Современный менеджер – —

Современный менеджер: компетенции, стили руководства

Особенности современного предпринимательства и менеджмента, о которых говорилось выше, формируют особый тип менеджера. Инновационный характер современного менеджмента, все большая зависимость от персонала, благоприятной социальной среды выводят на первый план (помимо маркетинговой, финансовой, организационной компетентности) умения особого рода.

Эффективность современного бизнеса, его способность к существованию и развитию в условиях жесткой конкуренции все больше зависит от полноты использования потенциала имеющегося человеческого ресурса. Сложность этой задачи приводит к тому, что акцент в менеджменте переносится с быстрого результата (тактики) на долгосрочную эффективность (стратегию).

Задача современного менеджера заключается в создании таких условий, при которых даже ординарные люди смогут добиваться неординарных результатов. Сами подчиненные с помощью менеджеров должны развиться из контролируемых работников в специалистов, наделенных широкими полномочиями.

В обоих случаях, работая со знанием или с умением, менеджер развивает только потенциал сотрудника, не обеспечивая его реализации. Развитие только потенциала, т. е. возможностей без их обязательного использования, может быть интересно сотруднику, но совершенно невыгодно компании. Каким должен быть новый менеджер для того, чтобы иметь возможность эффективно изменить поведение подчиненного? Вот набросок его портрета:

  • Менеджер должен ясно представлять себе, какого поведения от подчиненного он хочет добиться и чему его следует обучать.
  • Менеджер должен ясно представлять себе, какого поведения от подчиненного он хочет добиться и чему его следует обучать.
  • Менеджер должен знать, как его подчиненный действует на самом деле, почему необходимо контролировать не столько его результаты, сколько процесс его работы.
  • Менеджер должен уметь анализировать причины неправильных действий подчиненного и быть готовым к получению информации о собственных неправильных действиях.
  • Менеджер должен научиться обучать. Личное участие в развитии персонала должно восприниматься им как важнейшая стратегическая функция.
  • Менеджер должен строить такие отношения с подчиненными, которые позволят не только не потерять контроль над ситуацией при передаче подчиненным больших знаний и полномочий, но сделать ее еще более контролируемой.

На этом наброске проступают черты руководителя нового поколения. Наличие представителей именно этого поколения руководителей – поколения менеджеров-наставников – будет в ближайшем будущем определять успешность и конкурентоспособность любой компании.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать уже приобретенные знания с вновь приобретенными, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Стили управления

Стиль управления Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера 

Личное установление целей и выбор средств их достижения

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера 

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации 

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые стороны Сдерживается индивидуальная инициатива Требует много времени на принятие решений Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

bmanager.ru

Модель современного менеджера

В работе руководителя много привлекательных
сторон: она предоставляет большие
возможности для развития личности,
придает человеку достоинство, является
захватывающей и увлекательной. Менеджеру
приходится часто решать сложнейшие
задачи в условиях критических ситуаций
и неопределенных перспектив.

В прошлом на должность менеджеров
старались подобрать людей с ярко
выраженными диктаторскими замашками,
поскольку рабочие были в большинстве
своем покорной, малообразованной,
безликой массой и наилучшим способом
обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий
управляющего была: «бизнес — есть бизнес,
работай, не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не
принуждать к труду, а поощрять, изменились
и требования к управляющим.. Главным их
достоинством стала способность играть
роль главы семьи, который по-отечески
относится к подчиненным, действуя по
формуле: «твердость, но справедливость».

Все это, безусловно, помогло снять многие
проблемы и прежде всего антагонизм
между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше
потрясавшие западную экономику,
потребовали от управляющих новых
качеств. Просто ужиться с людьми было
не достаточно – содействие нужно было
обеспечить надежной материальной базой,
которую создавал надежный бесперебойный
сбыт товаров. Это потребовало от менеджера
еще и маклерских способностей.

И, наконец, сегодня фирмы выросли
настолько, что единоличное управление
ими стало практически невозможным.
Кроме того, у руководителей добавилось
и много внешних функций, в том числе
взаимодействие с партнерами, профсоюзом,
государственными и политическими
деятелями. Каждым направлением занимался
самостоятельный управляющий, поэтому
глава корпорации становился
менеджером-организатором, основная
обязанность которого – координировать
деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный
менеджер выступает в нескольких
ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный
властью, руководящий большим коллективом
людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести
за собой подчиненных, используя свой
авторитет, высокий профессионализм,
положительные эмоции.

В-третьих, это – дипломат, устанавливающий
контакты с партнерами и властями, успешно
преодолевающий внутренние и внешние
конфликты.

 В-четвертых, это – воспитатель,
обладающий высокими нравственными
качествами, способный создать коллектив
и направляющий его развитие в нужное
русло.

В-пятых, это – ин новатор, понимающий
роль науки в современных условиях,
умеющий оценить и без промедления
внедрить в производство то или иное
изобретение или рационализаторское
предложение.

В-шестых, это – просто человек, обладающий
высокими знаниями и способностями,
уровнем культуры, честностью, решительностью
характера и в то же время рассудительностью,
способный быть во всех отношениях
образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер
осуществляет ряд конкретных функций,
среди которых: организация и планирование
деятельности коллектива и своей
собственной работы; распределение
заданий и инструктаж подчиненных;
контроль за ними; подготовка и чтение
отчетов; проверка и оценка результатов
работы; ознакомление со всеми новинками
в мире бизнеса, техники и технологии,
выдвижение и рассмотрение новых идей
и предложений; решение вопросов, выходящих
за пределы компетенции подчиненных;
знакомство с текущей корреспонденцией;
ответы на звонки и прием посетителей;
проведение собраний и представительство;
заполнение форм отчетности; ведение
переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким
разнообразием (до 200 видов действий в
день), разнообразием формы самих этих
действий и места их осуществления,
широкими контактами и коммуникациями
внутри и вне фирмы, быстрой сменой
событий, людей и действий.

Выполняя свои повседневные обязанности,
менеджер общается с различными категориями
лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда
они могут быть весьма неприятными,
выдвигающими несуразные требования и
даже угрожающими, но в любом случае
обращаться с ними нужно корректно, не
показывая раздражения. Другая категория
людей, с которыми приходится общаться,
руководители различного ранга. В
разговорах с ними выражаться следует
четко и недвусмысленно, придерживаться
только фактов или собственных соображений,
кратко излагать мысли. Ставя какую-то
проблему, лучше всего сразу же предложить
вариант ее решения, чтобы босс не
занимался ею от начала до конца. Вообще,
лучше всего большую часть его работы
взять на себя он этого не забудет. С
подчиненными общение должно быть в
высшей мере доверительным и доброжелательным
от них, как известно в решающей степени
зависит судьба менеджера. И, наконец,
менеджер постоянно общается с коллегами
– руководителями других подразделений.
Прямого влияния на них он оказать не
может и здесь в особой мере нужно уметь
вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения менеджеру приходится
выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора,
связывающего одну группу людей с другой
и упрощающего диалог между ними. Эту
роль имидж и представительство во
внешнем мире; фактический может играть
номинальный глава фирмы, обеспечивающий
ее вдохновляющий действия людей,
направленные на лидер, достижение целей
фирмы; коммуникатор, создающий возможность
надежных непрерывных контактов между
сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора,
обеспечивающего прием, передачу и
обработку различного рода информации.
Эту роль может играть контролер, следящий
за работой подчиненных, сравнивающий
ее с поставленными целями. Ее может
взять на себя распространитель идей,
который в курсе всех изменений, влияющих
на работу сотрудников, информирующий
их об этом, разъясняющий политику фирмы.
Это и представитель, разъясняющий
значение и характер проблем другим
подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием
решений. Ее играет предприниматель,
ищущий новые пути достижения целей и
берущий на себя всю ответственность за
риск, связанный с ними. Ее играет менеджер,
ответственный за распределение ресурсов
фирмы. Ее, наконец, играет представитель
фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Менеджеры высшего звена фирмы обычно
являются номинальными главами,
координаторами, представителями,
определяют цели и основные принципы
деятельности. Менеджеры среднего звена
чаще всего выступают в качестве
генераторов идей, представителей на
переговорах, координаторов деятельности
своих подчиненных, определяя их
функциональные обязанности и цели,
совершенствующие производственный
процесс. Менеджеры низшего звена –
мастера находятся ближе к непосредственным
исполнителям. Цели для них формируются
на ближайшую перспективу непосредственными
руководителями и ориентированы на
повышение производительности труда,
квалификации отдельных работников,
снижение брака. В отличие от предыдущих
категорий управленцев они решают вопрос
не «Что делать?», а «Как делать».

По своему отношению к работе менеджеры
делятся на пассивных и активных. Пассивные
используют, как правило, принципы
деятельности, выработанные другими,
замыкаются преимущественно на своих
подчиненных, пытаясь контролировать
все их действия. В повседневной работе
такие менеджеры ограничиваются решением
узких проблем, причем с рутинных позиций.
Они берутся лишь за то, что служит на
пользу их карьере и позволяет «набрать
очки», да и здесь, боясь риска, действуют
только по схеме «так, чтобы наверняка»,
не пытаются расширить кругозор, а
нехватку знаний и идей пополняют их
воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному
руководитель активного типа не сидит
на месте, стремится к испытаниям,
полностью отдает себя работе. Он обладает
четкими жизненными установками,
требователен к себе и окружающим,
стремится к совершенству. Такой
руководитель постоянно находится в
гуще жизни, непрерывно вырабатывает и
пересматривает и соответствии с
обстановкой принципы деятельности для
себя и для других. Он стремится
конструктивно использовать любые, даже
конфликтные, ситуации, не боясь риска
и ответственности. Активный менеджер
ищет и устанавливает срочные контакты
с окружающими, поощряет их самостоятельность,
дает возможность выдвинуться. У активного
менеджера есть все необходимые задатки
для того, чтобы стать лидером коллектива,
совмещающим в себе официальное признание
руководства и неофициальное подчиненных.
Окружающие, как считают психологи,
воспринимают лидера по четырем основным
моделям: 1) «Один из нас», 2) «Лучший из
нас — образец для подражания»; 3)
«Воплощение добродетелей»; 4) «Оправдание
всех ожиданий», в соответствии с чем и
строят свое отношение к нему, позволяют
лидеру распространять свое влияние на
коллектив и каждого в отдельности.

Лидерство – это искусство влияния на
людей, вдохновения их на то, чтобы они
по доброй воле стремились достичь неких
целей. Очень часто, к сожалению, особенно
в политике, это оказываются личные
амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего
потому, что он в состоянии предложить
им (хотя и не всегда реально дать) средства
для удовлетворения их важнейших
потребностей, указать нужное направление
деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем
знании подчиненных, умении поставить
себя на их место, анализировать ситуацию,
определять ближайшие и отдаленные
последствия своих действий, стремлении
к самосовершенствованию, способности
вселять в подчиненных уверенность,
сознание необходимости совершать те
или иные поступки, ибо поведение
сотрудников чаще всего отражает то,
чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности партнеров,
противников, начальства, умело их
использует в официальных и неофициальных
контактах. Убеждая других, он проявляет
завидную гибкость и умение идти на
компромисс.

Но подлинным источником власти лидера
над людьми является его независимость,
готовность в любой момент освободить
занимаемое место, поскольку выражение
интересов коллектива вовсе еще не
означает покорности ему.

Менеджер, его личные качества сильно
влияют на процесс управления, на его
эффективность, которая обеспечивается
прежде всего соединением воедино 5
факторов производства: капитала,
информации, материалов, людей и
организации, самым главным из которых
является человек.

В связи с этим необходима разработка
общей модели современного менеджера.

1. Знания и умения менеджера.

Современный менеджер во всём мире
воспринимается как эффективный,
инновационный руководитель = лидер +
власть + стиль работы + карьера. Менеджер
должен иметь широкий кругозор и системное
нестандартное мышление по вопросам
внутренней взаимосвязи, факторов
корпорации и взаимодействия последних
с внешней средой. Он должен иметь высокие
общечеловеческие качества и психологические
способности, обладать способностями
идти на разумный и взвешенный риск,
уметь осуществлять бизнес – проектирование,
разрабатывать, корректировать и
осуществлять бизнес-план. Уметь
осуществлять маркетинговые исследования,
прогнозировать развитие организации
с учётом потребностей и занятие в нём
новых инновационных ниш.

2. Личные качества менеджера. Менеджеру
необходимо иметь:

  • жажду знаний, профессионализм, новаторство
    и творческий подход к работе;

  • упорство, уверенность в себе и преданность
    делу;

  • нестандартное мышление, изобретательность,
    инициативность и способность генерировать
    идеи;

  • психологические способности влиять
    на людей;

  • коммуникабельность и чувство успеха;

  • эмоциональную уравновешенность и
    стрессоустойчивость;

  • открытость, гибкость и лёгкую
    приспосабливаемость к происходящим
    изменениям;

  • ситуационное лидерство и энергию
    личности в корпоративных структурах;

  • внутреннюю потребность к саморазвитию
    и самоорганизации;

  • энергичность и жизнестойкость;

  • склонность к успешной защите и столь
    же эффективному нападению;

  • ответственность за деятельность и за
    принятые решения;

  • потребность работать в коллективе и с
    коллективом.

3. Этические нормы менеджера. Менеджер
в своей деятельности с коллегами и
партнёрами руководствуется общепринятыми
нравственными правилами и нормами:
следовать методам честной конкуренции;
не использовать «грязные деньги» в
своей деятельности; «играть в открытую»,
если партнёр делает также, стараться
выполнить данное им обещание при любых
условиях, использовать только честные
методы при попытке влиять на подчинённых,
быть требовательным, но не оскорблять
достоинство, быть внимательным и
предупредительным.

4. Личные ресурсы менеджера. Основными
ресурсами менеджера являются: информация
и информационный потенциал, время и
люди, умело используя которые руководитель
обеспечивает получение высоких
результатов, постоянно повышая
конкурентоспособность руководимой им
организации.

5. Навыки и способности менеджера
эффективно управлять. На эффективность
управления могут влиять:

  • способность управлять собой;

  • разумные личные ценности;

  • чёткие личные цели;

  • упорный постоянный личный рост;

  • навыки и упорство решать проблемы;

  • изобретательность и способность к
    инновациям;

  • высокая способность влиять на окружающих;

  • знание современных управленческих
    подходов;

  • способность формировать и развивать
    эффективные рабочие группы;

  • умение обучать и развивать подчинённых;

6. Ограничение саморазвития менеджера.

К таким недостаткам следует отнести:

  • неумение управлять собой;

  • размытые личные ценности;

  • смутные личные цели;

  • остановленное саморазвитие;

  • недостаточность навыка решать проблемы;

  • недостаток творческого подхода;

  • неумение влиять на людей и их
    консультировать;

  • недопонимание особенностей, процессов
    управления;

  • слабые навыки управления людьми и
    ресурсами;

  • неумение обучать и устанавливать
    требование на саморазвитие;

  • низкая способность формировать
    коллектив.

На эффективное управление оказывает
действие оперативная информация,
коммуникации, т.е. способность обмениваться
информацией. Менеджер должен понимать
важность коммуникации, постоянно
совершенствовать коммуникацию.

studfiles.net

2. Модель современного менеджера

Для того чтобы успешно
реализовывать свои про­фессиональные
функции, менеджер должен:

  • обладать определенными
    знаниями и умениями;

  • иметь соответствующие
    личные качества;

  • руководствоваться этическими
    нормами;

  • иметь навыки и способности
    эффективно управлять;

  • преодолевать ограничения
    саморазвития.

Это составляющие модели
менеджера. Рассмотрим каждую из них в
отдельности.

Знания и умения менеджера.
Во всем мире современный менеджер
воспринимается как эффективный,
инновационный руководитель. А для этого
он должен знать закономерности
функционирования рыночной экономики,
теорию и практику современного
менеджмента, формы и методы мотивации
людей, теорию организации и методы
моделирования организационных структур
хозяйствования, методы комплексного
анализа результатов деятельности
организации. Менеджер должен знать
действующее законодательство и основы
правового регулирования менеджмента
в различных отраслях народного хозяйства
и его сферах.

Менеджер должен уметь
нестандартно мыслить, находить необходимые
решения в условиях высокой степени
риска; осуществлять бизнес-проектирование,
разрабатывать, корректировать и
реализовывать бизнес-план; осуществлять
маркетинговые исследования, прогнозировать
развитие организации с учетом потребностей
рынка; уметь владеть собой.

Личные качества менеджера.
Среди них такие:

  • широкий кругозор;

  • профессионализм и творческий
    подход к работе;

  • инициативность,
    изобретательность;

  • уверенность в себе,
    целеустремленность;

  • коммуникабельность,
    стремление работать в коллективе и с
    коллективом;

  • самообладание,
    стрессоустойчивость;

  • психологическая способность
    влиять на людей;

  • ответственность, моральная
    надежность;

  • внутренняя потребность к
    саморазвитию;

  • вера в свои способности и
    успех.

Этические нормы менеджера.
Слово «этика» в переводе с греческого
означает привычку, обычай, правила
поведения. Этика имеет дело с принципами,
определяющими правильное и неправильное
поведение. Этика подразделяется на
теоретическую (философскую) и практическую
(или нормативную). Практическая этика
обосновывает нравственные принципы,
идеалы, нормы. На этические нормы
менеджера оказывают влияние два рода
факторов: факторы, связанные с корпорацией
(традиции корпорации, школы менеджмента,
устав и положения компании, законодательство),
и факторы, связанные с обществом (традиции
страны, материальная и духовная культура
общества, общественное мнение, чисто
человеческие этические нормы).

Менеджер в своей деятельности
руководствуется общепринятыми правилами
и норма
ми:

  • следовать методам честной
    конкуренции;

  • не использовать «грязные
    деньги»;

  • выполнять данные обещания
    и следовать сказанному слову;

  • не манипулировать людьми;

  • быть требовательным, но не
    оскорблять досто­инство;

  • проявлять воспитанность
    и хорошие манеры.

Навыки и способности
эффективно управлять
.
На эффективность управления оказывают
влияние:

  • способность управлять
    собой;

  • упор на постоянный личный
    рост;

  • способность принимать
    непопулярные, но оправданные по ситуации
    решения;

  • навыки и упорство решать
    проблемы;

  • способность влиять на
    окружающих;

  • способность обучать и
    развивать подчиненных.

Ограничения саморазвития
менеджера
. Среди таких
недостатков отметим следующие:

  • неумение управлять собой;

  • нечеткие личные цели и
    ценности;

  • недостаточность навыков
    решать проблемы;

  • недостаток творческого
    потенциала;

  • неумение влиять на людей,
    обучать их;

  • недопонимание особенностей
    и процессов управления.

Современная экономическая
жизнь характеризуется нарастанием и
усложнением происходящих в ней процессов
и проблем, постоянной борьбой за рынки
сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами
использования наемных рабочих, стрессами
и неопределенностью в работе организаций,
«вымыванием» традиционных ценностей.
Поэтому требования к
современному менеджеру растут.
От
него требуется способность эффективно
управлять собой и своим временем,
прояснять свои личные ценности и
собственные цели, поддерживать собственный
рост и развитие, быстро и эффективно
решать проблемы, гибко реагировать на
изменения ситуации, использовать
современные уп­равленческие приемы
и подходы в отношении своих подчиненных,
создавать и совершенствовать группы
людей, способные быстро становиться
изобретательными и результативными в
работе.

В американских школах
бизнеса кандидат на получение сертификата
менеджера должен продемонстрировать
свою компетентность в следующих областях:

  • понимание природы
    управленческих процессов, знание
    основных организационных структур,
    функциональных обязанностей и стиля
    работы менеджера;

  • четкое представление об
    ответственности менеджера, распределение
    ответственности по уровням управления;

  • способы повышения
    эффективности управления;

  • знание информационной
    технологии и средств ком­муникации,
    необходимое для управления персоналом,
    умение письменно и устно выражать свои
    мысли;

  • компетентность в управлении
    людьми, отборе и подготовке специалистов,
    способность к лидерству и нормализации
    рабочих и личных взаимоотношений среди
    подчиненных;

  • знание особенностей
    взаимоотношений между фирмой и клиентами;

  • способность кандидата
    управлять ресурсами;

  • способность планировать
    и прогнозировать деятельность фирмы
    с использованием средств вычисли­тельной
    техники;

  • способность к самоконтролю
    и самооценке собственной деятельности,
    умение делать выводы и повышать
    квалификацию, исходя из настоящих
    требований и ожидаемых изменений в
    будущем.

studfiles.net

Менеджер в организации. Современный менеджер



Менеджеры — это руководители, т. е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управления Кто относится Основные задачи
Высший Руководитель организации и его заместители Формирование целей организации, разработка долгосрочных планов, взаимодействие организации с внешней средой
Средний Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями
Низший Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная организация работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Общие задачи менеджеров

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
  6. Проведение собраний совещаний.
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками.
  8. Работа с документами.
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

  Качества современного менеджера

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т. е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Читать также:

Мотивация и функции управления
– Мотивация — одна из функций управления.

Общие моменты менеджмента
– Менеджмент — довольно широкое понятие, которое рассматривается с разных позиций: как исскуства, как вид деятельности и как аппарат управления деятельностью.

Японская модель менеджмента
– Японская модель управления формировалась под влиянием 2-х факторов: сохранения традиций и освоения зарубежного опыта менеджмента.

Менеджер в организации
– Менеджеры — это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Планирование — начальный этап управления
– Планирование – его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц и другие вопросы.

infomanagement.ru

Модель современного менеджера

Я — менеджер, именно так у нас сегодня многие говорят о самих себе. Словом менеджер сегодня называют всех: и специалистов по продажам и специалистов по снабжению, и логистов, и маркетологов. Я даже слышал, что в одном из ЖЭСов, дворников стали называть менеджерами по уборке территорий.


Кто же есть менеджер на самом деле? Как известно, менеджер, в переводе с английского означает управленец. Да и вообще, всякая деятельность делится на две категории: управленческую и производственную, а не на умственную и физическую, как нас с вами учили. Мы же смешали эти понятия, назвав менеджерами специалистов, в чьи прямые обязанности входят исключительно производственные функции: продавать, продвигать, производить, снабжать, рекламировать и т.д.


Менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности.


 


Главными критериями успешности менеджера, является его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение найти грамотный и рациональный подход к своим подчиненным. Дать то указание или отдать приказ, который подчиненный исполнит с большим желанием. Ведь истина рождается, на самом деле, не в споре, а в диалоге. И именно умение вести диалог со своими коллегами, забыв при этом, о собственном эгоизме и самомнении, вызвать их доверие и уважение к себе, к своим словам и поступкам, желание понять своих подчиненных, а уже потом быть понятым ими — золотая жила современного менеджмента.


Да и сама прежняя модель отношений «начальник — подчиненный» давно уже исчерпала себя. Пришло время новой модели: «лидер — последователь». И настоящий менеджер, сегодня, должен говорить не о своих подчиненных, а о своих последователях. Ключевая разница между подчиненным и последователем, заключается в том, что последователь раскрывает свой творческий потенциал или, как говорят в народе, «вкладывает душу» в то, что он делает, опираясь на свое собственное внутреннее желание, а не на зоркое око «хорошего» администратора.


 


Что же нужно современным менеджерам, чтобы быть лидерами и управлять своими последователями? Ответ прост — нужны новые знания. В самом общем смысле каждый успешный современный менеджер должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и так называемые базовые компетенции менеджера. К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко — это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.


 


Современный менеджер, должен быть, хорошо информирован в вопросах развития отрасли, в которой работает его компания: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию. Он должен быть знаком с опытом менеджмента в других компаниях и отраслях. И, конечно, уметь использовать современные информационные технологии, средства связи и коммуникаций; должен понимать, как и с помощью каких инструментов, он будет способен обеспечивать эффективное управление и стратегическое развитие своей компании, опираясь на все компоненты действующей управленческой системы.


 


Следует выделять не менее пяти компонент, которые представляют собой единый комплекс политик, реализуемых любой современной компанией, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство в быстроменяющихся условиях.


Первая из них — это кадровая политика. Как известно, именно персонал является главным ресурсом успеха любой компании. В современных западных компаниях, персонал уже давно называют человеческим капиталом. Согласно статистике, 64% прибыли приносит грамотно подобранный и хорошо обученный персонал. Поэтому, управленческие инструменты кадровой политики должны обеспечивать эффективный подбор персонала в компанию, позволять управлять процессом адаптации и процессом прохождения испытательного срока для новых сотрудников., помогать развивать индивидуальные достижения сотрудников и оценивать их результативность.


Следующая политика — финансовая. Основные управленческие инструменты финансовой политики, должны обеспечивать адекватное финансовое планирование, реализовывать эффективный управленческий учет, обеспечивать контроль соблюдения бюджетов, позволять производить итоговую и текущую оценку основных финансовых показателей деятельности компании.


Тоже самое относится и ко всем остальным политикам компании: маркетинговой, технологической и политике в области безопасности. Все они должны быть наполнены своим набором инструментов и обеспечивать эффективное достижение установленных в компании целей.


 


В комплексе весь набор управленческих инструментов представляет собой действующую в компании управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджеров и специалистов компании, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс. Отсутствие управленческой системы в компании ведет к патриархальности в управлении и тотальной зависимости от конкретных специалистов, что, в свою очередь, часто приводит к внутреннему шантажу руководства со стороны последних, к «заболачиванию» делового климата в компании. В такой обстановке здоровые и профессиональные кадры не сохранишь никакой мотивацией — они будут уходить из компании.


 


Вторую группу компетенций современного менеджера представляют собой базовые компетенции. К этой группе компетенций относятся личностные качества менеджера: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные. Современный менеджер должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников. 


Следует также особо отметить отдельную базовую компетенцию современного менеджера о которой очень мало говориться в учебниках по менеджменту, но которая на самом деле является фундаментом всей управленческой деятельности менеджера. Эта компетенция представляет собой личностную силу (зрелость) самого менеджера и включает в себя семь измерений:


 


 


 


Так, в начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить бизнес-план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств — мудрость — имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать «экологично», не всегда упорствовать в достижении целей проекта, сохраняя веру в конечный выигрыш, а добившись побед и признания, не попасть в ловушку успеха и тщеславия.


 


В целом, все базовые компетенции это такие умения менеджера, которые практически не передаются при помощи словесных инструкций. Например, невозможно объяснить, как быть волевым, верить в собственные силы или иметь вдохновение на новые дела — это можно лишь продемонстрировать личным примером: собственным поведением и поступками. 


В бизнес-образовании, которое получают менеджеры в других вузах, нет таких дисциплин, которые бы системно обучали развитию базовых и специальных компетенций, учили построению управленческих систем. И именно поэтому в рамках Государственной программы инновационного развития Республике Беларусь Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ разработан и уже производится первый набор слушателей на уникальный образовательный проект под названием «Корпоративный директор». Корпоративный директор — это менеджер нового типа, который обладает развитыми базовыми и специальными компетенциями, а также системными знаниями в области эффективного управления бизнесом. Я приглашаю всех современных менеджеров к обретению новых знаний.


 


 

www.sbmt.bsu.by

Современный менеджер. Требования. Стиль руководства. Инновационный менеджмент

Современный менеджер выступает как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность (по Файолю: экономические, технические (отраслевые), управленческие знания), владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения, культура и способность и желание к самооценке.

  • Дипломат и образец поведения, символ организации, по которому судят об организации. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
  • Менеджер-лидер, организатор деятельности и носитель ответственности. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
  • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).
  • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
  • Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

Стиль управления – это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления. Стиль представляет собой индивидуальный «почерк» руководителя, отражающий его индивидуальные характеристики: привычную манеру поведения, используемый тип власти, степень делегирования полномочий, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, особенности личности и др.

Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления:

  • авторитарный (директивный) – характеризуется централизацией власти в руках руководителя, жестким контролем и ограниченными контактами с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов, команд и наставлений.
  • демократический (коллегиальный) – опирается на коллегиальность, делегирование полномочий, доверие, поощрение инициативы и творчества, сознательность, ответственность, гласность, вовлечение персонала в процесс управления.
  • либеральный (попустительский) – отличается низкой требовательностью, отсутствием контроля, конформизмом, пассивностью руководителя, уклонением от ответственности, предоставлением подчиненным полной свободы действий.
  • инновационный — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс. Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Соответственно стилю управления определяется тип менеджера: авторитарный (единоличный), демократический, инновационный и либеральный.

Существует и другая классификация стилей: дистанционный, контактный.

Поделись статьей!

Читай еще похожие статьи:

This entry was posted in Организация, Управление and tagged менеджер, менеджмент, метод, обеспечение, персонал, план, производство, процесс, решение, стиль, труд, управление, функция. Bookmark the permalink.

bmanager.ru

Каким должен быть современный менеджер?

 

Введение

В своей работе я хочу понять то, каким должен быть современный менеджер. Данная тема для меня наиболее актуальна, так как моя будущая специальность — менеджер. На мой взгляд, от того на сколько полно я изучу для себя данную тему, зависит мой профессиональный успех в будущем. Так как у меня будут четкие представления о том, какой должен быть современный менеджер, и я буду четко представлять к чему мне необходимо будет стремиться и в чем себя совершенствовать.


Для раскрытия данной темы мне потребуется изучить то, каким должен быть внешний вид менеджера, а также личные и деловые качества менеджера.

1. Внешний вид менеджера

«Встречают по одежке – провожают по уму!» (народная поговорка)

На мой взгляд, в первую очередь, описывая то, каким должен быть менеджер, необходимо описать то, каким должен быть внешний вид (имидж) менеджера. Так как внешний облик менеджера — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера или клиента костюм служит своеобразным кодом, визитной карточкой, свидетельствующей о степени солидности и надежности.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый — таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И дело здесь не только в изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.

Основополагающим принципом при составлении гардероба должна стать универсальность одежды.

Не менее важное требование к одежде — ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде — аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо выглаженная одежда наводят на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличии к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или брезгливой снисходительности.

Функции деловой одежды.

Задумываясь об оформлении внешности, следует учесть, что одежда в общении выполняет как минимум три функции: презентационную, регуляторную, информационную.

Презентационная функция заключается в том, что одежда представляет своего владельца миру. Точнее, через одежду происходит самопрезентация, самопредъявление личности, поскольку человек сам захотел, решил или по каким-то причинам вынужден быть одетым именно так.

Регуляторная функция состоит в том, что одежда может регулировать отношения между участниками делового взаимодействия.

Например, просвечивающая блузка и мини-юбка женщины, работающей в деловой сфере (а не деловой костюм, как положено), может подтолкнуть коллег-мужчин к ухаживаниям вместо чисто деловых отношений.

Информационная функция одежды проявляется в том, что одежда транслирует самую разную информацию о своем хозяине, подчас даже ту, которую лучше скрыть. Прежде всего, это информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим, что человек думает о своей привлекательности, то есть какова «Я-концепция» личности. Также одежда информирует о происхождении, вкусе, привычках, настроении, доходах своего владельца. Интересно, что в дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни».

Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека и примерно указать род занятий.

Правила для менеджера.

В деловой сфере социально одобряется деловой стиль. Привлекательным будут считать того человека, который придерживается в оформлении внешности именно делового стиля.

Деловой стиль для делового мужчины — это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, уверенным в себе, солидным, внушающим доверие, но не без претензии на изящество и элегантность.

Деловой стиль для деловой женщины — это возможность заявить о себе как о достойном деловом партнере. Оказывается, если женщина одета в деловом стиле, то воспринимающие ее другие женщины и мужчины приписывают ей такие качества: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умная, трудолюбивая, организованная.

Подбирая одежду необходимо правильно выбирать цвет. Наиболее выигрышные цвета для деловой одежды — черный, белый, серый, синий, оливковый, коричневый и пастельные тона. Яркие и насыщенные цвета не годятся.

Выбирая обувь, необходимо помнить, что обувь для делового имиджа должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 4-5 см.), ни в коем случае не массивная и не хрупкая. Не рекомендуется также обувь с открытым носом или пяткой, так как она создает впечатление ранимости и изнеженности.

Женщине – менеджеру нужно помнить о правилах делового макияжа. Макияж, необходимо выдержать в натуральных спокойных тонах, ненавязчивый, достаточно строгий, не вызывающий. Рекомендуется исключить яркие ультрамодные оттенки. То же самое касается и маникюра.

2. Личные и деловые качества менеджера

Вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое внимание. Многие ученые, представители различных школ, занимающихся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Но оказалось, что выявить такие конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру приходится работать. Но в то же время условия работы в процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.

Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

Разграничивая понятия — знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить разницу между ними: знания служат для того, чтобы представлять, что надо делать; умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и личные качества обеспечивают способность к анализу обстановки, правильной её оценки, уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению принятых решений в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации производства и управления.

Знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий объем комплекса теоретических и практических сведений для осуществления практического руководства зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер.

Не все даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации.

Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода.

Заключение

Подведём некоторые итоги. Каковы же требования для современного менеджера?

Во-первых, современный менеджер должен выработать свой собственный стиль. Его внешний вид должен стать визитной карточкой в деловом мире. Так как наш внешний вид несет информацию о наших деловых и личных качествах нашим партнерам и работодателям.

Во вторых, чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они — понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

lawinrussia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о