Как составить план рассказа по литературе – Как научиться составлять план к рассказу?

Содержание

Памятка. Как составить план рассказа.

Памятка. Как составить план рассказа.

Особенно важен такой прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно — популярной статьи.

в) Выборочный пересказ.

Пересказать выборочно — это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме:

Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.

Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:

г) Сжатый (краткий) пересказ.

Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1 предложении.

а) исключение подробностей, деталей;

б) обобщение конкретных, единичных явлений;

в) сочетание исключения деталей и обобщения.

Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу следует проводить с 1 класса.

В школьной практике обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).

2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.

  2. Еще раз прочитать тест, отмечая, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.

  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую мысль).

  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

  5. Кратко пересказать текст при закрытой книге.

Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.

  1. Составить план текста.

  2. По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).

  3. То же самое сделать по другим частям текста.

  4. Пользуясь планом, кратко пересказать текст.

  5. Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился пересказ.

Обычно соблюдается такая последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного пересказа переходим к пересказу сжатому — от краткого пересказа к подробному.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.

  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

  3. Использование картинного плана.

  4. Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.

Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же текст и сжато, и подробно.

infourok.ru

Памятка по литературному чтению. Учимся составлять план рассказа.

Составь каждый из планов? 
Попробуем сделать это на примере рассказа

Капля в море

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. 
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. 
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

( По Г.Цыферову). 

Составить план текста 
1. Прочитай произведение. 
2. Определи идею, то есть главную мысль. 
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 
4. Вырази идею в одном предложении. 
5. Раздели произведение на смысловые части. 
6. Озаглавь каждую часть. 
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода. 
Виды плана 
• Вопросный  • Тезисный  • Назывной

• План – опорная схема

  • Комбинированный 

Вопросный план 
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. 
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.). 
Например: 
— Кого поймали в море? 
— О чем плакала пойманная черепаха? 
— Почему черепаха плакала на самом деле? 

Тезисный план 
План записывают в виде тезисов*.

 
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. 
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. 
Например: 
— В море поймали черепаху. 
— Пойманная черепаха все время плачет. 
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план 
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. 
В назывном плане много существительных и прилагательных. 
Например: 
— Пойманная черепаха. 
— Черепашьи слезы. 
— Настоящая причина слёз черепахи. 

План – опорная схема

 
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. 
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться. 
Например: 
-Черепаха 
— Слёзы. 
— Соль из воды. 

Комбинированный 
Такой план может сочетать в себе разные виды планов. 
Например: 
— Кого поймали в море? 
— Пойманная черепаха все время плачет.

 
— Настоящая причина слёз черепахи. 

infourok.ru

идеи, план и подсказки в помощь новичкам

Хочу написать рассказ, но понятия не имею, с чего начать. Это обычная проблема новичка — никак не подступиться к первым литературным опытам без волшебного пенделя.

Чтобы откопать вдохновение и побороть страх белого листа, попробуем найти идею для вашего первого рассказа, составить план и написать историю, которую будет не стыдно выставить на суд публики.

О чем можно написать рассказ

Говорят, авторы делятся на две категории. Одни неплохо пишут, но поиск идей для сюжетов стоит им титанических трудов. Другие пишут отвратительно, зато гениальных задумок у них на 30 томов собрания недописанных сочинений. Есть и третья группа – счастливчики, у которых и идей тьма, и навык художественного письма имеется.

Сначала постараемся помочь безыдейным найти тему для сюжета.

Заведите уже блокнот для заметок

Записывайте туда наблюдения за знакомыми и незнакомыми людьми, спонтанные идеи и вообще любые глупости, которые приходят в голову. Совет банальный, но работает.

Главное, не забывать регулярно перечитывать свои наброски и стараться развивать сюжеты на основе более или менее оригинальных задумок.

Читайте СМИ, историческую литературу, дневники

Журналисты и историки поставляют писателям тонны материала. Ищите то, что вызывает у вас эмоциональный отклик и связано с личным опытом.

Прямо сейчас пролистайте новостную ленту. Там точно найдется жизненный анекдот, про который можно написать рассказ.

Используйте изображения

Вот вам картинка.

Вот это сюжетный поворот…

Попробуйте написать любой рассказ на основе этого изображения. Подумайте, что здесь произошло, кто главный герой, какую цель ему можно придумать, и что будет ему мешать? Чем закончится его история?

Не подошло это изображение – найдите другое, которое сразу зацепит. Благо, дело это нынче быстрое и бесплатное. За 15 минут отыщете, про что можно написать рассказ по картинкам или даже детскому рисунку.

Совет четвертый (почти рекламный)

Есть книжка «642 идеи, о чем еще написать» — сборник заданий для развития писательских навыков. Некоторые задачки можно использовать как основу идей для первых рассказов. Остается только развить их в полноценные сюжеты.

Если идея уже есть…

Порой одной удачной мысли или образа достаточно, чтобы воображение закипело, и в голове, как из ниоткуда, стали всплывать целые фразы и даже абзацы. Будто кто-то диктует вам готовый текст.

Если удалось поймать такую волну, не держите все в себе – поделитесь этим потоком сознания с бумагой или ноутбуком.

Рассчитываете, что у вас сразу получится добротный рассказ? Зря! Есть вероятность, что вы даже не сумеете довести историю до логического завершения и зайдете в тупик где-то на полпути. Но у вас появится черновик.

Перечитайте его и оцените замысел – оригинален ли он, интересен ли? Есть желание продолжить работу над этим сюжетом или ну его в топку?

Вы также сумеете понять, чего не хватает вашей истории. Может, надо устроить себе ликбез, поискать дополнительные материалы и изучить выбранную тему?

Не всем подойдет метод спонтанного творческого письма, но в противовес предварительному планированию всего рассказа от начала до финала у него есть одно преимущество.

У хорошей истории должен быть неожиданный поворот или финал – сюрприз, без которого читатель будет разочарован. Придумать нечто оригинальное путем титанического умственного усилия почти невозможно. Зато спонтанное творческое письмо помогает найти необычное решение без напряжения мысли. Удается не всегда, но пробовать стоит.

Что главное в рассказе

Когда новички пристают к опытным авторам с вопросом: как написать рассказ — обычно все сводится к тому, что они не понимают, с чего начать. И тут выручит правильная подготовка. Она поможет сформировать крепкий сюжет и стимулирует воображение.

Чтобы проделать подготовительную работу, ответьте на несколько вопросов.

На какую тему вы хотите написать рассказ?

Теоретически можно обойтись и без нее, но есть риск, что по завершении работы вы сами зададитесь вопросом: а зачем я все это писал? История получится бессмысленной. Заметите это не только вы, но и читатель.

Тема хороша, если она находит эмоциональный отклик и хоть как-то связана с вашим личным опытом. Иначе выйдет сплошная фальшь.

Не пытайтесь объять необъятное – тему надо подбирать достаточно узкую, чтобы удалось раскрыть ее в небольшом рассказе. Например, не просто любовь, а неразделенное чувство поэтически настроенного юноши к меркантильной особе.

Кто ваш герой?

Главному персонажу понадобится:

  • имя и/или прозвище, возраст;
  • описание внешности, манеры одеваться, 1-3 примечательные черты;
  • профессия, работа, семейное и финансовое положение;
  • характер, основные модели поведения, склонности, ценности и жизненные приоритеты;
  • цель. Она может быть глобальной – цель всей жизни, например, быстрые деньги. Другой вариант – ситуативная цель, продиктованная обстоятельствами, которые вы описываете в рассказе.

Это очень упрощенная модель главного героя. Многие авторы готовят детальное описание персонажа и его предыстории, хотя большая его часть не находит отражения в рассказе.

Главное здесь добиться двух целей. Первая – отчетливо представить себе своего героя и ход его мыслей в рамках сюжета вашей истории. Вторая – вызвать симпатию и сочувствие читателей к персонажу.

В чем суть конфликта?

У вашего персонажа есть цель, но по какой-то причине он не может ее достичь, не приложив для этого больших усилий. В этом и заключается конфликт.

Например, у рыбака из повести «Старик и море» есть цель – побороть свое невезение и принести большой улов. Его противником здесь становится сама природа. Это один из вариантов конфликта.

Помимо стихии, человек еще может вступить в неравный бой с судьбой или случаем, с другим человеком или с самим собой.

Последний вариант самый интересный, но и качественно реализовать его непросто. Нужно поставить героя в ситуацию, когда ему придется делать тяжелый выбор между двумя сильными мотивами.

Например, оказать помощь другим людям или позаботиться о своем спасении, обрести желанное богатство или выручить друга из большой передряги.

Где и когда происходит действие?

Это будет современная Москва или древние Фивы? Чикаго в 30-е годы или космическая станция в 2247-м?

Можно взять реальное место и время или все выдумать, но автор должен отчетливо представлять задний план истории, чтобы без грубых ляпов и анахронизмов показать его читателю.

Как составить план рассказа

В самом простом виде повествование развивается линейно – вы описываете события в их временной последовательности. Это решение не всегда лучшее, но самое простое для начинающего автора.

Всю историю можно разбить на 5 частей:

  1. Экспозиция. Здесь нужно познакомить читателя с героем в его привычной среде и показать задний план.
  2. Завязка. Тут происходит событие, которое порождает конфликт и заставляет героя шевелить булками, то есть активно действовать.
  3. Развитие событий или квест. Персонаж локомотивом прет к своей цели, попутно снося все препятствия, не жалея лба своего. Хорошо бы подложить ему знатную свинью – неожиданный поворот, который сильно усложнит положение героя и сделает его цель почти недостижимой.
  4. Кульминация. В этой части рассказа напряжение нужно довести до пика. Герой уже не может уклониться от последнего действия, которое приведет к разрешению конфликта. Например, схватиться с главным врагом, назвать имя убийцы или признаться, что старинную вазу расколошматил именно он.
  5. Развязка. Наконец-то читатель узнает, чем все закончилось, то есть как герой вышел из конфликта. Здесь персонаж или достигает своей цели, или терпит поражение. В отдельных случаях он обретает нечто более значимое, чем то, к чему он изначально стремился. Прям как в фильме «День сурка».

Используйте этот план, чтобы составить перечень событий вашей истории. Для наглядности можно нарисовать временную ось и расположить на ней ключевые моменты сюжета в их последовательности.

По мере продвижения по сюжетной линии напряжение должно нарастать

Сделали? Рано радуетесь — на этом планирование не заканчивается. Всю эту историю еще нужно разбить на сцены. Каждая из них развивается по тому же принципу, что и весь рассказ – от экспозиции до развязки.

Что должно быть в сцене:

  • задний план – краткое описание места действия;
  • не менее двух персонажей, даже если вторым участником сцены выступает внутренний голос героя, и ему для этого необязательно быть шизофреником;
  • события, меняющие положение главного персонажа;
  • усложнение основного конфликта.

Сцены нужно логично связать между собой. Важно, чтобы по содержанию они не повторяли, а дополняли друг друга. Можно добавить авторские отступления, воспоминания героя, описания событий, которые произошли раньше.

Вангуем, что сейчас у читателя костью поперек горла встал вопрос: а обязательно составлять план? Одни писатели считают, что это строго необходимо. Другие делают только общий набросок или вообще ограничиваются проработкой героя и конфликта и начинают писать, не зная, куда их заведет история.

Многим новичкам второй вариант покажется более удобным, но не пренебрегайте планированием только потому, что вам лень.

Если продумать весь сюжет и каждую сцену сразу не удалось (хотя вы очень старались!), попробуйте написать историю экспромтом.

Возможно, она получится удачной и потребует только небольших доработок. В ином случае вы хотя бы получите черновик, а на его основе подготовить план план будет легче.

С чего начать писать рассказ

С начала! Но это необязательно. Когда воображение уже рисует яркую сцену кульминации, глупо принуждать себя начинать работу с экспозиции. Пишите, как пишется.

Помните только одно: все события и связи между ними должны быть понятными и правдоподобными. Когда в наличии есть только эффектная концовка и нет никакого плана, появляется соблазн схалтурить. Почти наверняка вы попытаетесь искусственно подогнать предшествующие события под уже придуманный финал. Они получатся притянутыми за уши, а читатель точно это заметит и не простит.

Вы написали рассказ — что дальше

Отложите готовый текст и перечитайте его через недельку. Не удивляйтесь, если он покажется вам полной фигней, хотя поначалу вы были твердо убеждены, что создали шедевр мировой литературы.

Самые неудачные рукописи тоже не пропадут. Сгодятся на растопку.

Станут заметны ошибки, слабые и скучные моменты, лишние фразы и даже целые сцены. Не исключено, что вы заснете, не дочитав и до середины.

Теперь вычеркните все ненужное и решите, что надо доработать:

  • герой получился плоским, унылым, да и вообще мерзким типом;
  • в начале рассказа есть все, кроме самого главного — интриги;
  • тема истории не раскрыта, а конфликт получился слабым и неинтересным;
  • кульминации не хватает накала, или она вообще проходит незамеченной;
  • действия главного персонажа неестественны и надуманы;
  • события неправдоподобны, непонятны или просто скучны;
  • недостает мелких деталей.

Будьте беспощадным критиком и заносите найденные проколы в черный список, а потом сделайте работу над ошибками и начните все с чистого листа.

Некоторые авторы переписывают произведения по 10-15 раз. Необязательно совершать такие трудовые подвиги, но если вам лень дорабатывать свои рассказы, лучше бросайте это гиблое дело и займитесь чем-нибудь полезным. Елку посадите, маме позвоните.

И, кстати, чтоб вы знали: Хемингуэй переписывал финал романа «Прощай, оружие!» 47 раз…

Финальная шлифовка

Остался последний рывок.

Итоговую версию рассказа надо отредактировать:

  • вычеркнуть предложения и даже целые абзацы, которые не имеют существенного значения для повествования;
  • сократить все, что можно сократить без потери смысла, образности и эмоциональной составляющей текста;
  • добиться предельной точности в каждой фразе и даже слове путем подбора синонимов и изменения расположения слов в предложениях;
  • найти и исправить опечатки, пунктуационные и грамматические ошибки.

Прочитали рассказ на 10 раз и как будто нашли каждую мелкую погрешность? Не обольщайтесь – там почти точно есть еще 1-2 обидные опечатки, которые вы в упор не видите. Исправит их либо корректор, но за деньги, либо первые читатели бесплатно, но с укором и обвинениями в неграмотности.

Если рискнете представить плоды своего творчества широкой и незнакомой публике, заранее готовьте самолюбие к беспощадному унижению.

Конструктивную критику человека, который знает на своем опыте, как написать рассказ самому, можно распознать по нейтральности тона и точности замечаний. Она полезна и заслуживает внимания. Все остальное, включая восторги экзальтированных особо, пропускайте мимо глаз и ушей.

dreamclass.ru

Материал по чтению (2 класс) по теме: Памятки по составлению плана рассказа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению «Составление плана по рассказу Н.Носова «Живая шляпа»». 2 класс

Данный урок — второй по рассказу Н. Носова «Живая шляпа». Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме «ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС «Школа 2100».Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:»Составление математических рассказов».

конспект урока…

Составление плана по опорным словам. Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

nsportal.ru

Как составить план произведения 🚩 как составить план рассказа 🚩 Разное

Инструкция

Прочитайте произведение.

В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы. Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.

Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.

Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.

Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).

Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

Найдите завязку произведения.

Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.

Выявите кульминацию.

Определите развязку книги.

Сопоставьте сюжет и композицию произведения.

Решите, кто является главными персонажами, а кто — второстепенными.

Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
— выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей;
— Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
— Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;
— Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.

Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

Перечитайте план.

Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.

Перепишите план в соответствии с поправками.

Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

www.kakprosto.ru

Как написать план произведения? — Литературная мастерская

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

litmasters.ru

Литературное чтение. Карточки по теме «План текста»

Тема:

Простой план письменных текстов.


План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

— определить тему и основную мысль текста;

— выделить в нем части;

— найти главное в каждой части;

— подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.

  2. Определить тему и основную мысль текста.

  3. Разделить текст на смысловые части.

  4. Озаглавить их.

  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.

  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж — родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.

  2. Школьники готовили детям подарки.

  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.

Инструментарий определения сформированности НУиН по теме «План текстов»

1.Прочитай рассказ и составь к нему план.

Ежик проснулся.

Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей.

Вот на пути он заметил под корнями старой березы норку. Зверек еще с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Еж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Еж лег на спинку и подставил солнцу свое брюшко.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о