- Доклад » Основы финансовой грамотности в начальной школе»
- «Первые шаги в финансовую грамотность».
- Доклад на тему «Финансовая грамотность-жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке»
- Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы
- «Первые шаги в финансовую грамотность».
- Статья «Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе»
- Доклад на ГМО. Финансовая грамотность.
Доклад » Основы финансовой грамотности в начальной школе»
Проблема формирования финансовой грамотности в России былапоставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерствофинансов совместно с Всемирным банком начали реализацию проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта
рассчитана на то, что обучив сегодняшних школьников финансовой
грамотности, через 10-15 лет государство получит финансово грамотное
население. В 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения
финансовой грамотности». В рамках её реализации в 5 регионах введен
предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс за счет школьного
компонента в качестве дополнительного урока.
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может
быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности,
является этап получения образования в школе. Школа должна помогать
учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым
экономическим отношениям.
Образовательные организации: школы,колледжи, университеты,
институты повышения квалификации и др., являются стержнем системы
образования и обладают важными преимуществами перед многими другими
каналами распространения знаний:
—
доступность аудитории,
—
мотивированность к обучению,
—
регулярность занятий,
—
имеющийся педагогический потенциал,
—
развитые образовательные технологии,
—
сформированная образовательная среда.
Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности. Должна осуществляться с использованием разнообразных моделей:
контекстная
предметной;
внеурочной;
проектной
.Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой
проблематики в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин.
Анализ содержания курсов математики для основной школы показал
возможности интеграции вопросов финансовой грамотности с различными
разделами программы.
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания
дисциплин основной школы может осуществляться через организацию
проектной деятельности и решения контекстных задач.
В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект
может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного
характера, объединенных проблематики. Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс. Для сюжета должны выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны для детей и учитывать их возрастные особенности. Например, совместная подготовка праздника. В нашей школе организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности осуществляться с использованием разнообразных моделей: в начальной школе это внеурочная деятельность, в основной и старшей школе контекстная модель
«Финансовая грамотность» в начальных классах нашей школы является внеурочным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературного чтения и окружающего мира.
В школе имеются учебники, программа, методическое пособие по изучению курса
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. Педагоги в своей работе используют методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 — 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов и материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В основной и старшей школе контекстная модель которая предполагает включение модулей финансовой проблематики в курсы общеобразовательных предметов.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в
основе организации занятий лежат, прежде всего,
педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-
ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся, и она определяет характер (тип)
познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в
следующих формах работы:
Экскурсии.
Игры.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на
отдельных рынках.
Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители (в рамках родительских лекториев). Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов:
как потратить карманные деньги?
как скопить на желанный подарок?
где приобрести качественную и недорогую вещь?
как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам?
Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Слайд 11:Хотелось бы закончить высказыванием американского бизнесмэна Дэйва Рэмси: «Или ты будешь управлять своими деньгами, или их отсутствие будет управлять тобой» Спасибо за внимание!
«Первые шаги в финансовую грамотность».
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
ДОКЛАД
на тему:
«Первые шаги
в финансовую грамотность»
Учитель начальных классов: Горелова А.А.
2018-2019 уч.год
(СЛАЙД 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников ко взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
В настоящее время в школу внедряются уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, и это положительно скажется на всеобщем благосостоянии. Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования. А именно, что такое денежные валюты и операции с ними, накопления и ведение семейного бюджета, обретение финансовой независимости и т.д. Тем более, что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Таким образом, учитывая актуальность данной темы в жизнедеятельности современного человека, принято решение разработать и реализовать проект, посвященный повышению уровня фин. грамотности подрастающего поколения.
Мною было проведено анкетирование среди родителей, с целью выяснить уровень финансовой грамотности самих родителей, а также их заинтересованность в том, чтобы их ребенок получил знания в области финансов.
Все опрошенные единогласно ответили, что готовы вместе с детьми принять участие в данном проекте.
Проект посвящен повышению начальных знаний ребенка о финансовой стороне его жизни, знакомству с денежными знаками, валютами, операциями с ними, анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
(Слайд 2) Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный.
Профиль — межпредметный.
Объектом работы является финансовая грамотность.
Предмет исследования — уровень финансовой грамотности учащихся начальной школы.
Тип объекта проектирования: практико-ориентированный.
Целевая группа: ученики 1-4 классов (6-10 лет)
Продолжительность проекта: 4 учебных года
Обоснование проекта: в условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.
(Слайд 3) Актуальность проекта состоит в том, что:
1. В рамках введения проекта Министерства Финансов в среднеобразовательных и основных школах некоторых субъектов Федерации будет введено обучение по предмету «Первые шаги в финансовую грамотность». В дальнейшем планируется ввод данной дисциплины в образовательный курс всех российских школ, а сам предмет станет обязательным и будет преподаваться учащимся всех классов с 1-го по 11-й.
2. Каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.
(Слайд 4) Новизна проекта: Программа «Первые шаги в финансовую грамотность» создана с учетом национально-регионального компонента России.
(Слайд 5) Гипотеза проекта: Изучая курс финансовой грамотности в начальной школе, у учащихся сформируются знания и умения в области экономики.
(Слайд 6) Цель проекта: формирование у учащихся начального представления о финансовой грамотности, умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета.
Основные задачи проекта:
сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономических понятий и терминов;
объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственном окружении учеников;
привить ученикам экономические навыки, грамотно действовать в повседневной жизни.
А также планируемые результаты (Слайд 7, 8,9) представлены на слайдах.
(Слайд 10) Зачем нам нужна финансовая грамотность?
Взрослым:
составлять семейный бюджет;
откладывать средства без ущерба привычному образу жизни;
выбирать направления для инвестиций;
пользоваться мобильными и онлайн-планировщиками финансов;
разбираться в пенсионной системе РФ и рассчитывать пенсионные накопления;
контролировать собственные расходы;
выбирать банки для открытия счёта или приобретения кредита;
составлять свой личный финансовый план на 3-5 лет.
Детям:
Помогать родителям составлять семейный бюджет;
Копить карманные деньги для покупки «мечты»;
Ответственно относиться к деньгам и собственным тратам;
Основам экономики и финансам, что в будущем поможет в школе;
Составлять свои первые бизнес — проекты.
(Слайд 11, 12, 13) результаты анкетирования.
(Слайд 14) Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.
Класс | Тема | Описание этапа |
1 класс | «Я в мире денег» | На начальном этапе, будет проводиться формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности |
2 класс | «Мой бюджет» | На этом этапе ребята, выяснят, что такое карманные деньги и как их правильно тратить. Найти способы, как быть бережливее и экономнее. |
3 класс | «Как научится экономить» | На этом этапе ребята, выяснят, как ребенок может участвовать в семейном бюджете и может ли он, будучи школьником, помочь семье сэкономить деньги и время. |
4 класс | «Знакомство с банковской системой» | На более серьезном этапе учащиеся познакомятся с понятием банк, историей возникновения банков, их видами и основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации; |
(Слайд 15) Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить школьный материал. Но нас не учат, как добиться финансовой свободы. Проведя небольшое социологическое исследование, мы предложили родителям ответить на несколько вопросов, результаты которого представлены в диаграммах.
(Слайд 16) Показатель анкетирования среди родителей:
(Слайд 17) Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?
На данный момент работа над проектом уже осуществляется.
(Слайд 18) В сфере изучения вопросов истории возникновения денег и их прогрессивной роли в мировой экономике для расширения кругозора учащихся были показаны познавательные презентации «Деньги. Денежные знаки» и «Азбука денег».
(Слайд 19) Для формирования познавательного интереса учащихся к развитию международной и российской денежной системы был проведён конкурс рисунков на тему «Монета моего народа».
(Слайд 20) Совместно с родителями провели мероприятие «Домашняя бухгалтерия», т. е. каждому ребенку в семье объяснили куда и на что в семье тратится семейный бюджет, для того чтобы развить интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
(Слайд 21)
(Слайд 22) Результаты проекта: По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом, что не мало важно для подрастающего поколения.
Работа над проектом как видите осуществляется, и уже есть успехи, на переменах дети делятся тем, доверяют ли им родители делать мелкие покупки, рассчитывать сдачу, некоторые уже участвовали в планировании крупных покупок для семьи.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы незнакомы даже взрослым и изучение в школьной программе финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Мы с вами знаем, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
(Слайд 23) Спасибо за внимание!
multiurok.ru
Доклад на тему «Финансовая грамотность-жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке»
По результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся и из опыта работы Пушкинского лицея экономики, политики и права
Россия приняла участие в международном исследовании уровня финансовой грамотности 15-летних школьников 18-ти ведущих стран и экономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Россия заняла 10 место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. «Более 80 процентов российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения. Для России, у которой пока недолгий опыт рыночной экономики и развития финансовых рынков, это — неплохой результат, — отметил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. — Но для успешной и эффективной жизни в 21 веке этого уже недостаточно. Молодые люди сегодня вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть готовы к принятию индивидуальных финансовых решений.
Особое внимание необходимо уделить тем школьникам (около 17%), которые не достигли даже базового уровня финансовой грамотности, в первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах».
Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали школьники Шанхая, на самые сложные вопросы там ответило более 40% учащихся. Среди лидеров также Австралия, Бельгия, Новая Зеландия и другие страны, известные своими долгосрочными программами финансовой грамотности.
В целом, Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов по математической и читательской грамотности. Положительным является и тот факт, что большинство принимавших участие в международном тестировании школьников заинтересовано в получении большей финансовой информации и демонстрируют высокую мотивацию к повышению свой финансовой грамотности.
Большинство школьников и учителей высказались за включение элементов финансовой грамотности в программу школьного образования.
Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление и анализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Из тематических областей российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в интернете, инвестирования и налогообложения.
Результаты исследования PISA будут использованы при разработке Национальной стратегии финансовой грамотности, которую Министерство финансов готовит совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями. Следующие шаги в рамках Проекта будут сфокусированы на разработке и апробации образовательных программ для среднего общего и профессионального, а также высшего образования с учетом результатов исследования и подготовку педагогических кадров.
Исследование в России было проведено Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. В нем приняли участие 1187 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 субъектов Российской Федерации, результаты были верифицированы ОЭСР.
В Пушкинском лицее экономики, политики и права уже третий год проводятся Недели финансовой грамотности. А предмет Экономика изучается с первого класса вот уже 24-й год.
Учитель экономики Лицея , к.п.н., магистр экономики Лукьянченко С.И. планирует разнообразные мероприятия для проведения ежегодных Недель финансовой грамотности в лицее.
Они включают теоретические занятия для 8 – 11 классов Лицея и старшеклассников из близлежащих школ №4 ,№5 и № 7, практические занятия в виде решения финансовых задач и тестов.
Для их проведения приглашаются также учителя экономики, обществознания , географии и из других школ. Это и заслуженный учитель РФ Крючков А.В., учитель высшей категории Водовозова О.П., Братовщинская МБОО, учитель высшей категории Бородулина А.М. МБОО №7, преподаватель экономики, доцент кафедры бизнеса и туризма Московского государственного института бизнеса к.п.н. Шестакова Л.Г.
Большой популярностью и эффективностью этих Недель являются экскурсии в Отделения Сбербанка на территории г. Пушкино.
Управляющая СБ Сергеева Светлана Валентиновна лично встречает старшеклассников.
Круглые столы по разнообразной финансовой проблематике бывают иногда сложными для понимания учащихся. Но они не боятся задавать вопросы на интересующие их вопросы.
А сотрудники банка терпеливо разъясняют им проблемы:
использования электронных карт,
минимизации рисков использования электронных денег,
использование дебетовых и кредитных карт,
открытие депозитных вкладов, др.
При достижении лицеистами 14 лет Сбербанк открывает всем участникам лицевые счета и зачисляет небольшие суммы вклада.
Это вызывает большой эмоциональный эффект. Кроме этого многие лицеисты продолжают процесс накопления денег и учатся рассчитывать простой и сложный процент по их вкладам , а также планировать свои расходы.
Становясь студентами, они понимают и важность наличия своей положительной кредитной истории
Лицеисты начинают работать над своими финансовыми проектами в начале 10-го класса и защищают их перед экспертной комиссией перед выпуском из лицея. Оценка за работу заносится в аттестат.
У каждого ученика, выполняющего исследование или проект, есть супервайзер –человек, который помогает формулировать тему, и ключевой вопрос работы, искать источники информации, контролирует соблюдение сроков, правильность оформления материалов, др.
Вся работа, проводимая Пушкинским лицеем экономики, политики и права по освоению финансовой грамотности лицеистами не только дает необходимый набор знаний, но и расширяет их кругозор , развивает аналитические способности , и формирует критическое мышление перед выбором более узкой профессиональной траектории в бакалавриате.
Из опыта работы учителя экономики высшей категории, к.п.н., магистра экономики Лукьянченко С.И.
konspekteka.ru
Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы
Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно, с применением новых технологий, терминалов самообслуживания, оплатой услуг через мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х. Также появляется более глубокое понимание как проблем, которые сопровождают большинство граждан, так и перспективы, и механизмы которые их решают. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.
Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты. Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.
В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. По даннымВсемирного банказа 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49 % россиян хранят сбережения дома, а 62 % предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов [1] осведомлено 45 % взрослого населения России, причем половина из этого количества, только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25 % россиян пользуютсябанковскими картами. При этом у держателейкредитных картнаблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11 % россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63 % — в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60 % семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию обэффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11 % осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28 % населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ [2]. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России [3]. Министерство финансов РФсовместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах [4]. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн. долларов. Основная часть (80 %) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся — за счет средств Всемирного банка.
На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.
Несмотря на большое количество ресурсов посвященных грамотности населению, они носят либо специализированный характер [5], либо коммерческую специализированную основу [7], либо малоизвестны. К тому же, несмотря на то, что имеются ресурсы достаточно популярные [6], к ним обращаются как правило, уже после появление финансовой проблемы. Как правило, такие проблемы решаются не в сторону населения, так как финансовая сфера следует исполнению договоров, как правило, учитывает компонент не грамотности населения, или доверие при подписании. Здесь много зависит от государственного регулирования. Люди пока не всегда понимают те термины, которые финансовые компании используют при написании текстов своих договоров. Примерно треть россиян подписывают договоры вне зависимости от понятности смысла текста или вовсе не читая документ, полагаясь лишь на слова сотрудников банков и иных финансовых учреждений. Более того, 31 % граждан вообще не имеют опыта подписания подобных договоров. Едва ли можно рассматривать эти цифры как показатель умения и возможности сравнивать и, соответственно, высокого уровня финансовой грамотности.
Также низкая финансовая грамотность приводит к повышенной криминогенности на финансовых рынках. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. А обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов.
Решению этих проблем на данный момент уделяется значительное внимание. На законодательном уровне появляется все больше законов и указаний ЦБ РФ, направленных на раскрытие информации о займе. К тому же появились ограничения штрафов и пеней, что способствует снижению долговой нагрузки [13]. Все эти шаги полезны и для потребителей, и для отрасли. Но регулировать этот вопрос законодательно до бесконечности не представляется разумным. К сожалению, рост доступности информации о финансовых услугах не означает автоматического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потребитель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию, на наш взгляд, помогло бы введение обязательных уроков финансовой грамотности в российских школах и вузах.
На рынке одна из частей программы финансовой грамотности — это создание институтов посредничества между клиентом и финансовым институтом. Скажем, нужны независимые страховые брокеры, не те, которые сидят на проценте у страховых компаний, а те, которые получают деньги от самого клиента; независимые финансовые советники, чтобы человек мог прийти и получить консультацию третьей стороны, не связанной с банкирами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами.
Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распространенные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому человеку приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения. Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в последствии на каждой семье отдельно, и на общество и государство в целом.
Центробанк, институты гражданского общества, участники рынка пытаются повысить финансовую грамотность населения, формируя корректный образ отрасли в СМИ и работая с потребителями услуг: открываются горячие линии, на которые можно обратиться с вопросом или жалобой на действия, выпускаются просветительские печатные материалы. Эксперты проводят уроки в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», а также сами в инициативном порядке.
Первые замеры финансовой грамотности были проведены в США в 1990-х годах. В это время исследователи не ставили перед собой как таковой задачи измерения уровня финансовой грамотности населения. Тема недостаточного уровня знаний и навыков в отношении личных финансов возникала из более практически ориентированных проблем. В основном эти проблемы касались пенсионных сбережений работающего населения и финансового поведения студентов. Но уже в конце 1990-х стало понятно, что для того, чтобы, используя собранные данные, обоснованно говорить об уровне финансовой грамотности населения, необходимо перейти от измерения частных разрозненных индикаторов к системе взаимосвязанных показателей финансовой грамотности, обоснованных теоретически. С тех пор исследователи и практики значительно продвинулись в этой области. Сегодня уже создаются универсальные методики измерения финансовой грамотности населения, которые могут быть использованы в разных странах в сравнительных исследованиях. Финансовая грамотность — это «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую ему для принятия решений с осознанием возможных последствий своих действий». Иными словами, финансовая способность — это практическая деятельность индивида по достижению поставленных им целей. Поэтому если мы хотим измерить финансовую способность человека, то необходимо не столько измерять знания человека, сколько оценить, насколько то, что он делает, соответствует нашим представлениям о том, что делают финансово способные люди.
Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (сравнительно недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30 % американцев, 21 % шведов, 25 % итальянцев, 27 % японцев, 31 % французов. Только в Германии (53 %) и Швейцарии (50 %) финансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4 %. Россиян, не сумевших справиться, ни с одним вопросом, оказалось 28 %. В других странах не правильных ответов было по 10–11 % [12].
В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22 % респондентов оценивают свои знания как хорошие, 44 % — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года 40 % респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16 %. Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего 20 % респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12 % годовых — это финансовые пирамиды, то в феврале 2010-го так думали уже около 30 %. Причем затруднившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных продуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31 % [14].
Полученные результаты показали, что осведомленность о финансовых продуктах и рынках как таковых играет второстепенную роль в определении того, что исследователи называли финансовой грамотностью. Главное — поведенческие установки населения, такие как «жить не одним днем», «избегать спонтанных покупок», «следить за количеством денег в кармане». Важно сказать, что в отличие от других подходов к измерению финансовой грамотности данная методика опирается не только на оценочные суждения экспертов о составных частях понятия финансовой грамотности индивидов, но включает также и представления самих людей о том, какое поведение можно считать финансово грамотным.
Не обходится финансовая грамотность населения и без влияния бизнеса. Будучи заинтересованными в увеличении количества пользователей тех или иных финансовых продуктов, рыночные игроки также оказывают влияние на уровень финансовой грамотности их клиентов. Чтобы кредитные учреждения могли привлекать все больше новых клиентов, недостаточно только создавать новые финансовые продукты. Принципиально важен ответственный подход к ведению бизнеса, основанный на полном информировании клиента о характеристиках предлагаемых ему продуктов.
Финансовая грамотность, конечно, должна быть выше. Люди должны как минимум интересоваться этими вопросами. Однако очень легко потеряться в информационном потоке, как отличить рекламу от настоящей информации — непонятно. Например, если человек хочет получить кредит или положить деньги на депозит, ему необходимо знать и терминологию, и основу договорных отношений, и основу финансовых отношений. В итоге, для консультации человек обращается непосредственно в сам банк, или страховую компанию, к самому банкиру или страхователю, но банкир — это заинтересованная сторона, а значит, очевиден конфликт интересов.
Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финансовой грамоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение [10].
Еще одна задача — найти тьюторов, которые будут обучать учителей финансовой грамотности, ведь учителя не обладают специальными финансовыми знаниями, отметили в Министерстве финансов [8]. Если же привлекать внешних экспертов, из банковской сферы, такие гонорары могут сделать программу бессмысленной. К тому же если такие мероприятия будут проводиться самими банками, есть возможность не развития навыков и знаний, а самореклама и предложение услуг через такое «образование».
Таким образом, можно сделать вывод что:
- Необходимо давать населению в рамках обучающих курсов терминологию привычную для финансовых инструментов.
- Научить «читать» документы и осознавать последствия принятия на себя ответственности за то или иное действие.
- Проводить независимое обучение финансовой грамоте.
- В рамках обучения необходимо показывать, как тот или иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски.
- В какие органы следует обращаться в зависимости от ситуации.
- Формировать методические издания на примере разделов «На заметку» или «Советы»на бумажных носителях, доступные в общественных местах. Так как финансовыми услугами пользуются и те кто не пользуется интернетом, или кто целенаправленно не ищет информацию в Интернете, т. е. может быть подвержен риску обмана со стороны финансовых пирамид или иных незаконных услуг.
- Для того, что бы избежать конфликта интересов, можно привлечь заинтересованное банковское сообщество для финансирования программ повышения финансовой грамотности, а НКО (Некоммерческие организации, общественные организации) к исполнению образовательного компонента. Высшие учебные заведения для экспертной оценки программ, а государство для незначительного регулирования в рамках взаимного балансирования интереса между всеми участниками процессов.
Сами же образовательные программы необходимо делить по возрастам, и начинать с раннего возраста.
Так в младших классах это могут быть интерактивные игры, в старших классах рассматривать различные финансовые продукты, их плюсы, минусы и угрозы. В высших учебных заведениях изучать специализированные финансовые инструменты. Для старшего поколения формировать общие обзорные программы по экономическому образованию. Такие занятия должны быть системными, обзорными, и добровольными. Необходимо, прежде всего, заинтересовать, и показать значимость такой информации, и возможности применения в жизни, иначе такие программы могут стать формальными, скучными, или получить отторжение через «обязательность».
Финансовая сфера окружает нас практически каждодневно. Финансовую грамотность необходимо повышать, что бы со временем становилось общественной нормой: рациональное потребление, оценка личных возможностей и рисков, эффективное инвестирование и приумножение благосостояния населения, принятие ответственных решений было осознанным.
Литература:
- Официальный сайт: Агентство по страхованию вкладов http://www.asv.org.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Международная информационная группа «Интерфакс http://www.interfax.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/main [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационные портал Банкир.ру http://bankir.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Форекс-брокер «Альпари» http://www.alpari.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационный портал «Известия» http://izvestia.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион» http://rugion.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: информационный интернет журнал «Форбс» http://www.forbes.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационный ресурс Национальное агентство финансовых исследований http://nacfin.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: информационный иностранный ресурс: Национальное бюро экономических исследований http://www.nber.org/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационно-правовой портал «Гарант.ру» http://www.garant.ru/ [Электронный ресурс]
- Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион», филиал пермского края http://59.ru/ [Электронный ресурс]
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания.
moluch.ru
«Первые шаги в финансовую грамотность».
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
ДОКЛАД
на тему:
«Первые шаги
в финансовую грамотность»
Учитель начальных классов: Горелова А.А.
2018-2019 уч.год
(СЛАЙД 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников ко взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
В настоящее время в школу внедряются уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, и это положительно скажется на всеобщем благосостоянии. Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования. А именно, что такое денежные валюты и операции с ними, накопления и ведение семейного бюджета, обретение финансовой независимости и т.д. Тем более, что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Таким образом, учитывая актуальность данной темы в жизнедеятельности современного человека, принято решение разработать и реализовать проект, посвященный повышению уровня фин. грамотности подрастающего поколения.
Мною было проведено анкетирование среди родителей, с целью выяснить уровень финансовой грамотности самих родителей, а также их заинтересованность в том, чтобы их ребенок получил знания в области финансов.
Все опрошенные единогласно ответили, что готовы вместе с детьми принять участие в данном проекте.
Проект посвящен повышению начальных знаний ребенка о финансовой стороне его жизни, знакомству с денежными знаками, валютами, операциями с ними, анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
(Слайд 2) Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный.
Профиль — межпредметный.
Объектом работы является финансовая грамотность.
Предмет исследования — уровень финансовой грамотности учащихся начальной школы.
Тип объекта проектирования: практико-ориентированный.
Целевая группа: ученики 1-4 классов (6-10 лет)
Продолжительность проекта: 4 учебных года
Обоснование проекта: в условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.
(Слайд 3) Актуальность проекта состоит в том, что:
1. В рамках введения проекта Министерства Финансов в среднеобразовательных и основных школах некоторых субъектов Федерации будет введено обучение по предмету «Первые шаги в финансовую грамотность». В дальнейшем планируется ввод данной дисциплины в образовательный курс всех российских школ, а сам предмет станет обязательным и будет преподаваться учащимся всех классов с 1-го по 11-й.
2. Каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.
(Слайд 4) Новизна проекта: Программа «Первые шаги в финансовую грамотность» создана с учетом национально-регионального компонента России.
(Слайд 5) Гипотеза проекта: Изучая курс финансовой грамотности в начальной школе, у учащихся сформируются знания и умения в области экономики.
(Слайд 6) Цель проекта: формирование у учащихся начального представления о финансовой грамотности, умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета.
Основные задачи проекта:
сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономических понятий и терминов;
объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственном окружении учеников;
привить ученикам экономические навыки, грамотно действовать в повседневной жизни.
А также планируемые результаты (Слайд 7, 8,9) представлены на слайдах.
(Слайд 10) Зачем нам нужна финансовая грамотность?
Взрослым:
составлять семейный бюджет;
откладывать средства без ущерба привычному образу жизни;
выбирать направления для инвестиций;
пользоваться мобильными и онлайн-планировщиками финансов;
разбираться в пенсионной системе РФ и рассчитывать пенсионные накопления;
контролировать собственные расходы;
выбирать банки для открытия счёта или приобретения кредита;
составлять свой личный финансовый план на 3-5 лет.
Детям:
Помогать родителям составлять семейный бюджет;
Копить карманные деньги для покупки «мечты»;
Ответственно относиться к деньгам и собственным тратам;
Основам экономики и финансам, что в будущем поможет в школе;
Составлять свои первые бизнес — проекты.
(Слайд 11, 12, 13) результаты анкетирования.
(Слайд 14) Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.
2класс
«Мой бюджет»
На этом этапе ребята, выяснят, что такое карманные деньги и как их правильно тратить.
Найти способы, как быть бережливее и экономнее.
3
класс
«Как научится экономить»
На этом этапе ребята, выяснят, как ребенок может участвовать в семейном бюджете и может ли он, будучи школьником, помочь семье сэкономить деньги и время.
4 класс
«Знакомство с банковской системой»
На более серьезном этапе учащиеся познакомятся с понятием банк, историей возникновения банков, их видами и основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;
(Слайд 15) Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить школьный материал. Но нас не учат, как добиться финансовой свободы. Проведя небольшое социологическое исследование, мы предложили родителям ответить на несколько вопросов, результаты которого представлены в диаграммах.
(Слайд 16) Показатель анкетирования среди родителей:
(Слайд 17) Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?
На данный момент работа над проектом уже осуществляется.
(Слайд 18) В сфере изучения вопросов истории возникновения денег и их прогрессивной роли в мировой экономике для расширения кругозора учащихся были показаны познавательные презентации «Деньги. Денежные знаки» и «Азбука денег».
(Слайд 19) Для формирования познавательного интереса учащихся к развитию международной и российской денежной системы был проведён конкурс рисунков на тему «Монета моего народа».
(Слайд 20) Совместно с родителями провели мероприятие «Домашняя бухгалтерия», т. е. каждому ребенку в семье объяснили куда и на что в семье тратится семейный бюджет, для того чтобы развить интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
(Слайд 21)
(Слайд 22) Результаты проекта: По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом, что не мало важно для подрастающего поколения.
Работа над проектом как видите осуществляется, и уже есть успехи, на переменах дети делятся тем, доверяют ли им родители делать мелкие покупки, рассчитывать сдачу, некоторые уже участвовали в планировании крупных покупок для семьи.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы незнакомы даже взрослым и изучение в школьной программе финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Мы с вами знаем, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
(Слайд 23) Спасибо за внимание!
infourok.ru
Статья «Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе»
Финансовая безграмотность — огромная проблема.
Люди постоянно вляпываются в опасные ситуации
только потому, что как следует не подготовились.
Дональд Трамп
Что такое финансовая грамотность?
Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Каждому предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.
Можно ли повысить всем зарплату и одновременно снизить цены, нужно ли отнести свои деньги в фирму, которая обещает невероятные доходы, что стоит за всем этим – это знание, необходимое каждому.
Финансовая грамотность даёт возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами.
Экономическая сторона жизни устроена определённым образом, и основы этого надо знать так же, как знать правила вождения автомобиля, прежде чем сесть за руль.
В этой области немало расхожих мнений, которые приведут к проблемам, если ими руководствоваться. «Работа не волк, в лес не убежит», «Не обманешь, не продашь», «Деньги – зло» и т.д.
Лучше помочь детям изучить современные правильные данные, которые помогут принять решение и достичь своих целей.
Как известно, основы восприятия окружающего мира формируются у ребенка с ранних лет, преимущественно в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность была сформирована именно в этот период. Это задача ложится, конечно, прежде всего, на родителей. Но роль учителя в этом вопросе тоже нельзя исключать. Актуальность данной роли мы рассмотрим позднее.
Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача денег происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком и т.д.) В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это нечто ценное, что их можно поменять на нужный товар. Т.е. первоначально дети воспринимают основные функции денег как меру стоимости и как средство платежа.
Постепенно, дети начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры представляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7 лет, т.е в момент поступления в школу.
На втором этапе дети получают карманные деньги и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослабеванием контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования своего личного бюджет: он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда и т.д.) Ребенок начинает понимать, что чем больше он использует, тем меньше у него остается. И тут зарождаются зачатки планирования личного бюджета. Это происходит постепенно и задача родителей в этой ситуации – способствовать развитию навыков планирования, т.е. не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.
К сожалению, можно наблюдать, что не всегда развитие у ребенка основ финансовой грамотности происходит по данному плану. Часто родители не знают и не умеют научить своего ребенка «правильному» обращению с деньгами. Это происходит потому, не все родители владеют финансовой грамотностью в той мере, которая помогает им самим верно формировать свой семейный бюджет и свое отношение к деньгам.
Актуальность включения школы в этот процесс, на мой взгляд, очевидна: благоприятный период формирования данных понятий приходится как раз на период начальной школы. Кроме того, мы, учителя, часто являемся свидетелями нерационального расходования карманных денег: купленные булочки в буфете оказываются совсем не нужными, т.е. покупки совершаются не ради получения необходимого, а ради самой покупки, ради процесса замены монет и купюр на нечто большее по размеру. Иногда ребенок даже не верно понимает выгоды покупки: разменивая одну банкноту и получая сдачу мелочью, ребенок с восхищением хвалится одноклассникам, что денег у него теперь стало больше… Бывали случаи, когда дети «дарили» друзьям деньги, выданные родителями на какие-либо покупки и при этом не видели в этом ничего предосудительного, ведь «у мамы есть еще» или «мне завтра еще дадут». Это показывает, насколько еще не сформировано у ребенка правильное понимание денег, и не всегда родители могут справиться с этим самостоятельно. В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.
Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.
Что можно предпринять для решения проблемы?
Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide®) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.
Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.
Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить программа «JA — Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.
Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA — Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу. В 2008-09 учебном году российская программа «JA- Больше чем деньги» была реализована в московских школах. Доступ к ней получили 3 172 учащихся. В 2009-10 планируется расширение программы – ее будут преподавать в школах Москвы и Санкт-Петербурга.
В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?
Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?
Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость.
Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием представителей образования и профессионального сообщества.
В заключении хочу сказать, что вопрос формирования у обучающихся основ финансовой грамотности является на сегодняшний день особо актуальным. Век новых технологий и развития общества заставляет членов этого общества быть максимально образованными во всех направлениях. Правильное отношение людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения. Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то — определиться с выбором будущей профессии.
Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!
И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки: «Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество».
infourok.ru
Доклад на ГМО. Финансовая грамотность.
Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.
В 2008 году стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России», в которой был сделан акцент на повышении финансовой грамотности молодежи.
В настоящее время важность финансового просвещения только возрастает в силу следующих основных причин:
— финансовые услуги становятся все более разнообразными, что затрудняет их осознанный выбор;
— возрастает уровень ответственности за принятые в области финансов решения, так как они могут оказать серьезное влияние на жизнь и будущее граждан, что требует умения грамотно оценивать финансовые риски и обеспечивать личную финансовую безопасность.
В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:
• эффективно управлять личными финансами;
• осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
• оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
• разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в т.ч. инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
• принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения;
• компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Преимущества изучения основ финансовой грамотности в школе:
— общеобразовательные школы являются стержнем всей системы образования, чем обеспечивается доступность аудитории, причем не только учеников разного возраста, но и их родителей, таким образом, через школьников идет воздействие на повышение финансовой грамотности всего населения России;
— в школе созданы условия для мотивировации к обучению, особенно с учетом применения активных методов обучения и прогрессивных педтехнологий;
— регулярность занятий;
— имеющийся педагогический потенциал;
— развитые образовательные технологии;
— сформированная образовательная среда.
Введение преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит администрациям общеобразовательных учреждений решать следующие задачи:
1. Вводить новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.
2. Расширять спектр предлагаемых элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся.
3. Формировать актуальные метапредметные и личностные компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)
5. Реализовывать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.
6. Расширять партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)
7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.
Преподавание основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит учителям решать следующие задачи:
1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.
2. В целях обеспечения реализации современных требований к процессу и результатам обучения активно использовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.
3. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС.
4. Расширить применение практико-ориентированного обучения, так как эффективное обучение финансовой грамотности невозможно без тесной связи с реальной жизнью и ее практическими задачами (например, выбор банка, уплата налогов, пенсионное страхование).
5. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневое и разновозрастное обучение, так как занятия по формированию финансовой грамотности целесообразнее всего проводить с ориентацией на проектную, исследовательскую, игровую деятельность обучающихся.
6. Вовлекать в образовательный процесс родителей, тем самым укрепляя отношения внутри семьи, а также взаимоотношения с образовательным учреждением.
7. Повышать уровень финансовой безопасности свой личный, обучающихся, родителей.
Изучение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи обучающимся:
1. Сформировать финансовую компетентность школьников, то есть знание ими финансовых терминов и понятий, умение пользоваться финансовыми инструментами, оценивать свои риски при принятии финансовых решений, понимать ответственность и последствия необдуманных решений.
3. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.
4. Применять полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.
5. Развивать навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.
6. Приобретать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
7. Укреплять взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.
8. Осваивать навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.
9. Развивать способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.
Введение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи родителям обучающихся:
1. Совместно со школьниками изучать основы финансовой грамотности, развивая собственную финансовую компетентность в ходе освоения финансовых терминов и понятий, приобретения новых знаний о финансовых рынках, навыков и умений работы с финансовыми инструментами.
2. Грамотно и рационально подходить к формированию семейного бюджета и его практической реализации.
3. Расширять возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.
4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.
5. Приобретать умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.
6. Укреплять семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)
7. Развивать навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.
8. Развивать способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.
Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе
Актуальность и значимость введения курса основ финансовой грамотности в школе обусловлена соответствующими изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей развитие общеобразовательных учреждений.
Таким образом, введение преподавания основ финансовой грамотности направлено на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.
В основе нормативно-правового обеспечения финансовой грамотности в школе лежит, прежде всего, федеральный закон об образовании, а также федеральные государственные стандарты общего образования, которые, закладывают методологическую основу формирования финансовой грамотности в школе и содержат требования к результатам обучения, без чего невозможно эффективно организовать образовательный процесс по изучению финансовой грамотности.
В Примерных основных образовательных программах основного (среднего) общего образования (ПООП ОО) отражены те вопросы по финансовой грамотности, которые должен знать выпускник школы.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Использованная литература
1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, 2009.
2. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.
3. Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР, 2013. (зарубежный опыт ПФГ)
infourok.ru