С чем связано вдохновение поэта – С чем связано вдохновение поэта? Почему ему так важно пробуждение души? (Пушкин Я помню чудное мгновенье)

Содержание

Откуда черпают свое вдохновение поэты

Вдохновение — что это?

Под вдохновением обычно понимается особое душевное состояние, в котором достигается максимальная сосредоточенность на творческом процессе. В некоторых случаях эта сосредоточенность может быть настолько сильной, что поэт не замечает ни течения времени, ни чувства голода или дискомфорта. Именно в периоды вдохновения создаются гениальные произведения, авторы которых зачастую не могут объяснить, как им удалось сотворить тот или иной шедевр.

Некоторые исследователи считают, что все стихи, которые пишет автор, уже давно существуют в его подсознании, но только вдохновение позволяет им оформиться в строчки слов. Это спорная теория, однако, нужно учитывать, что анализ процесса поэтического творчества сам по себе довольно спорен, так как ни сам автор, ни тем более его исследователи, не могут до конца проанализировать технологию появления на свет стихотворения.

Если вы нашли ситуацию или явление, которые вас вдохновляют, запомните их и постарайтесь использовать и в будущем.

Тем не менее вдохновение – это строго индивидуальное состояние, поэтому искать его каждому человеку приходится самостоятельно. Очень часто душевные переживания, превращающиеся в рифмованные строки, стимулируются другими видами искусства: кино, театром, прозой, музыкой. Кстати, именно музыку многие авторы называют в числе непременных атрибутов, необходимых им для творчества.

Поиск вдохновения

Хорошие поэты стараются максимально эмоционально воспринимать окружающий их мир, чтобы затронуть как можно больше чувств в душе. Вдохновение можно черпать в яркости цветов, шуме дождя, полете птиц. Неслучайно так много стихотворений написано про природу. Кроме того, некоторые авторы умеют искусственно окружать себя такими условиями, в которых наиболее вероятно вдохновение. Например, Шиллер лучше писал стихи, чувствуя аромат порченых яблок, поэтому всегда держал их запас в кабинете.

Носите с собой блокнот и карандаш для записей, чтобы не упустить свежую мысль, если к вам неожиданно придет вдохновение.

Наконец, вдохновение может быть вызвано сильными впечатлениями и эмоциями. Перемена обстановки, путешествие, расставания и знакомства – все это обогащает поэта переживаниями, которые он превращает в стихи. Некоторые авторы специально создают себе как можно больше ситуаций, которые нормальный человек воспринимает как стрессовые. Стресс активизирует мыслительную деятельность, а в сочетании с яркими эмоциями это дает хорошую почву для вдохновения.

www.kakprosto.ru

Предложения со словосочетанием ВДОХНОВЕНИЕ ПОЭТА

Неточные совпадения

Как деревья в плаще листвы, поэты в стихах прячут души, а потом стоят, «вытянув выю», и ждут нового ветра вдохновения, зова небес. Для чуткого читателя, думающего человека это даёт вдохновение и надежду, что гармония возможна, как и чувствовал это великий поэт. Нас невольно увлекает поэт силою своего вдохновения, особенно если талант его имеет сколько-нибудь приметные размеры; нам самим хочется, чтобы эти мечты сбылись, эти порывы нашли возможность осуществиться в практической деятельности. Это молодое и восторженное женское общество являлось постоянной аудиторией поэта: ей он поверял свои вдохновения, её одобрение служило для него критической меркой, а восторг, с которым встречались ею творения юноши, — наградой. В его классе было вдохновение, он был не просто преподавателем, но и поэтом, вдохновенным артистом и творцом. В этот момент он напоминал мне поэта, пытающегося, что называется, поймать вдохновение. Итак, люди с заострёнными и гладкими пальцами становятся поэтами, артистами способными к вдохновению и даже к предвидению и прорицанию; они будутъ страстно любить изящные искусства и отличаться любовью к форме и изяществу. Есть поэты, в которых нельзя не признать ни чувства, ни вдохновения, ни поэтической формы, но о которых, по первым же их произведениям, можно безошибочно сказать, что они недалеко пойдут и скоро выпишутся. Не сама по себе красота этих мест, а созданная гением неповторимая творческая аура всегда влекла сюда русских поэтов и пробуждала вдохновение. Но это находится в связи с тем, что сам он, чуждый лёгкости и грации, с душою принуждённой и напряжённой, поэт без поэзии, пророк без вдохновения, с глубокими усилиями пробирается через словесные теснины. Во все времена вид звёздного неба служил источником вдохновения для поэтов, писателей и художников. А что, все великие поэты искали вдохновения в природе. Чем сильнее дух, тем осязательнее и раздельнее в нём образ лучшего мира; и так пламенно бывает это видение, что нет воли сохранить его в себе: уста спешат поведать людям, что предстало душе, — чистое безумие для трезвых, но для самого безумца — уверенное свидетельство о стране, которую он посетил; и эту уверенность безумного повествования люди назвали вдохновением пророков и поэтов. Каким образом поэт, не обделённый талантом, мог обратиться к такому сомнительному источнику вдохновения как петербургское журнальное направление, и замкнуть свою литературную карьеру в круг его идей? Поэты, живописцы, скульпторы, писатели, проповедники, ораторы и другие осенялись этим вдохновением во все времена, и оно нисходит на них и теперь. Это неожиданное замечание показалось всем слишком метким для корчмы, точно подаренным корчемнику, по его благочестию, кем-то из близких богов, и вызвало спор, в каком смысле можно сравнить поэзию с царством мёртвых: ведь вдохновение, заметили фессалийцы, что в оракулах, что в поэтах, — одно и то же. Большинство рецептов приходили ко мне точно так же, как к поэту приходят стихи — в результате вдохновения. Стихотворения объединены общей мыслью о том, что поэт, будучи земным человеком, содержит в себе и иную природу, которая торжествует в нём в момент вдохновения. Поэт и в самом деле находил в народных вымыслах источник вдохновения и творческого воображения. Я даже могу присоветовать несколько названий для таких таблеточек — «Стиховит», «Пегасил», «Лермонтин», «Байроновский аспирин»… Возможно, скоро такие препараты можно будет покупать в аптеках, но пока ещё поэтам — как это было в течение многих столетий — самим приходится изыскивать способы подстегнуть уходящее вдохновение. Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от воображения. Поэты, всячески расцвечивавшие свои произведения, черпали вдохновение у французов. Сон отрешает поэта от скорбей и забот мира, земной юдоли, — и дарит ему крылья вдохновения. Одной из наиболее часто поднимаемых мною тем, впрочем, как и у большинства стихотворцев, поэтов или графоманов, как вам угодно, стала поэзия и всё, что с нею связано, то есть образ самого поэта — меня, образ поэта вообще, его муза, вдохновение и непосредственно сам процесс написания стихотворения, а также и сам стих. Поэт сам определяет темы своих творений, толпа не властна над его вдохновением. О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Отсутствие денег воспринималось как нормальная часть студенческого быта, из которой черпали вдохновение творцы в самых разнообразных жанрах: поэты, писатели, составители студенческих анекдотов. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным. Нет ли здесь подтверждения идеалистического тезиса о бессознательности художественного творчества вообще, питаемого не объективной реальностью, а отвлечёнными образами и ассоциациями, вторгающимися во внутренний мир поэта из неуловимой стихии божественного вдохновения? В этой покоряющей и тревожной аллегории, изображающей обретение вдохновения женщиной-поэтом, ушедший из жизни мужчина-возлюбленный самим событием своей смерти занимает место музы, музы-смерти, представляя область вечного — истинной родины настоящего поэта, за пределами всех человеческих разломов и различий. Заметьте, как много может написать вдохновенный художник или поэт — например, за одну-две ночи создать произведение, над которым в «обычном режиме», без вдохновения, он трудился бы месяцы. Поэт был счастлив и доволен, ведь теперь он занимался своим любимым делом, и вдохновение больше не покидало его. Пригорок, на котором поэт получал свои вдохновения, его сельские друзья называли «Парнасом». Сродство вдохновения обоих поэтов очевидно, равно как и общность их литературного источника. Собственно, об этом даже толковать не стоит, потому что где же они, эти поэты, пробавляющиеся исключительно вдохновением и сладкими звуками? Поэт, кажется, верил в возможность такого спасенья, судя по тому, с какой любовью и вдохновением он говорил о свободно-наивном состоянии. Вдохновение… Душевный подъём, который овладевает поэтом в часы творческого труда. Житейский ум разрушал вдохновение, практик мешал поэту. Ведь я не один, — в этих каменных стенах задыхаются многие — и вы, поэт, разве ужились бы здесь без ропота, когда бы не пал вам на долю счастливый дар — хоть изредка и ненадолго улетать вдохновением за стены — в вольный простор, в сферу духа? Для большего «согревания» моего намерения я прибегал к «горячим» мыслям только тех отцов, которые и сами были поэтами «умного делания», то есть жили молитвенным вдохновением. Поэт будет учиться, заимствуя, и совершенствоваться, подражая, пока наконец пережитые опыты, продуманные наблюдения, проанализированные идеи и чувства не вызовут из глубины творческого духа совершеннейшие создания житейской мудрости и свободного вдохновения. Некто сравнивал душу поэта в минуту вдохновения с растопленным в горниле металлом: в сильном и постоянном пламени он долго остаётся в первобытном положении, долго недвижим; но раскалённый — рдеется, закипает и клокочет: снятый с огня, в одну минуту успокоивается и упадает. Часто хотел он бросить ремесло поэта и променять его на самое низкое из ремёсел; но насмешливая природа, вместе с творческим даром, дала ему и все причуды поэта: и эту врождённую страсть к независимости, и это непреоборимое отвращение от всякого механического занятия, и эту привычку дожидаться минуты вдохновения, и эту беззаботную неспособность рассчитывать время. — Но мы ещё должны заметить одну черту характера его, едва ли не во всех поэтах явную и резкую, — чувствительность к любезности женской, которая всегда служила вдохновением для стихов приятных. Некрасова в связи с общим движением нашей поэзии и литературы вообще, нельзя не убедиться что в то время как другие поэты искали вдохновения в проявлениях жизни или в вечно-юных идеалах искусства, г. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. Первоначально даётся такая постановка темы: поэт заявляет, что обладает достаточным запасом душевных сил, чтобы выполнять поэтическую миссию, но его смущает то обстоятельство, что аудитория его по достоинству не оценит: «кто поймёт, что не пустые звуки звенят в стихе неопытном моём»; между тем каждый стих его куплен очень дорогою ценою, — «дитя глубокой муки»; каждая минута вдохновения стоит «слёз, не видных для людей», «немой тоски», «скорбных дум» («Я чувствую и силы и стремленье»…). В этом загадочном и удивительно красивом месте черпали вдохновение сказочники, поэты, писатели, художники, музыканты. В своей творческой деятельности поэт искал прежде всего наслаждения, смело и свободно отдавался он порыву вдохновения, не тревожа себя мыслями о земных задачах и противоречиях. Да и как сохранить поэту силу и свежесть врождённого вдохновения в наше просвещённое время? Любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе. Вообразим поэта в момент вдохновения, когда он готовится дать миру своё произведение, математика, предусматривающего решение великой проблемы, которая раскроет новые горизонты для блага человечества, художника, который собирается запечатлеть на полотне идеальный образ, — вообразим этих людей в подобные психологические моменты и представим, что к ним вдруг является кто-то грубый и резкий, хватает их за руки, толкает, кричит. Итак, вернёмся к тезису: между видами философии тот наилучший, который наиболее удобным и высоким образом выражает совершенство человеческого интеллекта и наиболее соответствует истине природы и, насколько возможно, сотрудничает с ней, угадывая (я подразумеваю — естественным порядком и при помощи разумения превратностей, а не животным инстинктом, как делают животные и им подобные, ни при помощи вдохновения добрых и злых демонов, как делают пророки, ни при помощи меланхолического энтузиазма, как поэты и другие созерцатели) или устанавливая законы и преобразуя нравы; исцеляя, или же познавая, чтобы жить более счастливой и божественной жизнью. В этой сверхспокойной атмосфере легко представить себе будущую мать, ожидающую рождения ребёнка, утомлённого трудами бизнесмена, который хочет отдохнуть и восстановить силы, или поэта, блуждающего по дому в поисках вдохновения. Поэт, музыкант и художник надеялись почерпнуть много вдохновения, чтобы создать поэму, сочинить симфонию и нарисовать величественные пейзажи. Поэтому озарения, откровения, вдохновения для учёного, поэта, творческого человека всегда сопряжены с огромным выбросом адреналина, с огромным потрясением, можно сказать. Между тем, изучая этих поэтов, нельзя не убедиться что они руководились одним и тем же взглядом на поэзию, и несмотря на литературную самостоятельность каждого из них, черпали вдохновение из одного и того же источника и разрабатывали поэтические темы в одном и том же направлении. Если стихи не удадутся сразу, поэт может к ним воротиться через несколько лет и тогда уже напишет нечто другое; но если раз он кончил пьесу, остался ею доволен, напечатал, то, наверное, впоследствии он не станет педантически придираться к каждой неполной рифме, к каждой не совсем ловко улёгшейся стопе и подогревать своё вдохновение на новые, более удачные обороты. Первый русский учёный, явивший образцы самостоятельного русского помышления, Ломоносов, был и первый по времени русский поэт, ускорявший работу научного анализа поэтическим вдохновением. На лоне этого царства поэт даже перестаёт быть человеком своей профессии: «покой» лишает его вдохновения. Люди простые, совсем далёкие от литературы, ещё не узнавшие продажности вдохновения, смотрят на художника, на журналиста, на поэта, может быть, вовсе и недостойного такого уважения, как на избранника, как на человека, пришедшего из царства идеала. Изобретатель, который внезапно натыкается на способ усовершенствования своего изобретения, изготовитель, который случайно обнаруживает метод продажи ранее неходового товара, поэт, который внезапно находит нужную рифму, учёный, который случайно наталкивается на «долго разыскиваемую» составную часть формулы, чтобы придать ей законченный вид, — все они воздают похвалы своему вдохновению, которое в действительности является не чем иным, как продуктом деятельности подсознания. Поздравляем тебя, это прекрасное чувство, которое всегда было источником вдохновения для многих поэтов, композиторов и художников. Для поэтов пчёлы — источник вдохновения и создания нескончаемой череды разнообразнейших образов. Спор голосов души сменяется дуновением вдохновения, которое живописуется через шелест верхушек деревьев (иносказательный образ звучащей в голове поэта мысли), звук листа по стеклу — звон стиха. Пейзажный фон в портрете — не просто декорация и не застывшая сказка, это образ одухотворённого мира, исполненного вдохновения, и цветы на переднем плане символизируют бессмертную душу поэта. Подлинная муза — это эманация судьбы подлинного поэта: она существует только для того, чтобы служить его вдохновению и не обладает самостоятельными потребностями или ипостасями; даже когда она покидает поэта, эта роковая необходимость предопределена нуждами его поэзии. Поэтам приказали они, во имя свободы, воспевать республиканские добродетели, думая, что искусство должно служить обществу; мыслителям повелели, тоже во имя свободы, доказывать равенство прав, а кто бы из поэтов или мыслителей, следуя свободе вдохновения или мысли, осмелился воспевать и доказывать противное, — тем, во имя свободы, рубили головы. Бог вдохновения нисходит — и поэт пляшет, опьянённый внезапной свободой. При всём разнообразии этих поэтических записей в них есть одна общая черта — это преклонение молодого поэта перед мыслью, вдохновением, мудростью. Он не знал, что это пела эффектнейшая, пышная полуполька, вдохновительница, грёза поэта, что стрекотал на машинке проникновеннейший лирик эпохи, который от многочисленных припадков вдохновения нередко побаивался признаков ранней старости, подходил к зеркалу, разглядывал со скорбью медленно, но верно прокладывающиеся морщинки на лбу и у глаз и вновь шёл к машинке стрекотать, отдаваясь тревожному вдохновению. Поэту приходится ставить своих героев в самые разнообразные положения, а для этого он должен знать их вдоль и поперёк, и без такого знания его не выручит никакое вдохновение. Найдётся ли уважающий себя поэт, который не черпал бы вдохновение из «полей зелёных, голубых равнин небесных»?

kartaslov.ru

где брать вдохновение поэту? ~ Проза (Статья)


Все поэты знают, как важно найти источник вдохновения и с нетерпением ждут, когда же муза заглянет к ним на огонек.

Муза просится на волю
Я ее давно закрыла…
И звучать ей запретила,
Жизнь в печали утопив.
Не пишу стихи я боле —
Рифмы стопкою в неволе.
И куплеты и припевы
Не ложатся на мотив.
Задыхаюсь я в болоте,
Серой вязкою дремотой
Мир опутанный вокруг.
Все пропахло черной тиной
И сплетает паутину
Мой компьютерный паук.
Набираю в Гугле «Счастье»
Он же выдает «Ненастье»,
И «Валютный не устой».
Всюду пробки, всюду кризис…
Запускаю антивирус…
И кричу я музе: «Пой!
О любви мне пой, о море!
Шапке снега на заборе,
О капели тонкой, звонкой
За простуженным окном,
О горячей чашке чая.
Все что видишь, замечаешь,
Сыпь мне строки день за днем!»
Муза мечется по дому,
Все до боли здесь знакомо.
Не поется видно в клетке,
Не поможет даже кнут.
Настежь окна распахнула
И рукою ей махнула,
Улыбнулась на прощанье —
Здесь такие не живут)

Некоторые исследователи считают, что все стихи, которые пишет автор, уже давно существуют в его подсознании, но только вдохновение позволяет им оформиться в законченный стих. На самом деле ни сам автор, ни тем более его исследователи, не могут до конца проанализировать технологию появления на свет стихотворения. И тем не менее, все же можно считать, что многие поэты просто считывают информацию из пространства. У меня было такое состояние парения, когда я проснувшись, начала сразу писать стихи, причем мне казалось, что я видела или ощущала, как ко мне с высоты спускаются строки, словно по лесенке, уже готовые рифмованные строки. Я сама себе объяснила это видение тем, что я была еще полусонная и мало ли что можно увидеть в таком состоянии — можно увидеть еще один сон. Но так или иначе, я записала готовый стих, со смыслом и причем он был дописан до конца. Я его почти не редактировала, так в нем был выдержан ритм и рифмы были точные.
Вдохновение можно черпать в шуме дождя, глядя на море, реку, на закат или цветы. Неслучайно так много стихотворений написано про природу. Кроме того, некоторые авторы умеют искусственно окружать себя такими условиями, в которых наиболее вероятно вдохновение. Например, Шиллер лучше писал стихи, чувствуя аромат порченых яблок, поэтому всегда держал их запас в кабинете. Я — обожаю цветы, у меня на столе, за которым я пишу стихи, стоят либо орхидеи, которые цветут всю зиму и весну, либо букет роз, срезанных с клумбы в моем саду, благо розы цветут все лето и осень до морозов. Еще я люблю море, люблю слушать шум прибоя, смотреть на волны -море меня вдохновляет особенно сильно.
Ну и конечно же, любовь или состояние влюбленности! Кого-то вдохновляет именно состояние полета при влюбленности, кого-то страдания. Моя знакомая журналистка все время говорит мне одну и ту же фразу при встрече: « Поэт должен быть голодным, а поэтесса должна страдать от неразделенной любви, тогда получатся хорошие стихи», я смеюсь и отвечаю ей, что могу писать и не страдая.

Мне срочно нужен вдохновитель!
По радио вы громко объявите.
Давно стихи я не пишу,
Сижу одна в тиши, грущу.
Вы очень громко объявите!
И список качеств предъявите:
Чтоб стройный был и с крепким торсом.
Пусть клерком будет или боссом,
Брюнетом, рыжим иль блондином.
Клин вышибить мне нужно клином.
Слова забыла я любви,
О, муза будущая, помоги!
Твое мне имя неизвестно,
Пусть зазвучит оно, как песня.
Ты осыпай меня цветами
И слух мой заласкай словами.
Будь нежным, ласковым и дерзким,
Хоть что-то делай и не стой на месте.
Меня обязан вдохновить,
Чтоб скуку мне свою забыть.
Друзья, соседи — не молчите
Вы лучше музу поищите.
Особые приметы у него —
Красив он, строен и умен,
С глазами синими, зелеными
И черными, в меня влюбленными.
Он здесь со мною ходит рядом.
В Мадриде смотрит знойным взглядом,
Он загорает на Бали.
Быть может здесь, иль, там вдали.
Вы просто громко объявите.
Найти мне музу помогите.

В последнее время я часто стала писать стихи за чашкой кофе в моем любимом кафе. Кофе я обожаю, видимо он становится для меня очередным стимулятором вдохновения. Даже моя вторая книга получила название «Поцелуй со вкусом кофе». В интернете поклонник моего творчества задал мне вопрос: «Валентина, а у вас все книги имеют кулинарные названия?» Я улыбнулась и ответила, что не все. На очереди еще два сборника и пока предварительные названия не связаны с моими кулинарными предпочтениями.
Меня часто спрашивают, как писать стихи, где искать музу, темы, вдохновение?
Важным условием для создания стихотворения, я думаю является вдохновение. Можно, конечно, заставить себя сесть за письменный стол и попробовать написать несколько строк, подобрать рифмы и сделать черновую запись стиха.
Но лучше, когда стихотворение рождается за считанные минуты и после этого уже не меняется. Но писать стихи на одном дыхании могут лишь поистине талантливые поэты. Даже гениальный Пушкин откладывал новое стихотворение в письменный стол и дожидался, когда восприятие станет свежим, что говорить уже о поэтах, которые только начинают покорять поэтический Парнас. Пушкин мог вернуться к работе над произведением лишь через несколько дней, после чего правил и дорабатывал отдельные строки, доводя их до совершенства.
Я тоже советую начинающим поэтам при посещении музы или появлении в голове любых рифмованных строк сразу же записывать их в блокнот, либо надиктовать строки на диктофон в телефоне. А потом уже в спокойной обстановке доработать стихи.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, где я знакомлю телезрителей канала Отырар (Шымкент) со своим творчеством и тем, где брать вдохновение поэту?

Другие мои статьи вы сможете прочитать на сайте yivision.kz
Подписывайтесь на мой канал в Youtube валентина хасанова 

www.chitalnya.ru

Вдохновение. Труд писателя

Деятельность фантазии доставляет ценнейший материал для творческого процесса художника, возбуждая в нем вдохновение. В свою очередь и вдохновение, раз возникнув, воздействует на фантазию, побуждая ее к созданию новых художественных комбинаций. Органическая связь фантазии и вдохновения подмечена Пушкиным, писавшим: «А ты, младое вдохновенье, волнуй мое воображенье, дремоту сердца оживляй…»

Процесс вдохновения до сих пор остается одним из самых «темных» и неисследованных этапов художественного творчества. Таким оно казалось и самим мастерам искусства. Чайковский считал вдохновение сверхъестественной, непостижимой и никем не разъясненной силой. «Рассказать вам эти минуты, — говорил он Н. Ф. фон Мекк, — нет никакой возможности». «Как объяснить, в самом деле, процесс, внезапно охватывающий человека во время его работы?» — спрашивал себя Григорович.

Неясность проблемы в значительной мере объяснялась тем, что ее на все лады «разъясняли» идеалисты всех толков. Родоначальник идеалистической философии, Платон более двух тысяч лет тому назад создал теорию «одержимости» человека «манией вдохновения», своеобразного творческого «исступления». Эта теория варьировалась на протяжении многих столетий. Она объявляла художника пассивным медиумом высших сил, считала его «посланником божества». Идеалистические представления эти сильно повлияли на эстетические высказывания многих писателей. Для Гоголя, например, творчество было непроизвольным воспроизведением божественного начала: «Кто-то незримый пишет передо мною могущественным жезлом». Шатобриан вспоминал: «Божественное вдохновение коснулось и меня. Я стал лепетать стихи». Достоевскому вдохновение казалось «таинством небесным», которое должно было «освятить» страницы его произведений. Эта идеалистическая концепция породила к жизни устойчивый комплекс метафор, сравнений, эпитетов и пр. Уже Херасков призывал: «Вдохни небесное мне, муза, вдохновенье». Державин называл его «огнем небесным», Жуковский — «стремлением в оный таинственный свет» и т. д.

Мистические концепции вдохновения, безраздельно господствовавшие в течение долгого времени, не могли не вызвать против себя реакции. Так, например, даже идеалистическая эстетика Гегеля определяла вдохновение как «состояние деятельного формирования внутреннего, субъективного развертывания замысла в уме, равно как и объективного выполнения художественного произведения». Гегель подчеркивал неразрывную связь вдохновения с «умом» и то, что оно «загорается перед лицом… определенного содержания»[40].

Превосходно определение вдохновения, которое сделал Пушкин в пору своей борьбы с обветшалой эстетикой классицизма. Полемизируя с Кюхельбекером, Пушкин говорил: «Критик смешивает вдохновение с восторгом». «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии… восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому». Он «непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство». Вдохновение органически связано с «силой ума» художника, оно представляет собою акт художественного мышления.

Для того чтобы художник был охвачен этим порывом величайшей творческой силы, необходима была его полная отрешенность от суетных забот окружающего быта. Чарский «вел жизнь самую рассеянную; торчал на всех балах, объедался на всех дипломатических обедах, и на всяком званом вечере был так же неизбежим, как резановское мороженое. Однакож он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастие» («Египетские ночи»). Не только уединение было необходимо поэту, а и известная внутренняя сосредоточенность, которой так недоставало, например, Пушкину осенью 1835 года. «Я все беспокоюсь и ничего не пишу, а время идет…» «Такой бесплодной осени отроду мне не выдавалось. Пишу, через пень-колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен».

Иногда вдохновение приходит к поэту внезапно. То, что в течение долгого времени накапливалось за порогом сознания, вдруг незаметно для него самого кристаллизуется. Художник переживает этот акт кристаллизации как более или менее ощутимый толчок. «Вдохновение, — говорил Тургенев, — слишком большое слово, не каждому по плечу; но романистом положительно владеет что-то вне его, и вдруг толкает внезапно». «Толчок» этот приносит с собою физиологическое возбуждение, подчас настолько сильное, что Гончаров считает возможным самое вдохновение, в пику идеалистам, определить как «высшее раздражение нервной системы», а Флобер советует «остерегаться известного рода горячности, именуемой вдохновением, в которой больше нервного подъема, чем мускульной силы». Когда мы читаем у Пушкина: «И быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе» (послание «Жуковскому», 1818), эти слова не следует считать только поэтической гиперболой. Доде всегда начинает работу над произведением «с трепетом в кончиках пальцев». Л. Толстой считает такое состояние необходимым элементом всей своей работы: «Нынче, поутру, около часу диктовал Тане, но нехорошо, спокойно и без волнения, а без волнения наше писательское дело не идет».

Это напряжение, возбуждение, волнение, беспокойство — как бы его ни называли — достигло наивысшей степени интенсивности у Руссо, когда он впервые узнал о теме, предложенной на конкурс Дижонской академией. «Если когда-либо что-нибудь походило на внезапное вдохновенье, то это было чувство, охватившее меня при чтении: вдруг я почувствовал, как ослепительный свет озарил мое сознание и множество новых мыслей нахлынуло на меня с такой силой и в таком беспорядке, что я испытал неизъяснимое волнение. Я почувствовал головокружение, похожее на опьянение; сильное сердцебиение стеснило мое дыхание, грудь моя вздымалась. Будучи не в состоянии дальше продолжать путь, я опустился под одним из деревьев: там я провел полчаса в таком возбуждении, что не заметил, как слезы лились из моих глаз, и только поднявшись, обратил внимание, что перед моего пиджака совсем мокрый от слез». Так рассказал о своем творческом экстазе писатель-сентименталист.

Этапы, которыми приходит к поэту вдохновение, с исключительной выразительностью запечатлены Пушкиным в его стихотворении «Осень» (1833):

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю,

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем.

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Эти пятнадцать стихов очерчивают последовательность творческого процесса с глубиной, которой может позавидовать любой исследователь. Пушкин указывает прежде всего на подготовленность вдохновения чтением, мечтой, «долгими думами» поэта. Заметим, что первоначально упоминание о чтении отсутствовало: «а я сижу, мечтаю, иль думы долгие в душе моей питаю». Эпитет к «думам» был раньше менее выразителен («и думы сладкие»), но поэт переменой его подчеркнул продолжительность и устойчивость этого подготовительного этапа. Пушкин отмечает далее состояние самозабвения, в которое погружается художник слова, роль воображения, он указывает на волнение, о котором мы только что говорили. Одно состояние быстро сменяется другим, пока вдохновение не вступает наконец в силу. Приход его характеризуется «свободным» и непроизвольным течением творческого потока, а также исключительной легкостью, с которой эмоции находят себе адекватное выражение. Сравним с этим в «Египетских ночах» характеристику «того благодатного расположения духа», когда «мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые, неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли».

А. Н. Толстой не согласился с этой пушкинской характеристикой, утверждая: «Процесс писания все время прегражден препятствиями, через которые вы должны перелезть. Вам все время трудно. Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Нельзя сомневаться в глубокой искренности этих признаний А. Н. Толстого: о том же свидетельствует наблюдавший его творческий процесс Эренбург. Но то, что было безусловно характерным для творчества этого писателя, не может быть признано типичным. Утверждая, что «писать всегда трудно», А. Н. Толстой противостоит многочисленным и единодушным свидетельствам классиков мирового искусства. О «легкости» творчества в состоянии вдохновения говорил не один Пушкин, а и многие корифеи русской и зарубежной литературы. Да и сам А. Н. Толстой далеко не всегда утверждал, что «писать всегда трудно». В статье в сборнике «Как мы пишем» («П., 1930) он признавался: «В работе я переживаю три периода: начало — обычно трудно, опасно… Когда почувствуешь, что ритм найден и фразы пошли «самотеком» — чувство радости, успокоения, жажды к работе… Перевалив через… подводные камни, чувствуешь снова подъем…» А. Н. Толстой не пользуется словом «вдохновение», по существу переживая это состояние.

Неправ он и в своем утверждении: «чем труднее» пишется, «тем лучше выходит». Трудности эти далеко не всегда преодолеваются художниками слова, которые зачастую оставляют писание. В стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?» Пушкин подробно описал этот мучительный процесс неладящегося творчества:

       …стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

Читать хочу; глаза над буквами скользят,

А мысли далеко… Я книгу закрываю;

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет… Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный,

Усталый, с лирою я прекращаю спор…

Здесь мастерски охарактеризовано творческое состояние, противоположное вдохновению: «рассеянность», разброд мыслей, желание заняться другим делом, работа по принуждению и — как следствие всего этого — художественная бледность написанного.

Принося с собой кристаллизацию того, что долгое время копилось за порогом сознания художника[41] вдохновение характеризуется чувством необычайной «ясности». Станиславский рассказывал о том, как после изменения одной черты в долго не удававшемся ему гриме «сразу что-то, где-то во мне точно перевернулось. Что было неясно, стало ясным; что было без почвы, получило ее; чему я не верил — теперь поверил. Кто объяснит этот непонятный, чудодейственный творческий сдвиг! Что-то внутри назревало, наливалось, как в почке, наконец — созрело. Одно случайное прикосновение — и бутон прорвался, у него показались свежие, молодые лепестки, которые расправлялись на ярком солнце».

Еще одна черта отличает процесс вдохновения — это необычайная его быстрота. Мусоргский «едва успевает» в такие минуты «царапать на бумаге». Чайковский говорит о них: «Забываешь все, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется, едва успеваешь начинать эскизы, одна мысль нагоняет другую». Бальзак признавался: «Никогда поток, который меня увлекал, не был более быстрым». У Пушкина в этот момент стихи «звенят и льются», у Лермонтова «рифмы, дружные, как волны… несутся вольной чередой». В своем быстром течении вдохновение как бы перескакивает через ряд промежуточных ступеней. Мысль опережает в эти минуты звук и слово, которые не могут поспеть за нею.

Разрыв между течением мысли и ее фиксированием на бумаге отражается на почерке: он становится неразборчивым в «Гяуре», где перо Байрона едва успевало за воображением, в некоторых произведениях Бальзака, где его рука перестает успевать уже на второй странице за убегающей мыслью. Когда перед Гончаровым в минуты вдохновения «…вдруг хлынет свет», он работает «живо, бодро, рука едва успевает писать». Явление это известно и современным поэтам, — например, Тихонову, у которого случаются «минуты крайней сосредоточенности, когда почерк становится окончательно неразборчивым, слова сменяют друг друга, едва успевая долетать до бумаги».

Следствием подобного состояния является большая творческая продуктивность. Так, в непрекращающемся порыве вдохновения создавалась «Полтава», о работе Пушкина над которой сохранилось колоритное свидетельство Юзефовича: «Погода (в Петербурге) стояла отвратительная. Он (Пушкин. — А. Ц.) уселся дома, писал целый день… Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир; стихи преследовали его и туда; он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтоб записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки».

Пушкин недаром называл состояние вдохновения «тяжким пламенным недугом». Однако, изнуряя физически, вдохновение в то же время доставляет художнику глубокое моральное удовлетворение. По словам Бальзака, на этом этапе совершается подлинный «экстаз творчества», который «заглушает раздирающие муки рождения».

Вдохновение пробовали сравнивать с импровизацией, с которой у него действительно найдется немало общего. Бесспорно, что ряд писателей мог творить импровизируя, не прибегая к особому труду, не испытывая того «беспокойства, которое предшествует вдохновению» («Египетские ночи» Пушкина). Это в особенности применимо к блестящим салонным импровизациям Дидро, Сталь, Метастазио и других. И все же из того, что эти писатели питали индивидуальную склонность к импровизации, не следует еще делать вывод, что всякое творчество представляет собою импровизацию. В то время как импровизация не знает труда, вдохновение постоянно им сопровождается. Сходство между тем и другим — быстрота впечатлений, кажущаяся непроизвольность и пр. — конечно, еще не делает эти явления тождественными. В этом плане интересно беглое замечание, брошенное Марксом в одной из его статей об Италии: «Слыхал ли кто-нибудь, чтобы великие импровизаторы были также великими поэтами? В политике дело обстоит так же, как в поэзии»[42]. Импровизаторами не были ни Гёте, ни Пушкин: их вдохновение было гораздо более сложным и на всех своих этапах сочеталось с техникой.

Вдохновение не пассивно, как утверждала идеалистическая эстетика, изображавшая поэта всецело отдающимся во власть творческой «стихии». Оно не является и состоянием «рассеянности», и в этом смысле неправ Пушкин, сказавший в стихотворении «Поэт и чернь»: «Поэт по лире вдохновенной рукой рассеянной бряцал». Вдохновение должно считать проявлением высшей активности творческой личности. Для него типично состояние целеустремленности, собранности, сосредоточенности. Достигнув равновесия душевных сил, сконцентрировав внимание, поэт мобилизует все свои способности на выполнение первостепенных творческих задач. Никогда он не творит с большим подъемом и никогда он не добивается большего, чем в эти счастливые минуты исключительного подъема.

«Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта». Эти слова, сказанные Пушкиным в предисловии к «Путешествию в Арзрум», не следует считать отрицанием вдохновения, прихода которого Пушкин терпеливо выжидал или обращался к другим процессам работы, не требовавшим такого напряжения творческих сил. Заметим, что не все мастера обладали этой способностью, не теряя времени, переключаться на иной вид работы. Стендаль «всегда ждал минуты вдохновения, чтобы писать», «работал мало, так как ожидал вдохновения, т. е. состояния особенного возбуждения, которое охватывало меня в то время, может быть, два раза в месяц». Пассивное ожидание вдохновения сильно уменьшило продуктивность Стендаля — он признавал, что мог бы с пользой провести «десять лет своей жизни, глупо потраченные в ожидании вдохновения».

Художники, у которых эмоциональная сфера развита сравнительно слабо или подчинена рассудку, работают не апеллируя к вдохновению и не пользуясь его помощью. Франс признавался своему секретарю: «Огонь вдохновения у меня очень умерен, на нем даже воды не вскипятишь». Флобер пользовался преимуществами, доставленными ему вдохновением, с осторожностью и не доверял ему. Его письма полны оговорок на этот счет: «Нельзя жить вдохновением»; «В эту минуту… я чувствую себя в ударе, лоб у меня горит, фраза льется сама собой… Но я знаю эти маскарады воображения…» Вдохновение приходило к Флоберу трудно и редко, и он больше рассчитывал на свою способность к спокойному и каждодневному труду.

Закрепляясь «спокойными руками ремесленника», вдохновение подкрепляется «умением» мастера, его технической зрелостью. В этом отношении чрезвычайно любопытно свидетельство Н. А. Римского-Корсакова: «Отсутствие гармонической и контрапунктической техники вскоре после сочинения «Псковитянки» сказалось остановкою моей сочинительской фантазии, в основу которой стали входить все одни и те же заезженные… мною приемы, и только развитие этой техники, к которой я обратился, дало возможность новым, живым струям влиться в мое творчество и развязало мне руки для дальнейшей сочинительской деятельности»[43].

В том новом значении полной сосредоточенности всей духовной и физической природы, какое вкладывает в понятие вдохновения современная исследовательская мысль, вдохновение, конечно, незаменимо. Присущая вдохновению сила в исключительной мере повышает продуктивность творчества: как говорил Гоголь, «…попутный ветер сходит на вдохновение наше, и то, для чего, казалось бы, нужны годы, совершается иногда вдруг». Он же справедливо указывал, что «вдохновением много постигается такого, чего не достигнешь никакими учениями и трудами». Это испытала на своем опыте Сейфуллина, которая долго не находила нужной трактовки образа и сюжетной ситуации, пока одно случайное замечание со стороны не открыло ей того, чего она так безуспешно добивалась. «Вот он, внезапный свет! В тот же вечер я заново передумала все о своей Тане, ночью написала первую главу…»

Энергия вдохновения не содержит в себе ничего «потустороннего», являясь результатом мобилизации всех духовных и физических способностей творящего. Представляя собою проявление высшей активности человека, вдохновение — это такая «гостья, которая не любит посещать ленивых» (Чайковский). Она является только к тем, кто ее призывал и соответствующим образом подготовил ее приход.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Источники вдохновения | Блог 4brain

Вокруг нас так немного вещей и явлений, которые на нас влияют. И еще меньше того, что заставляет стараться, работать и созидать. В этой статье я попытался собрать все то, что называется источниками творческого вдохновения.

Размышляя над тем, что написать в статье про источники вдохновения, я пришел к выводу, что для многих из нас они индивидуальны. Одним невероятно сложно найти что-то вдохновляющее, другие находят вдохновение  во всем, что их окружает. Однако есть некоторые вещи, из которых черпают вдохновение большинство из нас. Эти вещи помогают нам найти силы, чтобы созидать.  И их очень полезно знать тем, кому сложно заставить себя что-то сделать или у кого ничего не выходит в результате долгой работы: не только художникам, поэтам и музыкантам, но и всем, кто пытается просто-напросто пересилить свою лень.

Содержание:

  1. Что такое вдохновение и как его искать
  2. Источники вдохновения
  3. Цитаты о вдохновении
  4. Отзывы и комментарии

Что такое вдохновение

Вдохновение – это особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью и огромным подъёмом и напряжением сил человека. Часто используют в сочетании «творческое вдохновение», поскольку оно является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение единой творческой задачи. Нередко в состоянии творческого вдохновения возникают озарения.

В моменты творческого вдохновения человек имеет сильное влияние на других людей, легко может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой. Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи (Википедия).

Проблема творческого вдохновения

Проблема творческого вдохновения заключается в том, что его достаточно сложно достигнуть целенаправленно. По сути, вдохновение является плодом любви к своему делу, какой-то яркой идее, крепко засевшей у человека в голове, а также стечения многих обстоятельств. С другой стороны, проблема вдохновения связана с тем, что не существует вечного источника вдохновения. Нам постоянно нужно искать что-то новое, что может мотивировать нас.

Как найти источник вдохновения

Что же может стать источником вдохновения, что даст нам такое состояние, которое характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями, когда все познавательные процессы протекают особенно продуктивно? Люди черпают вдохновение из различных источников.

Многие из нас, и не только ученые, изобретатели, деятели искусства, но и бизнесмены, ищущие новую идею, или школьники, пишущие сочинение, старались найти вдохновение. У кого-то это получается легко, у кого-то сложнее, у кого-то не получается вовсе. Ниже я попытался сделать подборку наиболее сильных мотиваторов и вдохновителей, а также привел некоторые популярные цитаты знаменитых творческих людей.

Примеры источников вдохновения

Где и откуда черпать вдохновение? Побродив по просторам интернета, можно найти множество примеров того, чем вдохновляются творческие люди. Я постарался собрать воедино универсальные источники вдохновения, которые чаще всего упоминаются в сети.

  1. Нарушение зоны комфорта, трудности и испытания. Когда зона комфорта нарушается, у человека возникает желание снова вернуться в удобное для себя состояние. Преодоление препятствий дает удовлетворение и воодушевляет на новые свершения.
  2. Когнитивный диссонанс или психологические противоречия. Абсолютно у всех людей время от времени случается состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса. Это и служит источником вдохновения.
  3. Сублимация – это переключение психической энергии из одного состояния в другое. По Зигмунду Фрейду, в ходе сублимации инстинктивная (по большей части сексуальная) энергия переключаются в неинстинктивные формы поведения. Другими словами, сублимация это преобразование эротического неудовлетворенного желания, чувства в творческую деятельность.
  4. Любовь – это один из самых сильных источников вдохновения. Часто любовь в качестве источника творческого порыва отождествляют только с сублимацией, но это не всегда так. Любовь не всегда является отражением сексуального влечения. Например, мать любит своего ребенка, и это связывается с желанием заботиться и оберегать предмет своей любви. Многие великие свершения были сделаны во имя любви, а поэты вдохновлялись своими музами, женщинами которых по-настоящему любили.
  5. Чтение. Книги являются источником мудрости. Чтение — это долгосрочный вклад в свое развитие. Читая книги, мы постоянно накапливаем идеи, мнения,  точки зрения, цитаты и символы, чтобы потом приступать к работе вдохновленными.
  6. Путешествия. Поездки в новые города и страны, как и книги — это всегда новые впечатления, эмоции и отличный источник вдохновения. Нередко самые интересные идеи возникают у нас во время долгих поездок.
  7. Природа. Ее разнообразие и краски вдохновляли людей во все времена. В городских условиях влияние природы может оказаться существенным: достаточно выбраться за город, и вы почувствуете прилив сил и эмоциональный подъем.
  8. Успешные люди. Успешные люди могут быть и в вашем окружении, старайтесь общаться с ними как можно больше, перенимая их образ мышления и действий. Также успех всемирно известных людей может стать примером и вдохновить. Это может быть банальное чувство зависти или, к примеру, искреннее восхищение – в любом случае чужой успех может стимулировать нас работать больше и лучше.
  9. Музыка и другие формы искусства. Они вызывают в нас много эмоций, ассоциаций, помогают оторваться от повседневности, становятся источником креатива. Живопись, стихи (поэзия), музыка, театр, кино, опера.
  10. Семья и близкие друзья — источник вдохновения, по сути это любовь, но также и чувство родства, чего-то своего. Мы собственники по натуре и дорожим своими родными и близкими, вдохновляемся ими, совершаем значимые поступки ради них.
  11. Самопознание. Изучение природы человека, погружение в наши мотивы и эмоции, нередко помогает узнать много нового о себе, в том числе и то, как мотивировать и вдохновлять себя.
  12. Спорт. В здоровом теле — здоровый дух. Спорт влияет на нашу внешнюю красоту, а также пробуждает некоторые физические и химические процессы в организме, что может дать силы для созидания. К примеру, вечерняя пробежка может зарядить вас творческой энергией и вдохновить на творчество.
  13. Дети. Общаясь с детьми, участвуя в их воспитании, мы часто видим в них себя. Мы радуемся их успехам, как своим, мы подпитываемся их неуемной энергией и их чистым разумом.
  14. Воспоминания. Вызвать нужные для вдохновения чувства можно воспоминаниями, они могут быть различными в зависимости от того, какой след они оставили в вашей душе. Счастливейшие моменты вашей жизни помогут создать  позитивный настрой, а грустные эмоции, заставят переосмыслить пережитое и начать новую жизнь.

Цитаты о вдохновении

В поисках источника творчества вы можете посмотреть, что говорили знаменитые творческие личности о проблеме вдохновения.



Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод.
(Леонардо да Винчи)



Искать вдохновение всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта.
(Александр Сергеевич Пушкин)



В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант.
(Иоганн Вольфганг Гёте)



Не важно, откуда берется вдохновение. По крайней мере, до тех пор, пока тебя устраивают его плоды.
(Стив Бушеми)



Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён.
(Рихард Вагнер)



Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
(Петр Ильич Чайковский)



Вдохновение приходит только во время работы.
(Габриэль Гарсиа Маркес)



Вдохновение — это быстро сделанный расчет.
(Наполеон Бонапарт)



Комар, ранним утром впивающийся вам в ляжку, может послужить молнией, которая озарит в вашем черепе неизведанные ещё горизонты.
(Сальвадор Дали)



Вдохновение нужно черпать в том, что тебя пугает.
(Тим Рот)


Отзывы и комментарии

Если вы хотите поделиться своими источниками вдохновения, то можете написать ниже в форме комментариев (для зарегистрированных пользователей Вконтакте).

Желаю вам творческого вдохновения!

PS

Также на нашем сайте вы можете пройти тренинг по развитию творческого мышления.

4brain.ru

Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта.
    Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” он пишет, подводя итог созданному в течение жизни:

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
     И милость к падшим призывал.

    Здесь одной из главных заслуг названо обращение к гражданской лирике. Действительно, в основе многих произведений Пушкина лежит неприятие им современного общества, взаимоотношений между властью и личностью. Эта тема появляется уже в 1815 году в стихотворении “Лицинию”. Ее дальнейшее развитие — ода “Вольность” 1817 года, в первых стихах которой поэт прямо заявляет о цели ее создания:

    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.

    Надежда на изменение ситуации в стране звучит в послании “К Чаадаеву” 1818 года, неудовлетворенность происходящим — во второй части “Деревни” 1819 года.
    Все эти стихотворения проникнуты идеями декабризма, к которым намеренно возвращается поэт в послании “Во глубине сибирских руд…” 1826 года. Отличительной чертой вышеперечисленных произведений является использование олицетворения таких абстрактных понятий, как “свобода”, “надежда”, “любовь”, таких метафор, как “горит желаньем”, “свободою горим”.
    Пушкину раннего периода творчества присуща и некоторая публицистичность: обращения (“о друзья”, “товарищ”), восклицания, риторические вопросы. Однако гений молодого поэта не умещался в заданные рамки. Не заслужило одобрения декабристов, например, сравнение ожидания “минуты вольности святой” с ожиданием “минуты первого свиданья”. Мысли о политическом устройстве России вдохновили Пушкина на создание широко известных эпиграмм на императора и его приближенных (“Сказки. Моё!”, 1818 г., “На Аракчеева”, 1820 г.), стихотворения кризисного 1823 г. “Свободы сеятель пустынный…”, произведения 1826 года “Стансы”.
    Мечты о “минуте вольности святой” легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в “Узнике”, поэт противопоставляет “лире вдохновенной” (стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824 г.).
    Объяснение этому феномену можно найти в легенде “Пророк” 1826 года, из которой мы узнаем, что вдохновение — это дар Бога. Для того чтобы подчеркнуть высокое предсказание поэта, Пушкин выбирает особый жанр, используя библейскую лексику (“шестикрылый серафим”, “пророк”, “гады”), старославянизмы (“персты”, “зеницы”, “горний” и другие), эпитеты высокого стиля (“празднословый и лукавый” язык, “жало мудрыя змеи”). Подтверждается мысль о богоизбранности поэта, о его особой миссии в стихотворении “Поэт” 1827 года, где Пушкин вновь обращается к возвышенной лексике (“суетный”, “хладный”, “ничтожный”), особым метафорам и сравнениям (“…Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел”). На то, что вдохновение дается поэту свыше и не зависит от него самого, указывает и форма пассива причастия в стихотворении “Поэт и толпа” 1828 года: “…Мы рождены для вдохновенья…” О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении “Муза” 1821 года.
    Другая точка зрения высказана в стихотворении “Поэту” 1830 года. Пушкин говорит о том, что художник не должен подчиняться толпе. В то же время автор не дает нам ни одного намека на какие-либо высшие силы, стоящие над поэтом: “…Иди, куда влечет тебя свободный ум…”, “Ты сам свой высший суд…” Это обращение сильной личности к равным себе.
    Если проанализировать все творчество Пушкина, то мы заметим, что лик Бога просматривается за строками далеко не всех сочинений поэта, относительно редко встречаются и произведения, написанные под влиянием размышлений о судьбе человечества. Чаще стихотворения отражают глубоко личные переживания, возникшие в конкретную минуту жизни их автора. Но для Пушкина несомненно, что из мгновений складывается вечность. Так, получается, что отклик на определенное событие оказывается оценкой целого периода жизни, новой попыткой ответить на вечные вопросы. Размышления над проблемами бытия, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами жизни, вдохновили поэта на создание стихотворений философской лирики. Среди шедевров этой группы произведений необходимо отметить “Погасло дневное светило…” (1820), “Телега жизни” (1823), “К морю” (1824), “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Элегия” (1830), “…Вновь я посетил…” (1835).
    В 1816 году в стихотворении “Певец” Пушкин написал: “Слыхали ль вы… / Певца любви, певца своей печали?” “Своей печали” посвящена философская лирика поэта, но не меньше было написано им о любви. Как и для всех творческих личностей, для Пушкина влюбленность — источник вдохновения. Об этом он пишет в стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”, 1825 г.): “…вот опять явилась ты…”, и для сердца “…воскресли вновь / И божество, и вдохновенье…”. Любовь — всегда светлое чувство. “…’Печаль моя светла…” — говорит поэт в стихотворении 1829 года “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, вспоминая свою возлюбленную.
    Пушкин не раз увлекался прекрасными женщинами, но он всегда находил особенные, неповторимые слова для описания своих переживаний. Удивительные эпитеты выбирает он в стихотворении “К***” 1825 года. Его избранница — это “мимолетное виденье”, “гений чистой красоты”; ее голос — “нежный”, черты — “милые” или “небесные”. Усиливает выразительность анафора на “и”, “без”, “как”, рефрены (“…Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты” и “…Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви”. Стихотворение мелодично благодаря сквозной рифме (например: ты — красоты — суеты — черты) и аллитерации на сонорные “м”, “л”, “н”. В элегии “Я вас любил; любовь еще, быть может…” 1829 года эпитеты описывают само чувство автора: “любил безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Мелодика вновь создается с помощью анафоры (“Я вас любил…”).
    Однако дружба крепче любви. Об этом Пушкин пишет в стихотворении “В альбом Пущину” 1817 года. Дружеские послания и эпиграммы занимают видное место в творчестве поэта. Даже переписка со знакомыми часто велась в стихах. Среди адресатов — члены родной семьи (сестра, брат, дядя) и у тех семей, которые были особенно дороги поэту (Раевские, Карамзины, Осиповы-Вульф), лицейские друзья, наставники в творчестве и жизни, няня. Дружба для Пушкина значила очень много. Он тяжело переживал разлуку с товарищами по учебе. Каждый год поэт отмечал годовщину лицея, часто 19 октября появлялись стихи: самое известное — “19 октября” 1825 года. Друзьям были посвящены “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…” и многие другие.
    Многие знакомые Пушкина, как и он сам, были стихотворцами. Вместе с ними поэт участвовал в литературной борьбе, писал эпиграммы на членов “Беседы любителей русского слова” (“Угрюмых тройка есть певцов…” 1815 года, “Шишкову” 1816 года). Желание отстоять свои литературные взгляды и недоброжелательное отношение к дешевым критикам стали причиной создания целой серии стихотворений, например: “Послание к цензору” 1822 года, “Второе послание к цензору” 1824 года, “Жив, жив Курилка!” 1825 года.
    Не только нападки противников нового течения в литературе и критиков задевали поэта. Иногда он отвечал стихами на светские и журнальные сплетни. Такой ответ — “Моя родословная” 1830 года.
    Чужое творчество не всегда вызывало насмешку Пушкина. В лицейские годы поэт подражал Жуковскому, Вяземскому, Ломоносову, Батюшкову и опосредованно Анакреону. В дальнейшем на него оказывали влияние поэты-декабристы, Байрон. В 1821 году Пушкин написал “К Овидию”, в 1825 году — “Андрей Шенье”. Создав “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, поэт продолжил традицию Горация, Ломоносова, Державина. Иногда источником вдохновения служили произведения, авторы которых неизвестны. Религиозные тексты легли в основу “Подражания Корану” 1824 года и стихотворения “Отцы-пустынники и жены непорочны…” 1836 года, фольклор — в основу “Песен западных славян” 1834 года, “Песни о Стеньке Разине” (1826), “Песни о вещем Олеге” (1822). Но не только создания человеческого гения вдохновляли поэта. Пейзаж — неотъемлемая часть многих произведений Пушкина. Так, стихотворение гражданской лирики “Деревня” начинается идиллическим изображением гармонии в природе, противопоставленной несправедливой жизни людей. Философский пейзаж появляется в произведениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “…Вновь я посетил…” (1835), “Анчар” (1828). Описание природы предваряет воспоминания поэта о друзьях в лицейскую годовщину 19 октября 1825 года. Чувства лирического героя раскрываются через психологический пейзаж в стихотворениях “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829), относящемся к любовной лирике, и “Осень” (1833), в котором присутствуют и философские мотивы, и размышления о творчестве. Природа помогала Пушкину найти образы, становившиеся “символическими”, как, например, в элегии “К морю” (1824) или поэме-легенде “Анчар”; формировала особое душевное состояние поэта. Под влиянием разных зимних пейзажей были написаны “Зимнее утро” (1829) и “Зимний вечер” (1825). Но именно осень была для Пушкина любимым временем года, когда родились строки, рассказывающие о единстве поэта с природой, о влиянии ее на создаваемые стихи. Осенью “душа стесняется лирическим волненьем”:

    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут.

    Итак, вдохновение у Пушкина — это и дар богов, и свойство души самого поэта. Среди основных источников вдохновения — природа, неприятие устройства общества, размышления о смысле жизни и прожитых годах, любовь, дружба, литературная борьба, желание сформулировать свое поэтическое кредо.


13525 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина


Смотрите также по разным произведениям Пушкина:


www.litra.ru

«Поэт» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – композиция, стихотворный размер, рифма, средства выразительности

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Жанр

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 54.

obrazovaka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о