Портфолио проекта образец – Презентация «Методическая разработка по оформлению портфолио проекта»

Содержание

Портфолио проекта

Авторы проекта

Лобанова Анастасия, М-21, уч.год 2012-2013

Тема проекта

Предмет, класс

Алгебра, 6 класс

Краткая аннотация проекта (образовательные стандарты, примерная продолжительность проекта и т.д.)

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с дробями. Работа над проектом помогает развивать познавательную активность, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Побуждает к поиску дополнительной информации, углубить знания детей. Проблема:Перед учениками стоит задача,как правильно рассчитать деньги.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему и зачем возникли дроби?

Проблемные вопросы

  • Когда возникли дроби?

  • Зачем нужны дроби?

  • Где можно использовать дроби?

Учебные вопросы

  • Что такое дроби?

  • Какие бывают виды дробей?

  • Как выполняется сложение и вычитание дробей?

  • Как выполняется умножение и деление дробей?

  • Как приводить дробь к общему знаменателю?

  • Как сравнить дроби?

  • Как преобразовать дроби?

План проведения проекта

Дидактические цели и ожидаемые результаты обучения

Образовательные цели:

  • ввести понятие дроби;

  • познакомить учащихся с видами дробей;

  • научить выполнять арифметические операции над дробями;

  • научить выполнять преобразования дробей.

Воспитательные цели:

  • содействие в формировании системы знаний, представлений, понятий;

  • развить интерес к изучению математики.

Развивающие цели:

  • развитие памяти учащихся;

  • развитие умения преодолевать трудности при решении текстовых, физических, геометрических задач, уравнений и неравенств;

  • развитие умения преодолевать трудности при работе с теоретическим материалом по изучаемой теме, а также при его поиске;

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие умения правильно сравнивать, обобщать и анализировать данные, сделать вывод.

В результате работы с проектом,учащиеся смогут:

  • перечислить виды дробей;

  • выполнять арифметические операции над дробями:

    1. сложение и вычитание;

    2. умножение и деление;

    3. приведение к общему знаменателю;

    4. сравнение;

    5. преобразование.

  • применение навыков решения в практических заданиях.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Название проекта

Авторы и участники проекта

Лобанова Анастасия,учащиеся 6 класса

Тема исследования группы

Зачем нужны дроби?

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Где можно использовать дроби?

Гипотеза исследования

Без дробей жить нельзя!

Цели исследования

  1. Ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей

  2. Отработать навык постановки запятой в произведении

  3. Учить умножать десятичные дроби

Результаты исследования

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТУТ СЛЕДУЩИЕ УМЕНИЯ:

  1. умения ясно,точно,грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимая смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию,приводить примеры задач с использованием дробей;

  2. критичность мышления,умение распознавать логически некорректные высказывания,отличать гипотезу от факта;

  3. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности,об этапах ее развития,о ее значимости для развития цивилизации;

  4. креативность мышления,инициатива,находчивость,активность при решении математических задач,

  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  6. способность к эмоциональному восприятию математических объектов,задач,решений,рассуждений;

  1. представление об десятичных дробях как важнейших математических моделях,позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  2. умение работать с математическим текстом(анализировать,извлекать необходимую информацию),точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

  3. развитие представлений о числе и десятичных дробях;овладение навыками устных ,письменных,инструментальных вычислений;

  4. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,а также на наглядном уровне-о простейших пространственных телах,умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  5. умение измерять длины отрезков,использовать формулы для нахождения периметров,площадей и объемов геометрических фигур;

  6. умения применять изученные понятия,результаты,методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,калькулятора,компьютера.

Выводы

Наша гипотеза подтвердилась полностью!

Полезные ресурсы

  1. Википедия Десятичные дроби

  2. Википедия Египетские дроби

  3. Электронный учебник по математике

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Перед началом проекта

  1. Самостоятельная работа в форме таблицы (З-У-Н) на уроке

  2. Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся в форме фронтальной беседы и анкетирования в процессе демонстрации презентации учителя

  3. Формирование групп

  4. Вопросы для мотивации работы над проектом

  5. Критерии оценивания презентации

  6. Критерии оценивания статьи

  • *В ходе работы над проектом — По плану оценивания: работа с таблицей,практическая работа. — Планирование выступления — Подсказки к планированию — Обсуждение предварительных результатов в каждой группе — Неформальное общение с учащимися во внеурочное время. Итоговое оценивание умений

    После завершения проекта — Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта — Рецензия на выступление одноклассников. — Проверочный список наблюдений за навыками мышления. — Рефлексия. — Самооценка успешности — Тест. Критерии оценивания**

  1. Соответствие планирования всего проекта и исследований учащихся целевым стандартам и задачам учебного курса.

  2. Нацелено на развитие навыков высокого мышления, ожидаемых от учеников в контексте проекта.

  3. Оценивания нацелены на интересы учеников, происходят в течение проекта и обеспечивают достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала.

I. Формирующие оценивания

  Формальные и неформальные методы самостоятельного оценивания: выявление потребностей учеников, побуждение к самоорганизации и взаимодействию, наблюдение прогресса, проверка понимания, обучение способам метапознания.
  Проводятся в начале работы над проектом в процессе демонстрации «стартовой» презентации учителя, многократно в группах и индивидуально (на плановых встречах с группами, индивидуальное неформальное общение во внеурочное время).

Самостоятельные и проверочные работы, тесты, предусмотренные учебной программой.

II. Итоговое оценивание

  Оценивание итоговых материалов и выступлений групп на защите проекта: критерии для оценки содержания, критерии оценки навыков совместной групповой деятельности, коммуникационных навыков, навыков высокого мышления, критерии публикаций, презентаций и других работ учащихся.
  Предпочтение отдаётся содержанию работ, а не структуре и графическим элементам.
  Оценочный лист 

Необходимые начальные знания, умения и навыки

  1. Теоритические основы формирования устных вычислительных навыков

  2. Сущность понятия в психолого-педагогической литературе

  3. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков

  4. Опытно-экспериментальная работа и анализ результатов

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.study.online.ks.ua/

Полезные ресурсы

Отзывы на проект

wiki.vspu.ru

Пример написания портфолио проектной деятельности

Сетевая площадка ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТА – это комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть все общеобразовательные предметы, формируя единое информационное образовательное пространство внутри школы. Сетевая площадка является также средством повышения эффективности образовательных процессов. На конкурс представлена на примере размещения сетевого проекта по информатике «Предупрежден — значит вооружен»

В современных условиях постоянно развивающихся информационных технологий, с учетом информатизации системы образования, учащиеся средних школ должны развивать необходимые навыки и умения. В реализации учебных программ большое внимание уделяется проектной деятельности (согласно ФГОС), поэтому сетевые проекты просто необходимы. Создание сетевой среды, дает возможность каждому ученику развиваться и продвигаться в выбранном им самим направлении, определять и изучать необходимый для него лично объем информации, участвовать в коммуникации с участниками проекта как в реальном, так и отсроченном времени. Для школьников свобода, которая предоставляется данным видом работы, играет ключевую роль, дает возможность расставлять приоритеты по характеру и направленности своей деятельности, возлагает ответственность за полученный результат этой деятельности. Работая с сетевым проектом каждый ученик может стать лидером, готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей проекта. Мы представляем свой проект на примере сетевого проекта по информатике «Предупрежден — значит вооружен». К услугам глобальной сети Internet ежедневно обращаются миллионы пользователей, и с каждым годом эта цифра увеличивается. В связи с этим фактором проблемы безопасности становятся все более актуальными. В сетевом проекте «Предупрежден — значит вооружен» мы совместной деятельностью разработаем рекомендации, которых необходимо придерживаться в процессе работы в Глобальной сети Internet.

В нашем проекте вы приобретете навыки поиска новых знаний, интересных научных фактов, сможете проводить отбор действительно важной и нужной информации, критически оценивать контент, научитесь обобщать, анализировать и структурировать полученную информацию.

В процессе работы над Сетевыми проектами, предложенными нашей образовательной площадкой, вы научитесь самостоятельно создавать Internet-проекты, используя разнообразные сетевые сервисы, давать оценку как своим работам, так и другим командам-участникам.

infourok.ru

Примерами готовых портфолио проектов — Saratov FIO Wiki

ГлобалЛаб — глобальная школьная лаборатория


Проекты победителей Всероссийского конкурса проектов 2013 г.


Проекты победителей Всероссийского конкурса проектов 2012 г.


Проекты победителей Всероссийского конкурса проектов 2011 г.


Примеры учебных проектов:

Свет наш, Солнышко, скажи!, автор проекта Асафьева Ольга Ситтиковна

Одиночество старости, автор проекта Матвеева Оксана Петровна

Недаром помнит вся Россия»: к 200-летию Отечественной войны 1812г., автор проекта Качева Елена Валерьевна

Канянина Татьяна Ивановна. Нижний Новгород. Проект «По следам Нижегородского ополчения»

Степанова Светлана Юрьевна. Нижегородская область. Проект « Вторая реальность»

Пендикяйнен Инна Георгиевна. Ставропольский край. Проект «Кинематика»

Кувакина Елена Валентиновна, Хомутова Людмила Николаевна. Ярославская область. Проект «Путешествие к географическому центру»

Андреева Татьяна Николаевна, Шмальц Оксана Августовна, Клименко Татьяна Анатольевна, Аузина Татьяна Васильевна. Омская область. Проект «Его величество хлеб»

Учебный проект Возьмёмся за руки, друзья

Учебный проект Сервисы Web 2.0

Учебный проект Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…

Учебный проект Окружающий мир – мир сложных систем

Учебный проект Яблочко на тарелочке/Конкурс 2012

Сетевой проект В гостях у дедушки Корнея/ Конкурс 2012

Учебный проект Полуостров сокровищ

Учебный проект Ее величество — Сила Трения

Учебный проект Заимствованные слова

Учебный проект Кинематика в Excel

Учебный проект Математика для будущих банкиров

Учебный проект Я русский бы выучил…

Учебный проект Финансовые пирамиды

Учебный проект Анатомия мышления

Учебный проект Анатомия мышления

Учебный проект «Теремок»

Проекты для дошкольников

Проектная деятельность в детском саду

Исследовательские проекты дошкольников

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»

Презентация «Цветная сказка» Реализация проекта по формированию у дошкольников чувства цвета

Проект «Здоровый дошкольник»

Примеры проектов на сайте iteach.ru

Проекты по музыкальному искусству


Проекты по хореографическому искусству

Проекты по театральному искусству

wiki.soiro.ru

Методический паспорт проекта «Портфолио для успешной карьеры»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

В современном мире успешная карьера

является неотъемлемой частью самореализации человека

  1. Общая характеристика проекта

Название проекта: «Портфолио для успешной карьеры»

Учебный предмет: информатика и ИКТ

Класс: 10

Количество: 3 человека

Состав проектной группы:

  1. Виркунен Юлия

  2. Лухина Дарья

  3. Онышко Александр

Тип проекта: учебный

Направленность: практико-ориентированный

Связь с другими предметами: психология, русский язык и литература, обществознание

Цель проекта: составить и подготовить своё профессиональное портфолио в электронном виде

Задачи проекта:

  • Создать базу данных профессий, изучить различные должности и развить навыки поиска работы.

  • Начать формулировать цели карьеры и определить интересующие профессии.

  • Изучить профессии, вызывающие интерес.

  • Собрать, классифицировать и рассортировать данные в базе данных.

  • Составить резюме для приема на работу.

  • Развить навыки проведения интервью с помощью ролевых игр.

Планируемый результат: составление собственного электронного портфолио в виде презентации

Необходимое программное обеспечение и ресурсы:

  • Internet Explorer, Outiook : навигация по веб-сайтам; открытие документов, презентаций, таблиц; прохождение тестов; 

  • OpenOffice.org Base

  • Microsoft Word;

  • OpenOffice.org Writer;

  • Microsoft PowerPoint;

  • OpenOffice.org Impress;

  • Microsoft Publisher

Общее время работы над проектом: 3 месяца

Режим работы: урочно-внеурочный

Сопровождение проекта : Симанова Нина Алексеевна

Консультанты: классный руководитель, учитель русского языка и литературы, психолог

Основные методы и приемы работы: групповая работа, интерактивная деятельность, работа с источниками:

Центр карьеры в СМИ — описание профессии 

http:/www.mmсс/ru/sprprof.php

Классификатор профессий:

www.rabotaenisey.ru/youth/youth-003/youth-003-6

http://dinsk.narod.ru/prof/prof1.html

список вузов

http:/www.mmcc.ru/list_vuz.php

Типология профессий:

http://rodn-i-k.narod.ru/tipologia_pr /klassif_prof.htm

http://www.proforientator.ru/profession

http://www.zanin.ru/ru/vne/75

http://86sch-berezovo.edusite.ru/p69aa1/index.html

Азбука профессий и специальностей – описание и учебные учреждения:

http://rodnik.narod.ru/index2.html 

Формы контроля: защита проекта.

  1. Описание работы над проектом

Идея проекта:

Учебный проект «Портфолио моей успешной карьеры» позволяет достигнуть результатов в формировании компетенций необходимых для дальнейшего обучения и профессионального определения школьников. Информационные технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.

Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.

Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой доступный способ обмена опытом. Для количественного выражения результатов могут использоваться таблицы или графики, а для качественного их выражения и иллюстрации ответов могут послужить цифровые изображения, видеоклипы, звукозаписи и пр.

Этап

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

 Модуль 1. Оценка профессиональной предрасположенности

 Учащиеся сами оценивают собственные карьерные интересы и предпочтения, основываясь на теориях: методе Биркмена, ДДО Климова и теории Холланда и описывают «идеальную» для себя работу, основываясь на собственной самооценке.

Организовать работу уч-ся по прохождению тестов в Интернете и изучению своих возможностей.

http://www.urc.ac.ru/abiturient/PsyTest/test 1.html

http:/www.exist.h2.ru/test/holland.htm

 

 

 

 

 Модуль 2. Группы профессий и подготовка к профессии 

 

 

 

 

 

 

 

 Отбор 10 наиболее распространённых  групп профессий; детальное изучение интересующей профессии, создают отчёт по банку вакансий. 

  Направить  по нужным сайтам

Модуль 3. Подготовка карьерного портфолио

Знакомятся с тем, как составлять профессиональное резюме; составляют его; составляют  и представляют профессиональ-ное портфолио.

Знакомить учащихся с понятием «резюме» и этапами его составления.

Первый модуль проекта «Оценка профессиональной предрасположенности обучающихся». Работа над модулем предполагает разнообразие видов деятельности по обработке информации с целью получения данных. Оценка качеств обучающихся по методу Биркмена, оценка профессиональной предрасположенности при помощи дифференцированно-диагностического опросника на базе Тосненского центра занятости населения, прохождение теста по теории профессора Холланда в Интернет, завершает работу над первым модулем, и мы переходим к модулю второму – «Группы профессий и подготовка к профессии».

Изучение профессий при помощи компьютерных сетей, изучение возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков, изучение рынка труда — главная задача второго модуля. Полученная информация собирается и систематизируется. Обучающиеся, после обработки информации, в условиях домашнего задания пишут эссе на тему «Моя идеальная работа». Задачей работы над эссе является — определение четких целей при выборе будущей работы по профессии.

После подведения итогов мы переходим к модулю третьему «Подготовка карьерного портфолио». Главной задачей этого модуля является составление резюме и написание его в условиях домашнего задания. Ролевая игра «Собеседование с работодателем» формирует базовые компетенции — поведение в роли наемного работника и работодателя. Учащиеся, разбирая смоделированные их одноклассниками ситуации, без труда определяют «нужные» и «некорректные» вопросы, определяют ответы, учатся выстраивать модель поведения выгодную для определения своего статуса. Опыт, полученный во время ролевой игры, ложится в основу информации для составления резюме.

Создание презентаций «Портфолио» завешает проект, и мы переходим к защите проекта и подведению итогов. Опыт, полученный при защите и оценке выступлений одноклассников, играет большую роль в самореализации и формировании самооценки своей деятельности. Учащиеся подчеркивают, что приобрели уверенность в процессе самостоятельной работы, именно работа над проектом помогла им профессионально ориентироваться, либо окончательно убедиться в правильности выбора.

Итоги работы над проектом позволяют сделать вывод, что у обучающихся на достаточном уровне сформированы ИКТ-компетенции, а именно:

— умение самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию,

— моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе — собственную индивидуальную деятельность,

— ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

III. Основные результаты

Я абсолютно уверена, что интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения; передают результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; используют технические средства для облегчения работы с аудиторией.

Проект показался информативным и дающим возможность оказать помощь учащимся в выборе будущей карьеры. Деятельностный подход помогает задействовать учащихся эмоционально и показывает направления выбора (тесты, описание профессий, резюме). И в дальнейшем они могут делать это самостоятельно.

infourok.ru

Портфолио учебного проекта Лучше один раз увидеть… — ПримаВики

Конкурс учебных проектов 2013

Авторы проекта

Участник конкурса проектов 2013: Мирошник Любовь Викторовна, преподаватель информатики и ИКТ КГОБУ НПО «ПУ № 29» г. Спасск-Дальний

Участник конкурса проектов 2013: Мирошник Андрей Григорьевич, преподаватель физики КГОБУ НПО «ПУ № 29» г. Спасск-Дальний

Предмет, класс

Физика, 10 — 11 класс

Аннотация проекта

Проект по физике «Лучше один раз увидеть…» предназначен для изучения вопросов по теме «Звук». Учащимся предлагается несколько нестандартный подход к работе над этим физическим явлением. Звук мы не видим. Это, казалось бы, общеизвестный факт. А что если все-таки попытаться увидеть звук?

Идея проекта: когда мы говорим, что слышим звук, мы имеем в виду, что так ощущаем последствия его воздействия на органы слуха человека. Тогда, чтобы звук увидеть, нужно попытаться зафиксировать проявления звуковой волны. Увидим проявления – увидим звук! Какими могут быть эти проявления? Поиск ответов на этот вопрос и есть главная предметная задача проекта.

Кроме этого, проект предполагает решение задач личностного развития учащихся и приобретения ими метапредметных умений. В проекте полностью реализована технологическая линия: вопрос – гипотеза – исследование – анализ – выводы – продукты деятельности – оценивание. Командная работа в проекте формирует навыки совместной деятельности, где есть место и взаимовыручке, и большой ответственности.

Полученный опыт учащиеся могут распространить не только на решение образовательных задач, но и использовать в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как увидеть невидимое?

Проблемные вопросы

Можно ли увидеть звук?

На каких волнах не покачаешься?

Как «читает» техника?

Какие следы у звука?

Учебные вопросы

Можно ли увидеть звук через проявление его механических свойств?

Можно ли наблюдать звуковую волну при помощи осциллографа?

Можно ли увидеть звук, измеряя его параметры?

Какие следы оставляет звук на носителе?

План проведения проекта

План проведения проекта

Публикация для учащихся

Публикация учителя, сторона 1

Публикация учителя, сторона 2

Публикация для учащихся 1-я сторона Публикация для учащихся 2-я сторона

Публикация для преподавателей

Публикация для преподавателей

Публикация для преподавателей 1-я сторона Публикация для преподавателей 2-я сторона

Публикация для родителей

Публикация для родителей

Публикация для родителей 1-я сторона Публикация для родителей 2-я сторона

Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта

Сайт проекта

Сайт проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Фотоальбом. Подготовка киноаппарата к эксперименту Фотоальбом Фотоальбом. Эксперимент по измерению скорости звука ФотоальбомО принципе воспроизведения звукаТак, видим или не видим?
Ультразвуковая кавитация и Поль МориаЗвучит тибетская чашка

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Оценка потребностей обучающихся Мозговой штурм.

Оценивание самостоятельности и взаимопонимания

Мониторинг прогресса

Оценка понимания

Доказательство понимания и умения

Итоговое оценивание

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Материалы сайта проекта

Инструкция по технике безопасности в проекте

Инструкция по технике безопасности в кабинете физики

Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики

Разрешение на размещение в Интернете фотографий несовершеннолетних

Безопасность в сети от команды YouTube

Видеокурс по сервисам Google

Другие документы

Эссе. История успеха моих учеников

Эссе. «Если звезды зажигают…» (в формате всероссийского конкурса)

О проекте тезисно

primwiki.ru

Проект по теме: Портфолио ученика общеобразовательной школы

                                                            Михайлова Ольга Анатольевна

                                                             учитель начальных классов

                                                             МБОУ школа №51,

                                                             сот. тел.

 

                                                    Выступление

Тема «Портфолио ученика начальной школы как метод оценки индивидуальных образовательных достижений ученика»

Тематическая площадка «Федеральный государственный стандарт дошкольного, начального и основного общего образования: проблемы, поиски, решения»

В соответствии с требованиями нового  Стандарта итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе  ученика на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.    

Портфель достижений ученика  начальной школы является методом оценки индивидуальных образовательных достижений ученика, т.к. это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы.

Портфель достижений — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

В школе разработано  Положение о портфолио   для учащихся 1-11 классов нашей школы. с целью создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ школа №51 г. Кирова.

Цели внедрения технологии «Портфолио»:

Отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся.

  1. Повышение образовательной активности школьников.
  2. Создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

Задачи «Портфолио»:

  1. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников.
  2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
  3. Выявлять существующий уровень сформированности умений и  совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс.
  4. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность.
  5. Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.  

Структура «Портфолио» состоит из нескольких разделов:

  1. Титульный лист содержит основную информацию ( Ф. И. О. ученика, учебное заведение, класс.) Титульный лист оформляется учеником совместно с учителем, родителями.
  2. В раздел «Мой мир» помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мой портрет», «Моя семья»-это  фотография или рисунок, рассказ о своей семье. «Дом-школа»-здесь размещается нарисованная схема маршрута от дома до школы; важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры), «Мой распорядок дня» включает мои секреты успешной работы (правильное питание, чередование труда и отдыха, физкультура-залог здоровья).
  3. Раздел «Моя учеба». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…потому что…»Учащийся помещает рассказ о любом предмете, найдя в нем что-то важное и нужное для себя. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными, творческими работами, образцовыми тетрадями, проектами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и тестов. В 1 классе выводы и рекомендации пишет учитель. Со 2 класса ученик сам делает выводы, например, больше читать стихов, рассказов, сказок.
  4. Раздел «Мои достижения» включает проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, самооценку собственных достижений, размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. В процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к  полученным результатам и осознание своих возможностей.
  5. Раздел «Мои увлечения» содержит информацию о любимых предметах, о любимом времени года, о любимых занятиях, любимых играх. (Можно предложить страничку анкеты «Что я люблю больше всего»).
  6. В разделе «Мое творчество» помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи, сочинения, фотографии изделий, фото  выступлений.  
  7. Раздел «Школьная жизнь» содержит фото и краткие отзывы ученика о событиях в классе, о внеурочной деятельности.

8.    Раздел «Мои помощники» включает различные правила, памятки ( «Правила поведения в школе», «Законы жизни класса», «Памятка решения задачи», Памятка «Как учить стихотворение»,  памятка «Как поступать в стрессовых ситуациях».  Раздел содержит примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения).

       Прокомментируем деятельность классного  руководителя  по организации работы учащихся начальной школы с Портфолио.

    В 1 классе начинается  знакомство с «Портфолио»  родителей на собрании, затем объяснение  ученикам, что  папка-портфолио необходима для записи успехов и достижений учащихся. С помощью портфолио они могут оценить свои успехи: много их или мало, что у них уже хорошо получается, а где еще не очень хорошо. Учитель поясняет, что при переходе в 5 класс  учащимся надо будет не только продемонстрировать свои хорошие оценки по предметам, но и показать, как они умеют общаться, делать проекты, участвовать в олимпиадах и конкурсах, показать свои увлечения ( при желании). Портфолио накапливается в течение четырех лет обучения в начальной школе.

       Задача учителя   построить работу  ребенка таким образом, чтобы  с самого начала  он сам с  интересом  создавал портфолио, которое показывает прогресс и достижения ученика в разных областях деятельности. Для этого используются   возможности программы «Ценностное самоопределение учащихся в условиях открытой образовательной среды» (программа развития класса на учебный год).

-В соответствии с Программой учащиеся класса  посещают цикл занятий по теме «Вятка-капелька России» в клубе  «Современник» (Дворец творчества детей и молодежи).  Учащиеся пополняют портфолио, выполняя проекты на занятиях клуба, Например, одно из занятий -экскурсия в город Слободской. По итогам экскурсии ученики пишут отзывы, сочинения, делятся впечатлениями. Учащиеся могут, получив задание, найти фотографии, изображения старой Вятки- использовать имеющиеся материалы  на занятиях клуба.

В соответствии с Программой развития класса учащиеся   участвуют в школьных творческих выставках «Природа и фантазия», «Зимняя сказка», «Весна идет и все ей рады». В портфолио помещаются:  творческие работы, краткие отзывы о работах, помещенных на выставке.

В соответствии с Программой проводятся классные часы «Учимся общаться»,   «Что значит быть другом» «Учись учиться», где учащиеся заполняют лист самооценки  «Учусь общаться и, общаясь, учусь», тест  «Что значит быть другом»; анкету «Я думаю, что я могу…Я знаю, что я могу!»  Результаты самодиагностик помещаются в портфолио.

Используя материалы портфолио учащиеся готовят  выступления  на классных праздниках: «Мои  увлечения», «Мое творчество»,  «Добрые дела для других».

В конце учебного года  учащиеся  выступают с презентацией  собственных достижений на классном празднике «Вот и стали мы на год взрослей». Задача учителя помочь ученику составить план  выступления  (рассказ об учебных, творческих, спортивных и других достижениях; своих победах, чему удалось научиться, какими новыми умениями удалось овладеть; какие классные (школьные) дела были самыми интересными, в каких добрых делах для других ученик участвовал). Обязательное условие — это желание ученика презентовать свое портфолио классу!

Данная технология как метод оценки индивидуальных образовательных достижений ученика позволяет учителю:

1.Наблюдать,  корректировать и оценивать

-сформированность мотивации к обучению и познанию,

-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-выявить проблемы в формировании самооценки учащихся.

2.Включить родителей в процесс создания портфолио учащихся и оценку их индивидуальных образовательных достижений, т.е. осуществлять систему обратной связи: учитель-ученик-семья.

3.Включить работу с портфолио учащихся в целостный образовательный процесс по  реализации программы развития класса «Ценностное самоопределение учащихся в условиях открытой образовательной среды».

Итак, работа по технологии портфолио позволяет учителю вместе с другими оценочными процедурами использовать накопительную систему оценивания, характеризующую динамику индивидуальных образовательных достижений ученика.

nsportal.ru

Портфолио проектной деятельности учащихся

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип — ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы c портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. По нашему мнению, портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной компетентности.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которые помещаются различные материалы (это могут быть и ксерокопии, и рукописные материалы). Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания \ оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.)

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике — авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автор по поводу представленных в портфолио работ.

«Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником. В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать на основании…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Введение метода проектов в образовательную практику школ показывает, что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности. В том числе учащимся необходимо определенное время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации, лабораторным и другим оборудованием; фиксировать вопросы, выносимые на консультации руководителями проектов или со специалистами, за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.), а также оформлять результаты проекта.

Портфолио как форма организации работы с информационными материалами значительно позволит упорядочить работу учащихся над проектом. Для этого необходимо задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволила перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом.

Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим личным достижением, и результатом проектной работы. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося. Его принципиальным отличием является то, что ученик включает в раздел «Достижения» только те материалы, которые, по собственному мнению учащегося, отражают его личные успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно это материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или ведение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, в портфолио может использоваться для развития рефлексии, для осознания и оценки учениками результатов своей деятельности.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Работа с педагогами позволила выявить ряд возражений против использования портфолио для организации проектной деятельности учащихся.

Во-первых, не существует универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио (например, где и как хранить портфолио учащихся), ведь это во многом зависит от специфики образовательного учреждения, дидактической системы школы, квалификации учителя, уровня подготовки учеников и т.п.

Второе возражение связано с тем, что подготовка портфолио отнимает много времени. На наш взгляд, определенное время потребуется для запуска портфолио и отработки процедуры взаимодействия учителя и учеников согласование. Однако затем формирование портфолио будет проходить параллельно с работой над проектом.

Особого внимания требует также механизм оценки портфолио, в соответствии которым могут оцениваться процесс и характер работы над портфолио, отдельные рубрики по заданным критериям, или же оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и согласованны с учениками.

С помощью портфолио можно оценивать сформированность ключевых компетентностей учащихся, проявляющихся в проектной деятельности. Для этого разработаны рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Такие рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны — доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы.

Объектам оценки в этом случае должны стать заполненные учащимися на различных этапах работы над проектом рабочие листы, которые достаточно жестко структурированы и благодаря этому позволяют выявить показатели освоения компетентности.

В соответствии с логикой проектной работы учащимся предлагаются различные рабочие листы. Так как предполагается, что первый уровень сформированности компетентности «Решение проблем» осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени, рабочие листы представлены в нескольких вариантах для различных уровней.

Для 1 уровня (начальная школа) рабочие листы представляют собой вопросник, который отражает содержание основных этапов работы над проектом. Эти рабочие листы учащиеся заполняют ПОСЛЕ того, как работа над проектом завершилась. Ведение портфолио в начальной школе НЕ является обязательным для организации проектной деятельности учащихся. Если портфолио не применяется в практике работы школы, то данный вопросник может использоваться самостоятельно.

Для уровней 2-4 рабочие листы были разработаны таким образом, чтобы с их помощью выделять показатели освоения компетентности и фиксировать уровень сформированности компетентности «Решение проблем» учащегося по каждому критерию.

При этом предполагается, что по различным составляющим одной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Чтобы отметить продвижение ученика или выявить дефицит, рабочие листы составлены с учетом показателей не только одного уровня, но и последующего или предыдущего по отношению к тому, на котором, по мнению учителя, находится учащийся.

Приведенные ниже комментарии показывают на что конкретно (на заполнение какой графы) следует обратить внимание, что именно оценивать, какое количество баллов присуждать в соответствие с критериями оценки сформированности компетентности «Решение проблем». Для удобства работы с комментариями они снабжены схемами рабочих листов, которые используются при оценке, содержащими следующие условные обозначения:

Оценивается на:


2-ом уровне

3-ем уровне

4-ом уровне

Предварительно необходима специальная работа с учащимися по разъяснению им структуры этих рабочих листов и согласованию требований к их заполнению.

Рабочие листы могут использоваться как для организации проектной деятельности учащихся, так и оценки сформированности компетентности «Решение проблем». Не предназначены для оценки рабочие листы:

  • № 1 — «визитная карточка» проекта,

  • № 4 — для обоснования видения идеальной ситуации,

  • № 11 — -для составления графика деятельности,

  • № 17 — для работы с источниками информации,

  • №18 — для консультаций,

  • № 19 — для обсуждения в группе,

  • №20 — для подготовки презентации.

Их функция – дидактическая, они заполняются во время работы над проектом. Применение данных рабочих листов не является обязательным. По согласованию с учениками могут применяться любые другие способы систематизации и хранения материала.

Проект

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Автор (ы)

Руководитель

Начало работы:_____________

Завершение работы: _____________

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Существующая ситуация

Желаемая ситуация

Характеристика

Доказательство (обоснование)

Мои намерения





ПРОТИВОРЕЧИЯ

между существующей ситуацией и моим представлением
об идеальной ситуации


Проблема

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

зависит от меня не зависит от меня

Проблема:


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Проблема:


Цель:



ГРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ГРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зоны моей ответственности

Зоны моего участия

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________


Планируемый продукт:

Полученный продукт:

Характеристики
Вывод:

Я предполагаю использовать_______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________



Мои презентации

Письменные материалы:

Адресат

Цель

Жанр

Способ предъявления

Адресат

Цель

Жанр

Способ предъявления

Устная презентация


Сильные стороны:

Слабые стороны



Причины



Причины



Причины
Трудности \ неудачи


Способы их преодоления в будущем

Я научился…

Я могу использовать приобретенные умения (опыт)…

Обоснование






Вывод: результаты моей работы над проектом и мои планы на будущее




infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *