- Как попасть в геймдев, если ты ничего не умеешь — Игромания
- GameDev.net — Википедия
- Внедряемся в геймдев: специализации и основные скилы
- Как научиться делать игры: полезные ресурсы / Habr
- Как начинающему программисту попасть в геймдев? Советы специалистов краснодарской студии Plarium
- Игровая индустрия: геймдев (gamedev)
- Игровые платформы
- Игровые движки
- Разработка игр
- Издание и оперирование игр
- Популяризация (маркетинг игр)
- Потребление
- Игровые сообщества
- Киберспорт
- Творчество игроков
- Индустрия компьютерных игр: история зарождения и развития
- 1970-е
- 1980-е
- 1990-е
- 2000-е
- Геймдев (Gamedev) в России
- Современность и прогнозы
- Геймдев и виртуальная реальность
- Работа в геймдеве
- полезные материалы для геймдевелопера от A до Z / ВШБИ — Менеджмент игровых интернет-проектов corporate blog / Habr
Как попасть в геймдев, если ты ничего не умеешь — Игромания
Самый верный способ достичь успеха в жизни и при этом получать удовольствие — превратить увлечение в работу. Именно так поступили те, кто решил не только играть, но и делать игры. Как этого добиться, если ты ничего не умеешь (но очень хочешь!), рассказывает Сергей Волков, руководитель геймдев-практики в Spice Recruitment.
Решите, точно ли вам это надо
Запомните сразу и накрепко, что игрострой — это серьезный бизнес и огромная состоявшаяся индустрия, а не просто возможность зарабатывать на хобби. Работать наверняка придется сверхурочно, результат придет не очень скоро, а попытка сделать русский Fallout скорее всего провалится. Если вы жаждете стабильности, высоких зарплат, удобного графика и внятного карьерного роста — вам явно не сюда. Создание видеоигр — для тех, кто хочет каждую ночь засыпать с мыслью «завтра меня ждет новый вызов».
Разберитесь в теме
Первым делом нужно понять, кем и над какими проектами вы хотите работать. Шанс, что вас воспримут всерьез, прочитав в письме «возьмите меня кем угодно, я готов мыть полы и варить кофе», ничтожно мал.
Вы можете делать казуальные и мобильные игры, или маленькие, но независимые творческие произведения, или крупные игры класса ААА, или… стать фрилансером. Стартовая должность и специфика компании определят ваш карьерный путь на годы вперед, поэтому выбирайте вдумчиво. Разберитесь, чем вам предстоит заниматься (тут все может быть далеко от ваших ожиданий), чему нужно научиться и каковы профессиональные перспективы.
Здесь могут помочь тематические ресурсы. Есть подкасты, где люди из индустрии обсуждают особенности профессии: из русскоязычных с ходу выделим небезызвестный «Как делают игры», из англоязычных — к примеру, The Game Design Round Table, посвященный геймдизайну.
Можно изучить записи докладов с конференций вроде очевидной, но жутко дорогой GDC, КРИ и других. И даже самостоятельно выбраться туда (на сайте Dev Night недавно появился удобный агрегатор мероприятий по всем городам). В последнем случае вы можете еще и пообщаться с живыми людьми из индустрии, что очень полезно.
Готовьтесь постоянно учиться
В игровой индустрии высокий входной барьер. Необходимо учиться, качать навыки, собирать портфолио и только после этого начинать карьеру, причем не в
К счастью, интернет сделал большую часть информации бесплатной или очень доступной, так что вкладывайте побольше сил и времени в обучение. Читайте прессу, слушайте подкасты, подпишитесь на страницы известных игроделов — чтобы работать в индустрии, нужно постоянно держать руку на пульсе.
Привыкайте к изменениям
Игровая индустрия очень динамична не только в смысле технологий. Если вы живете в крупном городе, у вас есть преимущество — большой выбор. Иначе заранее готовьтесь к переезду. Ждать, что любимая компания откроет филиал неподалеку, можно до скончания века.
Последняя тенденция: состоявшиеся студии переезжают куда-нибудь в Вильнюс или на Мальту. Хотя есть и обратные примеры, например, небезызвестная бельгийская компания, открывающая представительство в Питере.
Выучите наконец английский!
Он понадобится еще на этапе обучения, ведь многие актуальные материалы не переводятся. Отечественный игрострой — лишь малая часть мирового сообщества, которое находится в постоянном межнациональном взаимодействии. Вам предстоит общаться с западными и восточными коллегами в сети, встречаться с ними на конференциях и выставках, активно поддерживать связь. Чем раньше начнете совершенствовать английский, тем скорее пожмете руку Гейбу Ньюэллу.
Презентуйте себя
Чтобы попасть в компанию мечты, мало заполнить профиль на ресурсе для поиска работы. Составьте внятное резюме с подробным рассказом о том, где вы работали, какие у вас были обязанности и какими своими достижениями вы гордитесь, и опубликуйте на LinkedIn. Обязательно сделайте портфолио, можно даже в нескольких вариантах, с учетом специфики компании и проекта.
Прикидывая зарплату, учитывайте как собственные пожелания, так и примерный уровень на аналогичной позиции по индустрии в целом. Главное правило: вам будут платить за навыки и умения, а не ориентируясь на ваши траты и потребности.
Будьте настойчивы
Далее составьте список любимых компаний и проектов, соотнесите свой опыт с их требованиями и, если одно соответствует другому, точечно высылайте резюме и портфолио.
Не забудьте кратко объяснить, почему вы хотите работать именно в этой компании или над этим проектом. Писать лучше не на общий ящик — его далеко не всегда разбирают, а рекрутеру, работающему по этой вакансии, или нанимающему менеджеру. Связаться с ними можно в социальных сетях или через личный e-mail. Не стесняйтесь напомнить о себе, если резюме у вас подходящее, а ответа нет. Попробуйте написать другому человеку или тому же, но на другой ресурс.
Если вас позвали на собеседование, будьте искренни и не старайтесь ответить так, как от вас ждут. В геймдеве очень важна командная работа, и если вы не разделяете идей команды, то просто зря потратите время.
Тестировщик
Самый популярный путь — начать карьеру с позиции тестировщика — совсем не так уж очевиден. Эта профессия часто кажется простой, но на практике многие неправильно понимают ее суть. Задача не в том, чтобы играть круглые сутки. Нужно писать тест-кейсы и проводить автоматическое тестирование различных частей проекта.
Второй миф: тестировщик — первая ступень в геймдеве, после нее можно получить «нормальную» должность программиста, геймдизайнера и т.д. Тестирование в играх — отдельная серьезная область знаний, в которой можно долго совершенствоваться, а желание поработать полгода тестером и перейти на другой профиль работодателя обрадует едва ли.
С другой стороны, порой люди вырастали из QA и занимали вышестоящие позиции (например, несколько исполнительных директоров из Nival, до сих пор работающих в компании). Однако этот вариант развития событий сложен и может занимать долгие годы.
Пиарщик
Комьюнити-, SMM- или PR-менеджер — редкая возможность работать удаленно при невысоких входных требованиях: нужно хорошо владеть русским языком и знать конкретную игру. Правда, и минусы очевидны: низкая зарплата и неясный карьерный рост. С одной стороны, это хорошая начальная ступенька на пути в игровой маркетинг, с другой — удаленного сотрудника могут не воспринимать как часть команды.
В этой роли нужно много общаться с людьми и объясняться по поводу неудачных обновлений, патчей и ребалансов, почти ничего не получая при этом взамен. Такова цена за свое место в геймдеве.
Геймдизайнер
В геймдизайне и работе над дизайном уровней романтики куда меньше, чем думают. В первом случае это прежде всего сложная математика при расчете баланса, во втором — красивая расстановка домиков и деревьев.
Вопреки сложившемуся мнению свой путь в геймдеве вполне можно начать с этих должностей, более того, с каждым годом это все проще: откройте тот же Steam Workshop и сделайте, например, сюжетную ветку для Skyrim. Повторяете это много раз, получаете играбельный и увлекательный вариант — и вот вы уже начинающий геймдизайнер.
Или открываете редактор StarСraft 2, создаете карту, расставляете по ней врагов, балансируете, испытываете в деле, ошибаетесь, переделываете… После энного количества итераций на карте становится интересно играть. Несколько удачных карт, и вы — начинающий дизайнер уровней.
Художник
В работе над игровым артом совершенствоваться можно бесконечно. Бывают 2D- и 3D-художники. Одни предпочитают скетчи, другие — персонажей, третьи — технику. Лучше всего изначально «качать» лишь отдельные навыки, а когда они будут на достойном уровне, понемногу добавлять новый функционал.
Не стоит претендовать на вакансию художника, не имея портфолио. И еще: как показывает практика, на проект с трогательными персонажами-зверушками его создатели едва ли поставят художника со сплошной «расчлененкой» в работах.
Внимательно изучайте проекты компании и подбирайте соответствующее портфолио. Обучиться с нуля помогут онлайновые курсы и доступный инструментарий. Маленький секрет: обратите внимание на игры с пользовательским контентом и создайте что-нибудь для любимого проекта. Если ваше творчество понравилось игрокам, считайте, что вы на верном пути.
Разработчик
Есть десятки ресурсов для онлайнового обучения программированию. Но начинать лучше со школьных времен. Можно ориентироваться на язык программирования — (C++, Swift), или на игровой движок (Unity, Unreal). Или начните заниматься серверной частью (Java).
Программист должен сразу выбрать специализацию, сменить в процессе язык очень сложно, поэтому предварительно попробуйте разные варианты, а потом вкладывайтесь в конкретную область. И запомните еще одно: программист должен учитывать мнение коллег и постоянно согласовывать свою работу с художниками, дизайнерами и прочими — чтобы найти оптимальное для всех решение.
Аналитик
Об аналитике в играх говорят очень мало, а ведь это как раз тот случай, когда можно получить математическое образование и опыт работы в другой сфере, а потом понять, что на самом деле хочется уйти в геймдев. Что особенно приятно — переучиваться незачем.
Отличные аналитики нужны в мобильных, социальных и мультиплеерных играх. Их работа не связана ни с игроками, ни с самим продуктом. Она подразумевает, разумеется, массу аналитики, цифр и таблиц. Если вам эта специфика по душе, то в геймдеве найдется роль и для вас.
Наверное, каждый игрок хоть раз да мечтал сам сделать игру. Многие наверняка еще и пробовали: собирали на форуме команду, приступали к проекту мечты, а потом обжигались и уходили в совсем другие сферы.
Реальность тут, как и почти везде, редко соотв
www.igromania.ru
GameDev.net — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
GameDev.net | |
---|---|
URL | gamedev.net |
Коммерческий | да |
Тип сайта | веб-портал по разработке компьютерных игр |
Регистрация | Необходима (для чтения материалов сайта регистрация необязательна) |
Язык(-и) | английский |
Владелец | GameDev.net, LLC |
Автор | Dave Astle, Kevin Hawkins, John Munsch, and Michael Tanczos |
Начало работы | 15 июня 1999 |
Текущий статус | работает и развивается |
Рейтинг Alexa | 23 719[1] |
GameDev.net — веб-сайт, посвящённый разработке компьютерных игр и всех аспектов, связанных с разработкой. GameDev.net является одним из самых авторитетных и популярных интернет-ресурсов по разработке компьютерных игр, со специфическим отношением к энтузиастам и независимым разработчикам. Сайт содержит ежедневные новости, статьи, форумы, списки вакансий разработчиков, обзоры продукции, обзоры книг, соревнования и регулярные рейтинги. Сайт содержит множество руководств для энтузиастов и профессионалов, особенно с упором на программирование. Слоган сайта: «all your game development needs» (рус. всё, в чём вы нуждаетесь для разработки игр)[2].
GameDev.net посещается множеством людей и имеет очень активное и массивное сообщество пользователей. Его упоминают в печатных книгах, игровых журналах и даже на телевидении, на GameDev.net ссылаются множество игровых сайтов[3][2].
GameDev.net был основан 15 июня 1999 года Кэвином Хокинсом (англ. Kevin Hawkins), Дэйвом Астлом (англ. Dave Astle), Джоном Мюншом (англ. John Munsch), Майклом Танкзосом (англ. Michael Tanczos) и Доном Торпом (англ. Don Thorp)[2].
В июне 2008 года GameDev.net совместно с компанией Intel анонсировали запуск портала под названием «Intel Software Network Developer Zone». Этот портал будет содержать самые полные и разнообразные технические материалы о трёхмерной графике, анимации, многопоточной обработке, а также разработке приложений для работы с мультимедийными данными и видеопотоками[4].
GameDev.net ежегодно проводит известное соревнование под названием «4 Elements» (рус. 4 элемента), которое, как правило, начинается в сентябре и длится шесть месяцев. «4 Elements» является спонсируемым соревнованием по разработке компьютерных игр, для участия в котором необходимо создать игру, основанную на четырёх элементах (которые должны быть раскрыты до начала соревнования). Конкурс больше поощряет инновации в геймплее, чем в графике.
GameDev.net предлагает многие службы и сервисы тем участникам, которые платят деньги сайту. Данный набор сервисов называется GDNet+. Среди предлагаемых служб находятся журналы разработчиков (блоги), веб-хостинг и «GDNet Showcase» — сервис для хостинга загружаемых игр, созданных участниками сайта.
Кроме себя самого, GameDev.net также является хостингом для многих других сайтов, посвящённых разработке игр. Наиболее популярными из этих сайтов являются:
- «NeHe» — всесторонний, но устаревший на данный момент набор обучающих программ, руководств, учебников и примеров по созданию графики на OpenGL. Сайт «NeHe» был создан Джеффом Молофи (Jeff «NeHe» Molofee).
- «NeXe» — основанный на технологии «вики» веб-сайт, содержащий различную обучающую информацию по созданию графики на Direct3D.
- «Game Development Wiki» (ранее «Game Programming Wiki») — вики-сайт, посвящённый всем аспектам разработки игр, включая программирование игровой физики, звука, ИИ, создание контента.
ru.wikipedia.org
Внедряемся в геймдев: специализации и основные скилы
Многие хотят в геймдев, но не знают, с чего начать. Мы расскажем, какие есть специализации, и что делать, чтобы встать на путь разработки игр.
Начнем с небольшого дайджеста, материалы которого позволят заглянуть за кулисы геймдева, чтобы подробно рассмотреть работу над компьютерными и мобильными «игрушками».
Не избегайте базовой информации, ведь в ней порой скрываются ответы на многие вопросы. Как говорится, предупрежден – значит вооружен. А мы двигаемся дальше.
Если вы еще не выбрали для себя главную роль в этой сфере, давайте поговорим о специализациях и проанализируем главные обязанности каждой из них:
- Программисты анимации. Согласитесь, ведь так круто держать целый мир на кончиках пальцев! Но все гораздо сложнее, и в требованиях к таким вакансиям часто можно найти опыт разработки на Unity3D, навыки анимации в Maya, идеальное владение Mechanim, etc.
- А вот геймплей-разработчик будет иметь дело непосредственно с механикой. Это позиция между художниками, инженерами и геймдизайнерами. Грубо говоря, геймплей-разработчик выступает в роли связующего звена, ведь на нем лежат все решения как технического характера, так и по геймплею.
- UI-программист работает с графикой для переходов, меню, иконок и т. д. Бывают задачи и посложнее, вроде кастомизации персонажей.
- DevOps Developers задействованы в работе с микросервисами. Например, близзардовский Battle.net от Blizzard – дело рук DevOps’ов. Это и своевременное обновление, и доступ к онлайну, и возможность играть с другими игроками.
- Engine-программисты – разработчики движка. На них висит SDK-интеграция, утилиты и ПО для остальных разрабов, а также другие вещи родом из «закулисья».
- Tools Developers также занимаются разработкой тулзов, но исключительно для гейм-дизайнеров.
- Разработчик back-end’a существенно отличается от других, так как не касается игры, а занимается исключительно серверной частью (базы данных, парсинг и пр.).
- Graphics & Audio программисты отвечают за разные, но в чем-то схожие задачи. Грубо говоря, обе специализации ориентированы на проработку мира: первые работают над качеством изображения, используя такие инструменты, как DirectX и OpenGL, оптимизируют, пишут шейдеры, в то время как вторые занимаются звуковыми эффектами.
- Последний в списке, но далеко не последний в жизни геймеров – Client разработчик. Именно на его плечах лежит ноша верхних интерфейсов и обработка событий. В требованиях можно найти знание структур данных и алгоритмов, опыт разработки архитектуры сложных систем и знание Си-языков.
Так кем вы хотите пойти в геймдев?
Давайте рассмотрим, какие скилы потребуются для работы мечты.
Следует понять, над какими проектами вы хотели бы работать. Не стоит писать в компанию что-то вроде «Готов делать все». Конкретизируйте, делайте упор на свои изначально сильные стороны, не останавливайтесь и развивайте их в процессе.
Чем можно заняться, если вы подались в геймдев?
- Мобильные игры.
- Казуальные игры.
- Небольшие независимые проекты.
- Масштабные games класса ААА.
- Фриланс.
Перечень значительно больше, но для начала рассмотрите данный базис, чтобы понять, от чего отталкиваться.
Важность в том, что стартовая должность и определит ваш дальнейший карьерный путь, потому как кардинальная переквалификация будет означать возврат на стартовую точку.
На руку сыграют полезные подкасты, в которых опытные разработчики рассказывают о нюансах своей работы (от HR вы таких подробностей не услышите). Хороший англоязычный вариант — thegamedesignroundtable.com. Из русскоязычных стоит выделить Как делают игры. В копилку вариантов можно добавить записи докладов, интервью и просто тематические видеоблоги.
Ни для кого не секрет, что C++ и C# в геймдеве требуются повсеместно, поэтому хоть один из этих языков следует знать как Отче наш. Посмотрите Видеокурс по C# с нуля, а также Видео- и онлайн-курсы по С++. В остальном работодатель сам задает музыку, но основные моменты часто одни и те же, а именно:
- Unreal Engine
- интеграция SDK
- системы обработки игровых объектов и управления памятью
- создание и работа с ИИ
- понимание принципов работы с базами данных
Для «визуальщиков» перечень обязательного несколько иной:
- разработка меню, иконок, инвентаря, элементов управления
- текстуры, свет, шейдинг
- работа с 3D, 2D, игры от первого и третьего лица, автосимуляторы
- Blueprints и создание игровой логики
- работа с динамикой
- игровая графика и визуализация сцены
Продолжать можно бесконечно, поэтому если у вас уже есть на примете компания, в которую вы бы хотели устроиться game-разработчиком, ознакомьтесь с их требованиями и просто работайте в нужном направлении, набивая руку и портфель.
Сфера программирования сама по себе довольно нестабильна: изменяющиеся тенденции, «выход на пенсию» отживших свое технологий, появление новых, постоянный апгрейд собственных навыков и баснословная конкуренция.
А теперь представьте, что игровая индустрия еще более динамична, ведь дело не только в технологиях, но и в предпочтениях целевой аудитории, развитии конкурентов и отслеживании малейших изменений. Рынок геймдева обязательно привнесет свои «краски» в ход развития выбранной вами компании и, как следствие, отпечатается на вашей профессиональной деятельности.
Кроме того, это почти стопроцентный переезд в другой город или страну. Не стоит сидеть и ждать, пока любимая компания решит снизойти до филиала в вашем городе: этого может вообще не случиться. Учите языки, собирайте чемоданы и открывайте для себя как географические, так и профессиональные горизонты.
И раз уж мы заговорили о языках, советуем подтянуть международный. Посмотрите такие материалы:
Даже если вы уже знаете английский, оттачивайте его. Хорошим инструментом для этого станет Duolingo. Параллельно подтягивайте технический английский, выписывая и переводя незнакомые слова: так вы их выучите значительно быстрее.
Надеемся, наша статья оказалась вам полезной.
proglib.io
Как научиться делать игры: полезные ресурсы / Habr
Когда я начинал строить свою карьеру в игровой индустрии шесть лет назад, то часто задавался вопросами по геймдеву. Начиная от поиска общего понимания того, как разрабатываются и оперируются онлайн-игры, до частных вопросов типа того, как лучше рекламировать конкретную игру. Тогда было мало структурированной информации по созданию и продвижению игр, новичку разобраться и найти ответы было исключительно сложно. Практически единственным источником информации был собственный опыт и консультации более опытных коллег. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Информации по игровой индустрии настолько много, что рискуешь в ней просто утонуть. Для того, чтобы упростить процесс получения нужных мне знаний, я структурировал и делал себе пометки по всем источникам информации о геймдеве. Далее в статье предлагаю всю эту информацию в удобной форме для общего пользования.Специализированные интернет-ресурсы всегда были одним из самых простых способов получения информации. Если не нашел нужную статью, то всегда можно спросить на форуме или в комментариях к постам на близкую тему. И даже есть шанс получить ответ!
Под спойлером вы найдете таблицу, в которой я перечислил самые популярные российские ресурсы по геймдеву с краткими личными пометками по каждому.Список геймдев-ресурсов
Ресурсы про геймдев | Пометки |
---|---|
habrahabr.ru | Сама эта статья опубликована на Хабре J На Хабре и его «младших братьях» можно найти статьи как по разработке/оперированию игр, так и по индустрии в целом. |
gamesisart.ru | Мой любимый геймдев-ресурс. Статей меньше, чем на других порталах, но берет качеством, а не количеством. Ряд статей оттуда мне очень помогли в работе. |
vc.ru/paper/category/games | Колонка рынка игр на ЦП появилась недавно относительно других ресурсов, но быстро стала модной. Мне она удобна тем, что есть приложение для iOS, через него и читаю. |
dtf.ru | Еще несколько лет назад был ключевым интернет-ресурсом получения знаний по геймдеву. Прекрасный сайт, жаль, что сейчас его забросили. |
www.gamedev.ru | Мастодонт среди ресурсов по геймдеву. Старый, но не бесполезный. |
gcup.ru | Тоже один из древнейших и крупнейших порталов по игрострою с уклоном в программирование. |
galyonkin.com | Подкасты Сергея Галенкина. Самые популярные подкасты по игровой индустрии. |
igdc.ru | Конкурсы молодых разработчиков игр и сильно живой форум для общения. |
progamedev.net | Блог Александра Штаченко про геймдев. Регулярно обновляется, материалы интересные. |
aushestov.ru | Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова. |
www.progamer.ru/dev | Есть хорошие статьи по геймдеву. |
gameinstitute.ru | Сайт с упором на публикацию уроков по разработке игр. Давно не обновляется, но есть много интересных старых статей. |
make-games.ru | Портал с сильным уклоном в программирование и разные конструкторы игр. |
flashgamedev.ru | Странненькое место. Не сижу там. |
www.ant-karlov.ru | Авторский блог разработчика Flash игр. |
mmozg.net | Место обсуждения MMO. |
narratorika.com | Для игровых сценаристов. |
romanilyin.com/category/storytelling | @Grisper «тут ещё немного есть по нарративному дизайну» |
dogames.ru | Не полезный ресурс. |
www.gamedis.ru | Блог про геймдизайн. Новые посты изредка. |
www.uraldev.ru | Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Интересный ресурс Уральских разработчиков игр. Жаль давно не обновляется |
torick.ru | Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Необычный блог с текстовым описанием различных подкастов по геймдеву |
upd. от 16.04 gamesjam.org | Ресурс, где публикуется информация обо всех интересных мероприятиях в геймдеве. И просто площадка для общения с единомышленниками. |
upd. от 16.04 empathybox.me/ru | Коллективный блог про теорию геймдизайна и культуру разработки игр |
upd. от 16.04 core-rpg.net | Cайт о разработке компьютерных RPG |
upd. от 16.04 gamedevblogs.ru | Просто много блогов инди-разработчиков. Что-то типа жж для игровых девелоперов. |
upd. от 16.04 fasterthanthere.blogspot.ru | «Описание создания видеоигр и разные мысли вокруг да около…» в блоговом формате. |
upd. от 16.04 tiendil.org | Блог «про разработку ПО, геймдев и прочие радости жизни». |
upd. от 16.04 gopractice.ru | Блог про аналитику и маркетинг мобильных приложений |
upd. от 16.04 warnworld.com | Авторский ресурс геймдизайнера Ильи Туменко «о разработке игр: гейм-дизайн, мобильные рынки, игровая индустрия и всякое такое». |
upd. от 16.04 leaden.ru/language/ru | Блог о геймдизайне Ярослава Кравцова — соавтора Message Quest. В копилке у Ярослава, помимо этой игры, — работа над Skyforge, «Аллодами Онлайн» и Armored Warfare. |
upd. от 16.04 Манжеты Гейм-дизайнера | Слоган сайта: «Как не умереть от ужаса в первый и все последующие рабочие дни на позиции гейм-дизайнера». |
Ресурсы про геймдев с акцентом на мобильных разработках | Пометки |
indiedev.name | Хороший информационный ресурс для тех, кто занимается продвижением мобильных игр. Одна база издателей и сайтов для продвижения мобилок чего стоит. |
app2top.ru | Отличный ресурс про мобильные разработки. |
apptractor.ru | Еще один классный ресурс про мобильные разработки. |
apps4all.ru | И тоже про мобильные разработки, и тоже шикарный. |
Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook. Во Вконтакте и в LinkedIn тоже есть gamedev-сообщества, но они менее «тусовочны». Поэтому здесь приведу ссылки именно на группы в FB.Русскоязычные группы Facebook по геймдеву
Русскоязычной геймдев-литературы немного – всего пара книг по маркетингу в играх от русских авторов и несколько переводов самых известных иностранных книг по геймдизайну. Стоит отметить, что англоязычной литературы очень много и большинство людей из геймдева читает ее в оригинале. Мы сегодня говорим только о русскоязычных ресурсах, поэтому под спойлером представляю вашему вниманию книги на русском языке.Книги по геймдеву
Наименование книги | Автор книги | Ссылка на книгу |
---|---|---|
Первая русская книга по геймдеву: «Маркетинг игр» | Сергей Галенкин | galyonkin.com/book |
Вторая русская книга по геймдеву: «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений» | Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Юрий Барбашов | adtoapp.com/book/mobile-app-marketing |
The Art of Game Design: A book of lenses | Jesse Schell | Перевод тут и тут |
Level Up! The Guide to Great Video Game Design | Scott Rojers | Перевод тут |
Designing Virtual Worlds | Richard Bartle | Перевод делается на Хабре |
upd. от 14.10 Проектирование и архитектура игр | Э. Роллингз, Д. Моррис | Перевод тут |
Еще одним способом обрести новые знания, а самое главное новые знакомства в игровой индустрии, является участие в профильных мероприятиях: конференции, выставки, конкурсы. К самым известным относятся DevGAMM, White Nights, раньше еще КРИ была. Но это только вершина айсберга. Существует множество других профильных мероприятий, постоянно появляются новые. Чтобы за всеми ними уследит и понять, на какие именно вам будет полезно сходить, я подготовил список каталогов таких мероприятий.Календари мероприятий по геймдеву
Ресурс | Пометки |
---|---|
gcup.ru/news/meroprijatija/1-0-4 | На gcup организаторы мероприятий сами публикуют анонсы. Можно откопать интересные мероприятия, о которых в других местах и не услышишь. |
app2top.ru/category/conferences/calendar_news | Современный и удобный каталог конференций. |
apptractor.ru/events | Календарь мероприятий для мобильных разработчиков. |
apps4all.ru/event | И тоже хороший календарь. |
Описанное выше является по сути самообразованием. А есть еще и комплексное профессиональное образование в сфере геймдизайна и менеджмента игровых интернет проектов. На текущий момент в Москве есть три учебных заведения, которые предоставляют такие услуги: RealTime School, Scream School и Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Традиционно под спойлером мои пометки про образование в этих местах.Образовательные программы по геймдеву
Учебное заведение | Пометки |
---|---|
RealTime School | Хорошие короткие интенсивы на выходных по геймдизайну. Проходят примерно раз в квартал. |
Scream School | Самые долгие и самые дорогие из всех курсы геймдизайна. Насколько они хороши сам не знаю, отзывов лично от знакомых не слышал. |
ВШБИ | Лучшая на мой взгляд комплексная программа подготовки кадров для игровой индустрии. Плотно общался с выпускниками, все очень довольны и либо трудоустроились в игровые компании, либо свои проекты запускают. |
На этом заканчиваю обзор полезных ресурсов о том, как научиться делать игры. Если есть что дополнить в мои списки, то пишите в комментариях – я с удовольствием добавлю в статью с пометкой upd и ссылкой на автора материала.
Upd от patch2.
unitywiki.com/page-27-download-free-3d-models
unitywiki.com/page-28-download-free-textures
telias.free.fr
Подборочка сайтов с музыкой для игры (Purchase stock audio. You can purchase royalty-free stock audio from the following sites:
arteriamusic.com
audiojungle.net
beatsuite.com
firstcom.com
ibaudio.com
instantroyaltyfreemusic.com
istockaudio.com
magnatune.com
partnersinrhyme.com
revostock.com
sounddogs.com
soundeffects.com
soundrangers.com
soundsnap.com
stockmusic.net
tallarico.com
8bitcollective.com
ccmixter.org
flashkit.com
freesound.org
hartwigmedia.com
incompetech.com
musopen.com
newgrounds.com
openmusicarchive.org
openmusic.linuxtag.org
indiegamemusic.com
Маркет для 3D Models
Лицензированный контент:
turbosquid.com/ 3D Модели и текстуры, пожалуй самый
большой ресурс.
opengameart.org 3D Models, Textures, Sound Fx,
3dexport.com Buy 3D Models, Sell 3D Models, Low-Poly 3D Models, 3D
Print Models
www.the3dstudio.com 3D Models, Текстуры, 3D Уроки
www.daz3d.com
www.cgtrader.com
В основном для ознакомления, «Пиратские ресурсы»:
www.designconnected.com 3D Models
archive3d.net
www.3dmodelfree.com
www.3dm3.com
tf3dm.com
www.sweethome3d.com
www.freebie3d.com
artist-3d.com
www.exchange3d.com
3dgarage.ru
www.wirecase.com 3D Models, Textures, Interior and Exterior
animium.com Free 3D Models and 3D Tutorials
www.dmi-3d.net DMI Car 3D Models
www.onnovanbraam.com
www.carbodydesign.com
www.syncronia.com Architecture 3d models and instruments for design
architecture.
www.gandoza.com 3D Models, 3D Modeling, Textures and Rendering on
Gandoza
archibaseplanet.com Home Design, Free 3D models, High Quality Textures,
Online Interior Design.
3dmagicmodels.com 3D Model Services
Asset Store for Unity3d
www.unityprefabs.com
unity3d-asset.ru
Текстуры
www.gametextures.com
Программы помогающие при разработке
www.filterforge.com — Плагин для фотошопа для генерации
текстур. Процедурные текстуры.
www.allegorithmic.com Программы
для работы с текстурами: диффуза, бампа, карт АО и т.д
www.codeandweb.com/texturepacker — Упаковывает текстуры в атлас
www.world-machine.com —
Процедурный генератор ландшафтов World Machine
www.quadsoftware.com —
Grоme Editor — Простое создание больших ландшафтов
Текстуры, Модели Анимации — Порталы
3dsky.org Models Textures
mocap.cs.cmu.edu Mocap Free Animation
mocapdata.com/index.cgi?category_id=19053
sites.google.com/a/cgspeed.com/cgspeed/motion…
accad.osu.edu/researchmain/research/motion_cap…
gfx-motion-capture.blogspot.co.uk
charactergenerator.autodesk.com — Генератор персонажей. Спасибо Тариэл Фарниев
Фриварные инструменты для разработчиков:
www.blender.org — Blender3D, Unity понимает его формат
«нативно», экспортировать не обязательно
www.gimp.org — GIMP, бесплатный растровый редактор; на аналог Photoshop не тянет, удобство использования — вечный повод для холиваров, но есть ряд интересных функций специально для создания цикличных (бесшовных) текстур, например. С помощью плагина позволяет генерировать Normal Map из любого изображения.
www.inkscape.org —
Inkscape, бесплатный векторный редактор. Blender позволяет импортировать его
SVG-файлы в виде Curves.
www.makehuman.org —
бесплатный генератор человеческих фигур с ригом.
ngplant.sourceforge.net — NGplant, конструктор для
растительности. Полигональность и визуальная привлекательность получившегося
изображения зависит главным образом от прямизны рук. Не SpeedTree, конечно
(рига нет), но весьма неплохо для статики.
3dlowpolymodels.com
tf3dm.com
www.models-resource.com
gamemodels.ru
Для 2D разработчиков! Иконки, спрайты и многое
другое.
60+ полезных сайтов для дизайнера.
www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/60-poleznyh-instrumentov-i-resursov-dlya-dizajnerov-873510
Звуки
diforb.com/ru
Полезный Ютюб канал, переводит оффицальные
видеоуроки по юнити на русский язык
www.youtube.com/channel/UCtpgnWrMynRl869Snx52n6w
Список книг по GameDev gcup.ru/forum/8-41920-1, книга по шейдерам в юнити > на англu3d.at.ua/load/free_to_use/kenny_lammers_unity_shaders_and_effects_cookbook_format_pdf/37-1-0-2754, на русском вроде только бумажный вариант) никто ксерокопию не сделает)) в документах этой группы есть книги по GameDev и Unity ссылка
Upd от Kallist Msviblov GreatRash andreysmind
Upd от Наташа Свиридова
www.youtube.com/channel/UCnz7plM_g7zctL2N7-u3W_Q (Русскоязычный канал Unity, где проводят вебинары и выкладывают интересные выступления по Unity с русскоязычных конференций)
Upd от afiskon
habr.com
Как начинающему программисту попасть в геймдев? Советы специалистов краснодарской студии Plarium
Мы расскажем об особенностях работы в геймдеве, о навыках, которые следует освоить, о тестовом задании и о собеседовании.
Еще недавно геймдев казался территорией мечты и привилегией круга избранных, но с каждым днем появляется все больше компаний, которые трудятся над созданием проектов различных жанров и направлений. Благодаря этому увеличиваются шансы отыскать свое место под солнцем в царстве демиургов, по чьей воле из строк кода рождаются удивительные миры.
Мы обращаемся к программистам, только ступившим на путь исканий и самоопределения: задумывались ли вы о карьере в игровой индустрии? В любой профессии есть свои преимущества и недостатки, поэтому не будем убеждать вас в том, что это воплощение заветных грез или нескончаемая череда захватывающих приключений. Мы расскажем об особенностях работы в геймдеве, о навыках, которые следует освоить, о тестовом задании и о собеседовании. Возможно, эта информация поможет вам принять одно из самых важных решений в жизни — решение творить игры!
Какими умениями должен обладать кандидат?
Если вы претендуете на должность программиста в компании, занимающейся разработкой игр, вам нужно обладать множеством специальных навыков. Кроме того, желательно иметь знания в области прикладной математики, информатики и физики: вполне вероятно, что вам не раз придется опираться на теоретическую базу в решении практических задач.
Из основных навыков, которыми должен обладать кандидат, можно выделить моделирование физических процессов и графики, использование различных систем координат и пространственных поворотов, понимание векторной алгебры. Также необходимо иметь четкое представление о предназначенных для игры платформах и их ограничениях.
Специфика требований к программисту обусловливается еще и тем, будет ли он разрабатывать небольшие браузерные игры, мобильные приложения или крупные проекты AAA-класса. В зависимости от размера и типа создаваемого продукта нужен определенный стек технологий.
Занимаясь сложными, масштабными играми с высокой производительностью, специалисты работают с кастомными движками и фреймворками, для чего необходимо знание языка C++. При создании мобильных приложений программисты могут пользоваться нативным инструментарием для конкретной платформы и соответствующими игровыми библиотеками. Однако все больше крупных компаний делают выбор в пользу кроссплатформенных движков, таких как Unity.
На наш взгляд, Unity является оптимальным игровым движком для новичков. Сопроводительная документация на официальном сайте содержит удобно систематизированную, подробно и понятно изложенную информацию. Достаточно просто, например, научиться добавлять игровой объект, определять для него комплекс поведений (иди — беги — стреляй), выставлять свет и так далее. Еще одно значимое преимущество движка — минимальные затраты на портирование.
Что касается языков программирования в Unity, стандартное условие для кандидата — владение C# (реже — UnityScript и Boo). Однако этим необходимые навыки относительно языкового арсенала соискателя не исчерпываются: желательно располагать знанием Objective-C и Java, чтобы создавать нативные плагины для iOS и Android.
Не стоит забывать и о требованиях времени к разработке браузерных игр. Если раньше для их создания использовали преимущественно Flash и ActionScript, то сейчас все чаще обращаются к HTML5 и JavaScript. Некоторые специалисты экспериментируют с относительно новой технологией WebGL.
Если вас не смутил объем знаний и умений, которыми должен располагать программист, работающий в игровой индустрии, и вы по-прежнему жаждете испытать свои силы в этой сфере, пора ознакомиться с советами по выполнению тестового задания.
Тестовое задание: секреты успеха
Что представляет собой тестовое задание? В большинстве случаев кандидату предлагают написать мини-игру, отвечающую определенным требованиям. Чтобы такая задача не поставила вас в тупик, желательно иметь хотя бы небольшой опыт в этой области.
Мы ни в коем случае не призываем приносить годы в жертву этой цели. Напротив, гораздо эффективнее работать над небольшими проектами, затрачивая при этом как можно меньше времени. Задача начального этапа — не готовый к релизу конкурентоспособный продукт, а овладение необходимыми для его создания навыками и технологиями.
Вернемся, однако, к тестовому заданию. Обратите особое внимание на код, который является выражением ваших мыслей и сутью построенной вами архитектуры. Он должен быть максимально структурированным, корректным и исправно функционирующим. Вдохновитесь на чистый скриптинг остроумной цитатой: “Пишите код, исходя из того, что все программисты, которые будут сопровождать вашу программу, — склонные к насилию психопаты, знающие, где вы живете”.
Многочисленные баги не лучшим образом характеризуют специалиста, поэтому нужно тестировать игру, устранять критические ошибки и честно признаваться в своих просчетах и не до конца реализованном функционале. Мы не рекомендуем составлять десятистраничную документацию, но небольшой сопроводительный текст, в котором наряду с описанием действий вы отметите свои слабые места, положительно скажется на оценке вашего проекта.
Еще один важный аспект работы над тестовым заданием — это время. Чтобы успешно справиться с задачей и успеть к дедлайну, нужно расставить приоритеты: понять, чему стоит уделить больше внимания. Для визуализации главного героя, например, вполне подойдут стандартные решения, тогда как устранение неисправностей, работа над архитектурой приложения и пользовательским интерфейсом требуют максимум усилий.
Вы не успеваете выполнить задание? Не страшно: каждый человек творит в своем темпе, у каждого могут возникнуть неотложные дела. Необходимо заранее обратиться к работодателю с просьбой перенести срок сдачи и предложить отправить промежуточный результат — то, что вы сделали на данный момент.
Если вы грамотно излагаете свои мысли с помощью кода, это очевидно даже в незаконченном проекте. Практически готовая к продаже игра с ассетами и графическими элементами достойна похвалы, но стремление справиться со всем в одиночку может расцениваться работодателем как недостаток. От сотрудника ждут не самостоятельной реализации своих амбиций в условиях неограниченного времени, а взаимодействия с другими специалистами для достижения наилучшего результата в установленные сроки.
На этом этапе стоит прислушаться к себе и понять, готовы ли вы к работе в коллективе. Если нет — вы можете заняться созданием проектов в инди-направлении. Однако прежде чем определиться и принять окончательное решение, проанализируйте положительные и отрицательные стороны этой сферы геймдева. У вас будет возможность контролировать все процессы, самостоятельно реализовывать свои задумки, но велика вероятность, что вы столкнетесь с ресурсными ограничениями и другими сложностями, из-за которых разработка игры может затянуться или не завершиться вовсе.
Собеседование: ключевые моменты
После выполнения тестового задания вы получите приглашение на собеседование, где представители разных специализаций постараются сформировать максимально полное и объективное мнение о вас. Будьте готовы обсудить выполненную работу и ответить на теоретические вопросы.
Разумеется, все ваши навыки будут рассматриваться в совокупности. Вы можете с треском провалить графику, но знать толк в логике, уметь работать с различными фреймворками и ориентироваться в отдельных библиотеках. В этом случае ваша компетентность не останется незамеченной, а слабые места не будут восприняты как существенный недостаток, ведь, когда у специалиста имеется солидный багаж знаний, восполнить пробелы — посильная задача.
Что касается личностных качеств, выявить их помогут ответы и реакции на вопросы, а также обоснование мотивации сделать карьеру в игровой индустрии. Все это, наряду с профессиональными характеристиками, позволит составить впечатление о кандидате. Приведем некоторые качества программиста, которые многие работодатели расценивают как несомненные преимущества.
Постоянное саморазвитие. Программист должен выходить за рамки своих обязанностей и интересоваться всем процессом разработки игр, понимать его механизмы. Также нужно следить за свежими публикациями на сайтах и в различных изданиях, чтобы идти в ногу со временем и ориентироваться в постоянно меняющемся мире информационных технологий. Порой отрывочных и поверхностных знаний достаточно для того, чтобы попасть в геймдев, однако удержаться в нем с таким уровнем профессиональной подготовки невозможно.
Эффективный подход к решению задач. Если вы долго, но безуспешно пытаетесь справиться с какой-либо проблемой, нет ничего предосудительного в том, чтобы узнать, как в подобных ситуациях поступают другие специалисты. Разница лишь в вашем применении полученной информации: бездумное копирование или разъяснение для себя сути. Выбор очевиден.
Готовность к рутинной работе. Вам предстоит не только изучать искусственный интеллект, программировать движения персонажа или моделировать воду, но и заниматься кнопками, кодить поведения, изменение цвета и так далее. От подобных поручений не уклониться, поэтому нужно уметь находить простор для фантазии и смелых решений даже в однообразных повседневных занятиях. Кроме того, вы всегда можете оптимизировать монотонные операции и не возвращаться к ним в будущем, чтобы сэкономить время для других задач.
Коммуникабельность. Качество продукта во многом зависит от слаженной работы всех отделов, вовлеченных в процесс создания игры. Программисты должны постоянно поддерживать диалог с геймдизайнерами, художниками, аниматорами и копирайтерами. Также важно установить контакт со своим менеджером, чтобы обеспечить себе комфортные условия творчества. Например, если вы устали от однотипных поручений, можете попросить у руководителя более интересные задачи. Однако не забывайте, что сложные исследования доверяют только грамотным специалистам.
Способность к самокритике и умеренное честолюбие. Вы хотите изменить мир, написав свой гениальный движок? Думаете, что ваш код самый лучший? Не терпится переделать действующие проекты компании? Работая в коллективе, нужно умерять свои амбиции, прислушиваться к мнению других и подчиняться решениям руководства. Так или иначе, всегда есть возможность получить повышение, стать главой команды и более свободно реализовывать свои задумки, не вступая в противоречие с концепцией продюсеров.
Один из классиков русской литературы заметил: “Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать”. В контексте нашего разговора эта фраза приобретает новый смысл. Программирование в геймдеве — настоящая страсть, а не просто выполнение должностных обязанностей в установленные договором часы. Это неотъемлемая часть жизни и подлинное счастье вновь и вновь видеть, как код обретает зримое воплощение в красочном игровом мире, приносящем радость множеству пользователей. Если вы действительно чувствуете, что разработка игр — ваше призвание, пора осуществить свою мечту!
habr.com
Игровая индустрия: геймдев (gamedev)
В современном мире создание видеоигр является одним из наиболее крупных сегментов индустрии развлечений. Масштабы игровой индустрии сопоставимы, например, с киноиндустрией. А по скорости роста за последние пять лет индустрия видеоигр существенно ее опережала.
По степени влияния на потребителей и вовлеченности их в интерактивное окружение, предлагаемое видеоиграми, этот сегмент уже давно выделяется среди других видов развлечений.
Геймдев или разработку игр невозможно рассматривать обособленно от индустрии компьютерных игр в целом. Непосредственно создание игр – это только часть комплексной «экосистемы», обеспечивающей полный жизненный цикл производства, распространения и потребления таких сложных продуктов, как компьютерные игры.
В структуре современной игровой индустрии можно выделить следующие уровни: платформы, игровые движки, разработка видеоигр, издание и оперирование, популяризация и потребление.
Очень небольшое количество учебных заведений в мире готовят специалистов непосредственно для игровой индустрии. В России же единственная образовательная программа подготовки кадров для игровой индустрии Менеджмент игровых интернет-проектов готовит специалистов сразу для двух уровней Создание игр и Издание (Оперирование).
Игровые платформы
Аппаратно-программные системы, позволяющие запускать интерактивные игровые приложения. Среди основных видов можно выделить:
- Персональные компьютеры на базе Windows, Mac/OS X или Linux
- Игровые консоли (специализированные устройства для игр, сейчас в ходу 8-e поколение – Xbox One, PlayStation 4, Nintendo Wii U)
- Мобильные устройства (iOS, Android, Windows)
- Универсальные web платформы, социальные сети (FB, VK, MM)
- Аркадные автоматы
- Инновационные платформы виртуальной реальности
Игровые движки
Программная прослойка между платформой и собственно кодом игры. Использование готового игрового движка позволяет существенно упростить разработку новых игр, удешевить их производство и существенно сократить время до запуска. Также современные игровые движки обеспечивают кроссплатформенность создаваемых продуктов. Из наиболее продвинутых движков можно выделить: Unity 3D, Unreal Development Kit, CryENGINE 3 Free SDK.
Разработка игр
Большое количество компаний и независимых команд занимаются созданием компьютерных игр. В разработке участвует специалисты разных профессий: программисты, гейм-дизайнеры, художники, QA специалисты и др.
К разработке крупных коммерческих игровых продуктов привлекаются большие профессиональные команды в 100+ специалистов. И стоить подобные проекты в разработке могут десятки миллионов долларов.
Однако вполне успешные игровые проекты могут воплощаться и небольшими командами энтузиастов. Этому способствует присутствие на рынке большого количества открытых и распространенных платформ, качественные и практически бесплатные движки, площадки по привлечению «народных» инвестиций (краудфандинг) и доступные каналы распространения.
Издание и оперирование игр
Распространением игр или оперированием (в случае с MMO) занимаются, как правило, не сами разработчики, а издатели. При этом издатели (или операторы) локализуют игры, взаимодействуют с владельцами платформ, проводят маркетинговые компании, разворачивают инфраструктуру, обеспечивают техническую и информационную поддержку выпускаемым играм.
Для средних и небольших игровых продуктов данный уровень практически не доступен. Такие продукты, как правило, сами разработчики выводят на рынок, напрямую взаимодействуя с платформами.
Популяризация (маркетинг игр)
Специализированные средства массовой информации всегда являлись мощным каналом донесения информации до пользователей.
Сейчас наиболее эффективным и широко представленным направлением СМИ являются информационные сайты, посвященные игровой тематике.
Игровые журналы, долгое время выступавшие главным источником информации об играх, в настоящее время уступили свое место интернет ресурсам.
Специализированные выставки все еще остаются важным информационными площадками для игровой индустрии (E3, GDC, Gamescom, ИгроМир, КРИ, DevGamm). Прямое общение прессы и игроков с разработчиками, обмен опытом между участниками рынка, новые контакты — вот то, что предлагают конференции и выставки в концентрированной форме.
Еще один важный канал донесения полезной информации до игроков – это ТВ-передачи, идущие как в формате классического телевещания, так и на множестве каналов видео-контента.
Более подробную информацию по маркетингу онлайн-игр вы можете найти в статье от преподавателя образовательной программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» Уточкина Вячеслава.
Потребление
Игроки – это основной источник прибыли для игровых продуктов. Но в современном мире наиболее активные игроки стали существенной движущей силой в популяризации игр и отчасти в расширении контента.
Игровые сообщества
В рамках наиболее популярных игровых направлений, вокруг конкретных игр или серий образуются игровые сообщества, возникают новые сайты, форумы и группы в социальных сетях. Зачастую подобные группы генерируют даже больший поток информации, чем могут себе позволить разработчики и издатели через собственные ресурсы и рекламу. Достаточно типично, когда независимый сайт по игре предлагает посетителям более полную информацию по миру игры, по сравнению с официальным сайтом.
Киберспорт
В связи с широким распространением киберспорта наиболее опытные игроки получают возможность переводить свои увлечения играми на профессиональные рельсы. В мире проводится достаточно много чемпионатов, а ставки столь высоки, что результативные игроки могут сделать на этом хорошую карьеру киберспортсмена. Сейчас киберспорт – это целая индустрия со своей инфраструктурой, финансированием и знаменитостями.
Творчество игроков
Наиболее преданные фанаты игр не только проводят за творениями игродела многие годы своей жизни, но и зачастую создают разнообразный контент вокруг любимой игры. Это могут целые сайты, рисунки, косплеи, журналы, видеопередачи, игровые дополнения или даже полноценные игры.
Индустрия компьютерных игр: история зарождения и развития
Первые компьютерные игры появились еще на заре компьютерной эры, во времена ламповых ЭВМ. В 1952 году А. С. Дуглас как часть своей университетской диссертации создал программу «OXO», работавшую на большом компьютере EDSAC в Кембриджском университете. Это была простейшая реализация игры, известной всем как «крестики-нолики».
Но до тех пор, пока технологии не позволяли выпускать компактные и надежные компьютерные системы, создание игр было уделом отдельных увлеченных научных сотрудников.
1970-е
Началом же индустрии видеоигр принято считать запуск в 1971 году игры Computer Space на аркадных автоматах. Следующим шагом на пути становления индустрии видеоигр стал коммерчески успешный выпуск компанией Atari видеоигры Pong в 1972. Всего было продано 19 тыс. аркадных автоматов с этой игрой.
В том же году на рынке появилась первая домашняя игровая консоль Magnavox Odyssey.
По мере развития технологий и появления новых (поначалу специализированных, а затем и универсальных) устройств, индустрия видеоигр тоже развивалась и адаптировалась к новым реалиям.
Конец 1970-х и начало 1980-х стали «золотой эрой аркадных автоматов» автоматов.
Среди наиболее значимых игр данного периода можно отметить Space Invaders (1978) и PacMan (1980). Новые игры уже существенно отличались в лучшую сторону от родоначальников индустрии визуально и в плане игрового процесса.
Суммарный мировой доход игровой индустрии в 1982 году вплотную приблизился к $12 млрд. (или почти $30 млрд. в ценах 2012 года).
1980-е
В 1980-е с появлением персональных компьютеров начало формироваться направление разработки игр для них. Поначалу игры создавали энтузиасты-разработчики, но по мере роста производительности и распространения персональных систем, для них стали выпускаться уже коммерческие игровые продукты. Игры для персональных систем существенно отличались от классических аркадных. В это время появились первые стратегии и сложные RPG миры. Но все же основой игровой индустрии оставались аркадные автоматы и специализированные игровые приставки.
В это время появились первые печатные издания, посвященные компьютерным играм.
1990-е
В 1990-е дальнейшее развитие цифровых технологий (внедрение CD-ROM, развитие аппаратных 3D технологии визуализации, появление интернета) и распространение GUI ориентированных операционных систем (Microsoft и Mac OS) привели к существенному увеличению доли компьютерных игр.
Именно в этот период появляются все основные жанры и возникает большое разнообразие игровых механик.
Становится доступной совместная игра в клубах или через интернет. Зарождается киберспорт.
В середине 1990-х появляется первое учебное заведение, готовящее специалистов по разработке видео игр. DigiPen Institute of Technology открывается в Ванкувере в 1994 году.
2000-е
В 2000-е основными движущими силами развития игровой индустрии становится широкое распространение интернета и появление достаточно производительных для реализации игр мобильных устройств.
В 2007 году выходит iOs, а Facebook предлагает сторонним разработчикам создавать приложения на своей социальной платформе. В 2008 году Google выпускает на рынок первую версию Android с полноценным пакетом разработчика SDK 1.0.
Наиболее значительным событием этого периода становится выход игры World of Warcraft в 2004 году. Это самая популярная и самая долго живущая ММО игра в мире. Фактически она определила направление развития этого сегмента игровой индустрии на десятилетия вперед. На декабрь 2014 года в игре было 10 млн. подписчиков.
В этот период развитие киберспорта достигло небывалых высот. Интересный факт. Спустя несколько лет после выхода игра Star Craft в Южной Корее стала национальным видом спорта, собирая целые стадионы на финальные матчи. В период наибольшей популярности ПРО геймеры зарабатывали от $20 до $600 тыс. в год.
В 2003 году появляется уникальное образовательное учреждение (The Guildhall at SMU, штат Техас), обучающее специальностям геймдева, в частности геймдизайну.
Уникально оно тем, что в разработке учебных программ принимали активное участие легенды мирового игростроя Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord! А учебные корпуса напоминали здания из компьютерной игры.
В дальнейшем уже во многих странах начинает развиваться gamedev образование.
Геймдев (Gamedev) в России
Россия в виду своей специфики долгое время отставала от развитых стран по распространению цифровых технологий. Также серьезную проблему представляло пиратство. Индустрия игростроя начала формироваться только в конце 1990-х годов. И лишь распространение ММО игр в середине 2000-х дало толчок к расширению игрового рынка в России и серьезному росту доходов игровой индустрии. Инвестиции и совместные с крупными западными компаниями игровые проекты стали появляться и в России.
Геймдев образование в России долгое время отсутствовало и только в 2011 году были созданы первые курсы геймдизайна на базе школы компьютерной графики Scream School. А в 2014 году на базе Высшей школы бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики открылась первая программа профессиональной переподготовки в сфере разработки и управления игровыми проектами.
Современность и прогнозы
В предыдущие пять лет игровая индустрия во всем мире переживает бурный рост. Рост наблюдался во всех сегментах, но основными драйверами в этот период стали мобильные игры на двух основных платформах iOS и Android.
Стоит отметить, что наибольший вклад в объемы индустрии игр вносят США и Китай, но структура рынка у этих фаворитов сильно различается. В США самый крупный сегмент – это консольные игры, а Китае – ММО.
Интересна причина такой специфичности китайского рынка игр. До 2013 года в Китае существовал мораторий на продажу игровых консолей. Этот запрет стал катализатором быстрого развития направления ММО игр. В результате Китай стал основным производителем огромного количества зачастую очень похожих друг на друга, но в тоже время достаточно качественных игровых проектов ММО сегмента. Игровой рынок Китая в 2014 оценивался почти в $18 млрд., а количество геймеров в 173 млн.
Среди самых значительных событий в 2014 году можно отменить:
Покупка компанией Microsoft игры Minecraft за $ 2.5 млрд. Изначально это был независимый проект программиста-одиночки. Но по мере развития он завоевал армию поклонников. Будучи построенным на открытой технологии, он получил взрывной рост по наполнению и обошел по популярности всех остальные развлечения среди детей цифрового поколения. На осень 2014 года количество зарегистрированных игроков превысило 10 млн, причем это произошло абсолютно без привлечения рекламы.
Покупка Facebook технологии Oculus VR за $2 млрд. Понятно, что технологию можно использовать во множестве областей и для различных задач, но для игровой индустрии – эта технология стала принципиальным прорывом для формирования нового VR направления.
В 2014 году количество активных игроков в России превысило 40 млн., а объем рынка превысил $1.8 млрд. в 2013 году. Статистику же 2014 года подпортила существенная девальвация рубля.
Геймдев и виртуальная реальность
Начиная с конца 2014 года, во всем мире и в России начинают набирать обороты новые направления игростроя – виртуальная реальность и дополненная реальность. Развитие этих направлений обусловлено появлением новых доступных VR устройств и новых технологий визуализации на мобильных платформах. Пока эти направления находятся в зачаточном состоянии, но большинство экспертов сходятся во мнении, что за ними будущее и в перспективе пяти лет, они завоюют существенную часть рынка. Уже сейчас начинают проводиться крупные российские конференции по виртуальной и дополненной реальности (MaxAR2015), появляется первая российская Ассоциация дополненной и виртуальной реальности.
Работа в геймдеве
В настоящее время устройство на работу в gamedev предоставляет большие возможности и перспективы для роста по следующим причинам:
- Высокий уровень зарплат из-за специфики требований.
- Достаточно большой дефицит хороших специалистов в отрасли.
- Бурный рост индустрии, рост региональных рынков, появление новых технологичных направлений открывают хорошие перспективы для выхода новых компаний на рынок и стимулируют расширение бизнеса в крупных игровых компаниях.
- При должном упорстве и таланте можно вырасти до международных проектов. В игродел уже много прецедентов, когда лучшие российские специалисты устраиваются на работу в ведущие мировые компании.
Учебных заведений дающих качественное образование в области геймдева достаточно много в США, Англии, Австралии, во Франции. Самые известные из них: Guildhall at SMU, DigiPen.
В России для повышения квалификации и получения дополнительного образования в сфере геймдева можно порекомендовать первую в России комплексную программу профессиональной переподготовки в сфере разработки и управления игровыми проектами «Менеджмент игровых интернет-проектов». Преподают на программе ведущие специалисты компаний, имеющие многолетний опыт разработки игр и работы в околоигровой индустрии. В том числе представители Mail.Ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, All Сorrect, XSOLLA и руководители собственных игровых студий. Программа будет полезна тем, кто хочет работать в игровой индустрии, сотрудникам игровых студий, разработчикам собственных игр и тем, кто только планирует этим заняться, а также всем, кто любит игры и хочет изнутри понимать принципы их работы.
Материал подготовили преподаватель геймдизайна программы «Менеджмент игровых интернет-проектов»» Константин Сахнов и продюсер образовательных программ по игровой индустрии Вячеслав Уточкин.
← Назад к списку
hsbi.hse.ru
полезные материалы для геймдевелопера от A до Z / ВШБИ — Менеджмент игровых интернет-проектов corporate blog / Habr
В последнее время мы часто сталкиваемся с вопросами о том, как попасть в игровую индустрию, какие полезные материалы на эту тему можно почитать и посмотреть, с чего начать изучение геймдева. Когда начальные знания появляются, то возникают уже более конкретные вопросы, например «где найти единомышленников для создания игры», «как продвигать свой проект с минимальным бюджетом», «на каких издателей стоит выходить, как это делать и стоит ли вообще», «как улучшить ретеншн в нашей игре» и так далее.Друг наших образовательных программ Михаил Пименов, CEO компании Wonder Games и Team Lead инди-проекта «Guard of Wonderland» сам не раз задававший себе эти вопросы, создал для себя выборку всевозможных материалов по индустрии геймдева. От полезных ресурсов, до сообществ, подкастов, книг и фильмов, которые призваны помочь понять, с чего начинается и чем заканчивается разработка игрового проекта. Объединив наши силы, мы с Мишей сделали эту статью с подборкой полезных материалов по игровой индустрии. Вы найдете подборку под катом.
Чтобы объединить все накопленные материалы в одну структуру, мы решили разделить Статью на несколько разделов. Во «введении» вы найдете материалы для начинающих геймдевелоперов. В разделе «Разработка» — ресурсы с бесплатным контентом. И далее каждый из подпунктов посвящен своей тематике. Несложно догадаться, что «геймдизайн» содержит в себе необходимую информацию об аспектах геймдизайна, понимание которых необходимо для создания игры. В свою очередь «Маркетинг и аналитика» содержит всё о продвижении проектов: метрики, статистические данные, расчеты стоимости проектов и т.д. Далее будут разделы о сообществах в социальных сетях, книгах, подкастах, фильмах, полезных ресурсах и конференциях.
Все эти материалы призваны помочь разобраться в устройстве игровой индустрии и ответить на большинство вопросов, которые часто возникают не только у начинающих геймдевелоперов, но и уже тертых калачей игровой индустрии.
Ресурсы с бесплатным контентом
Геймдизайн
Маркетинг и Аналитика
Ресурсы для продвижения
Сторителлинг
- А. В. Цыганов. Теория игр
- Джесси Шелл. Искусство геймдизайна
- Тристан Донован. История видеоигр
- R. Koster. A Theory of Fun for Game Design
- Scott Rogers. Level up
- Richard Bartle. Designing Virtual Worlds
- Э. Роллингз, Д. Моррис. Проектирование и архитектура игр
- Сергей Галёнкин. Маркетинг Игр
Переводы этих и других иностранных книг по геймдизайну на русский язык есть тут.
Также на App2Top есть добротная подборка литературы на тему «Что читать геймдизайнеру.
- Как делают игры: http://galyonkin.com – Один из самых давних и популярных подкастов на территории России и СНГ. Ведущие — М. Кузьмин (ведущий менеджер компании HeroCraft по распространению игр), С. Галенкин (Epic Games. Руководитель издательского подразделения в Восточной Европе)
- Garage – подкаст от Святослава Торика, преимущественно о геймдизайне (Product Vision Expert в Wargaming.net): http://torick.ru
- The psychology of videogames: Подкаст о психологии в видеоиграх (на английком языке). Ведущий — Jamie Madigan (Ph.D. in psychology)
- #RadioFlazm: Подкаст про независимую разработку игр в небольших командах. Технологии, платформы, вопросы продвижения, условия работы. Ведёт Алексей Давыдов (CEO в Flazm.com)
- TheGameDev. Интервью с разработчиками игр. Ведущие — Алексей Мельников (CGSpeak) и Алиса Хуснутдинова
⬝ app2top.ru — b2b-портал, посвященный всем аспектам индустрии мобильных игр
⬝ gdcuffs.com — портал, преимущественно о геймдизайне
⬝ dtf.ru — Один из самых старых порталов о разработке и индустрии геймдева. В данный момент перенесен на новый движок и возрожден ИД „Комитет“
⬝ igromania.ru — Сайт ИД „Игромания“. Регулярно публикуют новости и статьи об играх со всех платформ
⬝ kanobu.ru — Крупнейший портал об играх и игровой индустрии
⬝ progamedev.net — Блог о геймдеве от Александра Штаченко
⬝ torick.ru — Блог о геймдеве от Святослава Торика
⬝ gamedev.ru — Старейший портал для разработчиков.
⬝ apptractor.ru — Хороший ресурс о мобильных разработках
⬝ apps4all.ru — Ресурс о новостях мобильных игр
⬝ aushestov.ru — Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова.
⬝ indiedev.name — Блог о разработке и продвижении мобильных игр и приложений
⬝ gamesisart.ru — Полезные статьи и ресурсы о разработке игр
⬝ gcup.ru — Портал посвящён созданию игр, в том числе и без программирования. На сайте можно скачать необходимые для этого инструменты (конструкторы игр, движки), изучить необходимую литературу (статьи, журналы, книги) и т.д. На нашем форуме вы всегда сможете спросить совет или поделиться своими наработками
⬝ www.ant-karlov.ru — Авторский блог о создании игр
⬝ www.gamedis.ru — Блог о геймдизайне
⬝ gamesjam.org — Площадка, где проходят геймджемы различных тематик и направлений
⬝ www.gamedevblogs.ru — Бывшие FlashGameBlogs.ru — это дружественное объединение блогов независимых разработчиков игр
⬝ leaden.ru — Личный блог геймдизайнера Ярослава Кравцова
⬝ habrahabr.ru — Огромный портал с материалами по программированию, ресурсам и полезным статьям о разработке ПО и игр.
⬝ www.progamer.ru/dev — Есть хорошие материалы о разработке игр
⬝ gameinstitute.ru — Присутствует ряд статей о разработке игр
⬝ mmozg.net — Сайт об MMO-играх
⬝ core-rpg.net — Основное направление сайта — разработка RPG
⬝ tiendil.org — Блог Алексея Елецкого о разработке ПО и создании игровых проектов
⬝ gopractice.ru — Блог Олега Якубенкова. Публикуются материалы про создание, аналитику и маркетинг мобильных приложений и веб сервисов
⬝ warnworld.com — Блог геймдизайнера Ильи Туменко. Разработка игр, геймдизайн, мобильные рынки и игровая индустрия
⬝ fallingtosky.livejournal.com — Блог Дарьи Моргуновой о геймдизайне
ВК:
vk.com/gameinstitute — DirectX, OpenGL, Ogre3D, Unity, Udk и прочие игровые технологии. Туториалы, статьи, конкурсы, уроки.
vk.com/vgamedev — Всё для начинающего и профессионального разработчика игр: Игровые движки, Конструкторы игр и Среды разработки, Статьи.
vk.com/virtualnaya_realnost_segodnya — Про разработку игр в виртуальной реальности.
vk.com/androiddevelopers -Разработка приложений для платформы Google Android
vk.com/empathybox — Группа про разработку игр и культуру геймдева.
vk.com/gamedev_ru — Создание игр, проекты игр, новости индустрии, поиск работы. Как сделать игру.
vk.com/gametarget — Новинки онлайн игр и новости MMORPG: анонсы, релизы, бета-тесты
vk.com/mmocult — Портал исключительно MMOG, MOBA, MMORPG и других Online игр
vk.com/zobra_fun — Актуальные новости игровой индустрии
vk.com/unicrydk — Публикации материалов о создании игр
vk.com/gdacademy — Пошаговый алгоритм создания своей игры с нуля
vk.com/gamedev_group — Группа посвящена всему что касается индустрии разработки видео игр. Новости, технические статьи, учебные материалы, игровая индустрия, игровые проекты и т.д.
vk.com/globalgamedev — Еженедельный обзор GameDev статей со всего интернета.
vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии
vk.com/igromania — Группа журнала „Игромания“
vk.com/gamenavigator — Журнал, телепередача и портал о видеоиграх. В строю с 1997 года
vk.com/rabota_v_gamedeve — Сообщество о вакансиях и соискателях работы в игровой индустрии
vk.com/cgic_group — Сообщество с материалами о моделировании и всем, что с этим связано
vk.com/xakep_mag — Сообщество крупнейшего журнала в России и Европе, посвященного вопросам информационной безопасности, программирования и администрирования компьютерных сетей.
vk.com/loftblog — Бесплатные видеоуроки по HTML5, CSS3, JAVASCRIPT, PHP, C++, PYTHON, RUBY, JAVA и др.
vk.com/tindie — Здесь вы сможете узнать много интересной и полезной информации по разработке игр
vk.com/gdevs — Все об игровой индустрии и разработке игр
vk.com/indie_info — Новости, интересные факты и цифры игровой индустрии.
vk.com/best_games_app — В группе размещаются полезные советы и гайды для начинающих Indie разработчиков или людей которых интересует геймдев, а также статьи об игровых движках
vk.com/over720 — Материалы о создании игр, а также о разных интересных технологиях
vk.com/gamedesignation — Геймдизайн с нуля
vk.com/games_element — Всё об играх и их разработке
vk.com/gameart — Коллективный блог разработчиков игр
vk.com/indie_help — Помощь Инди-Разработчикам
vk.com/indiedev_name — Продвижение и разработка игр
vk.com/cg_vk — Сообщество о создании игр
vk.com/mistle_gamer — Сообщество будет интересно тем, кто занимается геймдизайном, или косвенно связанной деятельностью
vk.com/gamgid — Материалы о разработке игр
vk.com/world_of_indie — Одно из самых больших сообществ об инди играх
vk.com/from_idea_to_release — Создание проекта начиная с идеи, заканчивая релизом. Много полезных материалов о разработке
https://vk.com/metagd — хорошее сообщество по геймдизайну „Метафизика Геймдизайна“
FB:
pringamedev — PR in GameDev
vr.ar.gamedev — Группа о виртуальной и дополненной реальности
gamedeff — Все о геймдеве
IndieGamePromo — Промо своих проектов
IndieGameDevs — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
601210009911004 — Продвижение проектов
2248433342 — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
indiedevhangout — Сообщество инди разработчиков
russia.android — Сообщество российских разработчиков под Android
GamingIndustryTalent — Интернациональное сообщество разработчиков игровой индустрии
IndieGameChat — Сообщество инди разработчиков
GameDevBeginners — Сообщество начинающих разработчиков
gdrullez — Практический геймдизайн
714657441905881 — Продвижение игровых проектов
gamedevfeedback — Сообщество разработчиков по обсуждению и фидбеку для инди игр
1435669336648312 — Сообщество игроков и разработчиков инди игр
793578767413728 — Продвижение игровых проектов
DevGAMM — крупнейшая конференция для профессионалов игровой индустрии в России, Беларуси и Европе. Преимущества DevGAMM: качественный контент на тему разработки игр, низкий порог входа для начинающих разработчиков и серия мероприятий, нацеленных на продуктивное времяпровождение и эффективный нетворкинг.
White Nights Conference — международная бизнес конференция, посвященная разработке и продвижению игр на всех платформах. Она проходит три раза в год: в феврале в Европе, в июне в Санкт-Петербурге, в октябре в Москве. Суммарно за год White Nights собирает более 4000 профессионалов игровой индустрии.
Game Developers Conference (GDC) — крупнейший ежегодный сбор профессиональных разработчиков компьютерных игр с упором на обучение и вдохновение. Мероприятие включает в себя выставку, сетевые события, церемонии награждения, такие как Independent Games Festival и Game Developers Choice Awards, а также различные консультации, лекции и круглые столы по отраслям разработчиков игр, охватывающие программирование, дизайн, звук, бизнес и управление, и изобразительное искусство.
NextCastle — Ежегодный фестиваль для геймеров и разработчиков. Отличный шанс для инди-разработчиков показать игру геймерской аудитории и получить фидбек по проекту.
upd. 31.10:
https://vk.com/devmeat — МитАпы представителей игровой индустрии (Санкт-Петербург)
https://vk.com/devsgo — МитАпы представителей игровой индустрии (Москва)
Вообще игровых конференций в СНГ и в мире великое множество начиная с крупнейших типа Gamescom и E3 и заканчивая небольшими, но приятными тусовками разработчиков игр типа DevsGo. Мы описали в данной статье несколько из них, подробный список конца текущего года есть тут. А вот календарь, заточенный под мобильного разработчика.
upd. от Lerika: Топ игровых мероприятий 2016
upd. от PatientZero: Есть ещё хороший календарь игровых инди-джемов.
Данная статья будет пополняться новыми материалами по мере их появления. Если вы хотите поделиться ресурсами, которые не были указаны в статье — напишите в комментарии. Обращаем ваше внимание на то, что приоритетно собирали русскоязычные ресурсы поэтому гамасутра и еще 100500 иностранных ресурсов не включали, про иностранные полезные ресурсы лучше сделаем отдельный материал дабы не раздувать этот каталог до нечитабельных размеров. Тем не менее, не забывайте, что все решения по добавлению или не добавлению присланных ресурсов остаются за авторами статьи и ведутся на их усмотрение.
habr.com