- ГДЗ Составьте развёрнутый план каждой статьи. Упр. 7, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме: Календарно- тематические планы по русскому языку
- Календарно-тематическое планирование (русский язык) на тему: Тематический план по русскому языку 2 курс
- План недели русского языка
ГДЗ Составьте развёрнутый план каждой статьи. Упр. 7, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Прочитайте тексты и ответьте на вопрос: какова роль русского языка в межнациональном общении? Составьте развёрнутый план каждой статьи.
I. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным6 языком ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.
Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует6 во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные учреждения РФ, осуществляется официальное общение между субъектами6 Федерации, а также в армии, издаются центральные российские газеты и журналы.
Русский язык преподаётся во всех школах и высших учебных заведениях России (в республиках, входящих в её состав, — наряду с родным языком), а также во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. <…>
(В. Лопатин, И. Улуханов)
II. В любом многонациональном государстве существует объективная необходимость выбора одного из наиболее развитых и распространённых языков для преодоления языкового барьера между гражданами, для поддержания нормального функционирования государства и всех его институтов6, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культуры, науки и искусства. Общий для всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с представителями других этнических6 групп.
Среди социальных факторов заметное место занимает роль в истории человечества того народа, язык кото- рого выдвигается в качестве средства межнационального общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живописными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов.
Выдвижение, становление и функционирование русского языка как средства межнационального общения проходили в разных исторических условиях и на различных этапах развития общества. Употребление русского языка как неродного для преодоления языкового барьера между представителями разных этносов насчитывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства межнационального общения условно можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями: первый период — до начала XX века в России и Российской империи; второй период — до конца 80-х гг. в СССР; третий период — с начала 90-х гг. в РФ и странах ближнего зарубежья.
(В. Белоусов)
Руководствуясь составленными планами, подготовьте сообщение на тему «Русский язык в межнациональном общении» (в письменной форме), затем изложите его перед аудиторией класса.
class.rambler.ru
№ п/п | № п/т | Тема | Число часов | Дата прохождения | Примечания |
1 семестр | |||||
1 | 1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ | 4 | |||
1 | Язык и человек. Язык и речь. | 1 | 1.1 | ||
2 | Язык и его единицы. | 1 | 1.1 | ||
3 | Общение устное и письменное | 1 | 1.1 | ||
4 | Р/р. Стили речи | 1 | 1.1 | ||
2 | 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | 22 | |||
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | 1.1 | ||
6 | Орфограмма. | 1 | 1.1 | ||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 1.2 | ||
8 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 1.2 | ||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | 1.2 | ||
10 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | 1.2 | ||
11 | Буквы И, У, А после шипящих | 1 | 1.2 | ||
12 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | 1.2 | ||
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | 1.3 | ||
14 | Проверочный диктант | 1 | 1.3 | ||
15 | Р.р.Текст.Обучающее изложение. | 1 | 1.3 | ||
16 | Части речи.Глагол. | 1 | 1.3 | ||
17 | Глагол.-Тся и _Ться в глаголах. | 1 | 1.3 | ||
18 | Личные окончания глаголов.Не с глаголами. | 1 | 1.3 | ||
19 | Р.р Тема текста. | 1 | 1.4 | ||
20 | Имя существительное. | 1 | 1.4 | ||
21 | Имя прилагательное. | 1 | 1.4 | ||
22 | Р.р.Сочинение по картине.Устное описание картины (А.А.Пластов «Летом»). | 1 | 1.4 | ||
23 | Местоимение. | 1 | 1.4 | ||
24 | Повторение и систематизация изученного материала. | 1 | 1.4 | ||
25 | Контрольный диктант | 1 | 1.5 | ||
26 | P.p. Основная мысль текста | 1 | 1.5 | ||
3 | 3. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 53 | |||
27 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | 1.5 | ||
28 | Словосочетание. | 1 | 1.5 | ||
29 | Виды словосочетаний. | 1 | 1.5 | ||
30 | Разбор словосочетания | 1 | 1.5 | ||
2 семестр | |||||
31 | Понятие о предложении как речевой единице | 1 | 2.1 | ||
32 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 2.1 | ||
33 | Р.р.Сжатое изложение . | 1 | 2.1 | ||
34 | Р.р.Сжатое изложение. | 1 | 2.1 | ||
35 | Восклицательные предложения | 1 | 2.1 | ||
36 | P.p. Устный анализ тем сочинения | 1 | 2.1 | ||
37 | Члены предложения. Главные члены предложения.Подлежащее. | 1 | 2.2 | ||
38 | Сказуемое. | 1 | 2.2 | ||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 2.2 | ||
40 | Нераспространенные и распространенные Предложения | 1 | 2.2 | ||
41 | Дополнение | 1 | 2.2 | ||
42 | Определение | 1 | 2.2 | ||
43 | Обстоятельство | 1 | 2.3 | ||
44 | Предложения с однородными членами | 1 | 2.3 | ||
45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 2.3 | ||
46 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 2.3 | ||
47 | Предложения с обращениями | 1 | 2.3 | ||
48 | P.p. Письмо | 1 | 2.3 | ||
49 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 2.4 | ||
50 | P.p. Основная мысль в сочинении. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» .. | 1 | 2.4 | ||
51 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | 2.4 | ||
52 | Простое и сложное предложения. | 1 | 2.4 | ||
53 | Простое и сложное предложение | 1 | 2.4 | ||
54 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | 2.4 | ||
55 | P.p. Заголовок и основная мысль текста | 1 | 2.5 | ||
56 | Прямая речь | 1 | 2.5 | ||
57 | Диалог | 1 | 2.5 | ||
58 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 2.5 | ||
59 | Контрольный диктант | 1 | 2.5 | ||
60 | Анализ диктанта | 1 | 2.5 | ||
3 семестр | |||||
61 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 3.1 | ||
62 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | 3.1 | ||
63 | Гласные звуки | 1 | 3.1 | ||
64 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | 3.1 | ||
65 | Позиционные чередования гласных и согласных | 1 | 3.1 | ||
66 | Позиционные чередования гласных и согласных | 1 | 3.1 | ||
67 | P.p. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания | 1 | 3.2 | ||
68 | Согласные звонкие и глухие | 1 | 3.2 | ||
69 | Согласные звонкие и глухие | 1 | 3.2 | ||
70 | Алфавит. | 1 | 3.2 | ||
71 | P.p. Описание предмета. Сочинение-описание | 1 | 3.2 | ||
72 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | 3.2 | ||
73 | Ь для обозначения мягкости согласных | 1 | 3.3 | ||
74 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я | 1 | 3.3 | ||
75 | Орфоэпия | 1 | 3.3 | ||
76 | Фонетический разбор слова | 1 | 3.3 | ||
77 | Повторение изученного о фонетике | 1 | 3.3 | ||
78 | Закрепление знаний по теме «Фонетика» | 1 | 3.3 | ||
79 | P.p. Устное сочинение по картине | 1 | 3.4 | ||
4 | 4. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 10 | |||
80 | Слово и его лексическое значение | 1 | 3.4 | ||
81 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 3.4 | ||
82 | Прямое и переносное значение слов | 1 | 3.4 | ||
83 | Омонимы | 1 | 3.4 | ||
84 | Синонимы | 1 | 3.4 | ||
85 | Синонимы | 1 | 3.5 | ||
86 | P.p. Сочинение по картине (Н.Э. Грабарь «Февральская лазурь») | 1 | 3.5 | ||
87 | Антонимы | 1 | 3.5 | ||
88 | Повторение по теме «Лексика.Культура речи» | 1 | 3.5 | ||
89 | P.p. Подробное изложение | 1 | 3.5 | ||
5 | 5. МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 26 | |||
90 | Морфема. Изменение и образование слов | 1 | 3.5 | ||
4 семестр | |||||
91 | Окончание и основа слова | 1 | 4.1 | ||
92 | P.p. Сочинение по личным впечатлениям | 1 | 4.1 | ||
93 | Корень слова | 1 | 4.1 | ||
94 | P.p. Рассуждение | 1 | 4.1 | ||
95 | Сочинение-рассуждение | 1 | 4.1 | ||
96 | Суффикс. | 1 | 4.1 | ||
97 | Суффикс | 1 | 4.2 | ||
98 | Приставка | 1 | 4.2 | ||
99 | P.p. Выборочное изложение с изменением лица | 1 | 4.2 | ||
100 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | 4.2 | ||
101 | Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные | 1 | 4.2 | ||
102 | Варианты морфем | 1 | 4.2 | ||
103 | Морфемный разбор | 1 | 4.3 | ||
104 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 4.3 | ||
105 | Буквы 3 — С на конце приставок | 1 | 4.3 | ||
106 | Буквы 3 — С на конце приставок | 1 | 4.3 | ||
107 | Правописание слов с корнями -лаг- II -лож | 1 | 4.3 | ||
108 | Правописание слов с корнями -раст- II -ращ- II -рос- | 1 | 4.3 | ||
109 | Правописание слов с корнями -раст- II -ращ- II –рос | 1 | 4.4 | ||
110 | Буквы О-Ё после шипящих в корне слова | 1 | 4.4 | ||
111 | Буквы Ы — И после Ц | 1 | 4.4 | ||
112 | Повторение | 1 | 4.4 | ||
113 | Контрольный диктант | 1 | 4.4 | ||
114 | Анализ диктанта | 1 | 4.4 | ||
115 | P.p. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | 4.5 | ||
6 | 6. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 22 | |||
116 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 4.5 | ||
117 | Имя существительное как часть речи | 1 | 4.5 | ||
118 | Доказательства в рассуждении | 1 | 4.5 | ||
119 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | 4.5 | ||
120 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 4.5 | ||
121 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение | 1 | 4.6 | ||
122 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 4.6 | ||
123 | Род имени существительного | 1 | 4.6 | ||
124 | Имена существительные, имеющие только форму множественного числа | 1 | 4.6 | ||
125 | Три склонения имен существительных | 1 | 4.6 | ||
126 | Падеж имен существительных | 1 | 4.6 | ||
5 семестр | |||||
127 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | 5.1 | ||
128 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | 5.1 | ||
129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | 5.1 | ||
130 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | 5.1 | ||
131 | P.p. Изложение с изменением лица. | 1 | 5.1 | ||
132 | Множественное число имен существительных… | 1 | 5.1 | ||
133 | Множественное число имен существительных | 1 | 5.2 | ||
134 | Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | 5.2 | ||
135 | Повторение и систематизация изученного об имени существительном | 1 | 5.2 | ||
136 | Контрольный диктант | 1 | 5.2 | ||
137 | P.p. Устное сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».. | 1 | 5.2 | ||
7 | 7. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 15 | |||
138 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 5.2 | ||
139 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 5.3 | ||
140 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 5.3 | ||
141 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 5.3 | ||
142 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 5.3 | ||
143 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 5.3 | ||
144 | P.p. Описание животного. Изложение | 1 | 5.3 | ||
145 | Прилагательные полные и краткие | 1 | 5.4 | ||
146 | Прилагательные полные и краткие | 1 | 5.4 | ||
147 | P.p. Описание животного. Сочинение по картине (А.Н. Комаров «Наводнение»). | 1 | 5.4 | ||
148 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 5.4 | ||
149 | P.p. Сочинение «Как я испугался» | 1 | 5.4 | ||
150 | Обобщение изученного об имени прилагательном | 1 | 5.4 | ||
151 | Контрольный диктант | 1 | 5.5 | ||
152 | P.p. Наши друзья.— животные | 1 | 5.5 | ||
8 | 8. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ | 38 | |||
153 | Глагол как часть речи | 1 | 5.5 | ||
154 | Глагол как часть речи | 1 | 5.5 | ||
155 | НЕ с глаголами | 1 | 5.5 | ||
156 | НЕ с глаголами | 1 | 5.5 | ||
157 | НЕ с глаголами | 1 | 5.6 | ||
158 | Рассказ | 1 | 5.6 | ||
159 | Рассказ | 1 | 5.6 | ||
160 | Неопределенная форма глагола | 1 | 5.6 | ||
161 | Неопределенная форма глагола | 1 | 5.6 | ||
162 | Неопределенная форма глагола | 1 | 5.6 | ||
6 семестр | |||||
163 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 1 | 6.1 | ||
164 | .-ТСЯ и-ТЬСЯ в глаголах | 1 | 6.1 | ||
165 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 1 | 6.1 | ||
166 | Виды глагола. | 1 | 6.1 | ||
167 | Виды глагола. | 1 | 6.1 | ||
168 | Е — И в корнях с чередованием | 1 | 6.1 | ||
169 | Е — И в корнях с чередованием | 1 | 6.2 | ||
170 | Е — И в корнях с чередованием | 1 | 6.2 | ||
171 | P.p. Невыдуманный рассказ о себе | 1 | 6.2 | ||
172 | Контрольный диктант | 1 | 6.2 | ||
173 | Время глагола | 1 | 6.2 | ||
174 | Прошедшее время | 1 | 6.2 | ||
175 | Настоящее время | 1 | 6.3 | ||
176 | Будущее время | 1 | 6.3 | ||
177 | Спряжение глаголов | 1 | 6.3 | ||
178 | Как определить спряжение глаголов | 1 | 6.3 | ||
179 | Как определить спряжение глаголов | 1 | 6.3 | ||
180 | Как определить спряжение глаголов | 1 | 6.3 | ||
181 | Как определить спряжение глаголов | 1 | 6.4 | ||
182 | Морфологический разбор глагола | 1 | 6.4 | ||
183 | P.p. Сжатое изложение | 1 | 6.4 | ||
184 | Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | 6.4 | ||
185 | Ь после шипящих | 1 | 6.4 | ||
186 | Употребление времен | 1 | 6.4 | ||
187 | Употребление времен. | 1 | 6.5 | ||
188 | Повторение изученного о глаголе | 1 | 6.5 | ||
189 | Контрольный диктант | 1 | 6.5 | ||
190 | P.p. Сочинение-рассказ по рисунку | 1 | 6.5 | ||
9 | 9. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО . | 8 | |||
191 | Разделы науки о языке | 1 | 6.5 | ||
192 | Разделы науки о языке | 1 | 6.5 | ||
193 | P.p. Сочинение поличным впечатлениям «Однажды в детстве» | 1 | 6.6 | ||
194 | Орфограммы в приставках и окончаниях | 1 | 6.6 | ||
195 | Орфограммы в окончаниях | 1 | 6.6 | ||
196 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное написание | 1 | 6.6 | ||
197 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | 6.6 | ||
198 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 6.6 | ||
199-204 | РЕЗЕРВ | 6 | 6.7 |
nsportal.ru
№ п\п | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 26 |
1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение. | 1 | |
2.Словосочетание.Строение.Виды связи слов в словосочетании.Нормы построения словосочетаний. | 1 | |
3.Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.Восклицательные предложения. | 1 | |
4.Логическое ударение.Прямой и обратный порядок слов. | 1 | |
5.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | |
6.Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
7.Односоставное и неполное предложение. | 1 | |
8.Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего и в форме сказуемого. | 1 | |
9.Осложненное простое предложение. | 1 | |
10.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 1 | |
11.Предложения с обособленными членами. Обособление определений. | 1 | |
12.Предложения с уточняющими членами. | 1 | |
13.Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. | 1 | |
14.Обособление приложений , дополнений. | ||
15.Обособление обстоятельств. | 1 | |
16.Причастные и деепричастные обороты. | 1 | |
17.Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них. | 1 | |
18.Обращение. Междометие. Знаки препинания при них. | 1 | |
19.-20. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи, цитатах, диалоге. | 2 | |
21-22.Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.Знаки препинания в нем. | 2 | |
23-24.Сложноподчиненное предложение Знаки препинания в нем.Использование С С П в разных типах и стилях речи. | 2 | |
25.Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем. | 1 | |
26.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.Контрольный диктант. | 1 | |
2 | Язык и речь.Функциональные стили речи. | 8 |
1.Язык и речь.Виды речевой деятельности.Основные требования к речи. | 1 | |
2.Функциональные стили речи и их особенности.Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | |
3.Научный стиль речи. Основные жанры стиля. | 1 | |
4.Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение, жанры. | 1 | |
5.Публицистический стиль речи, его назначение.Жанры стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. | 1 | |
6.Художественный стиль речи, его основные признаки. | 1 | |
7.Текст как произведение речи.Признаки ,структура текста. Абзац как средство смыслового чтения текста. | 1 | |
8.Функционально-смысловые типы речи.Лингвистический анализ текста. | 1 | |
3 | Контрольные работы и их анализ. | 4 |
1.Контрольная работа за 1 полугодие. | ||
2.Контрольная работа за 2 полугодие. | 1 | |
3-4.Контрольная работа за год. | 2 |
nsportal.ru
План недели русского языка
3-й день
День литературного чтения
Заочная викторина «В мире книг»
Всего и надо, что вчитаться, — боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Юрий Левитанский
Мир книги…
Мир необычайно разнообразный и увлекательный.
Мир красоты и мудрости… Как здорово, уютно устроившись
с книгой в руках, отправиться в удивительное, полное
открытий и незабываемых встреч путешествие!
Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный
Мир книги? Какими знаниями обогатил он вас?
Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми,
мыслящими читателями. А насколько вы уже внимательны
и эрудированны, покажет наша викторина.
Попытайтесь ответить на как можно большее количество
вопросов. Ответы просьба писать на листочках и сдавать
своему учителю русского языка и литературы.
Не забудьте указать свою фамилию, класс и номер вопроса!
Желаем успехов!
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»
1. Чей это портрет?
1) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
2) Мальчишка лет 10, с выпуклыми веснушками по всему лицу и с двумя ястребиными перьями в рыжих волосах.
3) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.
4) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.
5) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
6) Большая скользкая тварь. Черный, как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии.
7) Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. По виду – лет сорока с лишним. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.
2. Кто так говорит?
1) Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
2) Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
3) Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.
7) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья…
8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
9) Вот Капитан Флинт… Я назвал моего попугая Капитаном Флинтом в честь знаменитого пирата…
10) Тогда – не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
11) Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, – тут и дело с концом, все трое долой от меня!
12) Поднимите мне веки…
13) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…
3. О ком это говорится?
1) Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
То он стрелил в того Соловья-разбойника,
Ему выбил право око со косицею.
2) Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
3) Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
4) Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино…
5) Лгунишка он, картежник, вор. <…>
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить…
4. Кто кому пишет?
1). Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде.
2). Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.
3). Государь ты наш, Владимир Алексеевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. <…> С лышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову…
4). Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса…
5). Элессар, Элессар! Где твой гордый народ
Ныне бремя скитаний и скорби несет?
Близок час, по дорогам копыта гремят –
Это с Севера скачет твой Серый отряд.
5. Кому снится?
1). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
2). Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.
3). А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса…
4). И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
5). И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
1). Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
2). Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф
3). Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…
4). Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
5). Я встретил – и всё былое
В отжившем сердце ожило…
6). Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
7. «Крылатые слова».
Откуда они и кто их автор?
1). Да, были люди в наше время…
2). И вечный бой! Покой нам только снится.
3). Умом Россию не понять…
4). А поворотись-ка, сынку!
5). Не вынесла душа поэта…
6). Служить бы рад, прислуживаться тошно.
7). Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
8). Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.
9). Счастливые часов не наблюдают.
10). Утром деньги – вечером стулья.
11). Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
12). Гений и злодество – две вещи несовместные.
13). Бороться и искать, найти и не сдаваться!
14). Один за всех, и все за одного!
ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»
1. Чей это портрет?
1) Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
2) Вождь Краснокожих
3) Д’Артаньян
4) Человек-невидимка
5) Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
6) Горлум (Толкиен «Властелин колец»)
7) Воланд (Булгаков «Мастер и Маргарита»)
2. Кто так говорит?
1) Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)
2) Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
3) Балда 4) Собакевич 5) Базаров 6) Печорин 7) Молчалин 8) Ляпкин-Тяпкин
9) Пират Джон Сильвер (Стивенсон «Остров сокровищ»)
10) Татьяна Ларина 11) Гек Финн 12) Вий 13) Дед из «Детства» М.Горького
3. О ком это говорится?
1) Об Илье Муромце 2) О Вольге Святославовиче 3) о Молчалине
4) об Онегине 5) о Загорецком
4. Кто кому пишет?
1) Хоттабыч 2) Владимир Дубровский Марии Троекуровой
3) Орина Егоровна Бузырева Владимиру Дубровскому
4) Хлестаков Тряпичкину 5) Галадриель Арагорну
5. Кому что снится?
1) Городничему 2) Петру Гриневу
3) Катерине Кабановой 4) Мцыри
5)Сосне из стихотворения Лермонтова
6. Кто автор этого стихотворения?
1) С.Есенин
2) Н.Гумилев
3) Ф.И.Тютчев
4) А.С.Пушкин
5) Ф.И.Тютчев
6) М.Ю.Лермонтов
7. «Крылатые слова».
Откуда они и кто их автор?
1) Лермонтов «Бородино»
2) Блок «На поле Куликовом»
3) Тютчев
4) Гоголь «Тарас Бульба»
5) Лермонтов «Смерть поэта»
6) Грибоедов
7) Пушкин «Евгений Онегин»
8) Гоголь «Ревизор»
9) Грибоедов
10) Ильф, Петров «12 стульев»
11) Экзюпери «Маленький принц»
12) Пушкин «Моцарт и Сальери»
13) Каверин «Два капитана»
14) Дюма «Три мушкетера»
Литературная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
/По страницам книг Эдуарда Успенского/
Цель: расширение читательского кругозора пятиклассников в разделе «Литературные сказки»
Задачи:
способствовать популяризации интеллектуального досуга среди детей;
стимулировать у учащихся получение дополнительных знаний, выходящих за рамки школьного учебника;
формировать опыт публичной коммуникативной деятельности учащихся;
развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
выставка книг Э.Успенского;
портрет писателя;
выставка детских работ: рисунков, кроссвордов;
табло «Поле чудес», черный ящик;
плакат «Скорее, скорее, спешите сюда,
Сейчас здесь начнётся игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»;
6. табло со счётом игры;
7. почтальон Печкин с посылкой;
2 команды участников литературной игры.
Организация игры:
За столиками одновременно сидят 2 команды знатоков. В центре каждого стола установлен волчок и разложены вопросы, одинаковые для обеих команд. Участники игры поочерёдно с помощью волчка определяют вопрос, на который им предстоит отвечать. Отыгравшие вопросы снимаются с обоих столиков команд. В течение игры у каждой команды есть возможность один раз получить помощь зала. Победитель определяется по количеству набранных очков.
Ход игры.
Ведущий: Скорее, скорее, спешите сюда,
Сейчас здесь начнётся игра
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
В сегодняшней игре сразятся 2 команды знатоков. /Представление команд. Объяснение условий игры/.
Тема сегодняшней игры – сказочные истории, рассказанные Э.Успенским. /Проецирование портрета писателя /.
Вопросы для участников игры:
Нарисуйте музыкальный инструмент одного из сказочных героев Э.Успенского, о котором нас оповестил сам же герой в песне.
/Ответ: Я играю на гармошке…Песенка Крокодила Гены/.
Послушайте фрагмент песни./Звучит «Песня Крокодила Гены»/
Узнайте героя по его характеристике.
«Кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый…»
/Ответ: Чебурашка/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Чебурашки/.
Кто автор этого объявления?
« Открывается дом дружбы. Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам».
/Ответ: Крокодилу Гене/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Крокодилы Гены/.
Кто дал себе такую характеристику?
« Я собираю злы…Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда – всегда перехожу улицу в неположенном месте…»
/Ответ: старуха Шапокляк/.
/Демонстрируется рисунок с изображением старухи Шапокляк/.
В сказке Э.Успенского «Отпуск Крокодила Гены» есть забавный разговор небезызвестных астрономов. Послушайте!
« Мальчик Иванов сказал: — Вон те семь звёзд, которые похожи на ковш, называются Большая Медведица, а рядом маленький ковшик – это Малая медведица.
— Это по вашему, — сказал Гена, — а по-нашему, это Большая Кроколица. А рядом Малая Крокодилица.
— А по-моему, это два созвездия: Большая Шапокляк и Малая Шапокляк. Обе они на шляпу с козырьком похожи.
….А крыса Лариска из сумки старухи думала про себя: «Балды вы все! Эти созвездия называются….»
Какое название этим звёздам дала крыса Лариска?
/Ответ: Большая Крысица и Очень Большая Крысица/.
/ Демонстрируется рисунок с изображением крысы Лариски/.
А сейчас музыкальная пауза! Послушайте песню «Кабы не было зимы» из мультфильма по сказке Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино».
Внимание на табло «Поле чудес». Здесь зашифровано имя сказочного героя Э.Успенского, который является однофамильцем героя русской народной сказки.
/Ответ: Колобок/
/Демонстрируется рисунок с изображением Колобка/.
Близко к тексту перескажите рецепт поедания бутербродов, который принадлежит Коту Матросскину.
/ Ответ: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится»/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Кота Матросскина/
Повторите вслед за Хватайкиным его знаменитую фразу! /Ответ: Кто там?/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Хватайкина/
Внимание! Кто автор этого письма? /Вносится письмо/.
« Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась…»
/Ответ: Дядя Фёдор/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Дяди Фёдора/.
Кто разговаривает с волшебным зеркалом?
/звучит фонограмма текста/
«Ну-ка, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Не грозит ли нам беда?
Не идёт ли враг сюда?»
/Ответ: Кощей из сказки «Вниз по волшебной реке»/
/Демонстрируется рисунок с изображением Кощея/.
Внимание! Чёрный ящик! /Вносится чёрный ящик/
В этом чёрном ящике лежит предмет, который очень понравился корове Мурке из Простоквашино, поэтому она его и съела.
/Ответ: педагогический журнал- «Педагогика»/.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги состязания команд знатоков, для болельщиков несколько вопросов:
Слово, происходящее от слова «печка» — герой одной из сказок Э.Успенского.
Человек с почтовой сумкой, отвечающий на вопрос: «Кто там?»
Герой известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
Правильно! Это Печкин.
/Раздаётся стук в дверь/.
— Кто там?
— Это я, почтальон Печкин. Я вам посылочку принёс. /Раскрывает посылку, в которой находятся подарки участникам игры, и производит награждение/.
4 –й день
День поэзии
5 – й день
День сатиры и юмора
Царевна – лягушка
( Русская народная сказка на современный лад)
Действующие лица:
Царь-батюшка
Три сына
Бизнес-леди
Топ-модель
Студентка
В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был царь, и было у него три сына. Наступила пора жениться царевичам. Взяли они свои «мобильники», набрали наугад номера.
Первый сын попал к бизнес-леди, второй – к топ-модели, третий – в общежитие к студентке из местного вуза.
Дает отец снохам первый наказ: сварить борщ на обед.
— Долго сказка сказывается, быстро дело делается. Схожу-ка я в магазин и куплю свой любимый пакетик готового «Бизнес-ланча»! – решила первая сноха.
— Ни одной лишней калории! Только листочки-лепесточки! – решила жена второго сына.
Вернулся младший сын опечаленный: что со студентки взять, ничего-то она не умеет.
— Не печалься: студенты за ночь японский выучат, если надо! Ложись, утро вечера мудренее.
Нашла она в иннете рецепт бабушкиного борща, поняла – главное продуктов не жалеть!
Побольше мяса, сала, сметаны и чуть-чуть зелени, а арома-ат!
Пробует царь угощение бизнес-дамы:
— Не понимаю, вкус есть, а мяса нет! Ты мне мяса, мяса давай!
Пробует суп манекенщицы:
— Ешь капусту, редьку, хрен, будешь как Софи Лорен! Но я не Софи Лорен: хорошего человека должно быть много!
Младший сын подносит борщ студентки.
— Вот это борщ! Угодила! Ой, лиса!
Вот дает старик другой наказ: приготовить подарок и прийти на пир.
Первая невестушка подарила супердорогой омолаживающий крем. Царь мажет (гаснет свет, включается) – на троне малыш!
— Верните меня! Караул! – кричит малыш (гаснет свет – на троне царь). Отец возвращает крем.
Вторая невеста:
— Вот Вам, батюшка, эксклюзивная модель от модного кутюрье! Последний писк!
Царь запутывается в наряде:
— Что-то ваша мода пищит и никак не умрет!
Возвращает костюм.
В это время студентка, не зная, что делать, решает:
— Умирать — так с музыкой!
Дарит царю свой МР3 плеер с записью песен Надежды Кадышевой и слышит:
— Вот угодила! Ой, лиса!
Общий танец. Поклон.
5 – й день
Подведение итогов Недели русского языка и литературы
Литература
.Алымова Н.А. Литература. 5-11 классы. Тематические недели. Волгоград , 2008.
Дорошенко Е.Ю. Школа молодого учителя. Москва, «Сфера», 2007.
.Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Санкт — Петербург, «Академия», 2008.
Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. Москва, «Дрофа», 2004.
Интернет сайты
Архив учебных программ — презентации, уроки, тесты, рефераты
Учительский портал — презентации, уроки, тесты учителю
www.1september.ru
Приложение
Высказывания о русском языке
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. БелинскийЯзык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. СумароковКак материал словесности, язык славяне — русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. ПушкинКарл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М. В. ЛомоносовГлавный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем — отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования… крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. ГерценЯзык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…
А. Д. УшинскийЯзык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры…. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…
А. И. КупринС русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей —
сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. ПаустовскийРусский язык — это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
Олесь Гончар. УкраинаБерегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять — таки Пушкин!
Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев
О литературе и поэзии
Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников,
И. В.ГетеНаша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты — умы и сердца истинных художников.
М.А. ГорькийСтих, как монету, чекань —
Строго, отчетливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.
Н. А.НекрасовЧто бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением…
Н. А.ДобролюбовБыть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С. А.ЕсенинМощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
К. Г. ПаустовскийСлово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Л. Н. Толстой(О поэзии)
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Б. Л.ПастернакНе тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать…
А. С. ПушкинТолстой — это целый мир.. .Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
А.М. Горький
infourok.ru