Проверить уголовное производство онлайн: «- » ( ) 18.12.2001 N 174- ( ) /

Содержание

Разъяснительная информация о компетенции должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, предусмотренной ст. 151 УПК РФ

Право граждан на обращение

 

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией подлежит регистрации и рассмотрению. Гражданин имеет право получить ответ по существу поставленных вопросов. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Обращения рассматриваются теми органами, которые правомочны их разрешать. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Порядок приема и рассмотрения сообщений о преступлениях

 

Российским законодательством, ведомственными нормативными актами четко определены полномочия должностных лиц органов Следственного комитета России, пределы осуществления ими вмешательства в жизнь и деятельность граждан России, хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.

Создание Следственного комитета преследует одну единственную цель- расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета Российской Федерации (ниже по тексту  приводится  выдержка  из Уголовно-процессуального  кодекса Российской  Федерации), и соответственно проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщениям о совершении преступлений указанной категории.

 

 Обращения, подведомственные Следственному Управлению

 

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.

(Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011).

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации», основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим хотелось бы отметить, что решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входят в компетенцию органов Следственного комитета Российской Федерации России.

Обращения граждан, в которых они выражают свое несогласие с произведенными процессуальными действиями или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

В целях оперативного рассмотрения обращений граждан, последним разъясняется, что в случае их несогласия с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации они вправе обратиться с жалобой вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны либо в суд.

 

Анализ работы по рассмотрению обращений граждан следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю за 2011-2015 годы в сфере рассмотрения обращений показал, что имеется необходимость в разъяснении гражданам некоторых положений нормативных актов, регламентирующих работу следственных органов СК России, а также доведения до граждан пределов компетенции сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

п. 20. указанной инструкции, с которым связано наибольшее количество вопросов, возникающих при рассмотрении обращений граждан, и в соответствии с которым сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию данной нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, в чем заключаются преступные последствия и причинная связь между ними.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за соответствующие нарушения закона: гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее тяжкие, представляющие повышенную общественную опасность деяния.

Проведение по заявлениям, заведомо не содержащим сведений о совершении каких-либо преступлений, проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ влечет нарушение нормального функционирования следственных органов, незаконное отвлечение сил и средств на разрешение вопросов, не входящих в компетенцию органов Следственного комитета России.

В следственное управление поступали и продолжают поступать многочисленные заявления с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей в связи с несогласием с действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, обращений граждан, в том числе и сообщений о преступлениях.

Согласно п. 21. Инструкции: «Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ».

В данном случае конкретным фактом, свидетельствующим о совершении преступления, не будет являться мнение заявителя о правомерности либо неправомерности применения судьей, прокурором, работником следствия и дознания той или иной нормы материального и процессуального права.

Подобные обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается.

Хотелось бы обратить внимание на особый статус, которым наделены, в соответствии с действующим законодательством, судебные органы. Так, согласно ст. 90 УПК РФ «Преюдиция» — обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами жалобы и иные обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым ранее уже дана оценка в судебном заседании.

Согласно законодательству РФ и решениям Конституционного Суда РФ, иная, не судебная, процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку она означала бы возможность замещения актов органов правосудия административными актами, что является отступлением от необходимых гарантий самостоятельности, полноты и исключительности судебной власти.

По тем же основаниям нельзя привлечь судью к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного приговора или иного судебного акта, если этот акт не отменен в порядке, установленном процессуальным законодательством.

В случаях несогласия с приговором суда, вступившим в законную силу, порядок и основания его обжалования, предусмотрены разделом 15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим разъясняем, что рассмотрение жалоб указанной категории также не входит в компетенцию следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

 

Органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями. Следственные органы действуют строго в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору и контролю за деятельностью иных правоохранительных органов.

 

В связи с чем, все обращения, не относящиеся к компетенции органов СК России, подлежат направлению по подведомственности без контроля.

На основании вышеизложенного, лицам, обращающимся в следственное управление СК России по Краснодарскому  краю  по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями должностных лиц органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических веществ, иных правоохранительных органов следует обращаться либо в вышестоящий орган по отношению к органу и должностному лицу, чьи действия (бездействие), процессуальные решения обжалуются, либо в органы прокуратуры, наделенные надзорными полномочиями.

 

Требования к письменному обращению

 

Письменные обращения должны содержать наименование и адрес органа, которому они адресованы, фамилию, имя, отчество обратившегося, его адрес, изложение существа обращения, дату, личную подпись.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (статья 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Не подлежат разрешению

Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и ответа в следующих случаях:

  • отсутствуют данные об авторе, не сообщившем фамилию, имя, отчество, адрес местонахождения;
  • не поддаются прочтению;
  • если в обращении содержится нецензурная брань, оскорбительные выражения, угрозы жизнью и здоровью. (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Переписка прекращается

В случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы, в обращении не приводятся новые доводы (статья 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Личный прием граждан

 

Прием граждан и представителей юридических лиц осуществляется дежурным оперативным сотрудником следственного управления.

Руководитель отдела процессуального контроля принимает граждан с жалобами на решения, принятые руководителями межрайонных следственных отделов.

Заместители руководителя следственного управления принимают граждан с жалобами на решения, принятые руководителями отделов аппарата следственного управления.

Руководитель следственного управления принимает граждан с жалобами на решения, принятые его заместителями.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (пункт 2 статьи 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Порядок обжалования

Действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа, прокурору, либо в районный суд по месту производства предварительного следствия (ст.123-125 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 УПК РФ).

 

 

 

 

__________________________________________________________________

Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации

(извлечение)

 

Статья 151. Подследственность

 

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 284.1, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 200.2, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу.

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу.

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу.

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274, 282.1 — 282.3, 284.1, 285, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

 

Глава 52. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

 

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

 

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

 

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

 

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратил силу.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Уполномоченный по правам человека в Тверской области

23 июля 2020 года Уполномоченный по правам человека в Тверской области Надежда Егорова приняла участие в онлайн-конференции «Совершенствование уголовной политики и повышение гарантий прав потерпевших», организованной Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству.

В мероприятии участвовали Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Екатерина Алтабаева, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Маргарита Павлова, а также сенаторы, Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и представители научного сообщества.

В своем выступлении Татьяна Москалькова отметила основные проблемы защиты прав потерпевших. «Потерпевший – ключевая фигура в юрисдикционном процессе. С его заявления во многом и начинается уголовное судопроизводство. Защита прав потерпевших – одна из основных задач в уголовном процессе», – отметила омбудсмен.  Уполномоченный выразила надежду на то, что в ближайшем будущем будут разработаны и приняты федеральные законы, предусматривающие изменение процедуры начала производства по уголовному делу; корректировку порядка проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором; закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя, расширение его прав; устранение пробелов уголовно-процессуального законодательства, в части возмещения вреда, причиненного преступлением.

Новость подготовлена с использованием материала, размещенного на сайте http://ombudsmanrf.org

Как найти уголовное дело в отношении лица по номеру или по фамилии ?

Есть множество жизненных ситуаций, когда нужно получить о человеке максимальное количество информации.

Это может быть прием на работу или утверждение на службу в государственную структуру, когда работодатель хочет удостовериться в том, что сотрудник не отбывал наказание в специализированных учреждениях.

Уголовное дело и всю информацию можно найти и получить в специальном реестре по номеру. Но как это сделать согласно закону, соблюдая все правила, нужно детально обсудить.

Сто такое особый порядок в суде? Ответ узнайте прямо сейчас!

Кому и для чего это требуется?

Информация о том, имел ли человек нарушения закона, и заводили ли на него уголовное дело, может понадобиться при устройстве на работу.

Очень часто при выдаче кредитов или займа, работники банка проверяют человека на благонадежность и отсутствие приводов и заключения в спец. учреждениях.

Сейчас это одна из главных процедур и она считается обязательной. Обмануть банк в этом случае не получиться, так как в реестре есть даже самые давние дела.

Уголовное дело, номер и принятое решение может понадобиться непосредственно гражданину, который сам не смог присутствовать на судебном заседании.

Если возникает ситуация, которая требует доказательства того, что на человека не было заведено уголовное дело, нужно воспользоваться специальным реестром.

Картотека содержит все прошлые и текущие судебные дела. Картотека может не показывать некоторые дела, которые сокрыты от публичного осмотра, так как содержат документы, которые нельзя раскрывать.

к содержанию ↑

Нормы закона, позволяющие узнать информацию

Еще недавно, узнать информацию об уголовных делах или судебных заседаниях было практически невозможно для простого гражданина.

Чтобы получить нужную информацию, необходимо было обращаться в письменном виде в соответствующие структуры, которые за определенное время отправляли ответ, или же обращаться к знакомым, что по сути есть нарушением закона.

Сейчас все стало гораздо проще. После принятия закона ФЗ-262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» каждый гражданин может получить информацию о принятых судебных решениях.

Но, информация о тяжких и особо тяжких преступлениях, скорее всего будет закрытой и будет доступна только после того, как решение вступит в действие. И хоть у этого закона есть большое количество недоработок, оно позволяет значительно сэкономить время поиска дела и его решение.

Подобная информация может использоваться для работодателей и различных учреждений.

Как проходит судебное заседание по уголовному делу? Алгоритм процедуры вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Как узнать, заведено ли уголовное дело?

Проверить в интернете, если ли на вас уголовное дело, вполне реально.

Это создано для того, чтобы разгрузить работников канцелярии и позволяет гражданам страны ознакомиться с нужной информацией, не обращаясь в соответствующие органы. Это экономит время не только обычным людям, но и работникам служб.

Узнать, заведено ли дело, можно и в отделении полиции.

Если против вас были совершены неправомерные действия, можно узнать, завела полиция уголовное дело или нет.

Если ответ отрицательный, нужно поинтересоваться тем, что стало причиной отказа в возбуждении дела.

Если же вам нужно узнать, заведено ли уголовное дело против вас, то обращаться в отделение УВД весьма странно и опрометчиво. Нужно просить сделать это своих близких или родственников.

Вариантов узнать есть ли уголовное дело действительно много, но если вы не нарушали закон, то переживать не стоит.

к содержанию ↑

Варианты поиска

Уголовные дела могут касаться несвоевременно выплаченного кредита или из-за уклонения от службы в армии. Чтобы знать, есть ли уголовное дело, нужно обращаться в ФСПП или же в военкомат соответственно.

Туда можно обращаться без опаски, так как судебные приставы или работники военкомата не имеют прав, чтобы задерживать вас.

Уголовные дела могут быть открыты из-за нарушения правил дорожного движения и создания или участия в ДТП. В таких случаях, нужно обращаться в ГИБДД.

В каждом отдельном случае нужно искать варианты поиска уголовного дела.

Нет определенного места, где собраны все уголовные дела, поэтому поиск может затянуться.

В некоторых случаях, правоохранительные органы сами высылают запросы, где указано, что на вас составлено уголовное дело.

к содержанию ↑

Можно ли уточнить онлайн?

Как уже говорилось, теперь каждый гражданин может узнать всю необходимую информацию сидя дома.

Но, чтобы сделать это через интернет, нужно зайти на специальную автоматизированную систему, где собраны все уголовные дела и решение суда.

Но, может быть необходима определенная информация, чтобы узнать о деле более подробно. Узнать заведено ли уголовное дело, можно по нескольким определенным критериям:

  1. По фамилии. Если вам известна фамилия человека будет достаточно ее ввести и ознакомиться со всей информацией на сайте. На портале собраны все дела, достаточно вводить фамилию либо ответчика, либо подсудимого. Лучше всего проводить поиски, если есть еще дополнительная информация, которая позволит ускорить процесс, это может быть название суда, где проходило слушание или конкретное время судебного заседания.
  2. По ИИН. Идентификационный номер может значительно ускорить процесс поиска на сайте. Код налогоплательщика – это уникальный набор цифр, который больше не повторяется, и если уголовное дело было заведено, то номер ИНН обязательно вносили в базу. С номером ИИН искать дело очень просто и эффективно.
  3. По номеру дела. Если вы все- таки знаете, что уголовное дело было заведено, и вы имеете номер дела, то его можно внести в систему. На сайте будут собраны сканы всех документов и решение суда, там же, будут собраны все данные о заявителе.

    Ознакомиться онлайн с делом очень просто и это дает возможность организовать качественную защиту и выиграть дело.

к содержанию ↑

Проверенные способы

Иногда поиск уголовного дела может занять не один день. Есть несколько проверенных способов:

  1. Обращение в следственный комитет. Обращаться нужно лично и это возможность только родственников и непосредственно участников уголовного дела (подозреваемые и потерпевшие). Следственный комитет вправе отказать в предоставлении нужной информации. Ссылаясь на законодательную базу, следственный комитет может не показать вам определенных документов и отказать в поиске дела, но на это должны быть веские причины.
  2. С помощью портала Правосудие. Специальный сайт позволяет узнать об открытии уголовного дела или узнать любое решение суда. На этом интернет ресурсе собраны данные с таких судов: верховный, федеральный, арбитражный, совет судей и решения высшей экзаменационной комиссии. В зависимости от того, где проводился суд, нужно ввести название в определенную строку. На сайте обязательно фиксируют все рассматриваемые и рассмотренные уголовные дела. Всю информацию можно искать с помощью специальных дополнительных устройств. Это могут быть определенные судебные акты, участники процесса.

    Сейчас портал Правосудие пользуется большим успехом, так как система работает быстро и качественно. Все документы находятся в полном объеме, а сайт поддерживает базу многих судов.

  3. Узнать информацию можно в каждом конкретном суде. Сделать это можно как обратившись лично, так и онлайн. Сейчас практически каждый суд имеет свой отдельный сайт, где постоянно выкладывают утвержденные решения и различные нормативные акты. Поиск можно проводить как обычно: вводить фамилию, ИНН номер, номер дела или время рассмотрения дела. На судебных сайтах есть различные дополнительные юридические консультации и нужные документы. Если искать уголовное дело при помощи одного конкретного суда – это можно назвать наиболее правильным решением. Такой метод поиска можно назвать наиболее удачным и быстрым.

Если есть необходимость разыскать наличие уголовного дела, то можно воспользоваться способами, которые описаны выше.

Но это не всегда гарантия успеха.

Искать уголовное дело в отношении определенного лица иногда очень сложно. И, чтобы ускорить этот процесс, нужно владеть большим количеством информации, чтобы сузить поиски и быстрее найти нужную информацию.

О возбуждении уголовного дела, как о стадии уголовного процесса, читайте здесь.

к содержанию ↑

Что не разглашают?

Государственные органы обязаны сохранять определенную конфиденциальность. Необходимость соблюдения правил и норм согласно законодательству.

Информация, которая может публиковаться для общего обозрения, может включать в себя только данные о том, кто привлечен к уголовной ответственности, какие предъявлены обвинения и возможные лица, которые причастны к преступлению.

Фактически, данные, которые собраны в ходе следствия, не могут быть использованы средствами массовой информации и охраняются тайной закона.

Только с разрешения и согласования следователя некоторые данные могут стать общедоступными. Но, эти данные не должны быть противоречивыми ни для следствия, ни для подсудимого.

Если следователь дал одобрение на публикацию некоторых документов, это обязательно нужно согласовывать со всеми сторонами конфликта.

Можно выделить также некоторые основные моменты, которые запрещают раскрывать информацию по уголовному делу:

  • запрещено разглашать информацию и материалы по уголовному делу, которые будут рассматриваться на закрытом судебном заседании. Сюда относят дела о сексуальных преступлениях, а также некоторые дела, связанные с несовершеннолетними;
  • чтобы не провоцировать разжигание межнациональной ненависти, не стоит использовать и раскрывать данные о национальности и религиозных взглядах лиц, которые совершили определенное преступление;
  • информация не должна содержать механизм и способ совершения преступления;

    И хоть такая информация подлежит тщательному скрытию от средств массовой информации, следователи и участники преступления, иногда раскрывают подобную информацию, даже несмотря на то, что это уголовно наказуемо.

  • не разглашаются никакие данные о пострадавшем, если он является несовершеннолетним;
  • не подлежит разглашению информация, которая была не проверена и возможно неправдива. Этим правилом очень часто пренебрегают как участники преступления, так и правоохранительные органы. Выдвигая различные версии и ссылаясь на непроверенную информацию, правоохранительные органы нарушают закон. Ложная информация, может серьезно повлиять на ход расследования и вызвать негативную реакцию со стороны общества к конкретному подсудимому.

Иногда возникает необходимость узнать, есть ли на определенного человека уголовное дело.

Это может быть связано с вступлением в должность или по любым другим причинам.

Согласно законодательству теперь найти нужную информацию можно с помощью интернета. Для этого достаточно знать фамилию и область, где был суд. При необходимости вводить дополнительные данные, чтобы поиск занял самое короткое время.

Кто может возбудить уголовное дело? Узнайте об этом из нашей статьи.

Поделиться с друзьями:
Автор статьи — Герасимов Валерий Павлович

Как найти адвоката: пособие для чайников

Жизнь непредсказуема. Бывает, еще вчера все было хорошо, а сегодня тебе или твоим близким срочно нужен адвокат. Где найти грамотного? На что обратить внимание при ведении переговоров с ним? Как убедиться, что защитник качественно выполняет свою работу? Если для профессионалов ответы на эти вопросы кажутся очевидными, то обывателям приходится непросто. В помощь последним – наш материал.

Юрист или адвокат?

Не каждый юрист – адвокат, но каждый адвокат – юрист. Если речь идет об участии в арбитражном или гражданском процессе, а также в производстве по делу об административном правонарушении – представителем может быть любое лицо, даже без юробразования. В административном судопроизводстве, то есть при рассмотрении и разрешении споров с публичным органом, у представителя обязательно должно быть юридическое образование. И только для участия в уголовном деле необходима помощь юриста, получившего соответствующий статус и право осуществлять адвокатскую деятельность, – адвоката. Если вам все же понадобился адвокат, то мы расскажем, как его найти.

Как выбрать адвоката?

Перед тем, как сделать выбор в пользу того или иного адвоката, рекомендуем:

проверить, является ли адвокат адвокатом. Сделать это можно через реестр Минюста. Текущий статус адвоката обязательно должен быть отмечен там как «Действующий». Если человек не находится в реестре или находится, но имеет другой статус, он не может осуществлять адвокатскую деятельность. А вот регион не должен смущать – где бы ни был получен статус, он действителен на всей территории страны.

Адвокат также должен иметь удостоверение и где-то числиться – в адвокатской коллегии, бюро, кабинете или юридической консультации.

узнать про его специализацию, опыт, наличие рекомендаций от клиентов и коллег. У адвокатов, как и у большинства специалистов, есть деления по специализациям – кто-то берется только за убийства, кто-то хорошо ориентируется в спорах по наркотикам, кто-то предпочитает защищать мошенников. Хорошо, если удастся найти адвоката, который имеет соответствующую специализацию. Еще лучше, если у него будет большой опыт и хорошие рекомендации. Можно уточнить это у самого адвоката, а можно изучить его профессиональный путь через интернет. Следует насторожиться, если там не будет никакой информации о защитнике. 

проверить, представлен ли он или его фирма в рейтинге (подробнее о рейтингах можно узнать из материала «Секреты юрмаркетинга-2017: Рейтинги, соцсети и поиск клиентов»). Рейтинг – это особый показатель статуса юриста. «Только важно помнить, что если какая-то фирма или специалист в рейтинге отсутствует, это не говорит против них. Многие достойные профессионалы не подают заявки или не попадают в рекомендованные списки, поскольку их деятельность не имеет достаточного масштаба», – считает партнер «ФБК Право» Надежда Орлова. «Адвокаты, не котируемые в рейтингах, зачастую предлагают более доступные условия оказания юридической помощи. При этом далеко не факт, что их уровень будет ниже. Возможно, такие адвокатские образования имеют более скромные организационно-технические возможности (меньше помощников, нет курьера), но по большому счету это вещи второстепенные», – соглашается юрист «Хренов и Партнеры» Дмитрий Шнигер.

встретиться и пообщаться с адвокатом. «По телефону или по переписке, даже при наличии рекомендаций, полного впечатления о своем будущем поверенном не составишь. Между адвокатом и клиентом должно сложиться взаимопонимание – без этого ничего не получится даже с самым опытным профессионалом. При разговоре и обсуждении поручения надо проговорить подробно технологию будущей работы, нужные организационные шаги, сроки для них, документы, которые потребуются представить клиенту и которые будут готовиться по ходу работы, госорганы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Такое детальное обсуждение технологии позволит в том числе лучше понять уровень квалификации юриста, его готовность немедленно включиться в решение проблемы. Кроме того, это поможет эффективно настроить совместную работу клиента и адвоката, спрогнозировать возможные проблемы и риски и подготовиться к их митигации, избежать будущих возможных разочарований, причем взаимных», – считает Орлова. «При первом обсуждении дела хороший адвокат должен дать клиенту достаточно информации о направлениях развития ситуации и перспективах, а также о сложных вопросах, которые требуют дополнительного изучения. О профессионализме адвоката будет свидетельствовать его информированность о судебной практике по вопросу», – уверен директор юридической практики KPMG России и СНГ Алексей Абрамов.

На какого адвоката не стоит соглашаться?

Существует ряд маячков, которые должны насторожить клиента при выборе адвоката. Так, не стоит соглашаться на адвоката:

которого посоветовал сотрудник правоохранительных органов. Как правило, такие адвокаты работают заодно с полицейскими, и все, что они советуют доверителям, – признать свою вину.

обещающего стопроцентный результат. Надо понимать, что результат зависит от многих факторов, поэтому адвокат не может его гарантировать.

который предлагает решить вопрос путем дачи взятки. Это незаконно, а значит, рано или поздно такой адвокат сам может стать фигурантом уголовного дела, а вместе с ним и доверитель. О том, как это бывает, читайте в материале «Уголовная ответственность адвокатов: из защитников в обвиняемые».

который берет за свои услуги слишком много или слишком мало. «Человек, имеющий посредственное отношение к юриспруденции, должен принять за аксиому тот факт, что работа адвоката на самом деле сложнее, чем кажется клиенту. Поэтому она априори не может стоить очень дешево. Очень низкая стоимость услуг должна вызвать подозрение, не будет ли услуга в итоге оказываться студентом юридического вуза», – считает Шнигер. Он также уверен, что адвокат, труд которого не исчерпывается изложением битых фраз и общих соображений, не будет давать консультации бесплатно: «Более того, он не вправе этого делать в принципе, поскольку по закону может давать консультации только после согласования гонорара и заключения соглашения. Обещание подобных консультаций – не более чем рекламный ход, имеющий цель приманить неопытного клиента для оказания далеко не бесплатных и, как показывает практика, зачастую низкого качества услуг». И уж тем более стоит помнить – работать бесплатно защитники соглашаются лишь с очень интересными и громкими делами.

Чрезмерно высокая стоимость услуг тоже должна насторожить, если, конечно, речь не идет об именитом адвокате или о деле, сложность которого очевидна самому клиенту либо убедительно обоснована адвокатом.

Как заключить соглашение с адвокатом?

Соглашение между адвокатом и доверителем представляет собой гражданско-правовой договор на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Оно заключается в простой письменной форме и должно обязательно содержать следующие условия:

указание на адвоката, его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате

предмет поручения – то, что адвокат обязуется сделать для клиента. Предмет поручения может быть ограничен стадией производства по делу (досудебная/судебная/обжалование и т. д.), количеством заседаний, числом документов, которые он берется подготовить (например, написать жалобу в суд).

размер вознаграждения. «Системы оплаты могут быть разными. Как правило, предусматривается аванс, который может быть обоснован необходимостью первичного погружения в вопрос. Затем оплата может быть поставлена в зависимость от выполнения отдельных этапов работы. Сама оплата может быть фиксированной или рассчитываться исходя из почасовых ставок и потраченного консультантом времени, но не более определенной суммы. Для представительства в суде не исключается использование гонорара успеха», – рассказал Абрамов.

«Оплату можно производить как наличными деньгами, так и безналичным переводом, с обязательным указанием на реквизиты заключенного соглашения. С согласия доверителя оплата может быть произведена третьим лицом», – добавил адвокат Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Данил Бухарин. Все расчеты с адвокатом подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования. Не рекомендуется передавать адвокату деньги без получения документов об оплате.

порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения – например, командировочных, транспортных, почтовых и других расходов. «Все это целесообразно прописать в соглашении, чтобы впоследствии не столкнуться с необходимостью оплачивать перелеты бизнес-классом и проживание в люксовой гостинице», – считает Шнигер.

размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения.

Стороной соглашения между клиентом и адвокатом будет лично адвокат, а не адвокатское образование. Он же будет нести ответственности за качественное исполнение поручения. Необходимо отметить, что не допускается включение в соглашение указаний на уплату неустоек, пеней и прочего, поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Нужно ли контролировать адвоката?

В соглашении с адвокатом можно оговорить порядок и условия предоставления защитником отчетов. «Адвокат обязан вести адвокатское досье, в которое помещать все документы, подготовленные по делу, а также иные относящиеся к нему материалы. Как и в любом процессе, ходом дела имеет смысл интересоваться: попросить у адвоката это досье и отчеты о проведенных мероприятиях с указанием потраченного на них времени», – считает адвокат ПБ «Олевинский, Буюкян и партнеры» (Новосибирск) Екатерина Никифорова. «Контролировать адвоката – это нормально, главное, чтобы контроль не вылился во вмешательство в его работу. Исходите из того, что у адвоката имеются юридические знания и опыт, которые у вас отсутствуют, поэтому вы к нему и обратились. Если у вас есть собственный взгляд на то, какие правовые аргументы должны быть использованы адвокатом или какие юридические действия надо совершить, не настаивайте на этом, ведь, возможно, вы ошибаетесь. Сначала обсудите все в формате предложений, и если вы неправы – хороший защитник не постесняется обосновать, почему невозможно поступить так, как вы предполагали», – уверен Шнигер.

Как понять, что ваш адвокат некомпетентен?

После заключения договора хороший адвокат периодически информирует клиента о движении дела, своевременно предпринимает необходимые шаги и заранее их согласовывает, не уклоняется от встреч, отвечает на все возникающие вопросы исчерпывающим образом. Отсутствие со стороны выбранного консультанта таких действий – это очевидный повод для беспокойства. «Понять, что адвокат некомпетентен, также можно по реакции суда на его работу. Если документы, которые готовит адвокат, систематически отклоняются судом, прочитайте тексты соответствующих судебных актов. Обычно не требуется специальных юридических познаний, чтобы понять, отклонен ли документ из-за того, что суд занял другую точку зрения из нескольких возможных (это не свидетельствует о непрофессионализме адвоката), или потому что адвокатом допущена ошибка (например, жалоба подана не в тот суд или орган, или с нарушением процессуального срока, или без необходимого комплекта документов). Распознать адвоката, который хочет обогатиться за ваш счет, тоже несложно. Если вы не понимаете, что и зачем он делает, и при этом не можете добиться внятных пояснений или вовсе не видите его работу (например, на суд никто не является), решите вопрос о дальнейшем сотрудничестве с таким защитником», – рекомендует Шнигер. Кстати, адвоката можно проверить при помощи нанятого консультанта – последний изучит дело и выскажет мнение по поводу того, как работает адвокат.

Что делать, если адвокат плохо выполняет свою работу?

«Жаловаться на адвоката в том случае, когда он не выполняет взятые на себя обязательства либо действует не в интересах доверителя, надо обязательно», – считает директор ЮГ «Яковлев и Партнеры» Анастасия Рагулина. Это будет полезно и доверителю (который в дальнейшем сможет через суд добиться компенсации), и всей адвокатской корпорации.

Контролем за деятельностью защитников занимается Адвокатская палата соответствующего субъекта, членом которой является ваш адвокат. Жалобу на адвоката рассматривает Совет адвокатской палаты с учетом заключения квалификационной комиссии. Если жалобу сочтут обоснованной, к адвокату может быть применено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения его статуса.

«Некоторые клиенты злоупотребляют правами и находят формальные основания для обжалования действий адвоката в целях неоплаты вознаграждения за его услуги. Это очень печальные прецеденты. Хочется надеяться, что в рамках таких дисциплинарных производств Совет соответствующей адвокатской палаты отделит зерна от плевел и не будет принимать решение в отношении адвоката исходя из формальных обстоятельств», – считает адвокат ЮФ «ЮСТ» Евгений Розенблат.

Читайте также

Как проверить человека на судимости онлайн

Информация о судимости — это частная информация. Она хранится в закрытой базе Министерства внутренних дел. Проверить судимость человека по этой базе могут только сотрудники МВД, прокуратуры или суда. Если вы не относитесь к перечисленным категориям, то вам доступны другие способы. О них расскажем ниже.

Как узнать, есть ли судимость у человека

Самый простой (и самый ненадежный) способ проверить человека на судимость — спросить у него напрямую о возможных проблемах с законом. Если сомневаетесь в честности ответа, проверьте на детекторе лжи.
Как еще узнать о судимости человека? Попросите его предоставить справку об отсутствии судимости. Ее можно получить двумя способами:

  • в многофункциональном центре (МФЦ), ГИАЦ МВД, в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД
  • в электронном виде — на сайте Госуслуг или на сайте МВД России;

Для получения справки нужно заявление о выдаче справки об отсутствии судимости, ксерокопии паспорта (ФИО, дата и место рождения, гражданство, прописка), паспорт или документ его заменяющий.

Как проверить судимость человека через интернет

Официальная база судимостей в интернете доступна только силовым ведомствам. Что касается любых других баз — никто не может гарантировать их достоверность. Тем не менее есть несколько разрешенных законом способов косвенно или напрямую узнать судимости человека онлайн.

Сайты судов

Найдите официальный сайт суда по прописке проверяемого. Зайдите в раздел «судебное делопроизводство», найдите ссылку на поиск информации и попытайтесь найти данные о судимостях по фамилии.

Так можно узнать о судимости человека по фамилии на сайте Кировского районного суда Екатеринбурга. Сайт: kirovsky—svd.sudrf.ru

 

Сайт судебных приставов

Узнать по косвенным признакам судимость у человека можно онлайн на сайте судебных приставов. На этом сайте доступ к базе открыт для всех желающих.
В базу попадают граждане, скрывающиеся от уплаты штрафов и алиментов, от службы в Армии и другие нарушители и преступники.


Проверяем судимость человека на fssprus.ru

 

Сайт МВД

На этом сайте можно найти граждан, находящихся в розыске. Для этого зайдите на сайт мвд.рф, кликните на вкладку онлайн-сервисы, выберите строку «Внимание, розыск!», найдите на странице форму для ввода данных и заполните ее.

 

Пробить человека на судимость: есть ли в этом необходимость?

Из вышеописанного можно сделать вывод, что в онлайне узнать судимость человека — дело хлопотное. Гораздо проще получить другую, не менее ценную для работодателя информацию. Например, вы прямо сейчас можете запросить кредитный отчет или кредитный рейтинг соискателя.

Кредитный отчет поможет вам оценить, насколько человек трезво оценивает свои финансовые возможности. Просрочки платежей — тревожный сигнал. А вот аккуратно выплачиваемая ипотека, наоборот, говорит об умении правильно расставлять приоритеты и выполнять обязательства.

Закредитованный работник может доставить немало хлопот работодателю. Он будет требовать повышения зарплаты, тратить рабочее время на решение финансовых проблем, а в худшем случае дойдет до воровства имущества, денег или клиентской базы. Особенно это касается материально ответственных сотрудников и ТОП-менеджеров.

Что расскажет кредитный отчет о человеке:

  • Информацию по действующим кредитам.
  • Уровень кредитной нагрузки.
  • Аккуратность выполнения кредитных обязательств, просрочки и задолженности
  • Количество запросов на кредиты, их цели

Посмотреть образец кредитного отчета.

Онлайн-лекции для юристов, адвокатов — LF Академия