, централизация и ассоциация капитала. |
6)Франсуа Кене, Ж. Тюрго | 18 век. Школа физиократов, составитель экономической таблицы показывающей непрерывность процессов воспроизводства и реализации, заложил теоретические основы межотраслевых балансов. |
7) Адам Смит | «Отец» экономики: приоритет частного интереса, принцип «невидимой руки», свобода движения рабочей силы, свободная внешняя торговля и торговля землей. |
8) Давид Рикардо | Начало 19 века. Признание закономерности фундаментом теории политэкономии, а капитализма — абсолютного рациональной системой производства. |
9) Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн | Социалисты-утописты: реорганизация производства, распределения и потребления, критика капиталистической системы и установление справедливой системы. |
10) Карл, Маркс, Фридрих Энгельс | Концепция марксизма, общественно- экономические формации, и их смена. |
11) Карл Менгер | 19 век. Предложил теорию маржинализма – использование предельных, максимальных или минимальных величин. |
12) Альфред Маршалл, Пол Самуэльсон | Основатель неоклассицизма, объединивший идеи классицизма и маржинализма автор учебника «Экономикс» |
13) Иозеф Шумпетер | 20 век. Теория экономического развития: причины постоянного изменения экономической системы |
14)Джон Мейнард Кейнс | Общая теория – занятости, процента и денег: сформировал макроэкономический подход к экономике. |
15)Торстен Виблен, Джон Команнс | 20 век. Социально-психологический институционализм (инстинкты). Социально-правовой институционализм (законы) |
Российская экономическая мысль:
Афанасий Нащокин (1605-1680) – «Новоторговый устав»
Иван Посошков (1652 – 1726) – «Книга о скудости и богатстве»
Василий Татищев (1686 – 1750) – «Книга о купечестве и ремеслах»
М. Ломоносов, Н. Мордвинов, М. Сперанский, А. Радищев, Н. Добролюбов, М, Бакунин, Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Кондратьев (Теория циклов), В. Леонтьев и Л. Канторович (лауреаты Нобелевской премии).
2)
Экономисты — это… Что такое Экономисты?
Эконо́мика —
- наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;
- само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей.
Экономика подразделяется на научную и прикладную экономику. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.
Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.
Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый ряд дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.
Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.
Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.
Функции экономической науки
- Теоретическая
- Практическая
- Прогностическая
- Мировоззренческая
- Методологическая
Объекты экономической теории
По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).
Методология экономической теории
В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:
- анализ и синтез;
- индукция и дедукция;
- сравнение;
- аналогия;
- метод научной абстракции.
Экономика с точки зрения философии
В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.
В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье и др. Аристотель противопоставляет экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.
Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).
Экономика как наука
Экономика (от греч. οικονομικη, буквально — искусство ведения домашнего хозяйства).
В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели — идеализированные объекты исследований и парадигма — признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и/или совокупности взглядов, которые в течение определённого времени дают научному и/или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на её формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.
Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одно из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а во второй — экономические отношения.
Политическая экономия
Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках.[1]
Марксизм
C точки зрения политэкономии экономика является:
- базисом — производственными отношениями
- народным хозяйством, включая отрасли
- наукой, изучающей оба предыдущих пункта
Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.
Марксизм-ленинизм
Марксизм-ленинизм — персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.[2]
Экономикс
Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.
Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.
Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.
Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.
Все только что данные примеры относятся к ветви экономики, называемой микроэкономикой (microeconomics). Приставка микро отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства, англ. household — термин, в англоязычной экономической литературе обозначающий группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща; домохозяйство может состоять из одного человека или из семьи; домохозяйства осуществляют предложение факторов производства (труд, земля, капитал), а потребляют производственные товары и услуги, фирмы и правительственные агентства. Хотя эти единицы и «малы», но микроэкономика все же охватывает в своем исследовании множество различных проблем подлинно мирового масштаба. Например, домохозяйства, фирмы и правительственные агентства осуществляют мировую торговлю такими товарами, как автомашины, химические продукты, непереработанная нефть. Эта торговля и регулирующая её политика находятся в сфере внимания микроэкономики.
В экономике существует другой раздел, который называется макроэкономика(macroeconomics). Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Типичные макроэкономические проблемы — как создать условия, в которых безработные люди смогут найти работу, как защитить экономику от вредных влияний инфляции, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы — вот основные темы макроэкономики. Однако так же, как макроэкономическое явление инфляции представляет собой сумму миллионов индивидуальных выборов, касающихся цен конкретных товаров и услуг, так и вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании.
Рассматривает ли микро- или макро- экономику, внутренние или внешние экономические отношения — в любом случае экономический анализ требует особого способа мышления о том, как люди принимают решения об использовании ограниченных ресурсов. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов, а каждый конкретный выбор может быть рассмотрен с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.
Какие товары производить
Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.
Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.
Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.
Как производить
Второй основной экономический выбор — как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.
Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.
Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.
Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.
Понятие эффективности в производстве, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.
Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда
Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.
Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.
Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.
Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Для кого производить товары
Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.
Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.
Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.
Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.
Позитивная и нормативная экономическая теория
Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.
Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.
Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.
Координирование экономических выборов
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.
В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.
Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.
В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.
Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.
Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».
В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.
Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.
В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
- Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 5. — С. 52—53.
- Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. — 2004. № 3. — С. 149—153.
- Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. — 2001. — № 2. — с. 73—107.
- Бизнес: Оксфордский толковый словарь. — М.: Прогресс-Академия, 1995. — 752c.
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. — СПб: Экономическая школа, 1994. — 349 с.
- Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. — М.: РГГУ, 2002. — 636 с.
- Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. — Таллинн: А. О. «Реферато», 1993.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. — М.: Прогресс-Универс, 1993.
- Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. — 2000. — № 5.
- Основы экономической теории. Политэкономия. — М.: Изд. УРСС, 2003. — 528 с.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс, 1986. — 472 с.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 824 с.
- Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. — 18-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — 1360 с. — ISBN 0-07-287205-5
- Современная экономика. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 608 с.
- Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 2000. — № 1. — С. 39-55.
- Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С. 35—52.
- Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. — 2002. — № 2. — С. 101—114.
- Simon H. Reason in Human Affairs. — Oxford: Basil Blackwell, 1983.
Коды в системах классификации знаний
Wikimedia Foundation. 2010.
История развития экономической науки
Замечание 1
Экономическая наука развивалась в течение длительного периода времени, начиная с древнегреческой и древнеримской исторической эпохи и заканчивая современным этапом развития экономической мысли. При этом разрозненные экономические представления о хозяйственной деятельности постепенно сменились современными строгими концепциями, систематическими знаниями, объясняющими особенности развития субъектов микро- и макро-экономики.
Зарождение экономической науки
Экономическая наука изначально возникла в Древней Греции как наука о домашнем хозяйстве («экономика» от греч. «oikos» – дом, хозяйство, «nomos» – учение, закон), поскольку хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, и экономика того периода воспринималась в большей степени как домоводство. Впервые упоминания экономики как науки были отмечены в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Ксенофонта в 5 веке до н.э.
В средневековье интерес экономистов был направлен на хозяйство в уже больших масштабах. Помимо экономики отдельного домашнего хозяйства, экономическая наука охватывала уже и национальное хозяйство, став более систематизированной. Ученые-экономисты представляли экономику как науку о богатстве стран, объясняющую причины появления этого богатства.
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 2
В XVII веке во Франции появился термин «политическая экономия» (от греч. «politicos» – государственный, общественный и уже известного «oikonomia»), изначавший «искусство государственного управления хозяйством».
Развитие экономической науки
За весь период развития экономической мысли можно выделить ряд направлений экономической мысли таких как меркантилизм, физиократизм, классицизм и неоклассицизм, кейнсианство.
Экономические взгляды каждого из направлений существенно различались. Представители разных теорий по-разному объясняли причины богатства стран и называли разные источники этого богатства, оправдывали вмешательство государства в экономику, либо поддерживали невмешательство и т.д.
Меркантилисты, в том числе Т. Ман, А. Монкретьен и другие (XVI-XVIII века) считали, что богатство страны обусловлено объемами объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому они поддерживали экспорт товаров как источник богатства.
Физиократы (вторая половина XVIII века), ярким представителем которых является Ф. Кенэ, основным источником богатства страны считали сельское хозяйство («физиократизм» в переводе с древнегреческого – «власть природы»). Они считали, что именно в сельском хозяйстве создается дополнительный продукт, образующий богатство страны, а прочие отрасли лишь пользуются плодами сельского хозяйства.
Классицизм (конец XVII века – XIX век), основоположником которого является А. Смит, объяснял внутренние зависимости товарно- капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.
Неоклассицизм (конец XIX-XX века) в лице А. Маршалла, А. Пигу, Л. Вальраса и других являлись сторонниками свободной конкуренции как естественной силы регулирования экономики.
Кейнсианство (XX век) поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени. Экономическое учение было названо так в честь его основоположника – Дж. М. Кейнса.
В 1970-80-х годах XX века взгляды неоклассиков вновь стали популярны в связи с чрезмерным участием государства в экономическом развитии страны, замедлившим темпы общественного производства. В настоящее время это учение остается актуальным.
Экономист — Википедия
Это статья о профессии, возможно, вы искали статью о журнале The Economist.Экономи́ст — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.
Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью.
Экономистом также называют человека, который пишет статьи и иные материалы по экономической политике.
В организациях экономисты принимают участие в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности. Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании[1].
Ранних экономистов можно встретить уже в Древней Греции. Так, Аристотель (384—322 до н. э.) сначала в трактате «Топика», потом «Политика» задается вопросом о производственных процессах человека.[2] Ксенофонт (431—355) в своей работе «Экономика» подробно описывает экономику Афин. Однако согласно исследованиям азиатских учёных «первым экономистом в мире» был брахман Чанакья (ок. 350—283 до н. э.) — советник императора Чандрагупты.[3]
Первым из великих экономистов-теоретиков эпохи Просвещения считается ирландский экономист Ричард Кантильон (1680—1734), который написал «Очерк о природе торговли вообще». Но родоначальником современной экономической теории признается шотландский теоретик Адам Смит (1723—1790). Он, Давид Рикардо (1772—1823) и Томас Роберт Мальтус (1711—1776) причисляются к классикам политической экономии. Среди других экономистов этого периода можно выделить Джона Стюарта Милля (1806—1873), Жана Батист Сэя (1767—1832), Карла Маркса (1818—1883), Фредерика Бастиа (1801—1850).
В ХХ веке экономическая теория развивалась, в основном, трудами австрийцев Эйгена фон Бём-Баверка (1851—1914) и Карла Менгера (1840—1921), основателя современной макроэкономической теории британца Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946), американцев Ирвинга Фишера, Джеймса Тобина, Милтона Фридмана.
Среди наиболее известных экономистов XXI века стоит отметить обладателя Нобелевской премии по экономике 2008 года Пола Кругмана, бывшего шеф-экономиста Всемирного банка и также нобелевского лауреата (2001) Джозефа Стиглица, бывшего экономического советника генсека ООН и автора концепции «шоковая терапия» Джеффри Сакса, главу ФРС США Бена Бернанке.
вакансий экономиста | Обзор Princeton
День из жизни экономиста
В области экономики поощряются творческие и любознательные мыслители. Экономисты изучают данные и статистику, чтобы выявить тенденции в экономической активности, уровне экономической уверенности и настроениях потребителей. Они оценивают эту информацию, используя передовые методы статистического анализа, математики, компьютерного программирования; наконец, они дают рекомендации о способах повышения эффективности системы или использования тенденций с самого начала.Если раньше экономисты были отнесены к академическому и правительственному сообществу, то теперь они находят работу в значительном количестве в частном секторе. Число частных экономических консалтинговых фирм выросло примерно на 150 процентов за последние шесть лет и на момент написания этой статьи составило около 5000. Эти фирмы предлагают советы и прогнозируют экономические сценарии для частных лиц и крупных корпораций, а иногда выступают в качестве консультантов ветвей правительства. Однако университеты и исследовательские группы остаются крупнейшими работодателями экономистов, за ними следует правительство.«Мне нравится быть экономистом. Я получаю представление о будущем или о том, что мы думаем о нем », — восторженно воскликнул один опрошенный нами экономист. В этой области наблюдается высокий уровень удовлетворения, что способствует обсуждению, детальному изучению и явному несогласию. Экономисты работают в тесном сотрудничестве друг с другом и довольно легко обмениваются идеями, что приводит к сильному чувству единства в профессии. Возможно, самым сложным аспектом профессии является ее теоретический характер. Один бывший партнер частной рекламно-экономической фирмы написал: «Все цифры предполагают безупречное поведение рынка.Люди так не работают. Не покупают в соответствии со своей оптимальной стратегией; они покупают, потому что им это нравится ». Отсутствие четкой взаимосвязи между теоретическим моделированием и реальностью подрывает веру некоторых экономистов в то, что они делают. Распорядок дня каждого экономиста определяется выбранной специальностью. Финансовые экономисты встречаются с представителями фирм Уолл-стрит и правительственными чиновниками, чтобы предсказать движение и темп мировых финансовых рынков. Международные экономисты могут тратить до 30 процентов своего времени на поездки и 40 процентов времени на телефонные разговоры, исследуя текущие тенденции в зарубежных экономических системах (для этой подгруппы важны языковые навыки).Другие области включают экономику сельского хозяйства, экономику труда, а также право и экономику.Выплата долга
Выпускники со степенью бакалавра экономики находят должности начального уровня, в которых их основными обязанностями являются сбор, ассимиляция и подготовка данных. Для должностей с большей ответственностью, например, преподавателей или государственных служащих, степень магистра или доктора философии. необходимо. Более количественные требования курса экономики включают статистику, регрессионный анализ и эконометрику.Они составляют основу деловой жизни, но в то же время те, кому комфортно письменное или устное слово, имеют значительно более высокие темпы продвижения по службе и общую удовлетворенность работой, чем те, кто этого не делает. Кандидаты должны хорошо владеть компьютерами, числами и длинными академическими работами. Многие женщины, которые начинают учиться, обнаруживают, что они более успешны в частном секторе. Умение отличаться от других экономистов является ключевым, но может быть трудным, особенно в рамках принятых экономических предположений конкретной компании или отрасли.Креативным мыслителям и тем, кто прошел много междисциплинарных курсов, таких как философия или маркетинг, кажется, легче оторваться от стаи и предложить новые интересные дополнения к экономическому канону. Технологические прорывы открывают перед экономистами бесчисленные новые возможности для изучения и презентации.Настоящее и будущее
Адам Смит, отец экономики, придумал принцип laissez-faire и так называемый закон спроса и предложения. Джон Мейнард Кейнс со своими теориями безработицы и системы экономического спонсорства был одним из первых современных экономистов, снискавших международную известность.В послевоенной экономике роль экономистов была признана ценной всеми правительствами и многочисленными отраслями финансового сектора. В будущем компьютерное моделирование поможет экономистам сформулировать свое экономическое видение для широкого круга клиентов, включая страны третьего мира и транснациональные корпорации. Частные предприятия должны нанять примерно на 30 процентов больше экономистов в течение следующих пяти-десяти лет, в основном в городских центрах, особенно в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (для экономистов, специализирующихся на анализе экономики стран Тихоокеанского региона).Качество жизни
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Экономисты, которые получают ученую степень, часто работают еще в школе, поэтому первые несколько лет проходят в бешеном темпе. В течение первых нескольких месяцев в мире работы экономисты изучают допущения и модели, используемые нанимающей компанией. Задачи сосредоточены на компьютерном моделировании, написании отчетов и работе в составе более крупных исследовательских групп под строгим контролем. Зарплаты низкие.У проектов обычно строгие сроки, поэтому ожидайте работы на выходных. Экономисты в академических кругах начинаются как доценты, читают лекции, оценивают работы и преподают.
ПЯТЬ ЛЕТ
Около 30 процентов тех, кто начал обучение пять лет назад, либо вернулись в школу, чтобы получить более высокую степень в области экономики, либо вообще уйти из этой области (во многих случаях стать банкирами). Поскольку в большинстве частных консалтинговых фирм работает менее пятидесяти человек, те, кто остается, могут быстро расти.Успешные экономисты являются руководителями групп, управляют крупными исследовательскими проектами, работают с клиентами и анализируют материалы, подготовленные младшими юристами. Ученые, которые сейчас проводят свои собственные семинары, скорее всего, переместились из университетов в те, у которых есть большие возможности для продвижения по службе, и публикуют статьи и статьи, помимо материалов для дипломных работ.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ
К этому моменту экономисты обладают значительным клиентским опытом, сильными управленческими навыками и способностью предоставлять обещанные услуги.Более 25 процентов ветеранов с десятилетним стажем открывают собственные консалтинговые фирмы. Другие становятся штатными сотрудниками в банках, брокерских конторах или других типах финансовых консалтинговых компаний (обычно на уровне вице-президента или выше). Ученые теперь являются профессорами, публикуют статьи, работают с аспирантами и стремятся получить дополнительные университетские награды и консалтинговые соглашения, которые могут значительно повысить доход и престиж в профессии.
,
Прогнозирование выборы в США 2020
Национальный forecastArizonaFloridaGeorgiaIowaMichiganNevadaNew HampshireNorth CarolinaOhioPennsylvaniaTexasWisconsinAlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareWashington, DCFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyoming
На данный момент наша модель думает Джо Байден очень вероятно, бить Дональда Трампа в коллегии выборщиков.
Шанс выиграть коллегию выборщиков
Шанс получить наибольшее количество голосов
лучше, чем 19 из 20
или 98%
Прогнозируемый диапазон голосов коллегии выборщиков
(270 выигравших)
Вероятность победы в выборах -коллегия меньше 1%
Вероятность выигрыша коллегия выборщиков | Вероятность получения наибольшего количества голосов | Прогнозируемый диапазон голосов коллегии выборщиков (270 до победы) | |
---|---|---|---|
около 9 из 10 или 91% | лучше, чем 19 из 20 или 98% | 223-434 | |
около 1 из 10 или 9% | менее 1 из 20 или 2% | 104-315 |
Вероятность связи коллегии выборщиков <1%
Незначительный пересмотр нашей модели привел к резкому увеличению неопределенности.Это будет сглаживаться по мере повторения нашего исторического прогноза. Прочитайте здесь подробнее об изменении.
Источники: Бюро переписи населения США; MIT Election and Data Science Lab; Совместное исследование выборов в Конгресс 2016 г .; Бюро экономического анализа США; Американские национальные исследования выборов; 270towin.com; Gallup; FiveThirtyEight; YouGov
Прогноз The Economist с Эндрю Гельманом и Мерлином Хайдеманнсом, Колумбийский университет
.