Режиссер все о профессии: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Кто такой режиссер, как им стать и чем он занимается

Для зрителя режиссер очень часто остается за кадром фильма или постановки — как в буквальном, так и в переносном смысле. Вся слава достается актерам, а тот, чье художественное видение воплотилось в произведение искусства, остается только мимолетной строчкой в титрах. Всего единицам представителей этой профессии удается заслужить всемирную славу, повсеместное признание. Но все же специальность «режиссер» не теряет престижности. Предлагаем познакомиться поближе: кто такой режиссер и что входит в круг его профессиональных обязанностей.

Сегодня профессия режиссёра чаще всего ассоциируется с работой в кино. Но до изобретения кинематографа также были востребованы люди, занимающиеся постановкой пьес, спектаклей, различных шоу. Первыми режиссерами были драматурги, которые ставили на театральной сцене свои произведения. Работу режиссёра-постановщика также мог выполнять ведущий актёр, но для театральной постановки был необходим человек, отвечающий за творческую организацию игры актёров. Постепенно искусство театральной режиссуры совершенствовалось и утвердилось как профессия в ХIX ст. Название специальности произошло от латинского слова rego («управляю») и французского régisseu («заведующий»). Когда появилось игровое кино, опыт театральной режиссуры был перенесён на новый вид искусства.

Чем занимается режиссер? Эти специалисты востребованы не только для постановки театральных спектаклей, фильмов, эстрадных или цирковых представлений, но и для организации различных массовых мероприятий. Должность предусмотрена в кинокомпаниях, киностудиях, театрах, цирках. Работать по специальности можно на телевидении, в крупных рекламных агентствах.

Несомненно, данная профессия относится к разряду творческих. В отличие от продюсера, режиссер не несет ответственности за финансовую и техническую сторону постановки. Его обязанности напрямую зависят от специфики творческого процесса, количества задействованных специалистов. По сути, во время создания художественного произведения он должен стать вдохновителем для всей группы людей, направляя их в творческой работе.

Сегодня сфера режиссуры предлагает широкий спектр специализаций. Например, отрасль кинематографа: кинорежиссер анимационных фильмов, кинорежиссер художественных фильмов, кинорежиссёр научно-познавательных фильмов, кинорежиссер хронико-документальных фильмов. Хотя их ключевая обязанность — разработка режиссерского сценария на основе утвержденного литературного сценария, но в том, что делает режиссер каждой специализации, присуща своя специфика. Если кинорежиссер художественных фильмов на этапе съемок активно работает с актерским составом, операторами, гримерами, каскадерами, то кинорежиссёр 3d-анимационных фильмов возглавляет команды арт-отдела, моделинга, анимации, рендеринга… Кинорежиссер документальных фильмов, кроме работы над созданием, подбирает экспертов, ищет технических консультантов — он отвечает за достоверность использованного в фильме материала.

Работа кинорежиссёра и театрального режиссёра содержит похожие моменты. Например, подбор сценария, выбор актёров, работа с декораторами, художниками по костюмам. .. Отличие заключается в том, что кинорежиссёр активно работает с операторами и монтажерами. А театральный режиссёр нацелен на то, чтобы добиться синхронного и слаженного действия актеров на сцене. Основной задачей режиссёра является художественное воплощение задуманного на экране или на сцене. В обязанности режиссера, работающего на телевидении, входит создание сценария проекта, оценка готовности сюжетов, контроль монтажа телепередач или других видеоматериалов.

Профессия режиссера считается престижной и высокооплачиваемой. Конечно же, есть и свои минусы: ненормируемый рабочий день, большие психологические нагрузки, нерегулярный отдых. Да и стать профессионалом не так-то просто. Профессию можно получить в специализированных университетах, академиях либо институтах культуры. Зачастую конкурс на подобные специальности очень высокий. Условия поступления предусматривают прохождение творческого конкурса. Чтобы повысить шансы, можно записаться на подготовительные курсы или пройти консультации для абитуриентов. Специалисты советуют выбирать учебное заведение сразу по желаемой специальности, ведь переквалифицироваться, например, из театрального режиссёра в кинорежиссёра — задача из непростых.

Студент во время обучения на режиссера должен приобрести обширные знания в сфере режиссуры; узнать о способах, средствах, техниках воплощения художественного замысла; освоить основы изобразительного искусства. Он также изучает отраслевые документы, определяющими направление развития кинематографии, телевидения, театра; непременно пробует свои силы в профессии, воплощая дебютные проекты.

Достичь режиссерского олимпа сможет лишь талантливый человек, обладающий фантазией, образным мышлением, умением находить общий язык с другими. Но одного таланта будет недостаточно. Необходим огромный ежедневный труд, результатом которого будет мастерство, профессионализм и признание.

Режиссер – Описание профессии. Где учиться и где работать

Описание профессии

Режисеры бывают гениальными и бездарными, богатыми и бедными, умными и не очень, с фантазией и без.

Первых единицы, вторых — тысячи и тысячи.

 

После просмотра фильма или спектакля мы плюемся или плачем, иногда бывает то и другое. Именно режиссер первым получает от нас гнилые яблоки или цветы.

 

Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.

 

Потом достается на орехи актерам, операторам и далее по списку. В конце всей эпопеи получает продюсер, который в принципе отвечает за все, от начала до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные качества

Если у вас нет призвания или, скажем так – особого взгляда на мир и окружающие вас предметы, никогда не идите в эту профессию. Никакой РАТИ и ГИТИС не помогут вам стать режиссером.

 

Как понять — есть у вас призвание или нет?

 

Тут просто: берете для начала телефон и снимаете 10-30 минутный ролик, насколько памяти хватит и терпения. Снимаете не все подряд, а сюжет. Не как я встал и пошел туда, а потом вернулся или съел что-то и прочую чепуху для соц. сетей.

 

Нет. Надо снять типа кино. Чтобы была идея, сюжет. Потом показываете родителям, жене, брату и другим домашним животным. Им, конечно, понравится. Они скажут «Дерзай. Хороший мальчик. Делом занят».

 

Не поддавайтесь. Далее одноклассники или коллеги по работе. Если они после просмотра вашего шедевра скажут «Прикольно» или что-то в том же духе, считайте, что вы уже почти тот и одной ногой если не в Голливуде, то в Мосфильме точно. Но не обольщайтесь. Возможно, они не хотят вас обидеть.

 

Покажите посторонним людям. Их оценка будет более-менее объективной. Эти посторонние не должны быть интеллектуалы и люди искусства. Обычные люди, лучше работяги. Если рабочий класс не начал чесаться и зевать во время просмотра вашего опуса – вот оно. Дерзайте.

 

Если на каком-то этапе вас пошлют, не тратьте время, деньги и жизнь на то, чего у вас нет и никогда не будет.

 

А если вы существо женского пола, то, без обид, вообще об этой профессии не думайте.

 

Режиссер – это мужская профессия.

 

Вы можете погуглить и обнаружить массу женщин режиссеров и доказать обратное. Но попробуйте без гугла назвать самой себе две-три фамилии успешных женщин в этой профессии. Ну пусть хотя бы одну. Не получится.

 

Хотя если далеко не выезжать и ограничиться темой сериалов про ментов и брошенных женщин для русского ТВ, то почему бы и нет.

Средняя зарплата

Зарплата кинорежиссера зависит от договора с продюсером и его популярности.

Если все переводить на доллары, то картинка примерно такая.

 

ТОП самых богатых и талантливых режиссеров мира.

 

КРИСТОФЕР НОЛАН — $150 МИЛЛИОНОВ РИДЛИ СКОТТ — $ 180 МИЛЛИОНОВ
   

Сценарист, режиссер, продюсер, оператор, монтажер, актер, композитор.

Продюсер, режиссер, художник, актер, сценарист, оператор.

Создатель таких кинохитов, как «Тёмный рыцарь», «Интерстеллар», «Начало» в колледже занимался изучением английской литературы. Он был в то время очень увлечён кино и всегда носил с собой небольшую любительскую камеру. Нолан самостоятельно изучал все тонкости профессии режиссёра. Он разобрался в премудростях звукозаписи, монтажа, а свои первые картины снял на собственные средства. Такие фильмы как «Чужой», «Гладиатор», «Прометей» и Марсианин» завоевали Скотту место среди самых уважаемых мировых режиссеров, а также среди самых богатых.
   
   
   
 ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА — $ 250 МИЛЛИОНОВ  БРАТЬЯ ВАЧОВСКИ — $ 250 МИЛЛИОНОВ
   
   
Продюсер, режиссер, сценарист, актер, монтажер, композитор.  Сценаристы, продюсеры, режиссеры.
После выхода на экраны «Крёстного отца» имя Копполы стало своеобразным знаком качества в кинематографе. Фрэнсис Форд Коппола является шестикратным лауреатом премии «Оскар». Или скорее сестры Вачовски — после смены пола Энди стал Лилли, а Ларри стал Ланой.
Именно эти двое создали культовую трилогию «Матрица» и легендарный фильм «Связь». Они также приложили руку к созданию фильмов «V — значит вендетта», «Облачный атлас» и «Восхождение Юпитер».
   
   
МАЙКЛ БЭЙ — $ 430 МИЛЛИОНОВ ПИТЕР ДЖЕКСОН — $ 450 МИЛЛИОНОВ
   
Режиссер, продюсер, актер. Актер, продюсер, режиссер, сценарист, монтажер, оператор, художник.
Майкл Бэй является создателем франшизы «Трансформеры», а также культового фильма «Перл-Харбор». После выхода на экраны трилогии «Властелин колец» Джексон стал всемирно известным режиссером. С этого момента его карьера пошла стремительно ввысь, ведь он не просто талантливый режиссер, но также сценарист и продюсер. Он также участвовал в создании трилогии «Хоббит», которая является приквелом к его предыдущему хиту.
   
   
ДЖЕЙМС КЭМЕРОН — $ 700 МИЛЛИОНОВ СТИВЕН СПИЛБЕРГ — $ 3.5 МИЛЛИАРДОВ
   

 

Продюсер, сценарист, режиссер, актер, монтажер, художник, оператор. Продюсер, Режиссер, Сценарист, Актер, Монтажер.
Два самых кассовых фильма в истории — «Титаник» и «Аватар» — были сняты Кэмероном. Помимо этого, у Кэмерона было множество и других успешных проектов, таких как «Терминатор» и «Чужой». Его фильмы сильно повлияли на развитие кинематографа, как в техническом, так и в художественном плане. Фильмы «Список Шиндлера», «Челюсти», «Инопланетянин», а также супер-хиты «Индиана Джонс» и «Парк Юрского периода» после их выхода на экраны получили всемирную славу.
Свой первый фильм Стивен снял на 8-миллиметровую камеру отца в 11 лет.
   
   
ДЖОРДЖ ЛУКАС — $ 5.4 МИЛЛИАРДА  
   
 
Сценарист, Продюсер, Режиссер, Монтажер, Актер, Оператор  
Франшиза «Звёздные войны» сделала Лукаса очень богатым человеком, собрав около $5 миллиардов во всём мире.  
   

 

Образование (Что надо знать?)

Без специального образования прекрасно обходятся Вуди Аллен, Пол Томас Андерсон, Такеши Китано, Стивен Содерберг, Куросава, Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон, Кристофер Нолан и другие известные режиссеры.

 

Большинство из них убеждены, что школы кино существуют для тех, кто не способен самостоятельно генерировать идеи и воплощать их в жизнь.

Специальности вузов

 

 

Родственные профессии:

, Актер, Актриса, Дирижер, Продюсер, Художник

Где учиться?

Все о профессии Режиссер

Режиссура театрализованных представлений и праздников Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  316 238 120 050 ₽
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  262 120 050 ₽
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  Набора не было 235 500 ₽
Режиссер анимации и компьютерной графики Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  Набора не было Набора не было
Режиссер неигрового кино- телефильма Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  Набора не было 245 050 ₽
Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм Бюджет,б Платно,б Стоимость Рус  Лит  ДВИ  Набора не было 245 050 ₽

все о профессии от навыков до зарплаты — Work.

ua

Сколько получает режиссер

Как и во многих других творческих профессиях, среднюю зарплату режиссера определить непросто. Существует много факторов, которые влияют на оплату труда этих специалистов.

Во-первых, специализация режиссера: например, создатель цирковых постановок получает меньше кинорежиссера. Во-вторых, опыт, признание таланта и популярность: два разных кинорежиссера могут получать разные зарплаты за одинаковые проекты. В-третьих, сам проект: зарплата за постановку популярного ток-шоу на телевидении или в YouTube выше, чем за режиссуру спектакля в небольшом театре.

Вся Украина Киев

Средняя зарплата

20000 грн

Распределение зарплат

В среднем «Режиссер» в Украине зарабатывает 20000 грн. Это медиана заработных плат по данным из 42 вакансий, размещенных на Work.ua с заголовком «Режиссер» и по запросам-синонимам «Постановщик», «Телережиссер», «Кинорежиссер» и др. за последние 3 месяца. Диапазон, который содержит медиану, выделен на графике.

Профессия: режиссер. Что нужно, чтобы стать режиссером? — Режиссура — ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО — Каталог статей — Media-Shoot — кино и фото искусство

Что необходимо для изучения искусства режиссуры? С чего начать? Книги, статьи, советы по режиссуре кино. Саморазвитие и самообучение в этой области для начинающих

Режиссер кино — это организатор создания фильма, которых должен найти наилучшее аудиовизуальное решение сценария.

Режиссура — нахождение наилучшего решения реализации определенной идеи на экране.

Режиссер должен обладать лидерскими качествами, быть хорошим организатором, которым может «зажечь» каждого члена съемочной группы и заставить крутиться вокруг себя весь съемочный процесс. Следовательно:

Надо ПОДУМАТЬ, обладаете ли вы такими качествами, подходит ли ваш темперамент и характер для данной профессии. Иначе вы рискуете попасть в чужеродную для себя атмосферу.

Надо РЕШИТЬ, готовы ли вы учиться всю жизнь, работать по 16 часов в сутки и получать за это маленькую заработную плату.

Режиссура — это призвание. Режиссура — это огромное искреннее желание реализовать свои идеи в кино. Режиссура — это полное самоотречение и постоянный труд.

Найти работу режиссеру трудно, успешными становятся единицы, на первых порах приходиться работать за копейки. Готовы ли вы к этому? Если да, то это статья даст советы с чего начать, чтобы стать режиссером.

Представителям других профессий тоже будет полезно прочитать статьи, книги и советы из этой статьи для поднятия своего культурного и профессионального опыта. Особенно это относится к операторам и продюсерам.


I. Читайте художественную литературу (школьный курс и других великих писателей).

Это жизненный опыт. Это знание и факты. Это драматургия. Это жизненные ситуации, но написанные на бумаге. Все это необходимо для режиссера.

Советы для подготовки к экзамену по литературе в ВУЗ.

Они пригодятся для изучения литературы с «нуля». Сначала вы познакомитесь с особенностями литературы, этапами ее развития, с писателями и поэтами. После этого можно приступать к чтению.

С ужасом смотришь на бездонную бочку литературы и не знаешь с чего начать. А начнем с того, что скачаем списки необходимой литературы (устный экзамен, егэ — для егэ надо искать более расширенные списки). Здесь уже более определенно обозначены границы необходимой информации, но всё равно кажется, что произведений бесконечно много. Если прочитать краткую историю развития литературы и понять особенности литературных жанров и эпох, то литература уже не так страшна, так как мы начинаем видеть её начало и конец (необходимого уровня). Начать советую с книги Скубачевской «Литература. Универсальный справочник» (можно скачать). После прочтения полегчает, но эта книга невероятно сжата, и этих знаний совершенно недостаточно. Переходим к книге Красовского «Литература для поступающих в ВУЗЫ и подготовки к ЕГЭ». Здесь есть не все авторы, но критика более подробная. После обзора этих книг переходим к этапу прочтения всех произведений из списка обязательного чтения. Много и долго, но как говориться: «Надо, Федя, надо!» Самое важное в подготовке, особенно в ЕГЭ, знать текст произведений. Сначала читаем всё, что вообще не читали, а потом, если хватает время, повторяем, что ещё помним из школьной программы. И вот тексты прочитаны, приступаем к чтению критики. Обкладываемся книжками со всех сторон: 2 книги, упомянутые выше, сборники сочинений, ответы на билеты по литературе (скачать PDF DJVU), любая другая критика. Берем определенного автора и читаем о его произведениях во всех книжках. Начинаем писать конспекты. Когда весь список будет пройден и информация немного уляжется, через несколько месяцев возвращаемся к ней. Повторяем конспекты, продолжаем читать критику, запоминая подробности. И в конце повторяем конспекты перед самым экзаменом. Краткая схема:

1. Читаем 2 обзорные книги
2. Читаем литературу из списка обязательного чтения
3. Читаем критику, пишем конспекты
4. Повторяем конспекты, читаем критику
5. Повторяем конспекты

Читайте много, всегда и везде!


II. Изучайте искусство (живопись, архитектуру, скульптуру и др.)

— читайте книги по истории искусства,
— изучайте энциклопедии,
— смотрите картины,
— посещайте музеи

Это культурное развитие. Это эстетическое понятие красоты. Этот опыт незаметно сказывается на вашем видении, творчестве, в вас воспитывается эстетический вкус — понимание красоты.


III. Читайте книги и статьи (по режиссуре, драматургии, монтажу)

В этих книгах вы познакомитесь с технической основой режиссуры.

Будет здорово, если параллельно с чтением книг, вы будете практиковаться. Понравилась интересная мысль — реализовали ее в своем фильме или сценарии, узнали о правиле — применили его, услышали совет — учли его в контексте своих идей. Таким образом продуктивность чтения книг будет увеличиваться во много раз.

Читайте медленно и вдумчиво. Важно не количество книг, а качество полученной из них информации.

Будет полезно писать короткий конспект или выписывать интересные мысли из книги. Перечитывая их, можно будет обновить полученную информацию в любой момент. Во-первых все забывается очень быстро, во-вторых, когда вы пишите конспект, вы лучше формулируете мысль, структурируете информацию, в итоге она лучше запоминается.

 

РЕЖИССУРА ИГРОВОГО КИНО
 

Начнем с книг, достаточно простых для восприятия.

Для общего знакомства с режиссурой можно почитать Михаила Ромма «Беседы о кинорежиссуре». Он заразит вас энтузиазмом, расскажет об азах и особенностях этой профессии. Книга читается очень легко и после нее сразу хочется что-то делать.
— Михаил Ромм «Беседы о кинорежиссуре» (скачать книгу)

Далее можно почитать Льва Кулешова «Уроки кинорежиссуры» и «Азбука кинорежиссуры». В этих книгах изложены основная теория и азы режиссуры.

— Лев Кулешов «Уроки кинорежиссуры» (скачать книгу)
— Лев Кулешов «Азбука кинорежиссуры» (скачать книгу)

Интересно о современном представлении о режиссуре почитать в книге Ангелова.

— Ангелов «Практическая режиссура кино» (скачать книгу)

У Михаила Ромма можно читать все книги. Они написаны интересно, доступным языком и очень полезны.

— Михаил Ромм (скачать книги)

О практических творческих решениях много говориться в книге Хичкок Трюффо

— Хичкок/Трюффо — интервью между режиссерами (читать или скачать книгу)

Очень интересна и автобиографична книга Кшиштофа Кесльевского «О себе». Он анализирует свою творческую карьеру и ищет ошибки в реализации своих фильмов.

— Кшиштофа Кесльевского «О себе» (скачать книгу)

Далее читаем книги о режиссуре, связанной с театром и работой с актером. Это Г. Товстоногов «Зеркало сцены» и К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой».

— Г. Товстоногов «Зеркало сцены» (скачать книгу)

— К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» (скачать книгу)

— К. Станиславский  «Работа актера над собой» (скачать книгу)

Для общего развития полезно почитать книги режиссеров:

— Милош Форман — Круговорот (скачать книгу)

— Ингмар Бергман — Жестокий мир кино (скачать книгу)

— А. Кончаловский — Возвышающий обман (скачать книгу)

— А. Кончаловский — Низкие истины (скачать книгу)

— Ингмар Бергман — Каждый фильм – мой последний (читать статью)

— Работа с актёром. Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского

Также читайте статьи про кино ЗДЕСЬ

 

РЕЖИССУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Две самые лучшие книги по документальному кино:

— А. Розенталь «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес» (скачать книгу)

— М. Рабигер — Режиссура документального кино и «Постпродакшн» (скачать книгу)

И статьи с этих книг:

— М. Рабигер. Документальное кино: поиск творческой индивидуальности (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. окументальное кино: Подготовка к съемке. Изобразительные средства экрана (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. Производство документального фильма (читать статью о режиссуре кино)

— М. Рабигер. Теория документалистики и советы начинающим режиссерам (читать статью о режиссуре кино)

— А. Розенталь. Подготовительный период фильма (читать статью о режиссуре кино)

— А. Розенталь. Как работает режиссер (читать статью о режиссуре кино)

И еще статьи:

— Алексей Сергеев — Подготовка к съемке (читать статью о теории кино)

— Алексей Сергеев — Съемка фильма (читать статью о теории кино)

— Алексей Сергеев — На съемочной площадке (читать статью о теории кино)

Статьи по документальному кино от автора сайта:

— Основы документального кино 

— Реферат по мастерству документального кино. Фильм Павла Лозинского «Такая история»: драматургия, монтажное, художественное решение, операторская и режиссерская работа

— Советы по съемке документального кино для любителей


МОНТАЖ
 

Начнем со знаменитой книги Соколова, его триптиха «Монтаж». Он больше пишет о технических особенностях монтажа, приемах, правилах. С этой книги стоит начать. Лучше купить его книги, чтобы они лежали у вас на полочке.

— А.Г. Соколов — Монтаж. Телевидение, кино, видео. Все части книги: первая, вторая и третья (скачать книгу по монтажу)

Далее:

— Михаил Ромм — Вопросы монтажа (скачать книгу по монтажу)

— Г.С. Окунёв — Основы киномонтажа (скачать книгу по монтажу)

Читаем статьи:

Статья Тарковского «Запечетленное время»

— А. Тарковский «Запечетленное время» (читать статью по монтажу)

Всеволод Пудовкин «Статья о монтаже».

— Всеволод Пудовкин «Статья о монтаже» (читать статью по монтажу)

Сергей Эйзенштейн «Статьи о монтаже»

— С. Эйзенштейн — Статьи о монтаже. Неравнодушная природа (читать статьи по монтажу)

Очень интересные статьи по монтажу Л. Б. Фелонова «Современные формы монтажа» и «Проблемы и тенденции современного монтажа», но их к сожалению нет в интернете — надо сканировать.

 

Много о документальном кино и в книге Кшиштофа Кесльевского «О себе», о которой упоминалось выше.

— Кшиштофа Кесльевского «О себе» (скачать книгу)

Статья от автора сайта:

— Монтажное решение фильма. Метод анализа средств выразительности кино сцен

 


ДРАМАТУРГИЯ

В монтаже есть две системы теории: отечественная (по Л. Нехорошеву) и голливудская или американская.

Можно начинать с любой из двух основных книг по драматургии кино:

АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ТЕОРИИ КИНО МОНТАЖА

Очень доступно и интересно написано о монтаже у Роберта Макки в его популярной книге «История на миллион долларов»

— Роберт Макки — История на миллион долларов. Драматургия фильма (скачать книгу по драматургии)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТЕОРИИ КИНО МОНТАЖА

Обобщил теорию монтажа и создал легендарный учебник Л. Н. Нехорошев.

— Л. Нехорошев — Драматургия фильма (скачать учебник по драматургии)

— Конспект книги Нехорошева «Драматургия»

И в дополнение можно почитать:

— В. Туркин — Драматургия кино (скачать книгу по монтажу)

— Лайош Эгри — Искусство драматургии (скачать книгу по монтажу)

Другие книги ищите ЗДЕСЬ

 

IV. Смотрите и анализируйте фильмы

Смотрите как можно больше хороших и плохих фильмов. Хороших, чтобы с них брать пример, брать из них лучшее. Плохих, чтобы понимать, какие ошибки можно допустить при создании фильма. Если фильм вам не нравится, проанализируйте почему? Найдите причины этого. Подумайте, как можно было бы улучшить фильм, чтобы вы сделали по-другому.


V. Пишите дневник.

Любые наблюдения, формулирования понятий и представлений, описания увиденных историй и диалогов, формирует вашу личность. Даже мелочи из наблюдений потом могут быть вами использованы в фильмах. Чем больше вы будете наблюдать мир, тем реалистичней правдивей, а значит и интересней будут ваши истории в фильмах.


VI. Практикуйтесь

— упражнения по монтажу
— упражнения по режиссуре
— снимайте видеоролики
— создавайте фильмы
— организуйте команду из друзей

Цитаты с других сайтов:
Для остального есть Master Card! Это не шутка. Если вы хотите зарабатывать деньги, не идите в режиссуру, займитесь чем-нибудь другим.

 

 

Это статья будет со временем дополняться. Здесь будут расписаны упражнения по монтажу и режиссуре, будут даны описания книг.

Предлагаю делиться опытом в подготовке к поступлению на режиссерский факультет и саморазвитию в области режиссуры. Какие книги читаете, как готовитесь, какие фильмы советуете смотреть, какие сайты помогут в подготовке, какие практические упражнения можно выполнять? Куда поступать? Пишите в комментариях.

Автор статьи Салаев Михаил

Тем, кто поступает на режиссера « Московская киношкола

Этот пост основан на том, как поступают на режиссеров в театральный вуз. Но в моей школе в основном учатся кинорежиссеры, которые проходят такой же отбор, и это им сильно помогает в дальнейшей работе в кино.

Меня периодически просят, чтобы я поделился советами, как поступать на режиссуру. Я уже достаточно подробно отвечал на вопрос о том, как поступить в театральный вуз на актерское отделение, сейчас постараюсь изложить основные критерии поступления в режиссерскую группу.

Я учился, а потом и преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа. Поэтому поделюсь размышлениями, основанными на личном опыте.

Первое, что надо понять, это то, что на этот факультет принимают мало режиссеров, 5 -6 человек в год, и конкурс туда большой. Одних знаний и опыта недостаточно. Прежде всего ищут личность с интересным авторским мышлением. Также внимательно присматриваются к характеру. Режиссер – это лидер, лидер неформальный, поэтому «зануд» редко берут. Он должен быть коммуникативен, уметь находить общий язык с непростыми, творчески одаренными людьми, часто очень ранимыми эмоционально. Режиссер должен быть к ним лоялен, но в то же время уметь настоять на своем видении. Он обязан обладать волей и собранностью, в ситуациях, когда вся группа заходит в тупик, он должен брать на себя ответственность и предлагать выход. Это профессия, где никто не поможет, и ты можешь полагаться только на самого себя. Иногда даже говорят, что режиссер – это прежде всего характер. За этим внимательно наблюдают, и часто именно из-за несоответствия характера профессии слетают, казалось бы, одаренные люди.

И, конечно, важен ваш интеллектуальный уровень. Вы должны понять, что через несколько лет вы придете в профессиональный театр, в сложившийся коллектив, к людям непростой творческой профессии, многие из которых вас гораздо старше. И вам надо будет ими руководить, и руководство это должно быть неформальным. Поэтому набирайтесь знаний, читайте больше, смотрите выставки, покупайте альбомы художников, читайте про архитектуру, историю искусств, разбирайтесь в современном искусстве, смотрите фильмы и спектакли, оперу, балет. Если вы живете там, где нет театров, то можно смотреть их в записи, сейчас много всего в интернете. Вам надо знать фильмы Тарковского, А. Германа, Кончаловского, Михалкова, Феллини, Висконти, Вуди Алена, Ларса Фон Триера, Бертолуччи, М. Формана, П. Альмадовара, и др. Также спектакли П. Фоменко, Эфроса, Товстоногова, А Васильева, С. Женовача. П Брука, Д. Стрелера. Надо прочесть книги Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова, Попова, Эфроса, П, Брука, Стрелера, Гротовского. Это неполный список, но по всем этим авторам могут быть вопросы, это необходимый минимум, который вы обязаны знать. Сходите в институт, возьмите памятку поступающим, там есть рекомендованный список литературы. Вы должны все это знать.

Но, все же, главное не в этом. Главное в том, как вы мыслите. Что вы за личность, есть ли у вас задатки к режиссерскому мышлению. И именно это, в основном, будут выяснять педагоги. Вам все простится, если вы хорошо расскажете про свою задумку спектакля или фильма. Я не разбираю здесь ситуацию, когда у вас уже есть постановки, и вы уже снимали что-то. В такой ситуации вы приносите макет, эскизы, видео и пр. материалы по спектаклю или фильму, и по ним защищаетесь на экзамене, тут все понятней, и результат будет зависеть от качества поставленного вами спектакля или снятого фильма. Но и в этом случае вы можете получить задание разобрать какую-то пьесу, сценарий, или отдельную сцену.

Здесь мы будем разбирать ситуацию, когда вы еще ничего не ставили, так сказать, поступление с белого листа.

Задание 1. Прежде всего, наберите себе пьес и начинайте читать, не откладывая это на потом. Неизвестно, когда вы найдете свою пьесу. Начинайте читать прямо с сегодняшнего дня. Читайте по одной пьесе в день и делайте это в один присест, так вы лучше почувствуете целое, ощутите ее развитие. Пьеса в среднем читается за 1,5 – 2 часа. Внимание, тем, кто страдает скорочтением, сбавьте скорость, это не техническая литература, пьесу надо чувствовать, прочтите ее внимательно. Ваша задача найти свою пьесу, выбрать такой материал, который вы не можете не поставить, а это не так просто. Совет: не берите пьесу, потому что она веселая, или потому что в ней лихо закручен сюжет. Это все хорошо, но главный ориентир для вас – это единая волна, созвучная вашим сегодняшним душевным проблемам. Пьеса должна откликаться в вас, оставлять своеобразное щемящее чувство, вне зависимости от того трагедия это или комедия. Сначала это будет просто ощущение, которое вы, может быть, не сможете даже объяснить, этакое послевкусие, начали читать другую, но мысли все время возвращаетесь к прошлой пьесе. Если вы это почувствовали, то необходимо еще раз ее перечитать. Скорее всего вы начнете замечать новые проблемы, она станет более ясной, начнет приобретать более четкие очертания, вы начнете понимать, что же вас в ней так затронуло. Если не получится с первого раза, то это придет позже. Но ваша задача понять и назвать то, что вас в ней заинтересовало. И когда вы сможете назвать эту проблему, и назвать ее четко и определенно, тогда вы захотите высказаться по этому поводу, и это высказывание и будет той идей, которая станет двигателем будущего спектакля, постепенно превращаясь в сверхзадачу, на которую будут ориентированы все векторы дальнейшей работы.

Основная ошибка, встречающаяся у абитуриентов, это то, что они берут пьесу, из-за смешных текстов, забавной истории или лихого сюжета. Но если ничего, кроме этого вас в пьесе не затронуло, то вы внутренне не будете к ней подключены и не сможете высказаться как личность. Вам ничего другого не останется, как придумывать внешние «фенечки». Ведь без личностного подключения, ваша фантазия будет пользоваться штампами, где-то вами уже виденными, и много раз использованными. Чаще это набор сцен, никак не связанных внутренним напряженным действием. Даже если бы вы и поставили такой спектакль, который внешне будет выглядеть хорошо и стильно, с профессиональной игрой актеров, хорошей сценографией, но зритель будет скучать, ему почему-то будет неинтересно. Ваши сцены будут как разбросанные камушки, которые никогда не превратятся в мозаику.

Итак, наконец-то из множества прочитанных пьес, вы выбрали одну, вам подходящую. Почувствовали и осознали, о чем будет ваша история. Теперь самое время приступить к разбору пьесы. Про разбор много написано в интернете, поэтому я этого здесь касаться не буду. Тем более, что сам я делаю его другим способом, который отличается от интернетовского. А для поступления лучше работать по общепринятому методу разбора. Просто перечислю, что вы должны определить: тема, идея, основной конфликт, конфликтные линии, предлагаемые обстоятельства, главное событие, событийный ряд, сквозное действие, сверхзадача спектакля, мотивация персонажей, их личные сверхзадачи и задачи, их конфликтные линии и изменения. Есть еще множество терминов, но достаточно и в этих разобраться. Не перегружайте себя сильно всеми этими понятиями, главное внятно и по делу рассказать историю, которую вы будете ставить. Но все же и не сбрасывайте со счетов терминологию, она не так проста в понимании и часто очень опасна. Поинтересуйтесь мастером, который набирает курс. почитайте его теоретические размышления, интервью. Понаблюдайте за его терминологией, как он ее использует. Не для того, чтобы под него построится, а просто понять, что он имеет в виду под тем, или иным термином. В этих терминах сейчас неразбериха, и часто их трактуют по-разному. Я был свидетелем, как одного абитуриента не взяли, за то, что он отстаивал термин «событийный ряд». А экзаменатору это не нравилось, он говорил, что событийного ряда быть не может, что в пьесе только одно событие, и оно в кульминации. А то, что бедный абитуриент называет событиями, это простые происшествия. Абитуриент не соглашался с этим, спорил, закончилось тем, что его не взяли. Я, когда набираю, не спрашиваю терминологию, и даже останавливаю студента, если он ей злоупотребляет, но есть мастера, к которым вы не попадете, если не будете ее знать, и четко в ней ориентироваться.

Допустим, что разбор вы сделали. Выяснили, о чем будет ваш спектакль, какое главное событие, какие события помогают развиваться истории, заложенной в пьесе, что вы хотите сказать своей постановкой. Как вы решаете персонажи, как они у вас взаимодействуют, как развиваются, кто с кем сталкивается, и как они меняется. У вас уже исписана увесистая тетрадь, и можно, конечно, на этом и успокоится, и идти с ней на 1 тур. Но я предлагаю вам не расслабляться так рано, и на основе этого разбора придумать прирезку к вашему спектаклю. Прирезка – это своеобразный макет, но сделанный произвольно, не в масштабе, модель сценического пространства на весь спектакль, со всеми изменениями мест действия в спектакле. Примеров прирезок мало, так как их делают временно, только для того, чтобы определить сам сценографический принцип, поэтому посмотрите в интернете макеты, на их примере можно понять, что такое прирезка.

Качество вашей прирезки может быть гораздо скромнее макета. Но не надо ее делать спустя рукава. По прирезке легче понять вашу задумку, ощутить ваше художественное видение мира спектакля. Ясно, что вы не скульпторы и не декораторы, и что ваша прирезка – это еще приблизительный подход к образу спектакля, только повод для вашего первого разговора со сценографом. Но это уже не просто голые логические размышления, это уже замысел, который затрагивает вопросы стиля, жанра, атмосферной наполненности спектакля, воплощения идей в зримые образы. Здесь понадобится и конкретное мышление, и образное, и структурное, и абстрактное проявление вашей личности. Старайтесь сделать эту работу максимально интересной, с авторскими ходами.

Мой совет: используйте подручные готовые материалы: проволоку, спички, деревянные шампура, пластилин, марлю, фольгу, вату, поролон и т. д. . Сейчас много уже готовых фактур, и если их чуть подкрасить, обклеить, покрошить, порезать и пр., то они могут сэкономить ваше время и силы. В общем, проявляйте фантазию. Можно довольно просто соорудить сценическую площадку. Для этого возьмите обувную коробку, отрежьте одну из сторон – получится сцена с 3 сторонами и одной пустой стороной, за которой якобы находятся зрители. Получится своеобразная сценическая площадка, на которой можно расположить ваши декорации относительно зрительного зала. Не старайтесь поразить своими умениями художника, ваша задача рассказать про спектакль, и сделать это как можно интересней, важны ваши размышления, а макет только помогает сделать ваш рассказ предметным и понятным. Используйте все, что вам может помочь в презентации. Добивайтесь выразительности через фактуру, материал, через объем, кубатуру, свет, музыку. Избегайте общих фраз о гениальности автора, о классовой несправедливости, школьных характеристик героев, литературного пересказа сюжета. Говорите больше про людей в спектакле, их проблемы, и о том, как они их преодолевают. Рассказывайте историю так, как будто она приключилась с вами. Хочется видеть ваш авторский взгляд на то, что происходит в пьесе. Рассказывайте так, как будто вы уже видели свой спектакль, и видели его подробно, слышали музыку, видели свет, ощущали его ритм, партитуру атмосфер, наблюдали авторскую игру актеров. Выстраивали начало, кульминацию, концовку. Можете принести с собой музыку, звуки, фонарики, свечки, эскизы костюмов, все, что может сделать вашу защиту творческой и интересной.

Можете сделать распределение ролей, выбирая исполнителей из известных актеров, так будет понятно, как вы видите ту или иную роль.

Задание 2. Следующее, что вы должны сделать, – это выбрать одну из сцен, спектакля и разобрать ее максимально подробно. Расскажите про нее так, как будто вы видели ее уже много раз и помните практически наизусть. Как зарождается сцена, из чего она вырастает. Кто, откуда и как выходит, как выглядит, в каком ритме. С чего начинается сцена: с тишины, музыки, звуков и пр. Какое освещение на сцене, как оно меняется. Что делают персонажи, какой основной конфликт двигает действие в этой сцене. В каком ритме все развивается. С чего начинается сцена и чем заканчивается, и не только сюжетно, но и по внутреннему развитию. Какие изменения произошли с героями, что произошло в сцене, какая атмосфера в сцене (напряженная, ленивая, игривая, расхлябанная и пр.), и как она меняется. В общем, это должен быть подробный пересказ уже, как бы, поставленной вами сцены. Учтите, если ваш рассказ о спектакле будет удачен, то вас обязательно попросят рассказать одну из сцен максимально подробно, будьте к этому готовы. Иногда, правда, сцену вам может задать мастер, и она может не совпадать с приготовленной вами. Но тогда вам дадут время на подготовку, обычно около получаса. Этого времени достаточно, если вы подготовлены и талантливы.

Надо понимать, что в первом задании педагогам важно понять, как вы видите всю историю, ее развитие в пространстве, времени и идее. Можете ли вы подняться над историей и увидеть все движение истории целиком, выстроить это движение в нужном вам направлении. Через второе задание важно понять, обладаете ли вы конкретным мышлением, можете ли выражать абстрактные идеи через зримый мир спектакля, владеете ли вы действенным видением, можете ли раскрыть ситуацию, и сделать это ясно, подробно и интересно. Оба эти навыка очень важны для режиссерской профессии, и педагогам не хотелось бы ошибиться, прежде всего, в ваших же интересах.

И последнее. Презентация проходит в свободной форме и зависит только от вашей фантазии.

Также режиссеры сдают актерское мастерство. Я не строго смотрю на этот предмет, но некоторые мастера, ставят его на первое место. Посмотрите мой пост посвященный актерам, там про это подробно написано. Скажу только, что у режиссера не может быть в репертуаре 1 стихотворение 1 басня и 1 проза, это почти 100%, что вы не поступите. Вы режиссер, у вас должен быть обширный репертуар. И конечно он не должен быть банальным, из школьной программы. Если вы читаете «Ворону и лисицу», то ваша трактовка должна быть очень неожиданной, чтобы вам простили такой тривиальный выбор. Вы должны производить впечатление серьезного, увлеченного человека, который перелопатил кучу литературы, прежде чем нашел то, что ему подходит. Режиссер – это авторская профессия, штучная, и набирают туда штучно. Готовьтесь к такому шагу, как поступление на режиссерский факультет серьезно.

Желаю удачного поступления, Г. Сидаков.

Профессия: Режиссер — описание, зарплата и где научиться

Режиссеры руководят кино-, телевизионными и театральными постановками от подготовки до завершения. Перед началом репетиций или съемок они анализируют оригинал и эскизы и разрабатывают концепции, например, для оформления декораций или сценического пространства, костюмов и масок, любых аудио- или видеозаписей или технических эффектов. Это осуществляется соответствующими художественными и техническими менеджерами. При этом режиссеры держат все темы в своих руках. Они координируют работу всех участников и принимают окончательные художественные решения. Во время репетиций или записей они направляют актеров и работают с ними, чтобы разработать портреты персонажей соответствующих ролей. В театре работа режиссеров над постановкой обычно заканчивается премьерой, в кино и на телевидении, например, после пост-продакшн, путем монтажа и сборки сцен создается финальная версия фильма.

Режиссеры также могут работать в сфере преподавания. В высших учебных заведениях и театральных школах они обучают студентов, готовятся к лекциям и семинарам, проверяют письменную работу и принимают экзамены. Самостоятельная научная деятельность возможна только после получения степени магистра и доктора.

Уровень зарплаты, которую получают Режиссеры в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Режиссера в подробностях

В чем суть профессии Режиссера?

Режиссеры руководят реализацией кино-, видео- и телевизионных постановок всех видов, ставят постановки театра драммы и музыки (драма, опера, оперетта, мюзикл, пение) или режиссируют фильмы и телепередачи.

Режиссеры в Подготовке и Реализации

Если фильм или телевизионный проект одобрен, режиссеры планируют процесс съемок. Они разрабатывают визуальную концепцию, планируют последовательность изображений для последовательности сцен и — при необходимости вместе с операторами — создают раскадровку, в которой сцены и ракурсы камеры записываются в виде эскизов. В кастингах они выбирают исполнителей. В сотрудничестве с скаутами локаций они выбирают локации. Кроме того, необходимо обсудить дизайн сцены, костюма и маски, трюки и спецэффекты.

В театре они занимаются постановками в том числе с артистами и актрисами из труппы и работают вместе с художественно-техническим персоналом сцены. Они обсуждают свою концепцию с руководством, драматургом и отделами сценической техники, сцены, костюма и макияжа и проводят репетиции.

В обеих областях режиссеры держат управление в своих руках и решают все художественно-технические вопросы. Важной задачей является направление исполнителей.

Режиссеры в пост-продакшн

В кино и на телевидении после съемки начинается другая важная часть работы: монтаж фильма, так называемый пост-продакшн. Обычно, для фильма снимаются гораздо больше сцен и установок, чем видит зритель. В комнате редактирования режиссер и редактор соединяют фильм. Они сами решают, какие сцены или установки сохранить. После того, как тонкий монтаж был произведен, режиссеры будут руководить завершением производства. Они контролируют синхронизацию голоса и добавление и микширование музыки и звуков. Также они активно участвуют в разработке названия и формировании тизера (трейлера).

Режиссеры в обучении

В высших учебных заведениях, а также в театральных школах режиссеры обучают студентов театральных факультетов. Они готовят лекции, семинары или практические занятия, создают учебные материалы и контролируют выступления или кинопроекты студентов. Кроме того, они организуют экскурсии, например, на важные спектакли, а также стажировки в театрах или в кино, телевизионных проектах. Режиссеры разрабатывают тесты и проводят их. Если они активно участвуют в научных исследованиях, они публикуют свои выводы, например, в учебниках, журналах или презентуют на конференциях.

Для самостоятельной научной деятельности требуется степень магистра и докторская степень.

Чем занимается директор? Должностная инструкция кинорежиссера

ЧЕМ ДИРЕКТОР ДЕЛАЕТ НА ПРЕДПРОИЗВОДСТВЕ?

Практический подход к препродакшну

Помните: эффективность режиссера в реализации своего видения во время препродакшена сводится не столько к художественному замыслу, сколько к составлению бюджета и сбоям в сценариях.

Вы можете увидеть, как это разыгрывается в нашем сериале Making It , который следует за режиссером С.К. Ланном на протяжении всего периода подготовки к производству, когда он доказывает концепцию своего сериала Mental Mistakes.

В первом эпизоде ​​Ланном определяет каждый существенный производственный элемент в своем сценарии. Что делает продюсер, чтобы помочь режиссеру на этом этапе? В этом случае продюсер Герман Уилкинс формирует бюджет в рамках производственных параметров, установленных режиссером:

Чем занимается директор? В серии «Making It» StudioBinder все это разбито на части

КАКОВА роль режиссера в пре-продакшене?

Внесение изменений в сценарий

Независимо от того, написали ли они сценарий или нет, режиссер захочет просмотреть весь черновик во время подготовки к производству, чтобы оценить, сколько из него потребуется переписать или изменить.

Мы поместили сценарий в программу для написания сценариев StudioBinder, чтобы вы могли увидеть, как может выглядеть взаимодействие между режиссером и сценаристом. Обратите внимание, как режиссер и сценарист проекта ниже обмениваются комментариями по поводу сюжетных идей:

Как режиссер подходит к сюжету? Ни один сценарий никогда не бывает «законченным»

Подготовительные задачи режиссера

Работа с руководителями отделов

Перед тем, как будет сделан первый кадр, необходимо тщательно продумать и обсудить тон фильма.Последнее слово остается за директором, и они должны его выполнить.

Как? Общаясь с каждым руководителем отдела, от оператора до художника-постановщика. Вся команда должна быть на одной странице, чтобы иметь возможность воплотить в жизнь замысел режиссера.

Во втором эпизоде ​​Making It рассказывается о мельчайших деталях, связанных с наймом руководителей отделов. Посмотрите, как Ланном и Уилкинс оттачивают членов экипажа, идеально подходящих для их проекта:

Нет двух одинаковых определений режиссера.В данном случае режиссером также был разведчик локации

Каков подход режиссера к кастингу?

Прослушивание и подбор актеров

Чтобы выбрать актеров, которые лучше всего подходят персонажам сценария, режиссер и продюсер отточят некоторые «выборы» — выдающихся среди тех, кто откликнется на их первоначальный кастинг.

Оттуда можно начинать прослушивание. Следуйте процессу кастинга Mental Mistakes ‘, чтобы узнать ключевые составляющие успешного прослушивания:

Стороны сценария помогают актерам на прослушивании соответствовать видению режиссера персонажей.

Как отмечает Уилкинс в видео, режиссер должен проходить прослушивания с разными сторонами — несколькими страницами сценария, демонстрирующими определяющие черты персонажей.Когда вы создаете стороны для своих персонажей, они будут выглядеть примерно так:

Сценарий ментальных ошибок • Прочитать сценарий всей сцены

В конце концов, некоторые актеры, проходящие прослушивание, прибегнут к своим прочтениям предоставленных им сторон. Как только режиссер дает последнее слово о том, кто лучше всего подходит для каждой роли, кастинг завершается.

ЧТО ДИРЕКТОРЫ ДЕЛАЮТ НА ПРЕДПРОИЗВОДСТВЕ?

Подготовка к съемке

На последнем этапе подготовки к съемкам режиссер и продюсер должны убедиться, что производство застраховано, работать с кинематографистом, чтобы обеспечить съемочное оборудование, и работать с 1-м AD, чтобы создать график съемок.

Каждый член экипажа разделяет ответственность за выполнение этих задач. Но, как подчеркивает Ланном в эпизоде ​​ Making It ниже, в конечном итоге, если что-то пойдет не так, виноват режиссер: