Составьте план текста – как составить, что такое? [Решено] |

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §63 Вопрос 374 Спишите. Составьте план текста.

Привет. Выручайте с ответом по русскому языку…
Спишите. Составьте план текста, а затем схему выделенного
сложного предложения.
Писарев о романе «Отцы и дети»
I. Новый роман Тургенева даёт нам всё, чем мы при-
выкли насл..ждаться в его произведениях. Художестве..ая
отделка (без)укоризне..о хороша; характеры и положения,
сцены и картины нарисова..ы так наглядно и в то(же) время
так мягко, что самый отчая..ый отрицатель иску..тва почу(?)ствует при чтении романа какое(то) (н..)понятное
насл..ждение, которого (н..)объяснишь (н..)зан..мательно-
стью рассказываемых событий, (н..)пор..зительной верно-
стью основной идеи. Дело в том, что события вовсе (н..)зани-
мательны, а идея вовсе (н..)пор..зительно верна. В романе
нет (н..)завязки, (н..)развязки, (н..)строго обдума..ого пла-
на; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное,
сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочу(?)ство-
ванное отношение автора к выведе..ым явлениям жизни.
А явления эти очень близки нам, так близки, что всё наше
молодое пок..ление с своими стр..млениями и идеями может
узнать себя в действующих лицах этого романа.
II. Я этим (н..)хочу сказать, что(бы) в романе Тургенева
идеи и стр..мления молодого поколения отр..зились так,
как пон..мает их само молодое пок..ление; к этим идеям и
стр..млениям Тургенев относится с своей личной точки зре-
ния, а старик и юноша почти (н..)когда (н..)сходятся между
собою в убеждениях и с..мпатиях. Но если вы подойдёте к
зеркалу, которое, отр..жая предметы, изменяет (н..)много
их цвета, то вы узнаете свою физиономию, (н..)смотря на по-
грешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём
типы настоящей минуты и в то(же) время отдаём себе отчёт
в тех изменениях, которые и..пытали явления действитель-
ности, проходя через сознание художника.
Роман Тургенева, кроме своей художестве..ой красоты,
замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на раз-
мышления, хотя сам по себе (н..)разрешает (н..)какого во-
проса и даже осв..щает ярким светом (н..)столько выводи-
мые явления, сколько отношения автора к этим самым яв-
лениям. Наводит он на размышления именно (по)тому, что
весь (на)сквозь проникнут самой полной, самой трогатель-
ной искре..остью. Всё, что написано в последн.. романе
Тургенева, прочувствова..о до последней строчки.
 

class.rambler.ru

Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте | Начальная школа

Формирование умений составлять план текста в младшем школьном возрасте

Автор: Солодова Юлия Алексеевна

Организация: НГПУ им. Козьмы Минина

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Целью современной концепции модернизации общего образования  становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Основной задачей начального образования является формирование учебной деятельности и  мотива  умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность.

Учитель начальных классов работает над  формированием  общеучебных умений и навыков. Одним  из  основных является  навык работы с текстом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.  Поэтому  нужно научить  не просто чтению, а умению думать и работать над текстом, а именно читать и понимать прочитанное, давать характеристику героям, делить на части и составлять план прочитанного текста.

Формирование умений составлять план текста – это умение ориентироваться в структуре текста и воспроизводить его. Оно связано в свою очередь с рядом микро умений, которые должны быть сформулированы заранее, прежде чем ученик овладеет умениями составлять разного вида пересказы. Значительное место на уроках литературного чтения необходимо отводить работе по определению смысловых частей текста и их взаимосвязей, составлению плана. Эти умения необходимы для более глубокого понимания произведения, в то же время без них очень трудно формировать умения, воспроизводить текст. Выработку устойчивых умений по делению текста на смысловые части и составлению планов важно проводить в конце второго и третьего классов, применяя специальные упражнения.

Методика  формирования умения составлять план подробно описана в работе Л.Н.Изволенской «Методика формирования умения составлять план». Такому  виду деятельности,  как составление плана, нужно специально учить, показывая ее поэтапно: (2, с.31 – 34)

  • подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
  • определить, на сколько частей можно разделить текст;
  • сказать, о чем будет говориться в каждой части;
  • предложить озаглавить кажд

www.predmetnik.ru

Как составить план текста

Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Просмотр содержимого документа
«Как составить план текста»

Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Таким образом, план: 

  • раскрывает содержание текста; 

  • отражает последовательность развития авторской мысли; 

  • восстанавливает в памяти содержание текста; 

  • ускоряет работу над текстом сжатого изложения; 

  • помогает сохранить авторский стиль; 

  • организует самоконтроль; 

  • сосредотачивает внимание. 

Принципы составления плана 

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 

  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 

  3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

Попробуем составить все эти виды планов на примере следующего текста. 

Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.  

Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом.  Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым,  почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.  

А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти.  Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами. 

(По Г. Черменской)

multiurok.ru

Как составить сложный план текста

Понятие сложного плана

       План представляет собой логически связанный, последовательный перечь основных мыслей автора. Систематизация текстового материала не только облегчает запоминание, работу с ним, но и помогает уяснить смысл и цель написания, выделить основные мысли, вкладываемые в текст автором.
Основные требования к сложному плану:

  • структурированность – план должен соответствовать структуре текста, иметь начало и заключение;
  • грамотная формулировка мыслей — название пунктов и подпунктов должны отражать или дополнять основную тему, не наслаиваться и не дублировать друг друга;
  • информативность – название должны содержать необходимую информацию для последующего воспроизведения, не быть слишком общими;
  • последовательность – каждый пункт или подпункт следует из предыдущего, не нарушая логику и целостность изложения мыслей.

Порядок составления сложного плана

       При составлении сложного плана необходимо обращать внимание на абзацы и наиболее яркие образы, описываемые автором – акцентирование внимание на них способствует облегчению процесса выполнения данной работы:

  • прочитать текст, выявить главную тему;
  • выделить основные смысловые текстовые части и озаглавить их – они станут пунктами плана;
  • среди крупных смысловых частей выделить мысли, вкладываемые автором, и также озаглавить их – это подпункты. В каждом пункте должно присутствовать минимум два подпункта;
  • проверить формулировку названий пунктов и подпунктов – они должны быть не отрывками из предложений, а заголовками, сформулированными самостоятельно для смысловых частей текстового материала;
  • проверить, раскрывает ли план основную мысль текста и отображает ли его структуру.

       Например, один из вариантов плана по теме «Феодальная раздробленность Руси»:
1.Причины появления феодальной раздробленности;
а) социально – экономические причины;
б) политические причины.
2. Развитие Руси в период раздробленности;
а) специфика развития русских княжеств;

б) культура периода раздробленности;  
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.

 

vashurok.ru

Составление плана к тексту

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст — его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста

Задание. Составьте план к словарной статье Т.М. Николаевой «Текст»//Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: 1990. – С.507.

Тезирование – составление тезисов

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Тезис, по определению — это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

Задание. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте.

1. Отличие научных текстов от других текстов. Адресат не указывается, но автор постоянно имеет в виду своего адресата. Адресат не просто воспринимает излагаемую информацию. Адресат одновременно производит интеллектуальные операции, как, например, усвоение, сопоставление, критический анализ.

2. Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.

3. Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *