Что делает сценарист – Сценарист – кто это и как им стать? Описание профессии, плюсы и минусы

Содержание

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 06.11.2019 10:09
Опубликовано: 08.05.2017 19:41
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Сценаристом является человек, который пишет сценарии для фильмов, телесериалов, спектаклей, компьютерных игр и пр.


История профессии


Историки не пришли к единственному мнению относительно вопроса появления первых сценаристов.

Удалось установить, что искусство создания текстов развлекательного и поучительного характера для театральных постановок активно развивалось на территории Древней Греции. Со временем оно заполонило большинство европейских стран.

До начала XX века сценаристы были вынуждены записывать свои шедевры на бумаге от руки. Появление печатных машинок значительно усовершенствовало процесс разработки сценария. В наши дни незаменимым помощником этих творческих личностей является компьютер.


Особенности профессии


Каждый сценарий без исключения содержит основную идею и синопсис. Как в оригинальном, так и адаптированном сценарии необходимо указать место действия, подготовить описание главных и второстепенных героев (биография, внешность и характер).

Профессия сценарист обладает такими преимуществами:

  • востребованность специальности ввиду наличия повышенного спроса на интересные сценарии;
  • перспектива получать хороший гонорар;
  • отсутствие ограничений полета фантазии;
  • возможность работать дома.

Недостатком выступает отсутствие официального трудоустройства, ведь сценаристы работают по контракту. Ненормированный график, постоянные умственные и эмоциональные нагрузки не самым лучшим образом сказываются на здоровье.

Работа сценаристом не подходит людям, у которых диагностированы заболевания сердца или нервное расстройство.


Обязанности


Сценарист ― это профессия, что предусматривает выполнение ряда задач, напрямую касающихся участия в съемочном процессе:

  • разработка сюжетной линии кинофильмов, театральных постановок или различных мероприятий;
  • создание сценария для съемки видеороликов;
  • подготовка пресс-релизов либо рекламных анонсов.

Важные качества


Необходимые качества, которыми должен обладать сценарист:

  • развитое воображение;
  • литературные способности;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • скрупулезность;
  • творческое мышление;
  • стрессоустойчивость;
  • грамотная речь;
  • хорошая память.

Навыки и знания


Работа сценаристом предусматривает знание ключевых азов сценарного мастерства, а также ― законов киноискусства, телевидения, театра и пр.

Владение иностранными языками поможет быстро установить контакт с зарубежными партнерами.

Профессиональный сценарист умеет анализировать увиденные кинофильмы, прочитанные романы или различные истории. Будучи умелым пользователем ПК, он может в любой момент создавать заготовки, вносить необходимые правки независимо от стадии готовности работы, поддерживать связь с работодателем и пр.


Перспективы и карьера


Сценарист ― это профессия, что предусматривает множество вариантов трудоустройства. Имеющиеся навыки удается успешно использовать на практике как в классических направлениях (театр или кинематограф), так и более узкопрофильных областях (разработка компьютерных игр, реклама, event-сфера).

Источником дохода мастера слова является продаж готовых сценариев или их создание на заказ, с учетом ряда требований. При этом работать можно даже дома. Достаточно позаботиться о наличии письменного стола, чистых листов бумаги, печатной машинки или компьютера.

Перспектива карьерного роста в данной сфере напрямую зависит от востребованности работ сценариста, а также ― сотрудничества с именитыми режиссерами.


Обучение


Стать дипломированным сценаристом можно, окончив вуз по специальности «Культура и искусство». Это может быть институт кинематографии, телевидения и радиовещания или театральная академия.

При отсутствии возможности получить высшее образование можно посещать курсы и мастер-классы именитых мастеров в указанной области.

Стоит учесть тот факт, что наличие диплома не гарантирует всемирную известность и непрекращающийся поток предложений заключить дорогостоящие контракты в будущем.

Профессия сценарист предусматривает кропотливую работу над созданием портфолио еще во время обучения, что позволит максимально раскрыть талант и писать все более захватывающие сценарии.

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

Сценарист, вакансии, работа в кино и сериалах, курсы

В основе любого фильма, постановки или телевизионного сюжета находится сценарий. Это первая ступень воплощения образной идеи. В сценарий закладывается развитие сюжета, проработка персонажей и их характеров. Во время написания сценария прорабатываются все детали, которые могут вызвать «провисания» в канве повествования. И занимаются подобной работой особые профессионалы — сценаристы

Чем сценарист отличается от писателя?


Принято считать, сценаристы необходимы лишь при разработке сценариев к фильмам, но на самом деле профиль применения данных специалистов значительно шире:

  1. игровое и документальное кино;

  2. культурно-массовые мероприятия и концертные шоу-программы;

  3. сериалы;

  4. ток-шоу и реалити-шоу;

  5. компьютерные игры;

  6. квесты.

Очень часто сценаристов путают с писателями, хотя в действительности работа у них разная. Писатель по крайней мере не зависит от других этапов съемочного процесса, ему не нужно думать, как те или иные действия будут воплощены на экране, согласовывать сюжет, прорабатывать отдельные сцены и диалоги. Кроме того, сценарий — это определенное жанровое произведение, которое строится по определенной схеме.

Сценарист же крайне плотно работает с режиссером, оператором-постановщиком и всей остальной съемочной бригадой. Бывает, что сценарий приходится перерабатывать и даже переписывать с нуля прямо на ходу, если картина, к примеру, не укладывается в бюджет.

При этом весьма часто сценаристы оказываются в тени режиссеров, их имена не слишком известны широкой публике. Но именно от труда сценариста во многом зависит конечное качество фильма. В истории Голливуда немало примеров, когда сценарные провалы ставили крест на всей постановке, несмотря на качественную игру актеров, бюджеты и мастерские съемки.

Впрочем, сценаристы довольно часто совмещают основную работу с режиссурой, продюсированием и даже актерской карьерой. Более того, сейчас куда больше спроса на универсальных специалистов – чем меньше участников процесса, тем меньше творческих разногласий и меньше издержки на производство.

В связи с этим сценаристы, которые занимаются исключительно сочинительством, становятся все большей редкостью. Представители данной профессии все активнее проникают в различные сферы реализации проекта, чтобы иметь возможность оказывать влияние на процесс.

Обязанности сценариста


В целом сценарист отвечает за начальный этап реализации проекта:

  • разработка концепции проекта;
  • проведение необходимых исследований, сбор информации;

  • обсуждение сценария с продюсером или режиссером, внесение изменений, доработка «провисов».

Кроме того, сценарист может быть задействован и при работе над рекламной кампанией проекта. Он может писать сценарии к видеороликам, анонсы и пресс-релизы, перенимая на себя таким образом некоторые обязанности специалиста по пиару и продвижению.

Требования к профессии сценарист

Главным требованием для сценариста является, конечно, умение писать и создавать сюжеты. Иными словами, писательский талант. Профессионал своего дела должен уметь прорабатывать детали, личностей персонажей, а также диалоги. Конечная цель – сделать так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего.

От хорошего сценариста требуется умение работать с большими объемами информации, анализировать ситуации, максимально погружаться в тему. Если фильм о средневековье – максимально продумывать поведение персонажей той эпохи, если картина о врачах – живые диалоги медиков, а не просто набор заученных медицинских терминов.

Где может работать сценарист

Как уже упоминалось ранее, сценарист работает не только в кино. Подобные навыки необходимы:

  • на телевидении;

  • в рекламных и пиар-агентствах;

  • в индустрии компьютерных игр.

При этом необходимо отметить, что чаще всего сценаристы фильмов или телесериалов – это фрилансеры, которые либо получают заказы от студий, либо сами занимаются поиском компаний для сотрудничества.

Где выучиться профессии сценариста?


Театральные училища, институты кинематографии, а также литературные вузы предлагают возможность освоить профессию сценариста.

Правда, ни в одном вузе не учат литературному таланту – там можно лишь получить определенный набор знаний, научиться определенным методикам создания сценариев, принципам создания хороших сценариев.

У многих сценаристов и вовсе нет профильного образования. Поэтому вопрос о том, учиться или не учиться, достаточно спорный и каждый должен решать его самостоятельно.

Качества хорошего сценариста

Для того, чтобы работать сценаристом необходимо обладать следующими качествами:

  1. литературный вкус;

  2. богатая фантазия и развитое воображение;

  3. интерес ко многим областям человеческой жизни;

  4. любознательность и желание изучать что-то новое;

  5. усидчивость;

  6. умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  7. трудолюбие и работоспособность.

Сколько зарабатывают сценаристы

Подсчитать средний заработок сценаристов довольно затруднительно. Большая их часть работает по контрактной схеме, то есть является фрилансерами. А если речь идет о контактах с продюсерскими компаниями, то зарплаты сотрудников предпочитают не афишировать.

Также надо понимать, что зарплата и востребованность сценариста полностью зависит от успешности его прошлых проектов.

Плюсы и минусы профессии сценарист

К положительным аспектам профессии следует отнести следующее:

  • возможность работать в различных сферах;
  • при фрилансе возможность самостоятельно определять степень загруженности и рабочий график;

  • возможность воплощать собственные идеи и проекты;

  • широкие возможности для творчества и профессионального роста.

Минусами стоит считать:

kedu.ru

что делает и чем занимается

Без этого специалиста не будет ни кино или сериалов, спектаклей, компьютерных или мобильных игр. Этот человек является основой для всего перечисленного. Он – простой трудяга сценарист кто это – расскажем далее.


Что нужно знать о профессии?


Сценаристом называют автором специально написанных текстов – сценариев. Чаще всего, сценарии пишутся для художественных фильмов и сериалов. Они будут составлять их литературно-драматическую основу.


Без этого документа невозможно начать съемки, так как в них будут прописаны:

  1. основные линии сюжета;
  2. прописаны основные и второстепенные сцены;
  3. все используемые диалоги;
  4. даются подробные описания персонажей.

Причем очень часто, сценарии пишутся авторами произведений, что делает их оригинальными. Могут писаться сценарии и на основе книг или пьес иных авторов, например, очень много фильмов и сериалов снято по произведениям Агаты Кристи.

При этом к работе привлекаются только профессиональные сценаристы, имеющие большой опыт в написании сценариев к фильмам. Очень часто бывает так, что режиссер сам начинает писать сценарий или принимает активное участие в его разработке и создании.

Особенности профессии

Настоящие профессиональные сценаристы, занимаются созданием исходного материала для будущих фильмов, сериалов, игр, спектаклей. Все это с одной стороны драматургия, так как им предстоит разработать и создать большое количество персонажей, связать их через различные действия в один цельный сюжет. При этом текст должен всесторонне раскрывать то, что должно отразиться на пленке или на сцене. Все должно быть интересно для большей части зрителей.


Однако при написании следует учитывать все правила, и законы драматургического искусства. Нужно учитывать тот факт, что кинематограф, прежде всего это зрелище, доступное большинству населения. А потому все должно быть таким, чтобы запомнилось и было желание увидеть продолжение истории. 


 А так как только у настоящих профессионалов получается написать действительно шедевр, то стоит говорить о профессии сценариста, как о настоящем призвании автора. Это творческая работа, которая никогда не станет ненужной. Ведь возможностей для работы у сценариста все будет много.

Какие требования к специалисту?

Кроме призвания, специалист должен будет обладать:

  • значительной долей удачи;
  • литературным талантом;
  • быть нечувствительным к критике в свой адрес;
  • иметь богатое воображение;
  • любить сочинять на различные темы;
  • являться усидчивым;
  • иметь большое трудолюбие;
  • хорошо разбираться в законах драматургических законах;
  • необходимо хорошо знать произведение, на основе которого создается сценарий, события, которые лежат в основе или биография известного человека.

Очень часто сценаристы работают не в студии, а дома, так как для этого необходимо либо большой запас листов и печатная машинка или компьютер и хорошая скорость Интернета.

Так как, сама профессия предполагает, что зарабатывает человек при помощи своего литературного таланта, то он должен:

  1. постоянно работать над собой,
  2. разрабатывать новые истории и миры.
  3. возможно изучение произведений других авторов.

Для этого придется прорабатывать тексты для создания сценария.

Очень часто, сценаристы будут работать под заказ режиссеров, продюсеров или рекламных агентств.

Вывод

Только хороший специалист может добиться известности и признания большого количества зрителей. И это должен быть только профессиональный сценарист кто это – мы рассказали в нашей статье.

Возможно вам будет интересна статья: Профессия режиссер. Кто это такой.

oksait.ru

Знаменитые режиссеры дали советы сценаристам — Попкорн

Американская киноакадемия спросила у известных режиссеров, сценаристов и актеров, что бы они посоветовали молодым сценаристам. Ведь именно от их труда зависит, начнется ли кино и насколько качественным оно будет.

Аарон Соркин, сценарист:

Независимо от того, насколько вы талантливы, сценарная работа всегда будет тяжелым трудом.

Она ничем не отличается от игры на скрипке: и в том и в другом случае вам нужно практиковаться. Читайте сценарии любимых фильмов. Смотрите фильмы и параллельно читайте сценарии на ноутбуке. Попытайтесь понять, как они устроены. Выясните, как все выглядело на уровне сценария и было реализовано.

Стивен Спилберг, режиссер, сценарист:

Будьте первым. Ищите такие истории, которые будут рискованными, но в то же время расскажут о том, какой вы автор и во что верите, о вашем взгляде на положение вещей. Если эти истории будут достаточно личными, то их захочет узнать больше зрителей.

Лори МакДональд, продюсер:

Следуйте за своим любопытством. Порой истории можно встретить в самых неожиданных местах.

Алан Сильвестри, композитор:

Пишите великие истории. Великие сценарии с великими историями.

Сет Роген, актер:

Но будьте реалистом. Если вы только начинаете, напишите сценарий для фильма, который можно снять недорого. Не надо писать сценарий для картины с бюджетом в 200 миллионов долларов, а потом удивляться, что никто не хочет его снимать.

Сара Силверман, актриса, сценарист:

Будьте готовы выкладываться. Это похоже на тренировку. Тут сложнее всего надеть кроссовки.

Просто возьмите и напишите плохой драфт. Пусть он получится дерьмовым. Если вы только подумаете о том, что в вашем сценарии не хватает ставок, тут же возникнет желание дописать.

Дрю Годдард, сценарист:

Приступая к работе, сосредоточьтесь на мастерстве. Не отвлекайтесь на другие факторы и не пытаетесь предположить, чего хочет индустрия.

Не беспокойтесь ни о ком и ни о чем, кроме себя самого. Сконцентрируйтесь на том, что любите и чему доверяете — именно это поможет вам дописать сценарий до конца.

Ридли Скотт, режиссер:

Не пишите одновременно четыре сценария. Пишите по одному.

Леонард Абрахамсон, режиссер:

Если говорить о техниках письма, нужно иметь в виду несколько важных вещей.

Не надо увлекаться описаниями. Пусть действия и диалоги делают главную работу.

Джефф Дэниелс, актер:

Напишите такой драфт, в котором не будет никаких сценических указаний и скобок. Уберите все это и просто посмотрите, как актеры могли бы его сыграть.

Мэтт Чарман, сценарист:

Запомните: во всех лучших сценариях сначала создавались персонажи.

Зритель не должен полюбить героя — он должен им заинтересоваться. Наверное, лучший момент во всем сценарии — это именно когда вам удается заставить зрителя перестать симпатизировать персонажу.

Бри Ларсон, актриса:

И, пожалуйста, не надо описывать женских персонажей как «сломленных, но прекрасных». Пожалуйста. Пожалуйста.

В описании внешности героя старайтесь быть максимально лаконичным — описывайте только то, что действительно важно для истории.

Джозеф Гордон-Левитт, актер:

Не бойтесь нарушать «правила».

Старайтесь не сильно беспокоиться о том, что подумают другие, будет ли фильм популярным, насколько по структуре сценарий соответствует ожиданиям студийных боссов и т. д.

Дэнни Бойл, режиссер:

И самое важное — идите до конца. Продолжайте писать. Мы все зависим от вас. Без ваших сценариев ничего не будет.

Источник: youtube.com

Перевод: cinemotionlab.com

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

www.ivi.ru

Евгений Казачков. О работе драматурга и разнице между ним и сценаристом

– Чем занимается драматург?
– Драматург пишет пьесы, а также участвует в создании театральных проектов вместе с режиссером. Иногда к их тандему подключаются художник, композитор и хореограф.

– Кто главнее: драматург или режиссер?
– В России театр «режиссероцентричный». Хозяин спектакля, человек, на которого идут, — это режиссер. Такая же ситуация складывается и во многих других странах, например Германии. А вот в США, Великобритании, Дании театр принадлежит драматургу. Он там ключевая фигура, и люди приходят именно на новую историю от понравившегося им автора.
Куда большим, нежели драматург, влиянием на происходящее обладает сценарист в сериале или коммерческом кино. Нередко этот же человек является и владельцем идеи, и креативным продюсером, поэтому к его мнению прислушиваются.

– Чем драматург отличается от сценариста?
– Сценарист пишет сценарии для видеопродукции — фильмов, телевизионных сериалов. Драматург же сочиняет для театра. Но в целом эти профессии во многом пересекаются, поэтому многие специалисты работают и в театре, и на телевидении.

– Как проходит ваш рабочий день?
– У меня нет какого-то типичного рабочего дня — все они разные. Я занимаюсь творческой и организационной работой, пишу дома, преподаю, участвую в различных встречах и переговорах, участвую в мероприятиях или провожу их. А когда мы готовим фестиваль молодой драматургии «Любимовка», я еще и занимаюсь сайтом, публикую различные материалы и анонсы. У меня нестабильный график и нет какого-то фиксированного рабочего времени.

– Вы посещаете спектакли по вашим пьесам?
– Конечно, я бываю на репетициях и на премьерных показах, но приходить потом каждый раз на представление в зал вместе с другими зрителями мне не хочется. Почему-то я каждый раз начинаю нервничать. Я волнуюсь, словно я сам это все поставил, и сам все играю, не помню текста, и при этом смотрю на это из зрительного зала. С кинематографом проще: ленту один раз отсняли, и это осталось в прошлом.
Впрочем, иногда режиссер может попросить меня посмотреть спектакль, чтобы понять, не нужно ли в нем что-то изменить. Может оказаться, что какая-то часть со временем перестала быть интересной, и ее нужно обновить.

– Как вы стали драматургом?
– Я учился в Высшей школе экономики на факультете менеджмента. И параллельно с этим я интересовался театром, литературой, кино, читал различные пьесы и сценарии, изучал теорию драматургии. Постепенно я все больше углублялся в театр. Принял участие в фестивале «Любимовка» в качестве автора, познакомился с драматургами, сценаристами, режиссерами. Они начали давать мне заказы: я писал диалоги для сериалов, сюжеты, скетчи, участвовал в новых театральных проектах. И вскоре полностью перешел в эту сферу.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать драматургом или сценаристом?
– У нас не так много школ, которые преподают именно театральную драматургию. Есть Театральная школа Николая Коляды в Екатеринбурге. Хорошие преподаватели также есть в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, в Creative Writing School, а также в Институте проблем современного искусства в Москве.
Но мне кажется, драматург или сценарист — это не та профессия, на которую стоит идти учиться сразу после школы. Она требует от человека жизненного опыта, многолетнего наблюдения за собой, за изменениями в себе, обдумывания этих наблюдений. Поэтому я бы порекомендовал школьникам выбирать в качестве первого высшего какое-нибудь фундаментальное образование — математику, физику, биологию, медицину. Развитое системное мышление очень полезно в творческой работе.

– Как начинающему драматургу стать востребованным?
– Нужно вращаться в театральной среде, участвовать в конкурсах и фестивалях и хорошо зарекомендовать себя. Театр — коллективное творчество. Драматургу недостаточно написать хорошую вещь — нужно, чтобы люди знали, что он адекватный человек и с ним можно работать. Есть драматурги, которые пишут гениальные пьесы, но с ними трудно общаться. Они отказываются исправлять свое произведение, могут пропустить сроки. Многие режиссеры предпочтут менее «звездного», но более коммуникабельного автора, способного работать в команде. Поэтому, общаясь с работниками театров, молодой драматург как раз способен завоевать доверие, продемонстрировать, что он работоспособный и порядочный. И тогда к нему будут обращаться.

– Сколько может зарабатывать драматург?
– Зарабатывать драматургией трудно. Скорее всего, понадобится работать параллельно — преподавать, писать сценарии или статьи. Конечно, есть популярные и востребованные драматурги. Но их немного, и нельзя однозначно сказать, какой карьерный путь надо избрать, чтобы стать одним из них.

– Будут ли драматурги и сценаристы востребованы в ближайшем будущем?
– Думаю, да. Конечно, со временем театр в том виде, в котором мы его знаем, может исчезнуть, но это лишь означает, что он будет существовать в каком-то другом виде. И профессия все равно останется, ведь законы композиции, человеческие психология и восприятие неизменны, меняются лишь форматы. Например, сейчас происходит «бум» квестов в реальности (игр для команды из нескольких человек в специально подготовленных помещениях — прим. сайта). В какой-то степени их тоже можно назвать формой театра, которому нужен свой драматург. Сценаристы нужны для создания компьютерных игр. А со временем наверняка появятся новые направления деятельности, где нужно будет создавать некую композицию, придумывать сюжет, конфликты, ценности, различные ситуации.

– Существуют ли какие-либо мероприятия, на которых старшеклассник может попробовать себя в роли драматурга или сценариста?
– Существует технология «класс-акт» или «классная драма», пришедшая к нам из Шотландии. Это образовательно-социальный проект, в рамках которого подростки под эгидой профессиональных драматургов, разбившись на маленькие группы, пишут пьесы. Потом эти пьесы ставят настоящие актеры и режиссеры. «Класс-акт» позволяет попробовать свои творческие силы, познакомиться с устройством театра, узнать, как сделать так, чтобы то, что интересно автору, стало интересно и другим людям, и заразиться интересом к драматургии. Подобные мероприятия периодически проводятся во многих городах России.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе драматурга?
– Есть много книг, прочитать которые таким старшеклассникам будет полезно и интересно. Рекомендую Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (иногда его переводят как «Герой с тысячью лиц»), Александра Митта «Кино между раем и адом», Леонида Нехорошева «Драматургия фильма», «Сценарий» Сида Филда, «История на миллион долларов» Роберта Макки, Снайдера Блейка «Спасите кошку. Путеводитель для сценариста», «Восемь персонажей комедии» Скотта Сэдита, Джона Труби «22 шага к лучшей истории», «Искусство драматургии» Лайоша Эгри. Стоит познакомиться с книгами российского писателя, драматурга и сценариста Александра Молчанова — «Букварем сценариста» и другими.
Смотреть я рекомендую абсолютно разные вещи: и классику, и современный театр, и экспериментальный, и фильмы в разных жанрах. Это позволит найти что-то для себя и как для зрителя, и для человека, который хочет в этом участвовать.

intalent.pro

Я хочу стать киносценаристом — что дальше?

Чаще всего после просмотра понравившегося нам фильма или сериала мы отдаём все лавры режиссёру картины, даже не задумываясь о том, что впечатлившую нас историю написал совсем другой человек.

Киносценарист — профессия для человека, готового оставаться в тени. Можно даже сказать, для того, кто предпочитает эту тень суматохе на съёмочной площадке. Сценарист создаёт свой мир, свои истории, которые из фантазий превращаются во что-то реальное — в кино. При этом стоит помнить, что его работа далека от работы писателя, и история — это не финальный продукт. Талантливые российские сценаристы рассказали Look At Me о том, как найти интересную историю, записать её и превратить в нечто большее, чем просто слова на бумаге.

Почему профессия сценариста самая лучшая и одновременно самая неблагодарная в кинематографе

Илья Тилькин, сценарист фильмов «Сталинград», «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Агентство «Золотая пуля»», «Человек у окна»

«Я ДОЛГО ЗАНИМАЛСЯ РЕЖИССУРОЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, пока однажды мой приятель Андрей Константинов (писатель, придумавший «Бандитский Петербург») не предложил мне написать для сериала сценарий. Режиссёром фильма был легендарный Виктор Сергеев, он просто дал мне почитать свой сценарий и сказал: вот так это надо делать. Вот такой формат, вот такой шрифт. В принципе, это и было для меня самое важное педагогическое наставление в профессии.

Для будущего киносценариста важно постоянно читать сценарии коллег и мэтров и обязательно смотреть фильмы, которые по ним сняты. Пытаться понять, почему из хорошего сценария иногда получается плохое кино, и наоборот. Читать умные книжки по сценарному мастерству, поступить на сценарный факультет во ВГИК или ещё куда-нибудь. Храбро вступать в дружбу/переписку/интимные отношения с видными продюсерами или маститыми драматургами и не вступать с теми, кто только ими прикидывается. Да и просто много читать, чтобы знать больше, чем пишешь.

ПУСТОТА В ТВОЕЙ ГОЛОВЕ — ЭТО ПОВЕРХНОСТНОСТЬ, КОТОРАЯ ПЕРВОЙ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА В СЦЕНАРИИ. Когда-то в Советском Союзе регулярно выходил «Альманах киносценариев», — думаю, его подписку можно найти в библиотеке. Я уверен, что это стоит нескольких лет обучения в вузе и уж точно всей книги «История на миллион долларов». К счастью, и сейчас в любом книжном магазине можно купить десяток-другой сборников современной драматургии. Это всё надо прочесть обязательно.

Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», – уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста

Но самая эффективная методика обучения — писать. Много писать. Заметок, заявок, синопсисов, тритментов и, конечно, сценариев. Технологически это самое простое. И если с самого начала убить в себе лень, то результат обязательно придёт.

Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий — не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто — литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно — это бесценная школа.

СЦЕНАРИСТ — САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА В КИНО. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.

При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек.

Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».

Где учиться

Почему надо смотреть как хорошие, так и плохие фильмы

Александр Талал, сценарист фильмов «Дневной дозор», «Чёрная молния», куратор курса «Сценарное мастерство» Московской школы кино

«В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Бытует такое мнение: чтобы стать сценаристом, достаточно посмотреть пару сотен фильмов, высоко ценить из них 15 классических и просто быть мало-мальски образованным человеком, чтобы хорошо писать (и как минимум рассуждать о кино). Я считаю, этого недостаточно. У новичка должен сформироваться определённый склад ума, склад видения сюжета, ему необходимо получить ряд определённых навыков. Врождённый талант играет не безграничную роль, навыки можно привить, а что-то приходит с опытом. Хорошее сценарное образование даёт технологии, инструменты и опыт их использования, и важно, что всё это происходит под надзором профессионалов.

В начале пути надо грамотно сочетать теорию и практику. В интеллектуальных кругах принято потешаться над моделями сценариев, говорить, что это ограничивает творца, но для новичка такое ограничение полезно. Новичку совсем не на что опираться — у него нет ни опыта, ни чутья, ни чувствования структуры. Нужно не только читать учебники, сразу после усвоения материала необходимо обязательно писать сценарии по изученным моделям. От самого автора зависит, насколько глубоко и интересно он сможет переосмыслить модель и в итоге отойти от классики и создать что-то своё.

Недостаточно знать, как называются все этапы трёхактной структуры, надо уметь их узнавать в разных интересных проявлениях. Полезное упражнение — анализировать существующие фильмы. Можно попробовать найти эти этапы в любимом фильме, понять, какие отсутствуют, а какие преобразились. Надо «препарировать» любимые фильмы, чтобы понять их глубоко, может, даже попробовать записать любимый фильм в сценарном формате, сформулировать ремарки и расписать диалоги так, как, вам кажется, это должно было быть в сценарии.         

Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций.

ДЛЯ СЦЕНАРИСТА ОЧЕНЬ ВАЖНА ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЮЖЕТА. Это отличает нашу работу от работы писателей, мы создаём картинки в действии. Необязательно, чтобы у автора в голове возникали живые картинки с конкретными лицами, но обязательно, чтобы он представлял динамику сюжета. Весь подход к письму направлен на действие, на поступки, на поиск интересных визуальных решений. Как бы странно это ни звучало, но, мне кажется, сценаристу очень помогает абстрактно-логический подход, математический склад ума. Человек с таким складом ума легко удерживает сюжет целиком в голове, видит его, как цельный график, симфонию, как живущую своей жизнью фигуру, где то, что происходит в начале, связано с тем, что происходит в конце, где проглядывается причинно-следственная связь, всё влияет на всё.

КИНОСЮЖЕТЫ — ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ИСТОРИИ О ПРОТИВОСТОЯНИИ ЦЕННОСТЕЙ.

Это рассказы о том, как жить хорошо, как жить успешно и при каких обстоятельствах жить хорошо и успешно не получается. В принципе, со слов сценарного гуру Джона Труби, жанровое кино — это уроки о том, как нам жить. Нужно много смотреть и много читать. Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций, чем больше возможностей аргументировать разные позиции и выстроить разных персонажей, тем лучше. А чем больше человек читал, тем он лучше знает мир и лучше жонглирует разными версиями этого мира.

Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Важно говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно.

Кроме всего прочего, киносценарист должен обладать терпением; мы не владеем полностью произведением и нам приходится «отпускать» наши произведения, отдавать их в руки другим людям, которые тоже обладают (или считают, что обладают) на них творческим правом. Они интерпретируют их, меняют. Стоит уметь отстаивать свою позицию, расти до той величины, когда вы уже имеете право что-то отстаивать, но при этом не забывать, что другой человек может говорить что-то толковое. Сценарист работает в команде, для него, как и для всех, важно окончательное и завершённое произведение, а это кино, не отдельный сценарий.

Помимо профессиональных навыков, важно и правильное, конструктивное отношение к профессии. У нас постоянно происходят какие-то битвы на тему индустрии/не индустрии, по поводу авторского и не авторского кино, высокого и низкого. Такие споры — абсолютно лишние вещи для кино, как мне кажется. Если мы будем заниматься делением кино на «высокое» и «низкое», на это и уйдёт всё наше время. Мы в Московской школе кино стараемся привить мысль, что кино должно быть разным. Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино — это один большой зверь. Эта система состоит из нескольких разных частей, и одних частей не было бы без других. На каждый тип сюжета есть свой зритель. Важно, конечно, в кино говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию — неправильно. Надо просто любить своё дело всей душой, каким бы оно ни было. Революционный настрой «я сделаю этот мир лучше» хорош, но менять мир в нашем случае надо изнутри системы. В чём смысл кучковаться на её периферии под лозунгом «мы против всех» и делать что-то своё, часто невостребованное, или не делать ничего вовсе, пока мир не изменится?

Естественно, ни один сценарист не может одинаково хорошо работать во всех жанрах, но он должен к этому стремиться. Можно отточить два-три наиболее близких вам направления, но это не значит, что ко всему остальному нужно относиться как-то свысока».

Полезные ссылки

К чему приводит отсутствие интересного жизненного опыта

Дмитрий Лемешев, сценарист фильмов «Околофутбола», «Точка кипения», «Sex, кофе, сигареты»

«Прежде чем поступить на сценарный во ВГИК, я закончил радиотехнический факультет.  Радиоинженером я быть не захотел, а вот сценаристом — в самый раз. Если хочешь стать сценаристом, для начала иди на завод или в море на рыболовном траулере поработай. Хотя бы пару лет, для обретения жизненного опыта. Поступать куда бы то ни было на сценарное мастерство в возрасте 18–20 лет не очень верно, нет этого пресловутого жизненного опыта, за которым Горький посылал Бабеля и я сейчас посылаю всех жаждущих стать кинописателями. Пять лет обучения, а то и меньше, пролетят быстро: как писать, за это время вы, может быть, и поймёте, а вот про что — вам в учебном заведении не расскажут. Останется только личный опыт, в котором и придётся ковыряться. Я бы посоветовал начинающим сценаристам много писать, влюбляться, заводить семьи — это гораздо полезней и интересней, чем за чем-то или за кем-то следить в нашем мире постоянно. Ну только если вы не пишите истории про частных детективов.

Для меня ВГИК на сегодня представляется лучшим местом для получения кинообразования. Даже если вам не повезло с мастером (но это уже судьба), то ВГИК — это в первую очередь социализация в киномире. Да, не все идут по специальности работать, но даже те, что пришли, составляют костяк, и это упрощает ваши первые шаги во многом, если совсем не тупили во время учёбы. Хотя ВГИК не очень любят те, кто в нём не учился, а те, кто учился, постоянно повторяют, что нечего во ВГИКе делать. Так что сами выбирайте.

Сегодня существует масса всевозможных курсов и мастер-классов, все гуру сценарного мастерства часто приезжают в Россию и учат, как нужно писать. Ходите и набирайтесь уму разуму, если есть деньги. Вы можете попробовать знакомиться с успешными людьми, но вот не факт, что успешные люди захотят иметь с вами отношения. Но вы всё равно знакомьтесь, у нас очень многое делается через личные знакомства.

ВАЖНО РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО МНОГО ЧИТАТЬ И НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ, но и что-то научное, философское, время от времени решать олимпиадные задачи по математике и физике. Но если у вас уж совсем гуманитарный склад ума, и вы не из медицины пришли (это особенно ценится в кругах драматургов), то тогда читайте всё что угодно, главное думать над тем, что вы прочли и зачем вы это прочли. В какой-то момент в голову придёт мысль «может, уже пора перестать читать и что-нибудь самому написать, получше».

Очень важно ходить в кино, вообще, в кино мало сценаристов ходят, такой вот момент тоже интересный. В кино ходить в обязательном порядке. Можно ходить в театр, но этот балаган может вас затянуть, и вы станете драматургом и будете писать пьесы — тоже опасность. Так что осторожно с театром. Побольше гуляйте и путешествуйте, не судите людей, а просто запоминайте их, какие они все интересные, со своими причудами, ведь когда-то вы кого-нибудь из них будете писать.

У каждого свой путь: вы можете читать биографии успешных людей, понимая, через какие тернии им пришлось пройти, находить, что ваши судьбы похожи как две капли воды, думать, что и к вам обязательно придёт успех так же, как когда-то к вашему кумиру. Но нет, ваш путь — это ваш путь, и пройти его можете только вы. Так что вперёд, путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Источник: Look At Me

intalent.pro

Я хочу стать киносценаристом — что дальше? — Look At Me

Но самая эффективная методика обучения — писать. Много писать. Заметок, заявок, синопсисов, тритментов и, конечно, сценариев. Технологически это самое простое. И если с самого начала убить в себе лень, то результат обязательно придёт.

Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий — не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто — литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно — это бесценная школа.

Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.

При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек.

Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».

www.lookatme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *