- Методическая разработка на тему: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Портфолио учителя и ученика
- ПОРТФОЛИО (ПАПКА) ПРОЕКТА
- Методическая разработка по теме: Проект «Электронное портфолио ученика»
- Проект по теме: Портфолио класса
- Проект на тему: Педагогический проект: Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История»
- Портфолио проекта
- Авторы проекта
- Тема проекта
- Предмет, класс
- Краткая аннотация проекта
- Вопросы, направляющие проект
- План проведения проекта
- Визитная карточка проекта
- Публикация учителя
- Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
- Пример продукта проектной деятельности учащихся
- Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
- Материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности
- Полезные ресурсы
- Проекты с аналогичной тематикой
- Отзывы на проект
- Портфолио проектов участников сервиса, рейтинг проектов портфолио
Методическая разработка на тему: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Портфолио учителя и ученика
ПОРТФОЛИО
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Этапы работы над проектом представляют собой шесть «П» (Сергеев С.И.)
- ПРОБЛЕМА
- ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПОИСК
- ПРОДУКТ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- ПОРТФОЛИО
Шестое «П» – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Портфолио проектной деятельности ученика может представлять собой одну сборную папку или четыре на каждый год (1, 2, 3, 4 класс). Портфолио состоит из двух частей: проекты по предметам («Мои проекты по математике» и т.д.) и тематические проекты («Мои проекты по теме «Космос» и др.)
Оформляя портфолио, дети учатся систематизировать информацию и презентовать полученный результат (продукт). Портфолио может стать одной из форм презентации.
Портфолио проектной деятельности учителя представляет собой одну папку на каждую тему.
Портфолио учителя выполняет методическую функцию (возможность использовать накопленный материал при работе с другим классом).
Портфолио ученика (См. Приложение 1) может включать:
- Титульный лист.
- Название темы.
- Список проектов, в которых принимал участие.
- Выполненные проекты.
- Материалы по теме (информация, стихи, загадки, кроссворды, ребусы).
- Фотоальбом (фотографии с мероприятий, фото творческих работ)
- Копилка достижений (грамоты, дипломы, отзывы).
- Самооценка.
Портфолио учителя включает:
- Титульный лист.
- Название темы. (Приложение 2)
- Выбор темы. Актуальность.
- «Паутинка» темы (список проектов). (Приложение 3)
- Матрица темы (план работы).
- Отслеживание участия в проектах. (Приложение 4)
- Приглашения к участию в проектах. (Приложение 5.1, 5.2, 5.3)
- Карты самооценки учеников.
- Матрицы проектов (этапы работы).
- Конспекты, технологические карты проектов, планы и методические разработки.
- Материалы по теме (информация, стихи, загадки, разработки мероприятий)
- Творческие работы учеников (в т.ч. фотографии).
- Оценка работы (выводы).
- Самоанализ.
Организуя работу над проектом учителю необходимо учесть следующие важные моменты, чтобы избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Отражение содержания проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов:
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Развивайте способность добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
Таким образом, девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Приложение 1
УЧЕНИ___ ___ КЛАССА ___
ШКОЛЫ № ____
г. Владимира
20__г.
Мои проекты по теме:
Раскрась буквы
Моё имя
Нарисуй «морскими» буквами
Я придумал свой проект
Название проекта __________________________________________________
Сроки выполнения _____________________________________________________________
Источники информации (книги, родители, учителя, другое…) _________________________
_______________________________________________________________________________
Материалы (бумага, краски, пластилин, другое…) ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Конечный продукт (фото, сама работа, описание) ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Презентация (показ, демонстрация, выступление) ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Результат ______________________________________________________________________
Мои достижения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчёт по проектной деятельности
Тема: «_____________________»
1. Была ли тебе интересна тема проектной деятельности? ___________________________________________________
2. В каких проектах участвовал?_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
- Кто тебе помогал при работе над проектами?____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
4. Откуда получал новую информацию по теме? ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
5. Какой проект был самый интересный? _________________________________________________________________
- Что особенно запомнилось? __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
- Смог ли ты предложить свой проект? __________________________________________________________________
- Что ещё хотел бы узнать, выполнить, сделать по этой теме? _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
- Участвовал ли ты в презентации своих проектов? ________________________________________________________
- Чьи выступления, защиты проектов особенно запомнились, были интересны? _______________________________
________________________________________________________________________________________________________
- В каких проектах тебе больше понравилось участвовать: индивидуальных, парных или групповых? ____________
________________________________________________________________________________________________________
- Над какой другой темой ты хотел бы работать? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
- Мне было очень интересно
- Я хотел сделать больше, но не получилось
- Я мало сделал, потому что тема мне не интересна
- Мне нравится работать над проектами
- Я не доволен своим участием
- Я старался участвовать во всех проектах
- Я не выполнил ни одного проекта
- Я узнал много нового и интересного
- Я буду и дальше интересоваться этой темой
- Я придумывал свои проекты
- Я участвовал только в классных проектах
- Мне много помогали родители
- Я доволен своей работой
- Я не понял, как работать над проектами
- Я не узнал ничего нового
- Я сам находил информацию по теме
- Я участвовал в презентации своих проектов
- Мне нравится рассказывать другим о том, что узнал сам
- Я выполнил много проектов, но они мне были не интересны
- Я знаю, как работать над проектами
- Я помогал другим в работе над проектами
Награждается ____________________________ ____________________________, учени___ __ класса __ средней школы № __, за активное участие в проектной деятельности по теме «______________________» 20__г. Классный руководитель:________________ |
Приложение 2
Тема проектной деятельности:
долгосрочный проект
выполнен учащимися __ класса «__»
под руководством
учителя начальных классов
________________________________
20__ – 20__ уч.г.
МОИ ПРОЕКТЫ Приложение 3
по теме
nsportal.ru
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) ПРОЕКТА
ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Название проекта | |
Состав проектной группы (ФИО, класс) | |
Руководитель проекта | |
Консультант проекта | |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | |
Необходимое оборудование | |
Предполагаемые продукты проекта | |
Проект начат Проект окончен |
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Деятельность по выполнению проекта | Сроки выполнения | Продукт выполнения |
Проблема Почему выбрана именно эта тема? Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему? | ||
Проектирование (планирование) Какие шаги Вам предстоит проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? | ||
Поиск информации Всё ли у Вас есть для выполнения проекта? Информация? Оборудование? Материалы для изготовления продукта? Чего не хватает? Где это можно найти? | ||
Продукт Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута? Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться? | ||
Презентация В каком виде лучше представить результаты своей работы? | ||
Портфолио (папка проекта) | ||
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА Анализ проблемной ситуации
Сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить | |
Вы заинтересованы в разработке проекта, потому что… | |
Сложившаяся ситуация | |
Основные признаки сложившейся ситуации | |
Желаемая ситуация | |
Основные признаки желаемой ситуации | |
Почему эти признаки важны для Вас? | |
Причины существования проблемы |
Варианты решения проблемы (выдвижение гипотез)
Варианты решения проблемы | Достоинства | Недостатки |
Окончательный вариант решения проблемы | ||
Анализ целипроекта
ЦЕЛЬ | |
Препятствия в достижении цели | |
Перечислите «шаги», которые необходимо последовательно выполнить для достижения цели проекта | Задачи проекта: |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Предполагаемый продукт проекта
Зарисуйте продукт, который Вы планируете получить по завершении работы над проектом
(чертёж, модель, схему или др.)
Экономическое обоснование Вашего способа решения проблемы
(сведения заполняются в зависимости от темы и типа проекта)
Обоснуйте целесообразность Вашего способа решения проблемы.
Средняя стоимость аналогичного продукта в магазине составляет _________________________
Наименование необходимого материала | Цена | Количество | Стоимость |
Итого: |
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Сбор информации (исследование)
Каким способом можно собрать информацию? Где можно её получить? Какие инструменты, ресурсы, материалы и источники для этого нужны?Как можно записать результаты исследования?
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Инструментарий, ресурсы, источники | Ответственные |
Эксперименты | |||
Наблюдение и самонаблюдение | |||
Анкетирование и тестирование | |||
Интервьюирование | |||
Другие способы сбора информации |
Обработка, анализ и представление результатовисследования
Как лучше обработать информацию? Что для этого нужно? Кто может помочь?1.Проанализируйте полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу. 2. Уточните, соответствуют ли они поставленным целям. 3. Подумайте, какие рекомендации возможно составить по результатам исследования.
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Необходимый инструментарий | Продукт | Ответственные |
Компьютерная обработка результатов исследования | ||||
Другие способы обработки результатов исследования | ||||
Возможные рекомендации | ||||
Апробация результатов исследования (подтверждение гипотезы)
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Инструментарий | Ответственные |
Наблюдение или самонаблюдение при использовании рекомендаций | |||
Другие способы апробации результатов исследования |
Вывод (по итогам апробации):
Оформление исследования
В какой форме представить результаты исследования (статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт…)?
ПРОДУКТ
Конкретные действия по реализации проекта | Сроки выполнения | Инструментарий, материал, ресурсы | Ответственные |
Построение компьютерной модели выходного продукта | |||
Другие способы изготовления выходного продукта | |||
Оформление выходного продукта |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ЗАЩИТА) ПРОДУКТА
В каком виде лучше всего представить результаты своей работы?
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) ПРОЕКТА
Состав портфолио | Наличие | Ответственные |
Дневник проектной деятельности группы | ||
Рабочие материалы исследования в бумажной форме | ||
Компьютерная обработка результатов исследования | ||
Возможные рекомендации | ||
Материалы апробации результатов исследования | ||
Оформленные результаты исследования | ||
Готовый продукт проекта | ||
Презентация продукта | ||
Портфолио проекта |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Интернет |
Литература |
Другие источники |
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Методическая разработка по теме: Проект «Электронное портфолио ученика»
Проект «Электронное портфолио ученика»
(01.09.2011 — 25.05.2012)
Аннотация
- Актуальность проекта.
- Значение проекта на уровне школы и социума.
- Личностная ориентация автора проекта.
- Воспитательный аспект и краткое содержание работы.
Как построить систему воспитания в классном коллективе в рамках концепции личностно-ориентированно образования? Как создать атмосферу, позволяющую расширить возможности обучения, формировать умение учиться в согласии с индивидуальностью. Если личностно-ориентированная школа (по определению) признает уникальность, неповторимость каждого ученика, работает с его индивидуальностью, то она, прежде всего, должна выявить и описать эту индивидуальность. Одним из таких методов описания является портфолио.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).»
Новые формы портфолио (электронное портфолио) основаны на применении современных информационных технологий
Актуальность проекта
Современный ученик – ученик, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику и достижения учащегося.
Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Электронное портфолио отображает результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Значение проекта на уровне школы и социума.
Электронное портфолио является современной эффективной формой оценивания и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.»
Личностная ориентация автора проекта.
В проектной деятельности предстоит отработать:
- структуру электронного портфолио и возможную комбинацию его разделов,
- формы учета электронного портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,
- возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке.
Воспитательный аспект и краткое содержание работы.
Электронное портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практико-ориентированного подхода.
Цель проектной работы: разработка и внедрение модели электронного портфолио как технологии управления качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом в образовании конкретного ученика.
Задачи:
- создание особого образовательного ресурса для формирования свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;
- формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственный образовательный процесс, развивать навыки рефлексивной, оценочной (самооценочной) деятельности;
- повышение образовательной активности и мотивации учащихся к достижению высоких результатов в предпрофессиональном обучении и профильной подготовке;
- модернизация образования.
Предполагаемый результат:
- повышение качества образовательного процесса и его вариативности,
- расширение возможностей обучения и самообучения,
- наполнение личных портфолио учащихся в виде электронных продуктов,
- развитие медиакомпетентности и информационной культуры учащихся и педагогов,
- повышение мотивации и социальной активности учащихся.
Предложения по формированию электронного портфолио.
Один из основных принципов, который лежит в основе творческого проекта «Электронное портфолио ученика» — электронное портфолио по структуре должно соответствовать подготовленным федеральным рекомендациям.
Состав электронного портфолио.
Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Достоинства: Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Недостатки: Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов и др.
Достоинства: Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.
Недостатки: Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Портфолио отзывов — включает (1) оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также (2) отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Достоинства: Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Недостатки: Сложность формализации и учета собранной информации.
На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.
nsportal.ru
Проект по теме: Портфолио класса
ъ
| |
|
планета Земля материк Евразия
страна Россия город Санкт-Петербург
район _________ улица___________
Школа № _____
Наша школа
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа
№ ______
_____________административного района
города Санкт – Петербурга
Директор
_________________________________
Зам. директора по УВР
_____________________________________
Адрес: ______________________________________________________________________________
Телефон: _____________________________
Портфолио нашего класса
Содержание
- Наш мир
- Чудесный город
- Схема безопасного прохода в школу
- Списки класса
- У нас в классе преподают
- Правила поведения в школе
- Наша учёба
- Графики успеваемости, диаграммы…
- Творческие работы
- Наша общая работа
- Участие в школьных, классных мероприятиях
- Наши достижения
- Наши впечатления
- Экскурсии, музеи, выставки
- Отзывы и пожелания
nsportal.ru
Проект на тему: Педагогический проект: Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский,
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Педагогический проект:
Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История»
Автор:
Зубарев Андрей Александрович,
учитель истории и обществознания,
І квалификационная категория
2013 год
Краткая аннотация проекта
Актуальность проекта заключается в его соответствии потребностям современной школы в обновлении технологии, позволяющей решать проблему объективной оценки результатов образовательной деятельности обучающихся с помощью портфолио. Педагоги, овладевшие данной технологией, смогут качественно повысить уровень профессиональной компетентности и уровень достижений своих обучающихся.
Проект предполагает изучение технологии создания модели портфолио обучающегося для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, внедрению портфолио, обучающихся в образовательный процесс.
Срок реализации проекта 3 года.
Актуальность проекта
В соответствии с приказом от 05.12.2012 г. № 1405 ДО и МП ХМАО – Югры школа является пилотной площадкой по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Одним из средств оценки и учета достижений (в том числе творческих успехов) обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Родиной «портфеля», или «портфолио», являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира.
Портфолио рассматривается как одна из форм мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету, позволяющая отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика.
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») ориентированных на новые образовательные цели.
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии системно – деятельностного подхода к образованию.
Освоение метода портфолио в школе становится одним из важнейших направлений совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Тема портфолио занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях, поэтому в научно-методической литературе уже опубликованы теоретико-методологические, дидактико-методические материалы. Но отсутствуют конкретные модели портфолио обучающихся для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История».
В этом случае возникает необходимость решения проблемы: Отсутствие модели школьного портфолио для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История».
Стратегическая цель проекта: создание и внедрение портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в образовательный процесс.
Цель: Разработка модели школьного портфолио для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История».
Задачи:
— изучить теоретические основы технологии создания портфолио, структуру, различные подходы, опыт использования его в образовательном процессе;
— создать электронную базу данных теоретико-методологических, дидактико-методических материалов;
— определить структуру, содержание школьного портфолио обучающегося для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в рамках предмета «История»;
— внедрить портфолио в образовательный процесс;
— создать модель школьного портфолио обучающегося основанного на применении возможностей среды MS Word, MS Power Point, Интернет-ресурсов.
Объект педагогического проекта:
Обучающиеся 5 – 9-х классов, отвечающие требованиям информационного общества, активная деятельностная личность.
Сегодня обучающихся надо признать не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, что коренным образом меняет возможности формирования и реализации личностных особенностей ребёнка.
Предмет педагогического проекта:
Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История».
Основное содержание проекта
Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: предварительный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.
1. Предварительный этап
1) Проблемно-информационный поиск в педагогической литературе, в сети Интернет по теме проекта.
2) Анализ собранной научно-методической литературы позволил ознакомиться с технологией «Портфолио» (историей, типами, структурой, технологией создания моделей портфолио, критериями оценки), а также позволил выяснить что, отсутствуют конкретные модели портфолио обучающихся основной школы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История».
3) Сформулирована идея проекта на основе противоречий между разработанностью теории технологии «Портфолио», представленным зарубежным и отечественным опытом работы и отсутствием конкретной модели портфолио обучающихся основной школы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в рамках предмета «История».
4) Сформулированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.
2. Этап реализации проекта
1. Сбор и анализ необходимых источников информации:
— о тенденции развития оценочной деятельности;
— о том, что такое аутентичное оценивание;
— о портфолио как о модели аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:
- объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- уровня сформированности умений и их совершенствования путем корректировки учебного процесса;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- развития мыслительной деятельности;
- критического отношения к учебной деятельности.
Кроме этого, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
— об истории идеи портфолио в обучении, опыте США и европейских стран;
— о функциях портфолио;
— о модели портфолио Натальи Николаевны Сметанниковой кандидата психологических наук, профессора, разработанной специально для оценки достижений обучающихся общеобразовательной школы в виде дневника;
— о требованиях, которым должна отвечать модель портфолио разработанная в виде дневника, его типах, целях, достоинствах и недостатках, структуре, требованиях к оформлению, критериях оценивания;
— об этапах деятельности учителя по разработке и запуску портфолио обучающихся в педагогическую практику;
— о работе учителя с обучающимися и их родителями по составлению портфолио;
— о возможностях среды MS Word, MS Power Point, Интернет-ресурсов для создания модели электронного портфолио обучающихся.
2. Сотрудничество с родителями с целью ознакомления с составляющими частями портфолио и методами оценки, представление соответствующей документации.
3. Сотрудничество с заместителем директора школы по научно –методической работе, с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, с заместителем директора школы по ИКТ, учителями внедряющими технологию портфолио в образовательный процесс с целью консультирования по некоторым вопросам моделирования и внедрения портфолио обучающихся и обмена опытом.
4. Формирование электронного бака данных теоретико-методологических, дидактико-методических материалов имеющихся в наличии и наработанных в результате практической деятельности.
5. Повышение своей квалификации по теме: «Портфолио (Portfolio) как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся».
6. Выбор диагностического инструментария направленного на определение уровня достижений планируемых личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) и предметных результатов обучающихся в рамках предмета «История».
7. Конструирование модели портфолио обучающегося в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его структуре, содержанию, оформлению, и особенностями методики преподавания предмета «История».
8. Диагностика стартового уровня готовности к освоению учебного материала и интереса обучающихся к изучению предмета «История».
9. Работа с обучающимися по составлению портфолио (дневника-отчета) в рамках предмета «История».
10. Систематизация и описание полученных результатов.
3. Рефлексивный этап.
1. Итоговая диагностика уровня достижений планируемых личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) и предметных результатов обучающихся в рамках предмета «История».
2. Оценка эффективности проекта.
3. Оформление педагогических продуктов (буклета, презентации, выступления на семинарах школьного, муниципального и окружного уровня, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня, участие обучающихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и т.д. по предмету «История»).
4. Послепроектный этап.
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности. Выбор вариантов продолжения проекта.
Концептуальные положения
- Создание положительных мотивов деятельности.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Принцип активности.
- Принцип сотрудничества.
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагога.
- Педагогическая целесообразность.
- Принципы: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, саморазвития.
Трансляция информации о проекте:
— выступления на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей истории и обществознания, школьных и районных семинарах, на классных родительских собраниях о технологии создания и внедрения портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История»;
— публикации методических разработок в методических сборниках межшкольного методического центра управления образования Советского района, на сайтах школы и всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Условия реализации проекта
Проект реализуется на базе МБОУ СОШ №2 г. Советский через совместную деятельность с администрацией школы, преподавательского коллектива, классных руководителей, родителей обучающихся.
Выступления на педагогических советах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
Методы реализации проекта
Постановка проблемы
Исследование проблемы
Поиск решения
Выводы и заключения
Ресурсы
Временные: 2012 – 2015 годы.
Информационные:
Интернет — как источник необходимой информации.
Программное обеспечение Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средства структурирования, оформления и систематизации информации.
Человеческие (кадровые):
Заместитель директора школы по научно – методической работе.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Заместитель директора по ИКТ.
Учителя начальной школы.
Учителя информатики, истории и обществознания, географии.
Инженер по обслуживанию компьютерной техники.
Материально-технические: компьютер, принтер, мультимедийный проектор, программное обеспечение, программные продукты, Интернет. Данные средства позволяют организовать многократный повтор основных понятий, визуализацию объектов и процессов, использовать справочники, решать проблемные ситуации, обобщать и корректировать полученные знания.
Партнеры.
Родители обучающихся.
Классные руководители.
Педагог — психолог.
Школьный библиотекарь.
Принципы отбора партнеров:
Целостность — соединение образовательного процесса с его компетентностным воплощением.
Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров.
Успешность — право, гарантирующее возможность каждого на успех.
Целевые группы
Обучающиеся 5 – 9-х классов.
Учитель – 1.
Родители обучающихся 5 – 9-х классов.
Предполагаемое количество участников проекта – 30 человек.
Проект направлен:
— на обновление технологии, позволяющей решать проблему объективной оценки результатов образовательной деятельности обучающихся с помощью портфолио;
— на качественное повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
— на повышение: а) интереса к изучению предмета «Истории», б) достижений обучающихся, в) качества образования;
— на расширение объёма и качества предъявляемой учебной информации;
— на активизацию творческого потенциала обучающихся 5 – 9-х классов и учителя;
— на развитие сотрудничества с обучающимися и их родителями, учителями внедряющими технологию портфолио в образовательный процесс в деле:
- воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- перехода к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентации на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта.
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Методические продукты |
І | Предварительный этап | ||
1 | Проблемно-информационный поиск в педагогической литературе, в сети Интернет по теме проекта. | сентябрь 2012 | Выделена область затруднений в отсутствии конкретной модели портфолио обучающихся основной школы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История». |
2 | Анализ собранной информации и личных наблюдений. | октябрь 2012 – февраль 2013 г. | Формулировка идеи проекта, целей и задач. |
ІІ | Этап реализации проекта | ||
1 | Оформление методического справочника проекта. | по мере накопления материала | Методический справочник: «Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в рамках предмета «История». |
2. | Сотрудничество с родителями с целью ознакомления с составляющими частями портфолио и методами оценки, представление соответствующей документации. | постоянно | Проведение родительских собраний, с целью ознакомления с составляющими частями портфолио и методами оценки. Представление соответствующей документации. Проведение презентаций работ учащихся на уровне класса, школы. |
3 | Сотрудничество с заместителем директора школы по научно –методической работе, с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, с заместителем директора школы по ИКТ, учителями внедряющими технологию портфолио в образовательный процесс. | постоянно | Консультировании по возникающим вопросам моделирования и внедрение портфолио обучающихся и обмена опытом. |
4 | Выбор диагностического инструментария. | март 2013 | Диагностический инструментарий определения уровня достижений планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в рамках предмета «История». |
5 | Диагностика стартового уровня готовности к освоению учебного материала и интереса обучающихся к изучению предмета «История». | сентябрь – октябрь 2013 г. | Результаты стартовой диагностики к освоению учебного материала и интереса обучающихся к изучению предмета «История». |
Этапы по составлению портфолио (дневника-отчета) в рамках предмета «История». | |||
6 | Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию дневника-отчета. | апрель – май 2013 г. | Цель — показать, что обучающийся справился с программой обучения. |
7 | Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио. | май – август 2013 г. | Структура дневника-отчета. |
8 | Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио. | сентябрь- октябрь 2013 г. | Организационный индивидуальный и групповой план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План содержащий сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Критерии оценки материалов портфолио. |
9 | Разъяснительная работа среди обучающихся, родителей. | октябрь 2013 г. | Родительское собрание. Классное собрание. |
10 | Этап 4. Сбор и оформление материалов. Тренинги и консультации. Рефлексия деятельности на этапе. | октябрь-март 2013 г. | Оформленные материалы. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Фиксация особенностей движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности. |
11 | Этап 5. Пробы в презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио. | апрель 2013 г. | Пробная презентация портфолио. Рефлексия деятельности после проведения проб для того чтобы оценить, что войдёт в работу над ошибками. Доработка критериев оценивания портфолио. Работа над ошибками. Рефлексия деятельности после работы над ошибками, чтобы оценить суммарный прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план их достижения. |
12 | Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе. | май 2014 г. | Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе. Портфолио — продукт в виде папки с материалами; |
13 | Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности. | май 2014 | Параметры и процедуры оценивания. Различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию. Суммированные результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. |
14 | Итоговая диагностика. | май 2014 | Результаты диагностики уровня достижений планируемых результатов |
15 | Систематизация и описание полученных результатов. | июнь 2014 | Дневник – отчет его цель — показать, что учащийся справился с программой обучения. Методические рекомендации. |
16 | Оформление электронной модели портфолио обучающихся | август — сентябрь 2014 | Модель электронного портфолио обучающегося в рамках предмета «История». |
17 | Публикация модели дневника – отчёта. | 2014-2015 уч. года | Модель дневника – отчёта обучающего в рамках предмета «История» |
ІІІ | Рефлексивный этап | ||
1 | Оценка эффективности проекта. | июнь-август 2014 | |
2 | Оформление результатов. | ||
ІV | Послепроектный этап. | ||
1 | Участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня. | 2014 — 2015 уч. года | — разработки; — выступления по теме. |
2 | Участие в семинарах разного уровня. | — представление опыта работы; — мастер-класс. | |
3 | Выбор вариантов продолжения проекта. | Разработка новой модели тематического портфолио обучающихся. |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Модель дневника – отчёта обучающего в рамках предмета «История».
Внедрение портфолио обучающегося в образовательный процесс.
«Конструирование моделей портфолио обучающихся» — методический сборник для учителей.
Повышение или стабилизация познавательной активности обучающихся на уроках предмета «История».
Успешное освоение обучающимися учебного материала по предмету.
Методические рекомендации для обучающихся и родителей по работе с портфолио.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Выступление на семинарах, участие в профессиональных конкурсах разных уровней.
Критерии, показатели и способы изучения эффективности
реализации проекта
Критерии оценки | Показатели критерия | Диагностические средства |
Интерес обучающихся к изучению предмета «История» | 1. Отношение к изучению предмета «История» | — диагностические методики: «Настроение», «Ранжирование», «Номинация» |
2. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. | — дневники – отчёты обучающихся: индивидуальные текущие работы, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. | |
Уровень обученности. | 1. Успеваемость | — контрольные работы; — срезовые работы; — тестирование. |
2. Качество знаний, динамика. | — анализ уровня достижения планируемых результатов. | |
3. Прохождение программы. | — анализ выполнения программы; — наблюдения. | |
Повышение профессионального мастерства. | Трансляция опыта работы педагогической общественности. | — выступления с опытом работы; — проведение мастер-классов; — участие в конкурсах педагогического мастерства; — публикации различных типов портфолио и рекомендации по работе с ними. |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Востребованность опыта работы по теме педагогами школ район.
Создание различных типов моделей портфолио обучающихся и внедрение в образовательный процесс.
Публикации различных типов моделей портфолио обучающихся.
Обновление, дополнение и коррекция.
Литература
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – Москва, 2004.
- Левитес Д.Г., Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 2007.
- Логинова О.Б. Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности// Практика образования. – №4 – 2009 г. – №1 – 2010 г.
- Методист. Научно-методический журнал. – Москва, Методист, №1, №3, №8 2010.
- Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя/ Под ред. Проф. В.В.Лаптева, проф. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2002, с 59-62
- Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности: Книга для учителя/под ред. Проф. В.В.Лаптева и проф. А.П.Тряпицыной.- Спб.: ООО «Береста», 2002.-96с.
- Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г.Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: Academia; АПКиПРО, 2003.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.
- Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования.-2004.-№3.-С.201-238
- Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н.В.Муха — Томск: ОГУ РЦРО, 2005.
- Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой.-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-288с.
- Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
- Предпрофильная подготовка: начало эксперимента». М., «Альянс-пресс», 2004.
- Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. – Москва, Народное образование, 2005.
- Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. — №5. – С. 27-33.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
- Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.
- Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.
1. http://festival.1september.ru/articles/572189/
2.http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=modul2electportfolio
3. http://do.gendocs.ru/docs/index-99444.html
4. http://festival.1september.ru/articles/572189/
5. http://do.gendocs.ru/navigate/index-95464.html
6. http://do.gendocs.ru/docs/index-95464.html?page=6#2936165
7. http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032127/16zagvozdnin251-259.pdf
8. http://do.gendocs.ru/docs/index-95464.html?page=6
nsportal.ru
Портфолио проекта
Авторы проекта
Студенты группы МИФ-ИНБ-31:
Веригин Александр, Соколова Елена
Тема проекта
«Редактирование текстовых документов»
Предмет, класс
Информатика, 8-9 классы
Краткая аннотация проекта
Значительную часть работы компьютера составляет выполнение функции «пишущей машинки». Но времена, когда было достаточно просто набрать текст и распечатать его на принтере, давно прошли – теперь нужно уметь раскрашивать текст и фон, использовать разные шрифты, вставлять картинки, проверять правописание и многое другое.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что делать и как быть?
Проблемные вопросы
Каким должен быть универсальный редактор текстового документа?
Как не нарушить закон дома?
Как самому создать информационную газету?
Учебные вопросы
Какие системы редактирования текста вы знаете?
Как создать текстовый документ?
Как форматировать текстовый документ?
Как включить в текст объекты,формулы,диаграммы?
Какие форматы текстовых документов вы знаете?
План проведения проекта
Визитная карточка проекта
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности
Полезные ресурсы
Проекты с аналогичной тематикой
Отзывы на проект
wiki.vspu.ru
3D модели CAD блочных тепловых пунктов Категория: 3D моделирование 13 4 | детская, спальная комната Категория: Дизайн интерьера 8 0 | Чертеж Категория: Строительные конструкции 7 0 | кухня-гостиная Категория: Дизайн интерьера 6 0 |
6 2 | Очистка производственно-ливневых сточных вод Категория: Водоснабжение и канализация 5 0 | Установка ультрафильтрации общепромышленного исполнения. Категория: Водоснабжение и канализация 5 0 | парк Категория: Ландшафтный дизайн 4 0 |
4 0 | 3D-проектирование отопления Категория: Отопление, вентиляция и кондиционирование 3 0 | Дымоудаление от мангала Категория: Социально – бытовые здания 3 0 | Многоэтажный жилой дом. Категория: Многоэтажные жилые дома 3 0 |
План-схема расположения оборудования в станции газового пожаротушения Категория: Пожарная и промышленная безопасность 3 0 | 3 0 | ЭП жилой дом Категория: Промышленные здания 3 0 | Многофункциональный высотный комплекс Категория: Социально – бытовые здания 3 0 |
3D Модель Двухзонной насосной станции повышения давления Категория: Водоснабжение и канализация 3 0 | кухня вишня Категория: Дизайн интерьера 3 0 | столовая Категория: Дизайн интерьера 3 0 | Армянский центр Категория: Социально – бытовые здания 2 0 |
2 0 | Проект Дома СБ-165 Категория: Коттеджи / Частные дома 2 0 | Тоговый центр г.Борисов, РБ Категория: Социально – бытовые здания 2 0 | Частный жилой дом Категория: Коттеджи / Частные дома 2 0 |
proektanti.ru