Диктор на телевидении: Диктор – кто это и как им стать? Описание профессии, плюсы и минусы профессии диктора

Содержание

Как стать диктором на телевидении вместе со школой Останкино ТВ

Дата публикации: 25.05.2017 13:03

Как стать диктором на телевидении? Этим вопросом будущие тележурналисты задаются, еще будучи студентами журфака. Из этой статьи вы узнаете, какими качествами характера и профессиональными навыками должен обладать будущий диктор.

Начать правильнее будет с небольшой исторической ремарки. Дикторы были на советском телевидении, на современном же дикторов в чистом виде нет. Сегодня это ведущие новостей, на телевизионном сленге – новостники. Изменения коснулись не только названия, но и сути профессии.

От дикторов требовалось, прежде всего, умение четко и красиво говорить, быть искусным оратором и владеть основами актерского мастерства, чтобы выразительно читать новости. Поскольку с советских времен существенно изменились технические возможности телестудий, а количество телеканалов выросло в разы, от ведущих новостей требуют гораздо большего.  Судите сами: умение редактировать новости, работать в сложных многокамерных студиях, вести прямые включения с места событий, управлять многочисленными гаджетами (компьютерами, телефонами, планшетами, суфлерами), поддерживать связь с режиссером и оператором непосредственно в прямом эфире.  При этом никто не отменяет таких требований, как умение естественно держаться перед телекамерой, иметь неплохие актерские навыки и быстро вживаться в новую роль, иметь приятную внешность и поддерживать себя в форме. Ведь телевидение – это, прежде всего, красивая картинка, и хорошей работы одного телевизионного гримера будет явно не достаточно. Если вы думаете о том, как стать диктором на телевидении (или телеведущим), то научитесь еще и носить деловые костюмы и платья (для женщин). Помните, что новостник – это строгий, деловой образ.

А теперь переходим к личным качествам новостника. Давным-давно в памятке американского телеканала BBC для потенциальных ведущих канала значились такие важные черты характера, как хорошее образование, знание жизни и людей, ум и находчивость, чувство юмора, терпение, воображение, скромность, вера в себя, готовность работать в команде. Этот перечень вполне универсален вне зависимости от вашей национальной принадлежности. И продолжать его можно бесконечно, потому что для телевизионного ведущего лишних качеств просто не может быть! Иными словами, чем богаче и разнообразнее ваш жизненный и профессиональный опыт, тем проще вам будет справляться с самыми разными ситуациями, возникающими в процессе работы.

Итак, если вы всерьез решили связать свою жизнь с телевидением, то начать стоит с получения качественного образования. Подготовкой профессиональных телеведущих и тележурналистов занимается Школа телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ». Студенты Школы работают на всех телеканалах страны. Основанное исключительно на практических занятиях обучение в Школе даст все необходимые знания для работы на ТВ как в роли новостника, так и любого другого телеформата (ток-шоу, интервью, авторские программы  и т.д.). Приходите и вы получите ответ на вопрос, как стать диктором на телевидении!

Контактная информация для курса «Высшие курсы телеведущих»
Подробнее о курсе: «Высшие курсы телеведущих»
Заявка на обучение: Оставить заявку
Адрес: 109004 г. Москва, ул. Академика Королёва, дом 19. Здание Телецентра Останкино, АСК-3.
Телефон:  +7 (495) 722-03-29 (многоканальный)

Первый месяц обучения на высшем курсе телеведущих позади! Чему мы уже научились? Отзыв выпускника.

Диктор новостей на телевидении — The Village

До перестройки ведущими новостей на телевидении становились преимущественно актёры с поставленным голосом и чёткой дикцией. Сейчас специфика профессии изменилась и на ТВ работают совершенно другие люди. Хотя ситуация с высшим образованием телеведущих осталась прежней — его просто нет. Есть какие-то платные телешколы, где из тебя обещают сделать звезду эфира, но в итоге даже по каналам не могут распределить.

Условно можно выделить два типа новостных дикторов. Первые — универсальные солдаты, которые пишут себе подводки, редактируют новости, а в случае чего могут и корреспондентами поработать. Люди с опытом — их большинство. Вторые — те, кто хочет засветиться, они есть даже на федеральных каналах. В эфир попадают по блату, через постель — как угодно, но не за способности. В новости таких редко берут: это тяжёлая и многозадачная работа, и внешность тут — дело третье. 

 

Внешности и пол

Камера видит человека по-другому, и красавицу с безупречной натуральной внешностью студия с поставленным светом и декорациями может превратить в Бабу-ягу. Поэтому без грима никак. Наносят его за несколько часов до первого эфира, а в течение дня подправляют. И не надо думать, что мужчины предстают перед зрителями в своей истинной мужской красоте. Выйти в студийном гриме на улицу — всё равно что устроить маленькое травести-шоу: брови и губы накрашены, густой слой тонального крема. Особо щепетильные замазывают проплешины на голове специальными тенями. У нас в стране, кстати, с мужчинами-ведущими всё плохо: что в регионах, что на центральном ТВ.

Дресс-код у нас скучный — обычный деловой костюм, ничего особенного. Но знали бы зрители, как в действительности выглядят ведущие в сидячих студиях. И правда, зачем запариваться, если тебя видно только наполовину. Нацепил пиджак, рубашку и галстук, а то, что у тебя там внизу гавайские шорты и шлёпанцы, никто всё равно не узнает. Я вот тоже в кедах работаю. Ведущие криминальных новостей обычно сверху надевают пиджак, а вниз спортивные штаны с мотней по колено.

А вот причёска — дело серьёзное. Как-то две амбициозные ведущие даже скандал устроили из-за того, что им сделали одинаковые причёски. После этого стилисты отсняли весь штат новостников и создали каталог укладок, чтобы ни у кого образ не повторялся. Я вот уже пару лет хочу сделать себе какую-нибудь сумасшедшую стрижку или хотя бы покраситься, но запрещают.

 

Прямой эфир

Рабочий день телеведущего определяется сменами и частотой выпусков. Я работаю с утра, так что вставать приходится в 5, чтобы приехать на студию к 7. Затем идёт обеденная смена или, как их называют, «дневники». Самое ответственное время — вечером. Выпуск в два раза длиннее, чем утром.

Первый раз вести прямой эфир до ужаса страшно. Помню, в один из таких выпусков я забыла нажать кнопку выключения микрофона. Идёт сюжет, и вместе с аудиодорожкой слышно, как я ору аппаратной: «У меня там глаза не слишком испуганные?» А теперь представьте, что такое 30 минут прямого вещания. Ведь половина из всего того, что зритель слышит и видит, — чистая импровизация. Новости приходят постоянно, в реальном времени нужно решить, о чём сейчас важнее сказать: о теракте или визите президента.

Главное тут не тупить: эфирное время очень дорогое, и даже 15 секунд молчания могут обернуться серьёзным выговором. При этом нельзя забывать о камерах. В моей студии их 11, и под каждой висит монитор с текстом — суфлёр. В обычном режиме, когда нет экстренных новостей, мы читаем с него. Это несложно, дело привычки — повторять текст с обычного чёрного экрана с белыми буквами. Скорость и размер шрифта, кстати, подстраивают под конкретного диктора. Есть даже специальный человек, который вручную прокручивает текст. Зачастую это делают райтеры новостей — у них подработка такая.

  

Говорить фразу «технические неполадки» нам запрещено, приходится выкручиваться:«связь прервалась» или «свяжемся позже»

  

Пожалуй, самое нервное в прямом эфире — прямые включения с места событий. Ты вроде подключился, корреспондент готов, но тут внезапно связь пропадает. Говорить фразу «технические неполадки» вообще запрещено, приходится выкручиваться со всякими «связь прервалась» или «свяжемся позже». Как-то раз за получасовой выпуск приходилось три раза «переподключаться», а корреспондент иронично заметил, что аэродром, с которого шёл репортаж, работает гораздо лучше, чем студийная техника. Человеческий фактор тут тоже никто не отменял — в одном из включений репортёр забыл моё имя. Я под конец не выдержала и напомнила, что вообще-то меня зовут иначе. Получила потом выговор. Нужно ведь создавать впечатление, что мы — одна команда.

 

О политике и котятах

Все мемы про то, что на российском ТВ начинают «за упокой», — правда. Так уж заведено, что сначала идёт самый трешак вроде пожаров или катастроф. Потом «паркет» — чиновники, законы, саммиты и прочая политика. Чтобы зритель не сошёл с ума от печали, второй после рекламы блок делают позитивным. Начинают его с каких-нибудь «невероятных находок археологов», а заканчивают «бантиком»: коза приручила бельчат, домохозяйка поймала одинокого медвежонка, а в Америке съели 100-метровый бутерброд. Короче говоря, туда пихают самые душещипательные милости, чтобы какая-нибудь Мария Петровна благостно вздохнула и забыла про всё, что было в начале. Забавно наблюдать, как меняется при этом подача, хотя по идее у ведущего эмоций должно быть минимум. На то они и новости — эмоции должны быть только у зрителя.

 

Смех и слёзы

Все, наверное, смотрели видео о том, как ведущие проводят время в перерывах на рекламу или на сюжет. Чем они только ни занимаются: кто-то трещит за жизнь с оператором, кто-то болтает с режиссёром по наушнику. Тут главное не пропустить момент, когда выходишь в эфир, а то бывает, сидишь, дозёвываешь, а тебя уже показывают. Так случается ещё в конце выпуска, когда всё закончилось, но тебя не выключают. Сидишь, вежливо улыбаешься, перекладываешь бумажки. За этим надо следить, чтобы не получилось так, что вместо рекламы зритель слышит: «Фу, блин, ну всё, отстрелялась!»

  

Я сама частенько вместо «Путин подпИсАл» говорю «подпИсал». Чисто на автоматизме

  

Смех — самое опасное, что может случиться в прямом эфире. Представьте, пятница, вечерний выпуск. Режиссёр уже, естественно, пьяный, а у меня как раз тот случай, когда новость срочная, надо почти импровизировать. И вот я выдаю: «Наша съёмочная группа оказалась на месте событий! Летят вертолёты…» — и тут дама-режиссёр диким гоготом мне кричит в наушник: «Уа-ха-ха-ха! Летят самолёты, привет кибальчишу!» Сюжет серьёзный, про пожары, а я еле сдерживаюсь, чтобы не заржать. Тут важно просто говорить без остановки.

Хуже смеха могут быть только слова типа «распространённый» и всякие неприличные оговорки. В принципе, ничего страшного — можно поправиться, извиниться если что, мы же все люди. Но бывают и такие, за которые штрафуют. Одна моя коллега вместо «выполнили наказы избирателей» ляпнула «наказания». Была предвыборная пора, и её, кажется, отстранили даже. Я сама частенько вместо «Путин подпис

ал» говорю «подписал». Чисто на автоматизме. Главное не извиняться. Поправилась и пошла дальше. Был, правда, случай, когда мне действительно стало стыдно. Написала отличную новость про юбилей режиссёра Бортко: рассказала про все его достижения и в самом конце его известную «Блондинку за углом» обзываю «Блондинкой за рулём».

 

Телевизионные кошмары

При таком уровне ответственности, как у нас, профессиональные кошмары — привычное дело. Думаю, все догадываются, какой из них главный — выйти в эфир голой. Ну или опоздать. Хотя бывают и совсем дурацкие сны: вместо новостей на суфлёре появляются выдержки из глянцевых женских журналов или текст в неправильной кодировке. Сидишь и не понимаешь, что со всем эти делать. Это на самом деле совсем не смешно: охватывает паника и чувство, что ты ничего не можешь изменить. Не знаю, что снится ведущим глянцевых новостей. Наверное, «Первый канал».

 

 Иллюстрации: Саша Похвалин

10 самых известных советских телеведущих / Назад в СССР / Back in USSR

В те далекие времена, когда единственным источником визуальной связи с внешним миром было телевидение, этих женщин в каждом доме встречали как самых близких людей. Многие из них сильно изменились. Некоторых уже нет в живых.
Ангелина Вовк (72 года)
Первая ассоциация с именем этой телеведущей – фестиваль «Песня года», трансляцию которого не пропускали ни в одной семье. В 80-е годы Ангелина Вовк вела передачу «Спокойной ночи, малыши!». В те времена детская программа переживала тяжелые времена: вышестоящие органы требовали убрать Хрюшу из передачи – мол, почему маленька свинья должна учить советских детей. Тетя Лина убеждала руководство, что без Хрюши эфир невозможен.
Татьяна Веденеева (61 год)
Закончила ГИТИС. Еще во время обучения на первом курсе института, впервые снялась в кино. В 1975 году Веденеева сыграла в двух фильмах – «Здравствуйте, я ваша тетя», «Это мы не проходили». Работала в театре имени Маяковского. Дебютировала в качестве ведущей ночных эфиров. Программы «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», по которым запомнилась Татьяна Веденеева, достались ей не сразу. За детскими передачами последовала программа «Утро».

Лариса Вербицкая (55 лет)
В 1987 году Лариса стала одной из первых ведущих зарождающегося утреннего вещания. Сегодня Лариса Вербицкая – единственная телеведущая на Российском телевидении, проработавшая в одной программе более 20 лет.

Светлана Моргунова (75 лет)
За долгую карьеру на телевидении Моргунова успела поработать в разных жанрах: вела программу «Время», знакомила зрителей с программой телепередач. Но славу Моргуновой принесли именно выпуски «Голубого огонька». Вместе с популярной ведущей Новый год встретило не одно поколение зрителей.

Татьяна Черняева (72 года)
Работала на Центральном телевидении с 1970 года, когда заняла должность помощника режиссёра. В 1975 году Черняева стала ведущей новой детской программы «АБВГДейка» и впоследствии совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Она говорила, что «АБВГДейка» — единственная неполитизированная программа на советском телевидении.

Анна Шатилова (76 лет)
Попала на ТВ случайно – учась на филологическом факультете педагогического института, она увидела объявление о наборе дикторов Всесоюзного радио и решила принять в нём участие. В 1962 году Шатилова была принята на Центральное телевидение СССР. Наставником Шатиловой был сам Юрий Левитан. В течение многих лет она вела главную информационную программу страны — «Время».

Татьяна Судец (67 лет)
На ТВ с октября 1972 года. Популярная ведущая, работала в дикторском отделе ЦТ. Вела программы: «Время», «Голубой огонек», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес — Советский Союз», «Песня года», «Спокойной ночи, малыши!».

Валентина Леонтьева
Проработала на Центральном телевидении 35 лет – с 1954 по 1989 годы. Валентина Леонтьева стала первой ведущей передачи «Спокойной ночи, малыши!». Дети называли ее тетей Валей, а родители «всесоюзной мамой», ведь она «укладывала спать» всех детей советской страны. С 1976 года Леонтьева вела популярнейшую детскую передачу «В гостях у сказки». Телеведущая умерла в 2007 году в возрасте 83 лет.

Юлия Белянчикова
Юлия Васильевна вела одну из первых передач на медицинскую тематику на отечественном ТВ – научно-популярную программу «Здоровье». Причем по специальности она вовсе не артистка и не телеведущая, а врач. Она оставалась бессменной ведущей программы более двадцати лет. За это время поток писем на передачу вырос с 60 тысяч в год до 160 тысяч. Умерла Юлия Белянчикова в 70-летнем возрасте в 2011 году

Анна Шилова
Первая ведущая первой «Песни года». Вместе с Игорем Кирилловым провела выпуски с 1971-1975 годы. Также была ведущей многих «Голубых огоньков». В 2001 году телеведущей не стало, она умерла в возрасте 74 лет.

Ко Дню телевидения: как живут знаменитые советские дикторы — ШоубиZZZ — всё о звёздах

50-летняя Татьяна Александровна ухаживает за 84-летним Игорем Кирилловым: готовит, убирается в его большой квартире на Смоленской набережной, ходит за продуктами // Фото: Андрей Степанов

В понедельник, 21 ноября, во всем мире отметили День телевидения. Первые звезды Советского Союза понятия не имели, что такое закадровый текст, а их бархатные голоса узнавала вся страна. «СтарХит» поздравил легенд ТВ с профессиональным праздником.

ИГОРЬ КИРИЛЛОВ

Диктор центрального телевидения с 1958 по 2004 год

Еще четыре года назад, когда «СтарХит» поздравлял Игоря Леонидовича с 80-летием, он был бодр и весел. Рассказывал о молодой жене Татьяне из Молдавии. Но в последнее время знакомые ведущего программы «Время» заметили, что он как-то сдал… «Все нормально, − говорит «СтарХиту» Игорь Кириллов. – Иногда работаю. Вчера с Анной Шатиловой вели мероприятие в ЦДЛ. В плохую погоду из дома не выхожу, в моем возрасте это опасно. Настроения нет. По телевизору смотреть нечего.

Только жена и развлекает».

Игорь Кириллов во времена советского телевидения // Фото: Личный архив

С Татьяной диктор познакомился в 2007 году в магазине, где она работала продавцом. Однажды женщина предложила Кириллову помощь по хозяйству. А потом сама попала в беду – потеряла работу, а вместе с ней и жилье. Игорь Леонидович приютил Татьяну. Между ними завязался роман. Так вышло, что дети Кириллова не рядом с ним. Дочь Анна живет в Германии. Сын Всеволод, совладелец фирмы по организации охоты в Африке, умер от панкреатита в Камеруне. У него осталось четверо детей. Только после смерти Всеволода Кириллов смог познакомиться с внуками, но дружбы не сложилось.

АННА ШАТИЛОВА

Диктор центрального телевидения с 1962 по 1995 год

По словам Шатиловой, любимая работа помогает ей держать себя в тонусе // Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Несмотря на солидный возраст – а в эту субботу, 26 ноября, Анне Николаевне исполняется 78 лет, – она все так же востребована в профессии. Шатилова до сих пор ведет на Красной площади парады, посвященные Дню Победы, а также другие праздники. 

«Спрос стал даже больше, чем раньше, − поделилась со «СтарХитом» ведущая. – Несколько раз в неделю у меня мероприятия. Вот и в свой день рождения буду работать. Мы с Евгением Кочергиным ведем концерт в Ледовом дворце в Подольске. Дела идут хорошо. Занимаюсь любимой профессией. С сыном Кириллом, его женой Алиной и детьми дружим. Мы одна семья – и финансово тоже. Все гонорары трачу на внуков, 12-летнего Светослава и 14-летнего Всеволода. Со старшим Севой мы много путешествуем вместе. Были в Великом Устюге, Германии, во Франции. А уж я сама весь мир облетела еще при Советском Союзе. Поездки предречены мне гороскопом: я Стрелец, не люблю сидеть на месте. Сын Кирилл у меня талантливый. Он переводчик и писатель. Недавно перевел пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» на русский. Кирилл с семьей часто гостит в моем загородном двухэтажном доме, где есть все удобства. Я его строила, чтобы проводить там время с родными».

 

АЗАЛИЯ ЛИХИТЧЕНКО

Диктор центрального телевидения с 1968 по 1993 год

Азалия Лихитченко специально отказывается от домработницы // Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Стукалин

Одну из ведущих программы «Время» Азалию Лихитченко часто приглашают на телевизионные ток-шоу, но она отвечает отказом: «Баста. Надо знать, когда уходить». «Я не скучаю, – поделилась со «СтарХитом» Аза Владимировна. – Гости круглый год. Приезжают приятельницы. Дочка Екатерина живет на соседней улице, часто заглядывает ко мне. Внук Дима звонит каждый день. Игорь Кириллов всегда на связи по телефону. Зиму провожу в московской квартире. По теплу перебираюсь на дачу в Рузском районе − у меня участок шесть соток и деревянный домик на горе. Он хоть и совковый, но уютный. И летом нет комаров. Самочувствие нормальное. Каждое утро начинаю с чашки кофе. Дочка все время предлагает нанять помощницу по хозяйству. Но я отказываюсь! Это же мое движение. Поэтому убираюсь сама. Из болячек только астма. В холода не могу нормально погулять на свежем воздухе – начинаю задыхаться. Принимаю лекарства. Пока сижу дома, слушаю радио и смотрю телевизор, программы Андрюши Малахова тоже».

Виктор Балашов

Диктор центрального телевидения с 1947 по 1996 год

Виктор Иванович летает к правнукам во Францию // Фото: Дмитрий Азаров/КоммерсантЪ

91-летний Виктор Иванович прошел войну, получил осколочное ранение в ноги, которое стало напоминать о себе в последние годы. Недавно Балашов перенес операцию. Сейчас ходит с палочкой.

«Восстанавливаюсь на даче, − поделился со «СтарХитом» диктор. – Делаю гимнастику, придерживаюсь диеты. По прогнозам врачей, предстоит еще не одна операция. Дочь, Маргарита Викторовна, уже на пенсии, часто навещает меня. Но на днях вот улетела во Францию. Там работают и живут внучка и ее муж. У меня подрастают прекрасные правнуки: Шурику уже восемь лет, он, как и я в юности, занимается самбо, а красотке Иришке четыре годика. Живу помаленьку, благо помогают друзья и вера. Часто хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь».

Российские телеведущие, косноязычие которых поражает — Рамблер/кино

В обычной жизни встретить не очень грамотного человека, который плохо выражает собственные мысли и имеет дефекты речи не так уж сложно. Но косноязычие телеведущих считается недопустимым, поскольку оно мешает адекватному восприятию информации и создает языковую распущенность. В прошлом дикторы и ведущие на радио и телевидении были эталонными носителями языка, чем не могут похвастаться современные «говорящие головы». Рассказываем, кто из них хуже всех овладел русским языком.

Ведущий передачи «60 минут» на телеканале «Россия-1» Евгений Попов, кажется, не любит соблюдать нормы русского языка, а жаргонизмы стали его отличительными чертами речи. Телеведущий не стыдится произносить в эфире такие слова, как «кинуть», «крыша» и «наезд». Стоит отметить, что журналист вырос в интеллигентной семье, поэтому природа его любви к сниженной лексике остается неизвестной. В биографии Попова на сайте «Узнай все» уточняется, что его мать была филологом, а на сайте «24-СМИ» говорится, что она преподавала в университете биологию.

Ольга Скабеева, жена Евгения Попова и соведущая программы «60 минут» как-то приписала авторство романа «Молодая гвардия» Михаилу Булгакову (его автором является Александр Фадеев, а Булгаков написал «Белую гвардию»). Однако это не единственный ее промах — телеведущая уже получала в свой адрес замечания и обвинения в косноязычии и безграмотности. Однажды она умудрилась добавить в одно слово два лишних звука. «Это если верить доверчивым американским военно-начальникам», — заявила Скабеева. Слово «военачальник» пишется и произносится без второй «о» и с одной «н» вначале. «Слишком громкая экспрессивно-окрашенная речь и воинственные позы не украшают главный российский телеканал», — отмечают телезрители, которых возмущает искажение журналисткой звуков русской речи. Неправильная расстановка ударений — не единственная погрешность в работе актрисы и телеведущей Юлии Меньшовой. Весной 2019 года она решила рассказать о неизвестных фактах из биографии поэтессы Марины Цветаевой, но сделала это в неуместной ироничной форме. Ее фраза «а когда родится Аля, единственная проблема лишь в грудном вскормлении, потому что мешает Марине уходить из дома» была высмеяна телезрителями. Слова «вскормление» нет в русском языке, а употребление глагола «примечать» во фразе «Марина не слишком примечает отъезда мужа» вообще звучит не по-русски.

Ведущий программы «Время покажет» на «Первом канале» Анатолий Кузичев прославился фирменными «приемами» речи. Он не выговаривает шипящие звуки, однако исправлять это, похоже, не собирается. Кроме дефектов речи и слов-паразитов журналист изобрел неологизм «отмёр», который, видимо, образован от глагола «отмереть».

«Посмотрите, там много где, по поводу чего, кто бузил», — это точная цитата Артма Шейнина из одного из выпусков передачи «Время покажет». Тогда участники политического ток-шоу обсуждали некорректное поведение телеведущего Георгия Габунии. Ранее журналист неоднократно допускал ошибки, а в его речи присутствует много слов-паразитов и междометий. Еще в 2012 году телеведущая Тина Канделаки составила рейтинг самых грамотных и безграмотных российских звезд. Она руководствовалась записями знаменитостей в Twitter. Так, первое место среди неграмотных досталось телеведущей Ксении Собчак. Канделаки отметила, что у Собчак наблюдаются проблемы с пунктуацией: телезвезда отличается нелюбовью к расстановке знаков препинания и проблемами в написании имен собственных. Скриншоты с примерами ошибок Канделаки выложила в своем блоге в ЖЖ.

@tikandelaki.livejournal.com

Слово «телеграм» пишется с одной буквой «м».

Похоже, телеведущая совсем не следит за опечатками…

Что советские дикторы думают о современных коллегах

Елена Коваленко, диктор Центрального телевидения с 1977 года

Программы: «Новости Центрального телевидения», «Время», «Московский телетайп».

На советском телевидении вёлся очень строгий отбор дикторов. «Попасть в кадр» можно было, только пройдя конкурс, в приёмную комиссию которого входили радиомэтры (такие как Ольга Высоцкая, Владимир Всеволодов) и легендарные теледикторы — например, Игорь Кириллов, Нина Кондратова и Валентина Леонтьева.

Во время этого отбора оценивался целый комплекс данных. Важными критериями были внешняя красота, обаяние, голос, дикция, образование… Комиссия смотрела, насколько выигрышно человек выглядит в кадре, как быстро ориентируется. Были очень высокие требования к внешнему виду, ведь телевидение — это прежде всего картинка.

Если сравнивать с сегодняшним днём, то сейчас такого жёсткого отбора нет. Иногда даже непонятно, по какому принципу взяли того или иного ведущего. Совершенно очевидно, что в эфир попадают люди, не обладающие никакими природными данными для работы на телевидении.

Ведь данные нужны в любой профессии: человека, имеющего проблемы со здоровьем, не возьмут в водолазы, иначе у него попросту разовьётся кессонная болезнь. Так и для работы в кадре нужны не просто внешность и дикция, но и, например, развитая логика: дикторам часто приходится читать с листа без подготовки.

Во времена моей работы в программе «Время» нам очень часто подкладывали «тассовки» (срочные сообщения информагентства. — Прим. ред.) прямо во время эфира — причём тексты были абсолютно неадаптированные: в них не было знаков препинания, заглавных букв — весь текст был как одна сплошная телеграмма! И в прямом эфире нужно было моментально сориентироваться!

Это дано не каждому. За малейшую ошибку могли на время отстранить от эфира, лишить премии и даже уволить! 

«Дочери я этого не желала»

Моя дочь, Анна Павлова, тоже работает телеведущей (ведущая «Вечерних новостей» Первого канала. — Прим. ред.). Я была категорически против такого выбора. Как я уже говорила, эта профессия требует больших жертв. Здесь бывают не только большие взлёты, но и большие падения. За единственную ошибку можно лишиться работы, и потом будешь переживать всю жизнь.

Эфир — это наркотик. Если попал в зависимость от него, то уйти самостоятельно очень трудно. Дочери я этого не желала, но она приняла собственное решение. Советы, конечно, я ей давала и до сих пор даю — слежу за каждым её эфиром. 

Я бы не сказала, что сейчас подготовка к эфиру ведущих проходит как-то иначе, чем в моё время. На Первом канале всегда был штатный парикмахер, но вот грим дикторы, как правило, накладывали самостоятельно.

Для корректной работы с хромакеем (однотонным цветным фоном съёмки. — Прим. ред.) нас консультировали заранее — предупреждали, какого он будет цвета, чтобы мы подбирали подходящую одежду: если хромакей синий, нельзя было надевать ничего синего, если зелёный — ничего зелёного. Вы, кстати, знали, что раньше, в эпоху чёрно-белого телевидения, дикторы использовали зелёную помаду? Она выразительнее смотрелась в кадре.

Помню, как я впервые выходила в эфир — это было ещё на Шаболовке. Тогда микрофоны стояли на столе, а не прикреплялись к одежде. И перед началом эфира диктор должен был самостоятельно его включать. А я так разволновалась, что забыла нажать на кнопку! В итоге телеоператор подошёл и прямо в эфире включил мне микрофон.

Развенчаю известный миф: суфлёры у нас под столом никогда не сидели, вообще никаких суфлёров даже близко не было! Суфлёры появились только в середине 90-х годов в программе «Время». И то их ставили исключительно для политических обозревателей (считалось, что обозреватель должен выделяться на фоне диктора).

К лучшему

Нынешнее поколение дикторов имеет прекрасные технические возможности — это первое положительное влияние времени. Кроме того, сейчас у ведущих есть возможность самовыражаться, быть «живыми» и свободными — мы этого были лишены, читали всё исключительно с листа и не выходили за жёсткие рамки, даже если вели концерты. Сейчас свободы больше, и это замечательно! Ведь для зрителя всегда интереснее видеть человека «живого»! 

Елена Труханова, комментатор на радио.

Ведущая радиопередач «Новости музыкальной жизни», «В рабочий полдень», «Собеседник», оперативных выпусков новостей. 

Большая перемена

Сегодня, мне кажется, понятие диктора на радио отсутствует. Во времена Гостелерадио существовала отдельная группа специально подготовленных профессионалов — дикторов. Все они были, как правило, с театральным образованием, обладали поставленными голосами и великолепной дикцией.

К ним предъявлялись очень высокие требования: грамотность, правильное ударение в словах… В нашей студии всегда лежал справочник, специально выпущенный для радио и телевидения, по которому можно было перед выходом в эфир проверить, где ставить ударения, например, в редко употребляемых географических названиях, терминах.

Только дикторам разрешалось выходить в прямой эфир (передачи шли в записи), и они должны были читать составленный редактором, строго выверенный и завизированный руководством текст. Никакие отступления или «вольности» не допускались. 

«Большинство нынешних «шлягеров» никогда бы не прошло»

В СССР Гостелерадио было рупором КПСС. Работало всего четыре радиостанции: одна преимущественно новостная, вторая — «Маяк» (5 минут информации и 25 минут музыки), третья со спектаклями и литературными передачами и четвёртая — музыкальная.

Конечно, была цензура. И прямые эфиры отменили именно из этих соображений — как бы кто чего лишнего не сболтнул на всю страну. В художественном вещании эту функцию цензора выполнял Худсовет.

Даже у песни «День Победы» Давида Тухманова и Владимира Харитонова были в своё время сложности: Худсовет посчитал мелодию слишком фривольной и не пропускал в эфир. К текстам песен относились очень внимательно, и в этом были свои положительные стороны: большинство нынешних «шлягеров» никогда бы не прошло! 

В 50—60-е годы все слушали радио и дома, и на работе. Именно дикторы приучали людей к грамотной речи, правильному произношению слов. Можно сказать, дикторы выступали в роли хранителей русского языка, его норм. Я, как и всё моё поколение, росла на радиопередачах.

Помню, в детстве у нас с сестрой были два игрушечных зайца. Знаете, как мы их назвали? Одного — Таня Краснушкина, а другого — Люда Маратова. Это имена дикторов, которые я слышала практически каждый день по радио. Забавно… Но самое интересное, что, когда я пришла работать на радио в конце 70-х, моим первым «наставником» по технике речи стала именно Татьяна Евгеньевна Краснушкина! Именно она научила меня правильному произношению, показала, как работать в студии у микрофона.

Ещё мне посчастливилось застать таких мастеров, как Ольга Высоцкая, Владимир Герцик, Фаина Лихачёва, Людмила Маратова, Игорь Кириллов… Я была совершенно потрясена, когда в коридоре впервые увидела живого Николая Литвинова, того самого сказочника из «Угадайки» (была такая очень любимая всеми детьми передача)!

Надо сказать, что все эти именитые мастера очень тепло относились к молодёжи, всегда старались помочь, поддержать. В то время наставничество было принято. Мы могли обратиться к любому из них с вопросом и знали, что всегда получим исчерпывающий профессиональный ответ.

Однажды мне попалось словосочетание «ломберный столик», и я в эфире сделала ошибку, произнеся слово «ломберный» с ударением на втором слоге, тогда как правильно — на первом. Буквально тут же последовала реакция: мне позвонил Игорь Леонидович Кириллов, с которым я не была знакома, и сделал замечание — притом очень доброжелательно и совсем не обидно.

Да, нас слушали, слушали внимательно, и не только другие дикторы. Были даже специальные сотрудники, чья работа заключалась именно в прослушивании эфира (сейчас это называлось бы мониторингом ошибок). Но я ещё раз повторюсь: к ошибкам относились невероятно серьёзно и даже снимали за них с эфира. Сейчас же ситуация, с моей точки зрения, чудовищная — по крайней мере, на радио. Ведущие не знают элементарных вещей, употребляют слова, не понимая их значения, произносят их с ошибками, я уже не говорю об ударениях… И, похоже, никому нет до этого дела.

Эфирный КПД

Когда радио появилось, в 40-е годы, был только прямой эфир. К тому моменту, как я начала работать, передачи, наоборот, стали транслироваться исключительно в записи. И в этом я не вижу ничего плохого.

Прежде всего потому, что к эфиру относились бережнее, дорожили каждой минутой, «вычищали» тексты, и в итоге они получились не только грамотными, но и максимально насыщенными информацией.

Сейчас дикторов нет, снова царит прямой эфир, и сердце сжимается, когда слышишь полуграмотного ведущего или горе-журналиста с плохим русским языком, которые безжалостно транжирят эфирное время, заполняя его бессодержательной болтовнёй. Несмотря ни на что, радио продолжают слушать, меньше в мегаполисах, где господствует телевидение и компьютеры, больше — в регионах.

«Одумайтесь, пока не поздно». Белорусские телеведущие начали массово увольняться с госканалов в знак протеста — видео

Несколько телеведущих в Белоруссии сообщили об увольнении с государственных каналов в знак протеста против жёстких действий силовых структур страны в отношении граждан. Одним из них стал ведущий военной программы «Арсенал» на телеканале «Беларусь-1» Владимир Бурко.

Я никогда бы, даже в самом страшном сне, не подумал, что солдаты и техника, о которых я рассказывал, могут быть применены против своего народа, — сказал он в видеообращении.

Бурко обратился к солдатам и офицерам с просьбой «одуматься, пока не поздно», и не выполнять жестоких приказов.

Также об увольнении заявил ведущий популярного вечернего шоу на канале Евгений Перлин.

Что стало с моей Беларусью? Я на телевидении в прямых эфирах работал с 2009 года… Я решил, что мой сегодняшний эфир был последним. На это решение никто не повлиял, я принял его сам, — написал он в «Инстаграме».

Его поддержала работавшая на телеканале ОНТ Ольга Богатыревич, опубликовавшая фото с заявлением на увольнение.

Об уходе с канала сообщила и ведущая утреннего телешоу «Доброе утро, Беларусь!» Вера Каретникова, а также автор рубрики об этикете Ольга Бельмач. Она охарактеризовала происходящее в стране нецензурной лексикой, уточнив, что может выступать экспертом, так как вела передачу об этикете.

Белорусы, держитесь, вы заслуживаете быть счастливыми! И живыми! Силовики, остановитесь! — написала Бельмач в «Фейсбуке».

Ещё одним уволившимся стал Сергей Козлович. Он ушёл из Агентства теленовостей, являющегося частью крупнейшего белорусского государственного медиахолдинга. В «Инстаграме» он отметил, что посвятил своей детской мечте десять лет.

Работа в кадре для меня всегда будет кайфом. А вот в студии АТН я вчера сидел в последний раз. Решение самостоятельное. Впереди поиски новой работы, — написал он.

Напомним, в Белоруссии с 9 августа проходят акции протеста против результатов прошедших в стране президентских выборов. Победу одержал действующий президент Александр Лукашенко. Правоохранители начали жёстко задерживать народ на улицах, число взятых под стражу приближается к шести тысячам.

Протесты в Белоруссии. Хроника событий

Еще

ТВ-диктор — это … Что такое ТВ-диктор?

  • Комментатор — имя существительное cer, сущ. Тот, кто объявляет. [1913 Webster]… Международный коллаборативный словарь английского языка

  • диктор — указатель-предвестник, информатор, информатор (лицо, предоставляющее информацию), предшественник юридического тезауруса Бертона. Уильям С. Бертон. 2006… Юридический словарь

  • диктор — (сущ.) 1610s, агент существительное из ОБЪЯВЛЕНИЯ (см.объявлять). Радиосмысл записан с 1922 г.… Словарь этимологии

  • диктор — [n] медиа-комментатор, ведущий, телеведущий, коммуникатор, диджей, диск-жокей, ди-джей, ведущий церемоний, ведущий новостей, репортер, рип и читатель *, шпилер *, болтуш, телекомментатор, ви-джей *, виджей; concept 348… Новый тезаурус

  • диктор — [ə имя существительное] сущ. лицо, которое объявляет; конкрет., тот, кто представляет радио- или телепрограммы, определяет станцию, читает новости и т. д. English World Dictionary

  • Диктор — Диктор — это актер озвучивания, который работает на телевидении, радио или в кино, обычно обеспечивает закадровый текст, обновления новостей, идентификацию станции или представляет продукт в телевизионных рекламных роликах или является гостем ток-шоу.Дикторы обычно читают…… Wikipedia

  • диктор — [[t] əna͟ʊnsə (r) [/ t]] дикторы 1) N COUNT Диктор — это тот, кто представляет программы по радио или телевидению или читает текст радио или телеобъявления. Диктор радио сказал, что сейчас девять часов … В рекламном ролике … Английский словарь

  • Тест диктора — Тест диктора — это название теста, который иногда дается тем, кто хочет быть диктором радио или телевидения.[http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/0009/01/lkl.00.html Джерри Льюис обсуждает проведение своего 50-го телемарафона] (стенограмма). Ларри…… Википедия

  • диктор — существительное ПРИЛАГАЮЩИЙ ▪ непрерывность (BrE), радио, телевидение, телевидение ▪ диктор телевидения предупредил, что поезда опаздывают. ▪ бейсбол, баскетбол, спорт… Словарь словосочетаний

  • извещатель — н. радио; спортивный диктор * * * [ə naʊnsə] спортивный диктор радио… Комбинированный словарь

  • диктор — I (Roget s IV) n.Syn. диктор программ, телеведущий, телеведущий, комментатор, спортивный комментатор, диктор погоды, метеоролог, диктор, ведущий, коммуникатор, диск-жокей, DJ *, церемониймейстер, MC, ведущий *, модератор, ведущий. II (Roget s 3…… Английский словарь для студентов

  • ,

    Диктор: Последние новости, фото, видео Диктор

  • Отредактировал Кингшук Датта | Четверг 13 августа, 2020

    TVS Announces Doorstep Service Program Called

    Компания TVS Motor запустила новую программу обслуживания порогов под названием «Эксперт по колесам». Теперь клиенты TVS могут обслуживать свои скутеры и мотоциклы на дому.

  • Рейтер | Суббота 1 августа 2020 г.

    Government’s Move to Restrict TV Imports Reinforces PM Modi

    Неожиданный шаг правительства по ограничению импорта телевизоров, о котором было объявлено в четверг, будет стимулировать местное производство, укрепив флагманскую инициативу премьер-министра Нарендры Моди «Сделай в Индии», как сообщила отраслевая организация.

  • Отредактировал Притам Бора | Четверг 9 июля, 2020

    TVS Motor Company Extends Service Support For Customers

    TVS объявила о продлении бесплатного обслуживания и гарантии для клиентов до 31 июля 2020 года.

  • Али Пардивала | Пятница, 26 июня 2020 г.

    Android 11 Developer Preview for Android TV Announced, New Google Streaming Device Leaked in Video Clip

    Google анонсировала Android 11 Developer Preview для Android TV, впервые компания анонсировала такую ​​программу.Видеоклип в объявлении также демонстрирует дизайн грядущего стримингового устройства Google под кодовым названием Sabrina.

  • Отредактировал Притам Бора | Понедельник 25 мая, 2020

    TVS Motor Company Announces Salary Cuts For Employees

    Согласно сообщению ТВС, снижение заработной платы будет временным и продлится шесть месяцев, с мая по октябрь 2020 года.

  • Отредактировал Притам Бора | Пятница Март 20, 2020

    TVS Announces Measures To Tackle Coronavirus

    TVS Motor Company объявляет о работе на дому для сотрудников, туристических советах в рамках усилий по замедлению передачи коронавируса.

  • Мировые новости | Рейтер | Воскресенье 8 марта 2020 г.

    Iran Air Suspends Europe Flights As Coronavirus Deaths Rise

    Иран заявил, что 194 человека умерли от коронавируса и 6566 человек уже инфицированы, в телевизионном объявлении Министерства здравоохранения в воскресенье.

  • Али Пардивала | Вторник 4 февраля 2020 г.

    Realme TV Announcement Expected at MWC 2020

    Ожидаемый выход Realme в телевизионное пространство будет объявлен на MWC 2020, по словам директора по маркетингу компании в Индии.

  • Ахил Арора | Понедельник, 20 января, 2020

    Apple TV+ Announces, Renews, and Unveils Release Dates for Eight Series in Total

    У Apple TV + было напряженное воскресенье, поскольку он объявил один новый сериал, обновил два шоу и объявил даты выхода еще пяти. Сюда входят «Удивительные истории» Стивена Спилберга, Крис Эванс в главной роли, защищающий Джейкоба, британское шоу «Попытки», документальный сериал «Дом и дорогой …», сериал видеоигр Mythic Quest: Raven’s Banquet, детективный сериал «Дом перед темнотой» и фильм…

  • Самир Подрядчик | Пятница 13 декабря, 2019

    TVS Announces Winners Of First-Ever TVS NTorq Call Of Design Contest

    Производитель двухколесных транспортных средств TVS Motor Company завершил сегодня свой первый конкурс TVS NTorq 125 Call Of Design Contest. В конкурсе приняли участие 20 проектных институтов со всей страны, шесть проектов добрались до завода TVS в Хосуре, штат Тамил Наду, для финального раунда. После тщательного изучения это была Эванка Тиммия из школы стратегии Де…

  • Отредактировал Притам Бора | Четверг 31 октября, 2019

    TVS Strengthens Presence In Central America

    TVS объединила усилия с гватемальской Cadisa Group, чтобы расширить свое глобальное присутствие на Гватемалу и Сальвадор.

  • Под редакцией Самира Подрядчик | Пятница 18 октября, 2019

    Sherco TVS Announces 4 Rider Squad For Dakar Rally 2020

    Команда Sherco TVS Rally Factory объявила о своем составе из четырех гонщиков, которые будут участвовать в ралли Дакар 2020 года.В команду входят опытный гонщик Майкл Метдж из Франции, чемпион по эндуро Лоренцо Сантолино из Испании и Джонни Обер из Франции, а также гонщик из Индии Харит Ноа, который в следующем году дебютирует в Дакаре. Объявление было безумным …

  • Отредактировал Притам Бора | Вторник, 1 октября 2019 г.

    TVS Announces Road Assistance Program For RR 310 Owners

    Программа помощи на дороге будет предлагаться бесплатно для новых клиентов TVS Apache RR 310 в течение одного года после покупки.

  • CarAndBike Team | Пятница 2 августа 2019

    TVS Announces MotoSoul Bikers Festival; To Be Held In October 2019

    TVS Motor Company организует велосипедный фестиваль под названием «MotoSoul», который пройдет в Вагаторе, Гоа, в октябре 2019 года. Это будет первое мероприятие такого рода от TVS и TVS Racing.

  • CarAndBike Team | Четверг Май 9, 2019

    TVS Motor Company Invests $3.85 Million In Supply Chain Start-Up TagBox

    Компания TVS Motor Company, базирующаяся в Хосуре, объявила, что инвестировала 3 доллара.85 миллионов (около 26,69 крор) в TagBox, компании, занимающейся IIoT цепочки поставок и платформой машинного обучения, в рамках раунда финансирования серии A. Компания также заявила, что этот раунд полностью возглавляли TVS и ее сингапурская дочерняя компания TVS Motor (Sing …

  • .

    Рейтинг ведущих местных телеканалов MLB

    Рейтинг дикторов местного телевидения НБА

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *