Алгоритм составления плана – . | Pandia.ru

Содержание

Учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: «Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках».

МБОУ СОШ №9 2014/2015 учебный год

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках

Составители:

Шевченко Е.Н.

Скрипачева Ю.А.

Содержание

1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником

1.1. Как работать с текстом учебника

1.2. Составление вопросов к тексту

1.3. Алгоритм составления рассказа по теме

1.4. Как выделить из текста главное

1.5. Алгоритм составления плана текста

1.6. Алгоритм написания реферата:

1.7. Алгоритм конспектирования:

1.8. Чтение текста с заполнением таблицы – И.Н.С.Е.Р.Т.

1.9. Как составить схему.

1.10. Изучение терминов.

1.11. Составление кластера

2. Сравнительно-аналитическая работа с учебником, документами

2.1.  Алгоритм анализа исторического документа.

2.2. Варианты работы с документами

2.3.  Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

2.4. Создание синквейна.

2.5. Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

2.6. Схема характеристики исторической личности

2.7. Обобщение

2.8. Сравнение

2.9. Технология  диспута

Изучение вопросов информатизации общества, поиска, переработки и преобразования информации во всех ее видах на уроках должно формировать информационно-коммуникативную компетентность.

Информационно-коммуникативная компетентность формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

I. Репродуктивно-поисковая работа с учебником.

1.1. Как работать с текстом учебника

1. Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.

2. Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.

3. Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для иллюстрации.

4. Составьте план прочитанного (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказать текст и как иллюстрировать свой ответ.

5. Перескажите текст мысленно или вслух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.

6. Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или у преподавателя.

1.2. Составление вопросов к тексту

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. анализ и оценка информации.

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.

1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

2. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

5. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

6. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

7. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

8. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

2.составлять план к прочитанному тексту;

3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

8.находить в тексте описание к иллюстрациям;

9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;

10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

12.готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

1.3. Алгоритм составления рассказа по теме:

  1. Определи тему.
  2. Определи основную мысль рассказа.
  3. Найди необходимый материал, определи его происхождение: из своих воспоминаний, других источников.
  4. Составь план рассказа. Используй в рассказе диалог, элементы описания, рассуждения.
  5. Озаглавь текст.
  6. Запиши черновик рассказа.
  7. Откорректируй и запиши рассказ на чистовик.
  8. Подготовься к выразительному чтению составленного рассказа.

1.4. Как выделить из текста главное

Как же извлечь из текста самое главное? После того как вы прочитали текст, правильно его поняли, разобрались с типами и структурой, выделить главное должно быть не так уж сложно. Тем не менее стоит сказать о специальных приемах, которые могут помочь в этом.

1) Прежде всего присмотритесь к заголовкам раздела и подразделов. Чаще всего они прямо указывают на то главное, чему посвящен текст. Далее внимательно прочитайте те фрагменты, которые выделены с помощью особого шрифта. Таким образом авторы обращают внимание читателя на важные, ключевые положения.

2) Повышенного внимания заслуживает самое начало раздела. Во многих текстах первые предложения сообщают тему раздела и его основную идею.

3) В последних предложениях текста часто подводятся его итоги. Нередко в конце раздела имеется заключение или выводы. Таким путем авторы сами указывают на то, что считают самым важным. Замечу, что резюме статей, публикуемых в научных журналах, обычно помещают перед текстом статьи.

4) Полезно обращать внимание на так называемые лексические индикаторы. Это слова или словосочетания, после которых следует фрагмент, подводящий итог сказанному. Примеры таких индикаторов: «итак», «таким образом», «следовательно», «в итоге», «приходим к выводу», «главное», «самое важное», «поэтому», «в целом», «из… следует», «все… указывает».

1.5. Алгоритм составления плана текста:

1.Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
2.Выделите основную тему и идею текста.
3.Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
4.Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
5.Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
6.Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
7.Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
8.Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
9.Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Виды плана

  • Вопросный;
  •  назывной;
  •  тезисный;
  •  план – опорная схема;
  • комбинированный;

Как правильно составить каждый из них? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море.

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-большой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап. Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили ее в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленная. Лишнюю соль черепахи выплакивают. (по Г. Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстанавливать содержание всего текста.При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько»,«когда», «почему», и т.д.),  а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли» и т.п.)

Например:

1. Кого поймали в море?

2.  О чем плакала пойманная черепаха?

3.  Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

1.В море поймали черепаху.

2.  Пойманная черепаха все время плачет.

3.  Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывается в виде тезисов, в которых не используются глаголы.В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

1. Пойманная черепаха.

2.  Черепашьи слезы.

3.  Настоящая причина слез черепахи.

 План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов или словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.

Например:

1. Черепаха.

2.  Слезы.

3.  Соль и вода.

Комбинированный план

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например:

1. Кого поймали в море?

2.  Пойманная черепаха все время плачет.

3.  Настоящая причина слез черепахи.

1.6. Алгоритм написания реферата:

  1. Выбери тему.
  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
  3. Подбери литературу.
  4. Составь план.
  5. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
  6. Распредели материал в логической последовательности согласно плану.
  7. Подготовь наглядный материал (иллюстрации, репродукции, таблицы и т.п.) для публичной защиты.
  8. Сформулируй выводы по каждому параграфу, выкажи своё отношение к проблеме, сделай заключение.
  9. Составь список используемой литературы.
  10. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат, и др.)
  11. Оформи реферат с учетом единых требований.

1.7. Алгоритм конспектирования:

  1. Внимательно прочти текст.
  2. Определи главную идею текста.
  3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
  4. Запиши главные мысли в форме плана.
  5. Прочти текст ещё раз.
  6. Сформулируй тезисы конспекта.
  7. Определи ключевые понятия.
  8. Запиши и оформи конспект.

1.8. Чтение текста с заполнением таблицы – И.Н.С.Е.Р.Т.

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V»- уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. В результате такой работы с текстом, ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное.

Таблица «Инсерт».

«V»

Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.

«+»

Поставьте»+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«-«

Поставьте минус на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

«?»

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

1.9. Как составить схему.

1.Прочтиет предложенный текст и запишите его название;

2.Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст и дайте им название;

3.Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них название разделов текста.

4.Дополните схему примерами.

Пример:

Масштаб – показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.

                                                                  Масштаб

     Численный                                             Именованный                                         Линейный                      

         1:1000                                                     в 1см. – 10 метров                                    -20-10-0-10-20-

Чем крупнее масштаб, тем более подробно изображена местность.

Задание: Изобразите расстояние 500 метров в масштабе в 1см.-100м; в 1см.- 50м.

1.10. Изучение терминов.

Изучение терминов не ограничивается заучиваний их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его обработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части, с выделением главного. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка используется следующий алгоритм.

  • Проговаривание термина;
  • Запись на доске и в тетради;
  • Работа над орфографией;
  • Выявление этимологии термина;
  • Тренинг;

Работа с терминами- важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведение терминологических диктантов.

1.11. Составление кластера

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой-либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Главная роль отводится работе с текстом.

Памятка для учащихся:

1. Прочитай текст.

2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается — объект или процесс.

3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:

 Название объекта;

∙  Состав объекта

∙  Структура объекта

∙  Особенности объекта

II. Сравнительно-аналитическая работа с учебником, документами.
2.1.  Алгоритм анализа исторического документа.

1. Происхождение текста.

  •  Кто написал этот текст?
  •  Когда он был написан?
  •  К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.п.?
  •  Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

2. Содержание текста.

  • Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам не известны какие-то слова, поработайте со словарем.

3. Достоверна ли информация в тексте?

  • Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).
  • Текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из различных первичных источников.Первичный текст может быть написан автором второй очереди, то есть созданным много позже самого события).

4. Есть ли предрассудки в тексте?

Разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью.

5. Раскройте значение источника и содержащейся в ней информации.

6. Дайте обобщающую оценку данному источнику.

2.2. Варианты работы с документами


1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

2.3.  Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

«Тонкие” вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать …?

Было ли …?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему, вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Что, если …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Предположите, что будет, если …?

2.4. Создание синквейна.

Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи. Чувства и представления в некоторых словах- важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается. Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Слово «синквейн» происходит от франц. «пять». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1.В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.

3. Третья стр

nsportal.ru

алгоритм, последовательность работы с младшими школьниками

Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.

Алгоритм действий

План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.

Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:

  1. Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
  2. Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
  3. Придумайте короткие заголовки.
  4. Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
  5. Запишите отредактированный план в тетрадь.

Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.

Классификация

Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:

  • Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос («Кто слепил Колобка?»).
  • Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения («Бабка лепит Колобка»).
  • Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные («Лепка Колобка»).
  • Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
  • Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.

Деление по сложности

Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.

При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:

  1. Маша заблудилась.
  2. В плену у медведя.
  3. Медведь несет короб с девочкой.
  4. Собаки прогоняют медведя.

В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:

  1. В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
  2. Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
  3. План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
  4. Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.

Работа по составлению плана с младшими школьниками

Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.

В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:

  • отгадать произведение по готовому плану;
  • в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
  • сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
  • найти ошибки или неточности в готовом плане;
  • отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.

Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.

fb.ru

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Тема:

Модуль:

Раздел:

    1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

    Цели урока:

    1. Варианты конструирования образовательных целей:

    1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)…

    1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

    1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

    1. Способствовать осознанию основного технологического материала.

    2. Способствовать формированию представления о…

    1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий технологических процессов.

    1.7. Создать условия для выявления причинно следственных связей: — раскрыть причины…

    — выяснить последствия…

    1.8. Способствовать понимания закономерности…

    создать условия для выявления взаимосвязи между… — способствовать пониманию зависимости между…

    2. Варианты конструирования развивающих целей:

    2.1. Способствовать развитию речи учащегося (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

    1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащегося (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

    2. Способствовать развитию сенсорной сферы учащегося (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

      diplomconsult.ru

      правильное составление тезисного плана, ошибки, которых нужно избегать

      Каждому человеку, связанному с деятельностью, которая предусматривает чтение, конспектирование обширной литературы приходили в голову вопросы: как упростить этот процесс? Как потратить меньше времени на эту работу?

      В таких случаях целесообразно научиться составлять опорный план, а после выборочно конспектировать какой-либо источник. План – это очень важный этап работы над научным текстом, соотношение содержания речи и ее структуры с поставленной задачей.

      Что такое тезисный план

      Каждый день мы видим разнообразные тексты

      Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

      Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

      То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

      С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

      Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

      В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

      Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

      Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

      Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

      Существует несколько видов плана:

      1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
      2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
      3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
      4. Тезисный.

      Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

      Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

      Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

      Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

      Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

      Алгоритм составления общего плана текста

      Крайне важна логичность изложения

      В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:

      1. Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
      2. После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
      3. Данные нужно представить в форме пунктов плана.
      4. В логической последовательности располагаем пункты плана.

      В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:

      1. Логичность изложения.
      2. Отсутствие повторов.
      3. Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
      4. Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
      5. Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
      6. Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.

      Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.

      Правильное составление тезисного плана

      Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.

      Алгоритм правильного составления тезисного плана:

      1. Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
      2. После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски.
        Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
      3. В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.

      Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.

      Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана

      Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:

      1. Люди не разграничивают понятия тезис и цитата. Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо. Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
      2. Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
      3. Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.

      Рекомендации по составлению правильного тезисного плана:

       

      • в тезисах не стоит приводить примеры;
      • необходимо сохранять в содержании тезиса самобытность высказывания для того, чтобы не утерять документальность, а самое главное убедительность;
      • необходимо составлять предварительный простой план, так как он оказывает помощь во время написания основных тезисов

      Многие люди, не зная основных правил составления тезисного плана, делаю огромное количество ошибок, а они, в свою очередь влияют на понимание текста.

      Пример составления тезисного плана

      Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.

      Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:

      1. Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
      2. Коэффициент результативности контекстной рекламы.
      3. Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
      4. Условия, при которых реклама будет эффективна.
      5. Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
      6. Результаты тестирования.

      Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.

      Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.

      В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:

      Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

      vyuchit.work

      Алгоритм составления сложного плана (№28)

      Алгоритм составления сложного плана (памятка). Задание №28.

      Выполнение этого задания предполагает:

      1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

      2) полноту отражения основного содержания в плане;

      3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

      Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

      При выполнении заданий выпускникам предстоит:

      а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;

      б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

      При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

      1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;

      2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

      3) озаглавьте каждую часть;

      4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

      5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

      6) в случае необходимости внесите корректировки;

      7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

      8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

      Есть ли модель для составления плана? Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы. Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы.

      Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти.

      Вот общая схема, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

      1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы.

      Для этого существует несколько вариантов. Например:

      1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение…

      2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

      1) Причины возникновения (появления, развития)…

      Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

      2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на…

      Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

      3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…

      Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

      4. Функции…

      Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

      5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

      6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

      7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

      8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

      multiurok.ru

      Алгоритм составления плана по обществознанию. Задание 28.

      Алгоритм составления плана по обществознанию.

      1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение…2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

      3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
      8.
      Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

      Пример:

      Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

      1. По­ня­тие внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

      2. При­о­ри­тет­ные на­прав­ле­ния внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства в об­ла­сти эко­но­ми­ки:

      а) со­вер­шен­ство­ва­ние на­ло­го­об­ло­же­ния;

      б) под­держ­ка ма­ло­го биз­не­са;

      в) за­ко­но­твор­че­ская де­я­тель­ность в об­ла­сти пред­при­ни­ма­тель­ско­го права. 

      3. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ства:

      а) за­щи­та ма­те­рин­ства и дет­ства;

      б) пен­си­он­ная ре­фор­ма;

      в) под­держ­ка со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ных групп ин­ва­ли­дов;

      г) на­ци­о­наль­ный про­ект «Здо­ро­вье».

      4. Раз­ви­тие науки и об­ра­зо­ва­ния:

      а) на­ци­о­наль­ный про­ект «Об­ра­зо­ва­ние;

      б) «Скол­ко­во».

      5. Дру­гие на­прав­ле­ния по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

      6. Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сии: ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы.

      infourok.ru

      Консультация на тему: Алгоритм составления годового плана

      Алгоритм составления годового плана: начинается с титульного листа.

      План утверждается руководителем ДОУ.

      Режим работы ДОУ с названием групп.

      1. Информационно-аналитический.

      — Включает информационную справку и общие сведения о дошкольном образовательном учреждении.

      — анализ деятельности коллектива

      — характеристика педагогических кадров (по стажу, категории)

      — социальная характеристика семей.

      1. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ

      — анализ состояния здоровья детей

      — анализ развивающей среды ДОУ (анализ характеристики внешней среды, анализ характеристики внутренней среды)

      — анализ выполнения программы (результат мониторинга освоения детьми образовательной программы по образовательным областям за последние три года)

      — анализ организационно-педагогической структуры ДОУ в соответствии с ФГТ по образовательным областям (анализ программного обеспечения ДОУ).

      1. Цели и задачи ДОУ на 2012-2013 учебный год

      -пути реализации задач

      — нормативно-правовое обеспечение педагогического процесса

      — учебный план воспитательно-образовательного процесса ДОУ

      — виды непосредственно-образовательной деятельности

      — кружки, секции

      1. Организационно-управленческая  деятельность ДОУ

      -разработка нормативно-правовой документации

      — совещания педагогов

      — семинары, круглые столы, практикумы

      — медико-педагогические совещания

      — работа с молодыми специалистами

      — организация смотров-конкурсов, выставки

      — консультации

      1. Работа с кадрами

      — повышение профессионального мастерства педагогов

      — открытые просмотры

      1. Взаимодействие ДОУ с семьей
      2. Взаимодействие с социумом

      — с учреждением здравоохранения

      — с учреждением культуры и спорта

      — с учреждением образования

      1. Контрольно-аналитическая деятельность

      — тематический контроль

      — взаимоконтроль

      -фронтальный контроль

      — систематический контроль

      — итоговый контроль

      Приложения к годовому плану:

      — режим дня

      — расписание непосредственно-образовательной деятельности

      — график работы воспитателей и специалистов

      — план санитарно-просветительской работы

      — план мероприятий по благоустройству территории ДОУ

      — план работы с семьями группы риска

      — план безопасности

      — план мероприятий преемственности школы и детского сада

      — план мероприятий по улучшению санитарно-технического состояния

      — план мероприятий по предупреждению детско-дорожного травматизма

      — профсоюзный план

      — летне-оздоровительный  план

      nsportal.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *