Тестировка – Профессия тестировщик — актуальные тренды и свежие новости от Олега Солозобова

Содержание

Основные положения тестирования / Habr

Области применения, цели и задачи тестирования ПО разнообразны, поэтому тестирование оценивается и объясняется по-разному. Иногда и самим тестировщикам бывает сложно объяснить, что такое тестирование ПО ‘as is’. Возникает путаница.

Для распутывания этой путаницы Алексей Баранцев (практик, тренер и консалтер в тестировании ПО; выходец из Института системного программирования Российской академии наук) предваряет свои тренинги по тестированию вводным видео про основные положения тестирования.

Мне кажется, что в этом докладе лектор смог наиболее адекватно и взвешенно объяснить «что такое тестирование» с точки зрения ученого и программиста. Странно, что этот текст еще не появлялся на хабре.

Привожу здесь сжатый пересказ этого доклада. В конце текста есть линки на полную версию, а также на упомянутое видео.

Основные положения тестирования


Уважаемые коллеги,

сначала попробуем понять, чем тестирование НЕ является.

Тестирование не разработка,

даже если тестировщики умеют программировать, в том числе и тесты (автоматизация тестирование = программирование), могут разрабатывать какие-то вспомогательные программы (для себя).

Тем не менее, тестирование — это не деятельность по разработке программного обеспечения.

Тестирование не анализ,

и не деятельность по сбору и анализу требований.

Хотя, в процессе тестирования иногда приходится уточнять требования, а иногда приходится их анализировать. Но эта деятельность не основная, скорее, это приходится делать просто по необходимости.

Тестирование не управление,

несмотря на то, что во многих организациях есть такая роль, как «тест-менеджер». Конечно же, тестировщиками надо управлять. Но само по себе тестирование управлением не является.

Тестирование не техписательство

,

однако тестировщикам приходится документировать свои тесты и свою работу.

Тестирование нельзя считать ни одной из этих деятельностей просто потому, что в процессе разработки (или анализа требований, или написания документации для своих тестов) всю эту работу тестировщики делают для себя, а не для кого-то другого.

Деятельность значима только тогда, когда она востребована, то есть тестировщики должны что-то производить «на экспорт». Что они делают «на экспорт»?

Дефекты, описания дефектов, или отчеты о тестировании? Частично это правда.

Но это не вся правда.

Главная деятельность тестировщиков


заключается в том, что они предоставляют участникам проекта по разработке программного обеспечения отрицательную обратную связь о качестве программного продукта.

«Отрицательная обратная связь» не несет какой-то негативный оттенок, и не означает, что тестировщики делают что-то плохое, или что они делают что-то плохо. Это просто технический термин, который обозначает достаточно простую вещь.

Но эта вещь очень значимая, и, наверное, единственная наиболее значимая составляющая деятельности тестировщиков.

Существует наука — «теория систем». В ней определяется такое понятие как «обратная связь».

«Обратная связь» это некоторые данные, которые с выхода попадают обратно на вход, или какая-то часть данных, которые с выхода попадают обратно на вход. Эта обратная связь может быть положительной и отрицательной.

И та, и другая разновидности обратной связи равноценно важны.

В разработке программных систем положительной обратной связью, конечно же, является какая-то информация, которую мы получаем от конечных пользователей. Это запросы на какую-то новую функциональность, это увеличение объема продаж (если мы выпускаем качественный продукт).

Отрицательная обратная связь тоже может поступать от конечных пользователей в виде каких-то негативных отзывов. Либо она может поступать от тестировщиков.

Чем раньше предоставляется отрицательная обратная связь, тем меньше энергии необходимо для модификации этого сигнала. Именно поэтому тестировать нужно начинать как можно раньше, на самых ранних стадиях проекта, и предоставлять эту обратную связь и на этапе проектирования, и еще, может быть, раньше, еще на этапе сбора и анализа требований.

К слову, отсюда и произрастает понимание того, что тестировщики не отвечают за качество. Они помогают тем, кто за него отвечает.

Синонимы термина «тестирование»


С точки зрения того, что тестирование — это предоставление отрицательной обратной связи, всемирно известная аббревиатура QA (англ. Quality Assurance — Обеспечение качества) синонимом термина «тестирование» уж совершенно точно НЕ является.

Нельзя считать обеспечением качества простое предоставление отрицательной обратной связи, ведь Обеспечение — это некоторые позитивные меры. Подразумевается, что в этом случае мы именно обеспечиваем качество, своевременно предпринимаем какие-то меры для того, чтобы качество разработки ПО повысилось.

А вот «контроль качества» — Quality Control, можно считать в широком смысле синонимом для термина «тестирование», потому что контроль качества это и есть предоставление обратной связи в самых разных ее разновидностях, на самых разных этапах программного проекта.

Иногда тестирование подразумевается как некоторая отдельная форма контроля качества.

Путаница приходит из истории развития тестирования. В разное время под термином «тестирование» подразумевались различные действия, которые можно разделить на 2 больших класса: внешние и внутренние.

Внешние определения

Определения, которые в разное время дали Майерс, Бейзер, Канер, описывают тестирование как раз с точки зрения его ВНЕШНЕЙ значимости. То есть, с их точки зрения, тестирование — это деятельность, которая предназначена ДЛЯ чего-то, а не состоит из чего-то. Все три этих определения можно обобщить как предоставление отрицательной обратной связи.
Внутренние определения

Это определения, которые приведены в стандарт терминологии, используемой в программной инженерии, например, в стандарт де-факто, который называется SWEBOK.

Такие определения конструктивно объясняют, ЧТО представляет из себя деятельность по тестированию, но не дают ни малейшего представления о том, ДЛЯ ЧЕГО нужно тестирование, для чего потом будут использоваться все полученные результаты проверки соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением.

Итак,

тестирование — это


  • проверка соответствия программы требованиям,
  • осуществляемая путем наблюдения за ее работой
  • в специальных, искусственно созданных ситуациях, выбранных определенным образом.

Отсюда и далее будем считать это рабочим определением «тестирования».

Общая схема тестирования примерно следующая:

  1. Тестировщик на входе получает программу и/или требования.
  2. Он с ними что-то делает, наблюдает за работой программы в определенных, искуственно созданных им ситуациях.
  3. На выходе он получает информацию о соответствиях и несоответствиях.
  4. Далее эта информация используется для того, чтобы улучшить уже существующую программу. Либо для того, чтобы изменить требования к еще только разрабатываемой программе.

Что такое тест


  • Это специальная, искусственно созданная ситуация, выбранная определенным образом,
  • и описание того, какие наблюдения за работой программы нужно сделать
  • для проверки ее соответствия некоторому требованию.

Не нужно считать, что ситуация – это нечто одномоментное. Тест может быть достаточно длинным, например, при тестировании производительности вот эта искусственно созданная ситуация это может быть продолжающаяся в течение достаточно продолжительного времени нагрузка на систему. А наблюдения, которые нужно при этом делать, это набор различных графиков или метрик, которые мы измеряем в процессе выполнения этого теста.

Разработчик тестов занимается тем, что он из огромного потенциально бесконечного набора тестов выбирает некоторый ограниченный набор.

Ну и таким образом мы можем заключить, что тестировщик делает в процессе тестирования две вещи.

1.Во-первых, он управляет выполнением программы и создает эти самые искусственные ситуации, в которых мы собираемся проверять поведение программы.

2.И, во-вторых, он наблюдает за поведением программы и сравнивает то, что он видит с тем, что ожидается.

Если тестировщик автоматизирует тесты, то он не сам наблюдает за поведением программы — он делегирует эту задачу специальному инструменту или специальной программе, которую он сам написал. Именно она наблюдает, она сравнивает наблюдаемое поведение с ожидаемым, а тестировщику выдает только некоторый конечный результат — совпадает ли наблюдаемое поведение с ожидаемым, или не совпадает.

Любая программа представляет собой механизм по переработке информации. На вход поступает информация в каком-то одном виде, на выходе информация в некотором другом виде. При этом входов и выходов у программы может быть много, они могут быть разными, то есть у программы может быть несколько разных интерфейсов, и эти интерфейсы могут иметь разные виды:

  • Пользовательский интерфейс (UI)
  • Программный интерфейс (API)
  • Сетевой протокол
  • Файловая система
  • Состояние окружения
  • События

Наиболее распространенные интерфейсы это
  • пользовательский,
  • графический,
  • текстовый,
  • консольный,
  • и речевой.

Используя все эти интерфейсы, тестировщик:
  • каким-то образом создает искусственные ситуации,
  • и проверяет в этих ситуациях как программа себя ведет.

Вот это и есть тестирование.

Другие классификации видов тестирования


Чаще всего используется разбиение на три уровня, это
  1. модульное тестирование,
  2. интеграционное тестирование,
  3. системное тестирование.

Под модульным тестированием обычно подразумевается тестирование на достаточно низком уровне, то есть тестирование отдельных операций, методов, функций.

Под системным тестированием подразумевается тестирование на уровне пользовательского интерфейса.

Иногда используются также некоторые другие термины, такие, как «компонентное тестирование», но я предпочитаю выделять именно эти три, по причине того, что технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. На разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники. Разделение условно.

Практика показывает, что инструменты, которые позиционируются производителем как инструменты модульного тестирования, с равным успехом могут применяться и на уровне тестирования всего приложения в целом.

А инструменты, которые тестируют все приложение в целом на уровне пользовательского интерфейса иногда хотят заглядывать, например, в базу данных или вызывать там какую-то отдельную хранимую процедуру.

То есть разделение на системное и модульное тестирование вообще говоря чисто условное, если говорить с технической точки зрения.

Используются одни и те же инструменты, и это нормально, используются одни и те же техники, на каждом уровне можно говорить о тестировании различного вида.

Комбинируем:

То есть, можно говорить о модульном тестировании функциональности.

Можно говорить о системном тестировании функциональности.

Можно говорить о модульном тестировании, например, эффективности.

Можно говорить о системном тестировании эффективности.

Либо мы рассматриваем эффективность какого-то отдельно взятого алгоритма, либо мы рассматриваем эффективность всей системы в целом. То есть технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. Потому что на разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники.

Наконец, при интеграционном тестировании мы проверяем, если в рамках какой-то системы модули взаимодействуют друг с другом корректно. То есть, мы фактически выполняем те же самые тесты, что и при системном тестировании, только еще дополнительно обращаем внимание на то, как именно модули взаимодействуют между собой. Выполняем некоторые дополнительные проверки. Это единственная разница.

Давайте еще раз попытаемся понять разницу между системным и модульным тестированием. Поскольку такое разделение встречается достаточно часто, эта разница должна быть.

И разница эта проявляется тогда, когда мы выполняем не технологическую классификацию, а классификацию по целям тестирования.

Классификацию по целям удобно выполнять с использованием «магического квадрата», который был изначально придуман Брайаном Мариком и потом улучшен Эри Тенненом.

В этом магическом квадрате все виды тестирования располагаются по четырем квадрантам в зависимости от того, чему в этих тестах больше уделяется внимания.

По вертикали — чем выше располагается вид тестирования, тем больше внимания уделяется некоторым внешним проявлениям поведения программы, чем ниже он находится, тем больше мы внимания уделяем ее внутреннему технологическому устройству программы.

По горизонтали — чем левее находятся наши тесты, тем больше внимания мы уделяем их программированию, чем правее они находятся, тем больше внимания мы уделяем ручному тестированию и исследованию программы человеком.

В частности, в этот квадрат можно легко вписать такие термины как приемочное тестирование, Acceptance Testing, модульное тестирование именно в том понимании, в котором оно чаще всего употребляется в литературе. Это низкоуровневое тестирование с большой, с подавляющей долей программирования. То есть это все тесты программируются, полностью автоматически выполняются и внимание уделяется в первую очередь именно внутреннему устройству программы, именно ее технологическим особенностям.

В правом верхнем углу у нас окажутся ручные тесты, нацеленные на внешнее какое-то поведение программы, в частности, тестирование удобства использования, а в правом нижнем углу у нас, скорее всего, окажутся проверки разных нефункциональных свойств: производительности, защищенности и так далее.

Так вот, исходя из классификации по целям, модульное тестирование у нас оказывается в левом нижнем квадранте, а все остальные квадранты — это системное тестирование.

Спасибо за внимание.

Дополнительно


  • Полная расшифровка текста со всеми картинками. Рассказывается о тестировании методом черного и белого ящика, о шести аспектах качества верхнего уровня (функциональность, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость, переносимость), о критериях полноты тестирования.
  • Видео-версия доклада: тут (ее можно и смотреть, и скачать как .wmv).
  • Если интересно: проводится распродажа записей вебинаров Баранцева.

habr.com

Классификация видов тестирования: по целям, уровню, важности

Итак, вы решили заняться тестированием ПО. Прекрасный выбор! Первый шаг к выбору (или смене) профессии уже сделан. Логичным вторым шагом было бы изучение теоретической части – без которой в любом деле никуда. Не имеет значения, техническое у вас образование или гуманитарное, есть у вас опыт работы, или вы студент – начинать нужно с получения теоретических знаний. Сегодня мы предлагаем вам узнать, какие виды тестирования программного обеспечения существуют.

Существует несколько подходов к классификации видов тестирования ПО. Рассмотрим самые распространенные.

1. Виды тестирования по целям

Согласно с тем, какие цели вы преследуете, тестируя то или иное приложение или программу, тестирование бывает:

  • Функциональное;
  • Нефункциональное.

Функциональное тестирование направлено на проверку того, какие функции программного продукта реализованы, и того, насколько верно они реализованы.

Что входит в функциональное тестирование ПО

Нефункциональное – проверяет корректность работы нефункциональных требований. Этот вид тестирования скорее проверяет КАК программный продукт работает и включает в себя следующие виды:

  • Тестирование производительности – проверяет как программный продукт работает под определенной нагрузкой. Включает в себя тестирование:> Нагрузочное – определяет, как программа работает под ожидаемой нагрузкой.

    > Стрессовое – определяет работоспособность программного продукта при максимальной нагрузке.

    > Тестирование стабильности – проверяет, выдержит ли программный продукт длительную нагрузку.

    > Конфигурационное – определяет, как программный продукт будет работать в условиях смены конфигурации (платформы, драйверов, компьютеров).

  • Тестирование пользовательского интерфейса – определяет удобство пользовательского интерфейса (кнопки, цвета, выравнивание и т.д.).
  • Тестирование удобства использования – проверяет, удобен ли программный продукт в использовании.
  • Тестирование защищенности – определяет, насколько безопасно использование программного продукта, т.е. защищен ли программный продукт от атак хакеров, несанкционированного доступа к данным и т.д.
  • Инсталляционное тестирование – проверяет, не возникает ли проблем при установке, удалении, а также обновлении программного продукта.
  • Тестирование совместимости – тестирование работы программного продукта в определенном окружении.
  • Тестирование надежности – проверяет работу приложения при длительной средней ожидаемой нагрузке.
  • Тестирование локализации – тестирование локализованной версии программного продукта (языковой и культурный аспекты).

2. По степени автоматизации

В зависимости от того, используют ли тестировщики дополнительные программные средства для тестирования приложений или программ, тестирование бывает:

  • Ручное – тестирование программного продукта без использования дополнительных программных средств, т.е. тестирование «вручную».
  • Автоматизированное – тестирование программного продукта с использованием программных средств (более детально в описании курса по автоматизации тестирования ПО).

3. По позитивности сценария

По позитивности сценария тестирование бывает:

  • Позитивным – проверка программного продукта на соответствие ожидаемому поведению. Самый первый вид тестирования, который следует проводить, ведь основная задача тестирования – проверить, корректно ли работает программа.
  • Негативным – проверяет, будет ли программный продукт работать в случае, когда поведение пользователя отличается от ожидаемого.

4. По доступу к коду программного продукта

В процессе тестирования тестировщик может работать с программным продуктом, не обращаясь к его коду, а может определить правильность работы, взглянув на код. По доступу к коду программного продукта тестирование делится на:

  • Тестирование «белого ящика» – тестирование программного продукта с доступом к коду.
  • Тестирование «черного ящика» – тестирование без доступа к коду продукта.
  • Тестирование «серого ящика» – тестирование, основанное на ограниченном знании внутренней структуры программного продукта. Часто говорят, что это смесь тестирования «белого ящика» и «черного ящика», но это в корне неверно. В данном случае тестировщик не работает с кодом программного продукта, но он знаком с внутренней структурой программы или приложения и взаимодействием между компонентами.

Виды тестирования по доступу к коду программного продукта

5. По уровню

По уровню тестирование бывает:

  • Модульное / юнит-тестирование – проверка корректной работы отдельных единиц системы программного продукта. Этот вид тестирования могут выполнять сами разработчики.
  • Интеграционное тестирование – проверка взаимодействия между несколькими единицами программного продукта.
  • Системное – проверка работы всей системы на соответствие заявленным требованиям к программному продукту.

6. По исполнителю

Наверняка, вы слышали об альфа- и бета-тестировании. А поучаствовать в одном из них можно даже не будучи тестировщиком. Итак, по исполнителю тестирование делится на:

  • Альфа-тестирование – тестирование программного продукта на поздней стадии разработки. Проводится разработчиками или тестировщиками.
  • Бета-тестирование – тестирование программного продукта перед выходом на рынок силами обычных людей – добровольцев, которым передается предварительная версия продукта (бета-версия). Их отзывы собираются, анализируются и учитываются при внесении правок в продукт.

7. По формальности

По формальности тестирование бывает:

  • Тестирование по тестам – тестирование по предварительно написанным тест-кейсам.
  • Исследовательское тестирование – одновременная разработка тестов и их исполнение.
  • Свободное тестирование –  тестирование без разработки тестов, без документации. Основывается на интуиции и опыте тестировщика.

8. По важности

По степени важности тестируемых функций тестирование делится на:

  • Дымное тестирование – проверка самой важной функциональности программного продукта.
  • Тестирование критического пути – проверка функциональности, используемой типичными пользователями в повседневной деятельности.
  • Расширенное тестирование – проверка всей заявленной функциональности.

Виды тестирования и подходы к классификации тестирования отличаются от автора к автору. Не существует единственного правильного варианта.

Надеемся, что данная статья поможет вам ориентироваться в самом начале вашего пути в тестировании программного обеспечения.

qa-academy.by

Тестовое задание QA / Habr

Некоторое время назад я проходил собеседование на позицию QA инженера в одной известной российской IT-компании. Мне была предложена задача, свое решение которой с позволения компании я опубликовал в своем блоге. Пост оказался очень популярным, за короткое время набрав несколько тысяч просмотров, и мне показалась светлой мысль продублировать его на Хабре. По правилам Хабра текст публикуется без смайликов.

Итак, задача звучала следующим образом: необходимо описать шаги для всестороннего тестирования простого карандаша с резинкой на одном из концов.

Решение — под катом.

Поскольку карандаши — вообще замечательнейшая и любимая тема, я получил несказанное удовольствие от этого задания. В процессе размышления и поиска информации открыто много нового и интересного, о чем раньше я и не подозревал…

Итак, имеем карандаш:

По условию задачи, поскольку никаких дополнительных условий не задано, поэтому полагаем, что:

1. Карандаш не механический, а именно простой — деревянный или пластиковый. Про цвет ничего не сказано — т.о. карандаш может быть цветным. По-сути, данное условие говорит только о том, что данный карандаш более пригоден для рисования, чем для простых записей и черчения; конечно, не факт, но положим данное условие несущественным — намеренно не будем рассматривать тестирование карандашей разных цветов. При желании рассмотрим этот вопрос отдельно.
2. Изначально неизвестно, заточил ли производитель карандаш на фабрике или нет — рассмотрим оба случая.
3. Резинка несъемная и расположена на противоположном конце карандаша.
4. Если предположить, что у нас в наличии имеется только один экземпляр карандаша, то тестирование можно провести не по всем пунктам — функционал тестирования заметно сузится, т.к. карандаш, увы, ресурс не восстанавливаемый — его нужно точить, им надо писать, а также делать с ним разные другие интересные вещи.
5. Ничего не сказано про упаковку, производителя и параметры карандаша. Предполагаем, что мы их все-таки имеем/знаем/видим. При обратном функционал тестирования будет несколько меньше.

Общие критерии оценки тестов:

Основными критериями оценки будем считать выполнение / невыполнение условий указанных тестов. В случае если тест выполняется, можно оценить результат по неким заранее заданным правилам (например, по десятибалльной шкале, 0 — ужасно, 10 — превосходно; а в целом критерий оценки может быть задан как угодно). Некоторые параметры дополнительно попытаемся представить в числовом выражении. На основе полученных данных можно создавать сводные характеристики различных моделей карандашей.

Основные Test Cases для тестирования карандаша будут выглядеть примерно так.

Начальные свойства «из коробки» или «беглый осмотр» (primary testing):

— Если карандаш изначально заточен: удостоверимся, что им можно писать «by default». Некоторые производители карандашей умудряются заточить их таким образом, что их необходимо предварительно затачивать еще раз, ибо при заточке по умолчанию они попросту не пишут.
— Если карандаш изначально не заточен: удобно ли нам в текущих условиях иметь не заточенный «по умолчанию» карандаш (например, когда под рукой нет точилки или канцелярского ножа)? Т.е. потребуется ли дополнительная «инициализация» карандаша в виде его предварительной заточки.
— Убеждаемся, что резинка на конце карандаша не отрывается при первом прикосновении к ней и держится крепко — хотя бы визуально.
— Есть ли на карандаше маркировка, обозначающая (степень твердости, диаметр стержня, назначение, специфические параметры)? Указан ли производитель?

— Какая форма стержня: круглый, шестиугольный, треугольный, овальный с широким грифелем? На практике карандаши с круглым стержнем больше подходят для рисования, шестиугольные — для письма и черчения (при рисовании рука меньше устает при круглой форме, при письме и черчении — при шестиугольной). Карандаши с треугольным стволом удобны для детей и людей с ограниченными возможностями — в случае когда рука плохо держит карандаш.
— Стержень из древесины или из пластика?
— Есть ли на карандаше лаковое покрытие?
— Обращаем внимание на коробку и упаковку, а также маркировку на них: производитель и все параметры карандаша.

Качество изделия (quality estimation):

— На карандаше нет заусениц, неровностей, потеков от лака, прочих неопрятностей и заводских браков.
— Маркировка (если она есть) нанесена качественно, надписи не расплываются и четко читаются.
— Держатель резинки ровный, не цепляется за одежду и кожу.

Удобство использования (usability testing):

— Карандаш удобно держать в руке. При работе он не выскальзывает и не выпадает.
— Есть ли на карандаше «зона захвата» (gripp zone) — специальные шашечки из краски, не позволяющие карандашу скользить в руке ( 2001, Faber Castell). См. предыдущий пункт.
— Для слабовидящих: актуально использование карандашей с шестигранным или треугольным стволом. Карандаш с круглым стволом, укатившийся под стол, часто представляет для слабовидящего человека серьезную проблему.

Использование (functional testing):

Порисуем на бумаге.

— Убеждаемся, что карандаш вообще рисует.
— Убеждаемся, что цвет текста / качество рисунка / чертежа соответствует твердости карандаша (насыщенный, бледный, ретушь, etc…

— Проверим поведение карандаша при сильном надавливании грифелем карандаша на бумагу. Убедиться, что карандаш не сломается.
— Потянем за грифель карандаша. Он не должен выходить из ствола.
— Постучим карандашом по столу несколько раз. Грифель не должен раскрошиться или сломаться, вывалиться из ствола, расколоться.

— Грифель не ломается и не крошится и непосредственно при рисовании.
— Карандаш не пачкает руки и одежду, не оставляет дополнительных следов на рисунке.
— При рисовании ствол карандаша чистый, он не собирает на себя микробы и грязь с рук. Лучше всего в этом смысле карандаши с лакированным стволом.

Используем резинку на карандаше.

— Насколько резинка на конце карандаша вообще имеет смысл — она больше в работе или же больше мешает?
— Резинка стирает записи/рисунки, не размазывает и не «грязнит».
— Резинка со временем не «дубеет» и продолжает исполнять свои функции.
— После использования резинка не отстает от карандаша, не отслаивается и не выпадает; держатель не гнется и не оставляет следов и царапин на бумаге и руках.
— Карандаш пишет на тех местах, на которых были стерты записи резинкой.

— То же самое проделаем с резинкой, взятой не от карандаша.

— Теперь будем чертить, а затем писать карандашом: все те же действия, но в немного других исходных условиях (до этого мы рисовали). Разные карандаши предназначены для различных целей: школьные, канцелярские, чертежные, рисовальные (в мире выпускается более 370 (!) разных типов и видов карандашей, так что простор для фантазии весьма богатый).

— Далее попробуем рисовать/чертить/писать не на бумаге, а на альтернативных материалах — плотная бумага, картон, газета, деревянный брусок, стены, пол (актуально при ремонтных и строительных работах).

— Порисуем через копирку. Не должно возникнуть каких-либо специфических проблем.

— Хранение и транспортировка: помещается ли карандаш в подставку для карандашей (соответствуют ли параметры)? Насколько удобно он помещается и переносится в кармане, в сумке? Не колется ли при этом, не ломается, не крошится?..

Экологичность (ECO testing):

— Если ствол карандаша покрыт лаком: используется лак на полимерной или на водной основе?
Этот пункт также можно отнести к тестированию безопасности изделия. К сожалению, выяснить на 100% для всех карандашей невозможно — на коробке это пишется далеко не всегда. Разве что химический анализ поможет.

Это требование весьма актуально, ибо очень часто дети (и не только!) попросту «съедают» карандаши. По моим подсчетам, я сам съедаю по несколько карандашей в год. Сколько при этом я получу вредных веществ от такой привычки, если карандаш не безопасен — науке доподлинно неизвестно. При желании можно было бы попытаться подсчитать, но что-то не хочется…

С точки зрения экологичности самые лучшие карандаши — нелакированные и без резинки (они, кстати в великом множестве встречаются в магазинах Ikea, Leroy Merlen и т.п.). И именно по этой причине лично я недолюбливаю карандаши с резинкой на конце — ИМХО есть ее, а особенно железный держатель есть неудобно вдвойне.

Безопасность (security testing):

— Можно ли пораниться карандашом (поцарапаться, порезаться при заточке, опасен ли карандаш для глаз)?
— Можно ли дать карандаш ребенку? Существуют «безопасные» виды карандашей (например, специальные «детские», часто — с треугольным стволом), которые можно давать детям без опаски (естественно, руководствуясь возрастом, общим развитием и особенностями ребенка).

— Безопасен ли карандаш для людей с ограниченными возможностями (например, для слабовидящих)?
— Соответствует ли карандаш принятым стандартам (ISO, ГОСТ, etc…).

Внеший вид (appearance, ergonomic and usability testing):

— Цвет карандаша. «Классический» ствол желтого цвета в стиле «Koh-I-Noor» или же альтернативная не-классика? При выборе карандаша люди руководствуются разными соображениями.
— Общая привлекательность, оформление и дизайн.
— Ствол круглый, треугольный или шестигранный.
— Упаковка/дизайн приносит или не приносит эстетическое удовлетворение и в целом радует глаз или нет.

Здесь можно иметь дополнительные данные и сделать дополнительные выводы: какова потенциальная целевая аудитория покупателей данной модели, насколько хорошо он будет продаваться и в каких местах, каковы его основные маркетинговые свойства, нужно ли рекламировать, каким образом и сколько денег тратить на рекламу и т.п. Я не маркетолог, но могу предположить, что за этим скрывается отдельная большая тема, которую здесь трудно будет раскрыть.

Заточка карандаша.

Возможные вариации заточки:
— Затачиваем точилкой для карандашей.
— Затачиваем шкуркой (актуально для мягких карандашей и карандашей для ретуширования).
— Затачиваем опасной бритвой.
— Затачиваем канцелярским ножом.
— Затачиваем кухонным ножом (тесаком, медицинским скальпелем, etc.)
— В отсутствии инструментов заточки затачиваем (пытаемся) неподходящими для этого средствами (например, зубами, куском стекла или вилкой). В результате, вероятнее всего, будет epic fail, но тем не менее имеет место быть.

Критерии оценки заточки (для каждого инструмента):

— Карандаш вообще затачивается данным инструментом. Например, заточить карандаш с пластиковым стволом с помощью шкурки или опасной бритвы будет весьма затруднительно. Заточить маленький (сточенный) карандаш с помощью охотничьего тесака также будет проблематично.
— Карандаш затачивается легко. Очень актуальный тест: некоторые карандаши при заточке оказываются абсолютно «железными» и заточке не поддаются в принципе (лично наблюдал такой пример на карандашах одного известного производителя).
— В процессе заточки и после нее грифель не нарушил свою целостность.
— В процессе заточки и после нее карандаш не ломается и не крошится.
— Ствол карандаша не расслаивается, после заточки нет заусениц, неровностей и других повреждений.
— Грифель не выпадает из ствола.
— Для залакированных карандашей: лак не отслаивается кусками от ствола и не крошится.
— Заточенный карандаш успешно функционирует (можно писать, рисовать, чертить).
— Коэффициент успешности заточки K = M / N, где M — количество удачных заточек, N — количество неудачных заточек. Чем меньше K, тем хуже карандаш затачивается с помощью данного инструмента.

Далее действуем по принципу «Пытаемся поломать все, что ломается» (чтобы потом все правильно работало, конечно).

Использование в экстремальных условиях (stress testing):

— Уронить карандаш на пол несколько раз. В идеале грифель не должен сломаться или раскрошиться. Ствол карандаша не должен иметь повреждений.
— Попытаться согнуть карандаш, приложив усилие: сломается или нет?
— Будем грызть карандаш с особым усердием. Конец карандаша не должен быть «съеден». Многие производители уделяют этому моменту особое внимание.

Мы любим карандаши Ikea!
Они маленькие — помещаются в маленькую сумку.
Они крепкие — можно уронить несколько раз.
Они вкусные — можно погрызть

— Поместим карандаш в воду, затем высушим.
— Поместим карандаш в кислотную, щелочную среду ненадолго.
— Заморозим, а затем отогреем. Вариант — положить в снег на морозе.
— Нагреем карандаш, затем охладим. Но поджигать все-таки не станем. Это, конечно, тоже можно, хотя вряд ли после такой процедуры им можно будет пользоваться, если только не представить себе карандаш Джеймса Бонда, который в огне не горит и в воде не тонет.

— Если бюджет тестирования не ограничен или тестирование хорошо оплачивается производителем в рекламных целях — проведем испытания в условиях невесомости. Космонавты на МКС по специфическим причинам, возникающим в невесомости, кстати, пользуются обычными грифельными карандашами…

Каждая из манипуляций, описанных выше, так или иначе окажет определенное воздействие на карандаш. После каждой из итераций тестируем использование карандаша (см. functional testing), производим заточку. Внешний вид тестировать больше не будем — есть подозрения, что если произвести над карандашом все перечисленные манипуляции, то это будет уже не карандаш, а в лучшем случае некое его подобие.

Тестирование производительности (performance testing, или напоследок немного простейшей математики):

Попытаемся измерить производительность карандаша: на сколько страниц текста/рисунков его хватит. Можно это сделать вручную, однако проблема заключается в том, что это будет весьма долгий и трудоемкий процесс, поскольку «изрисовать» целый (особенно качественно сделанный) карандаш достаточно трудно. Можно проделать все операции вручную, а можно воспользоваться элементарной математикой.

Представим, что есть некие эмпирически подсчитанные усредненные показатели: сколько страниц текста/рисунков можно нарисовать карандашом определенной длины, твердости, определенной формы и с определенным диаметром стержня. Пусть это будет называться «КПД карандаша» и будет составлять X страниц A4 (или X километров текста) для карандаша длины Y см. (данные берем: у производителя, в Google, в библиотечных источниках — нужное подчеркнуть). Допустим также, что эмпирические расчеты немного неточны и используют длину карандаша «под ноль», а так как пользоваться карандашом длиной менее 4 см весьма затруднительно, плюс 1 см на резинку с держателем, то на «реальную» работу у нас остается (Y — 5) см. Одно затачивание «отнимает» у карандаша около 1 см длины, поэтому на один карандаш стандартной длины 18 см. у нас есть приблизительно 13 заточек. При заточке карандаш может сломаться. Считаем, сколько было неудачных заточек за время работы карандаша; пусть это число будет равно N. Пусть длина карандаша равна L см. Тогда:

Реальный КПД карандаша = (L — 5 — N) * (X/Y)

Можно предположить, что после того, как карандаш уже сточен наполовину, число неудачных заточек некоторым образом увеличится, например с коэффициентом K. Тогда:

Реальный КПД карандаша = ((L — 5 — N)/2 + (L — 5 — K*N)/2) * (X/Y)

Можно и по-другому: посчитаем количество удачных заточек, исходя из реальных данных, полученных опытным путем в ходе заточки карандаша. Пусть это будет V. Тогда:

Реальный КПД карандаша = V * X / Y

Понятно, что расчеты весьма условны, и при желании можно усложнить расчеты, придумать более точные критерии — этот пример не делает целью точно подсчитать КПД карандаша, а попросту показывает, что данное измерение подвержено математическим расчетам.

P.S.:
Можно придумать еще много чего. Наверняка.
В процессе раздумий над данными действиями я активно пользовался обычным карандашом. Правда, без резинки.

Результат тестирования можно представить в графическом виде.

habr.com

Тестировщик vs разработчик / Habr

Сегодня я бы хотел затронуть тему процесса разработки программного обеспечения. Если точнее, эта статья о том «Как не превратить офис в поле битвы тестировщиков и разработчиков».

Полгода назад я погрузился в тестирование ПО, мне было интересно и я понял, что это действительно моё. Часами залипал на форумах тестировщиков, читал литературу и изучал процесс разработки ПО. На форумах, в группах и беседах я частенько замечал приколы про взаимодействие тестировщиков и разработчиков, но я не понимал этих шуток и не обращал на это внимание. По крайней мере, пока не попал на стажировку в одну компанию по разработке ПО.

Через пару месяцев я начал догонять смысл этих приколов и активных обсуждений «Tester vs Developer». Так как я был первым тестировщиком в этой компании, освоиться было сложно. Задачам с пустым описанием, но с названиями «протестируй и отпишись», «проверь сайт», «не работает приложение» не было конца, а разработчики и проджект менеджер вообще не знали понятие QA. Всем знакома эта фраза «Без ТЗ – результат ХЗ», так вот там было тоже самое. Плюс ко всему этому, никого не волновало то, что продукт мягко говоря «кривоват». В большинство случаев было так: ты получаешь задание «протестируй» — тестируешь, делаешь отчет о найденных дефектах и передаешь их разработчику, ну а у разработчика эта задача могла висеть месяцами. В итоге шеф посчитал, что тестировщик в штате лишний и для меня этот кошмар закончился, ну а продукт так и остался «кривым».

Бывают разные споры, разногласия, но мне кажется, что уже давно пора придумать какой-нибудь простой подход, чтобы избежать подобных случаев.

Скриншот из беседы тестировщиков ПО:

Найти дефект — задокументировать — передать разработчику для исправления. Но опять-таки, вроде бы всё просто, если бы не реакция разработчика на свои ошибки. Наверное он просто забыл о том, что задача тестировщика это поиск ошибок и сбоев в функционировании объекта. В итоге мы как дружное сообщество начали давать разные советы бедной даме. Многие предлагали решать вопрос через тимлида, а некоторые даже предлагали набить лицо за такое отношение. Ну а я предложил свой вариант, но многим он показался странным.

Через некоторое время я попал на один интересный проект, в котором проджект менеджер был мостом между тестировщиком и разработчиками. Я не знаю, насколько эта концепция эффективна, но мы за всё время ни разу не поругались. Как баг трекинговую систему мы использовали Trello. Эта система удобна тем, что она вся построена на основе доски и все, что в ней есть, находится на одном экране: и задачи, и история изменений, и любые комментарии. Но это же и главный минус программы. Она слишком простая и не предназначена для больших команд.

От проджект менеджера прилетала задача, во время тестирования каждый баг оформлялся в отдельную карточку и прикреплялся в блок «Баги» с меткой «Недочёт» и с подробным описанием. Затем проджект менеджер задавал приоритет карточке и закидывал одному из разработчиков. Иногда такое бывает, что сроки горят и до встречи с заказчиком нужно проверить самые важные моменты. В таком случае проджект менеджер задавал высокий приоритет багам связанных с бизнес логикой, а баги связанные с UI откладывались на потом. У многих возникнет вопрос » Кто тогда будет отвечать за упущенные баги в прод? «, к сожалению мы сам не в курсе.

Самое важное в таком процессе, это то, что тестировщик не взаимодействует с командой разработчиков, следовательно, нет криков, ссор и споров:

— Да это же баг!
— Нет, это фича!


Если в вашей команде адекватный project manager или product owner, попробуйте протестировать такой подход. Я думаю, что многим понравится.

Конечно же, есть компании, в которых отношение разработчиков и тестировщиков идеальное. Например, в которых за упущенные баги в продакшн и жалобы пользователей отвечает разработчик. В таком случае разработчик сам будет заинтересован в хороших отношениях с тестировщиком. Но опять-таки возникает вопрос » А сколько компании работают по по такому принципу? «

Всем спасибо за внимание.

habr.com

Тестирование

Тестирование (testing) программного обеспечения (ПО) — это процесс исследования ПО с целью выявления ошибок и определения соответствия между реальным и ожидаемым поведением ПО, осуществляемый на основе набора тестов, выбранных определённым образом. В более широком смысле, тестирование ПО — это техника контроля качества программного продукта, включающая в себя проектирование тестов, выполнение тестирования и анализ полученных результатов.

Очень часто современные программные продукты разрабатываются в сжатые сроки и при ограниченных бюджетах проектов. Программирование сегодня перешло из разряда искусства в разряд ремесел для многих миллионов специалистов. Но, к сожалению, в такой спешке разработчики зачастую игнорируют необходимость обеспечения защищённости своих продуктов, подвергая тем самым пользователей неоправданному риску. Контроль качества (тестирование) считается важным в процессе разработки ПО, потому что обеспечивает безопасность, надёжность, удобство создаваемого продукта. В настоящее время существует великое множество подходов и методик к решению задачи тестирования ПО, но эффективное тестирование сложных программных систем — процесс творческий, не сводящийся к следованию строгим и чётким правилам.

Уровни тестирования

Модульное тестирование — это процесс исследования ПО, при котором тестируется минимально возможный компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО.

Ссылки:

Интеграционное тестирование — это процесс исследования ПО, при котором тестируется интерфейсы между компонентами или подсистемами.

Ссылки:

Системное тестирование — это процесс исследования ПО, при котором тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям заказчика. Альфа и Бета тестирование относятся к подкатегориям системного тестирования.

Ссылки:

Классификация видов тестирования

Существует несколько признаков, по которым принято производить классификацию видов тестирования. Обычно выделяют следующие:

По объекту тестирования

Функциональное тестирование (functional testing) — тестирование ПО, направленное на проверку реализуемости функциональных требований. При функциональном тестировании проверяется способность ПО правильно решать задачи, необходимые пользователям.

Ссылки:

Тестирование производительности (performance testing) — тестирование ПО, позволяющее осуществлять оценку быстродействия программного продукта при определённой нагрузке. Тест производительности выполняется до и после проведения оптимизации с целью выявить изменения в производительности. Если оптимизация не удается, и производительность снижается, то программист может отказаться от неудачной оптимизации. В случае повышения производительности величину этого повышения можно сравнить с ожидаемыми результатами, чтобы убедиться в успешности оптимизации. Задачей теста производительности является выявление фактов повышения и понижения производительности, чтобы можно было избежать неудачных модернизаций.

Ссылки:

Нагрузочное тестирование (load testing) — тестирование ПО, позволяющее осуществлять оценку быстродействия программного продукта при плановых, повышенных и пиковых нагрузках. Осуществление нагрузочного тестирования перед вводом системы в промышленную эксплуатацию позволяет избегать неожиданных потерь в производительности через полгода — год, когда система будет заполнена данными.

Ссылки:

Стресс-тестирование (stress testing) — тестирование ПО, которое оценивает надёжность и устойчивость системы в условиях превышения пределов нормального функционирования. Это проверка программы в таких стрессовых ситуациях как наличие большого объёма входных параметров, нехватка дискового пространства или маломощный процессор.

Стресс тестирование предназначено для проверки настроенного решения и серверной группы на одновременное обслуживание большого количества пользователей. При таком тестировании проверяется не только серверная группа, но и влияние, оказываемое настройками на производительность системы в целом и ее отказоустойчивость. Для проведения такого тестирования необходимо иметь набор компьютеров, эмулирующих работу групп пользователей.

Ссылки:

Тестирование стабильности (stability/endurance/soak testing) — тестирование ПО, при котором проверяется работоспособность ПО при длительном тестировании со среднем уровнем нагрузки.

Ссылки:

Википедия. Тестирование стабильности.

Тестирование безопасности (security testing) — тестирование ПО, которое проверяет фактическую реакцию защитных механизмов, встроенных в систему на проникновение злоумышленников.

Ссылки:

Тестирование совместимости (compatibility testing) — тестирование ПО, которое проверяет работоспособность ПО в определенном окружении.

По знанию системы

Тестирование чёрного ящика (black box) — тестирование ПО, при котором тестировщик имеет доступ к ПО только через интерфейсы заказчика, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру или процессу подключиться к системе для тестирования. Этот подход до сих пор является самым распространенным в повседневной практике, но у него есть целый ряд недостатков. Например, некоторые ошибки возникают достаточно редко и потому их трудно найти и воспроизвести.

Ссылки:

Тестирование белого ящика (white box) — тестирование ПО, при котором тестировщик имеет доступ к исходному коду програмы и может писать код, связанный с библиотеками тестируемого ПО. К тестированию белого ящика относят методики: чтения программ, формальные просмотры программ, инспекции. Этот метод позволяет заглянуть внутрь «чёрного ящика» и сосредоточиться на внутренней информации, которая и определяет поведение программы. Основной трудностью является сложность отслеживания вычислений времени выполнения. При тестировании программы происходит проверка логики программы. Полным тестированием в этом случае будет такое, которое приведет к перебору всех возможных путей. Даже для средних по сложности программ число таких путей может достигать десятки тысяч.

Ссылки:

По времени проведения тестирования

Альфа-тестирование — это процесс имитации реальной работы разработчиков с программным продуктом, или реальная работа потенциальных пользователей с системой.

Ссылки:

Альфа тестирование.

Бета-тестирование — это распространение версий с ограничениями для некоторой группы лиц, с целью проверки содержания допустимо минимального количества ошибок в программном продукте.

Ссылки:

Википедия. Бета-тестирование.

Регрессионное тестирование (regression testing) — тестирование ПО, при котором проводится проверка ранее найденных ошибок, а также проверка основной функциональности. Проводится, как правило, на каждой новой версии программного продукта. Регрессивное тестирование является наиболее важной фазой тестирования непосредственно перед окончанием работ над продуктом, так как непосредственно перед релизом продукта крайне необходимо проверить не только основную функциональность, но и то, что ни одна из ранее найденных ошибок не повторяется в финальной версии. Являясь неотъемлемой частью функционального тестирования, регрессионное тестирование позволяет гарантировать, что изменения, связанные с устранением дефектов, не оказали негативного воздействия на остальные функциональные области приложения.

Ссылки:

Дымовое тестирование (smoke testing) — тестирование ПО, при котором выполняется набор тестов, после которого можно сказать, что программный продукт запускается. Если ошибок при запуске не происходит, то дымовой тест считается пройденным. Если программа не прошла дымовой тест, то её отправляют на доработку. Дело в том, что разработчики пишут отдельные компоненты одного приложения, но когда эти компоненты объединяют, нередко получается так, что совместно они работать не могут, следовательно, нет смысла тестировать продукт в целом.

Ссылки:

По степени автоматизации

Ручное тестирование (manual testing) — тестирование при котором не используются программные средства для выполнения тестов и проверки результатов выполнения.

Ссылки:

Автоматизированное тестирование (automated testing) — тестирование при котором используются программные средства для выполнения тестов и проверки результатов выполнения. Автоматизированное тестирование, несомненно, приносит пользу и экономит время и ресурсы компании.

В процессе разработки часто бывает так, что новая версия с исправленными ошибками выпускается каждый день, а иногда, и несколько раз в день. Дымовое тестирование прежде всего должно быть автоматизировано, потому что сразу после сборки новой версии программы нам необходимо в кратчайшие сроки убедиться в том, что программа запускается. Автоматический тест справится с подобной задачей за считанные секунды, и сборку можно будет считать успешной. Если же этим будет заниматься человек, то времени на проверку будет уходить гораздо больше. Таким образом, автоматизация дымового тестирования — это неплохая экономия времени отдела тестирования.

Для автоматизации тестирования существует большое количество приложений. Наиболее популярные из них: HP LoadRunner, HP QuickTest Professional, HP Quality Center, TestComplete.

Автоматизация в целом не только экономит время на разработку, но и увеличивает надежность и безопасность создаваемых продуктов. Очевидны также преимущества для тестеровщиков: надёжность проверки продукта возрастает, время на тестирование сокращается, работа тестирующего становится менее стрессовой. Конечно, автоматические тесты никогда не смогут заменить человека, но могут облегчить работу инженера-тестировщика ПО.

Ссылки:

Динамический и статический анализ кода

По мере продвижения проекта стоимость устранения дефектов ПО может экспоненциально возрастать. Инструменты статического и динамического анализа помогают предотвратить эти затраты благодаря обнаружению программных ошибок на ранних этапах жизненного цикла ПО.

Динамический анализ кода (runtime analysis) — способ анализа программы непосредственно при ее выполнении. При динамическом анализе проблемы в исходном коде находятся по мере их возникновения. Процесс анализа можно разбить на несколько этапов — подготовка исходных данных, проведение тестового запуска программы, сбор необходимых параметров и анализ полученных данных.

Ссылки:

Статический анализ кода (static analysis) — анализ программы, производимый без реального выполнения исследуемых программ. Статический анализ кода позволяет обнаружить дефекты в исходном коде до того, как код будет готов для запуска.

На практике разработчики могут использовать как статический, так и динамический анализ для ускорения процессов разработки и тестирования, а также для повышения качества исходного продукта.

Ссылки:

Библиографический список

  • Википедия. Тестирование программного обеспечения.
  • Тестирование программных средств.
  • Процесс, который алмазы точит.
  • Брауде Э. «Технология разработки программного обеспечения». — СПб.: Питер, 2004. — 655 с., ISBN 5-94723-663-X, 0-47132-208-3
  • Винниченко «Автоматизация процессов тестирования». — СПб.: Питер, 2004. — 655 с., ISBN: 5-469-00798-7.
  • Канер «Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений». Изд-во ДиаСофтр, 2001. — 544 с., ISBN 966-7393-87-9, 1-85032-847-1.
  • Элфрид Дастин, Джефф Рэшка, Джон Пол «Автоматизация тестирования программного обеспечения». Изд-во М.: ЛОРИ. — 590 стр., ISBN: 5-85582-186-2.

www.viva64.com

Тестирование производительности или нагрузка? | Перфоманс Лаб

Сегодня мы немного поговорим про теорию тестирования. Очень часто можно услышать вопрос: «Как же правильно говорить: Нагрузочное тестирование или Тестирование производительности? И чем одно от другого отличается?». В русскоязычной среде термины «Нагрузочное тестирование» и «Тестирование производительности» перепутаны, и не всегда понятно откуда что взялось.

Software testing consists of the dynamic verification that a program provides expected behaviors on a finite set of test cases, suitably elected from the usually infinite execution domain. IEEE Guide to Software Engineering Body of Knowledge, SWEBOK V3.0, 2014]

Software testing consists of the dynamic verification that a program provides

expected behaviors on a finite set of test cases, suitably elected from the usually infinite execution domain.

IEEE Guide to Software Engineering Body of Knowledge, SWEBOK V3.0, 2014]

Или по-русски:

Тестирование программного обеспечения заключается в динамической проверке того, что программа обеспечивает ожидаемое поведение на ограниченном наборе тестов, обычно выбранных из бесконечного списка тестов определенным образом.

Тестирование программного обеспечения заключается в динамической проверке того,

что программа обеспечивает ожидаемое поведение на ограниченном наборе тестов,

обычно выбранных из бесконечного списка тестов определенным образом.

На текущий момент существует множество видов тестирования также существует большое количество классификаций эти видов. Основная классификация видов тестирования происходит по целям. На рисунке ниже представленная классификация видов тестирования.

Тестирование производительности

Классификацию тестирования можно продолжать и дальше, разделяя на ещё более атомарные единицы данные типы тестирования. Основная сложность при классификации видов тестирования заключается в том, что в основном все стандарты существуют на английском языке, и при переводе терминов могут возникать коллизии взаимозависимости от того, как тот или иной термин будет переведен на русский язык. В связи с этим, кроме русского перевода вида тестирования в скобочках будет указываться его английское наименование. В рамках данной статьи мы рассмотрим более подробно тестирование производительности (Performance Testing).

Считается, что тестирование производительности [1] — это то тестирование, которое не является функциональным. Существует множество видов тестирования производительности. Классификация видов тестирования производительности строится на основе того, какие цели преследует определенный вид тестирования. Как правило тестирование производительности преследует не одну, а несколько целей в связи с тем, многие типы тестирования в ходе его проведения совмещаются с другими целями или повторяются несколько раз в ходе цикла тестирования. Основное отличие тестирования производительности также заключается в том, что оно происходит только после полного функционального тестирования. Ошибки функциональности не исправляются в ходе тестирования производительности. Для данного вида тестирования чаще всего выделяется отдельный нагрузочный стенд, повторяющий копию промышленного стенда. В связи с массовым распространением Agile методологий тестирование производительности также интегрируется в жизненный цикл разработки программного обеспечения.

На рисунке ниже показана основная классификация видов тестирования производительности.

Тестирование производительности

На основе классификации показанной на рисунке выше можно выделить основные виды тестирования, которые производятся во время этапа тестирования производительности системы. Основные типы тестирования и вопросы, которые они решают представлены в таблице.

Вид тестированияВид тестирования по английскийВопрос на который отвечает тестирование
1Нагрузочное тестированиеLoad Testing[2]Достаточно ли быстро работает система?
2Тестирование стабильностиStability Testing[3]Достаточно ли надежно работает система на долгом интервале времени?
3Тестирование отказоустойчивостиFailover Testing[4]Сможет ли система переместиться сама на другой сервер в случае сбоя основного сервера?
4Тестирование восстановленияRecovery Testing[5]Как быстро восстановится система?
5Стрессовое тестированиеStress Testing[6]Что произойдет при незапланированной нагрузке?
6Тестирование объемовVolume Testing[7]Как будет работать система, если объем базы данных увечится в 100 раз?
7Тестирование масштабируемостиScalability Testing[8]Как будет увеличиться нагрузка на компоненты системы при увеличении числа пользователей?
8Тестирование потенциальных возможностейCapacity Testing[9]Какое количество пользователей может работать?
9Конфигурационное тестированиеConfiguration Testing[10]Как заставить систему работать быстрее?
10Тестирование сравненияCompare Testing[11]Какое оборудование и ПО выбрать?

Нагрузочное тестирование (load testing)

Нагрузочное тестирование (load testing) — данный тип тестирования позволяет оценить поведение системы при возрастающей нагрузке, целью нагрузочного тестирования является также определение максимальной нагрузки, которую может выдержать система.

Это наиболее распространенный и известный тип тестирования, и поэтому в русскоязычной среде он на слуху. Часто в рунете, особенно те, кто не в теме QA, под нагрузочным тестированием понимают все виды испытаний. Но, в англоязычной литературе, это всего лишь подвид тестирования производительности.

Рассмотрим его подробнее: В роли нагрузки может выступать количество пользователей, а также количество операций на сервере.

Производительность при этом определяется следующими факторами:

  • скоростью работы программного обеспечения;
  • скоростью работы аппаратного обеспечения;
  • скоростью работы сети.

Во время тестирования могут осуществляться следующие операции, позволяющие более точно измерить производительность и определить «узкое место» системы [12]:

  • измерение времени выполнения выбранных операций при определенных интенсивностях выполнения этих операций;
  • определение количества пользователей, одновременно работающих с приложением;
  • определение границ приемлемой производительности при увеличении нагрузки (при увеличении интенсивности выполнения этих операций).

Тестирование производительности

После нахождения максимальной производительности рекомендуется её «подтвердить». Для этого проводится дополнительный тест со следующим профилем:

Тестирование производительности

Тестирование стабильности (stability testing)

Тестирование стабильности (stability testing) — позволяет проверить работоспособность системы на длительном интервале времени. При этом нагрузка может не достигать пиковых значений, а иметь средние значение, так же само время выполнения операций не являет основным фактором в оценке результатов тестирования.

В ходе тестирования основной акцент делается на измерение

  • отсутствие утечек памяти;
  • отсутствие перезапусков серверов;
  • отсутствие перезапусков программного обеспечения;
  • любые ошибки, связанные с накоплением данных;
  • отсутствие отключений или сбоев в работе сетевого оборудования.

Тестирование производительности

Тестирование отказоустойчивости (failover testing)

Тестирование отказоустойчивости (failover testing) — данный вид тестирования производительности позволяет проверить поведение системы в случает сбоя серверов или при других неблагоприятных факторах. Такое тестирование особенно важно в системах, работающих в режиме 24/7, т.к. в случае их выхода из строя возможны потери клиентов, репутации, денег и т.п.

Во время тестирования проверяются следующие операции:

  • как будет преодолеваться отказ, а именно как система будет перемещать операции между мощностями работающего и нет оборудования;
  • как будет осуществлен перехват управления системой при отказе управляющего сервера;
  • как будет осуществлен обход и обработка отказа (переключение на резервный канал связи, отправка данных по другому маршруту и т.д.).

Тестирование восстановления (recovery testing)

Тестирование восстановления (recovery testing) — обычно неотъемлемо связан с тестированием отказоустойчивости и позволяет определить, как быстро система сможет восстановится после сбоя её программной или аппаратной части. Сам сбой производится тестировщиком путём отключения, например, одного из серверов или его перезагрузки. Тестирование не нацелено на проверку надёжности системы. При этом нагрузка на систему не уменьшается и имеет средние или пороговое значение.

В ходе тестирования измеряются следующие показатели:

  • время, за которое система восстановится после сбоя;
  • корректность восстановленных данных.

Стрессовое тестирование (stress testing)

Стрессовое тестирование (stress testing) — целью данного вида тестирования производительности является оценка производительности системы при пороговых значениях рабочей нагрузки или за её пределом. Также в ходе тестирования можно оценивать работу системы при изменении ресурсов доступных системе таких как процессорное время, память, ширина сетевого канала и т.д.

В ходе тестирования измеряется:

  • возможность и время регенерации системы — возможность и время возвращения системы к нормальному состоянию после стрессовых нагрузок;
  • корректность логирования ошибок и оповещений о их возникновении;
  • производительность системы при стрессовой нагрузке;
  • оценка влияния сбоев тестируемой системы на внешние системы.

Тестирование производительности

Тестирование объемов (volume testing)

Объемное тестирование (volume testing) — тестирование позволяет оценить производительность системы при увеличении объёмов данных как самого приложения, так и его базы данных. Основной вопрос, на который отвечает данный вид тестирования производительности: «Что будет завтра с этим приложением или через год при увеличении числа пользователей и/или увеличение хранимых пользовательский и системных данных?».

Во время тестирования измеряются следующие параметры:

  • зависимость времени выполнения операций на сервере от объема данных;
  • количество пользователей, которые могут одновременно работать с приложением «быстро»;
  • как быстро увеличивается объем данных при работе приложения.

Тестирование масштабируемости (scalability testing)

Тестирование масштабируемости (scalability testing)[13] — данное тестирование производится для проверки возможностей масштабирования приложения под любым видом нагрузки. Также необходимо проверять производительность системы во время масштабирования.

Виды масштабирования, которые проверяются в ходе тестирования:

  • вертикальное масштабирование — увеличения производительности каждого отдельного компонента системы (добавление оперативной памяти на сервере, замена процессора и т.д.) для повышения производительности всей системы в целом;
  • горизонтальное масштабирование — распределение системы на большее количество серверов параллельно работающих и выполняющих одни и те же функции;
  • применение временного масштабирования внутри системы с помощью очередей, асинхронных запросов и т.п.

Тестирование потенциальных возможностей (capacity testing)

Тестирование потенциальных возможностей (capacity testing) — является отчасти подвидом тестирования масштабируемости. Если в тестирование масштабируемости основной вопрос, который ставится: насколько хорошо справляется система с возрастающим количеством пользователей (нагрузки). То в данном случае вопрос звучит следующим образом: сколько пользователей (с какой нагрузкой) может работать с системой при этом время отклика и другие параметры производительности должны находится в пределах допустимых значений? Данный вид тестирования позволяет определить стратегию масштабирования и вообще понять, а стоит ли масштабировать систему?

Конфигурационное тестирование (configuration testing)

Конфигурационное тестирование (configuration testing) [14] — данный вид тестирования проверяет производительность системы на разных аппаратных и программных конфигурациях. В ходе тестирования измеряются основные показатели производительности системы при средних и пороговых значениях нагрузки. Данное вид тестирования производительности позволяет убедится, что на других конфигурациях аппаратного и программного обеспечения система будет работать с одинаковой производительностью.

Тестирование производительности

Тестирования сравнения (compare testing)

Тестирования сравнения (compare testing) — позволяет сравнить производительности на разной конфигурации программной и аппаратной части системы. Данное тестирование помогает выбирать наиболее оптимальную конфигурацию аппаратного и программного обеспечения. В ходе тестирования производится проверка на разных конфигурациях, при этом профиль тестирования не изменяется от конфигурации к конфигурации и имеет среднюю или пороговую интенсивность нагрузки.

Тестирование позволяет ответить на такие вопросы как:

  • какую СУБД выбрать?
  • какое оборудование выбрать (платформа, производитель, цена и т.д.)?
  • как повлияют на работу приложения обновления и патчи?

Ну хорошо, из этой статьи мы видим что видов тестирования Производительности много. Очень много, даже слишком много. А какой нужно использовать для конкретно нашей системы? А почему? А сколько делать по времени тесты стабильности? А нужно ли проводить тестирование изолированно или в комплексе с интеграцией? А что делать если нет стенда, сил, времени на такое тестирование? Обращайтесь к нам, в Перфоманс Лаб, мы с удовольствием вам поможем.

Кстати, у нас скоро будет конференция по нагрузочному тестированию, где мы расскажем не только про теорию, но и про практику и про самые последние новости в этой области.

Приходите: https://conf.pflb.ru

www.performance-lab.ru

Словарь тестировщика | BYTEX BLOG

Андерклокинг — снижение частоты работы оборудования.

Баг (дефект) — недостаток компонента или системы, который может привести к отказу определенной функциональности.

Приоритет багов — важность той или иной ошибки в ПО:

  • Trivial — косметическая малозаметная проблема.
  • Minor — очевидная, незначительная проблема.
  • Major — значительная проблема.
  • Critical — проблема, нарушающая работу c ключевыми функциями ПО.
  • Blocker — проблема, нарушающая функционирование ПО.

Баг-репорт — документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.

Валидация — определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе.

Верификация — процесс оценки системы или её компонентов с целью определения удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа.

Спецификация — детальное описание того, как должно работать ПО.

Система отслеживания ошибок (англ. bug tracking system) — программа учета и/или контроля багов:

  • Atlassian JIRA
  • Bugzilla
  • YouTrack
  • Redmine
  • etc.

Тестирование — процесс проверки соответствия заявленных к продукту требований и реально реализованной функциональности, осуществляемый путем наблюдения за его работой в искусственно созданных ситуациях и на ограниченном наборе тестов, выбранных определенным образом.

Обеспечение качества (Quality Assurance, QA) — совокупность мероприятий, охватывающих все технологические этапы разработки, выпуска и эксплуатации программного обеспечения

Отладка (англ.Debugging) — процесс, позволяющий получить программное обеспечение, функционирующее с требующимися характеристиками в заданной области входных данных.

Ошибка (англ.Error) – действие, которое порождает неправильный результат.

Сбой (англ.Failure) – несоответствие фактического результата работы компонента или системы ожидаемому результату.

Классификация по типу тестирования:
Мобильное тестирование — тестирование мобильных приложений.
Консольное тестирование — тестирование приложений предназначенных для консолей.
Web-тестирование (Браузерное тестирование) — тестирование браузерных приложений.

Классификация по запуску кода на исполнение:
Статическое тестирование (англ.Static testing) — тестирование без запуска кода на исполнение.
Динамическое тестирование (англ. Dynamic testing) — тестирование с запуском кода на исполнение.

Классификация по доступу к коду и архитектуре ПО:
Черный ящик (англ. Black box) — тестировщику не известно как устроена тестируемая система.
Белый ящик (англ. White box) — тестировщику известно все детали реализации тестируемой системы.
Серый ящик (англ. Grey box) — тестировщику известно только некоторые особенности устройства тестируемой системы.

Классификация по степени автоматизации:
Ручное тестирование (англ. Manual testing) — тестирование ПО будучи его пользователем.
Автоматизированное тестирование (англ. Automated testing) — тестирование ПО при помощи специальных программ.

Классификация по принципу работы с приложением:
Позитивное тестирование (англ. Positive testing) — тестирование ПО на то, как оно должно работать.
Негативное тестирование (англ. Negative testing) — тестирование ПО на то, как оно не должно работать.

Классификация по уровню детализации приложения:
Интеграционное тестирование — тестирование взаимодействия и связей нескольких компонентов приложения.
Системное тестирование — это тестирование всего приложения от начала и до конца.
Модульное тестирование — тестирование на уровне отдельного функционального компонента приложения.

Классификация по целям и задачам:
Функциональное тестирование — проверка корректности работы функциональности приложения.
Нефункциональное тестирование — проверка нефункциональных особенностей приложения (удобство использования, совместимость, производительность, безопасность).
Инсталляционное тестирование — проверка протекания стадии инсталляции (установки) приложения.
Регрессионное тестирование — проверка на наличие багов, вызванных изменениями в приложении.
Повторное тестирование — выполнение тест-кейсов, которые ранее обнаружили дефекты, с целью подтверждения устранения дефектов.
Приёмочное тестирование — тестирование, направленное на проверку приложения с точки зрения конечного пользователя/заказчика
Тестирование удобства использования — тестирование, направленное на исследование того, насколько конечному пользователю понятно, как работать с продуктом, а также на то, насколько ему нравится использовать продукт.
Тестирование доступности — тестирование, направленное на исследование пригодности продукта к использованию людьми с ограниченными возможностями
Тестирование интерфейса — тестирование, направленное на проверку интерфейсов приложения или его компонентов.
Тестирование безопасности — тестирование, направленное на проверку способности приложения противостоять злонамеренным попыткам получения доступа к данным или функциям
Тестирование интернационализации — тестирование, направленное на проверку готовности продукта к работе с использованием различных языков и с учётом различных национальных и культурных особенностей.
Тестирование локализации — тестирование, направленное на проверку корректности и качества адаптации продукта к использованию на том или ином языке с учётом национальных и культурных особенностей.
Тестирование совместимости — тестирование, направленное на проверку способности приложения работать в указанном окружении (браузер, мобильное ус-во и т.д.).
Тестирование данных и баз данных — тестирование, направленное на исследование таких характеристик данных, как полнота, непротиворечивость, целостность, структурированность и т.д.
Тестирование использования ресурсов — совокупность видов тестирования, проверяющих эффективность использования приложением доступных ему ресурсов и зависимость результатов работы приложения от количества доступных ему ресурсов.
Сравнительное тестирование — тестирование, направленное на сравнительный анализ преимуществ и недостатков разрабатываемого продукта по отношению к его основным конкурентам.
Демонстрационное тестирование — формальный процесс демонстрации заказчику продукта с целью подтверждения, что продукт соответствует всем заявленным требованиям.
Избыточное тестирование — тестирование приложения со всеми возможными комбинациями всех возможных входных данных во всех возможных условиях выполнения.
Тестирование надёжности — тестирование способности приложения выполнять свои функции в заданных условиях.
Тестирование восстанавливаемости — тестирование способности приложения восстанавливать свои функции и заданный уровень производительности, а также восстанавливать данные в случае возникновения критической ситуации.
Тестирование отказоустойчивости — тестирование, заключающееся в эмуляции или реальном создании критических ситуаций с целью проверки способности приложения задействовать механизмы, предотвращающие нарушение работоспособности, производительности и повреждения данных.
Тестирование производительности — исследование показателей скорости реакции приложения на внешние воздействия при различной по характеру и интенсивности нагрузке.
Нагрузочное тестирование — исследование способности приложения сохранять заданные показатели качества при нагрузке в допустимых пределах и некотором превышении этих пределов/
Тестирование масштабируемости — исследование способности приложения увеличивать показатели производительности в соответствии с увеличением количества доступных приложению ресурсов.
Объёмное тестирование — исследование производительности приложения при обработке различных (как правило, больших) объёмов данных.
Стрессовое тестирование — исследование поведения приложения при нештатных изменениях нагрузки, значительно превышающих расчётный уровень.
Конкурентное тестирование — исследование поведения приложения в ситуации, когда ему приходится обрабатывать большое количество одновременно поступающих запросов, что вызывает конкуренцию между запросами за ресурсы (базу данных, память, канал передачи данных, дисковую подсистему и т.д.)
Фокус-тест (англ. Focus test) — тестирование, проводимое с целью получения первичной реакции игроков. Необходимо для оценки удобства использования и того, как продукт принимается целевой аудиторией или сторонними людьми.

Failure — сбой (причём не обязательно аппаратный) в работе компонента, всей программы или системы.

UX (англ. User eXperience — опыт пользователя) — ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта.

UI (англ. User Interface — пользовательский интерфейс) — это инструмент, позволяющий осуществлять взаимодействие «пользователь — приложение».

Анализ граничных значений (англ. Boundary Value Analysis — BVA). Анализ граничных значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.

Дымовое тестирование (англ. Smoke test) — короткий цикл тестов для подтверждения, что после сборки кода (нового или исправленного) приложение стартует и выполняет основные функции.

Исследовательское (ad-hoc) тестирование — это разработка и выполнения тестов в одно и то же время, что является противоположностью сценарного подхода.

Конфигурационное тестирование (англ. Configuration Testing) — специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)

Матрица соответствия требований (англ. Traceability matrix) — это двумерная таблица, содержащая соответсвие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases).

Операционное тестирование (англ. Release Testing). Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации, как это было определено в бизнес модели системы.

Предугадывание ошибки (англ. Error Guessing — EG). Это когда тест аналитик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку.

Причина / Следствие (англ. Cause/Effect — CE). Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие).

Санитарное тестирование — это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям.

Серьезность (англ. Severity) — это атрибут, характеризующий влияние дефекта на работоспособность приложения.

Стадии разработки ПО — это этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широко круга пользователей.

Пре-альфа (англ. Pre-alpha) — начальная стадия разработки. Период времени со старта разработки до выхода стадии Альфа. Также так называются программы, прошедшие стадию разработки, для первичной оценки функциональных возможностей в действии.

Альфа-тестирование (англ. Alpha testing) — имитация реальной работы с системой штатными разработчиками, либо реальная работа с системой потенциальными пользователями/заказчиком на ранней стадии разработки продукта, но в некоторых случаях может применяться для законченного продукта в качестве внутреннего приёмочного тестирования.

Бета-тестирование (англ. Beta testing) — интенсивное использование почти готовой версии продукта с целью выявления максимального числа ошибок в его работе для их последующего устранения перед окончательным выходом (релизом) продукта на рынок, к массовому потребителю.

Релиз-кандидат или RC (англ. Release candidate), Пре-релиз, иногда «гамма-версия» — стадия-кандидат на то, чтобы стать стабильной.

Релиз или RTM (англ. Release to manufacturing — промышленное издание) — издание продукта, готового к тиражированию.

Пост-релиз или Post-RTM (англ. Post-release to manufacturing) — издание продукта, у которого есть несколько отличий от RTM и помечается как самая первая стадия разработки следующего продукта.

Таблица принятия решений (англ. Decision table) — инструмент для упорядочения сложных бизнес требований, которые должны быть реализованы в продукте.

Тест-дизайн (англ. Test design) — это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест кейсы).

Тест-план (англ. Test Plan) — это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.

Тестирование взаимодействия (англ. Interoperability Testing) — это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами.

Тестирование сборки (англ. Build Verification Test) — тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования.

Тестирование пользовательского интерфейса (англ. UI Testing) — тестирование, выполняемое с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения.

Тестовый случай (англ. Test Case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.

Чек-лист (англ. Check list) — это документ, описывающий что должно быть протестировано.

Эквивалентное Разделение (англ. Equivalence Partitioning — EP). Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала — 0.

Z-конфликт (англ. Z-fighting) — наложение текстур друг на друга.

Оверклокинг (англ. Overclocking) — процесс увеличения частоты (и напряжения) компонента компьютера сверх штатных режимов с целью увеличения скорости его работы.

bytextest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *