Конспект по русскому языку «Составление плана текста»
Тема: Составление плана текста
I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока
— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)
— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)
— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).
— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.
Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.
— Запишите в тетрадях число и название работы.
— А что такое «изложение
— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)
— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)
II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах
1. Развитие образов- представлений
— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…
— Отгадайте загадку, о ком она?
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк) (Слайд 4)
— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)
— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)
— Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.
2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
Чем является этот отрывок? Докажите.
Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
Порядок предложений строго определённый или нет?
Какова тема
Как бы вы озаглавили этот текст?
К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо
3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)
— Чем является этот отрывок? (Текстом)
— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)
— Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)
— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)
— Можно ли поменять данный порядок предложений? (
— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)
— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)
— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)
— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)
4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)
III. Наблюдение над особенностями текста-повествования
— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)
— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.
Чтение текста учителем
Анализ услышанного
— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)
— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки
— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)
— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)
— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».
— У кого совпала своя концовка текста с авторской?
— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)
— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.
— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике:
(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)
— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)
— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?
3. Подбор заголовка к тексту
— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)
— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.
IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах
1. Введение нового понятия
— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.
— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)
— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)
— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-
— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.
— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.
План
Птичье гнездо.
Вот так находка!
Как быть?
Догадался! (Слайд12)
(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)
— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (
— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)
2. Проверка вывода по образцу
3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах
— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.
(Алгоритм: (Слайд 13)
Выделили части и определили, о чём в них говорится.
Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)
4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику
— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)
V. Физкультминутка (Слайд 14)
Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм(Слайд15)
— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.
— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)
— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)
— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)
— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)
— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)
— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)
— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)
— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?
— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)
— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)
— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы
— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)
— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.
VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)
VII. Контроль и самопроверка
— Не забудьте проверить свои работы!
VIII. Домашнее задание (Слайд17)
— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.
IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)
— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)
— Открыли этот секрет? (Да)
— Какой? (Умение составлять план текста)
— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)
— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?
— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?
— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
Чем является этот отрывок? Докажите.
Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
Порядок предложений строго определённый или нет?
Какова тема этого текста? А основная мысль?
Как бы вы озаглавили этот текст?
К какому типу текстов вы отнесёте данный?
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
Чем является этот отрывок? Докажите.
Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
Порядок предложений строго определённый или нет?
Какова тема этого текста? А основная мысль?
Как бы вы озаглавили этот текст?
К какому типу текстов вы отнесёте данный?
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
Чем является этот отрывок? Докажите.
Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
Порядок предложений строго определённый или нет?
Какова тема этого текста? А основная мысль?
Как бы вы озаглавили этот текст?
К какому типу текстов вы отнесёте данный?
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
Чем является этот отрывок? Докажите.
Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
Порядок предложений строго определённый или нет?
Какова тема этого текста? А основная мысль?
Как бы вы озаглавили этот текст?
К какому типу текстов вы отнесёте данный?
infourok.ru
Статья (9 класс) по теме: Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ГИА
Отработка навыков составления плана текста по обществознанию в 9 классе.
Изначально кажется, что составление плана не должно вызывать трудностей, ведь учащиеся должны уметь составлять план при написании изложения и сочинения. Я считала, что с этим не будет проблем. Но, когда в 2009 году учащиеся стали сдавать экзамен в форме ГИА, я поняла, что надо много работать над составлением плана, и практика показала, что малая часть учеников может без подготовки справиться с этим заданием. И даже при том, что мы работали над планом и частью С, в первый год многие учащиеся остановились на выполнении задания первой и второй части.
После экзамена, на мой вопрос, почему не делали часть С, ребята отвечали следующим образом:
1. Тексты трудные, непонятные. (Я тоже считаю, что для девятиклассников тексты подобраны сложные).
2. Мне достаточно тройки.
Вы.. помните, что отметку «3» можно было получить, набрав всего 12 баллов. В этом году, чтобы получить тройку надо уже набрать 16 баллов, а заветную четверку — 26 баллов. Это означает, что, если два-три задания в части А и В сделаны неверно, то отметка будет низкой. Девятиклассники должны понимать, что без решения части С хорошей оценки не будет .На часть 3 приходится 6 заданий, максимальный первичный балл 13(32,5%)
Тексты могут быть совершенно разные, содержать разное количество мыслей, и только с практикой придёт умение выделять смысловые элементы и давать им наименования. Я считаю, что чем чаще 8-9- классники будут встречаться со сложными, философскими текстами, тем меньше они будут их страшиться
Подготовку учащихся к работе над составлением плана начинаю в 6 — 8 классах. Спрашиваю их, знают ли они, что такое план, зачем он нужен, умеют ли они его составлять. Обычно дети не всегда могут дать формулировку плана. Но отвечают, что план приходилось составлять. Задания на составление плана есть и в учебниках истории. Например, в учебнике средних веков, в параграфе 34 «Начало гуситского движения»- составить план всего параграфа, а для пунктов 3,4,5- составить развернутый план. План составляем общими усилиями, находим опорные слова, формулируем названия частей и записываем на доске и в тетради. Пункты 3-5 делим на более мелкие части и озаглавливаем их. Составление плана по истории не вызывает особых затруднений.
Но работа над составлением плана в 5-7 классах носит эпизодический характер. Чаще начинаем работать над планом в 8 классе, когда многие учащиеся уже определились или почти определились с экзаменом. Перед нами стоит задача: научить составлять план оригинальных текстов.
В параграфе 4 учебника Кравченко А.И. Обществознание 8 класс на с.34 есть статья «Ускорение истории».
Ускорение истории
Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начал XX века, пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и начало постиндустриальной). Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. История человечества, начиная с кроманьонца до | человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 1 00 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.
«Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги — 1000 лет; паровой машины — 80 лет; телефона — 50 лет; самолета — 20; транзисторной техники — 3 года; волновых передач — 20 лет; лазеров-| полгода; а факсов — всего 3 месяца».
Источники: Спасибенко С.Г, Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимо-1 действия общества и личности // Социально-политический журнал. 1996.1 № 3. С. 50-67; Человек и общество / Под ред. В.И.Купцова. М., 1993. Кн. 1.| С.4. Абдеев РФ. Философия информационной цивилизации. М., 1 994.
Даю домашнее задание: разбить текст на смысловые части, составить план. Вот, что получилось у ребят:
1. Три типа цивилизации.
2.Изменение жизни каждые 25 лет.
3. Появление изобретений и их практическое использование..
На следующем уроке уделяем внимание проверке плана. Даем определение понятия план. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. План бывает простой и сложный; по языковому оформлению — назывной и вопросный. Предлагаю воспользоваться авторским делением статьи на смысловые части. Их две. Спрашиваю, о чем этот отрывок, какова его главная мысль? Ответы разные:1)поток информации удваивается каждые 20 лет; 2) Три типа цивилизации; 3)ускорение темпов развития общества.
При обсуждении ответов ребята приходят к выводу, что главная мысль- ускорение темпов развития общества, т.к. большая часть отрывка посвящена свидетельствам этого ускорения. Записываем в тетрадь этот заголовок 1. Ускорение темпов развития общества.
Во втором отрывке ребята верно уловили, о чем идет речь. Останавливаемся на первом предложении, которое точнее всего передает главную мысль.
2. Время между появлением изобретения и его практическим использованием.
Ребята делают вывод о том, что план простой, назывной.
Предлагаю учащимся тренироваться дома над составлением плана по газетным и журнальным статьям. За каждый хорошо составленный план ставлю плюс, который дает дополнительный балл. Если ученик на уроке получит низкую оценку, он может взять этот дополнительный балл и повысить свою оценку. В основном составляем повествовательные планы. Но иногда дети составляют и вопросные планы.
Использую в 7-8 классах при переводной аттестации задания типа ГИА. На слайде вы видите 2 задания из части В и 2 – из части С.
Основная работа по подготовке к ГИА приходится на 9 класс. На уроках и во внеурочное время повторяем разделы за 8 класс, а затем выполняем тестовые задания.
Консультации провожу по понедельникам в 16.00. Чаще всего занимаемся частью С. На задания С1 – С6 уходит много времени, порой времени консультации не хватает. У всех моих девятиклассников одинаковые варианты типовых тестовых заданий. Авторы: Лабезникова А.Ю. и Котова О.А. работать удобно, есть и ответы. Но важно не подсмотреть в ответы, а научиться правильно мыслить самим.
Мы писали две работы по Статграду: тренировочную и диагностическую. Все учащиеся делали часть С и набирали 8-9 баллов. Затем проводили работу над ошибками и составляли альтернативный план.
Вариант диагностической работы.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Производитель не создаёт нужду, она уже существует.
Вторая исходная идея маркетинга — потребность. Потребность — нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, Интернет без вступления в физический контакт с покупателями. Маркетинг — это работа с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. Это поиск покупателей, выявление их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование.
(Адаптировано по Т.С. Бронниковой и А.Г. Чернявскому)
По этому тексту девятиклассники составили назывной (повествовательный план). Я предложила на консультации составить вопросный план. С заданием успешно справилось большинство учащихся.
Маркетинг и рынок.
План — назывной
1. Нужды людей.
2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров.
3. Современный рынок и маркетинг.
План – вопросный.
1. Какие нужды лежат в основе маркетинга?
2. Как связаны между собой потребность и товар ?
3.Что такое рынок и маркетинг?
Если ребята на экзамене составят такой план, я думаю, они получат за него 2 балла.
Хочу отметить, если существует длительный перерыв в занятиях, то ребята многое забывают и делают ошибки. У меня есть замечательная девочка Кучерова Маша, которая очень ответственно относится ко всем предметам. Но и она делает ошибки. В маленьких школах, какой является наша, на ребят сваливается много разных мероприятий, им приходится разрываться между многочисленными олимпиадами и конкурсами. Девятиклассники устают.
Опыт подготовки к ГИА и проработка методических рекомендаций коллег педагогов позволил мне прийти к следующим выводам
1. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в начале 8-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу, как среди учащихся, так и среди родителей учащихся.
2. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА. Осторожно подходить к оцениванию изучения курса обществознания за 9-й класс учащихся, предполагающих сдачу ГИА, так как расхождение оценки за год и ГИА рассматривается как недоработку учителя, хотя проверяемый объем знаний в ходе ГИА намного превосходит курс 9-го класса.
3. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания.
4. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки.
nsportal.ru
«особенности методики обучения составлению плана в младших классах»
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ»
ПЛАН
Понятие о плане
Актуальность темы
Виды плана
Формирование умения составлять план текста
Памятка о правильном составлении плана
Критерии оценивания плана
Заключение
Список литературы
ПОНЯТИЕ О ПЛАНЕ
После рассмотрения следующих статей: «Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составления плана, прочитанного», «Решение проблем, возникающих при составлении плана литературного произведения» и другие статьи, мы выбрали самое подходящее определение слову «план».
План – краткое содержание текста, составленное из основных смысловых частей, имеющие собственные логические названия, укладывающееся в несколько предложений.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Мы можешь много раз задаваться следующими вопросами: зачем нужно составлять план? Какая от этого польза? Зачем нужно объяснять и учить детей как правильно составить план? И если мы не сможем, а главное не захотим понять всю важность данной темы, то мы никогда этого не поймем.
Главный вопрос на сегодняшнее время состоит в том, какие существуют виды плана? Какое значение план имеет в младших классах? Как правильно формировать у детей умение составлять план? Какие для этого существуют упражнения? Перед нами встало много вопросов, на которые мы сегодня должны найти ответы.
Сегодня мы поставили перед собой главную цель нашей работы, а именно, мы должны больше узнать о плане, так же нам необходимо отразить и показать всю сущность данного понятия. Если мы сами, не будем уметь составлять план и не поймем, зачем он нужен, то мы не сможем научить детей.
Проблема данной темы, состоит в том, что дети не умеют составлять план, а учителя не могут их научить.
Сейчас мы попытаемся понять смысл слова «план» и изучим его изнутри, какое же он имеет строение.
3.ВИДЫ ПЛАНА
Вначале мы сказали, что план — это краткое содержание текста, составленное из основных смысловых частей, имеющие собственные логические названия, укладывающееся в несколько предложений.
А теперь давайте рассмотрим, какие же существуют виды плана.
Среди видов плана можно выделить четыре основные концепции:
Вопросный
Тезисный
План – опорная схема
Назывной
Вопросный план.
Данный вид плана записывается в виде вопроса, к каждой главной мысли темы текста пишется свой вопрос. При составлении вопросительного плана, желательно употреблять вопросительные слова, такие как: почему…, сколько…, как…, и другие. Например: как он попал в дом? Почему он ушел из дома?
Тезисный план.
Тезисный план должен состоять из тезисов глагольного строя, например, он трудился как мастер-ювелир, добиваясь точности в своей работе.
План – опорная схема.
Данный вид плана построен таким путем, что он должен состоять из опорных слов и предложений, которые несут наибольшую смысловую нагрузку. Благодаря опорным словам и предложениям можно легко восстановить текст. Например: купили велосипед, щенок заскулил, Вова Матвеев, и так далее.
Назывной план
Назывной план состоит из тезисов номинального строя, примером могут послужить следующие предложения: зоопарк – тюрьма зверей, скромные лесные птицы, животные и люди, а вот и я!
4.ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА
Работа над составлением плана начинается с самого первого класса. План, какого – либо произведения отражает всю последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Правильная разработка плана необходима уже в начальных классах на ранней стадии развития русского языка. Грамотный плана произведения позволяет ученику лучше сориентироваться в содержании текста, определить основную концепцию и смысл произведения, а так же понять его логику.
Для того, что правильно составить план текста, нужно придерживаться следующих правил:
-план должен раскрывать выбранную тему;
-пункты плана не должны уводить от рассматриваемой темы;
-рассматриваемые подтемы в каждом пункте, должны быть пропорциональны друг другу;
— части плана, такие как вступление и заключение могут так не называться, но должны присутствовать;
-пункты плана должны идти последовательно, не нарушая логику текста.
Существует четыре основных этапа разработки словесного плана.
Во-первых, нужно прочитать произведение, во-вторых, опираясь на вопросы учителя, нужно попытаться понять смысл произведения, в-третьих, нужно разделить текст на части и определить их индивидуальный смысл, и, в-четвертых, нужно озаглавить все части.
Таким образом, составление плана помогает запомнить данный материал, пересказать весь текст, помогает контролировать речевое высказывание, а значит, способствует формированию регулятивных универсальных действий.
ПАМЯТКА О ПРАВИЛЬНОМ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА
Для скорейшего запоминания основных правил по составлению плана мы выделили несколько основных тезисов.
Цели составления плана:
Систематизация информации
Чёткости формулировок
Развитие зрительной памяти
1.Работа над составлением плана, всегда начинается с записи в тетради названия.
2.План может быть
Простой план | Сложный (развернутый) план |
Название каждой части текста, записывается под своим порядковым номером. | В каждой части параграфа, составляется свой, уточняющий его содержания план. |
1.Формулировка в плане должна быть краткая
2.Структура плана, должна быть предельно чёткой
Логическая цепь – конструирование предложений путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения.
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний ученика по составлению плана осуществляется по следующим пунктам:
1.Научился ли ребёнок выделять основную мысль текста
2. Так же ему необходимо выделить микротемы текста, и главную мысль каждой микротемы
3.Далее необходимо сформулировать идею микротемы в пункт плана
4.Соблюдена ли логическую связь микротем и их последовательность
5.Сумел ли ученик передать содержание микротем
6.И наконец, требуется, чтобы ученик передал логику изложения с помощью языковых средств.
8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав данную работу, мы убедились в следующих вещах: мы разобрались, что значит план, для чего он нужен и как, его непосредственно составлять, так же мы убедились, что умение распланировать текст необходимо для анализа произведения, но что бы это стало возможно, необходимо развивать это умение с первого класса.
Благодаря этой работе у нас есть возможность научиться и научить грамотно, составлять план произведения. Разобрав само понятие план, изучив его детали и аспекты, мы получили необходимые знания для правильной распланировки текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранова, М.В. Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.
Оморокова, М.И. и др. 0-57с. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. Для учителя М.И. Оморокова.: Просвещение. 1990-128с. – (Творч. лаб. учителя. Нач. шк.). – ISBN 5 – 09 – 002876 – 1
Сальникова, Д. П. Составление плана прочитанного С. 107 – 108
Соловей, Н.В. Методические аспекты работы над умением составлять план текста.
multiurok.ru