Что такое кейс технологии в образовании – — . , — .

Материал на тему: Кейс-технологии в дошкольном образовании

Слайд 1

Кейс-технологии в дошкольном образовании.

Слайд 2

История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США. Сейчас этот метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет

Слайд 3

Название кейс-технология произошло от латинского « casus » — запутанный, необычный случай; а также от английского « case » — портфель, чемоданчик.

Слайд 4

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 5

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.

Слайд 6

Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Слайд 7

Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно: 1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям. 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования , проведение сбора и анализа материала; 5. Поиск решений , обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Слайд 8

Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей — формирует суть проблемы; — формирует задание; — мотивирует к поиску решения. — осознают проблему; — концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Третий этап: «Мозговой штурм» Деятельность педагога Деятельность детей — активизирует детей при помощи ключевых вопросов; — помогает проанализировать принятое решение. — представляют свои варианты решения; — находят совместное решение; — формулируют выводы. Четвертый этап: оценочно-рефлексивный Деятельность педагога Деятельность детей — побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания — размышляют, выдвигают аргументы; — применяют полученные знания

Слайд 9

Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация , отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.

Слайд 10

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации .

Слайд 11

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

Слайд 12

И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!

nsportal.ru

Кейс — технологии в образовании

Интерактивная технология

Кейс – стади
(
casestudy)

Анализ конкретной ситуации (ситуативный анализ, анализ конкретной ситуации)

Кейс (ситуация) — это специально подготовленный материал с описанием ситуации в словах, цифрах, образах, действиях

Словарь по экономике и финансам

  • Кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций.

    Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Этапы:

  • Чhello_html_m3040cece.gifтение (до 500 стр по Гарварду)

  • Пересказ (сбор фактов)

  • Поиск проблем

  • Выделение критериев

  • Решение проблем

Общие подходы к созданию кейсов

  1. Реальность событий

  2. Представление событий в динамике

  3. Описание в событийном стиле, с применением образов, метафор

  4. Описание ситуаций в виде фактов, данных, описание связей и т.д.

  5. Возможность выделения проблем

Структура классического гарвардского кейса

  • Введение в ситуацию

  • Описание ее развития с точки зрения различных участников

  • Фактические данные, иллюстрация ситуаций

  • Мнения и суждения с точки зрения исследования

Методы работы с текстом

ТЕКСТ – это система, а овладеть системой — это овладеть структурой.

  1. Ключевые понятия (составить собственный текст из перечня, предложение разных трактовок одного и того же понятия, составление кластера из понятий)

  2. Факты, описание явления (пересказ)

  3. Идея, законы, закономерности

    (тезисы, антитезисы)

  4. Составление плана (вопросный, тезисный, план в виде цитат)

  5. Конспект (линейный, кластер, табличный, двухэтапный, конспект на основе опорных сигналов)

  6. Графическая разметка текста (Insert – интерактивная система записи для эффективного чтения: √ — известно,

– — думал иначе,

+ — интересно и неожиданно,

? – не ясно)

Кейс (Case study) — метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего

практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму — игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Подходы к структуризации кейса

Профессионалы кейс-метода, утверждают, что каждый кейс-материал должен иметь индивидуальную, свойственную только ему структуру или, если быть точными, систему структур. Грамотно составленный кейс должен характеризоваться четко выраженными временной, сюжетной и разъяснительной структурами.

Временная структура кейса. Любая ситуация, описанная в кейсе, происходит во временной системе координат. Поэтому студенты, работающие с кейс-материалом, должен четко представлять: в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Обычно кейс-материал составляется в строгом соответствии с временной структурой. Однако в последние годы все чаще встречаются кейсы, в которых временная последовательность изложения материала разбита на несколько временных отрезков, что позволяет включать в канву изложения ситуации комментарии, размышления, мнения, цитаты и прочие необходимые материалы. Тем не менее это не должно отразиться на последовательности изложения событий, и временная структура должна по-прежнему оставаться четкой и понятной студентам.

Сюжетная структура кейса. Чтобы кейс-материал действительно смог увлечь студента, необходимо наличие четкой сюжетной линии. На 10-15 листах бумаги должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Опытный автор не случайно уделяет сюжетной структуре особое внимание. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кейсе, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей — лучшая гарантия успеха кейса в студенческой среде.

Разъяснительная структура кейса. Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей. Необходимо помнить, что восприятие материала автором кейса и читателем не одинаково. Поэтому чрезвычайно полезно периодически смотреть на свое творение глазами будущего читателя и, как результат этого процесса, — возможно, более подробно осветить те моменты, которые с авторской точки зрения не требуют дополнительного разъяснения. Не случайно подавляющее большинство кейсов, пользующихся успехом, как у профессионалов, так и у студентов, содержит подробнейшую информацию об отрасли промышленности или сфере услуг, к которой принадлежит организация, о самой организации, ее персонале, используемых технологиях и прочие сведения, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к поставленной проблеме, но способные облегчить процесс самостоятельной работы над материалом кейса будущему читателю.

Процесс работы над кейсом

М. Линдере и Дж. Эрскин1 выделяют в процессе написания кейса пять этапов.

Этап 1. Поиск первоначальных условий (цель первого этапа — определить основную идею будущего кейса и добиться расположения нужных организаций и контактных лиц)

Этап 2. Установление первого контакта (После того, как найдены первоначальные условия для написания будущего кейса, необходимо ответить на вопрос: «Готовы ли менеджеры организации, на материалах которой будет написан кейс, содействовать работе над ним?»)

Этап 3. Сбор информации

Этап 4. Процесс составления (Составление кейса предполагает организацию и представление полученных данных таким образом, чтобы описанная в кейсе ситуация была понятна читателю после первого же прочтения и имела единственное толкование. Процесс составления кейса, пожалуй, самый трудный этап работ над новым кейс-материалом.

1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.

2. В кейсе обязательно приводится необходимая информация об организации в целом и людях, работающих в ней.

3, Кейс-материал должен содержать высказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.

4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Формы представления собранного материала.

Проблема выбора стиля изложения, как правило, возникает у начинающих авторов. Они довольно долю решают какой стиль выбрать: официальный, академический или использовать разговорную речь. В этой связи необходимо заметить.

1) текст кейса должен быть написан хорошим русским языком, с соблюдением всех правил грамматики, синтаксиса и пунктуации. В случае опубликования кейса, с материалом непременно должен поработать профессиональный редактор.

2) крайне необходимо, в целях избежания двусмысленности толкования и затрудненного понимания сути изложенной ситуации, тщательно подбирать слова.

3) желательно описывать ситуацию в прошедшем времени. Это необходимо, прежде всего, в целях защиты интересов организации, предоставившей информацию, а также увеличения «жизненного усилия» кейса. Кейс-материал, изложенный в настоящем времени, как это ни парадоксально, живет ровно столько времени, сколько актуальна описанная в нем ситуация. Именно поэтому практики в случае невозможности описания ситуации в прошедшем времени рекомендуют указывать точную дату написания кейса.

4) необходимо использовать табличную форму представления данных.

5) в целях облегчения работы с кейс-материалом желательно использование диаграмм, схем, рисунков, сводных таблиц и т.д.

6) все цифровые данные, приведенные в тексте кейса, должны быть тщательно проверены.

7) справочный материал, используемый в иллюстративных целях, должен быть вынесен в приложения.

Этап 5. Получение разрешения на публикацию.

Источники создания кейсов

Кейс — это результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников.

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяется эти характеристики?» и т.д. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Материалы к кейсу можно получить также посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Что касается научного отчета, то его особенностью является актуальность и новизна материала. Эти продукты науки далеко не всегда описывают и объясняют ситуацию. Поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации. Наиболее интересные научные публикации могут выполнять в кейс-методе две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими кейсов посредством включения в их ткань, а вторая — в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Интернет с его ресурсами, является источником, который отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Проблемы использования кейс- технологий

Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.

В настоящее время в российских вузах в основном используются небольшие по объему и очень простые ситуации, которые можно использовать исключительно в начале курса. В то время как технология кейс-метода требует постоянного усложнения рассматриваемых ситуаций. Более того, современность и актуальность ситуаций, описанных в кейсе, — не единственное условие его успеха в студенческой аудитории. Практика показала, что российские студенты отдают предпочтение кейсам, написанным на основе реальных ситуаций российской бизнес-практики и, как правило, первые симптомы старения или неактуальности кейс-материала — отсутствие студенческого интереса к рассматриваемой проблеме.

1 Michiel R. Leenders and James A. Erskine disc Research: The Case Writing Process. Ontario: School of Business Administration the University of Western Ontario, 1989.

infourok.ru

Кейс-технология в образовательном процессе и ее влияние на формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции

Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.

Методика преподавания иностранных языков

– это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению где непосредственно идет формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.[1]

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели активно участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Таким образом, суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.

Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.[3]

Кейс – явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача студентов – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность.

При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;
  • цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.[1]

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  • обучающие анализу и оценке;
  • обучающие решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:

  • структурированный (highly structured) – кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
  • маленькие наброски (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания;
  • большие неструктурированные – кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
  • первооткрывательские – кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики выступают в роли исследователей.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение.

Опыт показывает, что кейс превращается тогда в эффективное учебно-методическое произведение, когда получает всестороннюю не только научную и методическую, но и жанровую проработку.[2]

Источники кейсов:

— Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности студента.

— Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

— Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

— Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

— Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.[3]

Структура кейса и принципы его построения:

— Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учеников.

— Определение проблемной ситуации.

— Построение программной ка

urok.1sept.ru

Учебно-методический материал на тему: «Кейс-технология как условие продуктивного обучения»

«Кейс-технология как условие продуктивного обучения»

Секция «Современные образовательные технологии в начальной школе»

Ханенко Инга Альбертовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

Содержание

Введение

Педагогическая технология-кейс

Применяем на практике —  усиливаем интерес

Рекомендации по работе с кейсами

Основные правила решения кейсов

Размер имеет значение!

Использование разнообразия форм кейсов

Вывод

Введение

«Концепция модернизации российского образования» и государственные образовательные стандарты  подчеркивают необходимость  ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию.

Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально в школе, в том числе и в начальных классах.

Целью моей работы является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

—  повышение мотивации учения у обучающихся;

—  развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении.

Педагогическая технология – кейс.

Кейс — технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Суть кейс — технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Применяем на практике —  усиливаем интерес

Кейс-обучение вырабатывает у учащихся умение свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности.

Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит развитие навыков критического мышления и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Соответственно, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.

Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию, наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.

Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.

Рекомендации по работе с кейсами

Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как окружающий мир допустимо и каждый урок.

Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним. Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в месяц будет вполне достаточно.

Помните, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать.

Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.

Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.

Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.

Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

Основные правила решения кейсов

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в вузовском образовании РФ поначалу приветствовались и активно использовались переводные западные кейсы, то в школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.

Размер имеет значение!

Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему.

Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут.     Пример подобного кейса — на уроке литературного чтения при прохождении темы В.Водопьянов «О друге», «Минос и Дедал»  учащимся 4 класса может быть дан раздаточный материал с   отрывком из газетной статьи «Первопроходцы», учащиеся должны дать ответы на вопросы:

  1. Когда была написана статья? Привести  примеры, подтверждающие ваше мнение.
  2. Какой стиль текста?
  3. Назовите жанр текста.
  4. Что вы можете сказать: поступки Чкалова это лихачество или каждодневный подвиг?

Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!

Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером является применение кейса на уроке математике при прохождении темы «Площадь прямоугольника» Пример кейса: В городе сорвалось открытие приюта для

бездомных животных.  Директор приюта обвинил в безответственности строительную бригаду, потому что они не выполнили в срок условия договора, в котором было указано, что к определенному сроку должно быть выкрашено полностью помещение для животных прямоугольной формы. По мнению бригады строителей, виноваты сметчики, которые неверно рассчитали расход краски для окрашивания помещения, и ее не хватило, чтобы завершить работу.

Вопросы к кейсу:

-Кто прав: директор приюта или строительная бригада?

-Чем и кому грозит невыполнение в срок договорных обязательств?

Использование разнообразия форм кейсов

Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов), видеоклипов или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности школьников мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.

Вывод

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Список литературы:

Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. — Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.


Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. — №13-15.


Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.


Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 


http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm


http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm


http://www.casemethod.ru

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *